Доволен работой! Спасибо!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение
Актуальность исследования. Поэма «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина была новаторским произведением, выведшим русскую литературу на новый уровень. Как известно, в самых широких кругах российского общества отмечался национально-патриотический подъём. Это было связано и с победой в войне 1812 года, и с выходом в свет недавно нашедшимся «Словом о полку Игореве», а также сборника «Древних российских стихотворений». Гордость за национальное состояние подталкивала передовых деятелей российской культуры создать нечто новое «в противовес классицизму», и это новое должно было основываться на материале древности и фольклора и быть связанным с русской действительностью .
Отвечая на возникшую потребность, Батюшков и Жуковский сделали попытки создать такую поэму, но удалось осуществить этот замысел только молодому Пушкину. Об этом свидетельствует знаменитая надпись, ставшая хрестоматийной, стоящая на портрете Жуковского: «Победителю ученику от побеждённого учителя».
Б. В. Томашевский утверждал, что новизна и своеобразие поэмы Пушкина заключается «не в её частях и эпизодах», а в их «соединении в одно целое» и, самое главное, – «в том стиле, который организует всё повествование» .
Актуальность данной работы состоит в том, чтобы свести воедино все элементы, из которых складывается поэтика жанра «Руслана и Людмилы». Обращение к классике всегда своевременно. Когда же речь идёт об А. С. Пушкине, творчество которого с каждым десятилетием становится только современнее, вывод об актуальности напрашивается сам собой. Прикосновение к его творчеству, очередной пересмотр уже известных фактов, свод воедино различных мнений, – нет сомнения в том, что подобная работа является весьма полезной. Выбор темы обусловлен личным пристрастием автора.
Степень изученности. Поэтика «Руслана и Людмилы» была исследована выдающимся филологом Б. В. Томашевским. Так или иначе касались этого вопроса такие учёные как В. Виноградов, Д. Благой, Т. Зуева, В. Кожинов, А. Куканов, Ю. Лотман, А. Осоргина, С. Петров, А. Соколов и др.
Именно на их исследования мы опирались в своей работе.
Цель исследования:выявить жанровую специфику поэмы «Руслан и Людмила».
Задачи исследования:
рассмотреть все составляющие жанровой структуры:
литературные аллюзии;
особенности пролога;
фольклорный и эпический пласты;
новаторство языка;
суть главных персонажей;
голос автора.
Объект исследования: поэма Пушкина «Руслан и Людмила» как новаторское явление.
Предмет исследования: жанровая поэтика «Руслана и Людмилы» как отражение новаторства Пушкина.
Методы исследования:
метод изучения;
метод анализа;
метод синтеза.
Оглавление
Введение 3
Глава I «Руслан и Людмила»: мозаика жанров в поэме 5
1.1.Сказка 5
1.2.Баллада 9
1.3.Поэма 11
1.4.Эпика 14
Глава II «Руслан и Людмила»: выражение гения Пушкина 18
2.1. Особенности языка 18
2.2. Особенности персонажей 21
2.3. Роль рассказчика в поэме 24
Заключение 27
Литература 29
Заключение
В данной работе была дана попытка всесторонне рассмотреть сложную жанровую структуру поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Нами было выявлено, что практически все составляющие поэтики произведения повлияли на формирование жанра.
В ходе исследования нами были поставлены задачи рассмотреть следующие черты поэтики произведения:
Систему жанра;
новаторство языка;
суть главных персонажей;
голос автора.
Каждый из этих элементов или повлиял на формирование жанрового многообразия или явился следствием её новизны.
Сказка:пролог поэмы служит как бы «размыкающим» звеном, который открывает вход в чудесный и сказочный мир, где будет разворачиваться история Руслана и Людмилы. Он влияет на формирование жанра, примыкая к его сказочной стороне. Сказка выражена многими мотивами, ситуациями и атрибутами, восходящими к народной сказке, а так же традиционной концепцией добра и зла.
Баллада в поэме обозначена через образ главной героини, мотивы сна, а также литературные аллюзии с Жуковским, являющиеся пародийными.
Поэма выражена черезобъём произведения и его содержание, развитие сюжета в лиро-эпическом ключе, образ главного героя, картины природы и соответствующие литературные аллюзии.
