Доволен работой автора
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение.
Проблема становления Российского централизованного государства давно привлекает внимание исторической науки. Как из разрозненных и враждующих между собой земель и княжеств сложилось мощное единое государство? Как не столь могучее в военном отношении государство смогло противостоять сильным соседям? Какие факторы предопределили становление и развитие Российского государства? Эти вопросы до сих пор ставятся и решаются в исторических исследованиях. Многие особенности этого процесса (самодержавный характер центральной власти, многонациональность Российского государства и др.) проявляются и сейчас. Следовательно, эта тема продолжает сохранять свою актуальность.
По данной тематике высказывали свое мнение многие историки. Самыми значительными из них являются работы Л.В. Черепнина, В.И. Буганова, Ф.Н. Нестерова и др. Все они рассматривают различные аспекты темы.
Изменения в географическом, экономическом и политическом положениях, в идеологии и во внешней среде приводили к различным ситуациям, но все же это все соотносилось в объединение русских земель и становлению Российского централизованного государства.
1. Особенности становления Российского централизо¬ванного государства.
В середине ХIII в. 1263 г. на северо-западе русских земель возникло новое государство - Великое княжество Литовское. В 1243 г. на востоке от русских земель возникло другое великое государство - Золотая орда.
А Русь в это время переживала апогей феодальной раздробленности. И Литва стала очень активно присоединять русские земли. В конце ХIV в. в состав Литвы вошли территории Белоруссии, Брянская, Киевская, Черниговская, Северская, Подольская земли. Литва на 3/4 стала состоять из русских земель. Видя наступление Литвы на Русь, которая более активна осуществляла политику в отношении русских земель, стала проводить такие же действия и Золотая Орда.
Распавшаяся Русская земля оказалась между двумя сильными государствами - Великим княжеством Литовским и Золотой Ордой. Два великих государства стали соперничать за установление контроля над русскими землями. И настал такой момент, что объединить русские земли могли как Литва, так и Золотая Орда. Тогда бы русские, что в Золотой Орде, что в Великом княжестве Литовском стали бы второстепенным, незначительным народом.
Но нашлись на Руси две силы, которые смогли противостоять устремлениям как Литвы, так и Золотой Орды.
Первая - это Русская Православная церковь. В период покорения Руси Русская церковь также подверглась страшному разгрому. Но, будучи веротерпимыми, и зная, какой силой обладает Церковь, монгольские ханы стали оказывать ей поддержку. Церковь была освобождена от налогов, за оскорбление Церкви по монгольским законам полагалась смерть. Первые 100 лет после монгольского нашествия Русь лежала в руинах, но Русская церковь расцвела. Большое распространение получила монастырская жизнь. Только во второй половине ХIII в. в северных лесах возникло 200 монастырей. Русская Церковь стал тем сосудом, где хранился, пестовался, укреплялся, распространялся дух русского народа.
Церковь вначале поддерживала мирные отношения с ханами Золотой Орды. Но в 1312 г. Орда перешла в ислам. После этого ханы Орды стали проводить политику нетерпимости по отношению к православию. В частности, в Орде было казнено 70 царевичей чингизидов за исповедывание православия. После принятия католичества в 1387 г. политику нетерпимости по отношению к православию стала проводить и Литва. И тогда Русская Православная церковь стал поддерживать русских князей в их стремлении к независимости.
Вторая сила - Воля русских князей. В ХIII в. Орда переживала лучшие времена. Силы были неравны, и русские князья вынуждены были раболепствовать. Но стремление русских князей к независимости никогда не было сломлено. Они всегда помнили, что они Рюриковичи, что их могучие предки создали великую Киевскую Русь. Образ великой Руси взывал к воскрешению.
Формирование российского централизованного государства хронологически совпадает с образованием монархий в ряде стран Западной Европы. Однако содержание этого процесса имело свою специфику. На Европейском континенте в результате острой политической и религиозной борьбы образовались национально-территориаль¬ные государства светского типа с рациональным мировосприятием, автономией личности. Это было связано с формированием граж¬данского общества и ограничением прав власти законом. Данную тенденцию олицетворяли Англия, Франция, Швеция. В первой по¬ловине XVII века рухнула Священная Римская империя - оплот средневекового типа развития, превратившись в конгломерат неза¬висимых государств. В этот же период в России сформировался особый, отличный от общеевропейского, тип феодального общества с самодержавием во главе, жесткой зависимостью от монархической власти господ¬ствующего класса, высокой степенью эксплуатации крестьянства. Как отмечает Ключевский, объединение русских земель во¬круг Москвы привело к коренному изменению политического зна¬чения этого города и великих московских князей. Они, недавние правители одного из русских княжеств, оказались во главе обшир¬нейшего государства в Европе. Возникновение единого государства создало благоприятные условия для развития народного хозяйства и для отпора внешним врагам. Включение в состав единого госу¬дарства ряда нерусских народностей, создавало условия для роста связей этих народностей с более высокой по своему уровню эко¬номикой и культурой России.
Географическое положение. В сравнении с Тверским, Московское княжество занимало бо¬лее выгодное центральное положение по отношению к другим рус¬ским землям. Проходившие по его территории речные и сухопут¬ные пути придавали Москве значение важнейшего узла торговых и иных связей между русскими землями. Москва стала в ХIV в. крупным торгово-ремесленным цен¬тром. Московские ремесленники приобрели известность как искус¬ные мастера литейного, кузнечного и ювелирного дела. Именно в Москве зародилась и получила боевое крещение русская артилле¬рия. Торговые связи московских купцов протянулись далеко за пределы русских земель. Прикрытые с северо-запада от Литвы Тверским княжеством, а с востока и юго-востока от Золотой Орды другими русскими землями, Московское княжество в меньшей сте¬пени подвергалось внезапным разорительным набегам золотоор¬дынцев. Это позволяло московским князьям собирать и копить силы, создавать постепенно превосходство в материальных и люд¬ских ресурсах, что6ы выступить организаторами и руководителями объединительного процесса и освободительной борьбы. Географи¬ческое положение Московского княжества предопределило и его роль этнического ядра формировавшейся великорусской народно¬сти. Все это в соединении с целенаправленной и гибкой политикой московских князей во взаимоотношениях с Золотой Ордой и дру¬гими русскими землями и обусловило в конечном счете победу Москвы за роль руководителя и политического центра формирова¬ния единого Русского государства.
Экономическое положение. С начала XIV в. дробление русских земель прекращается, усту¬пив место их объединению. Это было вызвано в первую очередь усилением экономических связей между русскими землями, что было следствием общего экономического развития страны. В это время начинается интенсивное развитие сельского хо¬зяйства. Но подъем был обусловлен не столько развитием орудий труда, сколько расширением посевных площадей за счет освоения новых и ранее заброшенных земель. Увеличение избыточного про¬дукта в земледелии позволяет развивать животноводство, а также продавать хлеб на сторону. Все большая потребность в сельскохо¬зяйственных орудиях обусловливает необходимое развитие ре¬месла. В результате идет все глубже процесс отделения ремесла от сельского хозяйства. Он влечет за собой необходимость обмена между крестьянином и ремесленником, то есть между городом и деревней. Этот обмен происходит в форме торговли, которая в данный период соответственно усиливается и влечет за собой соз¬дание местных рынков. Естественное разделение труда между от¬дельными районами страны, обусловленное их природными осо¬бенностями, образует экономические связи в масштабе всей Руси. Установление данных связей способствовало также развитию внешней торговли. Все это настоятельно требовало политического объединения русских земель, то есть создания централизованного государства. ¨
Политическое положение. Другим фактором, обусловившим объединение русских земель было обострение классовой борьбы, усиление классового сопро¬тивления крестьянства. Подъем хозяйства, возможность получать все больший прибавочный продукт побуждают феодалов усиливать эксплуатацию крестьян. Притом феодалы стремятся не только эко¬номически, но и юридически закрепить крестьян за своими вотчи¬нами и поместьями, закрепостить их. Подобная политика вызвала естественное сопротивление кре¬стьянства, приобретающее различные формы. Крестьяне убивают феодалов, захватывают их имущество, поджигают имения. Такая участь постигает нередко не только светских, но и духовных феода¬лов - монастыри. Формой классовой борьбы выступал иногда и разбой, направленный против господ. Определенные масштабы при¬нимает бегство крестьян, особенно на юг, на свободные от поме¬щиков земли. В таких условиях перед феодалами встает задача удержать в узде крестьянство и довести до конца закрепощение. Эта задача могла быть решена только мощным централизованным государством, способным выполнять главную функцию эксплуата¬торского государства - подавление сопротивления эксплуатируе¬мых масс.
Идеология. Русская церковь была носителем национально-православной идеологии, которая сыграла важную роль в образовании могущест¬венной Руси. Чтобы построить независимое государство и ввести инородцев в ограду христианской церкви, русскому обществу нужно было укрепить свои нравственные силы. Этому посвятил свою жизнь Сергий. Он строит троичный храм, видя в нём призыв к единству земли Русской, во имя высшей реальности. В религиоз¬ной оболочке своеобразную форму протеста представляли ерети¬ческие течения. На церковном соборе 1490 году еретики были про¬кляты и отлучены от церкви. В первых же годах своего правления Иван Калита дал Москве нравственное значение переводом кафедры митрополита из Влади¬мира в Москву. Ещё в 1299 году киевский митрополит Максим уе¬хал из Киева во Владимир-на-Клязьме. Митрополит должен был из Владимира время от времени посещать южнорусские епархии. В эти поездки он останавливался на перепутье в Москве. Преемником митрополита Максима стал Петр (1308). Завязалась тесная дружба митрополита Петра с Иваном Калитой. Вместе они заложили ка¬менный собор Успения в Москве. Бывая в Москве, митрополит Петр жил в своём епархиальном городке на старинном дворе князя Юрия Долгорукого, откуда потом перешёл на то место, где вскоре был заложен Успенский собор. В этом городке он и умер в 1326 г. Преемник Петра Феогност уже не хотел жить во Владимире и посе¬лился на новом митрополичьем подворье в Москве.
