Доволен работой! Спасибо!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Данная работа посвящена роли волшебных сказок для формирования словесного творчества у детей седьмого года жизни. Изучение этой темы является особенно интересным и актуальным, поскольку проблема развития творческой деятельности детей и сегодня находится в центре внимания педагогов, психологов. Волшебная сказка признана специалистами в качестве одного из самых эффективных средств развития навыков словесного творчества у детей седьмого года жизни, когда уже складываются все необходимые предпосылки для становления полноценной творческой деятельности ребенка.
Изучение проблемы развития словесного творчества детей в силу сложности и многогранности природы речевых явлений тесно соприкасается с положениями психологии, лингвистики, психолингвистики и педагогики.
Психологический аспект включает особенности восприятия литературного произведения (Л.М. Гурович, А.В. Запорожец, Н.С. Карпинская, О.И. Никифорова, С.Л. Славина, О.И. Соловьева, Е.А. Флерина, Н.А. Циванюк) и деятельности воображения детей (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, С.Л. Рубинштейн, М.М. Рыбакова) как основы речевого творчества. Создание речевого произведения происходит в результате переработки наглядных образов - представлений, полученных в ходе восприятия, и перевода отобранных комбинаций на язык словесных знаков, адекватно отражающих содержание образов.
В рамках лингвистического подхода связное высказывание (текст) рассматривается как продукт речевой деятельности, обладающий собственной внутренней структурой и категориальными признаками (СИ. Гиндин, И.Р. Гальперин, Т.М. Дридзе, Л.А. Киселева, Л.М. Лосева, О.И. Москальская, Е.А. Реферовская, Г.Я. Солганик).
Психолингвистический подход раскрывается в трудах Л.С. Выготского, Н.И. Жинкина, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурии, А.Н. Соколова, A.M. Шахнаровича. Он основывается на представлениях о структуре речевой деятельности и механизме речепорождения, включающем возникновение (под влиянием мотива), формирование и формулирование мысли.
В педагогических исследованиях, посвященных проблеме формирования словесного творчества, доказывается, что творческая речевая деятельность успешно осуществляется в старшем дошкольном возрасте под влиянием и в результате специального обучения, важным условием которого становится выбор средства (Л.М. Ворошнина, Э.П. Короткова, Н.А. Орланова, О.Н. Сомкова, Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова, Е.А. Флерина и другие).
Одним из наиболее доступных и педагогически эффективных средств формирования у детей творческих речевых умений называется народная сказка (М.М. Конина, Л.М. Панкратова, В.А. Сухомлинский, Л.Е. Тумина, А.Е. Шибицкая).
Таким образом, главная цель работы заключается в изучении роли волшебной сказки в развитии словесного творчества у детей седьмого года жизни.
В связи с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы формирования словесного творчества детей старшего дошкольного возраста.
2. Изучить особенности использования материала волшебной сказки в процессе развития словесного творчества детей седьмого года жизни.
Структура работы подчинена цели и задачам исследования. Работа включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
Теоретической основой для работы послужили научные труды, посвященные проблеме развития словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста, использования материала сказок в процессе развития творческого потенциала и творческих способностей детей.
Словарь основных понятий
Игра – вид деятельности в условных ситуациях, воссоздающих те или иные области действительности.
Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций.
Творчество - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового.
Хронотоп - существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования словесного творчества детей 6-7 лет 6
1.1. Особенности содержания и художественной формы волшебной сказки 6
1.2. Психологические основы и условия развития творчества детей дошкольного возраста 16
1.3. Психолого-лингвистические особенности построения связного высказывания 20
1.4. Проблема формирования словесного творчества в теории дошкольного воспитания 22
Глава 2. Волшебная сказка как средство формирования словесного творчества детей седьмого года жизни 24
Заключение 28
Список литературы 29
Таким образом, развитие словесного творчества детей седьмого года жизни на материале волшебной сказки является многосторонним процессом, предполагающим формирование у детей интереса к жанру сказку посредством обогащения литературного опыта. Важную роль также играет ознакомление с такими аспектами, как идейно-тематическое, сюжетно-композиционное и стилистическое наполнение текста волшебной сказки, особенности восприятия текста сказки ребенком. Работу с материалом волшебной сказки необходимо выстраивать таким образом, чтобы развивать у ребенка все компоненты творческой деятельности. Сначала ребенок усваивает мотив, затем овладевает самим материалом для творчества, наконец, средствами преобразования данного материала. Так ребенок получает все необходимые навыки для самостоятельного словесного творчества.
