отлично
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Гжель - это название живописного подмосковного поселка, что в 60-ти километрах от Москвы, который славится своими изделиями ручной работы из фарфора. Знаменитый гжельский промысел на протяжении нескольких столетий является одним из ведущих керамических промыслов страны и по праву считается колыбелью русской керамики. Здесь сформировались ее лучшие черты и проявились высшие достижения народного искусства. Фарфор ручной работы, с нарядной синей росписью по белому фону, известен не только в России, но и далеко за ее пределами. Статуэтки, посуда, предметы интерьера и сувениры, расписанные вручную, сегодня невероятно популярны и привлекают к себе удивительной гармонией, сочетающейся в формах и рисунках.
Первое летописное упоминание о Гжели обнаружено в Духовной грамоте Ивана Даниловича Калиты в 1339 (1328) году. В последующие годы Гжель упоминается в духовных грамотах великих русских князей: Ивана Ивановича (1356), Дмитрия Ивановича (1384), Василия Дмитриевича (1406), княгини Софии Витовтовны (1472) и в завещании царя Ивана Грозного (1572–1578).
Происхождение слова «Гжель» до сих пор вызывает немало споров, но наиболее правдоподобным кажется созвучие его с глаголом «жечь», то есть «обжигать глину». Гжельские умельцы испокон веков «жгли» горшки, игрушки, изразцы.
Гжельская глина ценилась уже в середине XVII столетия. Царь Алексей Михайлович в 1663 году издал указ «во Гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов приискать глины, которая глина годится к оптекарским сосудам». В 1770 году Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу «для дела алхимической посуды».
М.В. Ломоносов написал о гжельской глине возвышенные слова: «Едва ли есть земля самая чистая и без примешения где на свете, кои химики девственницею называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, какова у нас гжельская (…) которой нигде не видал я белизною превосходнее». В XVIII веке Д.И. Виноградов на основе гжельских беложгущихся глин получил первый русский фарфор на Императорском заводе в Санкт-Петербурге.
2. История гжельского народного художественного промысла
1.2. Край фарфорового чуда
Гончарное ремесло зародилось в гжельском регионе практически с момента появления в нем крестьянских поселений. Гжельские земли были не слишком плодородными, но обширные залежи местных разноцветных глин позволяли крестьянам подрабатывать производством глиняных изделий для своих нужд и на продажу. Первое официальное упоминание о Гжели обнаружено в Духовной грамоте Ивана Даниловича Калиты в 1328 году, но известно, что уже в XI-XIII веках местное население активно занималось гончарным ремеслом. Гжельские крестьяне несли денежные и товарные повинности перед государевым двором, но, что интересно, гончарный промысел не входил в этот список. В XVII в. царь Алексей Романович, высоко оценив качество разных сортов гжельских глин, сделал Гжельскую волость постоянным поставщиком глины для производства посуды «для аптекарских нужд».
На протяжении длительного периода местные мастера совершенствовали технику производства, вырабатывали собственный стиль и, к началу XVIII века, керамическое дело стало для региона основным, проявив свой яркий и самобытный характер. Если начинали гжельские мастера с кустарного изготовления глиняной посуды и детских лепных игрушек, то к середине столетия, после обнаружения особой серой глины в районе деревни Минино, освоили производство майолики, полуфаянса и фаянса, перенимая и совершенствуя технологии. Ассортимент гжельской майолики был разнообразен: столовые сервизы, декоративные блюда, миски, кувшины. Необычной была форма высоких сосудов с дисковидным туловом - кумганов. Большое место занимала малая пластика: сценки из крестьянского и городского быта. Гжельская пластика покоряла непосредственностью, легкостью замысла, искренностью в передаче образов.
Большое распространение получила роспись с использованием подглазурного кобальтового фонового крытья в сочетании с надглазурным полихромным декором и обилием золота. В это же время начал формироваться явно узнаваемый синий монохромный растительный и орнаментальный рисунок на изделиях, известность которых распространилась далеко за пределы области.
Существенный скачок в развитии керамического производства Гжели произошел во II половине XVIII века и был связан с деятельностью керамической фабрики московского купца Афанасия Гребенщикова. Однако, в конце XVIII века, наметился упадок гжельского производства. Причиной этому стал английский фаянс с белым тонким плотным черепком, декорированный пышными печатными рисунками, который стоил дешевле и ввозился в больших количествах в Россию.
В начале XIX века в Гжели был налажен выпуск полуфаянса, который являлся переходным от майолики к фарфору и тонкому фаянсу. Полуфаянс украшался синей подглазурной росписью растительного или геометрического характера.
В работе рассматриваются народнй промысел Гжели - подмосковного поселка. Работа на оценку 5, оригинальность от 60%.
1. Гамелкин С.В. Гжель и гжельцы /С.В. Гамелкин, М.К. Капитан. – М., 1989. – С. 134-146.
2. Искусство Гжели / Р.Р. Мусина. – М.: Знание, 1985.
3. История художественной керамики / З.С. Федорова, Р.Р. Мусина. – М.: Изд-во МГХПУ, 2010.
4. Клиентов А.Е. Народные промыслы / А.Е. Клиентов. – М., 2003. – С.22-23.
5. Мухотина Н. Приезжайте учиться в Гжель / Н. Мухотина // Народное творчество.- 2005. - №3.- С. 54-58.
