отлично
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Уникальный талант Михаила Врубеля был ярким порождением современности. Личность художника формировали реальности социальной и политической жизни России. Поколение восьмидесятников, к которому принадлежал Врубель, в литературе олицетворяли чеховские герои , с их погруженностью в частную жизнь, неприкаянностью, обостренным чувством морально-этических принципов и рефлексий. П ериод оказался очень плодотворным для русской культуры: приближался рубеж Серебряного века. Печатаются молодые В . Короленко , А . Чехов, М . Горький, В . Вересаев, И . Бунин, А . Куприн . В изобразительном искусстве еще не сдают позиций передвижники , во главе с И . Репин ым и В . Суриков ым. Но молодое поколение художников уже ищет свои идеалы, созвучные идее Ф . Достоевского о спасительной роли красоты. В художественном творчестве главенствуют идеи немецкого романтизма ( о целостной стихии П рироды ) и художественного мышления, ведущее родословную от И . Канта, И . В . Гете, Ф . Шиллера. Вектор искусства перемещается из области обличительной в проекцию «поэтическую» - в сферу вымысла и мифотворчества , спасая от трудностей современности. В западноевропейском культурном пространстве эти умонастроения аккумулировались в стиле модерн, который выбра лся на простор романтической вседозволенности , вместе с такими союзниками, как символизм, фольклор и пантеизм. Идеи воскрешения народной художественной традиции нашли своих интерпретаторов в лице В . Поленова и В . Васнецова. Однако их творчество так и не вышло за рамки передвижнической школы, в которой они выросли. Еще будучи студентом Академии , Михаил Врубель дистанцируется от передвижников, видя в них поводырей социальной тенденции, забывающих о чувстве красоты. Мессианский пафос его искусства романтичен и обращен к высшим сферам, «чистому эфиру» поэзии. Однако, р омантическая идея Врубеля о великом долге художника «иллюзионировать душу, будить ее от мелочей будничного величавыми образами» , роднила его с передвижникам . Как утверждал В. Крамской, искусство должно заставить содрогнуться, а камни - заговорить. Сближает Врубеля с передвижниками и общий взгляд на соотношения мастерства и вдохновения: «порыв страсти выполнять надо не дрожащими руками истерика, а спокойными ремесленника» . Между тем, именно Михаилу Врубелю удалось синтезировать в своем искусстве и национальное начало , и западные идеи модерна и символизма. Его произведения захватывают смелыми иде ями и устремленностью на решение коренны х проблем жизни, трактовка которых принимает порою титанический характер. П рельщает художественная , глубоко содержательна я красота картин, пронизан ная трепетом исканий мастера. Одухотворенность создаваемых художником образов передается зрителю в каждом мазке . Вместе с тем, т ворчество этого мастера сложно и очень противоречиво , поскольку сочетает в себе самые противоположные черты, с войственные его эпохе. Все это делает изучение творчества Михаила Врубеля актуальным и востребованным в наши дни. Достаточная т еоретическая разработанность темы позволила провести исследование по четырем группам источников . Первая группа охватывает общие труды по истории русской культуры и искусства конца XIX – начала XX вв (Г. К. Вагнер, С. Н. Дружинин, Л. А. Рапацкая, Ю. С. Рябцев, Д. В. Сарабьянов и др.). Вторая объединяет работы, посвященные Михаилу Врубелю (М. М. Алинов, М. Алпатов, Э. П. Гомберг-Вержбицкая, Н. А. Дмитриева, П. К. Суздалев. Н. М. Тарабукин и др.). Психологические аспекты мировосприятия художника исследованы в работах В.Лернера и Н.Шумского. Третья группа посвящена вопросам стилеобразования (Т. М. Коваленская, Л. В. Мочалов, В. И. Плотников, А. А. Русакова и др.). А четвертая представляет собой художественные альбомы с произведениями мастера. Цель работы заключается в исследовании стилистических и предметно-пластических характеристик его живописных полотен. В соответствии с этим, необходимо решить следующие задачи: - рассмотреть особенности творческого метода художника; - изучить его особое отношение к Природе; - проанализировать пространственные построения картин мастера. Объект исследования – живописные произведения Михаила Врубеля. Предмет – творческий метод художника. Для решения поставленных задач выбраны такие методы, как сравнительно-искусствоведческий, формально-стилистический и иконологический. Сравнительно-искусствоведческий анализ позволит вывести характерные особенности полотен; формально-стилистический - проанализировать различные аспекты их композиционного построения, а иконологический метод, связанный с именем Э.Панофского , – послужит для интерпретации предметно-пространственных мотивов. Работа состоит из введения, основной части, заключения , списка литературы и приложения . В первой главе будут изучены общие черты, характерные для всего творчества мастера. Во второй главе – проанализированы конкретные живописные произведения, выявлена их определенная типология по пространственному признаку. В заключении приведены основные выводы по работе. Библиографический список содержит 33 наименовани я . В приложении приведены привлеченные для изучения живописные работы художника.
