отлично
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Жанр «натюрморт» является постоянным элементом жанрово-тематического разнообразия искусства. В европейском искусстве натюрморт получил свои современные формы в XVIII веке. В советском искусстве, из-за преобладания тематической картины, натюрморт занимал второстепенное место в творчестве. Однако именно во второстепенных жанрах искусства в условиях соцреализма можно наблюдать новаторские формальные и содержательные тенденции. В этом контексте изучение проблемы натюрморта второй половины XX века приобретает особое значение. В региональном искусстве отражаются столичные художественные тенденции. Поскольку в региональном искусстве новаторские художественные тенденции преломляются в специфическом ключе, то изучение натюрморта приобретает роль маркёра.
Целью курсовой работы является исследование развития жанра «натюрморт» в творчестве кемеровских художников 1960-1980 гг. В число задач входит, во-первых, изучение терминов и понятий, характеризующих жанр «натюрморт», во-вторых, исследование становления и развития натюрморта в европейском и русском искусстве, в-третьих, выявление особенностей развития натюрморта в творчестве таких кемеровских художников, как П. А. Чернов, С. Н. Червов, Ю. А. Белокриницкий, в-четвертых, проведение сравнительного стилистического анализа произведений А. В. Суслова «Натюрморт с молоком», В. А. Дорофеева «Ветка яблони», Е. М. Тищенко «Натюрморт с оркестром», хранящихся в художественной коллекции Кемеровского государственного института культуры.
Объектом данной курсовой работы является жанр «натюрморт» в изобразительном искусстве г. Кемерово в 1960 - 1980-е гг. Предметом исследования выступают тенденции в развитии жанра «натюрморт» в изобразительном искусстве г. Кемерово в 1960 - 1980-е гг.
Литературу, посвященную данной проблематике, стоит разделить на несколько блоков. В первый блок входит литература, характеризующая историю развития натюрморта в европейском и русском искусстве. Автором одного из наиболее фундаментальных отечественных трудов по исследованию проблем натюрморта был Б. Р. Виппер. В своей монографии «Проблема и развитие натюрморта» он рассматривает данный жанр от истоков его зарождения вплоть до модернистских течений, активно развивавшихся в начале ХХ века. Интерес к исследованию жанра наблюдается и у А. А. Федорова-Давыдова, который отмечает, что в русской живописи второй половины XIX - начала ХХ веков происходит смена пейзажа и пейзажного восприятия господством натюрморта и натюрмотизма.
Необходимо также отметить значение различных энциклопедических источников и словарей, во многом раскрывающих определение такого важного в контексте данной работы понятия, как натюрморт. Особенно следует выделить такие источники, как «Большая советская энциклопедия» и энциклопедический словарь «Аполлон».
Художественная жизнь Кузбасса выявлена в литературе фрагментарно, в большей степени не в научной, а популярной, краеведческой литературе, в местной периодической печати.
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖАНРА «НАТЮРМОРТ» В МИРОВОЙ ИСТОРИИ ИСКУССТВА
Проблема изучения развития натюрморта в современном искусствоведении предполагает рассмотрение истории развития жанра и выявление его сущностных особенностей. История становления жанра «натюрморт» отражена в изменении терминов и подразумеваемыми под ними понятиями. Данная глава посвящена рассмотрению изменений в практике использования термина и понятия «натюрморт» и характеристике формальных и содержательных изменений в интерпретации натюрморта в истории европейского и русского искусства.
1.1. История возникновения термина и развитие жанра «натюрморт» в искусстве Нового времени
При исследовании жанра «натюрморт» и его роли в контексте художественного произведения для начала следует обратиться к определению данного термина. Как и многие другие определения, связанные с изобразительным искусством, термин «натюрморт» имеет различные интерпретации. В начале исследования следует обратиться к сравнительному анализу понятий «натюрморт», взятых в различных энциклопедических источниках и словарях. В «Новом толково-словообразовательном словаре русского языка» Т. Ф. Ефремовой можно обнаружить наименее содержательное раскрытие определения «натюрморт»: «Натюрморт - жанр в изобразительном искусстве (главным образом в живописи и графике), посвященный изображению крупным планом неодушевленных предметов: цветов, фруктов, битой дичи и т.п.» [23]. Представленное выше определение выделяет в качестве основной характеристики натюрморта неодушевленный предмет изображения. Однако, данное определение нельзя назвать полным за счет отсутствия этимологии слова и ограничения жанра видами изобразительного искусства и художественными свойствами. Следует отметить, что «Современный энциклопедический словарь» предоставляет идентичное определение понятия «натюрморт».
