Спасибо!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 2
1. Народное художественное творчество: сущность понятия и особенности 6
2. Основные этапы развития народного художественного творчества 11
3. Современное состояние народного художественного творчества в России 16
4. Сущность педагогического потенциала русской народной культуры как основы развития творческих способностей 21
5. Методы и средства обучения народным художественным ремеслам 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
Использованная литература 41
ВВЕДЕНИЕ
Жизнь современного человека многогранна и многообразна в своих проявлениях. От того, как человек отдыхает, во многом зависит его самочувствие, здоровье и, в конечном счете, его работоспособность. Высокий ритм жизни, поток впечатлений и разнообразной информации оказывают непосредственное влияние на характер отдыха, способ использования свободного времени, вкусы и потребности людей, их эстетические запросы. Именно поэтому народное творчество занимает важное место среди важных элементов досуга.
Народная культура традиционно практикуется небольшими группами сельских жителей, живущих в относительной изоляции от других. Однако народная культура распространилась в нашем глобальном мире, и теперь движение освещает множество различных культур. Народное искусство часто ассоциируется с чувством места с акцентом на историческую преемственность. Это проявляется различными способами, включая песни, танцы, одежду, мифологию, архитектурный дизайн и религию. Ценности общества отражены в образах народного творчества. Художники, создающие народное творчество, часто являются самоучками и не имеют ничего общего с академическими традициями, связанными с изобразительным искусством. Народное искусство рассказывает нам историю культур меньшинств, будь то портреты, пейзажи или абстрактные изображения.
Потребность в общении, самовыражении, желание участвовать в общественной жизни, стремление приобщиться к искусству побуждает многих людей разных возрастов участвовать в творческой деятельности. Народное творчество разнообразно, каждый может выбрать тот вид, который ему нравится. Одним близки подвижные и энергичные занятия в танцевальном коллективе, другим - спокойное и неторопливое создание предметов декоративно-прикладного искусства.
Основной задачей народного творчества является развитие социальной активности и творческого потенциала личности, организация различных форм досуга и рекреации, создание условий для полноценной самореализации в сфере досуга.
Важным направлением в работе учреждений культуры является обращение к своим историческим корням. Возрождение и сохранение народных традиций - это кропотливая и разнообразная работа. Любовь к родной земле начинается с детства и остается в душе человека надолго, если он был правильно воспитан. И основы этого воспитания, несомненно, закладываются в коллективах художественного народного творчества.
Народная педагогика содержит как идеал воспитания, так и пути, средства, условия его достижения. Ценности народной педагогики помогают направить современный учебно-воспитательный процесс на формирование национального самосознания у подрастающего поколения, развитие у него понимания роли своей нации, этноса в мировой культуре (Г. М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров).
Исследования традиций, содержания, форм и методов народной педагогики (К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, А.С. Сухомлинский и д.р.) показали взаимосвязь, взаимообусловленность, взаимовлияние общественного образования и народной педагогики.
Народная педагогика в едином ансамбле с устным народным творчеством, народным декоративно-прикладным искусством, праздничной культурой составляет целостную воспитательную концепцию, которая нашла своё отражение в современных педагогических подходах и технологиях воспитания. Основополагающие идеи построения традиционных и иннновационных систем образовательной теории и практики представлены в содержании научных концепций, моделей осуществления научной, проектной и практической образовательной деятельности, среди которых: культуросообразная модель образовательной деятельности (И.Е. Видт, В.Т. Кудрявцев, В.И. Слободчиков, Л.В. Школяр, П.Г. Щедровицкий и др.); культурологический тип образовательных парадигм (Е.В. Бондаревская, Ю.Г. Волков, Л.А. Волович, В.В. Краевский, Н.Б. Крылова, И.Я. Лернер и др.), личностно-ориентированные культурологические концепции (Е.П. Белозерцев, Е.В. Бондаревская, И.А. Колесникова, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др); модель поликультурного образования (О.В. Гукаленко, В.В. Макаев, З.А. Малькова, В.Н. Руденко, Ю.В. Сенько, Л.Л. Супрунова, и др.); диалогическая модель культурологического образования (М.М. Бахтин, В.С. Библер, Л. Барановская, П. Брук, С.Н. Батракова, В.С. Нургалеев, и др.).