Личностный фактор. В. О. Ключевский замечает, что все московские князья до Ивана III, как две капли воды, похожи друг на друга. В их деятель¬ности заметны некоторые индивидуальные особенности. Однако, следя за преемственной сменой московских князей, можно уловить в их обликах только типические фамильные черты. Основателем династии московских князей был младший сын Александра Невского Даниил. При нем начался быстрый рост Мос¬ковского княжества. В 1301 г. Даниил Александрович захватил у ря¬занских князей Коломну, а в 1302 г. к нему перешло по завещанию бездетного переславского князя, враждовавшего с Тверью, Пере¬славльское княжество. В 1303 г. был присоединен входивший в со¬став Смоленского княжества Можайск, в результате чего Мо¬сква река, бывшая тогда важным торговым путем, оказалась от ис¬тока до устья в пределах Московского княжества. За три года Мос¬ковское княжество увеличилось почти вдвое, стало одним из круп¬нейших и сильнейших княжеств в Северо-Восточной Руси, и мос¬ковский князь Юрий Даниилович счел себя достаточно сильным, чтобы вступить в борьбу за великое княжение Владимирское. Михаил Ярославич тверской, получивший в 1304 г. ярлык на великое княжение, стремился к полновластному правлению во "всей Руси", подчинению силой Новгорода и других русских зе¬мель. Его поддерживала, церковь и ее глава митрополит Максим, перенесший в 1299 г. свою резиденцию из разоренного Киева во Владимир. Попытка Михаила Ярославича отобрать у Юрия Дании¬ловича Переславль привела к затяжной и кровопролитной борьбе Твери с Москвой, в которой уже решался вопрос не столько о Пе¬реславле, сколько о политическом главенстве на Руси. В 1318 г. по проискам Юрия Данииловича Михаил Ярославич был убит в Орде, и ярлык на великое княжение передан московскому князю. Однако в 1325 г. Юрий Даниилович был убит в Орде одним из сыновей Михаила Ярославича, отомстившим за смерть отца, и ярлык на ве¬ликое княжение вновь оказался в руках тверских князей. В княжение Калиты Московское княжество окончательно оп¬ределилось как крупнейшее и сильнейшее в Северо-Восточной Руси. Со времен Калиты складывается тесный союз московской ве¬ликокняжеской власти с церковью, сыгравшей большую роль в об¬разовании централизованного государства. Союзник Калиты ми¬трополит Петр перенес свою резиденцию из Владимира в Мо¬скву(1326 г.), ставшую церковным центром всея Руси, что еще бо¬лее укрепило политические позиции московских князей. В отношениях с Ордой Калита продолжал намеченную еще Александром Невским линию внешнего соблюдения вассальской покорности ханам, исправной выплаты дани, чтобы не дать им по¬водов для новых вторжений на Русь, которые в его княжение почти полностью прекратились. "И бысть оттоле тишина велика на 40 лет и престаша погани воевати Русскую землю и заколоти христиан, и отдохнуша и починуша христиане от велика истома и многие тяго¬сти, о насилия татарского...", - писал летописец, оценивая княжение Калиты. Русские земли получили необходимую им передышку для восстановления и подъема экономики, накопления сил для пред¬стоящей борьбы за свержение ига. Сбор дани со всей русской земли, производимой Калитой со всей жестокостью и неумолимостью, способствовал сосредоточе¬нию в руках московского князя значительных средств, давал ему возможность оказывать политическое давление на Новгород и дру¬гие русские земли. Калита смог, не прибегая к оружию, расширить территорию своих владений за счет "купель" - получая у хана за бо¬гатые дары ярлыки на отдельные земли (Галич, Углич, Белоозеро). В княжение Калиты была заложена основа могущества Москвы. Сын Калиты князь Семен Иванович (1340-1353) уже претендовал на титул "великого князя всея Руси" и за свое высокомерие получил прозвище "Гордого". Достигнутое Москвой в княжение Калиты значительное пре¬восходство в материальных и людских ресурсах было подкреплено возведением в 1367 г. каменного Кремля, усилившего во¬енно оборонительный потенциал Московского княжества. В усло¬виях возобновившихся вторжений татар и наступления литовских феодалов на русские земли Московское княжество становилось оп¬лотом борьбы с захватчиками. Правители вступивших в соперниче¬ство с Москвой княжеств, не обладая достаточными собственными силами, были вынуждены искать поддержку в Орде или у Литвы, проводить антинациональную политику союза с враждебными Руси внешними силами, обрекая тем самым себя на политическую изо¬ляцию в своей стране и в итоге на поражение в борьбе с Москвой. Борьба с ними московских князей приобретала характер составной части национально освободительной борьбы и получила под¬держку основной массы господствующего класса феодалов, жите¬лей городов и сел, могущественной и влиятельной церкви, всех прогрессивных элементов тогдашнего общества, заинтересованных в государственном объединении всех сил страны.
Внешнеполитический фактор. Фактором, ускорившим централизацию Российского государ¬ства явилась угроза внешнего нападения, заставлявшая сплачивать русские земли перед лицом общего врага. Характерно, что только тогда, когда началось образование русского централизованного го¬сударства, стал возможен разгром золотоордынцев на Куликовом поле. А когда Ивану III удалось собрать почти все русские земли и повести их против врага, иго было свергнуто окончательно. Указанные причины играли ведущую роль в объединении Руси. Без них процесс централизации не смог бы достигнуть сколько-нибудь значительных успехов. Вместе с тем само по себе экономическое и социальное развитие страны в XIV -XVI вв. еще не смогло бы привести к образованию централизованного государ¬ства. Хотя экономические связи в данный период и достигли суще¬ственного развития, они все же не были достаточно сильны, чтобы связать воедино всю страну. В этом состоит одно из отличий обра¬зования Российского централизованного государства от аналогич¬ных процессов в Западной Европе. Там централизованные государ¬ства создавались в ходе развития капиталистических отношений. На Руси же в XIV - XVI вв. еще не могло быть и речи о возникновении капитализма, буржуазных отношений. То же следует сказать о раз¬витии классовых отношений, классовой борьбы. Как ни велик был ее размах в данный период, все же эта борьба не приобрела таких форм, какие она уже имела на Западе или в более позднее время в России. Даже для начала XVI в. характерно преимущественно внешне незаметное, подспудное накопление классовых противоре¬чий. Образование единого государства является закономерным в истории страны. Оно было подготовлено длительным общест¬венно экономическим и политическим развитием Руси. Не смотря на огромные разрушения хозяйства и культуры, причинённые тата¬рами с конца XIII - начала XIV вв., стало восстанавливаться сель¬ское хозяйство, отстраивались города, оживлялась торговля. Возникновение единого Российского государства имело большое историческое значение. Ликвидация перегородок на тер¬ритории страны и прекращение феодальных войн создавали более благоприятные условия для развития народного хозяйства и для отпора внешним врагам.
Единое Российское государство основывалось на феодальных общественно-экономических отношениях. Оно было государством феодалов, светских и духовных, его развитие опиралось прежде всего на рост крепостничества в деревне и городе. Светские и ду¬ховные феодалы имели большую самостоятельность, покоившуюся на их землевладении и хозяйстве, в то время как дворянство и го¬рожане как сословия были еще относительно слабо развиты. Про¬цесс образования экономического единства страны был делом бу¬дущего. Пока же великокняжеская власть добивалась единства сис¬темы управления в стране феодальными методами. Однако и политическое единство страны находилось долгое время под угрозой ввиду далеко не преодоленной еще экономиче¬ской раздробленности страны, порождавшей антицентрализатор¬ские устремления феодальных группировок, пытавшихся растащить власть на себя. Одним из результатов деятельности централизованного госу¬дарства также является процесс полного закрепощения крестьян. Вот некоторые из основных стадий: судебник Ивана III - ограничение права перехода от од¬ного феодала к другому; судебник Ивана IV - переход крестьян возможен теперь только в Юрьев день; заповедные лета - невозможность перехода крестьян в оп¬ределенные года; писцовые книги - содержали данные о принадлежности крестьян и горожан, а также позволяли установить коли¬чество доходной земли у помещика и размер сборов с нее; указ 1597 года - устанавливал 5-летний срок розыска бег¬лых крестьян, который затем был увеличен до 15 лет; соборное уложение 1649 - все крестьяне становились соб¬ственностью феодала, горожане не имели права покидать посад.
2. Предпосылки объединения русских земель в единое государство
2.1. Особенности и этапы образования единого Российского государства.
В конце XIII – начале XIV в. на Руси начинается процесс преодоления феодальной раздробленности, возникают предпосылки для образования централизованного государства. В отличие от стран Западной Европы, на Руси этот процесс имел ряд особенностей:
1. Монголо-татарское нашествие прервало наметившееся в XIII в. объединительные процессы. Борьба за свержение монгольского ига определяла само существование Руси как самостоятельного государства. Политические задачи объединения отдельных княжеств в единое государство стали определяющими.
