отлично
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа посвящена исследованию творчества одной из самых самобытных художниц первой половины ХХ века Н.С. Гончаровой. Её стиль узнаваем с первого взгляда. Гончарова явилась истинной звездой авангардной живописи. М.И. Цветаева, лично знавшая художницу, очень метко выразилась о ней следующим образом: «Дар труда. Труд дара» [17; 220]. Отличительная черта Гончаровой – постоянное движение вперёд и проба нового.
Художница родилась 21 июня (3 июля) 1881 года, в деревне в Тульской губернии в селе Нагаево в семье архитектора Сергея Михайловича Гончарова (1862–1935), внучатого племянника Н.Н. Гончаровой-Пушкиной, и Екатерины Ильиничны, урождённой Беляевой (?–1919), дочери профессора Московской духовной академии. В детстве жила в селе Ладыжино в имении бабушки, Ольги Львовны Гончаровой. В 1891 году вместе с семьей переезжает в Москву. В период с 1891 по 1898 Наталья учится в 4-й московской женской гимназии. В 1900 семейство переезжает в Трёхпрудный переулке, в дом 7, который был построен по проекту С.М. Гончарова.
В 1901 году происходит знаковое событие. Будущая художница знакомится с М.Ф. Ларионовым (1881 – 1964). Кроме того, она поступает на скульптурное отделение МУЖВЗ вольным посетителем, в последующие годы учится у таких выдающихся мастеров, как П.П. Трубецкой и С.М. Волнухин.
В 1903 году совместно с Ларионовым совершает поездку в Тирасполь, а затем в Крым. В 1904 – 1905 гг. награждается малой серебряной медалью по классу скульптуры, после чего оставляет занятия скульптурой и начинает работать акварелью и пастелью. Гончарова в этот период испытывает влияние искусства импрессионистов. В 1906 году летом она работает в селе Панино, около Вязьмы. Вместе с Ларионовым экспонирует картины на организованной С.П. Дягилевым выставке русского искусства на Осеннем салоне в Париже.
В 1907–1908 гг. участвует в выставках «Стефанос» и «Салон Золотого руна» в Москве. В 1908–1910 гг. преподает в школе И.И. Машкова и А.Н. Михайловского, а уже в январе исключается из МУЖВЗ за невнесение платы за обучение. Далее участвует в выставках «Золотого руна» и Салона В. Издебского, где впервые показывает примитивистские работы. Далее она оформляет спектакль «Свадьба Зобеиды» Г. фон Гофмансталя в студии скульптора К.Ф. Крахта в Москве.
В 1910 году в обществе «Свободная эстетика» проходит однодневная выставка Гончаровой, закончившаяся обвинением в порнографии и арестом некоторых произведений. Декабрь. Участвует в подготовке выставки «Бубновый валет» (открытие — 10 декабря). 22 декабря. Оправдана мировым судьей после скандала на однодневной выставке.
В 1911 участвует в выставках объединений «Союз молодежи» и «Мир искусства», Салона В. Издебского. Летом этого же года живёт и работает в имении Полотняный Завод. Тогда же Ларионов начинает разрабатывать лучизм. В 1912 переходит от примитивизма к футуризму и лучизму. 12 февраля 1911 года участвует в первом диспуте «Бубнового валета» в Политехническом музее. По идейным соображениям вместе с Ларионовым публично размежёвываются с членами общества «Бубновый валет». В апреле на выставке «Ослиный хвост», организованной совместно с Ларионовым, экспонирует пятьдесят четыре произведения. Цензура запрещает к показу картины Гончаровой на религиозные темы [3; 8 – 9].
Последние годы жизни художницы до сих пор остаются загадкой, о них известно совсем мало. Ведя замкнутый образ, сосредоточившись на творчестве, она не являлась активным участником эмигрантского сообщества. Следует отметить, что к концу её жизни практически весь эмигрантский круг – современники Гончаровой – начал постепенно умирать, а к тому моменту сформировался уже второй, незнакомый художнице. Умерла Гончарова 17 октября 1862 года в Париже [11; 10].
