Введение
1.1. Современная российская семья как объект социальной работы
1.2. Демографическая ситуация и политика в современной России
1.3. Современные направления реализации задачи защиты детства
1.4. Существующие формы определения детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на дальнейшее воспитание
2.1. Социально-психологические особенности детей младшего школьного возраста
2.2. Социально-психологические особенности детей-сирот подросткового возраста
2.3. Социально-педагогические характеристики детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
2.4. Социальный портрет современного беспризорника
3.1. Опека и попечительство как общие технологии социальной работы
3.2. Профилактика безнадзорности детей
3.3 Социально-педагогические технологии в процессе социальной защиты, социализации и реадаптации безнадзорных детей и детей-сирот
3.4. Практический опыт работы МОУ «Средней общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов № 4»
Введение
Семья является важнейшим общественным институтом, играющим решающую роль, как для индивидуальной жизни человека, так и для социального, экономического культурологического развития общества. Семья - уникальная подсистема государства, способная успешно решать специфические функции по воспроизводству населения и социализации новых поколений.
Именно по этим причинам актуализируется задача профессионального изучения семьи как социальной системы, отношений семьи и государства, концептуальных основ государственной семейной политики. К сожалению не всегда и не каждая семья выполняет все необходимые функции и с должным качеством.
Можно с полной убежденностью утверждать, что оставленные без внимания дети составят угрозу общества, вливаясь впоследствии в теневую экономику, криминальный мир, составят группы социального риска.
...
1.1. Современная российская семья как объект социальной работы
Семья - основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Прежде всего, следует обратить внимание на различие понятий "семья" и "брак". Часто первое более широкое понятие сводят ко второму. Но семья - это не только супружеские связи, нескольких поколений, но и горизонтальные отношения, (отношения между родителями, детьми, братьями, сестрами, и другими родственниками). В тоже время каждая семья создает собственную культурную среду в рамках общей культуры определенного народа, конфессии, государства. И потому «войти в семью» - означает принять и усвоить ее субкультуру. [3]
Много написано о «нуклеарной семье», знаменующей современный тип семьи. Само название происходит от слова «нуклон», что на латинском означает «ядро». Нуклеарная семья - семья с одной брачной парой и их неженатыми детьми или без них. Процесс урбанизации значительно модернизировал семью.
...
1.2. Демографическая ситуация и политика в современной России
В 1990-е гг. резко обнаружился комплекс негативных явлений в сфере семьи и воспроизводства населения, снижение численности населения страны впервые за последние пятьдесят лет, резко падение рождаемости, рост смертности и снижение средней продолжительности предстоящей жизни, рост разводимости и падение брачности и т.п. Эта ситуация является логическим следствием и итогом долгого пути ослабления, разрушения и деградации семьи как социального института. [12]
О том, что российская семья вступила в сложный современный период, свидетельствуют следующие демографические показатели.
Падение рождаемости
В 1991г. в стране родилось 1,8 млн. детей, в 1993г. – всего 1,4 млн., в 1996 г. – 1,3 млн., в 1998 г. – 1,25 млн., в 2000г. – 1,2 млн.
Общий коэффициент рождаемости в расчете на 1000 населения в 2000 г. снизился до 8,4 по сравнению с 17,2 в 1997г., т.е. более чем в 2 раза.
...
1.3. Современные направления реализации задачи защиты детства
Определяющее значение в обеспечении жизнедеятельности семьи имеет государственная, экономическая и социальная политика, от которой зависят занятость населения в сферах общественного труда, благосостояние и доходы семьи.
В частности, социальная защита семьи – это многоуровневая система преимущественно государственных мер по обеспечению минимальных социальных гарантий, прав, льгот и свобод нормально функционирующей семьи в ситуации риска в интересах гармоничного развития семьи, личности и общества.
Важная роль в социальной защите семьи отводится самой семье: укрепление родительских уз; формирование устойчивости против пропаганды секса, наркотиков, насилия, агрессивного поведения; поддержание в норме психологического здоровья семьи; взаимодействие со школой и производством, социальными службами; обучение детей ведению домашнего хозяйства и т.д.
...
1.4. Существующие формы определения детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на дальнейшее воспитание
Одной из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является опека и попечительство. Опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов детей, для их полноценного воспитания. Под опекой понимают передачу несовершеннолетних в возрасте до 14 лет, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью опекуна. Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки.[27]
Под попечительством понимают передачу подростка в возрасте от 14 до 18 лет на воспитание в семью попечителя. Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые их подопечные не вправе совершать самостоятельно; оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.
...
2.1. Социально-психологические особенности детей младшего школьного возраста
Исследование показателей психической развития детей младшего школьного воза рта (1-4 класс) показывает, что в закрытых учреждениях у детей обнаруживается преимущественно средний и низкий уровень психического развития. Лишь в единичных случаях отмечается наличие детей, общий уровень развития которых более высокий.
В этих учреждениях является весьма значительной группа детей, имеющая низкий уровень психического развития – уровень «риска».