На уроках важно использовать принципы наглядности, создания разностороннего контакта детей со сказкой (рассказывание, слушание звукозаписи, просмотр фильмов, кукольный спектакль по мотивам народных сказок, просмотр сказочных картин).
Формирование творческих навыков осуществляется в процессе знакомства ребенка с приемами создания сказки и упражнениями в сочинении различной степени сложности: сначала ребенок придумывает сказки по уже заданным элементам, а затем уже сочиняет, причем, тему выбирает самостоятельно. Посредством такой последовательности работы с материалом волшебной сказки возможно добиться развития самостоятельного творчества.
1. Абрамюк С.Ф. К проблеме жанровой специфики русской сказки// Сказка: научный подход к детскому жанру: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Нижний Тагил, 24–25 апреля 2008 г. / отв. ред. А. Н. Садриева; Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия. – Нижний Тагил, 2008.
2. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе: Очерки по исторической поэтике // Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. – М.: Худ. лит-ра, 1986.
3. Брауде Л.Ю. Скандинавская литературная сказка. – М.: Наука, 1979. – 208 с.
4. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. М: Педагогика, 1972. - 287 с.
5. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. в 6-ти томах .Т. 2. - М.: Педагогика, 1982.
6. Герасимова Н.М. Фигура медиации в русской волшебной сказке// Кунсткамера: этнографические тетради. – Вып. 8-9. – 1995.
7. Гронская О.Н. Языковая картина мира немецкой народной сказки. - СПб., 1998.
8. Зимин В.Д. Тенденция развития театра детей как явления искусства: дисс. канд. искусствоведения. – М., 2005.
9. Кавера В.А. Детское художественное творчество как средство эмоционального развития ребенка: дисс. канд. пед. наук. – СПб., 2005.
10. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность.- М.: Наука, 1987.- 261 с.
11. Конина М.М. Влияние народной сказки на творчество старшего дошкольника: Дис... канд. пед. наук. - М., 1941. -310 с.
12. Кузнецова М.А. Творчество как атрибут человеческого бытия: автореф. дисс. докт. филос. наук. – Волгоград, 2012.
13. Лазутина Т.В. Духовная основа социального творчества личности: автореф. дисс. канд. филос. наук. – Красноярск, 2010.
14. Леонова Т.Г. Русская литературная сказка XIX века в ее отношении к народной сказке (Поэтическая система жанра в историческом развитии). – Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1982. – 197 с.
15. Липовецкий М. Н. Поэтика литературной сказки (На материале русской литературы 1920 – 1980-х годов). – Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1992. – 184 с.
16. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. - Л.: Худож. Лит, 1971.- 414 с.
17. Лупанова И.П. Русская народная сказка в творчестве писателей первой половины XIX века. – Петрозаводск: Изд-во Карел. АССР, 1959. – 504 с.
18. Овчинникова Л.В. Русская литературная сказка XX века: История, классификация, поэтика: Дис. … д-ра филол. наук. – М., 2001. 387 с.
19. Пелевина Н.Ф. Стилистический анализ художественного текста. – М., 1980.
20. Пищухина О.Н. Влияние волшебной сказки на словесное творчество детей седьмого года жизни: дисс. Канд. Педаг. Наук. – М., 2000.
21. Пропп В.Я. Морфология сказки. - Л., 1969.