Фольклорные и эпические пласты являются основополагающими: тяготение к поэтике сказки позволило полноценно развернуть концепцию добра, в которой положительные герои всегда одерживают верх над отрицательными, а добро побеждает зло. Эпические сцены расширили границы замысла, способствуя продвижению Пушкина по пути освобождения от устоявшихся жанровых схем.
Язык поэмы: результат напряжённых поисков. В нём сочетается и «вольный лиризм», и игривая фантазия. Язык поэмы оказался замечательным новаторским явлением, который разрушил систему салонного языка, приверженцем которого был Карамзин. Найденный Пушкиным стиль продвинул русскую литературу вперёд на весьма значительное расстояние. Без этого новаторского языка было бы невозможным воплощение столь сложного жанрового замысла.
Герои: каждый герой «имеет свою жанровую родословную», то есть связан с тем или иным литературным жанром: балладой, сказкой, средневековым, рыцарским эпосом, национальной богатырской эпикой.
Рассказчик: голос автора неотделим от поэмы, а, следовательно, и от её жанра. Он вносит в поэму элементы иронии, комизма, дружеского послания. Помимо этого, голос автора является своеобразной «скрепой» разнообразного и разнохарактерного материала
Вывод: жанр поэмы полифоничен, и этим объясняется его разнообразие.
Литература
1. Архангельский А. Н. Герои Пушкина. Очерки литературной характерологии. – М.: Высшая школа, 1999 с. – 286 с.
2. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. Т. 7. – М.: Наука, 1968. – 445 с.
3. Благой Д. Д. А. С. Пушкин// Соколов А. Н. История русской литературы XIX века. 1-я половина. – М.: Высшая школа, 1970. – 783 с.
4. Богоявленский Л. Поэма// Литературная энциклопедия. – М.: Слово, 1995. – 977 с.
5. Бонди С. М. Комментарий: Руслан и Людмила//Пушкин А. С. Избранные сочинения. – М.: Академия РАН, 2003. – 576.
6. Виноградов В. В. Стиль Пушкина. – М: Гослитиздат, 1941. – 855 с.
7. Волков Р. М. Народные истоки поэмы-сказки «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина// Учёные записки Черновицкого университета, т. 14, вып. 2, Львов, 1955 г. – 350 с.
8. Зуева Т. В. Сказки Пушкина. – М.: Просвещение, 1989. – 159 с.
9. Куканов А. М. К проблеме традиций и новаторства в «Руслане и Людмиле» Пушкина и роль Радищевского начала//Проблемы поэтики и истории литературы. Сборник статей. – Саранск, 1973. – 878 с.
10. Ломоносов М. В.// Ломоносов М. В. Избранные произведения. – Л.: Советский писатель, 1986. – 1028 с.
11. ОсоргинаА. Пушкиниеготворчество. – YMCA-PRESS 11, rue de la Montagne Ste-Geneviève PARIS 5. – 150 с.
12. Петров С. М. А. С. Пушкин. Очерк жизни и творчества. – М.: Просвещение, 1973. – 351 с.
13. Пушкин А. С. Сочинения в 3-х томах. Т. 1. Стихотворения; Сказки; Руслан и .Людмила: Поэма. – М.: Художественная литература, 1985. – 735 с.
14. Розова З. Отголоски Песни Гаральда Смелого в поэзии Пушкина//Сборник русского археологического общества. – Белград, 1936. – 750 с.
15. Слонимский А. Мастерство Пушкина. – М.: Художественная литература, 1963. – 579 с. С.188.
16. Соколов А. Н. История русской литературы XIX века. 1-я половина. – М.: Высшая школа, 1970. – 783 с.
17. Соколов Б. М. Композиция лирической песни// Русская фольклористика. Сост. С. И. Минц, Э. В. Померанцева. – М.: Просвещение, 1965. – 545 с.
18. Тарасова Л. В. Поэма "Руслан и Людмила" как выражение авторской позиции А.С. Пушкина в контексте русской литературной традиции конца XVIII - первой четверти XIX веков. – Саранск, 2007. – 167 с
19. Тимофеев Л. Основы теории литературы. – М.: Просвещение, 1976. – 860 с.
20. Томашевский Б. В. Пушкин. Книга 1 (1813 – 1824). – М. – Л: Издательство АН СССР, 1956.
