Глава I. Теоретические предпосылки исследования социальной работы с семьями военнослужащих и гражданами, уволенными в запас
1.1 Генезис военного реформирования в России как фактор влияния на социальную адаптацию семей военнослужащих
1.2 Современное военное реформирование в России и его влияние на адаптацию семей военнослужащих
1.3 Концепция социальной адаптации военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы
1.4 Работа по трудоустройству бывших военнослужащих
1.5 Решение жилищной проблемы граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование социально-педагогической работы с военнослужащими, уволенными в запас и их семьями
2.2 Диагностика проблем социальной адаптации членов клуба военнослужащих запаса «Русич» и их семей. Обработка результатов исследования
2.4 Деятельность социального педагога по решению проблем семей военнослужащих запаса, членов клуба «Русич»
2.5 Повторная диагностика и анализ изменений в результате работы с членами клуба военнослужащих запаса «Русич» и их семьями
Заключение
Библиография
Актуальность исследования
Массовое сокращение Вооруженных Сил породило острейшую социально-психологическую проблему, связанную с обеспечением адаптации к новым условиям жизни в гражданском социуме уволенных военнослужащих и их семей.
Позитивный потенциал бывших военнослужащих необходимо поставить на службу стране, на развитие гражданского общества за счет успешного создания ряда новых общественных организаций — бывших военнослужащих, ветеранов Вооруженных Сил, молодежных, женских организаций.
При этом — не только инициировать и создавать такие организации, но и поддерживать их, направлять, хотя бы в начале их деятельности, на решение этих задач, включить их в систему взаимодействия с уже имеющимися организациями. При поддержке местных органов власти такие организации могут выполнять роль общественного контроля тех или иных процессов в своих субъектах Федерации, в своих городах.
В послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию ясно и однозначно определена система национальных ценностей – жизненный ориентир и современное мировоззрение российского гражданина. На первом месте этих ценностей поставлен патриотизм. В обществе утверждается понимание, что без сбережения и развития чувства патриотизма, без любви к своей земле, своему государству, имеющему тысячелетнюю историю, без формирования у подрастающего поколения гордости за свое Отечество надежных защитников Родины и России не воспитать.
Для работы по военно-патриотическому воспитанию профессиональная квалификация и индивидуальные качества лиц, прошедших военную службу, такие как ответственность и добросовестность, дисциплинированность и надежность, сознание долга и чувство ответственности, способность переносить, физические и психические нагрузки, являются значительным достоянием государства, важной частью его потенциала, в который уже вложены средства.
Бывшие военнослужащие – реальные носители патриотических начал. Это, как правило, трудоспособные люди, обладающие хорошей профессиональной подготовкой. Абсолютное большинство из них еще нуждается в активной профессиональной деятельности и способно, по своим деловым и нравственным качествам, принести значительную пользу обществу.
Социальную адаптацию пора перестать рассматривать только как средство для достижения конкретных целей снижения социального напряжения в среде бывших военнослужащих. Нужен более широкий взгляд на проблему, более глубокий анализ причин и следствий, задач и целей.
Работа с бывшими военными и членами их семей, показала, что социальная адаптация — это комплекс мер. Среди них назовем по значимости: социально-психологическая (а если надо — и медико-психологическая) помощь и реабилитация человека, который вынужден снять погоны и прервать карьеру.
Главная же задача социального педагога – совмещать воспитательную работу с решением острых жизненных проблем семьи, испытывающей на себе драматизм сложных социальных коллизий.
Проблема дипломного исследования – определение основных направлений работы социального педагога в работе с военнослужащими, уволенными в запас и членами их семей.
Решение этой проблемы является целью исследования.
Объект исследования: процесс адаптация военнослужащих уволенных в запас и их семей в гражданском социуме.
Предмет исследования: социально педагогическая деятельность с военнослужащими, уволенными в запас и членами и их семей.
Задачи исследования:
Анализ литературы по проблеме исследования.