Оглавление
Введение
Глава 1. Общая характеристика творчества Михаила Врубеля
1.1. Уникальность творческого метода……………………………...….6
1.2. Одушевление Природы…………………………...…………….......11
Глава 2. Своеобразие пространственных решений Михаила Врубеля
2.1. Музыкальность и контрастность ………………………….......…17
2.2. Смыслонасыщенность и материализация ……………………...21
Заключение
Библиографический список
Список приложений
Таким образом, исследование творческого метода Михаила Врубеля позволило лучше понять мироощущение этого выдающегося русского художника. П рерывистый незавершенный характер контуров в сочетании с перспективной сеткой дали ему возможность не только делать форму знакомых предметов преображенной, но и материализовывать пространство. З аимствованный у Чистякова прием кристаллической техники придает картинам вид кристаллов , а техника Мариано Фортуни , создает представление о скрытой внутренней жизни материи. Колористическая эмоциональн ая наполненность насыщает полотна чувств ами тайны, загадочности, символичности. Используя свой специфический арсенал Врубель достиг особой метафоричности, переменчивости образов . Художник как бы взрывает академическую форму изнутри: он расщепляет ее на отдельные планы, достигая в передаче натуры «нового порядка эстетической ценности» . Мастер извлекает из «атомов», из кристаллов энергию пластической выразительности, энергию красоты. Его рисунки и живопись достигают полифонии звучания. Д ифференци ация цветовы х и пластически х впечатлени й определя ет грани формы. Своеобразие творческого метода заключается в передаче объема предмета в пределах малой глубины . Он тракту ет предмет почти скульптурно осязаемо. В сжатое, почти лишенное перспективы пространство , Врубель помещает объемные тела . Пространство редко строится в глубину: а если и строится – то условно, планами. Эти планы художник сближает, прижимает друг к другу, сводя на нет переходы между ними. П ространств о стягивает ся к двум измерениям , создавая впечатление тесноты. А к онфликт сжатого пространства и мощно вылепленного объема создает особенную драматическую напряженность композиций. Мастер питает пристрастие к сильно вытянутым – по вертикали или по горизонтали – форматам, также усиливающим ощущение сдавленности пространства, где живут его герои. К омпозиционным приемам мастера свойственна некая театральность. Герои обращены на зрителя, то есть за пределы рамы. Крупные планы, наплывы, персонажи своей пластической организацией ориентированы на запредельное пространство. Пространство картины не хватает, они его раздвигают. Предмет у него выпирает вперед, образует множество линий, лучей и внезапно собирает их вместе. В идимость дает толчок зрительному восприятию : множество цветов в «Сирени» заставляют видеть часть большого куста ; шумящие над головой крылья в «Пророке убеждают забыть, что это часть целого. Р ождается общение широты пространства каждого образа. Х удожнику удалось воплотить новаторские пространственно-композиционные построения. Его работы живут по музыкальным законам, насыщаясь разнообразными ритмами и контрастами. П ространство картин порой подходит к границам перевоплощения, придавая дополнительное эмоциональное звучание произведениям. В некоторых случаях оно идет дальше и происходит слияние в единый одушевленный образ, монументальный и эпический. Межпредметное пространство обретает формы, которые насыщаются содержанием, сплетаются с предметной реальностью, выражая тем самым метаморфозы мира, которые для Михаила Врубеля заключены в самой структуре вещей. Как колорист Врубель высоко ставил красоту картинной плоскости. Та колористическая гармония, которой достиг Врубель, оплодотворила искусство ХХ века, равно как и его сложная и своеобразная декоративность.Всей совокупностью средств и приемов Врубель создавал образы полноценного, высокого искусства. Его стиль несет на себе отпечаток бурного темперамента художника, в котором глубина и всесторонность соединяются с непосредственным чувством.