У учащихся первых – четвёртых классов обнаруживается неравномерность развития различных психических функций. Отмеченная «дисгармоничность» ярко проявляется при изучении интеллектуальной сферы.
...
2.2. Социально-психологические особенности детей-сирот подросткового возраста
Подростковый возраст - последний период пребывания большинства детей в учреждении интернатного типа. В дальнейшем они вступают в самостоятельную жизнь. Воспитанники часто не готовы к лишению опеки и привычного образа жизни. Вот почему вопросы личностной и социальной зрелости 14-15 летнего выпускника интерната (детского дома) имеют первостепенное значение.
Подростковый возраст, трудный, критический, для любого человека, таит особые опасности для воспитанников детских домов. Области развития самосознания, временной перспективы и профессионального самоопределения, становления психосексуальной идентичности являются ключевыми для формирования личности в этот сложный период, а с другой – в наибольшей степени уязвимы в условиях воспитания вне положительного семейного влияния.
...
2.3. Социально-педагогические характеристики детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Развитие цивилизованного общества определяется не только его экономическим и социально-культурным уровнем, но и отношением к обездоленным детям. Новая эпоха — эпоха гласности, демократии — создает основу для изменения отношения к различным аспектам данной проблемы. Несмотря на то, что и раньше мы догадывались о неблагополучии в сфере семейных отношений, все же истинные размеры катастрофы оказались неожиданными. Согласно статистическим данным, более 1 млн. детей бывшего Советского Союза воспитываются государством в детских домах и интернатских учреждениях, причем более всего - в России. Сиротство такого масштаба знали лишь в страшные годы войны и голода. Обращает на себя внимание и тот факт, что изменился качественный состав детей-сирот.
...
2.4. Социальный портрет современного беспризорника
Безнадзорность и беспризорность детей продолжает оставаться одной из тревожных характеристик современного российского общества. Определяя масштабы проблемы, необходимо обратить внимание на различие в понятиях «беспризорные» и «безнадзорные» дети. Согласно Федеральному закону «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»: [35]
- безнадзорный – это несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стоны родителей или законных представителей либо должностных лиц;
- беспризорный - это безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.
Наличие бездомных детей прослеживается в течение длительного времени. Наибольшее распространение бездомность получает в периоды социальных потрясений и стихийных бедствий.
...
3.1. Опека и попечительство как общие технологии социальной работы
Одной из наиболее оптимальных форм замещающего семейного воспитания, на наш взгляд, можно считать передачу ребенка на опеку в приемную семью.
Опека и попечительство являются общими технологиями социальной работы, применимы при оказании помощи разным категориям населения и, прежде всего, используются для защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Опека и попечительство — это правовые формы защиты личных, имущественных прав и интересов граждан в случаях, предусмотренных законом.
Общие принципы, содержание и меры государственной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от 21 декабря 1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», с изменениями, внесенными Федеральным законом от 8 февраля 1998г. № 17-ФЗ.
...
3.2. Профилактика безнадзорности детей
Родители, виновные в неблагополучной судьбе своих несовершеннолетних детей, несут предусмотренное законом наказание.
Мерам административного воздействия за злостное невыполнение своих обязанностей по воспитанию детей в 2001 г. были подвергнуты 253 тыс. родителей (в 2000 г. - 248 тыс., в 1999 г. - 237,8 тыс.); в суды направлено 36 тыс. материалов для решения вопроса о лишении родительских прав (для сравнения, в 2000 г. - 33 тыс., в 1999 г. - 30,4 тыс.). Увеличилось число граждан, привлеченных к уголовной ответственности за неисполнение своих родительских обязанностей (2001г. - 2,7 тыс. человек, 2000г. - 2,5 тыс. человек).
В течение 2001г. органами внутренних дел проводилась работа с 289,8 тыс. родителей (опекунами, попечителями), не исполняющими или ненадлежащим образом исполняющими свои обязанности по воспитанию детей (в 2000 г. - 276,7 тыс., в 1999г. - 254,6 тыс.). Объявлялся местный или федеральный розыск в отношении более 1 43,9 тыс.
...
3.3 Социально-педагогические технологии в процессе социальной защиты, социализации и реадаптации безнадзорных детей и детей-сирот
Социально-педагогическая деятельность может реализовываться в виде социально-педагогической технологии – одного из сложившегося на основе предыдущего опыта или выявленного пути достижения определенной социально-педагогической цели. Технология – это совокупность приемов, применяемая в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Необходимо отметить, что специалисты не пришли к единому мнению относительно технологизации социально-педагогической деятельности.[6]
Тем не менее, социальному педагогу важно уяснить основания для выбора уже сложившейся технологии либо разработки специальной технологии для конкретного случая. Это значит – определить:
- цель своих усилий;
- необходимые условия для ее реализации;
- особенности и возможности ребенка, подростка;
- возможности и особенности социума, микросоциума (школы, класса, семьи и др.
...