Диагностика проблем социальной адаптации военнослужащих, уволенных в запас и их семей
Разработка и реализация плана социально-педагогической помощи военнослужащим, уволенным в запас и их семьям.
Составление рекомендаций по социально-педагогической работе с военнослужащими, уволенными в запас и их семьями.
Теоретическая база исследования: работы Р.В. Овчаровой, М. Александрова, И.Д. Ладанова, И. Кордияк, В.Л. Калиничева, И.В. Соловьева, Н. Тихоновой, материалы международной научно-практической конференции по проблемам военнослужащих, материалы периодической и специальной печати.
Экспериментальная база исследования: клуб военнослужащих уволенных в запас «Русич» и детско-юношеский центр «Резерв» при средней общеобразовательной школе №1 г. Славгорода.
Практическая значимость:
Предлагаемая дипломная работа может быть использована общественными организациями военно-патриотической направленности, психологами, социальными педагогами.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, анализ документов, наблюдение, диагностика, тестирование, анкетирование, эксперимент.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, библиографии и приложения.
1. Закон Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" (11.02.93 г.) // Справочная правовая система ГАРАНТ
2. Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей" (12.02.1993 г) // Справочная правовая система ГАРАНТ
3. Закон Российской Федерации "О статусе военнослужащих " (22.01.1993 г.) // Справочная правовая система ГАРАНТ
4. Федеральный Закон "О статусе военнослужащих " (25.05.1998 г.) // Справочная правовая система ГАРАНТ
5. Закон Российской Федерации "Об обороне" (принят 24.09.1992 г.) // Справочная правовая система ГАРАНТ
6.Федеральный Закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» и «О воинской обязанности и воинской службе» // Справочная правовая система ГАРАНТ
7. Федеральный Закон «Об образовании» // Справочная правовая система ГАРАНТ
8. Указ Президента РФ от 16 мая 1996 г. №727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи» (с изменениями от 21 апреля 1997 г.) // Справочная правовая система ГАРАНТ
9. Постановление Правительства РФ от 24 июля 2000 г. №551 «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях» // Справочная правовая система
10.Комплексный подход к решению социально-экономических проблем в местах компактного проживания военнослужащих и членов их семей // Материалы Международной научно-практической конференции. 2001 год, г. Котово
11. Материалы периодической и специальной печати («Независимое военное обозрение» - еженедельное приложение к «Независимой газете»; «Красная звезда»;
12. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование: теория и опыт.-М.: ACADEMIA, 2000
13. Алферов А.Д. Психология развития школьников. – Ростов- на-Дону: Феникс, 2000
14. Бочарова В. Социальная педагогика: диалог науки и практики. // Социальная педагогика. - 2003. - № 1-С.27-34
15. Варенов А. Как преодолеть стресс? // ОБЖ.-2001.-№8.-С.63-64
16. Василькова Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога. - М.: ACADEMIA, 2002
17. Василькова Ю. В., Василькова Т. А. Социальная педагогика. - М.: ACADEMIA, 2001
18. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: учеб. пособие. – М.: ACADEMIA, 2002
19. Возрастно-психологический подход к консультированию детей и подростков: учеб. пособие / Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова и др.-М.: ACADEMIA, 2002
20. Иванцова А. Работа социального педагога с детьми из неблагополучных семей // Воспитание школьников.-2000.-№7.-С.22-26
21. Информационный бюллетень Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан уволенных с военной службы, и членов их семей и др.)
