Спасибо за работу, выполнена отлично! Ответственный и профессиональный автор, всем рекомендую!!!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение
Актуальность. На рубеже 20-21 веков в философских и логико-методологических исследованиях науки возникают вопросы и проблемы, связанные с анализом динамики, развития и изменчивости научного знания.Проводя анализ исторического развития гражданского общества можно с уверенностью сказать, что наука оказала наиболее существенное и динамичное влияние на общество. Человечество всегда имеет дело с последствиями и достижениями ее развития. .Развитие научных знанийне только радикальным образом преобразило быт людей, но и принципиально влияет на становление и развитие всей человеческой цивилизации, влияя навсе сферы деятельности человека.
Проблема. В широком смысле слова феномен знания и в частности знаний научных всегда являлся объектом должного внимания философии. В большинстве ранних исследований проблематика научного знания, его возникновения и развития ставиласьучеными в общем контексте учения о познании (гносеологии) и тольков 20 векеона становиться предметом исследования в самостоятельных направлениях философских исследований (философии науки). Последнее основывается на том, что научное знание существенно отличается от знания обыденного, повседневногообладает громадной социальной значимостью, и следовательно требует специальных методологических подходов.
Современная научно-техническаяи информационная революция привела к изменению положения науки по отношению к другим областям общественной жизни и превратила ее в необходимое условие развития производства. Однако проблемы создания точных методов планирования и прогнозирования научного прогресса, усовершенствования механизма управления наукой могут быть решены должным образом только с помощью философского обобщения и истолкования процесса развития науки.
Цель исследования. Исходя из вышеизложенного мы сформулировалиосновную цель курсовой работы - выявить методологические основания исследований развития научного знания.
Объектом исследования является развитие науки, научных знаний и научных концепций.Предметом - является взаимодействие методологии и мировоззрения философских концепций в современном научном познании.
Осуществление данной цели потребовало решения следующих основных задач:
1. Проанализировать понятие развитие науки, научного знания.
2. Выявить структурные компоненты процесса научного познания и определить роль методологии в развитии научного познания.
3. Исследовать проблемы динамики развития научного знания.
Методологическую основу составляет: принцип рассмотрения процесса научного познания и методологического сознания как феноменов культуры определенной эпохи с позиций принципов историзма и целостности принцип, философского плюрализма, метод сравнительного анализа философских концепций, выявляющий динамику различных подходов к объекту исследования, системно-структурный метод, позволяющий систематизировать и структурировать наработанный материал;
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Содержание
Введение 3
Глава 1 Роль методологии в процессе развития науки 5
Глава 2 Концепции динамики научного знания 16
Заключение 28
Список литературы 30
Заключение
В ходе нашего курсового исследования были рассмотрены основные формы и методы научного познания. Рассмотрев основные характеристики эмпирического и теоретического познания можно сделать вывод, что они при любом исследовании неразрывно связаны и являются историческим и логическим продолжением друг друга.
В первой главе даны краткие характеристики форм эмпирического и теоретического познания: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, описание. Указаны основные методы и приемы научного познания и научных исследований: абстрагирование, анализ и синтез, дедукция и индукция, моделирование, исторический и логический методы исследования, метод восхождения от абстрактного к конкретному, системный метод. Даны краткие характеристики формам научного познания (понятие, категория, закон, проблема, гипотеза, теория). Охарактеризованы основные признаки научного факта. Выделены идеалы и нормы исследования, научной картины мира и обозначены философские основания научного знания. Определены причины научных революций. Даны характеристики понятиям аксиологизация науки, сциентизма и антисциентизма
Во второй главе проанализированы основные концепции развития научных знаний. Рассмотрены два крайних подхода к анализу динамики научного знания – кумулятивизм и антикуммулятивизм.
В качестве примеров концепций динамики научного знания приведены модели научных теорий эволюционной (генетической) эпистемологии и постпозитивизма (К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун, Ст. Тулмин, П. Фейерабенд).