Осмыслением роли народного искусства в художественном образовании и эстетическом воспитании на протяжении XX в. занимались ведущие специалисты в области народного искусства и педагогики: Г.С. Виноградов, Г.Н. Волков, Ю.Г. Круглов, В.Е. Гусев, Г.С. Виноградов, О.И. Капица, Е.В. Гиппиус, А.В. Бакушинский, А.А. Мелик–Пашаев, Т.Я. Шпикалова и др. Вопросы использования форм и методов народной педагогики в области дошкольного образования на основе приобщения к народному искусству раскрыты в трудах Е.А. Флериной (1950), Н.П. Сакулиной (1960), Т.С. Комаровой (1970-н/вр), P.M. Чумичевой (1980-н/вр.), И.А. Лыковой (1990-н/вр.), О.А. Соломенниковой (2000-н/вр.).
В последние годы достигнут значительный прогресс в развитии теории народного творчества. Однако количество "белых пятен" в этом вопросе по-прежнему довольно велико. К ним, несомненно, относятся многочисленные вопросы, связанные с изучением самой науки о народном творчестве, ее становлением, развитием, основными законами и условиями успешного становления. Как и любая теория, теоретические основы художественной культуры могут быть плодотворно сформированы только тогда, когда они подвергаются глубокому и систематическому изучению.
В связи с вышесказанным, тема представляется актуальной и практически значимой задачей.
Объект исследования – народное художественное творчество.
Предмет исследования – история, теория, практика народного художественного творчества.
Цель исследования – изучить основные исторические этапы развития народного художественного творчества, раскрыть теоретические аспекты и практический опыт реализации народного художественного творчества в современных условиях.
На пути к поставленной цели решались следующие задачи:
1. Уточнить сущность понятия «народное художественное творчество» и раскрыть его особенности.
2. Систематизировать основные этапы развития народного художественного творчества.
3. Раскрыть современное состояние народного художественного творчества в России.
4. Проанализировать практический опыт реализации народного художественного творчества.
Методы исследования: изучение теории вопроса; анализ литературных источников; наблюдение; анализ полученных результатов.
Потребность в общении, самовыражении, желание участвовать в общественной жизни, стремление приобщиться к искусству побуждает многих людей разных возрастов участвовать в творческой деятельности. Народное творчество разнообразно, каждый может выбрать тот вид, который ему нравится. Одним близки подвижные и энергичные занятия в танцевальном коллективе, другим - спокойное и неторопливое создание предметов декоративно-прикладного искусства.
Основной задачей народного творчества является развитие социальной активности и творческого потенциала личности, организация различных форм досуга и рекреации, создание условий для полноценной самореализации в сфере досуга.
Важным направлением в работе учреждений культуры является обращение к своим историческим корням. Возрождение и сохранение народных традиций - это кропотливая и разнообразная работа. Любовь к родной земле начинается с детства и остается в душе человека надолго, если он был правильно воспитан. И основы этого воспитания, несомненно, закладываются в коллективах художественного народного творчества.
Народная педагогика содержит как идеал воспитания, так и пути, средства, условия его достижения. Ценности народной педагогики помогают направить современный учебно-воспитательный процесс на формирование национального самосознания у подрастающего поколения, развитие у него понимания роли своей нации, этноса в мировой культуре (Г. М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров).
Исследования традиций, содержания, форм и методов народной педагогики (К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, А.С. Сухомлинский и д.р.) показали взаимосвязь, взаимообусловленность, взаимовлияние общественного образования и народной педагогики.