М.И. Цветаева, высоко ценившая творчество Н.С. Гончаровой, считала её «точкой сращения Запада и Востока» [17; 219]. Лучше всего этот аспект творчества Гончаровой иллюстрирует выставка с одноимённым названием: «Наталия Гончарова. Между Востоком и Западом». Художница утверждала: «В начале моего пути я больше всего училась у современных французов. Эти последние открыли мне глаза, и я постигла большое значение и ценность искусства моей родины. Мой путь к первоисточнику всех искусств — к Востоку. Искусство моей страны несравненно глубже и значительнее, чем все, что я знаю на Западе» [11; 84]. Получив в 1914 году приглашение от С.П. Дягилева, Гончарова отправляется туда, с целью оформления балета «Золотой петушок». Художница повидала многие страны, но более всего её впечатлила Испания. Именно здесь она Гончарова обретает свою индивидуальную цветовую гамму, в которую входят рыжий, чёрный, белый и коричневый. Не будучи яркими по отдельности, но находясь рядом на полотнах Гончаровой в удивительных сочетаниях, они приобретают совершенно необычное звучание.
Наталья Гончарова является ярким представителем авангарада. Термин «авангард» для нас совершенно привычен, но в 1910-е годы он не был в ходу. Тогда чаще употреблялись слова, которые подчеркивали либо оппозиционность искусства — «левые художники», либо новизну искусства, его временной вектор — «будущники», «будетляне», «футуристы».
В теории искусства «авангард» представляется качественно новым этапом в истории европейского искусства в виде различных пестрых и предельно новаторских, манифестарных, бунтарских, эпатажных, революционных направлений и движений в искусстве первой трети- середины XX в. Среди которых в первых рядах которых стоят кубизм, футуризм, дадизм, экспрессионизм, абстракционное искусство, супрематизм, конструктивизм, сюрреализм.
Общим, что объединяло эти пёстрые и непохожие друг на друга направления, был пафос создания принципиально новой эпохи в культуре и искусстве, с отрицанием принципов, форм, творческих методов искусства прошлого. Решением (практическим и теоретическим) этой задачи с упоением и полной отдачей творческих сил и занимались авангардисты: либо индивидуально, либо объединяясь в различные направления, группировки вокруг более сильных, одаренных, волевых фигур.
Таким образом, авангард начала XX в. был мощной реакцией нового поколения художников, писателей, композиторов прежде всего на засилие в искусстве XIX столетия формального академизма, реализма, идеологизма, материализма, то есть на излишнее приземлении искусства, его утилитаризацию, рационализацию, выхолащивание его сущностной основы- эстетического содержания, художественности.
Принято считать, что авангардные художники фактически получили базу для своего творчества из нескольких источников: западное искусство (прежде всего французских футуристов) и французская живопись 20 века, которой много было в московских коллекциях Щукина и Морозова.
Еще один источник творческого вдохновения авангардных художников: народное искусство, которое авангардисты ценили за непосредственность, они собирали картинки, изделия, детские рисуночки, куколок, стараясь перенимать эту открытость, простоту, естественность. То же с городской культурой — они пользовались приемами вывесок начала века, подражая простоте цвета, грубым движениям кисти, тем, как вывески привлекали внимание публики.
Одним из главных орудий авангардистов был манифест, объясняющий позиции художников. Второе важное понятие — жест, своего рода произведение искусства, всегда сопровождающее его. Это, например, яркие одежды или раскраска лица; всевозможный эпатаж, задевающий и сбивающий с толку публику, оскорбляющий мещанский вкус.
Представляется, что для любого научного исследования важна новизна и актуальность темы. Выбор в качестве предмета исследования творчества Натальи Гончаровой обоснован несколькими причинами, прежде всего личный интерес автора к творчеству художники. Кроме того, необходимость художественного анализа творчества Натальи Гончаровой обусловлена потребностью арт-рынка, для защиты творческого наследия художницы от многочисленных подделок и работ с сомнительным провенансом.
Творчество Натальи Гончаровой и её мужа Михаила Ларионова на сегодняшний момент не является детально изученным. Причиной тому служит целый ряд политических, исторических, юридических и географических причин: художники большую часть жизни прожили в Париже, а их работы и архивы после запутанного процесса наследования были разделены между Третьяковской галереей и Центром Жоржа Помпиду в Париже.
В отечественном искусствоведении нет так много серьёзных работ, посвящённых творчеству Н.С. Гончаровой, учитывая масштаб её творчества. В нашем исследовании мы опирались на работы следующих авторов: М.А. Бессоновой [2]; Л.Н. Бобровской [3]; С.И. Королёвой [8]; Е.Ю. Куликовой [9], Е.П. Литвиной [10], В.Л. Полушина [11], Г.Г. Поспелова [12], А.Н. Рылёвой [13]; А.Д. Сарабьянова [14]; В.Д. Сарабьянова [15]; Д.А. Шарпа [18].