Таким образом, возможно подвести общий итог нашему исследованию феномена научного знания, структуры и содержания процесса научного познания, динамики научного знания - в современных эпистемологических исследованиях ученые, философы отказываются от сугубо количественного (кумулятивного) варианта развития знания в пользу количественно-качественного подхода. Задача ученых исследоватьвзаимообусловленность и взаимосвязь разных состояний исследуемого процесса научного познания и научных знаний на разных этапах их развития (периоды «нормальной науки» и «научной революции»). Научный интерес современных ученых направлен на исследование явлений,как преемственности, так и скачкообразных изменений, все это говорит о том, что развитие и эволюционированиенаучного знания в целом и ступенчатость его динамики, в частности, предполагают наличие определенных механизмов его реструктуризации без кризисов и аномалий. Вероятно, поэтому именно теперь назрела необходимость интегрального анализа представлений о динамике научного знания, которые бы системно учитывали, как внутренние, так и внешние факторы развития этого вида знания.
Список литературы
1. Быданов В.Е. Философия в таблицах и схемах // Учебно-методическое пособие для студентов заочной формы обучения. СПб.: СПбГТИ (ТУ), 2013.
2. Ваулин Д.Е. Научный метод и принципы научного знания. Их отличие от псевдонаучного мифотворчества [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2013/19/5024 (дата обращения: 07.12.2014).
3. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (17-18 вв.): Формирование научных программ нового времени. - М.: Наука, 1987.
4. Ильин В., Машенцев А. Философия в схемах и комментариях // СПб, Питер, 2005.
5. Киселица И.М. Методологические основания исследования изменений в развитии научного знания [Электронный ресурс]: автореф. дис. …к.филос.наук / И.М. Киселица. – М, 1984. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/metodologicheskie-osnovaniya-issledovaniya-izmenenii-v-razvitii-nauchnogo-znaniya#ixzz3LZaZZBXx (дата обращения: 07.12.2014).
6. Коськов С.Н. Взаимосвязь методологии и мировоззрения в современной эпистемологии [Электронный ресурс]: автореф. дис. …д.филос.наук / С.Н. Коськов. – М, 2012. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/vzaimosvyaz-metodologii-i-mirovozzreniya-v-sovremennoi-epistemologii#ixzz3LZbPdvqN (дата обращения: 07.12.2014).
7. Кохановский В.П., Золотухина Е.В., Лешкевич Т.Г., Фатхи Т.Б. Философия для аспирантов: Учебное пособие. Изд. 2-е - Ростов н/Д: "Феникс", 2003. - 448 с.
8. Овчинников Н.Ф. Знание - болевой нерв философской мысли (к истории концепции знания от Платона до Поппера) // Вопросы философии. - 2001. - №1. - С. 63-113, 2001 - №2 - С. 124-152
9. Сахарова Ю.В. Динамика научных концепций в процессе накопления и переработки информации [Электронный ресурс]: автореф. дис. …к.филос.наук / Ю.В. Сахарова. – Ростов-на-Дону, 2006. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/dinamika-nauchnykh-kontseptsii-v-protsesse-nakopleniya-i-pererabotki-informatsii#ixzz3LZZXSVvD (дата обращения: 07.12.2014).
10. Современная философия науки: хрестоматия. М.: Наука,1994. С. 252.
11. Современный философский словарь. Под общ.ред. д. ф.н. проф. В. Е. Кемерова. 2-е изд., испр. и доп. // Лондон, Париж, Люксембург, Москва, Минск: «Панпринт», 1998.
12. Степин B.C. История и философия науки. М.: Академический Проект; Трикста, 2011. - 423 с.
13. Философия // Учебное пособие, под ред. проф. М.Н Щербинина, Тюмень. ТГУ, 2010.
14. Философский энциклопедический словарь. // М.: ИНТРА, 2000.