Народная педагогика в едином ансамбле с устным народным творчеством, народным декоративно-прикладным искусством, праздничной культурой составляет целостную воспитательную концепцию, которая нашла своё отражение в современных педагогических подходах и технологиях воспитания. Основополагающие идеи построения традиционных и иннновационных систем образовательной теории и практики представлены в содержании научных концепций, моделей осуществления научной, проектной и практической образовательной деятельности, среди которых: культуросообразная модель образовательной деятельности (И.Е. Видт, В.Т. Кудрявцев, В.И. Слободчиков, Л.В. Школяр, П.Г. Щедровицкий и др.); культурологический тип образовательных парадигм (Е.В. Бондаревская, Ю.Г. Волков, Л.А. Волович, В.В. Краевский, Н.Б. Крылова, И.Я. Лернер и др.), личностно-ориентированные культурологические концепции (Е.П. Белозерцев, Е.В. Бондаревская, И.А. Колесникова, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др); модель поликультурного образования (О.В. Гукаленко, В.В. Макаев, З.А. Малькова, В.Н. Руденко, Ю.В. Сенько, Л.Л. Супрунова, и др.); диалогическая модель культурологического образования (М.М. Бахтин, В.С. Библер, Л. Барановская, П. Брук, С.Н. Батракова, В.С. Нургалеев, и др.).
Осмыслением роли народного искусства в художественном образовании и эстетическом воспитании на протяжении XX в. занимались ведущие специалисты в области народного искусства и педагогики: Г.С. Виноградов, Г.Н. Волков, Ю.Г. Круглов, В.Е. Гусев, Г.С. Виноградов, О.И. Капица, Е.В. Гиппиус, А.В. Бакушинский, А.А. Мелик–Пашаев, Т.Я. Шпикалова и др. Вопросы использования форм и методов народной педагогики в области дошкольного образования на основе приобщения к народному искусству раскрыты в трудах Е.А. Флериной (1950), Н.П. Сакулиной (1960), Т.С. Комаровой (1970-н/вр), P.M. Чумичевой (1980-н/вр.), И.А. Лыковой (1990-н/вр.), О.А. Соломенниковой (2000-н/вр.).
В последние годы достигнут значительный прогресс в развитии теории народного творчества. Однако количество "белых пятен" в этом вопросе по-прежнему довольно велико. К ним, несомненно, относятся многочисленные вопросы, связанные с изучением самой науки о народном творчестве, ее становлением, развитием, основными законами и условиями успешного становления. Как и любая теория, теоретические основы художественной культуры могут быть плодотворно сформированы только тогда, когда они подвергаются глубокому и систематическому изучению.
В связи с вышесказанным, тема представляется актуальной и практически значимой задачей.
Объект исследования – народное художественное творчество.
Предмет исследования – история, теория, практика народного художественного творчества.
Цель исследования – изучить основные исторические этапы развития народного художественного творчества, раскрыть теоретические аспекты и практический опыт реализации народного художественного творчества в современных условиях.
На пути к поставленной цели решались следующие задачи:
1. Уточнить сущность понятия «народное художественное творчество» и раскрыть его особенности.
2. Систематизировать основные этапы развития народного художественного творчества.
3. Раскрыть современное состояние народного художественного творчества в России.
4. Проанализировать практический опыт реализации народного художественного творчества.
Методы исследования: изучение теории вопроса; анализ литературных источников; наблюдение; анализ полученных результатов.
Народная культура традиционно практикуется небольшими группами сельских жителей, живущих в относительной изоляции от других. Однако народная культура распространилась в нашем глобальном мире, и теперь движение освещает множество различных культур. Народное искусство часто ассоциируется с чувством места с акцентом на историческую преемственность. Это проявляется различными способами, включая песни, танцы, одежду, мифологию, архитектурный дизайн и религию. Ценности общества отражены в образах народного творчества. Художники, создающие народное творчество, часто являются самоучками и не имеют ничего общего с академическими традициями, связанными с изобразительным искусством. Народное искусство рассказывает нам историю культур меньшинств, будь то портреты, пейзажи или абстрактные изображения
1. Серавин, А.И. Исследование творчества / А.И.Серавин. – С.-П., 2005
2. Васильева, Г.А. Народное художественное творчество / Г.А.Васильева. – М., 2004.
3. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание: Избр. статьи. СПб., 1991г.
4. В.С. Мерлин «Очерк интегрального исследования индивидуальности». - М.:Педагогика,(1986). - 254 с.
5. Мясищев В.Н. Психология отношений./ Под ред. А.А. Бодалева/- М.: Изд-во: Институт практической психологии.- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998.- 368с. - С.16,16.