В исследованиях упомянутых авторов творчество Н.С. Гончаровой рассматривается с разных сторон, однако ни один из них не прослеживает историю и эволюцию женского портрета в её творчестве.
В 2010 и 2011 году вышли в свет две зарубежные иллюстрированные монографии, посвященные русской художнице: «Гончарова. Искусство и дизайн Наталии Гончаровой» известного историка искусства доктора Энтони Партона (Anthony Parton. Goncharova. The Art and Design of Natalia Goncharova. Suffolk: Antique collectors’ club, 2010) и первый том «Наталия Гончарова. Ее творчество. Между традицией и современностью» значительно менее известной Дениз Базету (Denise Bazetoux. Natalia Gontcharova. Son oeuvre entre tradition et modernité. Neuilly-sur-Marne: Artprint, 2011).
В обоих изданиях одновременно с классическими произведениями Гончаровой присутствуют работы, принадлежность которых лаконично описывается как «частное собрание», нигде ранее не публиковавшиеся (в книге Базету около 150 таких вещей). Вошли в монографии и картины, которые получили отрицательные заключения российских экспертов об их подлинности. Ни тот, ни другой автор в процессе работы над книгой не видел оригиналов Гончаровой, хранящихся в российских музеях, и это учитывая, что основным держателем наследия художницы является Третьяковcкая галерея (более 400 картин и тысячи графических работ).
Такое внезапное разрастание творческого наследия Гончаровой вызвали обеспокоенность российских музейных специалистов, антикваров и коллекционеров. На фоне этих скандалов группа коллекционеров и специалистов из Великобритании и России создала некоммерческую организацию Russian Avant-Garde Research Project, которая ставит своей целью бороться с подделками русского искусства. Один из инициаторов этого — известный коллекционер и бизнесмен Петр Авен.
Искажение фактов истории русской живописи, выражающееся, в частности, в приписывании известным художникам авторства работ, не принадлежащих их кисти, является нарушением публичных интересов России в сфере культуры. В свете всего вышесказанного актуальность данного исследования очевидна.
Объектом данного исследования является творчество Н.С. Гончаровой как самобытное явление.
Предметом исследования – женский портрет как отражение самобытности.
Цель работы: выявление общих принципов в портретном жанре, описание эволюции женского портрета в творчестве Н. Гончаровой
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1)изучить литературу по теме исследования; биографические сведения;
2)определить исходную точку эволюции творчества Н.С. Гончаровой
3)охарактеризовать этапы становления мастерства и стиля;
4)проанализировать отдельные женские портреты с целью выявления художественного своеобразия.
Для достижения цели и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1)исторический;
2)проблемно-логический;
3)типологически-системный;
4)сравнительный.
Теоретическую базу исследования составили труды в области искусствоведения, теории искусства Б.Р. Виппера [4], Ю.Я. Герчука [5], А. Гильденбранда [6], О. В. Фаворского [16].
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении представлений о творчестве Н.С. Гончаровой.
Практическая значимость исследования обусловливается тем, что его итоги могут быть применены при подготовке лекционных курсов в учебных заведениях соответствующего профиля, на занятиях по художественной культуре и искусстве в детских образовательных заведениях.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ПОРТРЕТЫ РАННЕГО ПЕРИОДА ТВОРЧЕСТВА 1906 – 1907 (ИМПРЕССИОНИЗМ И ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ) 10
ЗРЕЛОЕ ТВОРЧЕСТВО 1907 - 1912 ГОДЫ – ПЕРИОД ПРИМИТИВИЗМА 14
1913 – 1915 ГОДЫ – ПЕРИОД «ЛУЧИЗМА» 23
ФРАНЦУЗСКИЙ ПЕРИОД (1915 – 1962) 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе были рассмотрены этапы творчества выдающейся русской художницы Н.С. Гончаровой на примере женских портретов.
Было выявлено, что на раннем этапе творчества она тяготела к импрессионизму, далее – к постимпрессионизму, примитивизму, отчего её женские портреты отличаются специальной упрощённостью, грубоватостью, декоративностью, гротеском, странным образом сочетая в себе черты иконописи, лубка, архаизма.
Цветовая гамма Гончаровой – узнаваема – это коричневый, чёрный, белый и рыжий цвета. Яркость колора – одна из основных признаков портретов раннего и зрелого периодов творчества художницы, явившееся следствием её увлечения Гогеном, Ван Гогом и другими мастерами.
Изображая лица моделей, художница стремится либо застылости выражения, либо к потаённой эмоции. Некоторые героини Гончаровой и вовсе не имеют лица, что указывает на стремление передать внутренний мир персонажей. Авангардные портреты Гончаровой отличаются яркой характерностью, гротеском, смелостью воплощения.
