Большое спасибо за курсовую!!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Принцип неограниченной рыночной конкуренции является одним из сильнейший идеологических инструментов в загашнике современной неолиберальной парадигмы. О благожелательности конкуренции написано и сказано много со времен Адама Смита вплоть до наших дней. Сама эта концепция становится своего рода объектом веры для сторонников радикально-рыночного пути развития экономики. Его незыблемость сравнима с верой в силу нации у радикальных националистов или в бога у закоренелых фундаменталистов. Догмат рыночной конкуренции входит в основной пантеон экономических принципов монетарного неолиберализма. Сюда входят идеи об абсолютной эффективности частной собственности по сравнению с государственной или общественной, благожелательности приватизации, свободной торговли, концепцией приоритета жёсткой кредитно-денежной политики, сокращения социальных расходов, демонтажа социального государства, снижения значимости профсоюзов, общего уменьшения влияния государства и любых нерыночных факторов на экономику.
И здесь нужно четко разграничить, где заканчивается идеология и экономика как часть политической программы и где начинается экономика как наука, строгая математическая дисциплина. Концепт конкуренции в любом его виде (экономическом, политическом, личном) понятен, прост и притягателен. Оттого его удобно использовать для политической пропаганды. Другой вопрос — это его применимость в рамках реальной экономики. Как все научное, его следует подвергать критической проверке. Вопрос лежит даже не в доказательстве истинности самой стратегии развития конкуренции, сколько в определении границ ее универсальности.
В каждой системе существуют свои национальные модели организации хозяйства, так как страны отличаются уровнем экономического развития, национальными и социальными условиями. Рыночная экономика включает в себя несколько моделей экономики. Они отличатся в зависимости от степени воздействия государства на экономику и от приоритетных задач.
Однако современная модель рыночного хозяйствования, которая сложилась в развитых и развивающихся странах, характеризуется рядом общих закономерностей:
– открытость рынка;
– высокий уровень развития экономики страны в целом и инфраструктуры рынка;
– экономический рост;
– развитая система методов регулирования рыночной экономики.
1.1. Модели рынков несовершенной конкуренции
Наиболее четко отличие несовершенной конкуренции от совершенной проявляется в трех ее особенностях.
1. Как правило, при несовершенной конкуренции объемы выпуска продукции ниже, а цены на нее выше. Это главный порок Несовершенной конкуренции с точки зрения общества, поскольку она позволяет монополиям перераспределять национальное богатство страны в свою пользу.
2. С одной стороны, крупные предприятия наиболее результативно используют эффект масштаба, а экономия ими ограниченных ресурсов реализуется полнее; с другой стороны, только крупные производства могут осуществлять полномасштабные инвестиции в НТП и тем самым больше, чем все остальные производства, способствуют расширенному общественному воспроизводству, экономическому росту.
3. При несовершенной конкуренции фирмы могут в значительной степени влиять на рыночные цены. А если в той или иной отрасли фирмы способны устанавливать цены на свою продукцию, это значит, что в отрасли господствует несовершенная конкуренция.
Модели рынков несовершенной конкуренции различаются весьма существенно. Критерий их различения – характерные черты рынка, свойственные в той или иной степени всем четырем моделям из табл. 14. Вот основные черты:
1) количество фирм в отрасли и их размеры;
2) производят ли данные фирмы однотипные или разнородные товары. Иначе говоря, насколько сходны или различаются товары фирм, находящихся в одной отрасли;
3) степень легкости входа фирмы в отрасль или выхода фирмы из нее;
4) насколько доступна фирмам информация о рынке.
Исходя из приведенных выше характерных черт рынков, коротко остановимся на каждой из трех еще не рассмотренных моделей, которые объединяются в рынок несовершенной конкуренции. Как отмечалось, основной чертой несовершенной конкуренции является возможность продавцов или покупателей в той или иной степени воздействовать на цену, следовательно, здесь не могут выполняться условия совершенной конкуренции.
Модель монополистической конкуренции. Для этой модели рынка характерно наличие множества небольших фирм, выпускающих однотипные, но все же не одни и те же товары. Имеется в виду, что их продукция неоднородна. Число фирм не превышает 30-40, хотя в экономической литературе чаще всего используется термин “много”. Однако много ли для экономики США 30-40 предприятий небольшого размера? Ведь они все вместе должны составить отрасль национальной экономики и составляют ее.
