отлично
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Актуальность. До сих пор А. Н. Островский переосмысливается талантливыми критиками и исследователями литературы и театра. И сегодня интерес к нему все растет, на театральных сценах постоянно можно видеть его пьесы, и нередко новое сценическое прочтение произведений Островского становится ярким событием русской культуры. Его драматургия удивительно созвучна нашему времени и современному зрителю, что повышает интерес исследователей к изучению феномена Островского.
Каждым историческим моментом привносится новое в понимание культурного наследия прошлого. Происходящие изменения приводят к совершенно другому восприятию - так то, что ранее казалось простым, не требующим доказательств, после прочтения Островского, обнаруживает новые неизведанные грани. Современными российским обществом и отечественной наукой переживается новый этап в развитии, литературоведами были обнаружены философские, исторические, социальные, культурологические, нравственные проблемы, решение которых конкретным образом будет сказываться на осознании картины формирования литературы в целом и на освещении творчества отдельных авторов как ярких индивидуальностей.
Драматург, всегда узнаваемый, всегда проявлявший интерес к национальным качествам быта и характера, постоянно находился в эволюции, обогащал свою яркую художественную палитру новыми неожиданными и необычными красками. Он органично соответствовал своему времени, живо откликался на любые изменения в литературной, культурной, общественной жизни.
Автор курсовой работы выделил эволюцию творческого пути Островского как главную проблему, обозначил и характеризовал основные его этапы и социальные функции.
В произведениях русской литературы в совокупности рисуется картина разных сторон социального бытия и русской культуры в целом, что дает возможность анализа и осмысления основных тенденций развития культуры. Большое внимание к массовому зрителю, а также восприятие ценностей проявлений личностных начал в повседневной человеческой деятельности обнаружило в литературе новые смыслы, отметило пути ее развития между крайними точками, между полюсами, в русле «срединной культуры» (Н. А. Бердяев).
Сомнительным и обветшалым называет репертуар российского театра середины ХIХ в. В. Лакшин [9, с.492]. Перелистывая, в частности, афиши Малого театра в сезон 1851/52 гг., он выстраивает репертуарный список: из драм – «Уголино» Полевого, «Денщик» Кукольника, «Смерть Ляпунова» С. Гедеонова, из комедий – «Боцман» Тарновского, «Идеалы» Маркевича. Основное же место в репертуаре отдано водевилям – переводным и оригинальным, с такого рода «говорящими» названиями: «Белокурая брюнетка», «Вот так пилюля! Что в рот, то спасибо», «Кутерьма», «Любовь артиста», «Муж не муж, жена не жена», «Невесте 45 – приданого 100 000», «Чертов колпак», «Я съел моего друга». (Похожие ассоциации возникают, когда читаешь афиши нынешней антрепризы – китчевый подход к выбору репертуара преобладает.
Способ существования на сцене тоже напоминает эпоху «до Островского». Теперешние сторонники такого театра называют его «актёрским» – как альтернативу так называемому «режиссерскому» театру конца ХХ в., когда воля постановщика в формулировании сценического высказывания была определяющей. Характер этих спектаклей ограничивается простым «увеселением» публики или, наоборот, нагнетанием у неё мистических и мелодраматических «страхов». Итог – посмотрел, «навпечатлялся», вышел из театра и забыл.) Подобный репертуар – предел мечтаний публики, для которой театр и спектакль – тот же товар, только не для физиологического употребления.
«В этой публике, – пишет Островский, – нет собственного понимания, нет восприимчивости, нет движений, нет общности между ней и пьесой. Все сильное или неожиданное производит в этих зрителях что-то вроде беспокойства. Чему эта публика самостоятельно горячо сочувствует, так это пошлым намекам и остроумию самого низкого сорта» [2, с.42-58]. Новому театру, о котором он мечтал, нужна была другая публика, и ее тоже необходимо было растить и воспитывать.
Поэтому тема курсовой работы актуальна. Она является настоятельной литературоведческой, культурологической и общественной потребностью. Проведенное в практической и теоретической целостности, логической завершенности, диссертационное исследование содержит анализ всего творческого пути драматурга, историю формирования его драматургической эстетики - в контексте русской литературной жизни.
Красота бытия, отраженная в драматической форме, проявляется в конкретных обстоятельствах и в конкретной обстановке. Сам быт, столь привлекавший автора, предстает в эстетической завершенности, явлен как художественное целое. В драматическом произведении, изначально сориентированном на сценическое прочтение, герои объединены пространством сцены, продуманным театральным реквизитом, замыслом автора и режиссера. Представление о красоте быта складывается из общей картины, в которую входит предметный мир, окружающий персонажей, включая еду и питье, одежду, грим, убранство сцены, мир внутренних переживаний, требующих от зрителя сопереживания, живого эмоционально-интеллектуального отклика в соответствии с его ценностными представлениями.
Объект исследования: собрание сочинений А. Н. Островского, включая дневниковые записи, статьи, наброски, письма, а также драматические произведения современников автора.
Предмет исследования: анализ особенностей быта и национального характера, социальных функций, отраженных в драматургии Островского.
Цель: рассмотреть актуальные аспекты и социальные функции в творчестве А.Н. Островского. Исходя из поставленной цели были достигнуты следующие задачи:
- проследить эволюцию творчества Островского А.Н.;
- выделить этапы творческого пути;
- сформулировать социальные аспекты, повлиявшие на творчество;
- рассмотреть социальные функции пьесы «Доходное место».
Введение 3
Глава 1. Актуальные аспекты и социальные функции в творчестве Островского А.Н. 7
1.1 Эволюция творчества Островского А.Н. основные этапы его творческого пути 7
1.2 Социальные проблемы и их влияние на творчество Островского А.Н. 18
1.3 Современные тенденции и углубление социальных функций в интерпретации пьесы Островского А.Н. «Доходное место» 35
Заключение 38
Список использованной литературы 49
Итак, на основе анализа драматургической деятельности Островского можно выделить несколько этапов, органично сменявших друг друга и свидетельствующих о том, что вся жизнь драматурга была отмечена энергией неустанного творческого поиска, а его эстетика постоянно обогащалась, совершенствовалась, обретала все новые качества.
