Актуальность темы исследования. Радикальные изменения, которые произошли в последние годы в политической, социальной и экономической жизни России, привели к смене идеологии и культурной переориентации общества. Новые реалии мира, глобализация и универсализация современной цивилизации, ставят иные, чем прежде, задачи и порождают не известные ранее противоречия в функционировании и развитии общества и культуры, а иногда, напротив, актуализируют старые явления.
Анархизм (от греч. anarchia – безначалие, безвластие) – одно из таких обновленных «старых» явлений. Это общественно-политическое течение, которое выступало за немедленное уничтожение всякой государственной власти (в результате ''самопроизвольного'', стихийного бунта масс) и создание федерации мелких автономных ассоциаций производителей, отвергающее политическую борьбу.
Введение
1. Трансцендентность масс-медиа
1.1. Социальные медиа как новая идеосфера
1.2. Генезис идей анархизма в социальных российских медиа
2. Исследование распространения идей анархизма в русскоязычных социальных медиа
2.1. Инструментарий исследования
2.2. Эмпирические обобщения и теоретические выводы
Заключение
Список использованной литературы
Эмпирическую базу ВКР составило исследование распространения идей анархизма в русскоязычных социальных медиа.
Целью дипломного исследования является выяснение роли русскоязычных социальных медиа в распространении идей анархизма (особенно среди молодежи).
Реализация поставленной цели осуществляется путем решения следующих задач:
1) определение специфики российских «социальных медиа» и их роли в распространении политических идей;
2) выявление причин всплеска интереса молодежи к идеям анархизма в социальных медиа;
3) выявление динамики, характера и путей распространения идей анархизма в российских «социальных медиа» (особенно в молодежной среде).
Объектом исследования является анархизм (как феномена российской политической философии, вечный спутник революций и социальных потрясений).
Предмет исследования: русскоязычные социальные медиа.
...
1.1. Социальные медиа как новая идеосфера
В современном мире Интернет является многоаспектным феноменом, который радикальным образом изменил мир и представление о нем.
Благодаря Интернету виртуальная среда постепенно превращается в универсальное коммуникативное пространство, в котором виртуальность, а именно общение в социальных сетях, играют заметную роль.
Социальные сети – результат развития информационных технологий, часть социальной структуры общества, сложный социотехнический объект. Социальные сети могут стать инструментом трансформации общества. Они продолжают находиться на пике популярности и уже стали объектом исследования многих ученых, в т.ч. изучающих общество.
Степень социализации Сети значительно увеличилась в связи с возникновением Интернета и технологий Веб 2.
...
1.2. Генезис идей анархизма в социальных российских медиа
Процессы, происходящие в современном мире, глубокие и радикальные изменения во всех сферах политической, социально-экономической и культурной жизни общества не укладывающиеся в традиционные схемы понимания эволюции социальных систем. И исторический процесс представляет собой отнюдь не последовательную логическую смену общественно-экономических формаций, а скорее, борьбу людей за реализацию в действительности тех или иных ценностей. Именно ценности лежат в основе менталитета общества. Они интегративной основой как для любого индивида в отдельности, так и для нации, всего человечества в целом. Ценности обеспечивают связь между индивидом и структурой общества; определяют, в конечном итоге, направления развития общества.
Проблема ценностей особенно обостряется в так называемые "переломные", кризисные эпохи. Да и сами кризиса в общественном развитии, как правило, спровоцированные разрушением ценностной основы общества.
...
2.1. Инструментарий исследования
Целью исследования является социологический анализ распространения идей анархизма в русскоязычных социальных медиа, а именно: выявление динамики, характера и путей распространения идей анархизма в российских «социальных медиа» (особенно в молодежной среде)
Гипотеза социологического исследования заключается в том, что социальные медиа оказывают положительное влияние на динамику, характер и пути распространения идей анархизма среди молодежи.
