Доволен работой! Спасибо!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение
Данная работа посвящена пространственным аспектам в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Изучение этой темы является особенно интересным и актуальным, поскольку изучение художественного пространства – это одна из самых интересных и динамично развивающихся отраслей современного литературоведения. Художественное пространство в произведениях Достоевского отличается ярко выраженными авторскими чертами, кроме того, оно органично связано с истоками русской культуры и ментальности. Посредством глубокого исследования пространственных аспектов возможно осмыслить специфику сюжета, поведения героев, символику произведения в целом.
Главная цель работы – рассмотреть пространственные аспекты романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
В связи с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить общие аспекты категории художественного пространства.
2. Выявить специфику художественного пространства в произведениях Достоевского.
3. Проанализировать пространственные аспекты в романе «Преступление и наказание».
Что касается степени разработанности данной проблемы в научной литературе, то она изучалась такими учеными, как Р.Г. Гачев, Р.Я. Клейман, Р.Г. Назиров, В.Н. Белов, Г.К. Щенников, М. Бахтин.
Особое место в науке о Достоевском получили идеи В.Н. Топорова, ставшие отправной точкой для исследования архетипического контекста романов писателя. Исследователь подробно анализирует пространственную симптоматику, выделяя основные пространственные доминанты (угол, порог, дом, середина, периферия, путь и др.), атрибутивные характеристики (духота, теснота, узость, внезапность и т.д.).
Объект исследования – художественное пространство.
Предмет исследования – пространство в романе «Преступление и наказание».
Структура работы подчинена цели и задачам исследования, включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
Оглавление
Введение 3
Глава 1.Особенности репрезентации категории художественного пространства в творчестве Ф.М. Достоевского 5
1.1.Категория художественного пространства: общий аспект 5
1.2.Специфика художественного пространства в творчестве Ф.М. Достоевского 10
Глава 2.Особенности пространства в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» 22
2.1.Осмысление пространства как события 22
2.2.Пространство города в романе «Преступление и наказание» 28
Заключение 34
Список литературы 35
Заключение
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
1. Пространственная организация романа «Преступление и наказание» является целостной и иерархически выстроенной художественной системой, элементы которой имеют особый смысловой, идеологический, метафорический контекст.
2. Пространственная поэтика в романе – это самостоятельное художественное явление, которое в смысловом отношении прочно связано с сюжетом, характерами героев, категорией художественного времени.
3. Пространство в романе четко разделяется на «свое» и «чужое», кроме того, можно выделить и так называемое общее пространство –в частности, речь идет о пространстве города Петербурга.
4. Герои романа переживают пространство, то есть, пространство является значимым событием внутренней жизни героев.
5. Именно в пространстве проявляется характер героя, пространство также участвует в создании эмоционального и психологического напряжения.
6. Сознание героев и пространственные доминанты вступают в диалог друг с другом. Пространство в романе – это есть событие.
Список литературы
1. Анциферов Н.П. «Непостижимый город...» Душа Петербурга. Петербург Достоевского. Петербург Пушкина. - СПб: «Лениздат», 1991.
2. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе: Очерки по исторической поэтике / М.М. Бахтин // Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики. — М.: Худож. лит., 1975.
3. Белов С.В. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Комментарий. – М., 1985.
4. Галкин А. Пространство и время в произведениях Ф.М. Достоевского. /Вопросы литературы. – М., 1996. № 1//www.lingvotech.com
5. Жилина Т. Категория художественного пространства в литературе. Режим доступа: http://www.james-joyce.ru/articles/semantika-hudozhestvennogo-prostranstva2.htm
6. Каган М.С. Пространство и время в искусстве как проблема эстетической науки / М.С. Каган // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. — Л.: Наука, 1974.
7. Ковач А. Поэтика Достоевского. – М., 2008.
8. Кошечко А.Н. Поэтика художественного пространства романов Ф. М. Достоевского 1860-х годов ("Преступление и наказание", "Идиот") : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 : Томск, 2003 250 c.