Для более полного понимания термина «натюрморт» следует обратиться к другим источникам. В терминологическом словаре по вопросам изобразительного искусства, музыки, театра и литературы «Аполлон» было предложено следующее определение жанра «натюрморт»: «Натюрморт (фр. nature morte – мертвая натура; англ. still life, нем. Stilleben) – жанр изобразительного искусства, показывающий неодушевленные предметы, размещенные в реальной бытовой среде и организованные в единую группу. В натюрморте изображаются предметы обихода, труда, творчества, цветы и плоды, битая дичь, выловленная рыба, входящие в созданный художником контекст. Натюрморт дает разнообразные возможности – от «обманок», иллюзионистически точно воссоздающих предметный мир, до свободного истолкования вещей и наделения их сложным символическим смыслом» [5, с. 382]. Важно то, что здесь определение натюрморта начинается с разбора этимологии данного слова. Также в состав общего определения входит краткая история развития жанра «натюрморт» в мировом искусстве.
В работе рассматривается творчество кемеровских художников 1960-1980 гг. в жанре натюрморта. Работа на оценку 5, оригинальность от 60%.
1. Адаскина, Л. Н. Диалог с натурой. Проблема натюрморта в творчестве
К. С. Петрова-Водкина [Текст] / Л. Н. Адаскина. – М.: Советская живопись, 1980. -249 с.
2. Алексеев, А. И. Художники Сибири сегодня // Наш современник. -Л.: 1976.
3. Андреева, Е. Ю. Все и ничто. Символические фигуры в искусстве второй половины ХХ века [Текст] / Е. Ю. Андреева. – СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2011. - 359 с.
4. Андреева, Е. Ю. Постмодернизм: Искусство второй половины ХХ века -
начала XXI века [Текст] / Е. Ю. Андреева. - СПб.: - Азбука-классика, 2007. -
488 с.
5. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. / Под общ. ред. А. М. Кантора. – М.: Эллис Лак, 1997. – 736 с.
6. Болотина, И.С. Натюрморт советских художников [Текст] / И. С. Болотина. — М.: Советский художник, 1972. – 30 с.
7. Болотина, И. С. Проблемы русского и советского натюрморта.
Изображение вещи в живописи XVIII - XX веков [Текст] / И. С. Болотина. - М.: Советский художник, 1989. - 189 с.
8. Болотина, И. С. Русский натюрморт. [Текст] / И. С. Болотина. - М.: Искусство, 1993. - 136 с.
9. Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969—1978.
10. Виппер, Б. Р. Проблема и развитие натюрморта [Текст] / Б. В. Виппер. - СПб.: Азбука-классика, 2005. - 290 с.
11. Герман, М. Ю. Модернизм. Искусство первой половины ХХ века [Текст]
/ М. Ю. Герман. – СПб.: Азбука-классика, 2003. - 480 с.
12. Герман, М. Ю. Русский натюрморт. // Творчество. - 1969.- №8.- С. 22-23.
13. Герчук, Ю. Я. Живые вещи [Текст] / Ю. Я. Герчук. – М.: Советский художник, 1977. - 144 с.
14. Григорьева, Е. Г. Образование смысла в натюрморте: Лотмановский
сборник, вып. 3. [Текст] / Е. Г. Григорьева, В. А. Откидач. – М.: ОГИ, 2004. - 805 с.
15. Давыденко, М. А. Объединение творческого актива [Текст]: каталог художественной выставки / М. А Давыденко, В. А. Откидач. – Кемерово, 1978.
16. Даниэль, С. М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, языке линий и красок и о воспитании зрителя [Текст] / С. М. Даниэль. - СПб.: Искусство, 1990. - 223 с.
17. Даниэль, С. М. Картина классической эпохи. Проблема композиции в западноевропейской живописи XVIII века [Текст] / С. М. Даниэль. - СПб.: Искусство, 1986. - 298 с.
18. Деготь, Е. Ю. Русское искусство ХХ века [Текст] / Е. Ю. Деготь. - М.: Трилистник, 2000. - 223 с.
19. Дидро, Д. Опыт о живописи. Пер. И. Волевич. // Д. Дидро. Салоны. В 2 т. М.: Искусство, 1989. Т.1. – 234 с.
20. Естамонова, З. Н. Здравствуй, художник. Встречи с искусством: повести, рассказы [Текст] / З. Н. Естамонова. – Кемерово: Сибирский писатель, 2003. - 488 с.
21. Естамонова, З.Н. Сотворение рябины : Рассказы о художниках Кузбасса. [Текст] / З. Н. Естамонова. – Кемерово: Кн. изд-во, 1979. - 209 с.