Первый период творчества драматурга (1840-е — начало 1850-х годов) отмечен поисками своего стиля, своей темы в литературе и своего героя. Начав с прозаических опытов, где лежат истоки его самобытной системы художественного освоения мира, молодой автор органично вписывается в общий литературный процесс, в эстетику натуральной школы, открывая читателю особенности замоскворецкого быта, малознакомой по литературе социальной среды. В жизни русских купцов, в их поступках драматург увидел те качества, которые воплощают в себе основы народной жизни и национального характера. Уже в этот период драматург осознает важность вопроса о традициях, роль которых в жизни россиян он будет постоянно обдумывать, поворачивая его разными гранями и рассматривая на художественном уровне в различных аспектах.
В первый период творчества писателя его эстетика только начинает складываться. Различные компоненты формирующейся системы эстетических представлений автора были тесным образом связаны как с утилитарной, так и с неутилитарной сферой. Основную ценность в системе художественного познания и отражения мира он видит в языке, в бытовой театральности русского человека, нередко проявляющейся в негативном с моральной точки зрения плане. Эстетическое восприятие взаимоотношений человека с бытом, с предметным миром определило направленность произведений Островского первого этапа.
Художественное воплощение неприглядных качеств быта и характеров выразилось в синтезе живого и выразительного языка, нарядности и цветистости предметного мира, в ярких характерах, в нравственных коллизиях. Внимание драматурга направлено на пластику, на адекватное словесное выражение персонажами своих внутренних ощущений. Одним из сильнейших моментов эстетического характера стала заложенная в тексте возможность сопереживания читателя и зрителя.
Центральными пьесами этого периода являются комедии «Свои люди — сочтемся» и «Бедная невеста», в которых найдут продолжение просветительские позиции Островского, видящего в драматическом авторе прежде всего воспитателя и образователя публики, и выразилась особая природа комизма, простодушная веселость, установка на зрелищность («Свои люди»), мягкий лиризм, жанровое «многоголосие» («Бедная невеста»), объясняющие силу их эстетического эффекта.
Особая роль в отражении быта и характера принадлежит живому диалогу, где доминирует меткое, выразительное слово, наделенное функцией сценического генератора, от которого все приходит в движение. Смысловая и эстетическая нагрузка слова усиливается тем, что оно, являясь главным средством характеристики и самохарактеристики, несет богатую информацию о быте, нравах, о человеческих отношениях. Драматург обращает внимание не только на грубость и невежество своих персонажей, в том числе и на их склонность к мошенничеству, нередко граничащему с уголовным преступлением, но и на такие черты, которые характеризуют основы духовного и социального опыта человека и отражают его эстетическое сознание. Здесь герои предстают окруженными конкретным, предметным миром, реалиями национального быта. А позиция самого автора заключается в понимании несовершенства человеческой природы и самой жизни, что и придает критическую направленность этим произведениям.
Формы эстетического отражения и эстетического восприятия действительности в начале 50-х годов обретают новые черты. Драматургический мир Островского обогащается сочетанием ярких красок с нежными тонами и полутонами, смех, юмор - с грустью. Жизнь воспринимается более сложной. В ней есть место не только обману, мошенничеству, грубости, но и жертвенности, не только силе, но и внутренней слабости. Сюжетное и логическое завершение комедии "Бедная невеста" строится на основах народной эстетики и народных представлениях о важнейших жизненных ценностях, выразившихся в сказке, лирической песне, балладе. Несмотря на обращение к тяжелым моментам жизни главной героини, в целом действие пьесы развивается в рамках комедийного жанра, что подкрепляется элементами иронии, юмора, пародии.
Поставив в произведениях проблемы, помогающие определить своеобразие народного миросозерцания и его образа жизни, а шире — дающих возможность понять специфику русской цивилизации, драматург вписывается в процесс народознания, оказавшийся весьма плодотворным и для науки, и для литературы.
Второй период деятельности Островского связан с журналом «Москвитянин», во многом определившим характер творческих поисков писателя и с которым связано «русское направление», свойственное его окружению. Это прежде всего проявилось в стремлении глубже и серьезнее изучить и понять национальную культуру, быт и мировидение народа.
Эстетика Островского заметно обогащается включением в художественную ткань произведений элементов фольклорного характера, что объясняется отношением к фольклору как к бесценному источнику познания народной жизни и особенностей психологического склада русского человека. Песни, романсы, сохранившиеся в народе формы скоморошества, святочного веселья, народной смеховой культуры органично входят в систему эстетических ценностей Островского. Так, шутовское в комедии «Бедность не порок» предстает частью общей культуры реального и упорядоченного мира, строящегося на основах христианскои этики и на системе определенных соотношений: добро - зло, семья - одиночество, богатство - бедность, любовь - отсутствие любви; счастье - несчастье.
В этот период изменяются представления писателя о целях и задачах искусства, отныне свою обязанность как художника усматривавшего не в обличении общественных пороков, а в поиске положительных начал русского народного быта и характера, а также в создании таких пьес, которые дадут возможность зрителю радоваться, узнавая себя в персонажах. Общая тональность пьес этого периода становится более праздничной. Эстетика быта раскрывается Островским через особую ценность Дома, Семьи, человеческих взаимоотношений. Кроме того, заметное лирическое начало сочетается с яркой комедийностью и с драматическими коллизиями.
Иным становится отношение Островского к купечеству, ранее оценивавшемуся более «жестко» и критично. Теперь, понимая, насколько весомым был вклад торгового сословия в культуру и общественную жизнь нации, драматург утверждает в нем национально-этический идеал, поэтизируя его как народный общественный слой, здоровые и светлые начала которого он связывает с прочным и упорядоченным семейно-бытовым укладом, ориентированным на христианскую мораль, на уважение вековых традиций. Именно в замкнутом и крепком купеческом мире, как считал Островский и его друзья-москвитянинцы, сохраняются национальные основы жизни и лучшие качества русского народа.
С пьес москвитянинского периода, знаменовавших собою начало активного процесса создания отечественного репертуара и обозначивших новый поворот в театральной эстетике, началась эпоха Островского в театре. Действие пьес «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется» основано на четком конфликте с ясно выраженной моралью, произведения ориентированы на демократического зрителя, на эстетику народного зрелищного представления, построены преимущественно на бытовом материале, воспринимаемым драматургом и в качестве источника конфликтов и как сфера отражения национального жизненного уклада и мироощущения.
Взгляд Островского на изображаемый мир исходит изнутри, из глубины народной жизни. Все, что разрушает его традиции, вызывает отрицательную оценку у автора, принявшего народные эстетические и этические представления, органично соединив современные бытовые коллизии с народно-поэтической стихией, с фольклорной основой русской культуры.