22. Рошияну Н. Традиционные формулы сказки. - М.: Наука, 1974. - 216 с.
23. Смирнов И.П. Порождение интертекста: элементы интертекстуального анализа с примерами из творчества Б.Л. Пастернака – М., 1985.
24. Соловьева О.И. Русские народные сказки в воспитании детей дошкольного возраста.//В сб. Труды Всероссийской науч. конф. по дошкольному воспитанию. - М, 1949. - С. 247-256.
25. Трыгуб И.С. Лингвометодический потенциал народных сказок в обучении русскому языку как иностранному младших школьников: автореф. дисс. канд. педагогических наук. – М., 2006.
26. Тынянов Ю.Н. Достоевский и Гоголь (к теории пародии) // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. - М., 1977.
27. Удович Е.В. Роль волшебных сказок для развития речевого творчества детей.// http://ext.spb.ru/index.php/2011-03-29-09-03-14/91-grades/2548-2013-03-22-17-20-15.html
28. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. - М., 1961. - 334 с.
29. Шляпникова Е.А. Образная система народной и литературной сказки. – М., 2008.
30. Ямпольский М.Б. Память. Тиресия. Интертекстуальность и кинематограф.- М.: РИК «Культура», 1993.- 464с.
31. Labov W. Transformation of Experience in Narrative Syntax. -
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Данная работа посвящена роли волшебных сказок для формирования словесного творчества у детей седьмого года жизни. Изучение этой темы является особенно интересным и актуальным, поскольку проблема развития творческой деятельности детей и сегодня находится в центре внимания педагогов, психологов. Волшебная сказка признана специалистами в качестве одного из самых эффективных средств развития навыков словесного творчества у детей седьмого года жизни, когда уже складываются все необходимые предпосылки для становления полноценной творческой деятельности ребенка.
Изучение проблемы развития словесного творчества детей в силу сложности и многогранности природы речевых явлений тесно соприкасается с положениями психологии, лингвистики, психолингвистики и педагогики.
Психологический аспект включает особенности восприятия литературного произведения (Л.М. Гурович, А.В. Запорожец, Н.С. Карпинская, О.И. Никифорова, С.Л. Славина, О.И. Соловьева, Е.А. Флерина, Н.А. Циванюк) и деятельности воображения детей (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, С.Л. Рубинштейн, М.М. Рыбакова) как основы речевого творчества. Создание речевого произведения происходит в результате переработки наглядных образов - представлений, полученных в ходе восприятия, и перевода отобранных комбинаций на язык словесных знаков, адекватно отражающих содержание образов.
В рамках лингвистического подхода связное высказывание (текст) рассматривается как продукт речевой деятельности, обладающий собственной внутренней структурой и категориальными признаками (СИ. Гиндин, И.Р. Гальперин, Т.М. Дридзе, Л.А. Киселева, Л.М. Лосева, О.И. Москальская, Е.А. Реферовская, Г.Я. Солганик).
Психолингвистический подход раскрывается в трудах Л.С. Выготского, Н.И. Жинкина, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурии, А.Н. Соколова, A.M. Шахнаровича. Он основывается на представлениях о структуре речевой деятельности и механизме речепорождения, включающем возникновение (под влиянием мотива), формирование и формулирование мысли.
В педагогических исследованиях, посвященных проблеме формирования словесного творчества, доказывается, что творческая речевая деятельность успешно осуществляется в старшем дошкольном возрасте под влиянием и в результате специального обучения, важным условием которого становится выбор средства (Л.М. Ворошнина, Э.П. Короткова, Н.А. Орланова, О.Н. Сомкова, Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова, Е.А. Флерина и другие).
Одним из наиболее доступных и педагогически эффективных средств формирования у детей творческих речевых умений называется народная сказка (М.М. Конина, Л.М. Панкратова, В.А. Сухомлинский, Л.Е. Тумина, А.Е. Шибицкая).
Таким образом, главная цель работы заключается в изучении роли волшебной сказки в развитии словесного творчества у детей седьмого года жизни.
