Одна из главных проблем любого молодого поколения – недостаток материального обеспечения. Молодые люди женятся, заводят детей и на покупку жилья, его обустройство и содержание семьи не хватает одной-двух зарплат молодых специалистов, только-только начавших свой трудовой путь. При этом именно молодежь является наиболее активной и инициативной частью населения. Платить пособия совершенно здоровым и трудоспособным людям не надо, важнее дать им возможность эффективно использовать свои знания, умения и способности на благо своей семьи, да и государства тоже. Образно выражаясь, не надо каждому голодному давать рыбку, особенно, если у него есть силы и время, чтобы ее ловить, – ему нужна только удочка. И государство может дать каждому такую «удочку» в виде широкого круга возможностей в предпринимательстве. Именно такие качества необходимы предпринимателям, и вовлечение молодежи в создание своего бизнеса позволит каждому амбициозному молодому человеку самореализоваться. Кроме того, новые предприятия позволят создавать новые рабочие места для тех молодых людей, которые привыкли трудиться, но не готовы брать на себя такую ответственность и хотят просто получать «большую зарплату». Но на этом пути уже хорошо виден ряд проблем, с которыми неизбежно придется столкнуться.
Для развития потенциала молодежи в предпринимательстве Ассоциация молодых предпринимателей России предлагает ряд мер, сформированных на основе опросов членов Ассоциации, экспертных мнений юристов, экономистов и бизнесменов. В современную жизнь российского общества входит все больше новинок с Запада. Молодые талантливые специалисты не хотят «попадать в офисное рабство» и ищут способы самостоятельного заработка – отсюда массовый переход на фриланс и постоянный рост креативного класса. Стабильная занятость, гарантированный доход, социальные гарантии и 8 постоянное рабочее место, вот рынок труда в XX веке.
Сегодня, в связи с развитием информационных технологий, занятость все меньше тяготеет к «офисному рабству». Относительно недавно на помощь труженикам- одиночкам пришел новый вид работы под непонятным названием «коворкинг». Сейчас это явление становится популярным и актуальным, так как армия фрилансеров пополняет рынок. Молодежь уходят работать в коворкинги, так как предпочитает получать разовые заказы по работе вместо занятости в конкретной компании. В дипломной работе будет проанализирован рынок коворкинг услуг в Российской Федерации и даны рекомендации по разработке типового молодежного предпринимательского проекта открытия коворкинг-центра.
Целью данной работы является обзор молодежного предпринимательства.
Для осуществления данной цели в выпускной квалификационной работе поставлены следующие задачи:
• Раскрыть понятие и сущность молодежного предпринимательства;
• Рассмотреть формы государственной поддержки молодежного предпринимательства;
• Определить проблемы и перспективы молодежного предпринимательства в Российской Федерации;
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1. Сущность и понятие молодежного предпринимательства
О молодежном предпринимательстве впервые заговорили в начале 1990-х годов (28 февраля 1991 г. вышло Постановление Совета Министров РСФСР N 121 «О поддержке молодежного предпринимательства в РСФСР» 1). Согласно исследованиям Комитета РФ по делам молодежи именно молодыми людьми в начале 90-х годов XX века (период становления российского предпринимательства) было создано около 70-80 % малых и средних негосударственных коммерческих предприятий.
Молодые предприниматели с самого начала рыночных реформ составили особую группу «предпринимателей новой волны». В основном это были грамотные специалисты, которые покинули научные и исследовательские институты, вузы, государственные предприятия и министерства, где их многое не устраивало: нищенская зарплата, нестабильность рабочего места в условиях разрушения отечественной науки, образования и промышленности. Именно они обеспечили становление малых предприятий в нашей стране. Однако на протяжении 1990-х - начале 2000 годов, как показывает проведенный Отделом социологии молодежи ИСПИ РАН мониторинг социального развития молодежи, интерес молодежи к предпринимательству стремительно падал, что нашло отражение в сужении спектра молодежного предпринимательства. Причиной тому явилось отсутствие необходимой государственной поддержки данного сектора предпринимательства, в частности не была разработана нормативно-правовая база молодежного предпринимательства (статус данного социально-экономического явления не определен до сих пор). На сегодняшнем этапе социально-экономического развития Российской Федерации актуальность проблемы развития молодежного предпринимательства напрямую связана с теми задачами, которые были поставлены перед российским обществом в «Стратегии развития России до 2020 года». [5]
Согласно Стратегии к 2020 году «минимальной планкой доли среднего класса в общей структуре населения должен быть уровень не менее 60 — 70 процентов»4 . Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев убежден, что «развитие среднего класса в стране - это развитие малого бизнеса». Тем самым главная роль в формировании среднего класса как основы стабильного развития российского общества отводится малому и среднему бизнесу. Необходимость мер по развитию молодежного предпринимательства и вовлечению молодежи в предпринимательство связана с такими объективными причинами в сфере предпринимательства как недолговечность малого бизнеса и старение предпринимательских кадров. Таким образом, потребности развития рыночных отношений подталкивают общество к осознанию необходимости развития института молодежного предпринимательства и вовлечения молодежи в предпринимательство.
В работе исследуется понятие и сущность молодежного предпринимательства, формы государственной поддержки молодежного предпринимательства. Работа на оценку 5, оригинальность от 60%.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51- ФЗ Часть 1. Глава 1. Ст. 2. П. 1. (действующая редакция от 05.05.2014).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (действующая редакция от 05.04.2013)
3. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с последними изменениями от 28.12.13г.)
4. Федеральный закон от 02.08.2009 № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности»
5. Постановление Правительства Москвы от 19 сентября 2006 г. № 696-ПП «О молодежном предпринимательстве в городе Москве».
6. Постановление Совета Министров РСФСР N 121 «О поддержке молодежного предпринимательства в РСФСР» от 28 февраля 1991 г.
7. Распоряжение Департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы от 11.12.2006 г. №61 «Об утверждении критериев отнесения к сфере молодёжного предпринимательства». Официальный портал системы поддержки малого предпринимательства Москвы.
8. Приказ Министерства спорта, туризма и молодежной политики №35 от 25 января 2011 г. «Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи»
9. Паспорт подпрограммы «Развитие Москвы как Международного финансового центра на 2012-2016 гг.» государственной программы города Москвы «Стимулирование экономической активности на 2012-2016 гг.»
10. Багиев Г. Л., Томилов В. В., Чернышева З.А. Маркетинг и культура предпринимательства / Под общ.
11. Бусыгин A.B. Предпринимательство: основной курс: Учебник для вузов. - М.: Высшая школа, 2010. - С. 16.
12. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А. Социология молодежи: Уч. пособие / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2001. - С. 318-319.
13. Голубев A.B. Предпринимательство в процессе становления гражданского общества. Материалы круглого стола «Молодежь и будущее России», 29 октября 2002 г., Москва.
14. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег = The general theory of employment, interest and money / Дж. M. Кейнс; Пер. с англ. Н. Н. Любимова под ред. Л. П. Куракова. - М.: Гелиос АРВ, 1999. - 351 с.
15. Колеватова А.В. Инструменты поддержки молодежного предпринимательства: национальный и международный аспекты //Современные наукоемкие технологии - 2014г., №7-3
16. Лапуста М.Г., Поршнев А.Г., Старостин Ю.Л., Скамай Л.Г. Предпринимательство: Учебник / Под ред. М.Г. Лапусты. 4-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2006
17. Маслов В. Мораль современных предпринимателей России// Предпринимательство. - 2000, №2. - С. 59.