На взгляды Островского несомненное воздействие оказало устное народное творчество, памятники древнерусской литературы, современная ему культура. Постигая законы театрального искусства, драматург уже на этом этапе сделал немало для формирования новой театральной эстетики, новой манеры актерской игры, заключающейся в отказе от эффектных театральных приемов. Островский повернул театр к народной жизни и к национальному характеру, включив в сценическое пространство чисто бытовые детали, имеющие при этом эстетическое, нравственное и сюжетное значение, поскольку он воспринимал быт как основу человеческого существования.
В середине 50-х годов, в период своей работы в журнале «Москвитянин», А. Н. Островский пришел к выводу о том, что народный мир обладает своей философией, выраженной в языке, образе мыслей и в житейских поступках, своей культурой, достойной пристального внимания и серьезного изучения. Именно этот журнал, материалы которого в творчески переработанном виде откликнутся в более поздних произведениях драматурга, поставил проблему прочтения и оценки его творчества русской критикой в русле понимания кардинального направления отечественной литературы.
Во второй половине 50-х годов значительно расширяется у Островского сфера изображения. В этот период писатель отходит от опоэтизированного отношения к патриархальности, его оценки современной жизни становятся более строгими и критичными.
В «Доходном месте» автор подвергает критике чиновничье-бюрократическую систему, основанную на взяточничестве, казнокрадстве, круговой поруке. Главными средствами художественного изображения человека и чиновничье-бюрократической сферы в стали оценочные монологи, диалоги полемического характера, реплики-откровения. События выстраиваются в крупные, законченные сцены, и в череде событий и реплик раскрываются основы порочной государственной системы, которая подвергается серьезному осмыслению - без тенденциозности и морализирования. Деловая среда, показанная в ее взаимоотношении с бытом, изображена таким образом, что дает возможность более глубоко раскрыть психологию и основные ценности персонажей.
Разработанная Островским тема чиновничьей жизни и деловой карьеры дает представление о нравственном и умственном состоянии общества в целом, изображенный в пьесе быт становится выразительным символом карьеризма, взяточничества и бездуховности.
В пьесах Островского второй половины 50-х годов все элементы драматического действия наполнены теплотой и сердечностью по отношению к бесхитростному и честному человеку и в то же время — критической оценкой неприглядных сторон деловой и семейной жизни, купеческой, чиновничье-бюрократической и дворянской среды. В основе художественных поисков этого периода, как это будет и в дальнейшем, заметно стремление автора найти точный и выразительный прием, дающий театру возможность соединить слово, интонацию, жест с необходимым театральным реквизитом, верной декорацией, умело подобранной музыкой, что дает возможность создать эмоциональную атмосферу в зрительном зале, встретить понимание у публики и перевести основные коллизии произведения на уровень серьезных проблем человеческого существования.
Художественный подход Островского к бытию русского человека определяется здесь стремлением создать целостный образ провинциального города, обладающего своей привлекательностью, его внутренней жизни, наполненной глубокими противоречиями, драматизмом и одновременно светлыми сторонами, отражающими основы народного миросозерцания.
Шестидесятые годы стали новым этапом для драматурга, неустанно искавшего новые сюжеты и создавшего в этот период новые социально-психологические типы, новые характеры. Глубоким историзмом и художественной выразительностью отмечено у Островского в пьесах 60-х годов изображение национальной жизни. Продолжая художественные поиски в жанре социально-бытовой пьесы, драматург пишет комедии, драмы, картины, сцены, наполненные элементами мелодрамы, водевиля, балагана,
Для эстетики Островского 60-х годов характерно развитие тех качеств, которые были ей свойственны в предыдущий период. Это критическое отношение к негативным сторонам действительности, к проявлениям внутренней слабости, к агрессивности и жестокости, к взяточничеству и вымогательству. В то же время еще в 50-е годы (в пьесах москвитянинского периода) драматург полюбил праздничные стороны русской жизни, в комедийной форме изображал глупость и нелепость, видя в этом возможность для создания гиперболизированного психологического рисунка (комедия «Праздничный сон — до обеда», написанная в 1857 году), рассчитанного на немедленный зрительский отклик. Художественное исследование внутреннего мира человека и различных сторон жизни основано у Островского в 60-е годы на развитии этих тенденций.
Островский воспринимал жизнь и мыслил театрально, нередко изображая мир как игру случайностей, их причудливое сочетание. В трилогии о Бальзаминове автор по-новому осмысливает тип бедного чиновника, с чертами пародии и на сказочного персонажа, и на литературный тип «маленького человека». Широкое использование приемов водевиля, искусства балагана, художественной гиперболы дает возможность ярче и убедительнее показать не только глупость и убогость, отсутствие высоких духовных запросов, мещанско-обывательские интересы мира, к которому принадлежит Бальзаминов, не только понятную и забавную его целеустремленность, энергичность, активность, деятельность, но и почти ярмарочную красочность национальной жизни.
Забавный и причудливый быт окрашен яркими тонами, и все произведение пронизывает игровое начало; авторский смех, заложенный в слове персонажей, максимально сближает действующих лиц, актеров и зрителей, поскольку реакция публики на ситуации и высказывания исходит из текста, рассчитанного на сценическое воплощение.
Игровая стихия пронизывает и пьесу «Тяжелые дни», для которой характерна особая интонационность. Замоскворецкий быт и замоскворецкие нравы театрально осмыслены, направлены в комедийное русло, где царят смех и ирония, с одной стороны, поэзия любовного чувства — с другой, а за шутовством скрывается серьезность и глубина восприятия людей и жизни в целом.
Продолжением опыта работы в жанре народной драмы трагедийного типа стала пьеса «Грех да беда на кого не живет», где показана русская натура, в душе которой бушуют сильные страсти. Мотив дома, семейных отношений переплетается с проблемами нравственного плана, которые с особой силой зазвучали еще в творчестве предшествующего периода. Здесь автор опирается на характерные для русской художественно-эстетической мысли и христианской этики представления о сущностных основах бытия, что объясняет его неустанное движение к новым творческим высотам. В драме «Грех да беда на кого не живет» драматург, видя источник театральности в народной жизни, в драматизмесемейно-бытовых отношений, в эстетическом плане осмысливает различные формы проявления личностного начала - в поступке, жесте, слове, в поведенческой установке, - четко очерчивая психологический рисунок и создавая художественно завершенную картину сложных человеческих взаимоотношений. При этом жизнь персонажей соотносится с вопросами, относящимися к высшим жизненным ценностям.