В исследовании (анкетировании) приняли участи 50 человек, из которых 26 (51%) девушек и 24 (49%) молодых людей. Из них меньше 18 лет – 7 человек (14%), от 19 до 25 года – 23 человек (46%), от 26 до 30 года -18 человек (36%), от 31 до 35 лет – 2 человека (4%). При этом школьников – 5 человек (10%), студентов – 19 (38%), айтишник – 1 (2%), блоггеры – 2 (4%), служащие – 4 (8%), рабочие – 13 (27%), безработные – 6 (12%). Также было взято интервью у одного основателя Интернет-сайта, посвященного анархическим идеям.
...
2.2. Эмпирические обобщения и теоретические выводы
В результате обработки ответов респондентов на вопросы анкеты получены следующие исследовательские данные.
На 1-ый вопрос «Как Вы считаете, идеи анархизма сегодня популярны?» ответы респондентов распределились следующим образом (рис. 1):
Рис. 1. Оценка популярности идеи анархизма
Анализ информации, представленной на рисунке 4, позволяет утверждать, что только 38% респондентов (19 человек) считают, что идеи анархизма сегодня популярны, не согласны с ними 62% (31 человек).
На 2-ый вопрос «Из какого "ресурса" Вы впервые услышали об анархизме?» ответы респондентов распределились следующим образом (рис. 2).
Рис. 2.
...
Заключение
Среди политических идеологий анархизм уникален в одном отношении – ни одна анархистская партия нигде и никогда в мире не пришла к власти. Тем не менее, анархизм являл собой вполне влиятельное движение.
Главная тема анархизма –неприятие политической власти во всех ее проявлениях, особенно в виде государства («анархия» буквально означает «безвластие»). Анархисты говорят о безгосударственном обществе, в котором люди сами разрешали бы свои проблемы, свободно договариваясь и сотрудничая друг с другом. Интересно, однако, что эта идеология в свое время развивалась под влиянием двух соперничающих традиций –либерального индивидуализма и социалистического коммунитаризма. Анархизм, таким образом, представляет собой нечто среднее между либерализмом и социализмом – «ультралиберализм» и «ультрасоциализм» в одновременно.
...
25. Крауч К. Постдемократия / К. Крауч. — М.: Высшая Школа Экономики (Государственный Университет), 2010. — 192 с.
26. Кушнерук С.Л. Расширение коммуникативного пространства: специфика текстов электронных СМИ в сравнении с печатными / С.Л. Кушнерук // Политическая лингвистика. – Вып. 3(23). – Екатеринбург, 2007. − С. 140 – 143.
27. Локк Д. Сочинения. В 3 т. Т. 3. Два трактата о правлении. – М.: Мысль, 1988. – 668 с.
28. Можно ли согласиться с тем, что интернет зомбирует эффективнее, чем телевизор? [Електронний ресурс]. — Режим доступу: http://www.iarex.ru/interviews/28605.
29. Панченко Е.Л. Интеграция Интернет-СМИ и социальных сетей в Рунете: Новая публичная сфера или пространство / Е. Л. Панченко // Digital Icons. Issue 5. – 2011. [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://www.digitalicons.org/issue05/files/2011 05/Panchenko-5.6.pdf.
30. Семигин Г.Ю. Антология мировой политической мысли // Cайт Библиотека Гумер. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_ Buks/Polit/Sem/index.php (дата обращения: 03.03.16).
31. Сибиряков С., Шапиро А. Гарвардский проект ИА REX: Анализ и тенденции развития украинской блогосферы [Електронний ресурс] / С. Сибиряков, А. Шапиро. — Режим доступ: http://www.iarex.ru/articles/23312.html.
32. Сибиряков С., Шапиро А. Российская и украинская блогосфера существенно отличаются от американской [Електронний ресурс] / С. Сибиряков, А. Шапиро. — Режим доступу: http://www.iarex.ru/articles/18181.html.
33. Сыров В.Н. Массовая культура: мифы и реальность. - М.: Водолей. 2010. - 328 с.
34. Тоффлер Э. Метаморфозы власти: Знание, богатство и сила на пороге XXI века. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2009. - 669 с.
35. Цокколи Г. Анархизм в свете научного анализа. – М., 1918. – 141с.
36. Черных А. Мир современных медиа. - М.: Издательский дом «Территория будущего», 2007. - 312 с.
37. Чичерин Б.Н. История политических и учений. Т.1. – СПб.: РХГА, 2006. – 719 с.
...