6. Народная художественная культура: Учебник под ред. Т.И. Баклановой, Е.Ю. Стрельцовой. - М., 2000.- С.292-297.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Гжель - это название живописного подмосковного поселка, что в 60-ти километрах от Москвы, который славится своими изделиями ручной работы из фарфора. Знаменитый гжельский промысел на протяжении нескольких столетий является одним из ведущих керамических промыслов страны и по праву считается колыбелью русской керамики. Здесь сформировались ее лучшие черты и проявились высшие достижения народного искусства. Фарфор ручной работы, с нарядной синей росписью по белому фону, известен не только в России, но и далеко за ее пределами. Статуэтки, посуда, предметы интерьера и сувениры, расписанные вручную, сегодня невероятно популярны и привлекают к себе удивительной гармонией, сочетающейся в формах и рисунках.
Первое летописное упоминание о Гжели обнаружено в Духовной грамоте Ивана Даниловича Калиты в 1339 (1328) году. В последующие годы Гжель упоминается в духовных грамотах великих русских князей: Ивана Ивановича (1356), Дмитрия Ивановича (1384), Василия Дмитриевича (1406), княгини Софии Витовтовны (1472) и в завещании царя Ивана Грозного (1572–1578).
Происхождение слова «Гжель» до сих пор вызывает немало споров, но наиболее правдоподобным кажется созвучие его с глаголом «жечь», то есть «обжигать глину». Гжельские умельцы испокон веков «жгли» горшки, игрушки, изразцы.
Гжельская глина ценилась уже в середине XVII столетия. Царь Алексей Михайлович в 1663 году издал указ «во Гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов приискать глины, которая глина годится к оптекарским сосудам». В 1770 году Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу «для дела алхимической посуды».
М.В. Ломоносов написал о гжельской глине возвышенные слова: «Едва ли есть земля самая чистая и без примешения где на свете, кои химики девственницею называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, какова у нас гжельская (…) которой нигде не видал я белизною превосходнее». В XVIII веке Д.И. Виноградов на основе гжельских беложгущихся глин получил первый русский фарфор на Императорском заводе в Санкт-Петербурге.
2. История гжельского народного художественного промысла
1.2. Край фарфорового чуда
Гончарное ремесло зародилось в гжельском регионе практически с момента появления в нем крестьянских поселений. Гжельские земли были не слишком плодородными, но обширные залежи местных разноцветных глин позволяли крестьянам подрабатывать производством глиняных изделий для своих нужд и на продажу. Первое официальное упоминание о Гжели обнаружено в Духовной грамоте Ивана Даниловича Калиты в 1328 году, но известно, что уже в XI-XIII веках местное население активно занималось гончарным ремеслом. Гжельские крестьяне несли денежные и товарные повинности перед государевым двором, но, что интересно, гончарный промысел не входил в этот список. В XVII в. царь Алексей Романович, высоко оценив качество разных сортов гжельских глин, сделал Гжельскую волость постоянным поставщиком глины для производства посуды «для аптекарских нужд».
На протяжении длительного периода местные мастера совершенствовали технику производства, вырабатывали собственный стиль и, к началу XVIII века, керамическое дело стало для региона основным, проявив свой яркий и самобытный характер. Если начинали гжельские мастера с кустарного изготовления глиняной посуды и детских лепных игрушек, то к середине столетия, после обнаружения особой серой глины в районе деревни Минино, освоили производство майолики, полуфаянса и фаянса, перенимая и совершенствуя технологии. Ассортимент гжельской майолики был разнообразен: столовые сервизы, декоративные блюда, миски, кувшины. Необычной была форма высоких сосудов с дисковидным туловом - кумганов. Большое место занимала малая пластика: сценки из крестьянского и городского быта. Гжельская пластика покоряла непосредственностью, легкостью замысла, искренностью в передаче образов.
Большое распространение получила роспись с использованием подглазурного кобальтового фонового крытья в сочетании с надглазурным полихромным декором и обилием золота. В это же время начал формироваться явно узнаваемый синий монохромный растительный и орнаментальный рисунок на изделиях, известность которых распространилась далеко за пределы области.
Существенный скачок в развитии керамического производства Гжели произошел во II половине XVIII века и был связан с деятельностью керамической фабрики московского купца Афанасия Гребенщикова. Однако, в конце XVIII века, наметился упадок гжельского производства. Причиной этому стал английский фаянс с белым тонким плотным черепком, декорированный пышными печатными рисунками, который стоил дешевле и ввозился в больших количествах в Россию.
В начале XIX века в Гжели был налажен выпуск полуфаянса, который являлся переходным от майолики к фарфору и тонкому фаянсу. Полуфаянс украшался синей подглазурной росписью растительного или геометрического характера.
В работе рассматриваются народнй промысел Гжели - подмосковного поселка. Работа на оценку 5, оригинальность от 60%.
1. Гамелкин С.В. Гжель и гжельцы /С.В. Гамелкин, М.К. Капитан. – М., 1989. – С. 134-146.
2. Искусство Гжели / Р.Р. Мусина. – М.: Знание, 1985.
3. История художественной керамики / З.С. Федорова, Р.Р. Мусина. – М.: Изд-во МГХПУ, 2010.
4. Клиентов А.Е. Народные промыслы / А.Е. Клиентов. – М., 2003. – С.22-23.
5. Мухотина Н. Приезжайте учиться в Гжель / Н. Мухотина // Народное творчество.- 2005. - №3.- С. 54-58.
6. Народная художественная культура: Учебник под ред. Т.И. Баклановой, Е.Ю. Стрельцовой. - М., 2000.- С.292-297.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
730 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149284 Курсовой работы — поможем найти подходящую