Спасибо!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Данная работа будет посвящена анализу волшебной сказки А. С. Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях». А. С. Пушкин – личность неординарная в русской литературе – именно ему принадлежит демократизация русского языка, обращение литературы к народным сюжетам, ранее бывших нехарактерными для русской литературы.
Сказка относится к самому плодотворному времени в жизни русского поэта – Болдинской осени, которая, как известно, была связана с вынужденным заточением – в России разгорелась эпидемия и он был лишен возможности покинуть село.
Истоки сказок Пушкина следует искать как в русской литературе, так и в литературе зарубежной. Во-первых, с самого детства поэтом были горячо любимы сказки русского народа, впитываемые им из рассказов его няни – Арины Родионовны. В том случае, если речь идет о народной сказке, следует говорить о системе архетипов, отраженных в сознании народа, его фольклоре, передающимся из уст в уста. Следует отметить, что был у этой сказки и еще один источник – традиционная для современного читателя сказка «Белоснежка» Братьев Гримм.
Здесь мы сталкиваемся с еще одной интересной чертой – как известно, сказки Братьев Гримм не были придуманы ими. В большинстве случаев это было лишь отражение фольклора немецкого народа. Иными словами, следует говорить о точках пересечения народов в проявившихся архетипах сказок, которые свойственны мифологическому сознанию.
Но, как бы то ни было, в своей сказке А. С. Пушкин явил совершенно новое произведение, которое, опираясь на архетипы, выстраивает новый пласт реальности, обогащенный живым русским языком. Именно в этом, очевидно, следует искать ее популярность.
Цель данной работы – рассмотреть сказку А. С. Пушкина с точки зрения лингвокультурологического анализа.
В соответствии с целью необходимо решить ряд задач:
1. Проанализировать систему персонажей с точки зрения их архетипичности и взаимодействия между собой;
2. Рассмотреть историю создания сказки о мертвой царевне и семи богатырях
3. Проанализировать пласт фольклора и художественных сказок, которые выстраиваются на основании похожего сюжета
4. Подвергнуть анализу феномен волшебной сказки и ее ритуальную ценность.
Объектом работы становится «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Предмет работы – лингвокультурологический анализ сказки.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Введение 3
Глава 1. Система персонажей в сказке А. С. Пушкина 5
1.1. Мужские образы сказки 5
1.2. Женские образы сказки 9
1.3. Предметные персонажи сказки 12
Выводы по первой главе 15
Глава 2. Культурологическое пространство сказки 16
2.1. История создания сказки 16
2.2. Литературные и народные истоки сказки 17
Выводы по второй главе 22
Глава 3. Литературная волшебная сказка, как отражение ритуальной культуры 23
3.1. Генезис и особенность литературной волшебной сказки 23
3.2. Жанровые особенности литературной волшебной сказки 24
3.3. Сакральные функции литературной волшебной сказки 27
Выводы по третьей главе 29
Заключение 30
Список литературы 32
Волшебная литературная сказка – достаточно новое образование в культуре. Зародилось оно в XIX веке и с того времени прошло значительный путь становления. Специфика данного жанра такова, что сказка одновременно восходит и к литературным произведениям предшественников и к архетипам волшебных сказок древности.
Важной чертой жанра становится игровое начало, которое проявляется уже в самом жанре литературной сказки. Получается, что писатель не порывает с фольклорной традицией, а в пространстве своего произведения дает этой традиции новое звучание. Игровое начало проявляется не только в форме, но и в лексических средствах – в литературной сказке частотна ирония, а также в организации хронотопа произведения – чаще он построен вне времени, но имеет социальные маркеры.
Проанализировав систему персонажей в сказке «О мертвой царевне», был сделан вывод о том, что корни ее кроются во многих культурах, начиная от культуры православия и заканчивая системой античных и славянских религиозных верований. Специфика образа такова, что одновременно восходя к традиционной сказке и авторской интенции, он позволяет конструировать некоторый художественный пласт реальности, с одной стороны покоящийся на архетипах, с другой же стороны восходящий к реалиям действительности.
Соответствуя положениям волшебной сказки, наравне с персонажами действуют и персонифицированные явления природы и предметы. В сказке они выполняют функцию советчика, причем советчика беспристрастного. Воспринимать эти знаки могут только два героя – Елисей и ведьма-мачеха, но трактовка их во многом объяснима подходом персонажа к реальности.