Библиографический список
1.Алинов, М. М. Врубель. Биография и творческая судьба: Странные пересечения / М. М. Алинов // Изобразительное искусство в школе. - 2002. - № 4. - С.31 - 39.
2.Алленов, М. М. Этюды цветов М. Врубеля (1886-1887) / М. М. Алленов // Советское искусствознание, 77. - Вып. 2. - М., 1978. – С.191 – 209.
3.Алпатов, М., Анисимов Г. Живописное мастерство М. Врубеля / М. Алпатов. - М.: Лира, 2000. - 274 с.
4.Вагнер, Г.К. В поисках истины. Религиозно- философские искания русских художников. Середина XIX- начало XX веков / Г. К. Вагнер. - М.: Искусство, 1993. – 138 с.
5.Врубель / Под ред. Н. Надольской. - М.: Белый город, 2001. - 64 с.
6.Врубель / Под ред. Д.В. Сарабьянова. - М.: Изобразительное искусство, 1981. - 48 с.
7.Врубель. Переписка. Воспоминания о художнике / Сборник. – Ленинград: Искусство , 1976. - 383 с.
8.Врубель. Альбом. – Ленинград: Аврора, 1989. - 262 с.
9.Гомберг-Вержбинская, Э.П. Врубель / Э. П. Гомберг-Вержбинская. - М.: Искусство, 1959. – 120 с.
10.Грибков, В. Врубель - живописец-пророк: 150-летие со дня рождения художника/ В. Грибков // Юный художник. - 2006. - N 11. - С. 28-31.
11.Казаков, А. Демон поверженный/ Алексей Казаков // Юность. - 2006. - N 9. - С. 94-95.
12.Гусарова, А.П. Михаил Врубель. Альбом. Изд.2-е./А. П. Гусарова. – М.: Трилистник, 2000. – 43 с.
13.Дмитриева, Н.А. М.А. Врубель / Н. А. Дмитриева. - Л.: Художник РСФСР, 1984. - 84 с.
14.Дружинин, С. Н. О русской и советской живописи. Из творческого наследия. Сборник / С. Н. Дружинин. – Ленинград: Художник РСФСР, 1987. - 232 с.
15.Коваленская, Т.М. Русский реализм и проблема идеала / Т. М. Коваленская. - М.: Изобразительное искусство, 1983. – 156 с.
16.Лернер, В. Михаил Александрович Врубель: взаимосвязь психопатологии и творчества / В. Лернер, М. Каневский, Э. Вицтум // Независимый психиатрический журнал. - 2004. - N 1. - С. 83 - 90.
17.Лернер, Л. Последний полет Михаила Врубеля: к 150-летию художника / Леонид Лернер // Художественный Совет. - 2006. - N 5. - С. 40-43.
18.Михаил Александрович Врубель 1856-1910. Альбом. –М.: Искусство, 1968. - 42 с.
19.Мочалов, Л. В. Пространство мира и пространство картины. Очерки о языке живописи / Л.В.Мочалов. – М.: Советский художник, 1983. – 375 с.
20.Плотников, В. И. Фольклор и русское изобразительное искусство второй половины XIX века / В. И. Плотников. – Ленинград: Художник РСФСР, 1987. - 284 с.
21.Рапацкая, Л. А. Русская художественная культура /Л. А. Рапацкая. – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 1997. – 476 с.
