Обоснование проблемы и актуальность темы исследования
Вступление во взрослую жизнь обретение профессии и социального статуса является важной задачей молодого поколения. Выпускники, получив диплом стремятся найти себя и свое место в жизни, прикладывая усилия для самовыражения. Не менее значимым является переход студентов с учебы на работу.
Актуальность темы исследования определяется необходимостью теоретического и практического осмысления новых подходов к профессиональной подготовке специалистов, изучение их жизненных планов, организации процесса трудоустройства в сегодняшних условиях, а также изменений, происходящих в мире, которые носят глобальный характер.
В сегодняшней ситуации все более актуальными становятся трудности трудоустройства выпускников высших учебных заведений, более полной реализации их профессионального и личного потенциала. Студенты, окончив высшие учебные заведения часто сталкиваются с трудностями при устройстве на работу по специальности, они учились. Выпускники желают устроиться сразу по профессии, но без опыта работы и практических навыков довольно сложно. Работодатели не готовы принять их на такую должность, они для начала предлагают работу, не требующей профессиональных компентенций, например, такие как администратор, секретарь. Также бывают и случаи, когда молодые специалисты выбирают работу сами не по профессии, а по заработной плате. Где будут больше платить, туда и устроются, и им не важно, что это не по специальности, или что в принципе не важен диплом высшего образования. Тут уже ориентация на личность, что им больше в приоритете.
Проблемная ситуация
Проблема заключается в cоциальном противоречии, которое сложилось между ожиданиями выпускников и потребностями работодателей, которые ведут к сложностям при трудоустройстве по специальности. Трудовая деятельность выпускников, которая не связана с приобретением специальности, приобрела массовый характер.
Степень научной разработанности
Теоретико-методологические основы исследования рынка труда, а также места человека в трудовом процессе заложены учеными, такими как: В.Н. Шубкин, А. Г. Чередниченко, М. Х. Титма. Они исследовали профессиональные ориентации и жизненные планы молодежи. Анализом функций современного социального института профессионального образования занимались И.С.Болотин, В.И. Добреньков, В. Я. Нечаев. Если говорить о рынке труда, то в социально-экономической науке его проблемы получили достаточно широкое освещение. Различные аспекты труда, занятости населения и безработицы нашли отражение в классических трудах А. Смита ., К. Маркса , Дж. Кейнса , А. Маршала . Также есть авторы такие как И.С. Кон , М.Н. Руткевич , изучающие жизненные планы молодежи.
Эмпирический объект исследования - выпускники московских вузов
Теоретический объект исследования – трудоустройство
Предмет исследования – особенности стратегирования трудоустройства выпускников московских вузов
Цель исследования: определить стратегии трудоустройства выпускников московских вузов
Для реализации цели исследования в данной работе решались следующие задачи:
1) изучить особенности занятости выпускников на рынке труда;
2) определить стратегии поведения молодых специалистов на рынке труда;
3) анализировать влияние личностных и ценностных ориентаций выпускников на процесс трудоустройства;
4) выявить проблемы трудоустройства выпускников и определить способы их решения;
5) дать рекомендации по вопросам трудоустройства выпускников
В работе использовались следующие методы социологического исследования:
эмпирические методы: опрос в виде анкетирования, качественный метод: глубинное интервью
Эмпирические основы исследования составляет анализ данных о положение выпускников вузов на рынке труда, результаты социологических иследований в конкретной области, которые проводили различные авторы, а также результаты собственного исследования, проведённая среди выпускников, окончивших высшее учебное заведение. Исследовательская выборка характеризуется 101 респондентами, окончивших московские вузы в возрасте от 20 до 24 лет. Тип выборки целевая.
Научная новизна заключается в том, что разработаны предложения, которые способствуют оптимизации проблемы трудоустройства с учетом изменения профессиональных и социально-ценностных ориентаций выпускников.
Гипотеза-основания
......