9. Лихачев Д.С. Поэтика художественного пространства / Д.С. Лихачев // Поэтика древнерусской литературы. — М.: Наука, 1979.
10. Лихачёв Д.С. Поэтика художественного времени. // http://litistina.nm.ru/club/clause/Lihachev.html
11. Лихачёв Д.С. «Летописное время» у Достоевского. В кн.: Лихачёв Д.С. Поэтика древнерусской литературы. – Л., 1967.
12. Лотман Ю.М. О семиосфере// Ученые записки Тартуского университета. Труды по знаковым системам. Структура диалога как принцип работы семиотического механизма. - Тарту, 1984. - Вып. 641.
13. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа / Е.М. Мелетинский. — М.: Наука, 1976.
14. Ортега-и-Гассет, X. О точке зрения в искусстве / X. Ортега-и-Гассет // Ортега-и-Гассет, X. Эстетика. Философия культуры / Пер. С.Л. Воробьева. — М.: Искусство, 1991.
15. Топоров, В.Н. «Минус»-пространство Сигизмунда Кржижановского / В.Н. Топоров // Топоров, В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. — М.: Издательская группа «Прогресс» — «Культура», 1995.
16. Топоров В.Н. Модель мира (мифопоэтическая) / В.Н. Топоров // Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. — Т. 2. — М.: Сов. энциклопедия, 1992.
17. Топоров В.Н. Поэтика Достоевского и архаичные системы мифологического мышления. – В кн.: Проблемы поэтики и истории литературы. – Саранск, 1973.
18. Топоров В.Н. О структуре романа Достоевского в связи с архаическими схемами мифологического мышления/Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. - М., 1995.
19. Топоров В.Н. Пространство и текст / В.Н. Топоров // Из работ московского семиотического круга. — М.: Языки русской культуры, 1997.
20. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. - М., 1995.
21. Фридлендер Г.М. Творческий процесс Достоевского//Достоевский: Материалы и исследования. - СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 1996. -Т. 12.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение
Данная работа посвящена пространственным аспектам в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Изучение этой темы является особенно интересным и актуальным, поскольку изучение художественного пространства – это одна из самых интересных и динамично развивающихся отраслей современного литературоведения. Художественное пространство в произведениях Достоевского отличается ярко выраженными авторскими чертами, кроме того, оно органично связано с истоками русской культуры и ментальности. Посредством глубокого исследования пространственных аспектов возможно осмыслить специфику сюжета, поведения героев, символику произведения в целом.
Главная цель работы – рассмотреть пространственные аспекты романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
В связи с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить общие аспекты категории художественного пространства.
2. Выявить специфику художественного пространства в произведениях Достоевского.
3. Проанализировать пространственные аспекты в романе «Преступление и наказание».
Что касается степени разработанности данной проблемы в научной литературе, то она изучалась такими учеными, как Р.Г. Гачев, Р.Я. Клейман, Р.Г. Назиров, В.Н. Белов, Г.К. Щенников, М. Бахтин.
Особое место в науке о Достоевском получили идеи В.Н. Топорова, ставшие отправной точкой для исследования архетипического контекста романов писателя. Исследователь подробно анализирует пространственную симптоматику, выделяя основные пространственные доминанты (угол, порог, дом, середина, периферия, путь и др.), атрибутивные характеристики (духота, теснота, узость, внезапность и т.д.).
Объект исследования – художественное пространство.
Предмет исследования – пространство в романе «Преступление и наказание».
Структура работы подчинена цели и задачам исследования, включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
Оглавление
Введение 3
Глава 1.Особенности репрезентации категории художественного пространства в творчестве Ф.М. Достоевского 5
1.1.Категория художественного пространства: общий аспект 5
1.2.Специфика художественного пространства в творчестве Ф.М. Достоевского 10
Глава 2.Особенности пространства в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» 22
2.1.Осмысление пространства как события 22
2.2.Пространство города в романе «Преступление и наказание» 28
Заключение 34
Список литературы 35
Заключение
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
1. Пространственная организация романа «Преступление и наказание» является целостной и иерархически выстроенной художественной системой, элементы которой имеют особый смысловой, идеологический, метафорический контекст.