2. Развитие городов и внутренней торговли не достигло на Руси такого высокого уровня, как на Западе, еще не возникли буржуазные отношения, а именно этот фактор стал главной социально-экономической предпосылкой создания единых государств в Западной Европе.
3. Единое государство на Руси складывалось на основе многих народностей. Уже к началу XVI в. Российское государство носило многонациональный характер.
4. Формирование единого Российского государства происходило в условиях небывалого внешнего давления со стороны окружающих стран. По подсчетам В.О. Ключевского, за 250 лет (с начала XIV до середины XVI в.) Русь пережила более 120 внешних войн и нашествий. Поэтому процесс объединения русских земель в единое государство был во многом обусловлен необходимостью защиты от внешних врагов – татар, турок, поляков, немцев и т. д.
Можно выделить следующие этапы образования единого Российского государства:
1. Первый этап – конец XIII–80-е гг. XIV в. – характеризовался хозяйственным подъемом в русских землях, возвышением Московского княжества и началом объединения русских земель вокруг Москвы.
Возвышение Москвы (конец XIII - начало XIV вв.). К концу XIII в. старые города Ростов, Суздаль, Владимир теряют былое значение. Возвышаются новые города Москва и Тверь.
Возвышение Твери началось после смерти Александра Невского (1263 г.), когда его брат, тверской князь Ярослав, получил от татар ярлык на Великое Владимирское княжение. В течение последних десятилетий XIII в. Тверь выступает в роли политического центра и организатора борьбы против Литвы и татар. В 1304 г. Великим князем Владимирским становится Михаил Ярославович, который первым принимает титул Великого князя "Всея Руси" и пытается подчинить важнейшие политические центры: Новгород, Кострому, Переяславль, Нижний Новгород. Но это стремление натолкнулось на сильное сопротивление других княжеств, и прежде всего Москвы.
Начало возвышения Москвы связано с именем младшего сына Александра Невского - Даниила (1276 - 1303 гг.). Старшим сыновьям Александр Невский раздал почётные уделы, а Даниилу, как младшему, в удел досталось небольшое селение Москва с округой на дальнем пограничье Владимиро-Суздальской земли. Перспективы занять великокняжеский престол у Даниила не было, поэтому он занялся хозяйством - отстраивал Москву, заводил ремёсла, развивал земледелие. Случилось так, что за три года территория владения Даниила увеличилась в три раза: в 1300 г. он отнял у рязанского князя Коломну, в 1302 г. бездетный переяславский князь завещал ему свой удел. Москва стала княжеством. В правление Даниила Московское княжество стало самым сильным, а Даниил, благодаря своей созидательной политике, самым авторитетным князем на всём Северо-Востоке. Даниил Московский стал также основателем московской княжеской династии. В Москве Даниил выстроил монастырь, назвал его в честь своего небесного покровителя Даниловским. По сложившейся на Руси традиции, почувствовав приближение конца, Даниил принял монашество и был упокоен в Даниловском монастыре. В настоящее время Свято-Данилов монастырь играет значительную роль в жизни православных и является резиденцией Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
После Даниила в Москве стал править его сын Юрий (1303 - 1325 гг.). Великим князем Владимирским в это время был Михаил Ярославич Тверской. Владимирским престолом он владел "по правде" - древнему праву наследования, установленному ещё Ярославом Мудрым в ХI в. Михаил Тверской был похож на былинного богатыря: сильный, храбрый, верный слову, благородный. Он пользовался полным расположением хана. Реальная власть на Руси ушла из рук потомков А. Невского.
У Юрия Даниловича - внука Александра Невского - не было никаких прав на первый престол на Руси. Но у него было одно из самых сильных княжеств на Руси - Московское. И Юрий Данилович вступил с тверским князем в борьбу за владимирский престол.
Началось долгое и упорное противоборство за титул великого князя на Руси между потомками Александра Невского - Даниловичами - и потомками младшего брата Невского Ярослава - Ярославичами, между московскими князьями и тверскими. В конечном итоге победителями в этой борьбе стали московские князья. Почему это стало возможным?
К этому времени московские князья уже полвека были вассалами монгольских ханов. Ханы жёстко контролировали деятельность русских князей, используя хитрость, подкупы, предательство. Со временем русские князья стали перенимать у монгольских ханов стереотипы поведения. И более "способными" учениками монголов оказались московские князья.
Юрий Московский женился на родной сестре хана. Не желая усиления одного князя, хан ярлык на Великое княжение предоставил и своему родственнику Юрию. Не желая столкновений с Москвой, Михаил Ярославич Тверской отказался от великого княжения в пользу Юрия Даниловича. Но московское войско постоянно подвергало разорению земли Тверского княжества. Во время одного из таких столкновений тверичами была захвачена в плен жена Юрия княгиня Агафья (Кончака). В плену она умерла.
Юрий Данилович и Михаил Ярославич были вызваны в Орду. В Орде тверской князь был обвинён в неуплате дани, гибели сестры хана и убит. Ярлык на Великое княжение был передан московскому князю.
В 1325 г. в ставке хана Юрий Данилович был убит старшим сыном Михаила Ярославича Дмитрием. Дмитрий по приказу хана был казнён, но ярлык на Великое княжение был передан следующему сыну Михаила Ярославича - Александру Михайловичу. Вместе с Александром Михайловичем в Тверь был послан татарский отряд Чолкана для сбора дани.
А в Москве после смерти Юрия стал править его брат Иван Данилович по прозвищу Калита, Иван I (1325 - 1340). В 1327 г. в Твери произошло восстание против татарского отряда, в ходе которого Чолкан был убит. Иван Калита пошёл на тверичей с войском и подавил восстание. В благодарность в 1327 г. татары отдали ему ярлык на Великое княжение.
Больше московские князья ярлык на великое княжение не выпустят из своих рук.
Калита добился сбора дани на Руси вместо монголов. У него появилась возможность утаивать часть дани и использовать её для укрепления Московского княжества. Собирая дань, Калита стал регулярно объезжать русские земли и постепенно складывать союз русских князей. Хитрый, мудрый, осторожный Калита старался поддерживать самые тесные связи с Ордой: исправно платил дань, регулярно ездил в Орду со щедрыми подарками ханам, их жёнам, детям. Щедрыми подарками Калита в Орде расположил к себе всех. Ханши с нетерпением ждали его приезда: Калита всегда привозил серебро. В Орде. Калита постоянно что - то просил: ярлыки на отдельные города, целые княжения, головы своих противников. И Калита неизменно получал в Орде то, что хотел.
Благодаря расчётливой политике Ивана Калиты Московское княжество постоянно расширялось, крепло и 40 лет не знало татарских набегов.
Иван Калита стремился к тому, чтобы Москва, а не Владимир стала религиозным центром. Для главы Русской церкви - митрополита - выстроил удобные палаты. Митрополит Пётр любил подолгу гостить в Москве: Калита радушно принимал его, делал Церкви щедрые подарки. Митрополит Пётр предсказал, что если Калита выстроит в Москве собор во славу Богородицы, как во Владимире, и упокоит его в нём, то Москва станет истинной столицей. Иван Калита выстроил в Москве Успенский собор (как во Владимире) и упокоил в нём главу Русской церкви. Для русских это было Божьим знамением, знаком избранничества Москвы. Следующий митрополит - Феогност - окончательно перебрался из Владимира в Москву. Это было большим достижением Ивана Калиты.
Москва стала религиозным центром русских земель.
Но историки считают, что основной заслугой Ивана Калиты стало следующее. Во времена Ивана Калиты из - за преследований по религиозным мотивам в Москву хлынули толпы беженцев из Орды и Литвы. Калита стал принимать на службу всех. Подбор служилых людей производился исключительно по деловым качествам при условии принятия православной веры. Русскими становились все, кто переходил в православие. Стало складываться определение - "православный - значит, русский".
При Иване Калите утвердился принцип этнической терпимости, основы которого заложил его дед - Александр Невский. И этот принцип в будущем стал одним из важнейших, на которых строилась Российская империя.
2. Второй этап – 80-е гг. XIV–вторая четверть XV в., – когда происходило дальнейшее объединение русских земель вокруг Москвы, борьба великого князя Московского с московскими удельными князьями.
Москва - центр борьбы с монголо-татарами (вторая половина ХIV - первая половина ХV вв.). Усиление Москвы продолжалось при детях Ивана Калиты - Симеоне Гордом (1340-1353 гг.) и Иване II Красном (1353-1359 гг.). Это неизбежно должно было привести к столкновению с татарами.
Столкновение и произошло в правление внука Ивана Калиты Дмитрия Ивановича Донского (1359-1389 гг.). Дмитрий Иванович получил престол в 9 - летнем возрасте после смерти своего отца Ивана II Красного. При малолетнем князе положение Москвы, как первого на Руси княжества, пошатнулось. Но малолетнего князя поддерживало мощное московское боярство и глава Русской церкви митрополит Алексей. Митрополит понимал, что если Москва потеряет ярлык на великое княжение, то её многолетние усилия по собиранию русских земель будут сведены на нет.
Митрополит смог добиться у ханов, чтобы великое княжение отныне передавалось только князьям московского княжеского дома. Это повысило авторитет Московского княжества среди других русских княжеств. Авторитет Москвы еще больше повысился после того, как 17 - летний Дмитрий Иванович выстроил в Москве Кремль из белого камня (камень был редким строительным материалом в Москве. Кремлёвская стена из камня настолько поразила воображение современников, что с того времени возникло выражение - "Москва белокаменная"). Московский Кремль стал единственной каменной крепостью на всём русском Северо-Востоке. Он стал неприступным.
