отлично
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Проблема исследования и ее актуальность. Сегодня современное общество через образовательные стандарты ставит перед педагогом определенную задачу – воспитание личности творческой, инициативной и компетентной. Художественная подготовка учащегося общеобразовательной школы является задачей сложной и многогранной, и основываться она должна на достижении таких наук, как цветоведение, история искусств, теория живописи и композиция. Результат такой подготовки – это учащийся, обладающий высоким уровнем творческих способностей, определенными умениями, навыками, богатым теоретическим запасом знаний и развитым художественным вкусом. В настоящее время происходит модернизация всей системы педагогического образования. Художественная подготовка требует от педагога освоения новых приемов работы, направленных на воспитание у своих учащихся определенных качеств, таких как мобильность, умение адаптироваться в новой среде, а также обладать художественным мышлением. Программа по живописи, которая есть в арсенале методического кабинета школы, не имеет четкой системы, в методах и способах развития живописного видения учащихся.
Процесс целенаправленного формирования живописных умений анализируется в трудах известных ученых и художников, таких как Н. М. Тарабукин, Г. М. Щегаль, Н. Н. Волков, С. Е. Алексеев, П. П. Ревякин, А. А. Иванова, К. А. Коровина, И. Е. Репина, В. А. Серова, В. И. Сурикова, П. П. Чистякова, Н. П. Крымова, А. А Дейнеки, Б. И. Иогансона, А. В. Куприна, Р. Р. Фалька, К. Ф. Юона и др. Вместе с тем специфические принципы развития живописного видения на начальных курсах обучения в общеобразовательной школе требуют дополнительных исследований.
Все вышеизложенное определило актуальность данного исследования, а именно, определение педагогических условий, направленных на развитие живописного видения учащихся общеобразовательной школы. Цель исследования – теоретически выявить эффективность методики развития живописного видения учащихся 5-6 классов средствами пастельной графики.
Объектом исследования является процесс обучения живописного видения учащихся 5-6 классов.
Предмет исследования - методика целенаправленного формирования живописного видения учащихся 5-6 классов средствами пастельной графики.
Задачи исследования:
1) выявить психолого-педагогические особенности развития живописного видения у учащихся 5-6 классов общеобразовательной школы;
2) обосновать педагогические условия, влияющие на развитие живописного видения у учащихся 5-6 классов.
Для решения поставленных задач по проверке гипотезы использовались следующие методы исследования:
анализ литературы по психологии, педагогике, теории и методики изобразительного искусства,
анализ действующих и экспериментальных программ по живописи и обобщение передового педагогического опыта,
педагогическое наблюдение за процессом деятельности учащихся 5-6 классов.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что рекомендации, полученные автором исследования можно использовать в практической работе на занятиях по живописи в общеобразовательной школе, а также при составлении учебных программ, разработке учебных пособий и спецкурсов по живописи.
Структура и объем курсовой работы. Исследование состоит из введения, одной главы, четырех параграфов, в которых последовательно раскрываются основные положения исследования, выводов, заключения, списка литературы (31 наименование).
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЖИВОПИСНОГО ВИДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ПАСТЕЛЬНОЙ ГРАФИКИ 5
1.1. Психолого-педагогические особенности учащихся – 5-6 классов. 5
1.2. Модель методической системы развития живописного видения учащихся. 13
1.3 Критерии и уровни сформированности живописного видения учащихся 30
1.4.Методика развития живописного видения учащихся средствами пастельной графики 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
На основании изучения особенностей развития живописного видения, психолого-педагогических особенностей развития учащихся 5-6 классов общеобразовательной школы, мы выявили:
1) особенности восприятия цвета у детей на занятиях живописью и закономерности развития живописного видения;
2) что формирование живописного видения учащихся будет осуществляться только в том случае, если основа обучения будет представлена, прежде всего, знаниями живописных закономерностей;
3) колорит всегда будет служить объединяющим звеном определенной системы, где цвет наряду с изобразительной функцией будет являться выразительными и эмоциональным ядром сюжетной завязки.
В результате проведенной нами работы была:
1) разработана и теоретически обоснована структурно содержательная модель развития живописного видения учащихся школы, в процессе выполнения натюрморта, построенная на закономерной взаимосвязи теории с практикой и механизма творческой самореализации;
2) разработана методическая система, включающая в себя целевые установки педагога на создание условий для развития живописного видения учащихся.
Результаты исследования живописного видения учащихся экспериментальной методики обучения позволили определить меры, эффективно влияющие на развитие живописного видения учащихся, расширить возможность педагогов общеобразовательных школ в диагностировании и коррекции живописного видения учащихся общеобразовательной школы
1. Афанасьева, Е.А. Рисунок. Живопись. Скульптура. Композиция программа для ДХШ и ДШИ (художественных отделений) / Е.А. Афанасьева, Е.Д. Анискин, В.А.Гераскевич, Е.Н. Зайцева и др. – Москва, 1990. - 41 с.