Модель олигополии (от греч. oligos – немногий, незначительный, poleo – продаю). Ясно, что в отрасли находится немного (несколько) соперничающих фирм. Конкуренция между ними сначала приобретает ожесточенный характер, фирмы несут огромные потери, но затем все они приходят к одной очень экономичной мысли, заключающейся в том, что им выгоднее сговориться и вести одинаковую политику цен, продаж и т.д. Стало быть, при олигополии каждая фирма может довольно значительно повлиять на цену, но все же их возможности в этом ограничены взаимной зависимостью.
Таким образом, актуальность выбранной темы исследований обусловлена тем, что в последние годы в нашей стране начали осуществляться экономические реформы, связанные с переходом к рыночным отношениям, демонополизацией экономики, приватизацией и разгосударствлением экономики. Целью исследования является выявление основных моделей рыночной экономики в условиях конкуренции, их различия и характеристика. В данной работе я ставила перед собой задачи:
– выявить понятие экономических моделей рыночного хозяйства;
– изучить экономическую модель рынка совершенной конкуренции;
– изучить экономическую модель рынка монополистической конкуренции;
– проанализировать достоинства и недостатки рынка совершенной и монополистической конкуренции. Работа на оценку 5, оригинальность от 100%.
. Вечканов Г. С., Вечканова Г. Р. Микроэкономика: Учебник для вузов, 4-е изд. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2012. – 464 с.
2. Добрынин А. И., Тарасевич Л. С. Экономическая теория: Учебник для вузов. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2004. 544 с.
3. Кирцнер И. Конкуренция и предпринимательство /Пер. с англ. под ред. проф. А. Н. Романова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 239 с.
4. Левкина Е. В. Шпаргалка по микроэкономике. – М.: Аллель, 2010. – 64 с.
5. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции: (Реориентация теории стоимости). Пер. с англ. / Под ред. Ю. Я. Ольсевича. – М.: Экономика; 1996. – 351с.
6. Юданов А. Ю. Конкуренция: теория и практика. Учебно-практическое пособие. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 304 с.
7. Экономическая теория: Монополистическая конкуренция. / www.Grandars.ru. URL: http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/monopolisticheskaya-konkurenciya.html.
8. Глава 5. Социальное рыночное хозяйство. / www.rus-lib.ru. URL: http://www.rus-lib.ru/book/30/eb/13/104-121.html.
9. Экономика: Модели в рамках систем. / www.bibliotekar.ru URL: http://www.bibliotekar.ru/economika-8/8.html .
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Принцип неограниченной рыночной конкуренции является одним из сильнейший идеологических инструментов в загашнике современной неолиберальной парадигмы. О благожелательности конкуренции написано и сказано много со времен Адама Смита вплоть до наших дней. Сама эта концепция становится своего рода объектом веры для сторонников радикально-рыночного пути развития экономики. Его незыблемость сравнима с верой в силу нации у радикальных националистов или в бога у закоренелых фундаменталистов. Догмат рыночной конкуренции входит в основной пантеон экономических принципов монетарного неолиберализма. Сюда входят идеи об абсолютной эффективности частной собственности по сравнению с государственной или общественной, благожелательности приватизации, свободной торговли, концепцией приоритета жёсткой кредитно-денежной политики, сокращения социальных расходов, демонтажа социального государства, снижения значимости профсоюзов, общего уменьшения влияния государства и любых нерыночных факторов на экономику.
И здесь нужно четко разграничить, где заканчивается идеология и экономика как часть политической программы и где начинается экономика как наука, строгая математическая дисциплина. Концепт конкуренции в любом его виде (экономическом, политическом, личном) понятен, прост и притягателен. Оттого его удобно использовать для политической пропаганды. Другой вопрос — это его применимость в рамках реальной экономики. Как все научное, его следует подвергать критической проверке. Вопрос лежит даже не в доказательстве истинности самой стратегии развития конкуренции, сколько в определении границ ее универсальности.
В каждой системе существуют свои национальные модели организации хозяйства, так как страны отличаются уровнем экономического развития, национальными и социальными условиями. Рыночная экономика включает в себя несколько моделей экономики. Они отличатся в зависимости от степени воздействия государства на экономику и от приоритетных задач.
Однако современная модель рыночного хозяйствования, которая сложилась в развитых и развивающихся странах, характеризуется рядом общих закономерностей:
– открытость рынка;
– высокий уровень развития экономики страны в целом и инфраструктуры рынка;
– экономический рост;
– развитая система методов регулирования рыночной экономики.
1.1. Модели рынков несовершенной конкуренции
Наиболее четко отличие несовершенной конкуренции от совершенной проявляется в трех ее особенностях.
1. Как правило, при несовершенной конкуренции объемы выпуска продукции ниже, а цены на нее выше. Это главный порок Несовершенной конкуренции с точки зрения общества, поскольку она позволяет монополиям перераспределять национальное богатство страны в свою пользу.