Установкой на бытовую и психологическую достоверность отмечены пьесы «Шутники» и «Пучина», где Островский, развивая тему «маленького человека», сочувственно изображает героев, анализируя степень и характер воздействия среды на личность. Быт и нравы стали здесь тем материалом, который прямо входит в фабулу пьес и исследуется в своей социальной и нравственно-психологической данности. Здесь драматург представил зрителю мир обиженных людей, которым приходится терпеть жестокость и непонимание, мир жертвенных натур, движимых благородными порывами. Но как ни горьки финальные сцены этих пьес, автор избегает слезливости, патетики, внешних эффектов.
Характерной особенностью исторических пьес Островского является то, что серьезные исторические и политические проблемы он осмысливает в тесном единстве с повседневной, будничной жизнью русских людей, которые показаны и в моменты подъема патриотических или свободолюбивых настроений, и в семейных заботах, в глубоко личных переживаниях, придавшим произведениям особую красоту, теплоту и живость.
Чтобы более точно изобразить особенности жизненного уклада прошлого, Островский включал в тексты пьес грамоты, указы, вводил в состав действующих лиц шутов, скоморохов, юродивых, глашатаев, что соответствовало и традиции исторической драматургии и отвечало уровню сознания народа.
Проблематика пьес 70—80-х годов, для которых характерны устойчивые темы, удачно найденные штрихи к психологической физиономии русского характера, отдельные положения, типы конфликта, прямо связана с основными тенденциями эпохи. Произведения этого периода, ориентированные не на отдельных актеров, а на целый актерский ансамбль, где ни одна фигура, ни одна деталь не может рассматриваться вне целого, практически реформировали театр. От сцен, одноактных картин драматург окончательно переходит к многоактной пьесе, усилив социальные и политические обобщения, что связано с развитие сатирического метода у Островского. В то же время здесь воплотилась другая тенденция— углубление лиризма, обращение к общечеловеческим ценностям, утверждение этического идеала, повышенное внимание к незащищенному человеку, резко выделяющемуся из окружения своими моральными качествами, сложным духовным миром. Следствием этого явилось формирующееся на протяжении всего творческого пути драматурга создание драмы нового типа, которая не укладывается в устойчивые жанровые схемы и побуждала театр к поиску особых находок постановочного характера, освоению новой манеры игры, иного существования на сценическом пространстве.
Все более широко вводит драматург сцены комедийного, пародийно патетического, иронически-сатирического характера, сочетая их с элементами авантюрного жанра («На всякого мудреца довольно простоты», «Горячее сердце», «Волки и овцы», «Бешеные деньги»). Художественная яркость произведений выразилась в остроте сюжета, в характере разрешения конфликта, в остротах и каламбурах, в образной речи.
Как тревожная примета времени осмысливается в этот период упрощенность бытия и сознания, когда забвение традиций может означать исторический разрыв, порождая нравственный вакуум и хаос, тогда как основу человеческого бытия составляют родственные узы, круг общения, национальные обычаи, святыни, переходящие от поколения к поколению.
Картина современной жизни создается путем изображения противоположных экономических и нравственных тенденций, разных мировоззрений и ценностных установок, при этом взгляд Островского на складывающуюся систему отношений, на современного человека справедлив и лишен тенденциозности и морализаторства.
Средством композиционного расширения пространства пьес, помогающим понять сущность явления, стали диалоги, где персонажи рассказывают о себе, о своем прошлом («Лес», «Без вины виноватые»).
В пьесах последнего периода ценностное значение приобрела тема красоты, которая освещает мир. Драматург красоте холодной, противопоставляет красоту теплую, красоте внешней — красоту природную, эмоциональную, красоту, находящуюся внутри.
1. Агранович С.З. Жанровое своеобразие «сцен» и «картин» в творчестве А.Н. Островского // Проблемы истории и поэтики реализма. Куйбышев, 1977.
2. Гаркави А.М. А.Н. Островский – мастер сюжетосложения // Жанр и композиция литературного произведения. Калининград, 1974.
3. Григорьев А.А. Русская литература в 1851 году. (Статья четвертая и последняя) // Москвитянин. 1852. № 4. Кн. 2. Отд. IV. Критика. – С. 95-108.
4. Григорьев А.А Русская изящная литература в 1852 году // Москвитянин. 1853. № 1. Январь. Кн. 1. Отд. IV. Критика и библиография. – С. 1-64.
5. Григорьев А.А. Искусство и нравственность. – М.: Современник, 1986. – 351 с.
6. Демченко А.А. А.Н. Островский в условиях «обязательного соглашения» 1850-х годов // А. Н. Островский. Материалы и исследования: Сборник научных трудов. Вып. №. 3 / Отв. ред., сост. И. А. Овчинина. – Шуя: Издательство ГОУ ВПО «ШГПУ», 2010. – С. 43-55.
7. Коган Л. Р. Летопись жизни и творчества А. Н. Островского. – М., 1953. – 408 с.
8. Курилов А.С. Теоретико-литературные взгляды славянофилов // Литературные взгляды и творчество славянофилов (1830—1850-е годы). – М.: Наука, 1978. – С. 168-237.
9. Лакшин В. А.Н. Островский (1843–1854) // Островский А.Н. Полн. собр. соч.: В 12 т. М., 1973. Т. 1.
10. Линин А. Творчество А.Н. Островского. Ростов н/Д, 1937.
11. Овчинина И.А. А.Н. Островский. Этапы творчества. – М.: Энциклопедия сел и деревень, 1999. – 220 с.
12. Основин И.И. Драматургия Л.Н. Толстого. М., 1982.
13. Островский А.Н. Полн. cобр. соч.: В 12 т. М., 1973–1980. Т. 1. С. 495.
14. Русский театр в Петербурге. («Не в свои сани не садись») // Пантеон. 1853. Т. VIII. Кн. 4. – С. 25-38.
15. Седова Е.В. «Сцены» и «Картины»: к постановке проблемы (на материале пьес А.Н. Островского) // Драма и театр. Тверь, 2002.
16. Сонина Е. С. Петербургская универсальная газета конца ХIХ века. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. – 357 с.
17. Творчество А.Н. Островского. М.; Л., 1923.
