В настоящее время такой феномен, как татуировки получает всё большее распространение. Исследование Pew Research Centre показало, что 40% людей по всему миру в возрастной категории от 18 до 29 лет имеют татуировки, половина тех, у кого есть татуировки, имеют от двух до пяти рисунков, а 18% - шесть или более.
В России татуировки также становятся популярнее: татуировки имеются у 28% работающих россиян. У 10% рисунки являются видимыми, 18% респондентов имеют возможность скрыть свои татуировки. Такие результаты дал опрос, проведенный в мае 2015 года экспертами портала Career.ru среди 2538 студентов российских вузов и молодых специалистов.
Но, несмотря на популярность, татуировки оказывают негативное влияние на решение работодателей о принятии на работу человека с такой модификацией тела. Результаты опроса, проведенного порталом SuperJob в 2013 году, доказывают, наличие татуировки становится причиной отказа в приеме на работу в 15% случаев.
«Само человеческое тело на протяжении всей истории нашего вида выступало независимым культурным феноменом. Наглядным примером служат разнообразные свидетельства манипуляций, изменяющих внешний облик. Среди таких действий, возможно, первое место принадлежит татуировкам, как ни удивительно, не менее актуальным сегодня, чем тысячи лет назад».
Изучение возможностей трудоустройства людей с видимыми татуировками приобретает большое значение, так как в настоящее время такой феномен, как татуировки, получает все большее распространение, особенно среди молодежи. Соответственно очень важно изучить отношение к татуированным людям в различных сферах профессиональной деятельности и разработать рекомендации для наиболее успешной реализации татуированных людей на рынке труда.
Проблемная ситуация. В соответствии с Конституцией РФ (статья 37), каждый гражданин имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Однако, люди, имеющие видимые татуировки испытывают трудности в реализации своего права на труд из-за стереотипов работодателей по поводу татуировок, поскольку многие из них до сих пор связывают нательные рисунки с принадлежностью соискателей к криминальной среде.
В настоящий момент появляются сферы профессиональной деятельности, в которых люди трудоспособного возразта с видимыми татуировками становятся все востребованы на рыке труда из-за изменения отношения работодателей к наличию видимых татуировок. В то же время остаются сферы занятости, в которых люди трудоспособного возраста с видимыми татуировками не погут полуить работу при наличие необходимого образования, опыта работы и квалификации.
Главный исследовательский вопрос: как наличие видимых татуировок у людей трудоспособного возраста влияет на их успешность трудоустройства и карьеру.
Объект исследования: люди трудоспособного возраста с видимыми татуировками в городе Москве.
Предмет исследования: трудоустройства людей с видимыми татуировками
ГЛАВА 1. ЗАНЯТОСТЬ ЛЮДЕЙ С ВИДИМЫМИ ТАТУИРОВКАМИ В СИСТЕМЕ ПОЛИПАРАДИГМАЛЬНОГО АНАЛИЗА
1.1. Интерпретативная парадигма Мида. Теория зеркального я.
Необходимо отметить, что татуировки как социальное явление изучаются в рамках социологии тела – дисциплинарного направление социологии, в рамках которого разрабатываются такие темы, как украшение тела (татуировка, пирсинг и др.) и одежда, язык и символика тела, танцы, балет и язык жестов, спорт и гимнастика, пространственное размещение и восприятие тела, питание, сакрализация тела, технология тела, восприятие тела и др .
В свою очередь, социология тела является одним из направлений социологии культуры. Существует множество определений социологии культуры – мне представляется наиболее полным следующее - социология культуры – отрасль социологического знания, изучающая социальные закономерности развития культуры, формы их проявления в человеческой деятельности, связанной с созданием, усвоением, сохранением и распространением идей, представлений, культурных норм и ценностей, образцов поведения, регулирующих отношения в обществе, а также между обществом и природой . В структуре социологии культуры выделяют более двух десятков подотраслей, сотни научных школ, тематических направлений, подходов, а также многие тысячи эмпирических исследований. Редкая отрасль общей социологии охватывает столь широкий тематический горизонт и так глубоко познает окружающую нас действительность, как социология культуры. Практически все отрасли социологии имеют дело с культурой, когда изучают эмпирическую реальность. Так, И.Витаньи утверждает, что социология культуры является не просто какой-то частью или отраслью социологии, а охватывает проблематику общественной жизни в целом с иной точки зрения, чем социология. Другими словами, «они отличаются друг от друга не объемом исследуемого явления, а тем, что один и тот же предмет рассматривается ими с различных сторон» . Сходных взглядов придерживается Р.Уильямс.При этом человек рассматривается и как субъект (творец), и как объект. Социология культуры рассматривает культуру через призму социальных отношений и социальной структуры общества.