6. Чернова, В. Е. Народная художественная культура. / В.Е.Чернова. - Смоленск, 2010.
7. Богуславская И.Я. Проблемы традиций в искусстве современных народных художественных промыслов // Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. - Л. : Художник РСФСР, 1981г.
8. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин; сост. С. Г. Бочаров. – 2-е изд. – Москва : Искусство, 1986. – 445 с.
9. Ерасов, Б. С. Социальная культурология : пособие для высших учеб. заведений / Б. С. Ерасов. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Аспект Пресс, 1997. – 591 с.
10. Библер, В. С. Школа диалога культур : идеи, опыт, перспективы /В. С. Библер. – Кемерово : Алеф, 1993. – 416 с
11. Сластенин, В. А. Субъектно-деятельностный подход в непрерывном педагогическом образовании / В. А. Сластенин // Непрерывное педагогическое образование. –1999. – № 1. – С. 4–11.
12. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка : 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 4-е изд., доп. – Москва Азбуковник, 1999. – 944 с.
13. Чистякова, М. А. Педагогический потенциал русской народной крестьянской культуры как основа формирования этнической идентичности у старших дошкольников : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Чистякова Марина Александровна. – Нижний Новгород, 2007. – 208 с
14. Замятин, Д. Н. Образ наследия в культуре. Методологические подходы к изучению понятия наследия / Д. Н. Замятин // Социологические исследования. – 2010. – № 2. – С. 75–82.
15. Захарченко, М. В. Типологическая интерпретация понятия традиции: дис. ... д-ра. философ. наук : 09.00.11 / Захарченко Марина Владимировна. – Санкт-Петербург, 2002. – 400 с.
16. Бочарникова, И. С. Народная культура в современных условиях : стратегия сохранения национальной идентичности : монография / И. С. Бочарникова, Н. А. Калюжная, С. И. Кулибаба. – Астрахань : ИД «Астраханский университет», 2010. – 265 с
17. Степин, В. С. Цивилизация и культура / В. С. Степин. – СанктПетербург : СПбГУП, 2011. – 408 с.
18. Белинская, Е. П. Этническая социализация подростка / Е. П. Белинская, Т. Г. Стефаненко. – Москва : МПСИ, Воронеж : НПО «МОДЭК», 2007. – 208 с.
19. Культурология : учебник / под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. – Москва : Высшее образование, 2007. – 566 с
20. Путилов, Б. Н. Фольклор и народная культура / Б. Н. Путилов. – СанктПетербург : Наука, 1994. – 239 с
21. Некрасова, М. А. Народное искусство как часть культуры : Теория и практика / М. А. Некрасова; под ред. Д. С. Лихачева. – Москва : Изобр. искусство, 1983. – 343 с.
22. Неменский, Б. М. Мудрость красоты : О проблемах эстетического воспитания / Б. М. Неменский. – Москва : Просвещение, 1987. – 255 с.
23. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе / Н. Н. Ростовцев. – 3-е изд. доп. и перераб. – Москва : АГАР, 1998. – 256 с.
24. Печко Л.П. Развитие культурно-эстетического сознания личности в процессе образования (к обоснованию концептуального подхода) [Электронный журнал] // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. – 2013 – №3.
25. Шпикалова, Т.Я. Народное искусство в художественном образовании и эстетическом воспитании в средней общеобразовательной школе: теоретическое обоснование системы обучения и воспитания, пути ее реализации: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.02 / Моск.гос.пед.ин-т им. В.И. Ленина. М., 1988г.
26. Буткевич, В. В. Методика организации эстетического воспитания младших школьников : учеб.-метод. пособие для учителей нач. кл., воспитателей продленного дня, организаторов внекл. работы, руководителей кружков и студий народного творчества / В. В. Буткевич, Ю. С. Любимова. – Минск : Пачатковая школа, 2008. – С.47- 59 С.
27. Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество: учеб.-метод. Пособие / Т. Я. Шпикалова [и др.]; под. ред. Т. Я. Шпикаловой, Г. А. Поровской. – М. : ВЛАДОС, 2000. – 272 с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 2
1. Народное художественное творчество: сущность понятия и особенности 6
2. Основные этапы развития народного художественного творчества 11
3. Современное состояние народного художественного творчества в России 16
4. Сущность педагогического потенциала русской народной культуры как основы развития творческих способностей 21
5. Методы и средства обучения народным художественным ремеслам 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
Использованная литература 41
ВВЕДЕНИЕ
Жизнь современного человека многогранна и многообразна в своих проявлениях. От того, как человек отдыхает, во многом зависит его самочувствие, здоровье и, в конечном счете, его работоспособность. Высокий ритм жизни, поток впечатлений и разнообразной информации оказывают непосредственное влияние на характер отдыха, способ использования свободного времени, вкусы и потребности людей, их эстетические запросы. Именно поэтому народное творчество занимает важное место среди важных элементов досуга.
Народная культура традиционно практикуется небольшими группами сельских жителей, живущих в относительной изоляции от других. Однако народная культура распространилась в нашем глобальном мире, и теперь движение освещает множество различных культур. Народное искусство часто ассоциируется с чувством места с акцентом на историческую преемственность. Это проявляется различными способами, включая песни, танцы, одежду, мифологию, архитектурный дизайн и религию. Ценности общества отражены в образах народного творчества. Художники, создающие народное творчество, часто являются самоучками и не имеют ничего общего с академическими традициями, связанными с изобразительным искусством. Народное искусство рассказывает нам историю культур меньшинств, будь то портреты, пейзажи или абстрактные изображения.
Потребность в общении, самовыражении, желание участвовать в общественной жизни, стремление приобщиться к искусству побуждает многих людей разных возрастов участвовать в творческой деятельности. Народное творчество разнообразно, каждый может выбрать тот вид, который ему нравится. Одним близки подвижные и энергичные занятия в танцевальном коллективе, другим - спокойное и неторопливое создание предметов декоративно-прикладного искусства.
Основной задачей народного творчества является развитие социальной активности и творческого потенциала личности, организация различных форм досуга и рекреации, создание условий для полноценной самореализации в сфере досуга.
Важным направлением в работе учреждений культуры является обращение к своим историческим корням. Возрождение и сохранение народных традиций - это кропотливая и разнообразная работа. Любовь к родной земле начинается с детства и остается в душе человека надолго, если он был правильно воспитан. И основы этого воспитания, несомненно, закладываются в коллективах художественного народного творчества.
Народная педагогика содержит как идеал воспитания, так и пути, средства, условия его достижения. Ценности народной педагогики помогают направить современный учебно-воспитательный процесс на формирование национального самосознания у подрастающего поколения, развитие у него понимания роли своей нации, этноса в мировой культуре (Г. М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров).
Исследования традиций, содержания, форм и методов народной педагогики (К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, А.С. Сухомлинский и д.р.) показали взаимосвязь, взаимообусловленность, взаимовлияние общественного образования и народной педагогики.
Народная педагогика в едином ансамбле с устным народным творчеством, народным декоративно-прикладным искусством, праздничной культурой составляет целостную воспитательную концепцию, которая нашла своё отражение в современных педагогических подходах и технологиях воспитания. Основополагающие идеи построения традиционных и иннновационных систем образовательной теории и практики представлены в содержании научных концепций, моделей осуществления научной, проектной и практической образовательной деятельности, среди которых: культуросообразная модель образовательной деятельности (И.Е. Видт, В.Т. Кудрявцев, В.И. Слободчиков, Л.В. Школяр, П.Г. Щедровицкий и др.); культурологический тип образовательных парадигм (Е.В. Бондаревская, Ю.Г. Волков, Л.А. Волович, В.В. Краевский, Н.Б. Крылова, И.Я. Лернер и др.), личностно-ориентированные культурологические концепции (Е.П. Белозерцев, Е.В. Бондаревская, И.А. Колесникова, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др); модель поликультурного образования (О.В. Гукаленко, В.В. Макаев, З.А. Малькова, В.Н. Руденко, Ю.В. Сенько, Л.Л. Супрунова, и др.); диалогическая модель культурологического образования (М.М. Бахтин, В.С. Библер, Л. Барановская, П. Брук, С.Н. Батракова, В.С. Нургалеев, и др.).