18. Утин Е. Современные мудрецы // Вестник Европы. 1869. № 1. – С. 316-356.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Актуальность. До сих пор А. Н. Островский переосмысливается талантливыми критиками и исследователями литературы и театра. И сегодня интерес к нему все растет, на театральных сценах постоянно можно видеть его пьесы, и нередко новое сценическое прочтение произведений Островского становится ярким событием русской культуры. Его драматургия удивительно созвучна нашему времени и современному зрителю, что повышает интерес исследователей к изучению феномена Островского.
Каждым историческим моментом привносится новое в понимание культурного наследия прошлого. Происходящие изменения приводят к совершенно другому восприятию - так то, что ранее казалось простым, не требующим доказательств, после прочтения Островского, обнаруживает новые неизведанные грани. Современными российским обществом и отечественной наукой переживается новый этап в развитии, литературоведами были обнаружены философские, исторические, социальные, культурологические, нравственные проблемы, решение которых конкретным образом будет сказываться на осознании картины формирования литературы в целом и на освещении творчества отдельных авторов как ярких индивидуальностей.
Драматург, всегда узнаваемый, всегда проявлявший интерес к национальным качествам быта и характера, постоянно находился в эволюции, обогащал свою яркую художественную палитру новыми неожиданными и необычными красками. Он органично соответствовал своему времени, живо откликался на любые изменения в литературной, культурной, общественной жизни.
Автор курсовой работы выделил эволюцию творческого пути Островского как главную проблему, обозначил и характеризовал основные его этапы и социальные функции.
В произведениях русской литературы в совокупности рисуется картина разных сторон социального бытия и русской культуры в целом, что дает возможность анализа и осмысления основных тенденций развития культуры. Большое внимание к массовому зрителю, а также восприятие ценностей проявлений личностных начал в повседневной человеческой деятельности обнаружило в литературе новые смыслы, отметило пути ее развития между крайними точками, между полюсами, в русле «срединной культуры» (Н. А. Бердяев).
Сомнительным и обветшалым называет репертуар российского театра середины ХIХ в. В. Лакшин [9, с.492]. Перелистывая, в частности, афиши Малого театра в сезон 1851/52 гг., он выстраивает репертуарный список: из драм – «Уголино» Полевого, «Денщик» Кукольника, «Смерть Ляпунова» С. Гедеонова, из комедий – «Боцман» Тарновского, «Идеалы» Маркевича. Основное же место в репертуаре отдано водевилям – переводным и оригинальным, с такого рода «говорящими» названиями: «Белокурая брюнетка», «Вот так пилюля! Что в рот, то спасибо», «Кутерьма», «Любовь артиста», «Муж не муж, жена не жена», «Невесте 45 – приданого 100 000», «Чертов колпак», «Я съел моего друга». (Похожие ассоциации возникают, когда читаешь афиши нынешней антрепризы – китчевый подход к выбору репертуара преобладает.
Способ существования на сцене тоже напоминает эпоху «до Островского». Теперешние сторонники такого театра называют его «актёрским» – как альтернативу так называемому «режиссерскому» театру конца ХХ в., когда воля постановщика в формулировании сценического высказывания была определяющей. Характер этих спектаклей ограничивается простым «увеселением» публики или, наоборот, нагнетанием у неё мистических и мелодраматических «страхов». Итог – посмотрел, «навпечатлялся», вышел из театра и забыл.) Подобный репертуар – предел мечтаний публики, для которой театр и спектакль – тот же товар, только не для физиологического употребления.
«В этой публике, – пишет Островский, – нет собственного понимания, нет восприимчивости, нет движений, нет общности между ней и пьесой. Все сильное или неожиданное производит в этих зрителях что-то вроде беспокойства. Чему эта публика самостоятельно горячо сочувствует, так это пошлым намекам и остроумию самого низкого сорта» [2, с.42-58]. Новому театру, о котором он мечтал, нужна была другая публика, и ее тоже необходимо было растить и воспитывать.
Поэтому тема курсовой работы актуальна. Она является настоятельной литературоведческой, культурологической и общественной потребностью. Проведенное в практической и теоретической целостности, логической завершенности, диссертационное исследование содержит анализ всего творческого пути драматурга, историю формирования его драматургической эстетики - в контексте русской литературной жизни.
Красота бытия, отраженная в драматической форме, проявляется в конкретных обстоятельствах и в конкретной обстановке. Сам быт, столь привлекавший автора, предстает в эстетической завершенности, явлен как художественное целое. В драматическом произведении, изначально сориентированном на сценическое прочтение, герои объединены пространством сцены, продуманным театральным реквизитом, замыслом автора и режиссера. Представление о красоте быта складывается из общей картины, в которую входит предметный мир, окружающий персонажей, включая еду и питье, одежду, грим, убранство сцены, мир внутренних переживаний, требующих от зрителя сопереживания, живого эмоционально-интеллектуального отклика в соответствии с его ценностными представлениями.
Объект исследования: собрание сочинений А. Н. Островского, включая дневниковые записи, статьи, наброски, письма, а также драматические произведения современников автора.
Предмет исследования: анализ особенностей быта и национального характера, социальных функций, отраженных в драматургии Островского.
Цель: рассмотреть актуальные аспекты и социальные функции в творчестве А.Н. Островского. Исходя из поставленной цели были достигнуты следующие задачи:
- проследить эволюцию творчества Островского А.Н.;
- выделить этапы творческого пути;
- сформулировать социальные аспекты, повлиявшие на творчество;
- рассмотреть социальные функции пьесы «Доходное место».
Введение 3
Глава 1. Актуальные аспекты и социальные функции в творчестве Островского А.Н. 7
1.1 Эволюция творчества Островского А.Н. основные этапы его творческого пути 7
1.2 Социальные проблемы и их влияние на творчество Островского А.Н. 18
1.3 Современные тенденции и углубление социальных функций в интерпретации пьесы Островского А.Н. «Доходное место» 35
Заключение 38
Список использованной литературы 49
Итак, на основе анализа драматургической деятельности Островского можно выделить несколько этапов, органично сменявших друг друга и свидетельствующих о том, что вся жизнь драматурга была отмечена энергией неустанного творческого поиска, а его эстетика постоянно обогащалась, совершенствовалась, обретала все новые качества.