В середине ХIV в. Орда вступила в период феодальной раздробленности. Из состава Золотой Орды стали выделяться самостоятельные орды. Они вели между собой ожесточённую борьбу за власть. Все ханы требовали от Руси дани, послушания. В отношениях между Русью и Ордой возникло напряжение.
В 1380 г. ордынский правитель Мамай с огромным войском двинулся к Москве.
Организовывать отпор татарам стал Москва. В короткое время под знамёна Дмитрия Ивановича стали полки и дружины из всех русских земель, кроме враждебных Москве.
И всё же решиться на открытое вооружённое выступление против татар Дмитрию Ивановичу было непросто.
Дмитрий Иванович отправился за советом к настоятелю Троицкого монастыря под Москвой отцу Сергию Радонежскому. Отец Сергий был самым авторитетным лицом и в Церкви, и на Руси. Ещё при жизни он был назван святым, считалось, что он обладает даром предвидения. Сергий Радонежский предрёк московскому князю победу. Это вселило уверенность и в Дмитрия Ивановича, и во всё русское воинство.
8 сентября 1380 г. у впадения речки Непрядвы в Дон состоялась Куликовская битва. Дмитрий Иванович и воеводы проявили военный талант, русское войско - несгибаемую храбрость. Татарское войско было разгромлено.
Монголо - татарское иго сброшено не было, но значение Куликовской битвы в русской истории огромно:
на поле Куликовом Орда потерпела первое крупное поражение от русских;
после Куликовской битвы был значительно уменьшен размер дани;
Орда окончательно признала главенство Москвы среди всех русских городов;
у жителей русских земель появилось ощущение общности исторической судьбы; по словам историка Л.Н. Гумилева, "на поле Куликово шли жители разных земель - вернулись с битвы как русский народ".
Современники назвали Куликовскую битву "Мамаевым побоищем", а Дмитрий Иванович во времена Ивана Грозного получил почетное прозвище "Донской".
3. Третий этап – вторая половина XV–начало XVI в. – ознаменовался окончанием процесса политического объединения нашей страны. Завершение образования Русского централизованного государства (конец ХУ - начало ХVI вв.). Объединение русских земель завершилось при правнуке Дмитрия Донского Иване III (1462 - 1505 гг.) и Василии III (1505 - 1533 гг.). Иван III присоединил к Москве весь Северо-Восток Руси: в 1463 г. - Ярославское княжество, в 1474 г. - Ростовское. После нескольких походов в 1478 г. окончательно была ликвидирована самостоятельность Новгорода.
При Иване III произошло одно из важнейших событий русской истории - было сброшено монголо-татарское иго. В 1476 г. Русь отказалась платить дань. Тогда хан Ахмат решил наказать Русь. Он заключил союз с польско-литовским королем Казимиром и с большим войском выступил в поход против Москвы.
В 1480 г. войска Ивана III и хана Ахмата встретились по берегам реки Угры (приток Оки). Переправиться на другой берег Ахмат не решился. Иван III занял выжидательную позицию. Помощь татарам от Казимира не пришла. Обе стороны понимали, что сражение бессмысленно. Могущество татар иссякло, и Русь уже была иной. И хан Ахмат увёл свои войска назад в степь.
2.2. Предпосылки объединения русских земель в единое государство
Монголо-татарское нашествие и установившееся вследствие этого господство Золотой Орды над русскими землями сдерживало развитие Руси, но не могло его остановить. Центром возрождения и объединения страны стала Северо-Восточная Русь. Леса и реки, окружавшие эти земли, затрудняли набеги ордынцев. Здесь часто встречались значительные участки плодородной земли («ополья»), где было возможно развитие сельского хозяйства – основы тогдашнего производства. В этих условиях усилился приток населения на эти территории из окружающих земель. Все это способствовало ускоренному восстановлению производительных сил Руси.
Быстрее всего домонгольский уровень производства был достигнут в земледелии. Крестьяне восстанавливали свои хозяйства, а приток населения требовал новых земель под пашню. Появлялись «чисти», «сечи» – участки, освобожденные от леса. Вырастали «починки» – новые поселения в 2 – 4 двора. Для обработки земли применялись сохи с двумя железными сошниками, скот использовался как тягловая сила, все большее развитие получали двуполье и трехполье, что обеспечивало более высокие и устойчивые урожаи. Развивались скотоводство и огородничество, охота, бортничество, рыболовство, домашнее ремесло.
Восстанавливались города, наиболее крупные из них – Москва, Тверь, Нижний Новгород, Ростов, Ярославль, Суздаль, Псков – становились значительными ремесленными и торговыми центрами. Возрождались городские ремесла: оружейное, кузнечное, кожевенное, гончарное, сапожное. Появились и новые ремесла – литье пушек, чеканка серебряной монеты, изготовление бумаги.
Основная масса ремесленников работала на заказ, совмещая занятие ремеслом с земледелием. В то же время уже появились ремесленники, работающие на рынок, но их было мало. Ремесленники и купцы жили на посаде за пределами городских укреплений, поэтому их называли посадскими людьми.
В условиях господства натурального хозяйства город оставался центром земледельческой округи. Рыночные связи городов с другими областями были еще очень слабыми, и поддерживались в форме местных, локальных ярмарок. Как установил Л.В. Черепнин, в XV в. в разных землях Северо-Восточной Руси проводилось около полутора десятков таких ярмарок.
К XIV в. большинство городов являлись центрами не только ремесла и торговли, но и феодальной власти и культуры. В них проживала феодальная знать со своей челядью. Городское население было заинтересовано в прекращении междоусобных войн, в создании нормальных условий для занятий ремеслом и торговлей. Поэтому большинство городов поддерживали политику объединения русских земель (хотя каждый мало-мальски значительный удельный князь хотел видеть именно свой город в центре такого объединения). В то же время некоторые города (Новгород, Псков) стремились сохранить свою независимость как политических центров прилегающих к ним земель и какое-то время сопротивлялись объединительной политике.
По мере восстановления хозяйства стало расти феодальное землевладение князей, бояр, церквей, монастырей. Общинные земли переходили к ним путем захватов, дарений, купли–продажи. Так, великий князь Иван Калита имел 50 сел, а его правнук Василий Темный – 125 сел. Основной формой феодального землевладения являлась вотчина – безусловная собственность, передаваемая по наследству. В то же время появляется и условное землевладение – поместье, то есть земля, которая дается на время в качестве платы за службу. Военные и административные слуги князя, составлявшие его «двор», стали называться дворянами.
Развитие феодального землевладения вело к изменениям в положении крестьянства. В XV в. крестьянство стало делиться на две категории: «черносошные» – крестьяне, которые жили общинами в селах, не принадлежавших отдельным феодалам, на «черных» (государственных) землях; и крестьяне владельческие, жившие на надельных землях в феодальных вотчинах. Положение черносошных крестьян было значительно лучше, чем владельческих, которые находились в поземельной и личной зависимости от феодала. Владельческие крестьяне платили феодалу натуральный оброк или отрабатывали на его полях барщину.
В начале рассматриваемого периода число владельческих крестьян было незначительным в сравнении с черносошными. Однако развитие вотчинного и поместного землевладения вело к увеличению числа зависимых крестьян и усилению их эксплуатации. Особенно усердствовали в этом дворяне, которые стремились получить как можно большую массу прибавочного продукта, чтобы обеспечить несение военной службы и сохранить поместье. В ответ на усиление эксплуатации возрастало сопротивление крестьян. Формы его были различными: поджоги, грабежи, убийства представителей администрации вотчины. Но самой распространенной формой был переход от одного феодала к другому, который по установившейся традиции мог происходить один раз в год. Крестьяне, жившие в общинах, вообще не воспринимали феодала как собственника земли. Поэтому для феодалов было чрезвычайно важно закрепить свою собственность на землю. Это можно было сделать лишь путем закрепощения крестьян, «прикрепления» их к земле феодала. А для этого нужна была единая, сильная власть и мощный государственный аппарат. Поэтому феодалы всех уровней были заинтересованы в создании единого, централизованного государства.
Таким образом, Российское централизованное государство создавалось как государство феодальное на основе укрепления собственности феодала на землю и закрепощения крестьянства. Это был, по сути своей, процесс политического объединения, не подкрепленный экономической централизацией. Носителем его была великокняжеская власть. Необходимость свержения монголо-татарского ига и защиты от нападений Великого княжества Литовского и Ливонского ордена лишь ускорила этот процесс. На Руси, в отличие от стран Западной Европы, складывался иной тип государства – самодержавно-крепостническое государство.
Введение.
1. Особенности становления Российского централизо¬ванного государства.
2. Предпосылки объединения русских земель в единое государство.
2.1. Особенности и этапы образования единого Российского государства.
2.2. Предпосылки объединения русских земель в единое государство.
3. Заключение.
4. Список использованной литературы.
4. Список использованной литературы:
1. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России – М., 2006.
2. Сайт с Интернета: http://www.referater.ru/works/33/846.html
3. Ключевский В.О. Собрание сочинений. Т. 2. – М., 1995.
4. Черепнин Л.В. Образование Русского централизованного государства в XIV–XVI вв. – М., 1956.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение.
