Глобальный кризис современной цивилизации является, в первую очередь, кризисом мировоззрения. Необходимым условием решения многих проблем человечества есть духовное возрождение. Достижение гармонии во внутреннем мире, гармонии в социальных проявлениях и во взаимосвязях с окружающей средой. Эти проблемы являются самыми главными нынешними проблемами.
Человек XXI века должен руководствоваться мировоззренческими принципами «единство в многообразии» и «дополнение вместо противопоставления».
...
Композиция повести поделилась на три части, первая из которых рассказывается о жизни главного героя, во второй части рассказывается о преступлении который сделал герой, а уже в финальной части раскрывается протест Мерсо, который прибывает в заточении, против господствующей общественной морали, не предпринимая попыток спасения собственной жизни. Проблема произведения показана темами в виде жизненного смысла, кризиса веры, понятия вседозволенности и правильного выбора человека....
«Любить – это не значит смотреть друг на друга, это значит смотреть в одном направлении» – эта мысль определяет идейный замысел повести-сказки. Своей светлой, грустной и мудрой сказкой Экзюпери защищал неумирающую человечность, живую искру в душах людей. В известном смысле повесть явилась итогом творческого пути писателя, философским, художественным его осмыслением. Только художник способен увидеть сущность – внутреннюю красоту и гармонию окружающего его мира. Еще на планете фонарщика Маленький принц замечает: «Когда он зажигает фонарь – как будто еще рождается одна звезда или цветок. А когда он гасит фонарь – как будто звезда или цветок засыпают. Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красиво». Главный герой говорит внутренней стороне прекрасного, а не ее внешней оболочке. Человеческий труд должен иметь смысл, – а не просто превращаться в механические действия. Любое дело полезно лишь тогда, когда оно внутренне прекрасно....
Критики много писали о тематическом содержании произведения, некоторые отметили реалистичность романа, контрастирующую с полностью фантастическим сюжетом превращения Грегора в насекомого.
Стэнли Корнголд заметил, что ни одно прочтение не исключает однобокости, но каждый раз хочется изучать огромный объем критики, посвященный этому произведению, чтобы лучше разобраться в нем.
...