Осмыслением роли народного искусства в художественном образовании и эстетическом воспитании на протяжении XX в. занимались ведущие специалисты в области народного искусства и педагогики: Г.С. Виноградов, Г.Н. Волков, Ю.Г. Круглов, В.Е. Гусев, Г.С. Виноградов, О.И. Капица, Е.В. Гиппиус, А.В. Бакушинский, А.А. Мелик–Пашаев, Т.Я. Шпикалова и др. Вопросы использования форм и методов народной педагогики в области дошкольного образования на основе приобщения к народному искусству раскрыты в трудах Е.А. Флериной (1950), Н.П. Сакулиной (1960), Т.С. Комаровой (1970-н/вр), P.M. Чумичевой (1980-н/вр.), И.А. Лыковой (1990-н/вр.), О.А. Соломенниковой (2000-н/вр.).
В последние годы достигнут значительный прогресс в развитии теории народного творчества. Однако количество "белых пятен" в этом вопросе по-прежнему довольно велико. К ним, несомненно, относятся многочисленные вопросы, связанные с изучением самой науки о народном творчестве, ее становлением, развитием, основными законами и условиями успешного становления. Как и любая теория, теоретические основы художественной культуры могут быть плодотворно сформированы только тогда, когда они подвергаются глубокому и систематическому изучению.
В связи с вышесказанным, тема представляется актуальной и практически значимой задачей.
Объект исследования – народное художественное творчество.
Предмет исследования – история, теория, практика народного художественного творчества.
Цель исследования – изучить основные исторические этапы развития народного художественного творчества, раскрыть теоретические аспекты и практический опыт реализации народного художественного творчества в современных условиях.
На пути к поставленной цели решались следующие задачи:
1. Уточнить сущность понятия «народное художественное творчество» и раскрыть его особенности.
2. Систематизировать основные этапы развития народного художественного творчества.
3. Раскрыть современное состояние народного художественного творчества в России.
4. Проанализировать практический опыт реализации народного художественного творчества.
Методы исследования: изучение теории вопроса; анализ литературных источников; наблюдение; анализ полученных результатов.
Потребность в общении, самовыражении, желание участвовать в общественной жизни, стремление приобщиться к искусству побуждает многих людей разных возрастов участвовать в творческой деятельности. Народное творчество разнообразно, каждый может выбрать тот вид, который ему нравится. Одним близки подвижные и энергичные занятия в танцевальном коллективе, другим - спокойное и неторопливое создание предметов декоративно-прикладного искусства.
Основной задачей народного творчества является развитие социальной активности и творческого потенциала личности, организация различных форм досуга и рекреации, создание условий для полноценной самореализации в сфере досуга.
Важным направлением в работе учреждений культуры является обращение к своим историческим корням. Возрождение и сохранение народных традиций - это кропотливая и разнообразная работа. Любовь к родной земле начинается с детства и остается в душе человека надолго, если он был правильно воспитан. И основы этого воспитания, несомненно, закладываются в коллективах художественного народного творчества.
Народная педагогика содержит как идеал воспитания, так и пути, средства, условия его достижения. Ценности народной педагогики помогают направить современный учебно-воспитательный процесс на формирование национального самосознания у подрастающего поколения, развитие у него понимания роли своей нации, этноса в мировой культуре (Г. М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров).
Исследования традиций, содержания, форм и методов народной педагогики (К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, А.С. Сухомлинский и д.р.) показали взаимосвязь, взаимообусловленность, взаимовлияние общественного образования и народной педагогики.
