Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Сюжет Троицы в древнерусской живописи

  • 24 страниц
  • 2017 год
  • 149 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

660 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Введение


Христианский символ веры был принят в 325 году и провозглашал троякость проявления Господа.
Первая ипостась была воспринята от иудаизма, почитающего Единого Творца Вселенной. В Ветхом завете священной книге иудеев Библии Бог имеет несколько имен. Он общается с праотцами и пророками, не проявляясь в определенном телесном облике, а действует с помощью ангелов или воплощений природных стихий, являет чудеса. Иногда он нисходит как внутренний голос.
Иисус Христос явился второй Божией ипостасью, воплотившись в человека. Его происхождение открыто в Новом Завете. Там же является третье лицо Бога в образе Святого Духа: он сходит с неба , когда Иисус крестился в Иордане «в виде голубином», а на апостолов в день Пятидесятницы по Воскресению Христову нисходит в виде «языков огненных».
Изображения Троицы на иконах вызывали богословские споры. Разночтения возникали из самого литературного первоисточника. Но протяжении долгого времени сюжет оставался «историческим» и назывался «Гостеприимство Авраама». Оно было каноническим.
По сюжету Ветхого Завета трудно установить, кем же были три путника, пришедшие в дом праотца Авраама. Первоначально Авраам обращается к ним как к Господу, впоследствии двое из них именуются ангелами. Изначально это событие имело различное толкование, но со временем стало восприниматься как проявление троичности Бога - теофании.
Цель представленной работы :
• проследить историю сюжета Троицы в русской иконописи, его появление и развитие;
• раскрыть смысловой подтекст сюжета.
В ходе работы предстоит выполнить следующие задачи: выявить произведения русских иконописцев, где изображен образ Святой Троицы. На их примере путем анализа образной, композиционной и цветовой символики изображения «расшифровать» скрытые в них смыслы.
В качестве источников информации использовались монографии, статьи, справочная литература, ресурсы удаленного доступа.
История появления сюжета на Руси, его дальнейшее развитие прослеживается в работе Н. А. Барской. Композиционная характеристика основных типов и видов икон на сюжет Святой Троицы, их примеры приведена у А. Витхамар. Глубокий исторический и композиционный анализ сюжета с опорой на религиозные тексты содержится в труде Козарезовой О.О. Антология «Троица Андрея Рублева» содержит выдержки и цитаты исследователей, позволяющие рассмотреть многогранность образа Троицы и глубину его символического значения.


Оглавление
Введение 3
Иконография Троицы 5
Ветхозаветная Троица 9
Новозаветная Троица/Отечество 15
Заключение 20
Список литературы 22
Приложения 24



Заключение


Православное учение о Троице можно выразить такими словами: Бог един по существу, но троичен в Лицах: Отец, Сын и св. Дух - Троица единосущная и нераздельная. Павел Флоренский назвал её «крестом для человеческой мысли». Действительно, догмат Святой Троицы является непостижимой для человеческого разума антиномией. Поэтому «для его разумения необходимо отвергнуться своего разумения».
По словам В. Н. Лосского, «апофатическое восхождение есть восхождение на Голгофу, поэтому никакая спекулятивная философия никогда не могла подняться до тайны Пресвятой Троицы... Познать тайну Пресвятой Троицы в ее полноте - значит войти в божественную жизнь, в саму жизнь Пресвятой Троицы».
Вместе с тем, говоря о непознаваемости, св. Отцы Церкви подчеркивают, что учение о Троице дано в Божественном Откровении. Несмотря на то, что слово «Троица» небиблейского происхождения и введено в употребление во II в. Святым Феофилом Антиохийским, указания на Троичность Лиц есть в св. Писании. Более того, без него было бы невозможным христианское учение об искуплении и спасении, о Боговоплощении. Поэтому учение о Троице является основой христианской веры.
В ходе представленной работы на примерах произведений древнерусских мастеров XIV - XVII вв. была прослежена история сюжета Троицы в русской иконописи, его появление и развитие.
На основании композиционного и смыслового анализа сюжета Троицы можно сделать вывод, что образ Святой Троицы имеет бесконечное число подтекстов, ракурсов и может быть прочитан на многих уровнях. При внимательном рассмотрении икона сама открывает зрителю множество всевозможных интерпретаций. В конечном счете образ Троицы есть прежде всего образ единства, и этот образ дан, чтобы исцелить (от слова «цельный») человечество, в котором каждый обособлен от другого. Таким образом, на примере творчества иконописцев мы видим раскрытие Троического догмата, тесно связанного с учением Церкви и являющегося Ее неотъемлемой частью.
Исследователи нередко приводят цитату протестантского богослова ХХ века Карла Барта, которая не относится непосредственно к иконописи, но удивительно точно отражает её суть: «Троичность Бога есть тайна Божественной красоты. Тот, кто отрицает Троичность Бога, очень быстро приходит к представлению о Боге, лишенном всякого сияния и радости, Боге, лишенном красоты».