Проблема становления Российского централизованного государства давно привлекает внимание исторической науки. Как из разрозненных и враждующих между собой земель и княжеств сложилось мощное единое государство? Как не столь могучее в военном отношении государство смогло противостоять сильным соседям? Какие факторы предопределили становление и развитие Российского государства? Эти вопросы до сих пор ставятся и решаются в исторических исследованиях. Многие особенности этого процесса (самодержавный характер центральной власти, многонациональность Российского государства и др.) проявляются и сейчас. Следовательно, эта тема продолжает сохранять свою актуальность.
По данной тематике высказывали свое мнение многие историки. Самыми значительными из них являются работы Л.В. Черепнина, В.И. Буганова, Ф.Н. Нестерова и др. Все они рассматривают различные аспекты темы.
Изменения в географическом, экономическом и политическом положениях, в идеологии и во внешней среде приводили к различным ситуациям, но все же это все соотносилось в объединение русских земель и становлению Российского централизованного государства.
1. Особенности становления Российского централизо¬ванного государства.
В середине ХIII в. 1263 г. на северо-западе русских земель возникло новое государство - Великое княжество Литовское. В 1243 г. на востоке от русских земель возникло другое великое государство - Золотая орда.
А Русь в это время переживала апогей феодальной раздробленности. И Литва стала очень активно присоединять русские земли. В конце ХIV в. в состав Литвы вошли территории Белоруссии, Брянская, Киевская, Черниговская, Северская, Подольская земли. Литва на 3/4 стала состоять из русских земель. Видя наступление Литвы на Русь, которая более активна осуществляла политику в отношении русских земель, стала проводить такие же действия и Золотая Орда.
Распавшаяся Русская земля оказалась между двумя сильными государствами - Великим княжеством Литовским и Золотой Ордой. Два великих государства стали соперничать за установление контроля над русскими землями. И настал такой момент, что объединить русские земли могли как Литва, так и Золотая Орда. Тогда бы русские, что в Золотой Орде, что в Великом княжестве Литовском стали бы второстепенным, незначительным народом.
Но нашлись на Руси две силы, которые смогли противостоять устремлениям как Литвы, так и Золотой Орды.
Первая - это Русская Православная церковь. В период покорения Руси Русская церковь также подверглась страшному разгрому. Но, будучи веротерпимыми, и зная, какой силой обладает Церковь, монгольские ханы стали оказывать ей поддержку. Церковь была освобождена от налогов, за оскорбление Церкви по монгольским законам полагалась смерть. Первые 100 лет после монгольского нашествия Русь лежала в руинах, но Русская церковь расцвела. Большое распространение получила монастырская жизнь. Только во второй половине ХIII в. в северных лесах возникло 200 монастырей. Русская Церковь стал тем сосудом, где хранился, пестовался, укреплялся, распространялся дух русского народа.
Церковь вначале поддерживала мирные отношения с ханами Золотой Орды. Но в 1312 г. Орда перешла в ислам. После этого ханы Орды стали проводить политику нетерпимости по отношению к православию. В частности, в Орде было казнено 70 царевичей чингизидов за исповедывание православия. После принятия католичества в 1387 г. политику нетерпимости по отношению к православию стала проводить и Литва. И тогда Русская Православная церковь стал поддерживать русских князей в их стремлении к независимости.
Вторая сила - Воля русских князей. В ХIII в. Орда переживала лучшие времена. Силы были неравны, и русские князья вынуждены были раболепствовать. Но стремление русских князей к независимости никогда не было сломлено. Они всегда помнили, что они Рюриковичи, что их могучие предки создали великую Киевскую Русь. Образ великой Руси взывал к воскрешению.
Формирование российского централизованного государства хронологически совпадает с образованием монархий в ряде стран Западной Европы. Однако содержание этого процесса имело свою специфику. На Европейском континенте в результате острой политической и религиозной борьбы образовались национально-территориаль¬ные государства светского типа с рациональным мировосприятием, автономией личности. Это было связано с формированием граж¬данского общества и ограничением прав власти законом. Данную тенденцию олицетворяли Англия, Франция, Швеция. В первой по¬ловине XVII века рухнула Священная Римская империя - оплот средневекового типа развития, превратившись в конгломерат неза¬висимых государств. В этот же период в России сформировался особый, отличный от общеевропейского, тип феодального общества с самодержавием во главе, жесткой зависимостью от монархической власти господ¬ствующего класса, высокой степенью эксплуатации крестьянства. Как отмечает Ключевский, объединение русских земель во¬круг Москвы привело к коренному изменению политического зна¬чения этого города и великих московских князей. Они, недавние правители одного из русских княжеств, оказались во главе обшир¬нейшего государства в Европе. Возникновение единого государства создало благоприятные условия для развития народного хозяйства и для отпора внешним врагам. Включение в состав единого госу¬дарства ряда нерусских народностей, создавало условия для роста связей этих народностей с более высокой по своему уровню эко¬номикой и культурой России.
Географическое положение. В сравнении с Тверским, Московское княжество занимало бо¬лее выгодное центральное положение по отношению к другим рус¬ским землям. Проходившие по его территории речные и сухопут¬ные пути придавали Москве значение важнейшего узла торговых и иных связей между русскими землями. Москва стала в ХIV в. крупным торгово-ремесленным цен¬тром. Московские ремесленники приобрели известность как искус¬ные мастера литейного, кузнечного и ювелирного дела. Именно в Москве зародилась и получила боевое крещение русская артилле¬рия. Торговые связи московских купцов протянулись далеко за пределы русских земель. Прикрытые с северо-запада от Литвы Тверским княжеством, а с востока и юго-востока от Золотой Орды другими русскими землями, Московское княжество в меньшей сте¬пени подвергалось внезапным разорительным набегам золотоор¬дынцев. Это позволяло московским князьям собирать и копить силы, создавать постепенно превосходство в материальных и люд¬ских ресурсах, что6ы выступить организаторами и руководителями объединительного процесса и освободительной борьбы. Географи¬ческое положение Московского княжества предопределило и его роль этнического ядра формировавшейся великорусской народно¬сти. Все это в соединении с целенаправленной и гибкой политикой московских князей во взаимоотношениях с Золотой Ордой и дру¬гими русскими землями и обусловило в конечном счете победу Москвы за роль руководителя и политического центра формирова¬ния единого Русского государства.
Экономическое положение. С начала XIV в. дробление русских земель прекращается, усту¬пив место их объединению. Это было вызвано в первую очередь усилением экономических связей между русскими землями, что было следствием общего экономического развития страны. В это время начинается интенсивное развитие сельского хо¬зяйства. Но подъем был обусловлен не столько развитием орудий труда, сколько расширением посевных площадей за счет освоения новых и ранее заброшенных земель. Увеличение избыточного про¬дукта в земледелии позволяет развивать животноводство, а также продавать хлеб на сторону. Все большая потребность в сельскохо¬зяйственных орудиях обусловливает необходимое развитие ре¬месла. В результате идет все глубже процесс отделения ремесла от сельского хозяйства. Он влечет за собой необходимость обмена между крестьянином и ремесленником, то есть между городом и деревней. Этот обмен происходит в форме торговли, которая в данный период соответственно усиливается и влечет за собой соз¬дание местных рынков. Естественное разделение труда между от¬дельными районами страны, обусловленное их природными осо¬бенностями, образует экономические связи в масштабе всей Руси. Установление данных связей способствовало также развитию внешней торговли. Все это настоятельно требовало политического объединения русских земель, то есть создания централизованного государства. ¨
Политическое положение. Другим фактором, обусловившим объединение русских земель было обострение классовой борьбы, усиление классового сопро¬тивления крестьянства. Подъем хозяйства, возможность получать все больший прибавочный продукт побуждают феодалов усиливать эксплуатацию крестьян. Притом феодалы стремятся не только эко¬номически, но и юридически закрепить крестьян за своими вотчи¬нами и поместьями, закрепостить их. Подобная политика вызвала естественное сопротивление кре¬стьянства, приобретающее различные формы. Крестьяне убивают феодалов, захватывают их имущество, поджигают имения. Такая участь постигает нередко не только светских, но и духовных феода¬лов - монастыри. Формой классовой борьбы выступал иногда и разбой, направленный против господ. Определенные масштабы при¬нимает бегство крестьян, особенно на юг, на свободные от поме¬щиков земли. В таких условиях перед феодалами встает задача удержать в узде крестьянство и довести до конца закрепощение. Эта задача могла быть решена только мощным централизованным государством, способным выполнять главную функцию эксплуата¬торского государства - подавление сопротивления эксплуатируе¬мых масс.
Идеология. Русская церковь была носителем национально-православной идеологии, которая сыграла важную роль в образовании могущест¬венной Руси. Чтобы построить независимое государство и ввести инородцев в ограду христианской церкви, русскому обществу нужно было укрепить свои нравственные силы. Этому посвятил свою жизнь Сергий. Он строит троичный храм, видя в нём призыв к единству земли Русской, во имя высшей реальности. В религиоз¬ной оболочке своеобразную форму протеста представляли ерети¬ческие течения. На церковном соборе 1490 году еретики были про¬кляты и отлучены от церкви. В первых же годах своего правления Иван Калита дал Москве нравственное значение переводом кафедры митрополита из Влади¬мира в Москву. Ещё в 1299 году киевский митрополит Максим уе¬хал из Киева во Владимир-на-Клязьме. Митрополит должен был из Владимира время от времени посещать южнорусские епархии. В эти поездки он останавливался на перепутье в Москве. Преемником митрополита Максима стал Петр (1308). Завязалась тесная дружба митрополита Петра с Иваном Калитой. Вместе они заложили ка¬менный собор Успения в Москве. Бывая в Москве, митрополит Петр жил в своём епархиальном городке на старинном дворе князя Юрия Долгорукого, откуда потом перешёл на то место, где вскоре был заложен Успенский собор. В этом городке он и умер в 1326 г. Преемник Петра Феогност уже не хотел жить во Владимире и посе¬лился на новом митрополичьем подворье в Москве.