2. Пространственная поэтика в романе – это самостоятельное художественное явление, которое в смысловом отношении прочно связано с сюжетом, характерами героев, категорией художественного времени.
3. Пространство в романе четко разделяется на «свое» и «чужое», кроме того, можно выделить и так называемое общее пространство –в частности, речь идет о пространстве города Петербурга.
4. Герои романа переживают пространство, то есть, пространство является значимым событием внутренней жизни героев.
5. Именно в пространстве проявляется характер героя, пространство также участвует в создании эмоционального и психологического напряжения.
6. Сознание героев и пространственные доминанты вступают в диалог друг с другом. Пространство в романе – это есть событие.
Список литературы
1. Анциферов Н.П. «Непостижимый город...» Душа Петербурга. Петербург Достоевского. Петербург Пушкина. - СПб: «Лениздат», 1991.
2. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе: Очерки по исторической поэтике / М.М. Бахтин // Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики. — М.: Худож. лит., 1975.
3. Белов С.В. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Комментарий. – М., 1985.
4. Галкин А. Пространство и время в произведениях Ф.М. Достоевского. /Вопросы литературы. – М., 1996. № 1//www.lingvotech.com
5. Жилина Т. Категория художественного пространства в литературе. Режим доступа: http://www.james-joyce.ru/articles/semantika-hudozhestvennogo-prostranstva2.htm
6. Каган М.С. Пространство и время в искусстве как проблема эстетической науки / М.С. Каган // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. — Л.: Наука, 1974.
7. Ковач А. Поэтика Достоевского. – М., 2008.
8. Кошечко А.Н. Поэтика художественного пространства романов Ф. М. Достоевского 1860-х годов ("Преступление и наказание", "Идиот") : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 : Томск, 2003 250 c.
9. Лихачев Д.С. Поэтика художественного пространства / Д.С. Лихачев // Поэтика древнерусской литературы. — М.: Наука, 1979.
10. Лихачёв Д.С. Поэтика художественного времени. // http://litistina.nm.ru/club/clause/Lihachev.html
11. Лихачёв Д.С. «Летописное время» у Достоевского. В кн.: Лихачёв Д.С. Поэтика древнерусской литературы. – Л., 1967.
12. Лотман Ю.М. О семиосфере// Ученые записки Тартуского университета. Труды по знаковым системам. Структура диалога как принцип работы семиотического механизма. - Тарту, 1984. - Вып. 641.
13. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа / Е.М. Мелетинский. — М.: Наука, 1976.
14. Ортега-и-Гассет, X. О точке зрения в искусстве / X. Ортега-и-Гассет // Ортега-и-Гассет, X. Эстетика. Философия культуры / Пер. С.Л. Воробьева. — М.: Искусство, 1991.
15. Топоров, В.Н. «Минус»-пространство Сигизмунда Кржижановского / В.Н. Топоров // Топоров, В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. — М.: Издательская группа «Прогресс» — «Культура», 1995.
16. Топоров В.Н. Модель мира (мифопоэтическая) / В.Н. Топоров // Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. — Т. 2. — М.: Сов. энциклопедия, 1992.
17. Топоров В.Н. Поэтика Достоевского и архаичные системы мифологического мышления. – В кн.: Проблемы поэтики и истории литературы. – Саранск, 1973.
18. Топоров В.Н. О структуре романа Достоевского в связи с архаическими схемами мифологического мышления/Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. - М., 1995.
19. Топоров В.Н. Пространство и текст / В.Н. Топоров // Из работ московского семиотического круга. — М.: Языки русской культуры, 1997.
20. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. - М., 1995.
21. Фридлендер Г.М. Творческий процесс Достоевского//Достоевский: Материалы и исследования. - СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 1996. -Т. 12.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149282 Курсовой работы — поможем найти подходящую