Первый период творчества драматурга (1840-е — начало 1850-х годов) отмечен поисками своего стиля, своей темы в литературе и своего героя. Начав с прозаических опытов, где лежат истоки его самобытной системы художественного освоения мира, молодой автор органично вписывается в общий литературный процесс, в эстетику натуральной школы, открывая читателю особенности замоскворецкого быта, малознакомой по литературе социальной среды. В жизни русских купцов, в их поступках драматург увидел те качества, которые воплощают в себе основы народной жизни и национального характера. Уже в этот период драматург осознает важность вопроса о традициях, роль которых в жизни россиян он будет постоянно обдумывать, поворачивая его разными гранями и рассматривая на художественном уровне в различных аспектах.
В первый период творчества писателя его эстетика только начинает складываться. Различные компоненты формирующейся системы эстетических представлений автора были тесным образом связаны как с утилитарной, так и с неутилитарной сферой. Основную ценность в системе художественного познания и отражения мира он видит в языке, в бытовой театральности русского человека, нередко проявляющейся в негативном с моральной точки зрения плане. Эстетическое восприятие взаимоотношений человека с бытом, с предметным миром определило направленность произведений Островского первого этапа.
Художественное воплощение неприглядных качеств быта и характеров выразилось в синтезе живого и выразительного языка, нарядности и цветистости предметного мира, в ярких характерах, в нравственных коллизиях. Внимание драматурга направлено на пластику, на адекватное словесное выражение персонажами своих внутренних ощущений. Одним из сильнейших моментов эстетического характера стала заложенная в тексте возможность сопереживания читателя и зрителя.
Центральными пьесами этого периода являются комедии «Свои люди — сочтемся» и «Бедная невеста», в которых найдут продолжение просветительские позиции Островского, видящего в драматическом авторе прежде всего воспитателя и образователя публики, и выразилась особая природа комизма, простодушная веселость, установка на зрелищность («Свои люди»), мягкий лиризм, жанровое «многоголосие» («Бедная невеста»), объясняющие силу их эстетического эффекта.
Особая роль в отражении быта и характера принадлежит живому диалогу, где доминирует меткое, выразительное слово, наделенное функцией сценического генератора, от которого все приходит в движение. Смысловая и эстетическая нагрузка слова усиливается тем, что оно, являясь главным средством характеристики и самохарактеристики, несет богатую информацию о быте, нравах, о человеческих отношениях. Драматург обращает внимание не только на грубость и невежество своих персонажей, в том числе и на их склонность к мошенничеству, нередко граничащему с уголовным преступлением, но и на такие черты, которые характеризуют основы духовного и социального опыта человека и отражают его эстетическое сознание. Здесь герои предстают окруженными конкретным, предметным миром, реалиями национального быта. А позиция самого автора заключается в понимании несовершенства человеческой природы и самой жизни, что и придает критическую направленность этим произведениям.
Формы эстетического отражения и эстетического восприятия действительности в начале 50-х годов обретают новые черты. Драматургический мир Островского обогащается сочетанием ярких красок с нежными тонами и полутонами, смех, юмор - с грустью. Жизнь воспринимается более сложной. В ней есть место не только обману, мошенничеству, грубости, но и жертвенности, не только силе, но и внутренней слабости. Сюжетное и логическое завершение комедии "Бедная невеста" строится на основах народной эстетики и народных представлениях о важнейших жизненных ценностях, выразившихся в сказке, лирической песне, балладе. Несмотря на обращение к тяжелым моментам жизни главной героини, в целом действие пьесы развивается в рамках комедийного жанра, что подкрепляется элементами иронии, юмора, пародии.
Поставив в произведениях проблемы, помогающие определить своеобразие народного миросозерцания и его образа жизни, а шире — дающих возможность понять специфику русской цивилизации, драматург вписывается в процесс народознания, оказавшийся весьма плодотворным и для науки, и для литературы.
Второй период деятельности Островского связан с журналом «Москвитянин», во многом определившим характер творческих поисков писателя и с которым связано «русское направление», свойственное его окружению. Это прежде всего проявилось в стремлении глубже и серьезнее изучить и понять национальную культуру, быт и мировидение народа.
Эстетика Островского заметно обогащается включением в художественную ткань произведений элементов фольклорного характера, что объясняется отношением к фольклору как к бесценному источнику познания народной жизни и особенностей психологического склада русского человека. Песни, романсы, сохранившиеся в народе формы скоморошества, святочного веселья, народной смеховой культуры органично входят в систему эстетических ценностей Островского. Так, шутовское в комедии «Бедность не порок» предстает частью общей культуры реального и упорядоченного мира, строящегося на основах христианскои этики и на системе определенных соотношений: добро - зло, семья - одиночество, богатство - бедность, любовь - отсутствие любви; счастье - несчастье.
В этот период изменяются представления писателя о целях и задачах искусства, отныне свою обязанность как художника усматривавшего не в обличении общественных пороков, а в поиске положительных начал русского народного быта и характера, а также в создании таких пьес, которые дадут возможность зрителю радоваться, узнавая себя в персонажах. Общая тональность пьес этого периода становится более праздничной. Эстетика быта раскрывается Островским через особую ценность Дома, Семьи, человеческих взаимоотношений. Кроме того, заметное лирическое начало сочетается с яркой комедийностью и с драматическими коллизиями.
Иным становится отношение Островского к купечеству, ранее оценивавшемуся более «жестко» и критично. Теперь, понимая, насколько весомым был вклад торгового сословия в культуру и общественную жизнь нации, драматург утверждает в нем национально-этический идеал, поэтизируя его как народный общественный слой, здоровые и светлые начала которого он связывает с прочным и упорядоченным семейно-бытовым укладом, ориентированным на христианскую мораль, на уважение вековых традиций. Именно в замкнутом и крепком купеческом мире, как считал Островский и его друзья-москвитянинцы, сохраняются национальные основы жизни и лучшие качества русского народа.
С пьес москвитянинского периода, знаменовавших собою начало активного процесса создания отечественного репертуара и обозначивших новый поворот в театральной эстетике, началась эпоха Островского в театре. Действие пьес «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется» основано на четком конфликте с ясно выраженной моралью, произведения ориентированы на демократического зрителя, на эстетику народного зрелищного представления, построены преимущественно на бытовом материале, воспринимаемым драматургом и в качестве источника конфликтов и как сфера отражения национального жизненного уклада и мироощущения.
Взгляд Островского на изображаемый мир исходит изнутри, из глубины народной жизни. Все, что разрушает его традиции, вызывает отрицательную оценку у автора, принявшего народные эстетические и этические представления, органично соединив современные бытовые коллизии с народно-поэтической стихией, с фольклорной основой русской культуры.