Поздний период творчества демонстрирует разнообразие женских образов на портретах: от таинственных застывших масок до тонко выписанных лиц, несущих сложное психологическое состояние.
Эволюция женских портретов отражает общую эволюцию творчества Н.С. Гончаровой: от импрессионизма к примитивизму и далее – от постимпрессионизма к фовизму и абстракционизму, через лучизм и театральное искусство, кубизм и сюрреализм к глубокому психологизму. Присущие ранее черты Гончаровой – широта и динамичность мазка, упрощённость и уплощённость форм сменяются утончённостью и глубиной.
Итак, творчество Н.С. Гончаровой – это своеобразный феномен, который ещё предстоит исследовать.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абросимова А.А. Самая дорогая русская художница // Литературная газета, 2013. – № 48. – С.5.
2. Бессонова М.А. Избранные труды. – М.: BALTRUS, 2004. – 336 с.
3. Бобровская Л.Н. Наталия Гончарова. – М. : Гос. Третьяковская галерея, 2013. – 40 с.: ил. (Художник в Третьяковской галерее).
4. Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. – М.: Искусство, 1998. – 644 с.
5. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: язык и смысл изобразительного искусства. – М.: РИП-холдинг, 2013. — 192 с.
6. Гильдербранд А. Проблема формы в изобразительном искусстве. – М.: Логос, 2011. — 144 с.
7. Государственная Третьяковская галерея. Михаил Ларионов, Наталия Гончарова. Шедевры из парижского наследия. Живопись. 4 окт. 1999 - 20 янв. 2000. [Каталог выставки]. М. С. 161.
8. Королёва С.И. Наталья Сергеевна Гончарова. Т.91. – М.: Директ-Медиа, 2011. – 48 с.
9. Куликова Е.Ю. Кого предпочитает живопись. Заметки о выставке Н. Гончаровой «Между Востоком и Западом». – М.: Государственная Третьяковская галерея, 2014. – 17 с.
10. Литвина Л.П. Творческая чета русского авангарда//Искусство, 2012. – 6. – С. 13 – 15.
11. Полушин В.Л. Наталия Гончарова. Царица русского авангарда. – М.: Молодая гвардия, 2016. – 558 с.
12. Поспелов Г.Г., Илюхина Е.А. М. Ларионов. Живопись. Графика. Театр: книга-альбом. М.: Галарт; RA [Русский авангард], 2005. – С. 114 – 120.
13. Рылёва А.Н. «Синяя всадница» Наталия Гончарова // «Амазонки авангарда» / Гос. ин-т искусствознания Мин. культуры РФ. – М.: Наука, 2004. С. 106.
14. Сарабьянов А.Д. Наталья Гончарова//Энциклопедия русского авангарда. Изобразительное искусство. Архитектура. В 2 томах. Том 1. А-К. – М.: Искусство, 2011. – 654 с. С. 41 – 47.
15. Сарабьянов Д.В. Многообразие, скрепленное индивидуальностью. Заметки о творчестве Наталии Гончаровой // Михаил Ларионов – Наталия Гончарова. Шедевры из Парижского наследия. Живопись. – М.: ГТГ, 1999. – 46 с.
16. Фаворский О.В. О композиции// Творчество, 1967. – № 2. – 56 с. С. 9 – 10.
17. Цветаева М.И.«Наталья Гончарова (жизнь и творчество)//Цветаева М.И. Проза. – М.: Эксмо-Пресс. – 548 с.
18. Шарп Д. А. К проблеме безобразного в искусстве Наталии Гончаровой //Н. С. Гончарова и М. Ф. Ларионов: исследования и публикации / Гос. ин-т искусствознания Мин. культуры РФ. – М.: Наука, 2003. – С . 50 – 54.
19. 50 шедевров русской живописи. Гончарова. – М.: DeaGostini, 2011. – №6. – 31 с.
20. Кабанова О. «Наталия Гончарова. Между Востоком и Западом»: Третьяковка открыла большую выставку художницы // Ведомости. 2013. 17 окт. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/lifestyle/news/17596561/goncharovavo-vsem-cvete (дата обращения 9.04.1917).
21. Наталия Гончарова. Между Востоком и Западом (сайт Государственной Третьяковской галереи. Режим доступа: http://www.tretyakovgallery.ru/ru/calendar/exhibitions/exhibitions4005/. Дата обращения 10.04.2017).
