Большое спасибо за курсовую!!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение
Ключевыми субъектами современного рынка являются фирмы, организации, компании, удовлетворяющие потребности потребителей в той или иной продукции. В условиях развития рыночных отношений имеет место тенденция к укрупнению фирм, повышению степени взаимовлияния участников рынка друг на друга. В настоящее время олигополия выступает в качестве преобладающей формы рыночной структуры. Так, большинство технически сложных отраслей промышленности, среди которых металлургия, химическая промышленность, автомобилестроение, электроника, судостроение и самолетостроение имеет именно такую структуру.
Учитывая структуру экономики, в отдельных отраслях которой преобладают крупные предприятия, изучение явления олигополии является актуальным, поскольку позволяет понять закономерности развития данных отраслей, оценить эффективность стратегических мер по завоеванию конкурентных преимуществ, а также проанализировать последствия деятельности экономических субъектов на олигопольных рынках. Ключевые характеристики олигополии – наличие входных барьеров и взаимозависимость фирм предопределяют пространственную конкуренцию в отрасли.
В исторической ретроспективе проблема сущностного понимания олигополии, закономерностей ее функционирования детально представлена в трудах зарубежных и отечественных экономистов: А. Алиевой, А. Булатова, Ж. Бертрана, Г. Журавлевой, Г. Кирюшина, Е. Казанцевой, А. Курно, С. Носовой, Р. Нуреева, Э. Чемберлина и других. Проблема отраслевых барьеров входа и выхода стала предметом исследований зарубежных и отечественных ученых: Дж. Бэйна, Ф. Вайзекера, Р. Гльберга, Р. Коуза, М. Манна, С. Лукьянова, Дж. Стиглера, О. Уильямсона и других.
Объектом исследования являются пространственная конкуренция на рынке олигополии.
Предметом исследования выступают входные барьеры на рынке олигополии.
Целью исследования является изучение роли барьеров входа в про-странственной конкуренции олигополистов.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих за-дач:
– уточнить понятия олигополии и пространственной конкуренции;
– проанализировать барьеры входа и выхода;
– охарактеризовать некооперативное стратегическое поведение;
– рассмотреть кооперативное стратегическое поведение;
– выявить специфику нестратегических барьеров;
– проанализировать модели нестратегических барьеров;
– определить специфику стратегических барьеров;
– проанализировать модели стратегических барьеров.
Достижение поставленной в курсовой работе цели осуществляется с помощью следующих методов: анализ, синтез, опрос, сравнение.
Структура работы предопределена логикой решения поставленных задач. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы и информационных источников.
Содержание
Введение 3
1 Олигополия и пространственная конкуренция 3
1.1 Основные понятия 5
1.2 Барьеры входа и выхода 9
1.3 Некооперативное стратегическое поведение 11
1.4 Кооперативное стратегическое поведение 13
2 Нестратегические барьеры входа на рынок 17
2.1 Специфика нестратегических барьеров 17
2.2 Анализ моделей нестратегических барьеров 19
3 Стратегические барьеры входа на рынок 19
3.1 Специфика стратегических барьеров 21
3.2 Анализ моделей стратегических барьеров 21
Заключение 26
Литература и информационные источники 28
Заключение
В ходе написания работы были сделаны следующие выводы:
1. Рынок олигополии является достаточно распространенным явлением во всем мире. В экономической теории олигополия рассматривается как одна из форм несовершенной конкуренции и представляет собой рыночную структуру, при которой доминирует малое количество фирм. Другими отличительными чертами олигополии выступают высокие барьеры для входа в отрасль, возможность фирм оказывать влияние на рыночные цены, что предопределяет пространственную конкуренцию на олигопольных рынках. Стремление фирм к укрупнению, следовательно, тенденции к олигополизации вызваны стремлением добиться более выгодных условий хозяйствования (например, в отношении использования технологий, сотрудничества с по-ставщиками), а также эффектом масштаба, при котором при более значи-тельных объемах выпуска достигается экономия в издержках на единицу продукции.
2. Барьеры входа и выхода, являющиеся неотъемлемой частью рынка несовершенной конкуренции, представляют собой факторы объективного или субъективного характера, наличие которых в той или иной степени препятствует налаживанию фирмами эффективного бизнеса в отрасли или ее уходу с рынка без существенных потерь. В качестве входных барьеров могут рассматриваться такие факторы как реклама, управление ресурсами, преимущества в технологиях, лояльность покупателей, эффект масштаба, государственное регулирование экономики, неэластичный спрос и т.д. Барьерами выхода, в свою очередь, выступают необходимость списания крупных инвестиций, нежелание фирмы утратить свой имидж, деятельность профсоюзов, вмешательство правительства, протесты поставщиков и клиентов и т.д.