На взгляды Островского несомненное воздействие оказало устное народное творчество, памятники древнерусской литературы, современная ему культура. Постигая законы театрального искусства, драматург уже на этом этапе сделал немало для формирования новой театральной эстетики, новой манеры актерской игры, заключающейся в отказе от эффектных театральных приемов. Островский повернул театр к народной жизни и к национальному характеру, включив в сценическое пространство чисто бытовые детали, имеющие при этом эстетическое, нравственное и сюжетное значение, поскольку он воспринимал быт как основу человеческого существования.
В середине 50-х годов, в период своей работы в журнале «Москвитянин», А. Н. Островский пришел к выводу о том, что народный мир обладает своей философией, выраженной в языке, образе мыслей и в житейских поступках, своей культурой, достойной пристального внимания и серьезного изучения. Именно этот журнал, материалы которого в творчески переработанном виде откликнутся в более поздних произведениях драматурга, поставил проблему прочтения и оценки его творчества русской критикой в русле понимания кардинального направления отечественной литературы.
Во второй половине 50-х годов значительно расширяется у Островского сфера изображения. В этот период писатель отходит от опоэтизированного отношения к патриархальности, его оценки современной жизни становятся более строгими и критичными.
В «Доходном месте» автор подвергает критике чиновничье-бюрократическую систему, основанную на взяточничестве, казнокрадстве, круговой поруке. Главными средствами художественного изображения человека и чиновничье-бюрократической сферы в стали оценочные монологи, диалоги полемического характера, реплики-откровения. События выстраиваются в крупные, законченные сцены, и в череде событий и реплик раскрываются основы порочной государственной системы, которая подвергается серьезному осмыслению - без тенденциозности и морализирования. Деловая среда, показанная в ее взаимоотношении с бытом, изображена таким образом, что дает возможность более глубоко раскрыть психологию и основные ценности персонажей.
Разработанная Островским тема чиновничьей жизни и деловой карьеры дает представление о нравственном и умственном состоянии общества в целом, изображенный в пьесе быт становится выразительным символом карьеризма, взяточничества и бездуховности.
В пьесах Островского второй половины 50-х годов все элементы драматического действия наполнены теплотой и сердечностью по отношению к бесхитростному и честному человеку и в то же время — критической оценкой неприглядных сторон деловой и семейной жизни, купеческой, чиновничье-бюрократической и дворянской среды. В основе художественных поисков этого периода, как это будет и в дальнейшем, заметно стремление автора найти точный и выразительный прием, дающий театру возможность соединить слово, интонацию, жест с необходимым театральным реквизитом, верной декорацией, умело подобранной музыкой, что дает возможность создать эмоциональную атмосферу в зрительном зале, встретить понимание у публики и перевести основные коллизии произведения на уровень серьезных проблем человеческого существования.
Художественный подход Островского к бытию русского человека определяется здесь стремлением создать целостный образ провинциального города, обладающего своей привлекательностью, его внутренней жизни, наполненной глубокими противоречиями, драматизмом и одновременно светлыми сторонами, отражающими основы народного миросозерцания.
Шестидесятые годы стали новым этапом для драматурга, неустанно искавшего новые сюжеты и создавшего в этот период новые социально-психологические типы, новые характеры. Глубоким историзмом и художественной выразительностью отмечено у Островского в пьесах 60-х годов изображение национальной жизни. Продолжая художественные поиски в жанре социально-бытовой пьесы, драматург пишет комедии, драмы, картины, сцены, наполненные элементами мелодрамы, водевиля, балагана,
Для эстетики Островского 60-х годов характерно развитие тех качеств, которые были ей свойственны в предыдущий период. Это критическое отношение к негативным сторонам действительности, к проявлениям внутренней слабости, к агрессивности и жестокости, к взяточничеству и вымогательству. В то же время еще в 50-е годы (в пьесах москвитянинского периода) драматург полюбил праздничные стороны русской жизни, в комедийной форме изображал глупость и нелепость, видя в этом возможность для создания гиперболизированного психологического рисунка (комедия «Праздничный сон — до обеда», написанная в 1857 году), рассчитанного на немедленный зрительский отклик. Художественное исследование внутреннего мира человека и различных сторон жизни основано у Островского в 60-е годы на развитии этих тенденций.
Островский воспринимал жизнь и мыслил театрально, нередко изображая мир как игру случайностей, их причудливое сочетание. В трилогии о Бальзаминове автор по-новому осмысливает тип бедного чиновника, с чертами пародии и на сказочного персонажа, и на литературный тип «маленького человека». Широкое использование приемов водевиля, искусства балагана, художественной гиперболы дает возможность ярче и убедительнее показать не только глупость и убогость, отсутствие высоких духовных запросов, мещанско-обывательские интересы мира, к которому принадлежит Бальзаминов, не только понятную и забавную его целеустремленность, энергичность, активность, деятельность, но и почти ярмарочную красочность национальной жизни.
Забавный и причудливый быт окрашен яркими тонами, и все произведение пронизывает игровое начало; авторский смех, заложенный в слове персонажей, максимально сближает действующих лиц, актеров и зрителей, поскольку реакция публики на ситуации и высказывания исходит из текста, рассчитанного на сценическое воплощение.
Игровая стихия пронизывает и пьесу «Тяжелые дни», для которой характерна особая интонационность. Замоскворецкий быт и замоскворецкие нравы театрально осмыслены, направлены в комедийное русло, где царят смех и ирония, с одной стороны, поэзия любовного чувства — с другой, а за шутовством скрывается серьезность и глубина восприятия людей и жизни в целом.
Продолжением опыта работы в жанре народной драмы трагедийного типа стала пьеса «Грех да беда на кого не живет», где показана русская натура, в душе которой бушуют сильные страсти. Мотив дома, семейных отношений переплетается с проблемами нравственного плана, которые с особой силой зазвучали еще в творчестве предшествующего периода. Здесь автор опирается на характерные для русской художественно-эстетической мысли и христианской этики представления о сущностных основах бытия, что объясняет его неустанное движение к новым творческим высотам. В драме «Грех да беда на кого не живет» драматург, видя источник театральности в народной жизни, в драматизмесемейно-бытовых отношений, в эстетическом плане осмысливает различные формы проявления личностного начала - в поступке, жесте, слове, в поведенческой установке, - четко очерчивая психологический рисунок и создавая художественно завершенную картину сложных человеческих взаимоотношений. При этом жизнь персонажей соотносится с вопросами, относящимися к высшим жизненным ценностям.