Личностный фактор. В. О. Ключевский замечает, что все московские князья до Ивана III, как две капли воды, похожи друг на друга. В их деятель¬ности заметны некоторые индивидуальные особенности. Однако, следя за преемственной сменой московских князей, можно уловить в их обликах только типические фамильные черты. Основателем династии московских князей был младший сын Александра Невского Даниил. При нем начался быстрый рост Мос¬ковского княжества. В 1301 г. Даниил Александрович захватил у ря¬занских князей Коломну, а в 1302 г. к нему перешло по завещанию бездетного переславского князя, враждовавшего с Тверью, Пере¬славльское княжество. В 1303 г. был присоединен входивший в со¬став Смоленского княжества Можайск, в результате чего Мо¬сква река, бывшая тогда важным торговым путем, оказалась от ис¬тока до устья в пределах Московского княжества. За три года Мос¬ковское княжество увеличилось почти вдвое, стало одним из круп¬нейших и сильнейших княжеств в Северо-Восточной Руси, и мос¬ковский князь Юрий Даниилович счел себя достаточно сильным, чтобы вступить в борьбу за великое княжение Владимирское. Михаил Ярославич тверской, получивший в 1304 г. ярлык на великое княжение, стремился к полновластному правлению во "всей Руси", подчинению силой Новгорода и других русских зе¬мель. Его поддерживала, церковь и ее глава митрополит Максим, перенесший в 1299 г. свою резиденцию из разоренного Киева во Владимир. Попытка Михаила Ярославича отобрать у Юрия Дании¬ловича Переславль привела к затяжной и кровопролитной борьбе Твери с Москвой, в которой уже решался вопрос не столько о Пе¬реславле, сколько о политическом главенстве на Руси. В 1318 г. по проискам Юрия Данииловича Михаил Ярославич был убит в Орде, и ярлык на великое княжение передан московскому князю. Однако в 1325 г. Юрий Даниилович был убит в Орде одним из сыновей Михаила Ярославича, отомстившим за смерть отца, и ярлык на ве¬ликое княжение вновь оказался в руках тверских князей. В княжение Калиты Московское княжество окончательно оп¬ределилось как крупнейшее и сильнейшее в Северо-Восточной Руси. Со времен Калиты складывается тесный союз московской ве¬ликокняжеской власти с церковью, сыгравшей большую роль в об¬разовании централизованного государства. Союзник Калиты ми¬трополит Петр перенес свою резиденцию из Владимира в Мо¬скву(1326 г.), ставшую церковным центром всея Руси, что еще бо¬лее укрепило политические позиции московских князей. В отношениях с Ордой Калита продолжал намеченную еще Александром Невским линию внешнего соблюдения вассальской покорности ханам, исправной выплаты дани, чтобы не дать им по¬водов для новых вторжений на Русь, которые в его княжение почти полностью прекратились. "И бысть оттоле тишина велика на 40 лет и престаша погани воевати Русскую землю и заколоти христиан, и отдохнуша и починуша христиане от велика истома и многие тяго¬сти, о насилия татарского...", - писал летописец, оценивая княжение Калиты. Русские земли получили необходимую им передышку для восстановления и подъема экономики, накопления сил для пред¬стоящей борьбы за свержение ига. Сбор дани со всей русской земли, производимой Калитой со всей жестокостью и неумолимостью, способствовал сосредоточе¬нию в руках московского князя значительных средств, давал ему возможность оказывать политическое давление на Новгород и дру¬гие русские земли. Калита смог, не прибегая к оружию, расширить территорию своих владений за счет "купель" - получая у хана за бо¬гатые дары ярлыки на отдельные земли (Галич, Углич, Белоозеро). В княжение Калиты была заложена основа могущества Москвы. Сын Калиты князь Семен Иванович (1340-1353) уже претендовал на титул "великого князя всея Руси" и за свое высокомерие получил прозвище "Гордого". Достигнутое Москвой в княжение Калиты значительное пре¬восходство в материальных и людских ресурсах было подкреплено возведением в 1367 г. каменного Кремля, усилившего во¬енно оборонительный потенциал Московского княжества. В усло¬виях возобновившихся вторжений татар и наступления литовских феодалов на русские земли Московское княжество становилось оп¬лотом борьбы с захватчиками. Правители вступивших в соперниче¬ство с Москвой княжеств, не обладая достаточными собственными силами, были вынуждены искать поддержку в Орде или у Литвы, проводить антинациональную политику союза с враждебными Руси внешними силами, обрекая тем самым себя на политическую изо¬ляцию в своей стране и в итоге на поражение в борьбе с Москвой. Борьба с ними московских князей приобретала характер составной части национально освободительной борьбы и получила под¬держку основной массы господствующего класса феодалов, жите¬лей городов и сел, могущественной и влиятельной церкви, всех прогрессивных элементов тогдашнего общества, заинтересованных в государственном объединении всех сил страны.
Внешнеполитический фактор. Фактором, ускорившим централизацию Российского государ¬ства явилась угроза внешнего нападения, заставлявшая сплачивать русские земли перед лицом общего врага. Характерно, что только тогда, когда началось образование русского централизованного го¬сударства, стал возможен разгром золотоордынцев на Куликовом поле. А когда Ивану III удалось собрать почти все русские земли и повести их против врага, иго было свергнуто окончательно. Указанные причины играли ведущую роль в объединении Руси. Без них процесс централизации не смог бы достигнуть сколько-нибудь значительных успехов. Вместе с тем само по себе экономическое и социальное развитие страны в XIV -XVI вв. еще не смогло бы привести к образованию централизованного государ¬ства. Хотя экономические связи в данный период и достигли суще¬ственного развития, они все же не были достаточно сильны, чтобы связать воедино всю страну. В этом состоит одно из отличий обра¬зования Российского централизованного государства от аналогич¬ных процессов в Западной Европе. Там централизованные государ¬ства создавались в ходе развития капиталистических отношений. На Руси же в XIV - XVI вв. еще не могло быть и речи о возникновении капитализма, буржуазных отношений. То же следует сказать о раз¬витии классовых отношений, классовой борьбы. Как ни велик был ее размах в данный период, все же эта борьба не приобрела таких форм, какие она уже имела на Западе или в более позднее время в России. Даже для начала XVI в. характерно преимущественно внешне незаметное, подспудное накопление классовых противоре¬чий. Образование единого государства является закономерным в истории страны. Оно было подготовлено длительным общест¬венно экономическим и политическим развитием Руси. Не смотря на огромные разрушения хозяйства и культуры, причинённые тата¬рами с конца XIII - начала XIV вв., стало восстанавливаться сель¬ское хозяйство, отстраивались города, оживлялась торговля. Возникновение единого Российского государства имело большое историческое значение. Ликвидация перегородок на тер¬ритории страны и прекращение феодальных войн создавали более благоприятные условия для развития народного хозяйства и для отпора внешним врагам.
Единое Российское государство основывалось на феодальных общественно-экономических отношениях. Оно было государством феодалов, светских и духовных, его развитие опиралось прежде всего на рост крепостничества в деревне и городе. Светские и ду¬ховные феодалы имели большую самостоятельность, покоившуюся на их землевладении и хозяйстве, в то время как дворянство и го¬рожане как сословия были еще относительно слабо развиты. Про¬цесс образования экономического единства страны был делом бу¬дущего. Пока же великокняжеская власть добивалась единства сис¬темы управления в стране феодальными методами. Однако и политическое единство страны находилось долгое время под угрозой ввиду далеко не преодоленной еще экономиче¬ской раздробленности страны, порождавшей антицентрализатор¬ские устремления феодальных группировок, пытавшихся растащить власть на себя. Одним из результатов деятельности централизованного госу¬дарства также является процесс полного закрепощения крестьян. Вот некоторые из основных стадий: судебник Ивана III - ограничение права перехода от од¬ного феодала к другому; судебник Ивана IV - переход крестьян возможен теперь только в Юрьев день; заповедные лета - невозможность перехода крестьян в оп¬ределенные года; писцовые книги - содержали данные о принадлежности крестьян и горожан, а также позволяли установить коли¬чество доходной земли у помещика и размер сборов с нее; указ 1597 года - устанавливал 5-летний срок розыска бег¬лых крестьян, который затем был увеличен до 15 лет; соборное уложение 1649 - все крестьяне становились соб¬ственностью феодала, горожане не имели права покидать посад.
2. Предпосылки объединения русских земель в единое государство
2.1. Особенности и этапы образования единого Российского государства.
В конце XIII – начале XIV в. на Руси начинается процесс преодоления феодальной раздробленности, возникают предпосылки для образования централизованного государства. В отличие от стран Западной Европы, на Руси этот процесс имел ряд особенностей:
1. Монголо-татарское нашествие прервало наметившееся в XIII в. объединительные процессы. Борьба за свержение монгольского ига определяла само существование Руси как самостоятельного государства. Политические задачи объединения отдельных княжеств в единое государство стали определяющими.