22. Ковалев С.В. Психология современной семьи.-М.: Просвещение, 1988
23. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь.-М.: ACADEMIA, 2001
24. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д., Григоренко Е.Л. Факторы социального и психологического неблагополучия подростков в показателях методик стандартизированного интервью и листов наблюдения // Вопросы психологии.-2001.-№1.-С.107-122
25. Кирикова И. День защитника Отечества // Воспитание школьников.-2002.-№10.-С.57-61
26. Кравченко А.И. Обществознание: учебник.-М.: Мастерство, 2002
27. Ладанов И.Д. Управление стрессом.-М.: Профиздат,1989
28. Левитов Н.Д. Психология характера.-М.: Просвещение, 1969
29. Лидерс А. Г. Психологический тренинг с подростками. - М.: ACADEMIA, 2001
30. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков // Психология индивидуальных различий.-М.: Просвещение, 1982
31. Ляшенко А.И. Организация и управление социальной работой в России.- М.: Академия, 1995
32. Материалы сайта www.exmilitary.ru
33. Методика и технологии работы социального педагога: учебное пособие / Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева.-М.: Академия, 2002
34. Михайлов А. Тяжело ли в ученье? // ОБЖ.-2001.-№3.-С.26-28
35. Модзалевский Л. Н. Очерк воспитания и обучения с древнейших до наших времён. - СПб: 2000
36. Мухина В.С. Возрастная психология: учебник.-М.: ACADEMIA, 2000
37. Мэй Р. Искусство психологического консультирования / Пер. с англ.-М.: ЭКСМО-Пресс,2002
38. Немов Р.С. Психология: учебник в 3 книгах.-М.:ВЛАДОС, 2001
39. Никитина Л. Узловые моменты профессии // Воспитание школьников.-2000.-№7.-С.20-22
40. Никитина Л.Е. Социальный педагог в школе.-М.: Академический Проект, 2003
41. Новая структура вооруженных сил России // ОБЖ.-2002.-№8.-С.20-27
42. Овчарова Р.С. Справочная книга социального педагога.-М.:ТЦ Сфера, 2002
43. ОвчароваР.В. Справочная книга школьного психолога.-М.: Просвещение; Учебная литература, 1996
44. Ольшанский Д.В. Новая педагогическая психология.-М.: Академический Проект, 2002
45. Орлов О. Пути к ноосферному сознанию /// ОБЖ.-2001.-№2,3
Профориентационное консультирование уволенных в запас военнослужащих и членов их семей: психологическая помощь при выборе «гражданской» специальности./ Калиничев В.Л. и др. - М.: СИП РИА, 1999.
46. Психологическая реабилитация участников боевых действий / Под ред. Соловьева И. В. – М.: ЦСПП «Статус», 2000.
47. Результаты Мониторинга социально-экономического и правового положения военнослужащих и членов их семей (1999-2001 годы).
48. Ряжских М., Александров А.А. «Солдатушки-ребятушки» //Воспитание школьников.-1999.-№4.-С.54-57
49. Сидорова Л. Дети «группы риска»: помощь, поддержка, защита // Социальная педагогика.-2003.-№2.-С.98-101
50. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой.-М.: Юристъ, 1997
51. Соловейчик С. Л. Популярная психология для родителей. - М.: Педагогика, 1992
52. Социальная адаптация военнослужащих: справочник / Под ред. Калиничева В.Л.- М.: МИСИ, 2001.
53. Социальная педагогика: учеб. пособие / Под ред. В.А. Никитина.-М.: ВЛАДОС, 2002.
54. Тихонова Н. Стрессоустойчивы ли вы // Воспитание школьников.-2002.-№3.-С.59-60
55. Филатов С. Неуставные взаимоотношения в Вооруженных Силах // ОБЖ.-2002.-№5.-С.35-38
56. Фомина О. С., Кудряшова Г. А., Беликова Л. Ю. Реализация модели воспитательной системы // Классный руководитель. - 2003. - № 4.-С.32-34
57. Фридман Л.М. Психология детей и подростков: справочник.-М.: Изд. Института Психотерапии, 2003
58. Хромов Н. Зачем нужна сила духа? //ОБЖ.-2000.-№3.-С.31-32
59. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие.-М.: Академия, 2002
60. Штейн С. Психология общения с подростками // Воспитание школьников.-2001.-№3.-С.32-37