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа посвящена исследованию творчества одной из самых самобытных художниц первой половины ХХ века Н.С. Гончаровой. Её стиль узнаваем с первого взгляда. Гончарова явилась истинной звездой авангардной живописи. М.И. Цветаева, лично знавшая художницу, очень метко выразилась о ней следующим образом: «Дар труда. Труд дара» [17; 220]. Отличительная черта Гончаровой – постоянное движение вперёд и проба нового.
Художница родилась 21 июня (3 июля) 1881 года, в деревне в Тульской губернии в селе Нагаево в семье архитектора Сергея Михайловича Гончарова (1862–1935), внучатого племянника Н.Н. Гончаровой-Пушкиной, и Екатерины Ильиничны, урождённой Беляевой (?–1919), дочери профессора Московской духовной академии. В детстве жила в селе Ладыжино в имении бабушки, Ольги Львовны Гончаровой. В 1891 году вместе с семьей переезжает в Москву. В период с 1891 по 1898 Наталья учится в 4-й московской женской гимназии. В 1900 семейство переезжает в Трёхпрудный переулке, в дом 7, который был построен по проекту С.М. Гончарова.
В 1901 году происходит знаковое событие. Будущая художница знакомится с М.Ф. Ларионовым (1881 – 1964). Кроме того, она поступает на скульптурное отделение МУЖВЗ вольным посетителем, в последующие годы учится у таких выдающихся мастеров, как П.П. Трубецкой и С.М. Волнухин.
В 1903 году совместно с Ларионовым совершает поездку в Тирасполь, а затем в Крым. В 1904 – 1905 гг. награждается малой серебряной медалью по классу скульптуры, после чего оставляет занятия скульптурой и начинает работать акварелью и пастелью. Гончарова в этот период испытывает влияние искусства импрессионистов. В 1906 году летом она работает в селе Панино, около Вязьмы. Вместе с Ларионовым экспонирует картины на организованной С.П. Дягилевым выставке русского искусства на Осеннем салоне в Париже.
В 1907–1908 гг. участвует в выставках «Стефанос» и «Салон Золотого руна» в Москве. В 1908–1910 гг. преподает в школе И.И. Машкова и А.Н. Михайловского, а уже в январе исключается из МУЖВЗ за невнесение платы за обучение. Далее участвует в выставках «Золотого руна» и Салона В. Издебского, где впервые показывает примитивистские работы. Далее она оформляет спектакль «Свадьба Зобеиды» Г. фон Гофмансталя в студии скульптора К.Ф. Крахта в Москве.
В 1910 году в обществе «Свободная эстетика» проходит однодневная выставка Гончаровой, закончившаяся обвинением в порнографии и арестом некоторых произведений. Декабрь. Участвует в подготовке выставки «Бубновый валет» (открытие — 10 декабря). 22 декабря. Оправдана мировым судьей после скандала на однодневной выставке.
В 1911 участвует в выставках объединений «Союз молодежи» и «Мир искусства», Салона В. Издебского. Летом этого же года живёт и работает в имении Полотняный Завод. Тогда же Ларионов начинает разрабатывать лучизм. В 1912 переходит от примитивизма к футуризму и лучизму. 12 февраля 1911 года участвует в первом диспуте «Бубнового валета» в Политехническом музее. По идейным соображениям вместе с Ларионовым публично размежёвываются с членами общества «Бубновый валет». В апреле на выставке «Ослиный хвост», организованной совместно с Ларионовым, экспонирует пятьдесят четыре произведения. Цензура запрещает к показу картины Гончаровой на религиозные темы [3; 8 – 9].
Последние годы жизни художницы до сих пор остаются загадкой, о них известно совсем мало. Ведя замкнутый образ, сосредоточившись на творчестве, она не являлась активным участником эмигрантского сообщества. Следует отметить, что к концу её жизни практически весь эмигрантский круг – современники Гончаровой – начал постепенно умирать, а к тому моменту сформировался уже второй, незнакомый художнице. Умерла Гончарова 17 октября 1862 года в Париже [11; 10].
