Спасибо за работу, выполнена отлично! Ответственный и профессиональный автор, всем рекомендую!!!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Сегодня наука является основной формой человеческого познания. В основе научного познания лежит сложный творческий процесс мыслительной и предметно-практической деятельности ученых. Выделяют два уровня научного познания – эмпирический и теоретический. Главной задачей эмпирического уровня научного познания является описание предметов и явлений, а основной формой получаемого знания – эмпирический факт, зафиксированный органами чувств. На теоретическом уровне происходят процессы несколько иного рода – на первое место выступает объяснение изучаемых объектов, а получаемое знание фиксируется в виде законов, принципов и научных теорий, в которых раскрывается сущность познаваемых объектов. Теории присутствуют во всех областях знаний и в то же время сами являются объектами научных исследований, в частности в рамках философии науки.
Актуальность изучения научных теорий обуславливается тем, что объемы накопленного научного знания постоянно возрастают, в связи с этим возникает необходимость его систематизации и структурирования
Объект данного исследования – научная теория как структурный элемент процесса познания.
Предметом исследования выступает системная структурированностьнаучной теории.
Цель исследования – выявить особенности научной теории, выступающей элементом процесса познания.
Задачи:
1. Раскрыть содержание понятия «научная теория»;
2. Определить основные виды научных теорий;
3. Рассмотреть специфику анализа научных теорий в современной западной философии (подходы к вопросам об истинности теорий, об особенностях возникновения новых теорий);
4. Провести анализ подходов к вопросу о выборе научной теории, имеющихся в отечественной философии.
Учитывая предмет изучения, в качествеосновногометода исследования был выбран дискурсивный анализ. В частности, анализировался дискурс относительно научных теорий, присутствующий в современной западной и отечественной философии. Выявление множественных характеристик тех категорий, из которых складывается предмет изучения, представляется затруднительным при помощи каких-либо других методов.
Научная практичность данной работы заключается в том, что она может служить в качестве отправной точки в дальнейшей более глубокой научной разработке темы научной теории как неотъемлемого процесса познания.
Введение………………………………………………………………………..….3
Глава 1. Теоретико-методологическое содержание понятия «научная теория»……………………………………………………………………………..5
1.1. Научная теория: ее виды и структура…………………………………….5
1.2. Цели и функции научной теории………………...………………………11
Глава 2. Осмысление категории «научная теория» представителями философииXXвека……………………………………………………………….14
2.1. Научная теория как объект философского исследования западных мыслителей(на примерах работ К. Поппера и Т. Куна)………………………14
2.2. Проблема выбора научной теории в современной отечественной философии……………………………………………………………………….19
Заключение………………………………………………………………………23
Список литературы…………………………………………………………………
Теория как основная структурная единица научного знания обладает своей структурой, выполняет определенные функции. Совокупность признаков, характеризующих научную теорию помогаютдистанцировать ее от схожих понятий: гипотеза, парадигма, практика.
Практически все научное знание построено на теориях: они объясняют, описывают, констатируют. Любое современное исследование можно вписать в рамки того или иного теоретического подхода. Вместе с тем сами теории как абстрактные конструкты представляют собой обширное поле для реализации исследовательских интересов.
Критерием истинности теории во многих источниках называется ее проверка практикой. Однако в данной работе мы рассмотрели и другие возможные варианты. Например, в подходе, предложенном К. Поппером, принцип верификации заменяется принципом фальсификации. Согласно первому принципу подтверждение истинности того или иного утверждения о мире путем его сопоставления с чувственными знаниями. Принцип фальсификации констатирует, что статусом научности обладают лишь те теории, которые могут быть опровергнуты при сравнении их с полученными опытным путем эмпирическими данными. Т. Кун вообще отрицает возможность деления знаний в рамках теорий на истинные и ложные, поскольку в качестве легитимирующего фактора применения той или иной теории выдвигает тезис о ее соответствии решению той или иной задачи.
В отечественной философии науки большое значение уделяется вопросу выбора научной теории. Такой подход к рассмотрению теории является более комплексным по сравнению с подходами, присутствующими в западной философской мысли. В нем уделяется внимание не какому-то одному аспекту функционирования теории в системе научного познания, а формулируется системный подход к рассмотрению научной теории. В нем нашли отражение такие фундаментальные положения как критерий истинности теории, описание процессов возникновения и смены научных теорий.
1. Брюшинкин В.Н. Поризматическая модель происхождения научных теорий и ее применение к исследованию истории логики // Вопросы философии, 2013. - № 6. – С. 40 – 45.
2. Брюшинкин В.Н., Ходикова Н.А. Теория поиска вывода: происхождение и философские приложения. Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2010, 161 с.
3. Крушанов А.А. Как радикальные научные идеи прорываются сквозь диктат парадигмы // Вестник Российского философского общества, 2013. - №1.
4. Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1977. – 300с.
5. Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов. — М.: Академический Проект, 2004. — 320 с.
6. Поппер К. Логика и рост научного знания. – М.: Прогресс, 1983. – 605с.
7. Философия науки / под ред.ред. А.И.Липкина, М.: ЭКСМО 2007. - 608с.
8. Философия. Учебное пособие / под ред. Зотова, М.: Академический Проект; Трикста, 2004.— 688 с.
9. Эйнштейн А. Физика и реальность. - М.: Наука, 1965. - 530 с.