22.Русакова, А.А. Символизм в русской живописи / А. А. Русакова. - М.: Искусство, 1995. - 120 с.
23.Рябцев, Ю. С. Хрестоматия по истории русской культуры. Художественная жизнь и быт XVII-XIX вв / Ю. С. Рябцев. - М.: Владос, 1998. - 647 с.
24.Сарабьянов, Д. В. Врубель. Альбом /Вступ. ст. Д. В. Сарабьянов. – М.: Изобразительное искусство, 1981. - 14 с.
25.Сказка в творчестве русских художников /Авт.-сост. Н. Ф. Шанина. - М.: Искусство, 1969. – 56 с.
26.Суздалев, П. К. Врубель / П. К. Суздалев. – М.: Советский художник , 1991. - 364 с.
27.Суздалев, П. К. Врубель и Лермонтов / П. К. Суздалев. – Изд. 2-е. - М.: Изобр. искусство, 1991. - 237 c.
28.Суздалев, П. К. Врубель. Личность. Мировоззрение. Метод / П. К. Суздалев. – М.: Изобразительное искусство, 1984. - 478 с.
29.Суздалев, П. К. Врубель. Музыка. Театр / П. К. Суздалев. – М.: Изобразительное искусство, 1983. - 366 с.
30.Тарабукин, Н. М. Врубель / Н. М. Тарабукин. – М.: Искусство, 1974. – 175 с.
31.Федоров-Давыдов, А. А. Русский пейзаж конца XIX - начала XX века. Очерки / А. А. Федоров-Давыдов. – М.: Искусство , 1974. - 208 с.
32.Шумский, Н. Врубель. Жизнь и болезнь / Н. Шумский. - СПб.: Академический проект, 2001. - 160 с
33.Ягодовская, А. М. Врубель / А. М. Ягодовская. - Л.: Художник РСФСР, 1966. - 68 с.
34.Ю. Воробьевский // Русский Дом. - 2009. - N 1. - С.52.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Уникальный талант Михаила Врубеля был ярким порождением современности. Личность художника формировали реальности социальной и политической жизни России. Поколение восьмидесятников, к которому принадлежал Врубель, в литературе олицетворяли чеховские герои , с их погруженностью в частную жизнь, неприкаянностью, обостренным чувством морально-этических принципов и рефлексий. П ериод оказался очень плодотворным для русской культуры: приближался рубеж Серебряного века. Печатаются молодые В . Короленко , А . Чехов, М . Горький, В . Вересаев, И . Бунин, А . Куприн . В изобразительном искусстве еще не сдают позиций передвижники , во главе с И . Репин ым и В . Суриков ым. Но молодое поколение художников уже ищет свои идеалы, созвучные идее Ф . Достоевского о спасительной роли красоты. В художественном творчестве главенствуют идеи немецкого романтизма ( о целостной стихии П рироды ) и художественного мышления, ведущее родословную от И . Канта, И . В . Гете, Ф . Шиллера. Вектор искусства перемещается из области обличительной в проекцию «поэтическую» - в сферу вымысла и мифотворчества , спасая от трудностей современности. В западноевропейском культурном пространстве эти умонастроения аккумулировались в стиле модерн, который выбра лся на простор романтической вседозволенности , вместе с такими союзниками, как символизм, фольклор и пантеизм. Идеи воскрешения народной художественной традиции нашли своих интерпретаторов в лице В . Поленова и В . Васнецова. Однако их творчество так и не вышло за рамки передвижнической школы, в которой они выросли. Еще будучи студентом Академии , Михаил Врубель дистанцируется от передвижников, видя в них поводырей социальной тенденции, забывающих о чувстве красоты. Мессианский пафос его искусства романтичен и обращен к высшим сферам, «чистому эфиру» поэзии. Однако, р омантическая идея Врубеля о великом долге