Список литературы

Исследования

1. Барская Н. А.Сюжеты и образы древнерусской живописи / Н.А.Барская. - Москва : Просвещение, 1993. - 221, [2] с. : ил.
2. Бутромеев, В. П. Первые шедевры русской живописи : душа и облик России в произведениях мастеров живописи / В. П. Бутромеев ; ред. В. В. Бутромеев. - Москва : ОЛМА Медиа Групп, 2013. - 446, [1] с. : цв. ил.
3. Витхамар А. Энциклопедия русской иконы: История, сюжеты, школы, художественные особенности / Анника Витхамар ; [пер. с дат. Д. Б. Никуличевой ; ред. А. А. Сахаров]. - Москва : БММ, 2012. - 262, [2] с. : цв. ил. - Алф. указ.: с. 260-263. - Библиогр. в конце кн.
4. Ефремова Л. А. Шедевры русской иконописи: альбом / Л. А. Ефремова. - Москва : ОЛМА Медиа Групп, 2012. - 302, [1] с. : цв. ил. - (Сокровища живописи)
5. Икона Древней Руси XI-XVI веков: Альбом / авт. предисл. С. С. Авиринцев ; сост. Н. И. Бедник. - Санкт-Петербург : Художник России, 1993. - 255, [1] с. : с ил
6. Островский Г. С. Рассказ о русской живописи / Г. С. Островский. - 2-е изд. - Москва : Изобразительное искусство, 1989. - 357, [2] с. : ил.
7. 50 биографий мастеров русского искусства / А. Ф. Дмитренко [и др.]. - Ленинград ; Аврора, 1971. - 298, [3] с. : ил.
8. Сергеев В. Н. Андрей Рублев / В. Н. Сергеев. - Москва : ТЕРРА-Книжный клуб, 1998. - 336 с. : ил. - (Мастера)
Справочная литература:
9. Коновалов Э. Г. Словарь русских художников: новый полный биографический : [дополненный и переработанный] / Э. Г. Коновалов. - Москва : Эксмо, 2012. - 618, [1] с. - Библиогр.: с. 617-619

Статьи:
10. Чернов А. Монограмма в рублевской Троице // Красная книга культуры = Red Book of Culture : Сборник статей / АН СССР, Науч. совет по филос. и социал. пробл. науки и техники, Центр наук о человеке ; Сост., подгот. текста, подбор ил. В. Л. Рабиновича. - Москва : Искусство, 1989. – С.371-380
11. Троица Андрея Рублева : Антология / сост. Г. И. Вздорнов. - Москва : Искусство, 1989. - 143,[64]ил. с. : ил.
Ресурсы удаленного доступа:
12. Козарезова О.О. Таинство Слова и Образ Троицы. Богословие исихазма в христианском искусстве [Электронный ресурс]/ Козарезова О.О.— Электрон. текстовые данные.— М.: Прометей, 2013.— 144 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24030

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Оставляя свои контактные данные и нажимая «Заказать Курсовую работу», я соглашаюсь пройти процедуру регистрации на Платформе, принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности в целях заключения соглашения.