2. Базыма, Б.А. Психология цвета: теория и практика / Б. А. Базыма. - Москва: Речь, 2005.-205 с.
3. Беда, Г.В. Основы изобразительной грамоты. Книга. — М.: «Просвещение», 1989. - 192с.
4. Визер, В.В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве. Научно-популярная литература. - СПб.: Питер, 2007. -191с.
5. Виноградова, Г. Г. Изобразительное искусство в школе. Сборник материалов и документов. - М.: «Просвещение», 1990. - 173с.
6. Гаррисон, X. Рисунок и живопись. Полный курс / Х. Гаррисон. - Москва: Эксмо, 2010.-253 с.
7. Гете, И.В. Учение о цвете (хроматика). В: Психология цвета. Сб. Пер. с англ. / И.В. Гете -Москва: Рефл-бук, 1996. - 670 с.
8. Голубева, О.Л. Основы композиции. Учебное пособие - 2-е изд. - М.: «Искусство», 2004. - 175с.
9. Гройсман, A.JI. Основы психологии художественного творчества / А.Л. Гройсман //Учебное пособие. - Москва: Когито-центр, 2003. - 187 с.
10. Даглдиян, К.Т. Декоративная композиция. Учебное пособие. - Ростов-на-Дону.: «Феникс», 2010. – 312с.
11. Даниэль, С.М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя / С.М. Даниэль.- Москва: Амфора, 2006. - 223 с.
12. Денисов, В.С. Восприятие цвета – Часть 1 / В.С. Денисов,
М.В. Глазова. – Москва: Эксмо, 2008. – 176 с.
13. Евтых, С.Ш. Наброски. Зарисовки. Эскизы. Учебное пособие. - Оренбург, 2003. - 115с.
14. Ермолаева, Л.П. Основы дизайнерского искусства / Л.П.
Ермолаева. - Москва: Архитектура – С, 2009- 124с.
15. Железняков, В .H. Цвет и контраст. Технология и творческий выбор / В. Н. Железняков. - Москва: ВГИК, 2000. - 294 с.
16. Зайцев, Н.Н. Наука о цвете и живопись. Книга. - М.: «Искусство», 1986. - 147с.
17. Иванов, Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий / Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова // Учеб.-метод. пособие. - Омск: ОмГПУ, 2003. - 101 с.
18. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие. - М.: Гуманитар. Изд. Цетр ВЛАДОС, 2006. - 255с.
19. Ломов, С. П., Игнатьев С. Е., Карамзина М. В. Изобразительное искусство. Часть I. Учебник для общеобразовательных учреждений. 6 класс. - М.: «Дрофа», 2013. - 157с.
20. Мухина, B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество /В.С. Мухина // Учебник для студ. вузов. - 5-е изд., стереотип. - Москва: Издательский центр «Академия», 2000. - 456 с.
21. Неменская, Л.А. Изобразительное искусство. 6 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений - 4-е изд. - М.: «Просвещение», 2011. - 175с.
22. Неменский, Б. М., Горяева, Н.А., Неменская, Л.А. и др. / Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство художественный труд. Программы общеобразовательных учреждений. 1-9 классы. - М.: «Просвещение», 2005. – 140с.
23. Поташник, М.М. Требования к современному уроку. Метод. пособие. - М.: Центр пед. образования, 2008. - 270с.
24. Пучков, А.С., Триселев, А.В. Методика работы над натюрмортом. - М.: «Просвещение», 1982 - 158с.
25. Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. Учебник. - М.: Агар, 2000. - 251с.
26. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство. Часть 1. Основы рисунка. Учебник для учащихся 5-8 классов. - М.: «Московские учебники», 1998. - 95с.
27. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство. Часть 3. Основы композиции. - М.: «Московские учебники», 1998. - 79с.
28. Сокольникова Н.М. Методика преподавания изобразительного искусства. Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: «Академия», 2012. - 256с.
29. Шутова, Т.В. Особенности влияния цвета на психологическое состояние учащихся на уроках изобразительного искусства / Т. В. Шутова - // Искусство и образование. –М., 2004. - № 6. - С. 32-34
30. Эльконин, Б.Д. Психология развития: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «Психология» / Б.Д. Эльконин. - 2-е изд., стер. - Москва: Academia, 2005 - 141 с.