художника «иллюзионировать душу, будить ее от мелочей будничного величавыми образами» , роднила его с передвижникам . Как утверждал В. Крамской, искусство должно заставить содрогнуться, а камни - заговорить. Сближает Врубеля с передвижниками и общий взгляд на соотношения мастерства и вдохновения: «порыв страсти выполнять надо не дрожащими руками истерика, а спокойными ремесленника» . Между тем, именно Михаилу Врубелю удалось синтезировать в своем искусстве и национальное начало , и западные идеи модерна и символизма. Его произведения захватывают смелыми иде ями и устремленностью на решение коренны х проблем жизни, трактовка которых принимает порою титанический характер. П рельщает художественная , глубоко содержательна я красота картин, пронизан ная трепетом исканий мастера. Одухотворенность создаваемых художником образов передается зрителю в каждом мазке . Вместе с тем, т ворчество этого мастера сложно и очень противоречиво , поскольку сочетает в себе самые противоположные черты, с войственные его эпохе. Все это делает изучение творчества Михаила Врубеля актуальным и востребованным в наши дни. Достаточная т еоретическая разработанность темы позволила провести исследование по четырем группам источников . Первая группа охватывает общие труды по истории русской культуры и искусства конца XIX – начала XX вв (Г. К. Вагнер, С. Н. Дружинин, Л. А. Рапацкая, Ю. С. Рябцев, Д. В. Сарабьянов и др.). Вторая объединяет работы, посвященные Михаилу Врубелю (М. М. Алинов, М. Алпатов, Э. П. Гомберг-Вержбицкая, Н. А. Дмитриева, П. К. Суздалев. Н. М. Тарабукин и др.). Психологические аспекты мировосприятия художника исследованы в работах В.Лернера и Н.Шумского. Третья группа посвящена вопросам стилеобразования (Т. М. Коваленская, Л. В. Мочалов, В. И. Плотников, А. А. Русакова и др.). А четвертая представляет собой художественные альбомы с произведениями мастера. Цель работы заключается в исследовании стилистических и предметно-пластических характеристик его живописных полотен. В соответствии с этим, необходимо решить следующие задачи: - рассмотреть особенности творческого метода художника; - изучить его особое отношение к Природе; - проанализировать пространственные построения картин мастера. Объект исследования – живописные произведения Михаила Врубеля. Предмет – творческий метод художника. Для решения поставленных задач выбраны такие методы, как сравнительно-искусствоведческий, формально-стилистический и иконологический. Сравнительно-искусствоведческий анализ позволит вывести характерные особенности полотен; формально-стилистический - проанализировать различные аспекты их композиционного построения, а иконологический метод, связанный с именем Э.Панофского , – послужит для интерпретации предметно-пространственных мотивов. Работа состоит из введения, основной части, заключения , списка литературы и приложения . В первой главе будут изучены общие черты, характерные для всего творчества мастера. Во второй главе – проанализированы конкретные живописные произведения, выявлена их определенная типология по пространственному признаку. В заключении приведены основные выводы по работе. Библиографический список содержит 33 наименовани я . В приложении приведены привлеченные для изучения живописные работы художника.