Народная педагогика в едином ансамбле с устным народным творчеством, народным декоративно-прикладным искусством, праздничной культурой составляет целостную воспитательную концепцию, которая нашла своё отражение в современных педагогических подходах и технологиях воспитания. Основополагающие идеи построения традиционных и иннновационных систем образовательной теории и практики представлены в содержании научных концепций, моделей осуществления научной, проектной и практической образовательной деятельности, среди которых: культуросообразная модель образовательной деятельности (И.Е. Видт, В.Т. Кудрявцев, В.И. Слободчиков, Л.В. Школяр, П.Г. Щедровицкий и др.); культурологический тип образовательных парадигм (Е.В. Бондаревская, Ю.Г. Волков, Л.А. Волович, В.В. Краевский, Н.Б. Крылова, И.Я. Лернер и др.), личностно-ориентированные культурологические концепции (Е.П. Белозерцев, Е.В. Бондаревская, И.А. Колесникова, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др); модель поликультурного образования (О.В. Гукаленко, В.В. Макаев, З.А. Малькова, В.Н. Руденко, Ю.В. Сенько, Л.Л. Супрунова, и др.); диалогическая модель культурологического образования (М.М. Бахтин, В.С. Библер, Л. Барановская, П. Брук, С.Н. Батракова, В.С. Нургалеев, и др.).
Осмыслением роли народного искусства в художественном образовании и эстетическом воспитании на протяжении XX в. занимались ведущие специалисты в области народного искусства и педагогики: Г.С. Виноградов, Г.Н. Волков, Ю.Г. Круглов, В.Е. Гусев, Г.С. Виноградов, О.И. Капица, Е.В. Гиппиус, А.В. Бакушинский, А.А. Мелик–Пашаев, Т.Я. Шпикалова и др. Вопросы использования форм и методов народной педагогики в области дошкольного образования на основе приобщения к народному искусству раскрыты в трудах Е.А. Флериной (1950), Н.П. Сакулиной (1960), Т.С. Комаровой (1970-н/вр), P.M. Чумичевой (1980-н/вр.), И.А. Лыковой (1990-н/вр.), О.А. Соломенниковой (2000-н/вр.).
В последние годы достигнут значительный прогресс в развитии теории народного творчества. Однако количество "белых пятен" в этом вопросе по-прежнему довольно велико. К ним, несомненно, относятся многочисленные вопросы, связанные с изучением самой науки о народном творчестве, ее становлением, развитием, основными законами и условиями успешного становления. Как и любая теория, теоретические основы художественной культуры могут быть плодотворно сформированы только тогда, когда они подвергаются глубокому и систематическому изучению.
В связи с вышесказанным, тема представляется актуальной и практически значимой задачей.
Объект исследования – народное художественное творчество.
Предмет исследования – история, теория, практика народного художественного творчества.
Цель исследования – изучить основные исторические этапы развития народного художественного творчества, раскрыть теоретические аспекты и практический опыт реализации народного художественного творчества в современных условиях.
На пути к поставленной цели решались следующие задачи:
1. Уточнить сущность понятия «народное художественное творчество» и раскрыть его особенности.
2. Систематизировать основные этапы развития народного художественного творчества.
3. Раскрыть современное состояние народного художественного творчества в России.
4. Проанализировать практический опыт реализации народного художественного творчества.
Методы исследования: изучение теории вопроса; анализ литературных источников; наблюдение; анализ полученных результатов.
Народная культура традиционно практикуется небольшими группами сельских жителей, живущих в относительной изоляции от других. Однако народная культура распространилась в нашем глобальном мире, и теперь движение освещает множество различных культур. Народное искусство часто ассоциируется с чувством места с акцентом на историческую преемственность. Это проявляется различными способами, включая песни, танцы, одежду, мифологию, архитектурный дизайн и религию. Ценности общества отражены в образах народного творчества. Художники, создающие народное творчество, часто являются самоучками и не имеют ничего общего с академическими традициями, связанными с изобразительным искусством. Народное искусство рассказывает нам историю культур меньшинств, будь то портреты, пейзажи или абстрактные изображения
1. Серавин, А.И. Исследование творчества / А.И.Серавин. – С.-П., 2005
2. Васильева, Г.А. Народное художественное творчество / Г.А.Васильева. – М., 2004.
3. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание: Избр. статьи. СПб., 1991г.
4. В.С. Мерлин «Очерк интегрального исследования индивидуальности». - М.:Педагогика,(1986). - 254 с.
5. Мясищев В.Н. Психология отношений./ Под ред. А.А. Бодалева/- М.: Изд-во: Институт практической психологии.- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998.- 368с. - С.16,16.