31. Ягодовская, А.Т. О натюрморте / А.Т. Ягодовская - Москва: Сов.художник, 1965. - 70 с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Проблема исследования и ее актуальность. Сегодня современное общество через образовательные стандарты ставит перед педагогом определенную задачу – воспитание личности творческой, инициативной и компетентной. Художественная подготовка учащегося общеобразовательной школы является задачей сложной и многогранной, и основываться она должна на достижении таких наук, как цветоведение, история искусств, теория живописи и композиция. Результат такой подготовки – это учащийся, обладающий высоким уровнем творческих способностей, определенными умениями, навыками, богатым теоретическим запасом знаний и развитым художественным вкусом. В настоящее время происходит модернизация всей системы педагогического образования. Художественная подготовка требует от педагога освоения новых приемов работы, направленных на воспитание у своих учащихся определенных качеств, таких как мобильность, умение адаптироваться в новой среде, а также обладать художественным мышлением. Программа по живописи, которая есть в арсенале методического кабинета школы, не имеет четкой системы, в методах и способах развития живописного видения учащихся.
Процесс целенаправленного формирования живописных умений анализируется в трудах известных ученых и художников, таких как Н. М. Тарабукин, Г. М. Щегаль, Н. Н. Волков, С. Е. Алексеев, П. П. Ревякин, А. А. Иванова, К. А. Коровина, И. Е. Репина, В. А. Серова, В. И. Сурикова, П. П. Чистякова, Н. П. Крымова, А. А Дейнеки, Б. И. Иогансона, А. В. Куприна, Р. Р. Фалька, К. Ф. Юона и др. Вместе с тем специфические принципы развития живописного видения на начальных курсах обучения в общеобразовательной школе требуют дополнительных исследований.
Все вышеизложенное определило актуальность данного исследования, а именно, определение педагогических условий, направленных на развитие живописного видения учащихся общеобразовательной школы. Цель исследования – теоретически выявить эффективность методики развития живописного видения учащихся 5-6 классов средствами пастельной графики.
Объектом исследования является процесс обучения живописного видения учащихся 5-6 классов.
Предмет исследования - методика целенаправленного формирования живописного видения учащихся 5-6 классов средствами пастельной графики.
Задачи исследования:
1) выявить психолого-педагогические особенности развития живописного видения у учащихся 5-6 классов общеобразовательной школы;
2) обосновать педагогические условия, влияющие на развитие живописного видения у учащихся 5-6 классов.
Для решения поставленных задач по проверке гипотезы использовались следующие методы исследования:
анализ литературы по психологии, педагогике, теории и методики изобразительного искусства,
анализ действующих и экспериментальных программ по живописи и обобщение передового педагогического опыта,
педагогическое наблюдение за процессом деятельности учащихся 5-6 классов.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что рекомендации, полученные автором исследования можно использовать в практической работе на занятиях по живописи в общеобразовательной школе, а также при составлении учебных программ, разработке учебных пособий и спецкурсов по живописи.
Структура и объем курсовой работы. Исследование состоит из введения, одной главы, четырех параграфов, в которых последовательно раскрываются основные положения исследования, выводов, заключения, списка литературы (31 наименование).
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЖИВОПИСНОГО ВИДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ПАСТЕЛЬНОЙ ГРАФИКИ 5
1.1. Психолого-педагогические особенности учащихся – 5-6 классов. 5
1.2. Модель методической системы развития живописного видения учащихся. 13
1.3 Критерии и уровни сформированности живописного видения учащихся 30
1.4.Методика развития живописного видения учащихся средствами пастельной графики 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
На основании изучения особенностей развития живописного видения, психолого-педагогических особенностей развития учащихся 5-6 классов общеобразовательной школы, мы выявили:
1) особенности восприятия цвета у детей на занятиях живописью и закономерности развития живописного видения;
2) что формирование живописного видения учащихся будет осуществляться только в том случае, если основа обучения будет представлена, прежде всего, знаниями живописных закономерностей;
3) колорит всегда будет служить объединяющим звеном определенной системы, где цвет наряду с изобразительной функцией будет являться выразительными и эмоциональным ядром сюжетной завязки.
В результате проведенной нами работы была:
1) разработана и теоретически обоснована структурно содержательная модель развития живописного видения учащихся школы, в процессе выполнения натюрморта, построенная на закономерной взаимосвязи теории с практикой и механизма творческой самореализации;
2) разработана методическая система, включающая в себя целевые установки педагога на создание условий для развития живописного видения учащихся.
Результаты исследования живописного видения учащихся экспериментальной методики обучения позволили определить меры, эффективно влияющие на развитие живописного видения учащихся, расширить возможность педагогов общеобразовательных школ в диагностировании и коррекции живописного видения учащихся общеобразовательной школы
1. Афанасьева, Е.А. Рисунок. Живопись. Скульптура. Композиция программа для ДХШ и ДШИ (художественных отделений) / Е.А. Афанасьева, Е.Д. Анискин, В.А.Гераскевич, Е.Н. Зайцева и др. – Москва, 1990. - 41 с.