2. С одной стороны, крупные предприятия наиболее результативно используют эффект масштаба, а экономия ими ограниченных ресурсов реализуется полнее; с другой стороны, только крупные производства могут осуществлять полномасштабные инвестиции в НТП и тем самым больше, чем все остальные производства, способствуют расширенному общественному воспроизводству, экономическому росту.
3. При несовершенной конкуренции фирмы могут в значительной степени влиять на рыночные цены. А если в той или иной отрасли фирмы способны устанавливать цены на свою продукцию, это значит, что в отрасли господствует несовершенная конкуренция.
Модели рынков несовершенной конкуренции различаются весьма существенно. Критерий их различения – характерные черты рынка, свойственные в той или иной степени всем четырем моделям из табл. 14. Вот основные черты:
1) количество фирм в отрасли и их размеры;
2) производят ли данные фирмы однотипные или разнородные товары. Иначе говоря, насколько сходны или различаются товары фирм, находящихся в одной отрасли;
3) степень легкости входа фирмы в отрасль или выхода фирмы из нее;
4) насколько доступна фирмам информация о рынке.
Исходя из приведенных выше характерных черт рынков, коротко остановимся на каждой из трех еще не рассмотренных моделей, которые объединяются в рынок несовершенной конкуренции. Как отмечалось, основной чертой несовершенной конкуренции является возможность продавцов или покупателей в той или иной степени воздействовать на цену, следовательно, здесь не могут выполняться условия совершенной конкуренции.
Модель монополистической конкуренции. Для этой модели рынка характерно наличие множества небольших фирм, выпускающих однотипные, но все же не одни и те же товары. Имеется в виду, что их продукция неоднородна. Число фирм не превышает 30-40, хотя в экономической литературе чаще всего используется термин “много”. Однако много ли для экономики США 30-40 предприятий небольшого размера? Ведь они все вместе должны составить отрасль национальной экономики и составляют ее.
Модель олигополии (от греч. oligos – немногий, незначительный, poleo – продаю). Ясно, что в отрасли находится немного (несколько) соперничающих фирм. Конкуренция между ними сначала приобретает ожесточенный характер, фирмы несут огромные потери, но затем все они приходят к одной очень экономичной мысли, заключающейся в том, что им выгоднее сговориться и вести одинаковую политику цен, продаж и т.д. Стало быть, при олигополии каждая фирма может довольно значительно повлиять на цену, но все же их возможности в этом ограничены взаимной зависимостью.
Таким образом, актуальность выбранной темы исследований обусловлена тем, что в последние годы в нашей стране начали осуществляться экономические реформы, связанные с переходом к рыночным отношениям, демонополизацией экономики, приватизацией и разгосударствлением экономики. Целью исследования является выявление основных моделей рыночной экономики в условиях конкуренции, их различия и характеристика. В данной работе я ставила перед собой задачи:
– выявить понятие экономических моделей рыночного хозяйства;
– изучить экономическую модель рынка совершенной конкуренции;
– изучить экономическую модель рынка монополистической конкуренции;
– проанализировать достоинства и недостатки рынка совершенной и монополистической конкуренции. Работа на оценку 5, оригинальность от 100%.
. Вечканов Г. С., Вечканова Г. Р. Микроэкономика: Учебник для вузов, 4-е изд. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2012. – 464 с.
2. Добрынин А. И., Тарасевич Л. С. Экономическая теория: Учебник для вузов. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2004. 544 с.
3. Кирцнер И. Конкуренция и предпринимательство /Пер. с англ. под ред. проф. А. Н. Романова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 239 с.
4. Левкина Е. В. Шпаргалка по микроэкономике. – М.: Аллель, 2010. – 64 с.
5. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции: (Реориентация теории стоимости). Пер. с англ. / Под ред. Ю. Я. Ольсевича. – М.: Экономика; 1996. – 351с.
6. Юданов А. Ю. Конкуренция: теория и практика. Учебно-практическое пособие. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 304 с.
7. Экономическая теория: Монополистическая конкуренция. / www.Grandars.ru. URL: http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/monopolisticheskaya-konkurenciya.html.
8. Глава 5. Социальное рыночное хозяйство. / www.rus-lib.ru. URL: http://www.rus-lib.ru/book/30/eb/13/104-121.html.
9. Экономика: Модели в рамках систем. / www.bibliotekar.ru URL: http://www.bibliotekar.ru/economika-8/8.html .
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
730 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149282 Курсовой работы — поможем найти подходящую