15. Эпистемология: перспективы развития / Отв. ред В. А. Лекторский; отв. секр. Е. О. Труфанова. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2012. -536 с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение
Актуальность. На рубеже 20-21 веков в философских и логико-методологических исследованиях науки возникают вопросы и проблемы, связанные с анализом динамики, развития и изменчивости научного знания.Проводя анализ исторического развития гражданского общества можно с уверенностью сказать, что наука оказала наиболее существенное и динамичное влияние на общество. Человечество всегда имеет дело с последствиями и достижениями ее развития. .Развитие научных знанийне только радикальным образом преобразило быт людей, но и принципиально влияет на становление и развитие всей человеческой цивилизации, влияя навсе сферы деятельности человека.
Проблема. В широком смысле слова феномен знания и в частности знаний научных всегда являлся объектом должного внимания философии. В большинстве ранних исследований проблематика научного знания, его возникновения и развития ставиласьучеными в общем контексте учения о познании (гносеологии) и тольков 20 векеона становиться предметом исследования в самостоятельных направлениях философских исследований (философии науки). Последнее основывается на том, что научное знание существенно отличается от знания обыденного, повседневногообладает громадной социальной значимостью, и следовательно требует специальных методологических подходов.
Современная научно-техническаяи информационная революция привела к изменению положения науки по отношению к другим областям общественной жизни и превратила ее в необходимое условие развития производства. Однако проблемы создания точных методов планирования и прогнозирования научного прогресса, усовершенствования механизма управления наукой могут быть решены должным образом только с помощью философского обобщения и истолкования процесса развития науки.
Цель исследования. Исходя из вышеизложенного мы сформулировалиосновную цель курсовой работы - выявить методологические основания исследований развития научного знания.
Объектом исследования является развитие науки, научных знаний и научных концепций.Предметом - является взаимодействие методологии и мировоззрения философских концепций в современном научном познании.
Осуществление данной цели потребовало решения следующих основных задач:
1. Проанализировать понятие развитие науки, научного знания.
2. Выявить структурные компоненты процесса научного познания и определить роль методологии в развитии научного познания.
3. Исследовать проблемы динамики развития научного знания.
Методологическую основу составляет: принцип рассмотрения процесса научного познания и методологического сознания как феноменов культуры определенной эпохи с позиций принципов историзма и целостности принцип, философского плюрализма, метод сравнительного анализа философских концепций, выявляющий динамику различных подходов к объекту исследования, системно-структурный метод, позволяющий систематизировать и структурировать наработанный материал;
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Содержание
Введение 3
Глава 1 Роль методологии в процессе развития науки 5
Глава 2 Концепции динамики научного знания 16
Заключение 28
Список литературы 30
Заключение
В ходе нашего курсового исследования были рассмотрены основные формы и методы научного познания. Рассмотрев основные характеристики эмпирического и теоретического познания можно сделать вывод, что они при любом исследовании неразрывно связаны и являются историческим и логическим продолжением друг друга.
В первой главе даны краткие характеристики форм эмпирического и теоретического познания: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, описание. Указаны основные методы и приемы научного познания и научных исследований: абстрагирование, анализ и синтез, дедукция и индукция, моделирование, исторический и логический методы исследования, метод восхождения от абстрактного к конкретному, системный метод. Даны краткие характеристики формам научного познания (понятие, категория, закон, проблема, гипотеза, теория). Охарактеризованы основные признаки научного факта. Выделены идеалы и нормы исследования, научной картины мира и обозначены философские основания научного знания. Определены причины научных революций. Даны характеристики понятиям аксиологизация науки, сциентизма и антисциентизма
Во второй главе проанализированы основные концепции развития научных знаний. Рассмотрены два крайних подхода к анализу динамики научного знания – кумулятивизм и антикуммулятивизм.
В качестве примеров концепций динамики научного знания приведены модели научных теорий эволюционной (генетической) эпистемологии и постпозитивизма (К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун, Ст. Тулмин, П. Фейерабенд).