22. Естамонова 3. Н. Ю. И. Прейсс / Каталог. 1984.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Жанр «натюрморт» является постоянным элементом жанрово-тематического разнообразия искусства. В европейском искусстве натюрморт получил свои современные формы в XVIII веке. В советском искусстве, из-за преобладания тематической картины, натюрморт занимал второстепенное место в творчестве. Однако именно во второстепенных жанрах искусства в условиях соцреализма можно наблюдать новаторские формальные и содержательные тенденции. В этом контексте изучение проблемы натюрморта второй половины XX века приобретает особое значение. В региональном искусстве отражаются столичные художественные тенденции. Поскольку в региональном искусстве новаторские художественные тенденции преломляются в специфическом ключе, то изучение натюрморта приобретает роль маркёра.
Целью курсовой работы является исследование развития жанра «натюрморт» в творчестве кемеровских художников 1960-1980 гг. В число задач входит, во-первых, изучение терминов и понятий, характеризующих жанр «натюрморт», во-вторых, исследование становления и развития натюрморта в европейском и русском искусстве, в-третьих, выявление особенностей развития натюрморта в творчестве таких кемеровских художников, как П. А. Чернов, С. Н. Червов, Ю. А. Белокриницкий, в-четвертых, проведение сравнительного стилистического анализа произведений А. В. Суслова «Натюрморт с молоком», В. А. Дорофеева «Ветка яблони», Е. М. Тищенко «Натюрморт с оркестром», хранящихся в художественной коллекции Кемеровского государственного института культуры.
Объектом данной курсовой работы является жанр «натюрморт» в изобразительном искусстве г. Кемерово в 1960 - 1980-е гг. Предметом исследования выступают тенденции в развитии жанра «натюрморт» в изобразительном искусстве г. Кемерово в 1960 - 1980-е гг.
Литературу, посвященную данной проблематике, стоит разделить на несколько блоков. В первый блок входит литература, характеризующая историю развития натюрморта в европейском и русском искусстве. Автором одного из наиболее фундаментальных отечественных трудов по исследованию проблем натюрморта был Б. Р. Виппер. В своей монографии «Проблема и развитие натюрморта» он рассматривает данный жанр от истоков его зарождения вплоть до модернистских течений, активно развивавшихся в начале ХХ века. Интерес к исследованию жанра наблюдается и у А. А. Федорова-Давыдова, который отмечает, что в русской живописи второй половины XIX - начала ХХ веков происходит смена пейзажа и пейзажного восприятия господством натюрморта и натюрмотизма.
Необходимо также отметить значение различных энциклопедических источников и словарей, во многом раскрывающих определение такого важного в контексте данной работы понятия, как натюрморт. Особенно следует выделить такие источники, как «Большая советская энциклопедия» и энциклопедический словарь «Аполлон».
Художественная жизнь Кузбасса выявлена в литературе фрагментарно, в большей степени не в научной, а популярной, краеведческой литературе, в местной периодической печати.
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖАНРА «НАТЮРМОРТ» В МИРОВОЙ ИСТОРИИ ИСКУССТВА
Проблема изучения развития натюрморта в современном искусствоведении предполагает рассмотрение истории развития жанра и выявление его сущностных особенностей. История становления жанра «натюрморт» отражена в изменении терминов и подразумеваемыми под ними понятиями. Данная глава посвящена рассмотрению изменений в практике использования термина и понятия «натюрморт» и характеристике формальных и содержательных изменений в интерпретации натюрморта в истории европейского и русского искусства.
1.1. История возникновения термина и развитие жанра «натюрморт» в искусстве Нового времени
При исследовании жанра «натюрморт» и его роли в контексте художественного произведения для начала следует обратиться к определению данного термина. Как и многие другие определения, связанные с изобразительным искусством, термин «натюрморт» имеет различные интерпретации. В начале исследования следует обратиться к сравнительному анализу понятий «натюрморт», взятых в различных энциклопедических источниках и словарях. В «Новом толково-словообразовательном словаре русского языка» Т. Ф. Ефремовой можно обнаружить наименее содержательное раскрытие определения «натюрморт»: «Натюрморт - жанр в изобразительном искусстве (главным образом в живописи и графике), посвященный изображению крупным планом неодушевленных предметов: цветов, фруктов, битой дичи и т.п.» [23]. Представленное выше определение выделяет в качестве основной характеристики натюрморта неодушевленный предмет изображения. Однако, данное определение нельзя назвать полным за счет отсутствия этимологии слова и ограничения жанра видами изобразительного искусства и художественными свойствами. Следует отметить, что «Современный энциклопедический словарь» предоставляет идентичное определение понятия «натюрморт».