2. Базыма, Б.А. Психология цвета: теория и практика / Б. А. Базыма. - Москва: Речь, 2005.-205 с.
3. Беда, Г.В. Основы изобразительной грамоты. Книга. — М.: «Просвещение», 1989. - 192с.
4. Визер, В.В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве. Научно-популярная литература. - СПб.: Питер, 2007. -191с.
5. Виноградова, Г. Г. Изобразительное искусство в школе. Сборник материалов и документов. - М.: «Просвещение», 1990. - 173с.
6. Гаррисон, X. Рисунок и живопись. Полный курс / Х. Гаррисон. - Москва: Эксмо, 2010.-253 с.
7. Гете, И.В. Учение о цвете (хроматика). В: Психология цвета. Сб. Пер. с англ. / И.В. Гете -Москва: Рефл-бук, 1996. - 670 с.
8. Голубева, О.Л. Основы композиции. Учебное пособие - 2-е изд. - М.: «Искусство», 2004. - 175с.
9. Гройсман, A.JI. Основы психологии художественного творчества / А.Л. Гройсман //Учебное пособие. - Москва: Когито-центр, 2003. - 187 с.
10. Даглдиян, К.Т. Декоративная композиция. Учебное пособие. - Ростов-на-Дону.: «Феникс», 2010. – 312с.
11. Даниэль, С.М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя / С.М. Даниэль.- Москва: Амфора, 2006. - 223 с.
12. Денисов, В.С. Восприятие цвета – Часть 1 / В.С. Денисов,
М.В. Глазова. – Москва: Эксмо, 2008. – 176 с.
13. Евтых, С.Ш. Наброски. Зарисовки. Эскизы. Учебное пособие. - Оренбург, 2003. - 115с.
14. Ермолаева, Л.П. Основы дизайнерского искусства / Л.П.
Ермолаева. - Москва: Архитектура – С, 2009- 124с.
15. Железняков, В .H. Цвет и контраст. Технология и творческий выбор / В. Н. Железняков. - Москва: ВГИК, 2000. - 294 с.
16. Зайцев, Н.Н. Наука о цвете и живопись. Книга. - М.: «Искусство», 1986. - 147с.
17. Иванов, Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий / Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова // Учеб.-метод. пособие. - Омск: ОмГПУ, 2003. - 101 с.
18. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие. - М.: Гуманитар. Изд. Цетр ВЛАДОС, 2006. - 255с.
19. Ломов, С. П., Игнатьев С. Е., Карамзина М. В. Изобразительное искусство. Часть I. Учебник для общеобразовательных учреждений. 6 класс. - М.: «Дрофа», 2013. - 157с.
20. Мухина, B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество /В.С. Мухина // Учебник для студ. вузов. - 5-е изд., стереотип. - Москва: Издательский центр «Академия», 2000. - 456 с.
21. Неменская, Л.А. Изобразительное искусство. 6 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений - 4-е изд. - М.: «Просвещение», 2011. - 175с.
22. Неменский, Б. М., Горяева, Н.А., Неменская, Л.А. и др. / Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство художественный труд. Программы общеобразовательных учреждений. 1-9 классы. - М.: «Просвещение», 2005. – 140с.
23. Поташник, М.М. Требования к современному уроку. Метод. пособие. - М.: Центр пед. образования, 2008. - 270с.
24. Пучков, А.С., Триселев, А.В. Методика работы над натюрмортом. - М.: «Просвещение», 1982 - 158с.
25. Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. Учебник. - М.: Агар, 2000. - 251с.
26. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство. Часть 1. Основы рисунка. Учебник для учащихся 5-8 классов. - М.: «Московские учебники», 1998. - 95с.
27. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство. Часть 3. Основы композиции. - М.: «Московские учебники», 1998. - 79с.
28. Сокольникова Н.М. Методика преподавания изобразительного искусства. Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: «Академия», 2012. - 256с.
29. Шутова, Т.В. Особенности влияния цвета на психологическое состояние учащихся на уроках изобразительного искусства / Т. В. Шутова - // Искусство и образование. –М., 2004. - № 6. - С. 32-34
30. Эльконин, Б.Д. Психология развития: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «Психология» / Б.Д. Эльконин. - 2-е изд., стер. - Москва: Academia, 2005 - 141 с.
31. Ягодовская, А.Т. О натюрморте / А.Т. Ягодовская - Москва: Сов.художник, 1965. - 70 с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149284 Курсовой работы — поможем найти подходящую