Понятие «социология культуры» в начале ХХ века ввел в научный оборот известный австрийский философ и социолог Макс Адлер (1873 – 1937 гг.). Основной задачей этой дисциплины он считал исследование механизма возникновения и функционирования культурных ценностей, их воздействие на общество и групповое поведение индивида.
В структуре социологии культуры выделяют более двух десятков подотраслей, сотни научных школ, тематических направлений, подходов, а также многие тысячи эмпирических исследований. Редкая отрасль общей социологии охватывает столь широкий тематический горизонт и так глубоко познает окружающую нас действительность, как социология культуры.
Принцип изучения истории социологии на основе полипарадигмального подхода начал применяться в конце XX в. – нач. XXI вв.
В работе рассматривается негативное влияние татуировки на решение работодателей о принятии на работу человека с такой модификацией тела. Работа на оценку 5, оригинальность от 60%.
Волкова Н.В. Обычай татуировки и раскраски тела на Кавказе//Советская этнография, 1981. №5 . Дата обращения: 27.05.2015
Гернет М.Н. Татуировка в местах заключения г. Москвы //Преступный мир Москвы/ Ржев, 1924. Дата обращения: 01.05.2015
Левада Ю. А. Лекции по социологии. Социализация личности. 2011. Дата обращения: 15.04.2015
Мельникова Л.А. Татуировка как форма репрезентации социокультурных кодов визуальности. 2014. Дата обращения: 19.08.2015
Медникова М.Б. Неизгладимые знаки: татуировка как исторический источник. 2007. Дата обращения: 02.06.2015
Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи. 1989. Дата обращения: 12.04.2015
Плуцер-Сарно А.Ю. Язык тела и политика: символика воровских татуировок// Татуировки заключенных: Альбом. 2001 Дата обращения: 17.04.2105
Тайминг Э.Р. Влияние татуировок на работу. 2013 Дата обращения: 20.05.2015
Хамбли У. История татуировки. Ритуалы, верования, табу. 2014 Дата обращения: 15.05.2015
П. Щилдер «Имидж и внешний вид человеческого тела» (Schilder 1950). Дата обращения: 13.08.2015
Статьи:
Пирсинг и татуировка карьере больше не помеха. 2014. (http://www.czech.cz/ru/Vie-Travail). Дата обращения: 02.06.2014
Люди в татуировках: обречены или свободны? . (http://ria.ru/society/20130705/947861891.html) Дата обращения: 30.05.2014
Татуировки и проблемы с трудоустройством.
( http://antijob.net/law/id1197/1/) Дата обращения : 02.06.2015
С какими нательными рисунками сложно найти работу?(http://www.myjane.ru/news/text/?id=32315) Дата обращения: 04.06.2015
Общество Страх и ненависть в Липецке. (http://ku48.ru/article/2077). Дата обращения: 04.05.2015
На ней татуированные знаки. 2013 (http://www.yamoskva.com/node/12253) Дата обращения: 04.05.2015
Есть тату – нет работы? .(http://m.rabota.ru/index.pda.php?area=article&path=content.vesti.news.est_tatu__net_raboty_) Дата обращения: 04.05.2015
Место занято: как менялось отношение к сильно татуированным людям. (http://www.furfur.me/furfur/culture/culture/172575-silno-tatuirovannye-lyudi). Дата обращения: 04.06.2015
Татуировки влияют на трудоустройство человека. (http://positime.ru/tattoos-impact-on-employment-rights/20794). Дата обращения: 04.06.2015
Диссертации:
Сборник научных работ студентов и аспирантов. Российское общество: история и современность. Выпуск 5. Екатеринбург 2011. Дата обращения: 01.03.2015
Иностранные источники:
Body piercing: dangerous decoration? Stewart, C. Emergency Medicine 2000 Дата обращения: 15.07.2015
Body piercing: medical consequences and psychological motivations. Stirn, Agleta. The Lancet 2003 Дата обращения: 15.06.2015
Can tattoos lead to job discrimination? 2015 Дата обращения: 27.08.2015
Difference in Personality Characteristics Between Body-Modified and Non-Modified Individuals: Associations with Individual Personality Traits and Their possible Evolutionary Implications. Wohlrab, Silke, Jutta Stahl, Thomas Rammsayer, and Peter M. Kappeler. European Journal of Personality 2007 Дата обращения: 11.07.2015