отлично
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Образ рая в христианской религии занимает особое место. По словам Р.Т. Рашковой, «вся христианская концепция всемирной истории и предназначения человека основана на двух фундаментальных понятиях: Грехопадение и Искупление, Первородный Грех и Божественная Благодать, принесенная в мир Богочеловеком Иисусом Христом» .
В древнерусском искусстве образы рая значимы и в религии, и иконографии, и связаны с трактовкой райских сюжетов. Наиболее полно специфика подхода к образам рая отражается в сравнении православных представлений с католическими и мусульманскими. У католиков образ рая – это небесный Иерусалим, символ вечного блаженства, к которому стремится человек . У мусульман – это возвращение в состояние Адама до грехопадения, представление о «вечноцветущей идиллии» . В православии и древнерусском искусстве представления о рае не так однозначны. Рай является и внешним атрибутом религии, в рамках которого он трактуется как образец прекрасного, «райский сад». Рай – это и внутренне состояние душевной гармонии, выраженное в иконе через образы неба, облаков и т.п. Рай трактуется и в соответствии с основной направленностью его трактовки у католиков, встречаются и сюжеты икон, в который рай сопоставляется с образами ада, тем самым предлагая теософскую модель мироустройства для христианина.
Многообразие райских образов в древнерусском искусстве требует типологизации, которая будет осуществлена в курсовой работе, что определяет актуальность и направление ее темы.
Цель курсовой работы – проанализировать сюжеты рая в древнерусских иконах и осуществить типологию образов рая.
Цель определила основные задачи работы:
1. Систематизировать образы рая в древнерусском искусстве.
2. Обосновать библейские сюжеты рая в православном искусстве.
3. Привести примеры использования райских сюжетов в древнерусском искусстве.
Методологию исследования составили труды по истории религии (К. Вернер , Н.Е. Пестов , М. Элиадзе и др.) и иконографии (В.И. Антонова, Н.Е. Мнева , Ю.Г. Бобров , Н.В, Будур , Т.С, Еремина , Н.П, Кондаков , В.Н. Лазарев , Н.В, Покровский ).
Введение 3
Иконография рая в древнерусском искусстве (к вопросу о типологии) 5
1.1 Рай – цветущий сад 6
1.2 Рай – Небесный Иерусалим 7
1.3 Изгнание из рая 9
1.4 Рай – царские врата 10
1.5 Рай - образ света, небес 11
Заключение 13
Список литературы 14
Образы рая в древнерусском искусстве неразрывно связаны с глубиной и символизмом религиозных сюжетов. Воплощения образа рая – и виноградная лоза, которая начиная с времен ветхозаветных праведников являлась символом жизни вечной , и закрытые врата, и струящийся свет иконы…
«Многообразие изобразительных мотивов и символов, связанных с темой рая, становится понятным подчас только с помощью сложных богословских толкований. Общие иконографические схемы воплощались в удивительные по красоте образы, наполняясь по индивидуальной фантазии художника причудливыми строениями, деревьями и цветами», - пишет С. Липатова .
Трактовка образов рая в древнерусской живописи необходимо сочетает историографический и искусствоведческий подходы, позволяющие раскрыть смысловое содержание иконы во всей полноте.
Таким образом, в курсовой работе мы рассмотрели основные типы рая в древнерусском искусстве, обосновали библейские сюжеты и привели ряд примеров их использования в православных иконах.
Цель и задачи работы достигнуты.
1. Аверинцев, С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. - М.: Coda, 1997.
2. Антонова, В. И., Мнева, Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI - начала XVIII в.в. Опыт историко-художественной классификации. В 2-х томах. - М.: Искусство, 1963.
3. Бобров, Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи. - СПб.: МИФРИЛ, 1995.
4. Будур, Н.В. Православные иконы. – М.: Олма-пресс, 2005.
5. Вернер, К. Библия как история. – М.: Крон-пресс, 1998.
6. Еремина, Т.С. Мир русских икон и монастырей. Истории, предания. – М.: Международная издательская компания «Наука», 1998.
7. Кондаков, Н. П. Иконы. Под ред. О. А. Дыдыкиной. М.: Бертельсманн Медиа Москау, 2009.
8. Лазарев, В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. – М.: Искусство, 2000.
9. Липатова, С. Иконография. Небесный вертоград. Образ рая в православном искусстве. Электронные источники, режим доступа: http://znamenie-hovrino.ru/lampada/2008-god/nomer-60/ikonografiya-nebesnyj-vertograd-obraz-raya-v-pravoslavnom-iskusstve/
10. Митрополит Иерофей (Влахос) Жизнь после смерти. Перевод с греч. В. Клименко. – М.: Сардоникс, 2005.
11. Образ рая в христианстве и исламе. Электронные источники, режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/ideas/obrazraya.htm
12. Пестов, Н.Е. Современная практика православного благочестия. В двух томах. Том 1, глава 10 Царство небесное (рай). - М.: Братство святого апостола, 2010.
13. Покровский, Н. В., Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских. - М.: Прогресс-Традиция, 2001.
14. Рашкова, Р.Т. Образ рая: от мифа к утопии. Серия “Symposium”, выпуск 31. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003.