2. Развитие городов и внутренней торговли не достигло на Руси такого высокого уровня, как на Западе, еще не возникли буржуазные отношения, а именно этот фактор стал главной социально-экономической предпосылкой создания единых государств в Западной Европе.
3. Единое государство на Руси складывалось на основе многих народностей. Уже к началу XVI в. Российское государство носило многонациональный характер.
4. Формирование единого Российского государства происходило в условиях небывалого внешнего давления со стороны окружающих стран. По подсчетам В.О. Ключевского, за 250 лет (с начала XIV до середины XVI в.) Русь пережила более 120 внешних войн и нашествий. Поэтому процесс объединения русских земель в единое государство был во многом обусловлен необходимостью защиты от внешних врагов – татар, турок, поляков, немцев и т. д.
Можно выделить следующие этапы образования единого Российского государства:
1. Первый этап – конец XIII–80-е гг. XIV в. – характеризовался хозяйственным подъемом в русских землях, возвышением Московского княжества и началом объединения русских земель вокруг Москвы.
Возвышение Москвы (конец XIII - начало XIV вв.). К концу XIII в. старые города Ростов, Суздаль, Владимир теряют былое значение. Возвышаются новые города Москва и Тверь.
Возвышение Твери началось после смерти Александра Невского (1263 г.), когда его брат, тверской князь Ярослав, получил от татар ярлык на Великое Владимирское княжение. В течение последних десятилетий XIII в. Тверь выступает в роли политического центра и организатора борьбы против Литвы и татар. В 1304 г. Великим князем Владимирским становится Михаил Ярославович, который первым принимает титул Великого князя "Всея Руси" и пытается подчинить важнейшие политические центры: Новгород, Кострому, Переяславль, Нижний Новгород. Но это стремление натолкнулось на сильное сопротивление других княжеств, и прежде всего Москвы.
Начало возвышения Москвы связано с именем младшего сына Александра Невского - Даниила (1276 - 1303 гг.). Старшим сыновьям Александр Невский раздал почётные уделы, а Даниилу, как младшему, в удел досталось небольшое селение Москва с округой на дальнем пограничье Владимиро-Суздальской земли. Перспективы занять великокняжеский престол у Даниила не было, поэтому он занялся хозяйством - отстраивал Москву, заводил ремёсла, развивал земледелие. Случилось так, что за три года территория владения Даниила увеличилась в три раза: в 1300 г. он отнял у рязанского князя Коломну, в 1302 г. бездетный переяславский князь завещал ему свой удел. Москва стала княжеством. В правление Даниила Московское княжество стало самым сильным, а Даниил, благодаря своей созидательной политике, самым авторитетным князем на всём Северо-Востоке. Даниил Московский стал также основателем московской княжеской династии. В Москве Даниил выстроил монастырь, назвал его в честь своего небесного покровителя Даниловским. По сложившейся на Руси традиции, почувствовав приближение конца, Даниил принял монашество и был упокоен в Даниловском монастыре. В настоящее время Свято-Данилов монастырь играет значительную роль в жизни православных и является резиденцией Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
После Даниила в Москве стал править его сын Юрий (1303 - 1325 гг.). Великим князем Владимирским в это время был Михаил Ярославич Тверской. Владимирским престолом он владел "по правде" - древнему праву наследования, установленному ещё Ярославом Мудрым в ХI в. Михаил Тверской был похож на былинного богатыря: сильный, храбрый, верный слову, благородный. Он пользовался полным расположением хана. Реальная власть на Руси ушла из рук потомков А. Невского.
У Юрия Даниловича - внука Александра Невского - не было никаких прав на первый престол на Руси. Но у него было одно из самых сильных княжеств на Руси - Московское. И Юрий Данилович вступил с тверским князем в борьбу за владимирский престол.
Началось долгое и упорное противоборство за титул великого князя на Руси между потомками Александра Невского - Даниловичами - и потомками младшего брата Невского Ярослава - Ярославичами, между московскими князьями и тверскими. В конечном итоге победителями в этой борьбе стали московские князья. Почему это стало возможным?
К этому времени московские князья уже полвека были вассалами монгольских ханов. Ханы жёстко контролировали деятельность русских князей, используя хитрость, подкупы, предательство. Со временем русские князья стали перенимать у монгольских ханов стереотипы поведения. И более "способными" учениками монголов оказались московские князья.
Юрий Московский женился на родной сестре хана. Не желая усиления одного князя, хан ярлык на Великое княжение предоставил и своему родственнику Юрию. Не желая столкновений с Москвой, Михаил Ярославич Тверской отказался от великого княжения в пользу Юрия Даниловича. Но московское войско постоянно подвергало разорению земли Тверского княжества. Во время одного из таких столкновений тверичами была захвачена в плен жена Юрия княгиня Агафья (Кончака). В плену она умерла.
Юрий Данилович и Михаил Ярославич были вызваны в Орду. В Орде тверской князь был обвинён в неуплате дани, гибели сестры хана и убит. Ярлык на Великое княжение был передан московскому князю.
В 1325 г. в ставке хана Юрий Данилович был убит старшим сыном Михаила Ярославича Дмитрием. Дмитрий по приказу хана был казнён, но ярлык на Великое княжение был передан следующему сыну Михаила Ярославича - Александру Михайловичу. Вместе с Александром Михайловичем в Тверь был послан татарский отряд Чолкана для сбора дани.
А в Москве после смерти Юрия стал править его брат Иван Данилович по прозвищу Калита, Иван I (1325 - 1340). В 1327 г. в Твери произошло восстание против татарского отряда, в ходе которого Чолкан был убит. Иван Калита пошёл на тверичей с войском и подавил восстание. В благодарность в 1327 г. татары отдали ему ярлык на Великое княжение.
Больше московские князья ярлык на великое княжение не выпустят из своих рук.
Калита добился сбора дани на Руси вместо монголов. У него появилась возможность утаивать часть дани и использовать её для укрепления Московского княжества. Собирая дань, Калита стал регулярно объезжать русские земли и постепенно складывать союз русских князей. Хитрый, мудрый, осторожный Калита старался поддерживать самые тесные связи с Ордой: исправно платил дань, регулярно ездил в Орду со щедрыми подарками ханам, их жёнам, детям. Щедрыми подарками Калита в Орде расположил к себе всех. Ханши с нетерпением ждали его приезда: Калита всегда привозил серебро. В Орде. Калита постоянно что - то просил: ярлыки на отдельные города, целые княжения, головы своих противников. И Калита неизменно получал в Орде то, что хотел.
Благодаря расчётливой политике Ивана Калиты Московское княжество постоянно расширялось, крепло и 40 лет не знало татарских набегов.
Иван Калита стремился к тому, чтобы Москва, а не Владимир стала религиозным центром. Для главы Русской церкви - митрополита - выстроил удобные палаты. Митрополит Пётр любил подолгу гостить в Москве: Калита радушно принимал его, делал Церкви щедрые подарки. Митрополит Пётр предсказал, что если Калита выстроит в Москве собор во славу Богородицы, как во Владимире, и упокоит его в нём, то Москва станет истинной столицей. Иван Калита выстроил в Москве Успенский собор (как во Владимире) и упокоил в нём главу Русской церкви. Для русских это было Божьим знамением, знаком избранничества Москвы. Следующий митрополит - Феогност - окончательно перебрался из Владимира в Москву. Это было большим достижением Ивана Калиты.
Москва стала религиозным центром русских земель.
Но историки считают, что основной заслугой Ивана Калиты стало следующее. Во времена Ивана Калиты из - за преследований по религиозным мотивам в Москву хлынули толпы беженцев из Орды и Литвы. Калита стал принимать на службу всех. Подбор служилых людей производился исключительно по деловым качествам при условии принятия православной веры. Русскими становились все, кто переходил в православие. Стало складываться определение - "православный - значит, русский".
При Иване Калите утвердился принцип этнической терпимости, основы которого заложил его дед - Александр Невский. И этот принцип в будущем стал одним из важнейших, на которых строилась Российская империя.
2. Второй этап – 80-е гг. XIV–вторая четверть XV в., – когда происходило дальнейшее объединение русских земель вокруг Москвы, борьба великого князя Московского с московскими удельными князьями.
Москва - центр борьбы с монголо-татарами (вторая половина ХIV - первая половина ХV вв.). Усиление Москвы продолжалось при детях Ивана Калиты - Симеоне Гордом (1340-1353 гг.) и Иване II Красном (1353-1359 гг.). Это неизбежно должно было привести к столкновению с татарами.
Столкновение и произошло в правление внука Ивана Калиты Дмитрия Ивановича Донского (1359-1389 гг.). Дмитрий Иванович получил престол в 9 - летнем возрасте после смерти своего отца Ивана II Красного. При малолетнем князе положение Москвы, как первого на Руси княжества, пошатнулось. Но малолетнего князя поддерживало мощное московское боярство и глава Русской церкви митрополит Алексей. Митрополит понимал, что если Москва потеряет ярлык на великое княжение, то её многолетние усилия по собиранию русских земель будут сведены на нет.
Митрополит смог добиться у ханов, чтобы великое княжение отныне передавалось только князьям московского княжеского дома. Это повысило авторитет Московского княжества среди других русских княжеств. Авторитет Москвы еще больше повысился после того, как 17 - летний Дмитрий Иванович выстроил в Москве Кремль из белого камня (камень был редким строительным материалом в Москве. Кремлёвская стена из камня настолько поразила воображение современников, что с того времени возникло выражение - "Москва белокаменная"). Московский Кремль стал единственной каменной крепостью на всём русском Северо-Востоке. Он стал неприступным.