Установкой на бытовую и психологическую достоверность отмечены пьесы «Шутники» и «Пучина», где Островский, развивая тему «маленького человека», сочувственно изображает героев, анализируя степень и характер воздействия среды на личность. Быт и нравы стали здесь тем материалом, который прямо входит в фабулу пьес и исследуется в своей социальной и нравственно-психологической данности. Здесь драматург представил зрителю мир обиженных людей, которым приходится терпеть жестокость и непонимание, мир жертвенных натур, движимых благородными порывами. Но как ни горьки финальные сцены этих пьес, автор избегает слезливости, патетики, внешних эффектов.
Характерной особенностью исторических пьес Островского является то, что серьезные исторические и политические проблемы он осмысливает в тесном единстве с повседневной, будничной жизнью русских людей, которые показаны и в моменты подъема патриотических или свободолюбивых настроений, и в семейных заботах, в глубоко личных переживаниях, придавшим произведениям особую красоту, теплоту и живость.
Чтобы более точно изобразить особенности жизненного уклада прошлого, Островский включал в тексты пьес грамоты, указы, вводил в состав действующих лиц шутов, скоморохов, юродивых, глашатаев, что соответствовало и традиции исторической драматургии и отвечало уровню сознания народа.
Проблематика пьес 70—80-х годов, для которых характерны устойчивые темы, удачно найденные штрихи к психологической физиономии русского характера, отдельные положения, типы конфликта, прямо связана с основными тенденциями эпохи. Произведения этого периода, ориентированные не на отдельных актеров, а на целый актерский ансамбль, где ни одна фигура, ни одна деталь не может рассматриваться вне целого, практически реформировали театр. От сцен, одноактных картин драматург окончательно переходит к многоактной пьесе, усилив социальные и политические обобщения, что связано с развитие сатирического метода у Островского. В то же время здесь воплотилась другая тенденция— углубление лиризма, обращение к общечеловеческим ценностям, утверждение этического идеала, повышенное внимание к незащищенному человеку, резко выделяющемуся из окружения своими моральными качествами, сложным духовным миром. Следствием этого явилось формирующееся на протяжении всего творческого пути драматурга создание драмы нового типа, которая не укладывается в устойчивые жанровые схемы и побуждала театр к поиску особых находок постановочного характера, освоению новой манеры игры, иного существования на сценическом пространстве.
Все более широко вводит драматург сцены комедийного, пародийно патетического, иронически-сатирического характера, сочетая их с элементами авантюрного жанра («На всякого мудреца довольно простоты», «Горячее сердце», «Волки и овцы», «Бешеные деньги»). Художественная яркость произведений выразилась в остроте сюжета, в характере разрешения конфликта, в остротах и каламбурах, в образной речи.
Как тревожная примета времени осмысливается в этот период упрощенность бытия и сознания, когда забвение традиций может означать исторический разрыв, порождая нравственный вакуум и хаос, тогда как основу человеческого бытия составляют родственные узы, круг общения, национальные обычаи, святыни, переходящие от поколения к поколению.
Картина современной жизни создается путем изображения противоположных экономических и нравственных тенденций, разных мировоззрений и ценностных установок, при этом взгляд Островского на складывающуюся систему отношений, на современного человека справедлив и лишен тенденциозности и морализаторства.
Средством композиционного расширения пространства пьес, помогающим понять сущность явления, стали диалоги, где персонажи рассказывают о себе, о своем прошлом («Лес», «Без вины виноватые»).
В пьесах последнего периода ценностное значение приобрела тема красоты, которая освещает мир. Драматург красоте холодной, противопоставляет красоту теплую, красоте внешней — красоту природную, эмоциональную, красоту, находящуюся внутри.
1. Агранович С.З. Жанровое своеобразие «сцен» и «картин» в творчестве А.Н. Островского // Проблемы истории и поэтики реализма. Куйбышев, 1977.
2. Гаркави А.М. А.Н. Островский – мастер сюжетосложения // Жанр и композиция литературного произведения. Калининград, 1974.
3. Григорьев А.А. Русская литература в 1851 году. (Статья четвертая и последняя) // Москвитянин. 1852. № 4. Кн. 2. Отд. IV. Критика. – С. 95-108.
4. Григорьев А.А Русская изящная литература в 1852 году // Москвитянин. 1853. № 1. Январь. Кн. 1. Отд. IV. Критика и библиография. – С. 1-64.
5. Григорьев А.А. Искусство и нравственность. – М.: Современник, 1986. – 351 с.
6. Демченко А.А. А.Н. Островский в условиях «обязательного соглашения» 1850-х годов // А. Н. Островский. Материалы и исследования: Сборник научных трудов. Вып. №. 3 / Отв. ред., сост. И. А. Овчинина. – Шуя: Издательство ГОУ ВПО «ШГПУ», 2010. – С. 43-55.
7. Коган Л. Р. Летопись жизни и творчества А. Н. Островского. – М., 1953. – 408 с.
8. Курилов А.С. Теоретико-литературные взгляды славянофилов // Литературные взгляды и творчество славянофилов (1830—1850-е годы). – М.: Наука, 1978. – С. 168-237.
9. Лакшин В. А.Н. Островский (1843–1854) // Островский А.Н. Полн. собр. соч.: В 12 т. М., 1973. Т. 1.
10. Линин А. Творчество А.Н. Островского. Ростов н/Д, 1937.
11. Овчинина И.А. А.Н. Островский. Этапы творчества. – М.: Энциклопедия сел и деревень, 1999. – 220 с.
12. Основин И.И. Драматургия Л.Н. Толстого. М., 1982.
13. Островский А.Н. Полн. cобр. соч.: В 12 т. М., 1973–1980. Т. 1. С. 495.
14. Русский театр в Петербурге. («Не в свои сани не садись») // Пантеон. 1853. Т. VIII. Кн. 4. – С. 25-38.
15. Седова Е.В. «Сцены» и «Картины»: к постановке проблемы (на материале пьес А.Н. Островского) // Драма и театр. Тверь, 2002.
16. Сонина Е. С. Петербургская универсальная газета конца ХIХ века. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. – 357 с.
17. Творчество А.Н. Островского. М.; Л., 1923.
18. Утин Е. Современные мудрецы // Вестник Европы. 1869. № 1. – С. 316-356.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149284 Курсовой работы — поможем найти подходящую