Для более полного понимания термина «натюрморт» следует обратиться к другим источникам. В терминологическом словаре по вопросам изобразительного искусства, музыки, театра и литературы «Аполлон» было предложено следующее определение жанра «натюрморт»: «Натюрморт (фр. nature morte – мертвая натура; англ. still life, нем. Stilleben) – жанр изобразительного искусства, показывающий неодушевленные предметы, размещенные в реальной бытовой среде и организованные в единую группу. В натюрморте изображаются предметы обихода, труда, творчества, цветы и плоды, битая дичь, выловленная рыба, входящие в созданный художником контекст. Натюрморт дает разнообразные возможности – от «обманок», иллюзионистически точно воссоздающих предметный мир, до свободного истолкования вещей и наделения их сложным символическим смыслом» [5, с. 382]. Важно то, что здесь определение натюрморта начинается с разбора этимологии данного слова. Также в состав общего определения входит краткая история развития жанра «натюрморт» в мировом искусстве.
В работе рассматривается творчество кемеровских художников 1960-1980 гг. в жанре натюрморта. Работа на оценку 5, оригинальность от 60%.
1. Адаскина, Л. Н. Диалог с натурой. Проблема натюрморта в творчестве
К. С. Петрова-Водкина [Текст] / Л. Н. Адаскина. – М.: Советская живопись, 1980. -249 с.
2. Алексеев, А. И. Художники Сибири сегодня // Наш современник. -Л.: 1976.
3. Андреева, Е. Ю. Все и ничто. Символические фигуры в искусстве второй половины ХХ века [Текст] / Е. Ю. Андреева. – СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2011. - 359 с.
4. Андреева, Е. Ю. Постмодернизм: Искусство второй половины ХХ века -
начала XXI века [Текст] / Е. Ю. Андреева. - СПб.: - Азбука-классика, 2007. -
488 с.
5. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. / Под общ. ред. А. М. Кантора. – М.: Эллис Лак, 1997. – 736 с.
6. Болотина, И.С. Натюрморт советских художников [Текст] / И. С. Болотина. — М.: Советский художник, 1972. – 30 с.
7. Болотина, И. С. Проблемы русского и советского натюрморта.
Изображение вещи в живописи XVIII - XX веков [Текст] / И. С. Болотина. - М.: Советский художник, 1989. - 189 с.
8. Болотина, И. С. Русский натюрморт. [Текст] / И. С. Болотина. - М.: Искусство, 1993. - 136 с.
9. Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969—1978.
10. Виппер, Б. Р. Проблема и развитие натюрморта [Текст] / Б. В. Виппер. - СПб.: Азбука-классика, 2005. - 290 с.
11. Герман, М. Ю. Модернизм. Искусство первой половины ХХ века [Текст]
/ М. Ю. Герман. – СПб.: Азбука-классика, 2003. - 480 с.
12. Герман, М. Ю. Русский натюрморт. // Творчество. - 1969.- №8.- С. 22-23.
13. Герчук, Ю. Я. Живые вещи [Текст] / Ю. Я. Герчук. – М.: Советский художник, 1977. - 144 с.
14. Григорьева, Е. Г. Образование смысла в натюрморте: Лотмановский
сборник, вып. 3. [Текст] / Е. Г. Григорьева, В. А. Откидач. – М.: ОГИ, 2004. - 805 с.
15. Давыденко, М. А. Объединение творческого актива [Текст]: каталог художественной выставки / М. А Давыденко, В. А. Откидач. – Кемерово, 1978.
16. Даниэль, С. М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, языке линий и красок и о воспитании зрителя [Текст] / С. М. Даниэль. - СПб.: Искусство, 1990. - 223 с.
17. Даниэль, С. М. Картина классической эпохи. Проблема композиции в западноевропейской живописи XVIII века [Текст] / С. М. Даниэль. - СПб.: Искусство, 1986. - 298 с.
18. Деготь, Е. Ю. Русское искусство ХХ века [Текст] / Е. Ю. Деготь. - М.: Трилистник, 2000. - 223 с.
19. Дидро, Д. Опыт о живописи. Пер. И. Волевич. // Д. Дидро. Салоны. В 2 т. М.: Искусство, 1989. Т.1. – 234 с.
20. Естамонова, З. Н. Здравствуй, художник. Встречи с искусством: повести, рассказы [Текст] / З. Н. Естамонова. – Кемерово: Сибирский писатель, 2003. - 488 с.
21. Естамонова, З.Н. Сотворение рябины : Рассказы о художниках Кузбасса. [Текст] / З. Н. Естамонова. – Кемерово: Кн. изд-во, 1979. - 209 с.
22. Естамонова 3. Н. Ю. И. Прейсс / Каталог. 1984.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
730 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149284 Курсовой работы — поможем найти подходящую