10. Энциклопедия эпистемологии и философии науки / под ред. Касавина И.Т., М: «Канон » РООИ «Реабилитация», 2009. – 1248 с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Сегодня наука является основной формой человеческого познания. В основе научного познания лежит сложный творческий процесс мыслительной и предметно-практической деятельности ученых. Выделяют два уровня научного познания – эмпирический и теоретический. Главной задачей эмпирического уровня научного познания является описание предметов и явлений, а основной формой получаемого знания – эмпирический факт, зафиксированный органами чувств. На теоретическом уровне происходят процессы несколько иного рода – на первое место выступает объяснение изучаемых объектов, а получаемое знание фиксируется в виде законов, принципов и научных теорий, в которых раскрывается сущность познаваемых объектов. Теории присутствуют во всех областях знаний и в то же время сами являются объектами научных исследований, в частности в рамках философии науки.
Актуальность изучения научных теорий обуславливается тем, что объемы накопленного научного знания постоянно возрастают, в связи с этим возникает необходимость его систематизации и структурирования
Объект данного исследования – научная теория как структурный элемент процесса познания.
Предметом исследования выступает системная структурированностьнаучной теории.
Цель исследования – выявить особенности научной теории, выступающей элементом процесса познания.
Задачи:
1. Раскрыть содержание понятия «научная теория»;
2. Определить основные виды научных теорий;
3. Рассмотреть специфику анализа научных теорий в современной западной философии (подходы к вопросам об истинности теорий, об особенностях возникновения новых теорий);
4. Провести анализ подходов к вопросу о выборе научной теории, имеющихся в отечественной философии.
Учитывая предмет изучения, в качествеосновногометода исследования был выбран дискурсивный анализ. В частности, анализировался дискурс относительно научных теорий, присутствующий в современной западной и отечественной философии. Выявление множественных характеристик тех категорий, из которых складывается предмет изучения, представляется затруднительным при помощи каких-либо других методов.
Научная практичность данной работы заключается в том, что она может служить в качестве отправной точки в дальнейшей более глубокой научной разработке темы научной теории как неотъемлемого процесса познания.
Введение………………………………………………………………………..….3
Глава 1. Теоретико-методологическое содержание понятия «научная теория»……………………………………………………………………………..5
1.1. Научная теория: ее виды и структура…………………………………….5
1.2. Цели и функции научной теории………………...………………………11
Глава 2. Осмысление категории «научная теория» представителями философииXXвека……………………………………………………………….14
2.1. Научная теория как объект философского исследования западных мыслителей(на примерах работ К. Поппера и Т. Куна)………………………14
2.2. Проблема выбора научной теории в современной отечественной философии……………………………………………………………………….19
Заключение………………………………………………………………………23
Список литературы…………………………………………………………………
Теория как основная структурная единица научного знания обладает своей структурой, выполняет определенные функции. Совокупность признаков, характеризующих научную теорию помогаютдистанцировать ее от схожих понятий: гипотеза, парадигма, практика.
Практически все научное знание построено на теориях: они объясняют, описывают, констатируют. Любое современное исследование можно вписать в рамки того или иного теоретического подхода. Вместе с тем сами теории как абстрактные конструкты представляют собой обширное поле для реализации исследовательских интересов.
Критерием истинности теории во многих источниках называется ее проверка практикой. Однако в данной работе мы рассмотрели и другие возможные варианты. Например, в подходе, предложенном К. Поппером, принцип верификации заменяется принципом фальсификации. Согласно первому принципу подтверждение истинности того или иного утверждения о мире путем его сопоставления с чувственными знаниями. Принцип фальсификации констатирует, что статусом научности обладают лишь те теории, которые могут быть опровергнуты при сравнении их с полученными опытным путем эмпирическими данными. Т. Кун вообще отрицает возможность деления знаний в рамках теорий на истинные и ложные, поскольку в качестве легитимирующего фактора применения той или иной теории выдвигает тезис о ее соответствии решению той или иной задачи.
В отечественной философии науки большое значение уделяется вопросу выбора научной теории. Такой подход к рассмотрению теории является более комплексным по сравнению с подходами, присутствующими в западной философской мысли. В нем уделяется внимание не какому-то одному аспекту функционирования теории в системе научного познания, а формулируется системный подход к рассмотрению научной теории. В нем нашли отражение такие фундаментальные положения как критерий истинности теории, описание процессов возникновения и смены научных теорий.
1. Брюшинкин В.Н. Поризматическая модель происхождения научных теорий и ее применение к исследованию истории логики // Вопросы философии, 2013. - № 6. – С. 40 – 45.
2. Брюшинкин В.Н., Ходикова Н.А. Теория поиска вывода: происхождение и философские приложения. Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2010, 161 с.
3. Крушанов А.А. Как радикальные научные идеи прорываются сквозь диктат парадигмы // Вестник Российского философского общества, 2013. - №1.
4. Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1977. – 300с.
5. Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов. — М.: Академический Проект, 2004. — 320 с.
6. Поппер К. Логика и рост научного знания. – М.: Прогресс, 1983. – 605с.
7. Философия науки / под ред.ред. А.И.Липкина, М.: ЭКСМО 2007. - 608с.
8. Философия. Учебное пособие / под ред. Зотова, М.: Академический Проект; Трикста, 2004.— 688 с.
9. Эйнштейн А. Физика и реальность. - М.: Наука, 1965. - 530 с.
10. Энциклопедия эпистемологии и философии науки / под ред. Касавина И.Т., М: «Канон » РООИ «Реабилитация», 2009. – 1248 с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149284 Курсовой работы — поможем найти подходящую