Оглавление
Введение
Глава 1. Общая характеристика творчества Михаила Врубеля
1.1. Уникальность творческого метода……………………………...….6
1.2. Одушевление Природы…………………………...…………….......11
Глава 2. Своеобразие пространственных решений Михаила Врубеля
2.1. Музыкальность и контрастность ………………………….......…17
2.2. Смыслонасыщенность и материализация ……………………...21
Заключение
Библиографический список
Список приложений
Таким образом, исследование творческого метода Михаила Врубеля позволило лучше понять мироощущение этого выдающегося русского художника. П рерывистый незавершенный характер контуров в сочетании с перспективной сеткой дали ему возможность не только делать форму знакомых предметов преображенной, но и материализовывать пространство. З аимствованный у Чистякова прием кристаллической техники придает картинам вид кристаллов , а техника Мариано Фортуни , создает представление о скрытой внутренней жизни материи. Колористическая эмоциональн ая наполненность насыщает полотна чувств ами тайны, загадочности, символичности. Используя свой специфический арсенал Врубель достиг особой метафоричности, переменчивости образов . Художник как бы взрывает академическую форму изнутри: он расщепляет ее на отдельные планы, достигая в передаче натуры «нового порядка эстетической ценности» . Мастер извлекает из «атомов», из кристаллов энергию пластической выразительности, энергию красоты. Его рисунки и живопись достигают полифонии звучания. Д ифференци ация цветовы х и пластически х впечатлени й определя ет грани формы. Своеобразие творческого метода заключается в передаче объема предмета в пределах малой глубины . Он тракту ет предмет почти скульптурно осязаемо. В сжатое, почти лишенное перспективы пространство , Врубель помещает объемные тела . Пространство редко строится в глубину: а если и строится – то условно, планами. Эти планы художник сближает, прижимает друг к другу, сводя на нет переходы между ними. П ространств о стягивает ся к двум измерениям , создавая впечатление тесноты. А к онфликт сжатого пространства и мощно вылепленного объема создает особенную драматическую напряженность композиций. Мастер питает пристрастие к сильно вытянутым – по вертикали или по горизонтали – форматам, также усиливающим ощущение сдавленности пространства, где живут его герои. К омпозиционным приемам мастера свойственна некая театральность. Герои обращены на зрителя, то есть за пределы рамы. Крупные планы, наплывы, персонажи своей пластической организацией ориентированы на запредельное пространство. Пространство картины не хватает, они его раздвигают. Предмет у него выпирает вперед, образует множество линий, лучей и внезапно собирает их вместе. В идимость дает толчок зрительному восприятию : множество цветов в «Сирени» заставляют видеть часть большого куста ; шумящие над головой крылья в «Пророке убеждают забыть, что это часть целого. Р ождается общение широты пространства каждого образа. Х удожнику удалось воплотить новаторские пространственно-композиционные построения. Его работы живут по музыкальным законам, насыщаясь разнообразными ритмами и контрастами. П ространство картин порой подходит к границам перевоплощения, придавая дополнительное эмоциональное звучание произведениям. В некоторых случаях оно идет дальше и происходит слияние в единый одушевленный образ, монументальный и эпический. Межпредметное пространство обретает формы, которые насыщаются содержанием, сплетаются с предметной реальностью, выражая тем самым метаморфозы мира, которые для Михаила Врубеля заключены в самой структуре вещей. Как колорист Врубель высоко ставил красоту картинной плоскости. Та колористическая гармония, которой достиг Врубель, оплодотворила искусство ХХ века, равно как и его сложная и своеобразная декоративность.Всей совокупностью средств и приемов Врубель создавал образы полноценного, высокого искусства. Его стиль несет на себе отпечаток бурного темперамента художника, в котором глубина и всесторонность соединяются с непосредственным чувством.
Библиографический список
1.Алинов, М. М. Врубель. Биография и творческая судьба: Странные пересечения / М. М. Алинов // Изобразительное искусство в школе. - 2002. - № 4. - С.31 - 39.
2.Алленов, М. М. Этюды цветов М. Врубеля (1886-1887) / М. М. Алленов // Советское искусствознание, 77. - Вып. 2. - М., 1978. – С.191 – 209.
3.Алпатов, М., Анисимов Г. Живописное мастерство М. Врубеля / М. Алпатов. - М.: Лира, 2000. - 274 с.
4.Вагнер, Г.К. В поисках истины. Религиозно- философские искания русских художников. Середина XIX- начало XX веков / Г. К. Вагнер. - М.: Искусство, 1993. – 138 с.
5.Врубель / Под ред. Н. Надольской. - М.: Белый город, 2001. - 64 с.
6.Врубель / Под ред. Д.В. Сарабьянова. - М.: Изобразительное искусство, 1981. - 48 с.
7.Врубель. Переписка. Воспоминания о художнике / Сборник. – Ленинград: Искусство , 1976. - 383 с.
8.Врубель. Альбом. – Ленинград: Аврора, 1989. - 262 с.
9.Гомберг-Вержбинская, Э.П. Врубель / Э. П. Гомберг-Вержбинская. - М.: Искусство, 1959. – 120 с.