Фрагменты работ

Введение


Христианский символ веры был принят в 325 году и провозглашал троякость проявления Господа.
Первая ипостась была воспринята от иудаизма, почитающего Единого Творца Вселенной. В Ветхом завете священной книге иудеев Библии Бог имеет несколько имен. Он общается с праотцами и пророками, не проявляясь в определенном телесном облике, а действует с помощью ангелов или воплощений природных стихий, являет чудеса. Иногда он нисходит как внутренний голос.
Иисус Христос явился второй Божией ипостасью, воплотившись в человека. Его происхождение открыто в Новом Завете. Там же является третье лицо Бога в образе Святого Духа: он сходит с неба , когда Иисус крестился в Иордане «в виде голубином», а на апостолов в день Пятидесятницы по Воскресению Христову нисходит в виде «языков огненных».
Изображения Троицы на иконах вызывали богословские споры. Разночтения возникали из самого литературного первоисточника. Но протяжении долгого времени сюжет оставался «историческим» и назывался «Гостеприимство Авраама». Оно было каноническим.
По сюжету Ветхого Завета трудно установить, кем же были три путника, пришедшие в дом праотца Авраама. Первоначально Авраам обращается к ним как к Господу, впоследствии двое из них именуются ангелами. Изначально это событие имело различное толкование, но со временем стало восприниматься как проявление троичности Бога - теофании.
Цель представленной работы :
• проследить историю сюжета Троицы в русской иконописи, его появление и развитие;
• раскрыть смысловой подтекст сюжета.
В ходе работы предстоит выполнить следующие задачи: выявить произведения русских иконописцев, где изображен образ Святой Троицы. На их примере путем анализа образной, композиционной и цветовой символики изображения «расшифровать» скрытые в них смыслы.
В качестве источников информации использовались монографии, статьи, справочная литература, ресурсы удаленного доступа.
История появления сюжета на Руси, его дальнейшее развитие прослеживается в работе Н. А. Барской. Композиционная характеристика основных типов и видов икон на сюжет Святой Троицы, их примеры приведена у А. Витхамар. Глубокий исторический и композиционный анализ сюжета с опорой на религиозные тексты содержится в труде Козарезовой О.О. Антология «Троица Андрея Рублева» содержит выдержки и цитаты исследователей, позволяющие рассмотреть многогранность образа Троицы и глубину его символического значения.


Оглавление
Введение 3
Иконография Троицы 5
Ветхозаветная Троица 9
Новозаветная Троица/Отечество 15
Заключение 20
Список литературы 22
Приложения 24



Заключение


Православное учение о Троице можно выразить такими словами: Бог един по существу, но троичен в Лицах: Отец, Сын и св. Дух - Троица единосущная и нераздельная. Павел Флоренский назвал её «крестом для человеческой мысли». Действительно, догмат Святой Троицы является непостижимой для человеческого разума антиномией. Поэтому «для его разумения необходимо отвергнуться своего разумения».
По словам В. Н. Лосского, «апофатическое восхождение есть восхождение на Голгофу, поэтому никакая спекулятивная философия никогда не могла подняться до тайны Пресвятой Троицы... Познать тайну Пресвятой Троицы в ее полноте - значит войти в божественную жизнь, в саму жизнь Пресвятой Троицы».
Вместе с тем, говоря о непознаваемости, св. Отцы Церкви подчеркивают, что учение о Троице дано в Божественном Откровении. Несмотря на то, что слово «Троица» небиблейского происхождения и введено в употребление во II в. Святым Феофилом Антиохийским, указания на Троичность Лиц есть в св. Писании. Более того, без него было бы невозможным христианское учение об искуплении и спасении, о Боговоплощении. Поэтому учение о Троице является основой христианской веры.
В ходе представленной работы на примерах произведений древнерусских мастеров XIV - XVII вв. была прослежена история сюжета Троицы в русской иконописи, его появление и развитие.
На основании композиционного и смыслового анализа сюжета Троицы можно сделать вывод, что образ Святой Троицы имеет бесконечное число подтекстов, ракурсов и может быть прочитан на многих уровнях. При внимательном рассмотрении икона сама открывает зрителю множество всевозможных интерпретаций. В конечном счете образ Троицы есть прежде всего образ единства, и этот образ дан, чтобы исцелить (от слова «цельный») человечество, в котором каждый обособлен от другого. Таким образом, на примере творчества иконописцев мы видим раскрытие Троического догмата, тесно связанного с учением Церкви и являющегося Ее неотъемлемой частью.
Исследователи нередко приводят цитату протестантского богослова ХХ века Карла Барта, которая не относится непосредственно к иконописи, но удивительно точно отражает её суть: «Троичность Бога есть тайна Божественной красоты. Тот, кто отрицает Троичность Бога, очень быстро приходит к представлению о Боге, лишенном всякого сияния и радости, Боге, лишенном красоты».