Следует говорить о том, что сказка А. С. Пушкина представляет собой некий сплав личного опыта, сюжетов архетипических, представленных в сказках многих народов и отражение западноевропейской литературы, в которой в обработанном виде проявились данные архетипы. Архетипы находят свое проявление в структуре сказки, но переосмысляются автором, воплощаются в соответствии с его замыслом.
1 Афанасьев А. Н. Народные русские сказки. Полное издание в одном томе. / — М.: Альфа-книга, 2010. – 345 с.
2 Гадамер Г.Г. Миф и разум// Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. -М. : Искусство, 1991. - 366 с.
3 Каган М. С. Морфология искусства. Л.: Искусство, 1972.- 440 с.
4 Кукушкина Е. И., Логунова Л. Б. Мировоззрение, познание, практика. М.: Политиздат, 1989. - 299 с.
5 Липовецкий М.Н. Поэтика литературной сказки. Свердловск, 1992. - 183 с.
6 Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. Т.1 М.:изд. авт., 1930. - 911 с.
7 Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991, 524 с.
8 Мелетинский Е. М. Герои волшебной сказки. М.: Восточная литература, 1958. - 264 с.
9 Мелетинский Е. М. Народный эпос// Теория литературы. М.: Наука, 1964. - 378 с.
10 Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М.: Наука, 1976. - 407 с.
11 Пушкин А. С. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях // http://lib.ru/LITRA/PUSHKIN/carewna.txt
12 Овчинникова Л.В. Русская литературная сказка XX века. История, классификация, поэтика. М., 2003. 312 с.
13 Сутеев В. Сказки и картинки. М., 2002. 230 с.
14 Пропп В.Я. Фольклор и действительность. М., 1976. 375 с.
15 Халуторных О. Н. Волшебная литературная сказка как феномен культуры (Соц.-филос. анализ). Дисс. – 135 с.
16 Худяков И. А. Великорусские сказки в записях // http://feb-web.ru/feb/skazki/texts/14-1964.html?cmd=1&dscr=1
17 Шахнович М. И. Первобытная мифология и философия. Л.: Наука, 1971,. - 240 с
18 Энциклопедия символики и геральдики // http://www.symbolarium.ru/index.php/
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Данная работа будет посвящена анализу волшебной сказки А. С. Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях». А. С. Пушкин – личность неординарная в русской литературе – именно ему принадлежит демократизация русского языка, обращение литературы к народным сюжетам, ранее бывших нехарактерными для русской литературы.
Сказка относится к самому плодотворному времени в жизни русского поэта – Болдинской осени, которая, как известно, была связана с вынужденным заточением – в России разгорелась эпидемия и он был лишен возможности покинуть село.
Истоки сказок Пушкина следует искать как в русской литературе, так и в литературе зарубежной. Во-первых, с самого детства поэтом были горячо любимы сказки русского народа, впитываемые им из рассказов его няни – Арины Родионовны. В том случае, если речь идет о народной сказке, следует говорить о системе архетипов, отраженных в сознании народа, его фольклоре, передающимся из уст в уста. Следует отметить, что был у этой сказки и еще один источник – традиционная для современного читателя сказка «Белоснежка» Братьев Гримм.
Здесь мы сталкиваемся с еще одной интересной чертой – как известно, сказки Братьев Гримм не были придуманы ими. В большинстве случаев это было лишь отражение фольклора немецкого народа. Иными словами, следует говорить о точках пересечения народов в проявившихся архетипах сказок, которые свойственны мифологическому сознанию.
Но, как бы то ни было, в своей сказке А. С. Пушкин явил совершенно новое произведение, которое, опираясь на архетипы, выстраивает новый пласт реальности, обогащенный живым русским языком. Именно в этом, очевидно, следует искать ее популярность.
Цель данной работы – рассмотреть сказку А. С. Пушкина с точки зрения лингвокультурологического анализа.
В соответствии с целью необходимо решить ряд задач:
1. Проанализировать систему персонажей с точки зрения их архетипичности и взаимодействия между собой;
2. Рассмотреть историю создания сказки о мертвой царевне и семи богатырях
3. Проанализировать пласт фольклора и художественных сказок, которые выстраиваются на основании похожего сюжета
4. Подвергнуть анализу феномен волшебной сказки и ее ритуальную ценность.