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1.Теоретико-методологические основы исследования трудоустройства выпускников высших учебных заведений 7
1.1. Социологический анализ занятости молодежи: выпускников вузов на рынке труда .7
1.2. Стратегии поведения молодых специалистов на рынке труда .18
Глава 2. Факторы оптимизации трудоустройства выпускников московских вузов .34
2.1 Влияние ценностных ориентаций выпускников на процесс трудоустройства .34
2.2. Социологический анализ проблем трудоустройства выпускников и способы их решения. 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..72
Список использованной литературы……….…………………………………..73
ПРИЛОЖЕНИЯ 78
Работа написана самостоятельно. 86% оригинальность по системе вуз. Защищена на 4.
Задачами работы были:
1) изучить особенности занятости выпускников на рынке труда;
2) определить стратегии поведения молодых специалистов на рынке труда;
3) анализировать влияние личностных и ценностных ориентаций выпускников на процесс трудоустройства;
4) выявить проблемы трудоустройства выпускников и определить способы их решения;
5) дать рекомендации по вопросам трудоустройства выпускников
Разделено на Две главы и на 2 подпункта. Проведено количественное и качественное исследование
1. Бадараев, Д.Д. Совершенствование государственной политики регулирования занятости в условиях социально-экономической нестабильности / Д.Д. Бадараев // Экономика и экономические науки. – 2015- С. 45
2. Баркова, В. В. Влияние социально-экономических процессов на занятость населения моногорода/ В. В. Баркова // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.). Т. II. — М.: РИОР, 2011. — С. 50–52.
3. Бубнова, А.Ю. Социологические исследования востребованных услуг службы занятости населения / А. Ю. Бубнова // Научный журнал Дискурс. — 2018. — № 12 (26). — С. 199–207.
4. Васильева, Е.М. Государственное регулирование занятости населения/ Е. М. Васильева // Вестник современных исследований. — 2018. — № — 1.1 (16). — С. 188–191.
5. Вишневская, Н.Г. Безработица в моногородах [Текст] / Н. Г. Вишневская // Сборник научных трудов. Башкирский государственный университет — №2–2015. – С. 1–2.
6. Гагаринова, К.С. Роль государства в регулировании сферы занятости населения / К. С. Гагаринова // Вестник науки и образования. — 2019. — № 12–3 (66). — С. 21–23.
7. Гараева, О.А. Современные проблемы занятости населения в России/ О. А. Гараева // Контентус. — 2018. — № 8 (73). — С. 7–15.
8. Гейхман, В.Л. Трудовое право: учебник для прикладного бакалавриата / В.Л. Гейхман. И. К. Дмитриева. М.: Юрайт, 2015. 196 с.
9. Гурина М. А., Моисеев А. Д., Шурупова А. С. К вопросу о повышении уровня занятости лиц с инвалидностью в России // Экономика труда. – 2019. – Том 6. – № 1. – С. 465–482.
10. Дементьева, А.С. Управление занятостью населения на государственном и региональном уровне / А. С. Дементьева // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. LVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(56). – 2017 – с. 367–369
11. Дорохова, Н.В. Организационные условия регулирования адаптивной занятости населения / Н. В. Дорохова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. — 2019. — № 3. — С. 76–78.
12. Дробот Е.В., Макаров И. Н., Журавлева О. В., Нерсисян А.М Особенности привлечения молодых специалистов и негативные тенденции на рынке труда России // Экономика труда. – 2020. – Том 7. – № 3. – С. 253–266. – doi: 10.18334/et.7.3.100709. https://elibrary.ru/item.asp?id=4262486
13. Дудырев Ф.Ф., Романова О. А., Травкин П. В. Трудоустройство выпускников системы среднего профессионального образования: все еще омут или уже брод//Вопросы образования. 2019. № 1. С. 109–136. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37177297
14. Евстратова Т. А. Проблемы выпускников учреждений профессионального образования при трудоустройстве. Материалы Афанасьевских чтений, 2018. №3 (24). С. 60–66.
15. Забелина О. В., Майорова А. В., Матвеева Е. А. Трудовые установки российской молодежи и государственное содействие развитию и реализации ее трудового потенциала // Экономика труда. – 2019. – Том 6. – № 3. – С. 1093–1104.