21. Шарыпкин Д. М. Исповедь Финна в поэме "Руслан и Людмила"// Скандинавская литература в России. – СПб., 1907.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение
Актуальность исследования. Поэма «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина была новаторским произведением, выведшим русскую литературу на новый уровень. Как известно, в самых широких кругах российского общества отмечался национально-патриотический подъём. Это было связано и с победой в войне 1812 года, и с выходом в свет недавно нашедшимся «Словом о полку Игореве», а также сборника «Древних российских стихотворений». Гордость за национальное состояние подталкивала передовых деятелей российской культуры создать нечто новое «в противовес классицизму», и это новое должно было основываться на материале древности и фольклора и быть связанным с русской действительностью .
Отвечая на возникшую потребность, Батюшков и Жуковский сделали попытки создать такую поэму, но удалось осуществить этот замысел только молодому Пушкину. Об этом свидетельствует знаменитая надпись, ставшая хрестоматийной, стоящая на портрете Жуковского: «Победителю ученику от побеждённого учителя».
Б. В. Томашевский утверждал, что новизна и своеобразие поэмы Пушкина заключается «не в её частях и эпизодах», а в их «соединении в одно целое» и, самое главное, – «в том стиле, который организует всё повествование» .
Актуальность данной работы состоит в том, чтобы свести воедино все элементы, из которых складывается поэтика жанра «Руслана и Людмилы». Обращение к классике всегда своевременно. Когда же речь идёт об А. С. Пушкине, творчество которого с каждым десятилетием становится только современнее, вывод об актуальности напрашивается сам собой. Прикосновение к его творчеству, очередной пересмотр уже известных фактов, свод воедино различных мнений, – нет сомнения в том, что подобная работа является весьма полезной. Выбор темы обусловлен личным пристрастием автора.
Степень изученности. Поэтика «Руслана и Людмилы» была исследована выдающимся филологом Б. В. Томашевским. Так или иначе касались этого вопроса такие учёные как В. Виноградов, Д. Благой, Т. Зуева, В. Кожинов, А. Куканов, Ю. Лотман, А. Осоргина, С. Петров, А. Соколов и др.
Именно на их исследования мы опирались в своей работе.
Цель исследования:выявить жанровую специфику поэмы «Руслан и Людмила».
Задачи исследования:
рассмотреть все составляющие жанровой структуры:
литературные аллюзии;
особенности пролога;
фольклорный и эпический пласты;
новаторство языка;
суть главных персонажей;
голос автора.
Объект исследования: поэма Пушкина «Руслан и Людмила» как новаторское явление.
Предмет исследования: жанровая поэтика «Руслана и Людмилы» как отражение новаторства Пушкина.
Методы исследования:
метод изучения;
метод анализа;
метод синтеза.
Оглавление
Введение 3
Глава I «Руслан и Людмила»: мозаика жанров в поэме 5
1.1.Сказка 5
1.2.Баллада 9
1.3.Поэма 11
1.4.Эпика 14
Глава II «Руслан и Людмила»: выражение гения Пушкина 18
2.1. Особенности языка 18
2.2. Особенности персонажей 21
2.3. Роль рассказчика в поэме 24
Заключение 27
Литература 29
Заключение
В данной работе была дана попытка всесторонне рассмотреть сложную жанровую структуру поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Нами было выявлено, что практически все составляющие поэтики произведения повлияли на формирование жанра.
В ходе исследования нами были поставлены задачи рассмотреть следующие черты поэтики произведения:
Систему жанра;
новаторство языка;
суть главных персонажей;
голос автора.
Каждый из этих элементов или повлиял на формирование жанрового многообразия или явился следствием её новизны.
Сказка:пролог поэмы служит как бы «размыкающим» звеном, который открывает вход в чудесный и сказочный мир, где будет разворачиваться история Руслана и Людмилы. Он влияет на формирование жанра, примыкая к его сказочной стороне. Сказка выражена многими мотивами, ситуациями и атрибутами, восходящими к народной сказке, а так же традиционной концепцией добра и зла.
Баллада в поэме обозначена через образ главной героини, мотивы сна, а также литературные аллюзии с Жуковским, являющиеся пародийными.
Поэма выражена черезобъём произведения и его содержание, развитие сюжета в лиро-эпическом ключе, образ главного героя, картины природы и соответствующие литературные аллюзии.