Объектом работы становится «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Предмет работы – лингвокультурологический анализ сказки.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Введение 3
Глава 1. Система персонажей в сказке А. С. Пушкина 5
1.1. Мужские образы сказки 5
1.2. Женские образы сказки 9
1.3. Предметные персонажи сказки 12
Выводы по первой главе 15
Глава 2. Культурологическое пространство сказки 16
2.1. История создания сказки 16
2.2. Литературные и народные истоки сказки 17
Выводы по второй главе 22
Глава 3. Литературная волшебная сказка, как отражение ритуальной культуры 23
3.1. Генезис и особенность литературной волшебной сказки 23
3.2. Жанровые особенности литературной волшебной сказки 24
3.3. Сакральные функции литературной волшебной сказки 27
Выводы по третьей главе 29
Заключение 30
Список литературы 32
Волшебная литературная сказка – достаточно новое образование в культуре. Зародилось оно в XIX веке и с того времени прошло значительный путь становления. Специфика данного жанра такова, что сказка одновременно восходит и к литературным произведениям предшественников и к архетипам волшебных сказок древности.
Важной чертой жанра становится игровое начало, которое проявляется уже в самом жанре литературной сказки. Получается, что писатель не порывает с фольклорной традицией, а в пространстве своего произведения дает этой традиции новое звучание. Игровое начало проявляется не только в форме, но и в лексических средствах – в литературной сказке частотна ирония, а также в организации хронотопа произведения – чаще он построен вне времени, но имеет социальные маркеры.
Проанализировав систему персонажей в сказке «О мертвой царевне», был сделан вывод о том, что корни ее кроются во многих культурах, начиная от культуры православия и заканчивая системой античных и славянских религиозных верований. Специфика образа такова, что одновременно восходя к традиционной сказке и авторской интенции, он позволяет конструировать некоторый художественный пласт реальности, с одной стороны покоящийся на архетипах, с другой же стороны восходящий к реалиям действительности.
Соответствуя положениям волшебной сказки, наравне с персонажами действуют и персонифицированные явления природы и предметы. В сказке они выполняют функцию советчика, причем советчика беспристрастного. Воспринимать эти знаки могут только два героя – Елисей и ведьма-мачеха, но трактовка их во многом объяснима подходом персонажа к реальности.
Следует говорить о том, что сказка А. С. Пушкина представляет собой некий сплав личного опыта, сюжетов архетипических, представленных в сказках многих народов и отражение западноевропейской литературы, в которой в обработанном виде проявились данные архетипы. Архетипы находят свое проявление в структуре сказки, но переосмысляются автором, воплощаются в соответствии с его замыслом.
1 Афанасьев А. Н. Народные русские сказки. Полное издание в одном томе. / — М.: Альфа-книга, 2010. – 345 с.
2 Гадамер Г.Г. Миф и разум// Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. -М. : Искусство, 1991. - 366 с.
3 Каган М. С. Морфология искусства. Л.: Искусство, 1972.- 440 с.
4 Кукушкина Е. И., Логунова Л. Б. Мировоззрение, познание, практика. М.: Политиздат, 1989. - 299 с.
5 Липовецкий М.Н. Поэтика литературной сказки. Свердловск, 1992. - 183 с.
6 Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. Т.1 М.:изд. авт., 1930. - 911 с.
7 Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991, 524 с.
8 Мелетинский Е. М. Герои волшебной сказки. М.: Восточная литература, 1958. - 264 с.
9 Мелетинский Е. М. Народный эпос// Теория литературы. М.: Наука, 1964. - 378 с.
10 Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М.: Наука, 1976. - 407 с.
11 Пушкин А. С. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях // http://lib.ru/LITRA/PUSHKIN/carewna.txt
12 Овчинникова Л.В. Русская литературная сказка XX века. История, классификация, поэтика. М., 2003. 312 с.
13 Сутеев В. Сказки и картинки. М., 2002. 230 с.
14 Пропп В.Я. Фольклор и действительность. М., 1976. 375 с.
15 Халуторных О. Н. Волшебная литературная сказка как феномен культуры (Соц.-филос. анализ). Дисс. – 135 с.
16 Худяков И. А. Великорусские сказки в записях // http://feb-web.ru/feb/skazki/texts/14-1964.html?cmd=1&dscr=1
17 Шахнович М. И. Первобытная мифология и философия. Л.: Наука, 1971,. - 240 с
18 Энциклопедия символики и геральдики // http://www.symbolarium.ru/index.php/
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149284 Курсовой работы — поможем найти подходящую