М.И. Цветаева, высоко ценившая творчество Н.С. Гончаровой, считала её «точкой сращения Запада и Востока» [17; 219]. Лучше всего этот аспект творчества Гончаровой иллюстрирует выставка с одноимённым названием: «Наталия Гончарова. Между Востоком и Западом». Художница утверждала: «В начале моего пути я больше всего училась у современных французов. Эти последние открыли мне глаза, и я постигла большое значение и ценность искусства моей родины. Мой путь к первоисточнику всех искусств — к Востоку. Искусство моей страны несравненно глубже и значительнее, чем все, что я знаю на Западе» [11; 84]. Получив в 1914 году приглашение от С.П. Дягилева, Гончарова отправляется туда, с целью оформления балета «Золотой петушок». Художница повидала многие страны, но более всего её впечатлила Испания. Именно здесь она Гончарова обретает свою индивидуальную цветовую гамму, в которую входят рыжий, чёрный, белый и коричневый. Не будучи яркими по отдельности, но находясь рядом на полотнах Гончаровой в удивительных сочетаниях, они приобретают совершенно необычное звучание.
Наталья Гончарова является ярким представителем авангарада. Термин «авангард» для нас совершенно привычен, но в 1910-е годы он не был в ходу. Тогда чаще употреблялись слова, которые подчеркивали либо оппозиционность искусства — «левые художники», либо новизну искусства, его временной вектор — «будущники», «будетляне», «футуристы».
В теории искусства «авангард» представляется качественно новым этапом в истории европейского искусства в виде различных пестрых и предельно новаторских, манифестарных, бунтарских, эпатажных, революционных направлений и движений в искусстве первой трети- середины XX в. Среди которых в первых рядах которых стоят кубизм, футуризм, дадизм, экспрессионизм, абстракционное искусство, супрематизм, конструктивизм, сюрреализм.
Общим, что объединяло эти пёстрые и непохожие друг на друга направления, был пафос создания принципиально новой эпохи в культуре и искусстве, с отрицанием принципов, форм, творческих методов искусства прошлого. Решением (практическим и теоретическим) этой задачи с упоением и полной отдачей творческих сил и занимались авангардисты: либо индивидуально, либо объединяясь в различные направления, группировки вокруг более сильных, одаренных, волевых фигур.
Таким образом, авангард начала XX в. был мощной реакцией нового поколения художников, писателей, композиторов прежде всего на засилие в искусстве XIX столетия формального академизма, реализма, идеологизма, материализма, то есть на излишнее приземлении искусства, его утилитаризацию, рационализацию, выхолащивание его сущностной основы- эстетического содержания, художественности.
Принято считать, что авангардные художники фактически получили базу для своего творчества из нескольких источников: западное искусство (прежде всего французских футуристов) и французская живопись 20 века, которой много было в московских коллекциях Щукина и Морозова.
Еще один источник творческого вдохновения авангардных художников: народное искусство, которое авангардисты ценили за непосредственность, они собирали картинки, изделия, детские рисуночки, куколок, стараясь перенимать эту открытость, простоту, естественность. То же с городской культурой — они пользовались приемами вывесок начала века, подражая простоте цвета, грубым движениям кисти, тем, как вывески привлекали внимание публики.
Одним из главных орудий авангардистов был манифест, объясняющий позиции художников. Второе важное понятие — жест, своего рода произведение искусства, всегда сопровождающее его. Это, например, яркие одежды или раскраска лица; всевозможный эпатаж, задевающий и сбивающий с толку публику, оскорбляющий мещанский вкус.
Представляется, что для любого научного исследования важна новизна и актуальность темы. Выбор в качестве предмета исследования творчества Натальи Гончаровой обоснован несколькими причинами, прежде всего личный интерес автора к творчеству художники. Кроме того, необходимость художественного анализа творчества Натальи Гончаровой обусловлена потребностью арт-рынка, для защиты творческого наследия художницы от многочисленных подделок и работ с сомнительным провенансом.
Творчество Натальи Гончаровой и её мужа Михаила Ларионова на сегодняшний момент не является детально изученным. Причиной тому служит целый ряд политических, исторических, юридических и географических причин: художники большую часть жизни прожили в Париже, а их работы и архивы после запутанного процесса наследования были разделены между Третьяковской галереей и Центром Жоржа Помпиду в Париже.
В отечественном искусствоведении нет так много серьёзных работ, посвящённых творчеству Н.С. Гончаровой, учитывая масштаб её творчества. В нашем исследовании мы опирались на работы следующих авторов: М.А. Бессоновой [2]; Л.Н. Бобровской [3]; С.И. Королёвой [8]; Е.Ю. Куликовой [9], Е.П. Литвиной [10], В.Л. Полушина [11], Г.Г. Поспелова [12], А.Н. Рылёвой [13]; А.Д. Сарабьянова [14]; В.Д. Сарабьянова [15]; Д.А. Шарпа [18].
В исследованиях упомянутых авторов творчество Н.С. Гончаровой рассматривается с разных сторон, однако ни один из них не прослеживает историю и эволюцию женского портрета в её творчестве.