Таким образом, возможно подвести общий итог нашему исследованию феномена научного знания, структуры и содержания процесса научного познания, динамики научного знания - в современных эпистемологических исследованиях ученые, философы отказываются от сугубо количественного (кумулятивного) варианта развития знания в пользу количественно-качественного подхода. Задача ученых исследоватьвзаимообусловленность и взаимосвязь разных состояний исследуемого процесса научного познания и научных знаний на разных этапах их развития (периоды «нормальной науки» и «научной революции»). Научный интерес современных ученых направлен на исследование явлений,как преемственности, так и скачкообразных изменений, все это говорит о том, что развитие и эволюционированиенаучного знания в целом и ступенчатость его динамики, в частности, предполагают наличие определенных механизмов его реструктуризации без кризисов и аномалий. Вероятно, поэтому именно теперь назрела необходимость интегрального анализа представлений о динамике научного знания, которые бы системно учитывали, как внутренние, так и внешние факторы развития этого вида знания.
Список литературы
1. Быданов В.Е. Философия в таблицах и схемах // Учебно-методическое пособие для студентов заочной формы обучения. СПб.: СПбГТИ (ТУ), 2013.
2. Ваулин Д.Е. Научный метод и принципы научного знания. Их отличие от псевдонаучного мифотворчества [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2013/19/5024 (дата обращения: 07.12.2014).
3. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (17-18 вв.): Формирование научных программ нового времени. - М.: Наука, 1987.
4. Ильин В., Машенцев А. Философия в схемах и комментариях // СПб, Питер, 2005.
5. Киселица И.М. Методологические основания исследования изменений в развитии научного знания [Электронный ресурс]: автореф. дис. …к.филос.наук / И.М. Киселица. – М, 1984. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/metodologicheskie-osnovaniya-issledovaniya-izmenenii-v-razvitii-nauchnogo-znaniya#ixzz3LZaZZBXx (дата обращения: 07.12.2014).
6. Коськов С.Н. Взаимосвязь методологии и мировоззрения в современной эпистемологии [Электронный ресурс]: автореф. дис. …д.филос.наук / С.Н. Коськов. – М, 2012. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/vzaimosvyaz-metodologii-i-mirovozzreniya-v-sovremennoi-epistemologii#ixzz3LZbPdvqN (дата обращения: 07.12.2014).
7. Кохановский В.П., Золотухина Е.В., Лешкевич Т.Г., Фатхи Т.Б. Философия для аспирантов: Учебное пособие. Изд. 2-е - Ростов н/Д: "Феникс", 2003. - 448 с.
8. Овчинников Н.Ф. Знание - болевой нерв философской мысли (к истории концепции знания от Платона до Поппера) // Вопросы философии. - 2001. - №1. - С. 63-113, 2001 - №2 - С. 124-152
9. Сахарова Ю.В. Динамика научных концепций в процессе накопления и переработки информации [Электронный ресурс]: автореф. дис. …к.филос.наук / Ю.В. Сахарова. – Ростов-на-Дону, 2006. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/dinamika-nauchnykh-kontseptsii-v-protsesse-nakopleniya-i-pererabotki-informatsii#ixzz3LZZXSVvD (дата обращения: 07.12.2014).
10. Современная философия науки: хрестоматия. М.: Наука,1994. С. 252.
11. Современный философский словарь. Под общ.ред. д. ф.н. проф. В. Е. Кемерова. 2-е изд., испр. и доп. // Лондон, Париж, Люксембург, Москва, Минск: «Панпринт», 1998.
12. Степин B.C. История и философия науки. М.: Академический Проект; Трикста, 2011. - 423 с.
13. Философия // Учебное пособие, под ред. проф. М.Н Щербинина, Тюмень. ТГУ, 2010.
14. Философский энциклопедический словарь. // М.: ИНТРА, 2000.
15. Эпистемология: перспективы развития / Отв. ред В. А. Лекторский; отв. секр. Е. О. Труфанова. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2012. -536 с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
1 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149284 Курсовой работы — поможем найти подходящую