В середине ХIV в. Орда вступила в период феодальной раздробленности. Из состава Золотой Орды стали выделяться самостоятельные орды. Они вели между собой ожесточённую борьбу за власть. Все ханы требовали от Руси дани, послушания. В отношениях между Русью и Ордой возникло напряжение.
В 1380 г. ордынский правитель Мамай с огромным войском двинулся к Москве.
Организовывать отпор татарам стал Москва. В короткое время под знамёна Дмитрия Ивановича стали полки и дружины из всех русских земель, кроме враждебных Москве.
И всё же решиться на открытое вооружённое выступление против татар Дмитрию Ивановичу было непросто.
Дмитрий Иванович отправился за советом к настоятелю Троицкого монастыря под Москвой отцу Сергию Радонежскому. Отец Сергий был самым авторитетным лицом и в Церкви, и на Руси. Ещё при жизни он был назван святым, считалось, что он обладает даром предвидения. Сергий Радонежский предрёк московскому князю победу. Это вселило уверенность и в Дмитрия Ивановича, и во всё русское воинство.
8 сентября 1380 г. у впадения речки Непрядвы в Дон состоялась Куликовская битва. Дмитрий Иванович и воеводы проявили военный талант, русское войско - несгибаемую храбрость. Татарское войско было разгромлено.
Монголо - татарское иго сброшено не было, но значение Куликовской битвы в русской истории огромно:
на поле Куликовом Орда потерпела первое крупное поражение от русских;
после Куликовской битвы был значительно уменьшен размер дани;
Орда окончательно признала главенство Москвы среди всех русских городов;
у жителей русских земель появилось ощущение общности исторической судьбы; по словам историка Л.Н. Гумилева, "на поле Куликово шли жители разных земель - вернулись с битвы как русский народ".
Современники назвали Куликовскую битву "Мамаевым побоищем", а Дмитрий Иванович во времена Ивана Грозного получил почетное прозвище "Донской".
3. Третий этап – вторая половина XV–начало XVI в. – ознаменовался окончанием процесса политического объединения нашей страны. Завершение образования Русского централизованного государства (конец ХУ - начало ХVI вв.). Объединение русских земель завершилось при правнуке Дмитрия Донского Иване III (1462 - 1505 гг.) и Василии III (1505 - 1533 гг.). Иван III присоединил к Москве весь Северо-Восток Руси: в 1463 г. - Ярославское княжество, в 1474 г. - Ростовское. После нескольких походов в 1478 г. окончательно была ликвидирована самостоятельность Новгорода.
При Иване III произошло одно из важнейших событий русской истории - было сброшено монголо-татарское иго. В 1476 г. Русь отказалась платить дань. Тогда хан Ахмат решил наказать Русь. Он заключил союз с польско-литовским королем Казимиром и с большим войском выступил в поход против Москвы.
В 1480 г. войска Ивана III и хана Ахмата встретились по берегам реки Угры (приток Оки). Переправиться на другой берег Ахмат не решился. Иван III занял выжидательную позицию. Помощь татарам от Казимира не пришла. Обе стороны понимали, что сражение бессмысленно. Могущество татар иссякло, и Русь уже была иной. И хан Ахмат увёл свои войска назад в степь.
2.2. Предпосылки объединения русских земель в единое государство
Монголо-татарское нашествие и установившееся вследствие этого господство Золотой Орды над русскими землями сдерживало развитие Руси, но не могло его остановить. Центром возрождения и объединения страны стала Северо-Восточная Русь. Леса и реки, окружавшие эти земли, затрудняли набеги ордынцев. Здесь часто встречались значительные участки плодородной земли («ополья»), где было возможно развитие сельского хозяйства – основы тогдашнего производства. В этих условиях усилился приток населения на эти территории из окружающих земель. Все это способствовало ускоренному восстановлению производительных сил Руси.
Быстрее всего домонгольский уровень производства был достигнут в земледелии. Крестьяне восстанавливали свои хозяйства, а приток населения требовал новых земель под пашню. Появлялись «чисти», «сечи» – участки, освобожденные от леса. Вырастали «починки» – новые поселения в 2 – 4 двора. Для обработки земли применялись сохи с двумя железными сошниками, скот использовался как тягловая сила, все большее развитие получали двуполье и трехполье, что обеспечивало более высокие и устойчивые урожаи. Развивались скотоводство и огородничество, охота, бортничество, рыболовство, домашнее ремесло.
Восстанавливались города, наиболее крупные из них – Москва, Тверь, Нижний Новгород, Ростов, Ярославль, Суздаль, Псков – становились значительными ремесленными и торговыми центрами. Возрождались городские ремесла: оружейное, кузнечное, кожевенное, гончарное, сапожное. Появились и новые ремесла – литье пушек, чеканка серебряной монеты, изготовление бумаги.
Основная масса ремесленников работала на заказ, совмещая занятие ремеслом с земледелием. В то же время уже появились ремесленники, работающие на рынок, но их было мало. Ремесленники и купцы жили на посаде за пределами городских укреплений, поэтому их называли посадскими людьми.
В условиях господства натурального хозяйства город оставался центром земледельческой округи. Рыночные связи городов с другими областями были еще очень слабыми, и поддерживались в форме местных, локальных ярмарок. Как установил Л.В. Черепнин, в XV в. в разных землях Северо-Восточной Руси проводилось около полутора десятков таких ярмарок.
К XIV в. большинство городов являлись центрами не только ремесла и торговли, но и феодальной власти и культуры. В них проживала феодальная знать со своей челядью. Городское население было заинтересовано в прекращении междоусобных войн, в создании нормальных условий для занятий ремеслом и торговлей. Поэтому большинство городов поддерживали политику объединения русских земель (хотя каждый мало-мальски значительный удельный князь хотел видеть именно свой город в центре такого объединения). В то же время некоторые города (Новгород, Псков) стремились сохранить свою независимость как политических центров прилегающих к ним земель и какое-то время сопротивлялись объединительной политике.
По мере восстановления хозяйства стало расти феодальное землевладение князей, бояр, церквей, монастырей. Общинные земли переходили к ним путем захватов, дарений, купли–продажи. Так, великий князь Иван Калита имел 50 сел, а его правнук Василий Темный – 125 сел. Основной формой феодального землевладения являлась вотчина – безусловная собственность, передаваемая по наследству. В то же время появляется и условное землевладение – поместье, то есть земля, которая дается на время в качестве платы за службу. Военные и административные слуги князя, составлявшие его «двор», стали называться дворянами.
Развитие феодального землевладения вело к изменениям в положении крестьянства. В XV в. крестьянство стало делиться на две категории: «черносошные» – крестьяне, которые жили общинами в селах, не принадлежавших отдельным феодалам, на «черных» (государственных) землях; и крестьяне владельческие, жившие на надельных землях в феодальных вотчинах. Положение черносошных крестьян было значительно лучше, чем владельческих, которые находились в поземельной и личной зависимости от феодала. Владельческие крестьяне платили феодалу натуральный оброк или отрабатывали на его полях барщину.
В начале рассматриваемого периода число владельческих крестьян было незначительным в сравнении с черносошными. Однако развитие вотчинного и поместного землевладения вело к увеличению числа зависимых крестьян и усилению их эксплуатации. Особенно усердствовали в этом дворяне, которые стремились получить как можно большую массу прибавочного продукта, чтобы обеспечить несение военной службы и сохранить поместье. В ответ на усиление эксплуатации возрастало сопротивление крестьян. Формы его были различными: поджоги, грабежи, убийства представителей администрации вотчины. Но самой распространенной формой был переход от одного феодала к другому, который по установившейся традиции мог происходить один раз в год. Крестьяне, жившие в общинах, вообще не воспринимали феодала как собственника земли. Поэтому для феодалов было чрезвычайно важно закрепить свою собственность на землю. Это можно было сделать лишь путем закрепощения крестьян, «прикрепления» их к земле феодала. А для этого нужна была единая, сильная власть и мощный государственный аппарат. Поэтому феодалы всех уровней были заинтересованы в создании единого, централизованного государства.
Таким образом, Российское централизованное государство создавалось как государство феодальное на основе укрепления собственности феодала на землю и закрепощения крестьянства. Это был, по сути своей, процесс политического объединения, не подкрепленный экономической централизацией. Носителем его была великокняжеская власть. Необходимость свержения монголо-татарского ига и защиты от нападений Великого княжества Литовского и Ливонского ордена лишь ускорила этот процесс. На Руси, в отличие от стран Западной Европы, складывался иной тип государства – самодержавно-крепостническое государство.
Введение.
1. Особенности становления Российского централизо¬ванного государства.
2. Предпосылки объединения русских земель в единое государство.
2.1. Особенности и этапы образования единого Российского государства.
2.2. Предпосылки объединения русских земель в единое государство.
3. Заключение.
4. Список использованной литературы.
4. Список использованной литературы:
1. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России – М., 2006.
2. Сайт с Интернета: http://www.referater.ru/works/33/846.html
3. Ключевский В.О. Собрание сочинений. Т. 2. – М., 1995.
4. Черепнин Л.В. Образование Русского централизованного государства в XIV–XVI вв. – М., 1956.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—5 дней |
250 ₽ | Цена | от 200 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 51753 Контрольной работы — поможем найти подходящую