В 2010 и 2011 году вышли в свет две зарубежные иллюстрированные монографии, посвященные русской художнице: «Гончарова. Искусство и дизайн Наталии Гончаровой» известного историка искусства доктора Энтони Партона (Anthony Parton. Goncharova. The Art and Design of Natalia Goncharova. Suffolk: Antique collectors’ club, 2010) и первый том «Наталия Гончарова. Ее творчество. Между традицией и современностью» значительно менее известной Дениз Базету (Denise Bazetoux. Natalia Gontcharova. Son oeuvre entre tradition et modernité. Neuilly-sur-Marne: Artprint, 2011).
В обоих изданиях одновременно с классическими произведениями Гончаровой присутствуют работы, принадлежность которых лаконично описывается как «частное собрание», нигде ранее не публиковавшиеся (в книге Базету около 150 таких вещей). Вошли в монографии и картины, которые получили отрицательные заключения российских экспертов об их подлинности. Ни тот, ни другой автор в процессе работы над книгой не видел оригиналов Гончаровой, хранящихся в российских музеях, и это учитывая, что основным держателем наследия художницы является Третьяковcкая галерея (более 400 картин и тысячи графических работ).
Такое внезапное разрастание творческого наследия Гончаровой вызвали обеспокоенность российских музейных специалистов, антикваров и коллекционеров. На фоне этих скандалов группа коллекционеров и специалистов из Великобритании и России создала некоммерческую организацию Russian Avant-Garde Research Project, которая ставит своей целью бороться с подделками русского искусства. Один из инициаторов этого — известный коллекционер и бизнесмен Петр Авен.
Искажение фактов истории русской живописи, выражающееся, в частности, в приписывании известным художникам авторства работ, не принадлежащих их кисти, является нарушением публичных интересов России в сфере культуры. В свете всего вышесказанного актуальность данного исследования очевидна.
Объектом данного исследования является творчество Н.С. Гончаровой как самобытное явление.
Предметом исследования – женский портрет как отражение самобытности.
Цель работы: выявление общих принципов в портретном жанре, описание эволюции женского портрета в творчестве Н. Гончаровой
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1)изучить литературу по теме исследования; биографические сведения;
2)определить исходную точку эволюции творчества Н.С. Гончаровой
3)охарактеризовать этапы становления мастерства и стиля;
4)проанализировать отдельные женские портреты с целью выявления художественного своеобразия.
Для достижения цели и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1)исторический;
2)проблемно-логический;
3)типологически-системный;
4)сравнительный.
Теоретическую базу исследования составили труды в области искусствоведения, теории искусства Б.Р. Виппера [4], Ю.Я. Герчука [5], А. Гильденбранда [6], О. В. Фаворского [16].
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении представлений о творчестве Н.С. Гончаровой.
Практическая значимость исследования обусловливается тем, что его итоги могут быть применены при подготовке лекционных курсов в учебных заведениях соответствующего профиля, на занятиях по художественной культуре и искусстве в детских образовательных заведениях.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ПОРТРЕТЫ РАННЕГО ПЕРИОДА ТВОРЧЕСТВА 1906 – 1907 (ИМПРЕССИОНИЗМ И ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ) 10
ЗРЕЛОЕ ТВОРЧЕСТВО 1907 - 1912 ГОДЫ – ПЕРИОД ПРИМИТИВИЗМА 14
1913 – 1915 ГОДЫ – ПЕРИОД «ЛУЧИЗМА» 23
ФРАНЦУЗСКИЙ ПЕРИОД (1915 – 1962) 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе были рассмотрены этапы творчества выдающейся русской художницы Н.С. Гончаровой на примере женских портретов.
Было выявлено, что на раннем этапе творчества она тяготела к импрессионизму, далее – к постимпрессионизму, примитивизму, отчего её женские портреты отличаются специальной упрощённостью, грубоватостью, декоративностью, гротеском, странным образом сочетая в себе черты иконописи, лубка, архаизма.
Цветовая гамма Гончаровой – узнаваема – это коричневый, чёрный, белый и рыжий цвета. Яркость колора – одна из основных признаков портретов раннего и зрелого периодов творчества художницы, явившееся следствием её увлечения Гогеном, Ван Гогом и другими мастерами.
Изображая лица моделей, художница стремится либо застылости выражения, либо к потаённой эмоции. Некоторые героини Гончаровой и вовсе не имеют лица, что указывает на стремление передать внутренний мир персонажей. Авангардные портреты Гончаровой отличаются яркой характерностью, гротеском, смелостью воплощения.