16. Каканова, К.В. Занятость населения/ К. В. Каканова // Наука и общество в условиях глобализации. — 2018. — Т. 2. — № 1 (5). — С. 73–76.
17. Катаева, В.И. Регламентация занятости населения в Российской Федерации / В. И. Катаева // Материалы Ивановских чтений. — 2018. — № 4 (22). — С. 224–229.
18. Киселева, А.Е. Специфика социальной работы в центре занятости населения/ А.Е. Киселева // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. № 84. С. 49–51.
19. Кубланов, А.М. Занятость и заработная плата населения как показатели социального качества жизни [Текст] / А.М. Кубланов // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. — 2018. — № 1. — С. 33-40.
20. Кулакова, С.В. Некоторые правовые вопросы трудоустройства в Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.05 / С. В. Кулакова. Москва, 2003. 195 с.
21. Лищук Е.Н., Капелюк С.Д. Трудоустройство молодых специалистов на российском рынке труда: ключевые тенденции // Экономика труда. – 2019. – Том 6. – № 3. – С. 1079–1092.
22. Мануйлова В. В. Сопровождение лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья молодого возраста в процессе их трудоустройства // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 59–2. – С. 199–203.
23. Минаев А. И., Исаева О. Н., Горнов В.А. Содействие трудоустройству как фактор социальной поддержки обучающихся в условиях дистанционного режима работы университета // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 3. – С. 45
24. Михайлова Н. К. Мотивационные модели занятости студентов и профессиональная социализация // Креативная экономика. — 2020. — Том 14. —№ 3. — С. 333–346
25. Михайлова Н. К., Яркова Т.А. Совмещение учебы студентов с работой – путь к профессии? // Экономика труда. – 2019. – Том 6. – № 2. – С. 763–774.
26. Мозговая А.В, Яишников А.Ю. Способность к трудоустройству как ресурс профессиональной адаптации личности // Вестник Института социологии. – 2018. – № 3(26). – c. 143–157. – doi: 10.19181/vis.2018.26.3.530.
27. Муругова О. В., Иванова А. Д. Роль и значение производственной практики при обучении на технических специальностях в вузе // Молодежный Вестник УГАТУ. – 2018. – № 2(19). – с. 140–146.
28. Наседкин, С.Ю. Основные формы занятости населения / С.Ю. Наседкин // Ученые заметки ТОГУ. — 2019. — Т. 10. — № 1. — С. 284-290.
29. Никулина Ю. Н. Молодежь на рынке труда региона: актуальные вопросы трудоустройства и занятости // Экономика труда. – 2019. – Том 6. – №2. – С. 747–762.
30. Носова, Д.И. Система управления занятостью населения в РФ и оценка ее эффективности на современном этапе / Д. И. Носова // Дневник науки. — 2019. — № 7 (31). — С. 30.
31. Носова, Д.И. Оценка управления занятостью населения на региональном уровне / Д. И. Носова // Дневник науки. 2019. № 7 (31). С. 31.
32. Одегов, Ю. Г. Рынок труда (практическая макроэкономика труда). Учебник / Ю. Г. Одегов, Г. Г. Руденко, Н. К. Лунева. — М.: Альфа-Пресс, 2007. — 900 с
33. Романенкова Д. Ф. Особенности содействия трудоустройству выпускников с инвалидностью, получивших профессиональное образование // Вестник факультета управления СПбГЭУ. – 2018. – № 3. – С. 506–510.
34. Рощин С., Солнцев С., Васильев Д. Технологии рекрутинга и поиска работы в эпоху Интернета// Форсайт. – 2017. – № 4. – c. 34–43. – doi: 10.17323/2500–2597.2017.4.33.43. 8. Сандлер Д.Г., Сущенко А. Д., Кузнецов П. Д., Печенкина
35. Старичкова К. С., Березуев Е.А. Проблемы в трудоустройстве выпускников вузов при современном состоянии экономики в России. Сборник материалов LIII Международной студенческой научно-практической конференции, 2019
36. Старцева Н. Н., Брюхова О. Ю. Трудовая занятость студентов как объект социологического исследования // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). — 2016.— № 8.— С. 48–68.
.....