3. Некооперативное стратегическое поведение предполагает само-стоятельное принятие решение олигополией об объемах выпуска и цене. Такое поведение порождает ценовые войны, основанные на постепенном снижении существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка. Существует несколько моделей, иллюстрирующих некооперативное поведение фирм на рынке олигополии, среди которых наиболее известными являются модели А. Курно и Г. Штакельберга.
4. Кооперативное стратегическое поведение представляет собой поведение олигополистов, связанных соглашениями об объемах выпуска и цене. Наиболее точно кооперативное стратегическое поведение фирм на рынке олигополии описано в модели американского экономиста Э. Чемберлина, согласно которой принятие решений каждой фирмой приводит к достижению наиболее выгодного результата для обоих соперников без вступления их в открытый сговор. Соглашения об объемах выпуска и ценах на рынке олигополии как форма кооперативного стратегического поведения может принимать формы картеля, тайного сговора и «лидерства в ценах».
5. Нестратегические (объективные) барьеры создаются фундамен-тальными условиями отрасли, факторами объективного характера и слабо зависят от деятельности фирмы и слабо поддаются ее воздействию. К нестратегическим барьерам входа относятся административные, социально-экономические (емкость, инфраструктура рынка, капитальные затраты), абсолютные или относительные преимущества фирм в уровне затрат, эластичность и темпы роста спроса, гражданские барьеры.
6. Стратегические (субъективные) барьеры являются результатом сознательного стратегического поведения фирм, создающего препятствия для проникновения новых фирм в данную отрасль. К ним можно отнести: сберегающие инновации, долгосрочные контракты с поставщиками ресурсов, патенты, лицензии, сохранение незагруженных мощностей, а также все способы повышения минимально эффективного объема выпуска в отрасли (рост издержек на маркетинг, рекламу, НИОКР, создание имиджа фирмы и т.д.). Наиболее распространенными вариантами поведения фирм в отрасли, создающего стратегические барьеры, выступают положительный эффект масштаба, вертикальная интеграция и дифференциация продукции.
Литература и информационные источники
1. Алиева, А.А. Сущность олигополии / А.А. Алиева // Актуальные вопросы современной экономики. – 2014. – №2. – с. 15-19
2. Бутусов, А.В. Олигополия как неотъемлемая часть развития пред-принимательской структуры неоэкономики / А.В. Бутусов, В.В. Волков / В сборнике: Проблемы социально-экономического развития России на современном этапе: материалы VII ежегодной Всероссийской научно-практической конференции (заочной) (с международным участием). – М., 2014. – с. 39-44
3. Джуха, В.М. Экономика отраслевых рынков / В.М. Джуха, А.В. Курицын, И.С. Штапова. – М.: КноРус, 2014. – 288 с.
4. Каверина, И.А. Стратегии оптимального ценообразования в условиях олигополии с лидером / И.А. Каверина, С.В. Каверин // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. – 2013. - №1. – с. 196-200
5. Князева, И.В. Олигопольные рынки: трансформация содержания и форм конкурентных процессов / И.В. Князева, О.А. Лукашенко // Известия Томского политехнического университета. – 2014. - №6. – с. 6-13
6. Косинова, В.Н. Олигополия / В.Н. Косинова, А.А. Алиева // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2014. – №4. – с. 33-38
7. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие / Под ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2013. – 832 с.
8. Лукьянов, С.А. Барьеры входа на рынок и способы их преодоления в условиях глобализации мировой экономики / С.А. Лукьянов. автореф. дис. д.э.н. – СПб., 2008. – 46 с.
9. Розанова, Н.М. Теория отраслевых рынков / Н.М. Розанова. – М.: Юрайт, 2015. – 798 с.
10. Торбенко, А.М. К вопросу содержания категории «пространственная конкуренция» в экономической науке / А.М. Торбенко, Л.Л. Зобова // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2013. – №4. – с. 267-272
11. Bain, J. Industrial organization : Barriers to new competition / J. Bain. – New York: Wiley, 1959. – 631 p.
12. Biscaia, R. Models of Spatial Competition: A Critical Review / R. Biscaia, I. Mota // Papers in Regional Science. – 2012. – Jul. 9. – DOI: 10.1111/j.1435-5957.2012.00441.x.