6. Чернова, В. Е. Народная художественная культура. / В.Е.Чернова. - Смоленск, 2010.
7. Богуславская И.Я. Проблемы традиций в искусстве современных народных художественных промыслов // Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. - Л. : Художник РСФСР, 1981г.
8. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин; сост. С. Г. Бочаров. – 2-е изд. – Москва : Искусство, 1986. – 445 с.
9. Ерасов, Б. С. Социальная культурология : пособие для высших учеб. заведений / Б. С. Ерасов. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Аспект Пресс, 1997. – 591 с.
10. Библер, В. С. Школа диалога культур : идеи, опыт, перспективы /В. С. Библер. – Кемерово : Алеф, 1993. – 416 с
11. Сластенин, В. А. Субъектно-деятельностный подход в непрерывном педагогическом образовании / В. А. Сластенин // Непрерывное педагогическое образование. –1999. – № 1. – С. 4–11.
12. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка : 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 4-е изд., доп. – Москва Азбуковник, 1999. – 944 с.
13. Чистякова, М. А. Педагогический потенциал русской народной крестьянской культуры как основа формирования этнической идентичности у старших дошкольников : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Чистякова Марина Александровна. – Нижний Новгород, 2007. – 208 с
14. Замятин, Д. Н. Образ наследия в культуре. Методологические подходы к изучению понятия наследия / Д. Н. Замятин // Социологические исследования. – 2010. – № 2. – С. 75–82.
15. Захарченко, М. В. Типологическая интерпретация понятия традиции: дис. ... д-ра. философ. наук : 09.00.11 / Захарченко Марина Владимировна. – Санкт-Петербург, 2002. – 400 с.
16. Бочарникова, И. С. Народная культура в современных условиях : стратегия сохранения национальной идентичности : монография / И. С. Бочарникова, Н. А. Калюжная, С. И. Кулибаба. – Астрахань : ИД «Астраханский университет», 2010. – 265 с
17. Степин, В. С. Цивилизация и культура / В. С. Степин. – СанктПетербург : СПбГУП, 2011. – 408 с.
18. Белинская, Е. П. Этническая социализация подростка / Е. П. Белинская, Т. Г. Стефаненко. – Москва : МПСИ, Воронеж : НПО «МОДЭК», 2007. – 208 с.
19. Культурология : учебник / под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. – Москва : Высшее образование, 2007. – 566 с
20. Путилов, Б. Н. Фольклор и народная культура / Б. Н. Путилов. – СанктПетербург : Наука, 1994. – 239 с
21. Некрасова, М. А. Народное искусство как часть культуры : Теория и практика / М. А. Некрасова; под ред. Д. С. Лихачева. – Москва : Изобр. искусство, 1983. – 343 с.
22. Неменский, Б. М. Мудрость красоты : О проблемах эстетического воспитания / Б. М. Неменский. – Москва : Просвещение, 1987. – 255 с.
23. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе / Н. Н. Ростовцев. – 3-е изд. доп. и перераб. – Москва : АГАР, 1998. – 256 с.
24. Печко Л.П. Развитие культурно-эстетического сознания личности в процессе образования (к обоснованию концептуального подхода) [Электронный журнал] // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. – 2013 – №3.
25. Шпикалова, Т.Я. Народное искусство в художественном образовании и эстетическом воспитании в средней общеобразовательной школе: теоретическое обоснование системы обучения и воспитания, пути ее реализации: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.02 / Моск.гос.пед.ин-т им. В.И. Ленина. М., 1988г.
26. Буткевич, В. В. Методика организации эстетического воспитания младших школьников : учеб.-метод. пособие для учителей нач. кл., воспитателей продленного дня, организаторов внекл. работы, руководителей кружков и студий народного творчества / В. В. Буткевич, Ю. С. Любимова. – Минск : Пачатковая школа, 2008. – С.47- 59 С.
27. Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество: учеб.-метод. Пособие / Т. Я. Шпикалова [и др.]; под. ред. Т. Я. Шпикаловой, Г. А. Поровской. – М. : ВЛАДОС, 2000. – 272 с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
1000 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149284 Курсовой работы — поможем найти подходящую