Фольклорные и эпические пласты являются основополагающими: тяготение к поэтике сказки позволило полноценно развернуть концепцию добра, в которой положительные герои всегда одерживают верх над отрицательными, а добро побеждает зло. Эпические сцены расширили границы замысла, способствуя продвижению Пушкина по пути освобождения от устоявшихся жанровых схем.
Язык поэмы: результат напряжённых поисков. В нём сочетается и «вольный лиризм», и игривая фантазия. Язык поэмы оказался замечательным новаторским явлением, который разрушил систему салонного языка, приверженцем которого был Карамзин. Найденный Пушкиным стиль продвинул русскую литературу вперёд на весьма значительное расстояние. Без этого новаторского языка было бы невозможным воплощение столь сложного жанрового замысла.
Герои: каждый герой «имеет свою жанровую родословную», то есть связан с тем или иным литературным жанром: балладой, сказкой, средневековым, рыцарским эпосом, национальной богатырской эпикой.
Рассказчик: голос автора неотделим от поэмы, а, следовательно, и от её жанра. Он вносит в поэму элементы иронии, комизма, дружеского послания. Помимо этого, голос автора является своеобразной «скрепой» разнообразного и разнохарактерного материала
Вывод: жанр поэмы полифоничен, и этим объясняется его разнообразие.
Литература
1. Архангельский А. Н. Герои Пушкина. Очерки литературной характерологии. – М.: Высшая школа, 1999 с. – 286 с.
2. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. Т. 7. – М.: Наука, 1968. – 445 с.
3. Благой Д. Д. А. С. Пушкин// Соколов А. Н. История русской литературы XIX века. 1-я половина. – М.: Высшая школа, 1970. – 783 с.
4. Богоявленский Л. Поэма// Литературная энциклопедия. – М.: Слово, 1995. – 977 с.
5. Бонди С. М. Комментарий: Руслан и Людмила//Пушкин А. С. Избранные сочинения. – М.: Академия РАН, 2003. – 576.
6. Виноградов В. В. Стиль Пушкина. – М: Гослитиздат, 1941. – 855 с.
7. Волков Р. М. Народные истоки поэмы-сказки «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина// Учёные записки Черновицкого университета, т. 14, вып. 2, Львов, 1955 г. – 350 с.
8. Зуева Т. В. Сказки Пушкина. – М.: Просвещение, 1989. – 159 с.
9. Куканов А. М. К проблеме традиций и новаторства в «Руслане и Людмиле» Пушкина и роль Радищевского начала//Проблемы поэтики и истории литературы. Сборник статей. – Саранск, 1973. – 878 с.
10. Ломоносов М. В.// Ломоносов М. В. Избранные произведения. – Л.: Советский писатель, 1986. – 1028 с.
11. ОсоргинаА. Пушкиниеготворчество. – YMCA-PRESS 11, rue de la Montagne Ste-Geneviève PARIS 5. – 150 с.
12. Петров С. М. А. С. Пушкин. Очерк жизни и творчества. – М.: Просвещение, 1973. – 351 с.
13. Пушкин А. С. Сочинения в 3-х томах. Т. 1. Стихотворения; Сказки; Руслан и .Людмила: Поэма. – М.: Художественная литература, 1985. – 735 с.
14. Розова З. Отголоски Песни Гаральда Смелого в поэзии Пушкина//Сборник русского археологического общества. – Белград, 1936. – 750 с.
15. Слонимский А. Мастерство Пушкина. – М.: Художественная литература, 1963. – 579 с. С.188.
16. Соколов А. Н. История русской литературы XIX века. 1-я половина. – М.: Высшая школа, 1970. – 783 с.
17. Соколов Б. М. Композиция лирической песни// Русская фольклористика. Сост. С. И. Минц, Э. В. Померанцева. – М.: Просвещение, 1965. – 545 с.
18. Тарасова Л. В. Поэма "Руслан и Людмила" как выражение авторской позиции А.С. Пушкина в контексте русской литературной традиции конца XVIII - первой четверти XIX веков. – Саранск, 2007. – 167 с
19. Тимофеев Л. Основы теории литературы. – М.: Просвещение, 1976. – 860 с.
20. Томашевский Б. В. Пушкин. Книга 1 (1813 – 1824). – М. – Л: Издательство АН СССР, 1956.
21. Шарыпкин Д. М. Исповедь Финна в поэме "Руслан и Людмила"// Скандинавская литература в России. – СПб., 1907.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149282 Курсовой работы — поможем найти подходящую