13. Mann, M. Seller concentration, barriers to entry and rate of return in thirty industries, 1950-1960 / M. Mann // Rev. Econ. Statist. – 1966. Vol.48. – P. 296-307.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение
Ключевыми субъектами современного рынка являются фирмы, организации, компании, удовлетворяющие потребности потребителей в той или иной продукции. В условиях развития рыночных отношений имеет место тенденция к укрупнению фирм, повышению степени взаимовлияния участников рынка друг на друга. В настоящее время олигополия выступает в качестве преобладающей формы рыночной структуры. Так, большинство технически сложных отраслей промышленности, среди которых металлургия, химическая промышленность, автомобилестроение, электроника, судостроение и самолетостроение имеет именно такую структуру.
Учитывая структуру экономики, в отдельных отраслях которой преобладают крупные предприятия, изучение явления олигополии является актуальным, поскольку позволяет понять закономерности развития данных отраслей, оценить эффективность стратегических мер по завоеванию конкурентных преимуществ, а также проанализировать последствия деятельности экономических субъектов на олигопольных рынках. Ключевые характеристики олигополии – наличие входных барьеров и взаимозависимость фирм предопределяют пространственную конкуренцию в отрасли.
В исторической ретроспективе проблема сущностного понимания олигополии, закономерностей ее функционирования детально представлена в трудах зарубежных и отечественных экономистов: А. Алиевой, А. Булатова, Ж. Бертрана, Г. Журавлевой, Г. Кирюшина, Е. Казанцевой, А. Курно, С. Носовой, Р. Нуреева, Э. Чемберлина и других. Проблема отраслевых барьеров входа и выхода стала предметом исследований зарубежных и отечественных ученых: Дж. Бэйна, Ф. Вайзекера, Р. Гльберга, Р. Коуза, М. Манна, С. Лукьянова, Дж. Стиглера, О. Уильямсона и других.
Объектом исследования являются пространственная конкуренция на рынке олигополии.
Предметом исследования выступают входные барьеры на рынке олигополии.
Целью исследования является изучение роли барьеров входа в про-странственной конкуренции олигополистов.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих за-дач:
– уточнить понятия олигополии и пространственной конкуренции;
– проанализировать барьеры входа и выхода;
– охарактеризовать некооперативное стратегическое поведение;
– рассмотреть кооперативное стратегическое поведение;
– выявить специфику нестратегических барьеров;
– проанализировать модели нестратегических барьеров;
– определить специфику стратегических барьеров;
– проанализировать модели стратегических барьеров.
Достижение поставленной в курсовой работе цели осуществляется с помощью следующих методов: анализ, синтез, опрос, сравнение.
Структура работы предопределена логикой решения поставленных задач. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы и информационных источников.
Содержание
Введение 3
1 Олигополия и пространственная конкуренция 3
1.1 Основные понятия 5
1.2 Барьеры входа и выхода 9
1.3 Некооперативное стратегическое поведение 11
1.4 Кооперативное стратегическое поведение 13
2 Нестратегические барьеры входа на рынок 17
2.1 Специфика нестратегических барьеров 17
2.2 Анализ моделей нестратегических барьеров 19
3 Стратегические барьеры входа на рынок 19
3.1 Специфика стратегических барьеров 21
3.2 Анализ моделей стратегических барьеров 21
Заключение 26
Литература и информационные источники 28
Заключение
В ходе написания работы были сделаны следующие выводы:
1. Рынок олигополии является достаточно распространенным явлением во всем мире. В экономической теории олигополия рассматривается как одна из форм несовершенной конкуренции и представляет собой рыночную структуру, при которой доминирует малое количество фирм. Другими отличительными чертами олигополии выступают высокие барьеры для входа в отрасль, возможность фирм оказывать влияние на рыночные цены, что предопределяет пространственную конкуренцию на олигопольных рынках. Стремление фирм к укрупнению, следовательно, тенденции к олигополизации вызваны стремлением добиться более выгодных условий хозяйствования (например, в отношении использования технологий, сотрудничества с по-ставщиками), а также эффектом масштаба, при котором при более значи-тельных объемах выпуска достигается экономия в издержках на единицу продукции.
2. Барьеры входа и выхода, являющиеся неотъемлемой частью рынка несовершенной конкуренции, представляют собой факторы объективного или субъективного характера, наличие которых в той или иной степени препятствует налаживанию фирмами эффективного бизнеса в отрасли или ее уходу с рынка без существенных потерь. В качестве входных барьеров могут рассматриваться такие факторы как реклама, управление ресурсами, преимущества в технологиях, лояльность покупателей, эффект масштаба, государственное регулирование экономики, неэластичный спрос и т.д. Барьерами выхода, в свою очередь, выступают необходимость списания крупных инвестиций, нежелание фирмы утратить свой имидж, деятельность профсоюзов, вмешательство правительства, протесты поставщиков и клиентов и т.д.