10.Грибков, В. Врубель - живописец-пророк: 150-летие со дня рождения художника/ В. Грибков // Юный художник. - 2006. - N 11. - С. 28-31.
11.Казаков, А. Демон поверженный/ Алексей Казаков // Юность. - 2006. - N 9. - С. 94-95.
12.Гусарова, А.П. Михаил Врубель. Альбом. Изд.2-е./А. П. Гусарова. – М.: Трилистник, 2000. – 43 с.
13.Дмитриева, Н.А. М.А. Врубель / Н. А. Дмитриева. - Л.: Художник РСФСР, 1984. - 84 с.
14.Дружинин, С. Н. О русской и советской живописи. Из творческого наследия. Сборник / С. Н. Дружинин. – Ленинград: Художник РСФСР, 1987. - 232 с.
15.Коваленская, Т.М. Русский реализм и проблема идеала / Т. М. Коваленская. - М.: Изобразительное искусство, 1983. – 156 с.
16.Лернер, В. Михаил Александрович Врубель: взаимосвязь психопатологии и творчества / В. Лернер, М. Каневский, Э. Вицтум // Независимый психиатрический журнал. - 2004. - N 1. - С. 83 - 90.
17.Лернер, Л. Последний полет Михаила Врубеля: к 150-летию художника / Леонид Лернер // Художественный Совет. - 2006. - N 5. - С. 40-43.
18.Михаил Александрович Врубель 1856-1910. Альбом. –М.: Искусство, 1968. - 42 с.
19.Мочалов, Л. В. Пространство мира и пространство картины. Очерки о языке живописи / Л.В.Мочалов. – М.: Советский художник, 1983. – 375 с.
20.Плотников, В. И. Фольклор и русское изобразительное искусство второй половины XIX века / В. И. Плотников. – Ленинград: Художник РСФСР, 1987. - 284 с.
21.Рапацкая, Л. А. Русская художественная культура /Л. А. Рапацкая. – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 1997. – 476 с.
22.Русакова, А.А. Символизм в русской живописи / А. А. Русакова. - М.: Искусство, 1995. - 120 с.
23.Рябцев, Ю. С. Хрестоматия по истории русской культуры. Художественная жизнь и быт XVII-XIX вв / Ю. С. Рябцев. - М.: Владос, 1998. - 647 с.
24.Сарабьянов, Д. В. Врубель. Альбом /Вступ. ст. Д. В. Сарабьянов. – М.: Изобразительное искусство, 1981. - 14 с.
25.Сказка в творчестве русских художников /Авт.-сост. Н. Ф. Шанина. - М.: Искусство, 1969. – 56 с.
26.Суздалев, П. К. Врубель / П. К. Суздалев. – М.: Советский художник , 1991. - 364 с.
27.Суздалев, П. К. Врубель и Лермонтов / П. К. Суздалев. – Изд. 2-е. - М.: Изобр. искусство, 1991. - 237 c.
28.Суздалев, П. К. Врубель. Личность. Мировоззрение. Метод / П. К. Суздалев. – М.: Изобразительное искусство, 1984. - 478 с.
29.Суздалев, П. К. Врубель. Музыка. Театр / П. К. Суздалев. – М.: Изобразительное искусство, 1983. - 366 с.
30.Тарабукин, Н. М. Врубель / Н. М. Тарабукин. – М.: Искусство, 1974. – 175 с.
31.Федоров-Давыдов, А. А. Русский пейзаж конца XIX - начала XX века. Очерки / А. А. Федоров-Давыдов. – М.: Искусство , 1974. - 208 с.
32.Шумский, Н. Врубель. Жизнь и болезнь / Н. Шумский. - СПб.: Академический проект, 2001. - 160 с
33.Ягодовская, А. М. Врубель / А. М. Ягодовская. - Л.: Художник РСФСР, 1966. - 68 с.
34.Ю. Воробьевский // Русский Дом. - 2009. - N 1. - С.52.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
1 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149284 Курсовой работы — поможем найти подходящую