15. Элиадзе, М. История веры и религиозных идей. От каменного века до элевсинских мистерий. – М.: Академический проект, 2009.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Образ рая в христианской религии занимает особое место. По словам Р.Т. Рашковой, «вся христианская концепция всемирной истории и предназначения человека основана на двух фундаментальных понятиях: Грехопадение и Искупление, Первородный Грех и Божественная Благодать, принесенная в мир Богочеловеком Иисусом Христом» .
В древнерусском искусстве образы рая значимы и в религии, и иконографии, и связаны с трактовкой райских сюжетов. Наиболее полно специфика подхода к образам рая отражается в сравнении православных представлений с католическими и мусульманскими. У католиков образ рая – это небесный Иерусалим, символ вечного блаженства, к которому стремится человек . У мусульман – это возвращение в состояние Адама до грехопадения, представление о «вечноцветущей идиллии» . В православии и древнерусском искусстве представления о рае не так однозначны. Рай является и внешним атрибутом религии, в рамках которого он трактуется как образец прекрасного, «райский сад». Рай – это и внутренне состояние душевной гармонии, выраженное в иконе через образы неба, облаков и т.п. Рай трактуется и в соответствии с основной направленностью его трактовки у католиков, встречаются и сюжеты икон, в который рай сопоставляется с образами ада, тем самым предлагая теософскую модель мироустройства для христианина.
Многообразие райских образов в древнерусском искусстве требует типологизации, которая будет осуществлена в курсовой работе, что определяет актуальность и направление ее темы.
Цель курсовой работы – проанализировать сюжеты рая в древнерусских иконах и осуществить типологию образов рая.
Цель определила основные задачи работы:
1. Систематизировать образы рая в древнерусском искусстве.
2. Обосновать библейские сюжеты рая в православном искусстве.
3. Привести примеры использования райских сюжетов в древнерусском искусстве.
Методологию исследования составили труды по истории религии (К. Вернер , Н.Е. Пестов , М. Элиадзе и др.) и иконографии (В.И. Антонова, Н.Е. Мнева , Ю.Г. Бобров , Н.В, Будур , Т.С, Еремина , Н.П, Кондаков , В.Н. Лазарев , Н.В, Покровский ).
Введение 3
Иконография рая в древнерусском искусстве (к вопросу о типологии) 5
1.1 Рай – цветущий сад 6
1.2 Рай – Небесный Иерусалим 7
1.3 Изгнание из рая 9
1.4 Рай – царские врата 10
1.5 Рай - образ света, небес 11
Заключение 13
Список литературы 14
Образы рая в древнерусском искусстве неразрывно связаны с глубиной и символизмом религиозных сюжетов. Воплощения образа рая – и виноградная лоза, которая начиная с времен ветхозаветных праведников являлась символом жизни вечной , и закрытые врата, и струящийся свет иконы…
«Многообразие изобразительных мотивов и символов, связанных с темой рая, становится понятным подчас только с помощью сложных богословских толкований. Общие иконографические схемы воплощались в удивительные по красоте образы, наполняясь по индивидуальной фантазии художника причудливыми строениями, деревьями и цветами», - пишет С. Липатова .
Трактовка образов рая в древнерусской живописи необходимо сочетает историографический и искусствоведческий подходы, позволяющие раскрыть смысловое содержание иконы во всей полноте.
Таким образом, в курсовой работе мы рассмотрели основные типы рая в древнерусском искусстве, обосновали библейские сюжеты и привели ряд примеров их использования в православных иконах.
Цель и задачи работы достигнуты.
1. Аверинцев, С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. - М.: Coda, 1997.
2. Антонова, В. И., Мнева, Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI - начала XVIII в.в. Опыт историко-художественной классификации. В 2-х томах. - М.: Искусство, 1963.
3. Бобров, Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи. - СПб.: МИФРИЛ, 1995.
4. Будур, Н.В. Православные иконы. – М.: Олма-пресс, 2005.
5. Вернер, К. Библия как история. – М.: Крон-пресс, 1998.
6. Еремина, Т.С. Мир русских икон и монастырей. Истории, предания. – М.: Международная издательская компания «Наука», 1998.
7. Кондаков, Н. П. Иконы. Под ред. О. А. Дыдыкиной. М.: Бертельсманн Медиа Москау, 2009.
8. Лазарев, В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. – М.: Искусство, 2000.
9. Липатова, С. Иконография. Небесный вертоград. Образ рая в православном искусстве. Электронные источники, режим доступа: http://znamenie-hovrino.ru/lampada/2008-god/nomer-60/ikonografiya-nebesnyj-vertograd-obraz-raya-v-pravoslavnom-iskusstve/
10. Митрополит Иерофей (Влахос) Жизнь после смерти. Перевод с греч. В. Клименко. – М.: Сардоникс, 2005.
11. Образ рая в христианстве и исламе. Электронные источники, режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/ideas/obrazraya.htm
12. Пестов, Н.Е. Современная практика православного благочестия. В двух томах. Том 1, глава 10 Царство небесное (рай). - М.: Братство святого апостола, 2010.
13. Покровский, Н. В., Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских. - М.: Прогресс-Традиция, 2001.
14. Рашкова, Р.Т. Образ рая: от мифа к утопии. Серия “Symposium”, выпуск 31. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003.
15. Элиадзе, М. История веры и религиозных идей. От каменного века до элевсинских мистерий. – М.: Академический проект, 2009.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
2 раза | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149284 Курсовой работы — поможем найти подходящую