3. Некооперативное стратегическое поведение предполагает само-стоятельное принятие решение олигополией об объемах выпуска и цене. Такое поведение порождает ценовые войны, основанные на постепенном снижении существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка. Существует несколько моделей, иллюстрирующих некооперативное поведение фирм на рынке олигополии, среди которых наиболее известными являются модели А. Курно и Г. Штакельберга.
4. Кооперативное стратегическое поведение представляет собой поведение олигополистов, связанных соглашениями об объемах выпуска и цене. Наиболее точно кооперативное стратегическое поведение фирм на рынке олигополии описано в модели американского экономиста Э. Чемберлина, согласно которой принятие решений каждой фирмой приводит к достижению наиболее выгодного результата для обоих соперников без вступления их в открытый сговор. Соглашения об объемах выпуска и ценах на рынке олигополии как форма кооперативного стратегического поведения может принимать формы картеля, тайного сговора и «лидерства в ценах».
5. Нестратегические (объективные) барьеры создаются фундамен-тальными условиями отрасли, факторами объективного характера и слабо зависят от деятельности фирмы и слабо поддаются ее воздействию. К нестратегическим барьерам входа относятся административные, социально-экономические (емкость, инфраструктура рынка, капитальные затраты), абсолютные или относительные преимущества фирм в уровне затрат, эластичность и темпы роста спроса, гражданские барьеры.
6. Стратегические (субъективные) барьеры являются результатом сознательного стратегического поведения фирм, создающего препятствия для проникновения новых фирм в данную отрасль. К ним можно отнести: сберегающие инновации, долгосрочные контракты с поставщиками ресурсов, патенты, лицензии, сохранение незагруженных мощностей, а также все способы повышения минимально эффективного объема выпуска в отрасли (рост издержек на маркетинг, рекламу, НИОКР, создание имиджа фирмы и т.д.). Наиболее распространенными вариантами поведения фирм в отрасли, создающего стратегические барьеры, выступают положительный эффект масштаба, вертикальная интеграция и дифференциация продукции.
Литература и информационные источники
1. Алиева, А.А. Сущность олигополии / А.А. Алиева // Актуальные вопросы современной экономики. – 2014. – №2. – с. 15-19
2. Бутусов, А.В. Олигополия как неотъемлемая часть развития пред-принимательской структуры неоэкономики / А.В. Бутусов, В.В. Волков / В сборнике: Проблемы социально-экономического развития России на современном этапе: материалы VII ежегодной Всероссийской научно-практической конференции (заочной) (с международным участием). – М., 2014. – с. 39-44
3. Джуха, В.М. Экономика отраслевых рынков / В.М. Джуха, А.В. Курицын, И.С. Штапова. – М.: КноРус, 2014. – 288 с.
4. Каверина, И.А. Стратегии оптимального ценообразования в условиях олигополии с лидером / И.А. Каверина, С.В. Каверин // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. – 2013. - №1. – с. 196-200
5. Князева, И.В. Олигопольные рынки: трансформация содержания и форм конкурентных процессов / И.В. Князева, О.А. Лукашенко // Известия Томского политехнического университета. – 2014. - №6. – с. 6-13
6. Косинова, В.Н. Олигополия / В.Н. Косинова, А.А. Алиева // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2014. – №4. – с. 33-38
7. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие / Под ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2013. – 832 с.
8. Лукьянов, С.А. Барьеры входа на рынок и способы их преодоления в условиях глобализации мировой экономики / С.А. Лукьянов. автореф. дис. д.э.н. – СПб., 2008. – 46 с.
9. Розанова, Н.М. Теория отраслевых рынков / Н.М. Розанова. – М.: Юрайт, 2015. – 798 с.
10. Торбенко, А.М. К вопросу содержания категории «пространственная конкуренция» в экономической науке / А.М. Торбенко, Л.Л. Зобова // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2013. – №4. – с. 267-272
11. Bain, J. Industrial organization : Barriers to new competition / J. Bain. – New York: Wiley, 1959. – 631 p.
12. Biscaia, R. Models of Spatial Competition: A Critical Review / R. Biscaia, I. Mota // Papers in Regional Science. – 2012. – Jul. 9. – DOI: 10.1111/j.1435-5957.2012.00441.x.
13. Mann, M. Seller concentration, barriers to entry and rate of return in thirty industries, 1950-1960 / M. Mann // Rev. Econ. Statist. – 1966. Vol.48. – P. 296-307.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149294 Курсовой работы — поможем найти подходящую