Поздний период творчества демонстрирует разнообразие женских образов на портретах: от таинственных застывших масок до тонко выписанных лиц, несущих сложное психологическое состояние.
Эволюция женских портретов отражает общую эволюцию творчества Н.С. Гончаровой: от импрессионизма к примитивизму и далее – от постимпрессионизма к фовизму и абстракционизму, через лучизм и театральное искусство, кубизм и сюрреализм к глубокому психологизму. Присущие ранее черты Гончаровой – широта и динамичность мазка, упрощённость и уплощённость форм сменяются утончённостью и глубиной.
Итак, творчество Н.С. Гончаровой – это своеобразный феномен, который ещё предстоит исследовать.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абросимова А.А. Самая дорогая русская художница // Литературная газета, 2013. – № 48. – С.5.
2. Бессонова М.А. Избранные труды. – М.: BALTRUS, 2004. – 336 с.
3. Бобровская Л.Н. Наталия Гончарова. – М. : Гос. Третьяковская галерея, 2013. – 40 с.: ил. (Художник в Третьяковской галерее).
4. Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. – М.: Искусство, 1998. – 644 с.
5. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: язык и смысл изобразительного искусства. – М.: РИП-холдинг, 2013. — 192 с.
6. Гильдербранд А. Проблема формы в изобразительном искусстве. – М.: Логос, 2011. — 144 с.
7. Государственная Третьяковская галерея. Михаил Ларионов, Наталия Гончарова. Шедевры из парижского наследия. Живопись. 4 окт. 1999 - 20 янв. 2000. [Каталог выставки]. М. С. 161.
8. Королёва С.И. Наталья Сергеевна Гончарова. Т.91. – М.: Директ-Медиа, 2011. – 48 с.
9. Куликова Е.Ю. Кого предпочитает живопись. Заметки о выставке Н. Гончаровой «Между Востоком и Западом». – М.: Государственная Третьяковская галерея, 2014. – 17 с.
10. Литвина Л.П. Творческая чета русского авангарда//Искусство, 2012. – 6. – С. 13 – 15.
11. Полушин В.Л. Наталия Гончарова. Царица русского авангарда. – М.: Молодая гвардия, 2016. – 558 с.
12. Поспелов Г.Г., Илюхина Е.А. М. Ларионов. Живопись. Графика. Театр: книга-альбом. М.: Галарт; RA [Русский авангард], 2005. – С. 114 – 120.
13. Рылёва А.Н. «Синяя всадница» Наталия Гончарова // «Амазонки авангарда» / Гос. ин-т искусствознания Мин. культуры РФ. – М.: Наука, 2004. С. 106.
14. Сарабьянов А.Д. Наталья Гончарова//Энциклопедия русского авангарда. Изобразительное искусство. Архитектура. В 2 томах. Том 1. А-К. – М.: Искусство, 2011. – 654 с. С. 41 – 47.
15. Сарабьянов Д.В. Многообразие, скрепленное индивидуальностью. Заметки о творчестве Наталии Гончаровой // Михаил Ларионов – Наталия Гончарова. Шедевры из Парижского наследия. Живопись. – М.: ГТГ, 1999. – 46 с.
16. Фаворский О.В. О композиции// Творчество, 1967. – № 2. – 56 с. С. 9 – 10.
17. Цветаева М.И.«Наталья Гончарова (жизнь и творчество)//Цветаева М.И. Проза. – М.: Эксмо-Пресс. – 548 с.
18. Шарп Д. А. К проблеме безобразного в искусстве Наталии Гончаровой //Н. С. Гончарова и М. Ф. Ларионов: исследования и публикации / Гос. ин-т искусствознания Мин. культуры РФ. – М.: Наука, 2003. – С . 50 – 54.
19. 50 шедевров русской живописи. Гончарова. – М.: DeaGostini, 2011. – №6. – 31 с.
20. Кабанова О. «Наталия Гончарова. Между Востоком и Западом»: Третьяковка открыла большую выставку художницы // Ведомости. 2013. 17 окт. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/lifestyle/news/17596561/goncharovavo-vsem-cvete (дата обращения 9.04.1917).
21. Наталия Гончарова. Между Востоком и Западом (сайт Государственной Третьяковской галереи. Режим доступа: http://www.tretyakovgallery.ru/ru/calendar/exhibitions/exhibitions4005/. Дата обращения 10.04.2017).
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149284 Курсовой работы — поможем найти подходящую