Список литературы

Исследования

1. Барская Н. А.Сюжеты и образы древнерусской живописи / Н.А.Барская. - Москва : Просвещение, 1993. - 221, [2] с. : ил.
2. Бутромеев, В. П. Первые шедевры русской живописи : душа и облик России в произведениях мастеров живописи / В. П. Бутромеев ; ред. В. В. Бутромеев. - Москва : ОЛМА Медиа Групп, 2013. - 446, [1] с. : цв. ил.
3. Витхамар А. Энциклопедия русской иконы: История, сюжеты, школы, художественные особенности / Анника Витхамар ; [пер. с дат. Д. Б. Никуличевой ; ред. А. А. Сахаров]. - Москва : БММ, 2012. - 262, [2] с. : цв. ил. - Алф. указ.: с. 260-263. - Библиогр. в конце кн.
4. Ефремова Л. А. Шедевры русской иконописи: альбом / Л. А. Ефремова. - Москва : ОЛМА Медиа Групп, 2012. - 302, [1] с. : цв. ил. - (Сокровища живописи)
5. Икона Древней Руси XI-XVI веков: Альбом / авт. предисл. С. С. Авиринцев ; сост. Н. И. Бедник. - Санкт-Петербург : Художник России, 1993. - 255, [1] с. : с ил
6. Островский Г. С. Рассказ о русской живописи / Г. С. Островский. - 2-е изд. - Москва : Изобразительное искусство, 1989. - 357, [2] с. : ил.
7. 50 биографий мастеров русского искусства / А. Ф. Дмитренко [и др.]. - Ленинград ; Аврора, 1971. - 298, [3] с. : ил.
8. Сергеев В. Н. Андрей Рублев / В. Н. Сергеев. - Москва : ТЕРРА-Книжный клуб, 1998. - 336 с. : ил. - (Мастера)
Справочная литература:
9. Коновалов Э. Г. Словарь русских художников: новый полный биографический : [дополненный и переработанный] / Э. Г. Коновалов. - Москва : Эксмо, 2012. - 618, [1] с. - Библиогр.: с. 617-619

Статьи:
10. Чернов А. Монограмма в рублевской Троице // Красная книга культуры = Red Book of Culture : Сборник статей / АН СССР, Науч. совет по филос. и социал. пробл. науки и техники, Центр наук о человеке ; Сост., подгот. текста, подбор ил. В. Л. Рабиновича. - Москва : Искусство, 1989. – С.371-380
11. Троица Андрея Рублева : Антология / сост. Г. И. Вздорнов. - Москва : Искусство, 1989. - 143,[64]ил. с. : ил.
Ресурсы удаленного доступа:
12. Козарезова О.О. Таинство Слова и Образ Троицы. Богословие исихазма в христианском искусстве [Электронный ресурс]/ Козарезова О.О.— Электрон. текстовые данные.— М.: Прометей, 2013.— 144 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24030

Купить эту работу

Сюжет Троицы в древнерусской живописи

660 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 500 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

5 июля 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.3
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
660 ₽ Цена от 500 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв Алёна731 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-03-25
Курсовая работа

отлично

Общая оценка 5
Отзыв Ксения0601 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2018-05-27
Курсовая работа

Благодарю автора за работу! Получены высокие баллы и положительный отзыв преподавателя.

Общая оценка 5
Отзыв Каспер об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-04-25
Курсовая работа

спасибо за помощь!

Общая оценка 5
Отзыв Алексей Михайлов об авторе EkaterinaKonstantinovna 2017-08-26
Курсовая работа

Огромное спасибо! Все отлично.

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Интерпретация традиционного индийского костюма в современной моде

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Исполнитель художественно-оформительских работ: роспись лонгборда

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1000 ₽
Готовая работа

Методика обучения традиционному декоративному китайскому пейзажу в художественной школе

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Миф о поединке Аполлона и Марсия в живописи итальянского Возрождения.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Minimalist style.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Музеефикация садово-паркового ансамбля (на примере Версаля)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽
Готовая работа

Привлечение внимания аудитории к культурным достопримечательностям г. Каменск-Шахтинский с помощью PR-коммуникаций

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
4700 ₽
Готовая работа

"Мир искусства" и его создатели как явление культуры 20 xx века. Проблема ретроспективизма в живописи мирискусников. Творчество А.Н.Бенуа и К.А.Сомова

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Влияние византийской культуры на древнерусское изобразительное искусство, на примере собора Св.Софии в Киеве

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

"Режиссерская методология Марка Захарова в контексте взаимодействия искусств театра и кино"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1200 ₽
Готовая работа

Танцевальная культура различных регионов России и особенности ее развития на современном этапе.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Часть диплома по предмету Искусство на тему «Авторская методика адаптации техники современного танца для детей младшего школьного возраста в любительс

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1000 ₽