В связи с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы формирования словесного творчества детей старшего дошкольного возраста.
2. Изучить особенности использования материала волшебной сказки в процессе развития словесного творчества детей седьмого года жизни.
Структура работы подчинена цели и задачам исследования. Работа включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
Теоретической основой для работы послужили научные труды, посвященные проблеме развития словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста, использования материала сказок в процессе развития творческого потенциала и творческих способностей детей.
Словарь основных понятий
Игра – вид деятельности в условных ситуациях, воссоздающих те или иные области действительности.
Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций.
Творчество - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового.
Хронотоп - существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования словесного творчества детей 6-7 лет 6
1.1. Особенности содержания и художественной формы волшебной сказки 6
1.2. Психологические основы и условия развития творчества детей дошкольного возраста 16
1.3. Психолого-лингвистические особенности построения связного высказывания 20
1.4. Проблема формирования словесного творчества в теории дошкольного воспитания 22
Глава 2. Волшебная сказка как средство формирования словесного творчества детей седьмого года жизни 24
Заключение 28
Список литературы 29
Таким образом, развитие словесного творчества детей седьмого года жизни на материале волшебной сказки является многосторонним процессом, предполагающим формирование у детей интереса к жанру сказку посредством обогащения литературного опыта. Важную роль также играет ознакомление с такими аспектами, как идейно-тематическое, сюжетно-композиционное и стилистическое наполнение текста волшебной сказки, особенности восприятия текста сказки ребенком. Работу с материалом волшебной сказки необходимо выстраивать таким образом, чтобы развивать у ребенка все компоненты творческой деятельности. Сначала ребенок усваивает мотив, затем овладевает самим материалом для творчества, наконец, средствами преобразования данного материала. Так ребенок получает все необходимые навыки для самостоятельного словесного творчества.
На уроках важно использовать принципы наглядности, создания разностороннего контакта детей со сказкой (рассказывание, слушание звукозаписи, просмотр фильмов, кукольный спектакль по мотивам народных сказок, просмотр сказочных картин).
Формирование творческих навыков осуществляется в процессе знакомства ребенка с приемами создания сказки и упражнениями в сочинении различной степени сложности: сначала ребенок придумывает сказки по уже заданным элементам, а затем уже сочиняет, причем, тему выбирает самостоятельно. Посредством такой последовательности работы с материалом волшебной сказки возможно добиться развития самостоятельного творчества.
1. Абрамюк С.Ф. К проблеме жанровой специфики русской сказки// Сказка: научный подход к детскому жанру: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Нижний Тагил, 24–25 апреля 2008 г. / отв. ред. А. Н. Садриева; Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия. – Нижний Тагил, 2008.
2. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе: Очерки по исторической поэтике // Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. – М.: Худ. лит-ра, 1986.
3. Брауде Л.Ю. Скандинавская литературная сказка. – М.: Наука, 1979. – 208 с.
4. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. М: Педагогика, 1972. - 287 с.
5. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. в 6-ти томах .Т. 2. - М.: Педагогика, 1982.
6. Герасимова Н.М. Фигура медиации в русской волшебной сказке// Кунсткамера: этнографические тетради. – Вып. 8-9. – 1995.
7. Гронская О.Н. Языковая картина мира немецкой народной сказки. - СПб., 1998.
8. Зимин В.Д. Тенденция развития театра детей как явления искусства: дисс. канд. искусствоведения. – М., 2005.
9. Кавера В.А. Детское художественное творчество как средство эмоционального развития ребенка: дисс. канд. пед. наук. – СПб., 2005.
10. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность.- М.: Наука, 1987.- 261 с.
11. Конина М.М. Влияние народной сказки на творчество старшего дошкольника: Дис... канд. пед. наук. - М., 1941. -310 с.
12. Кузнецова М.А. Творчество как атрибут человеческого бытия: автореф. дисс. докт. филос. наук. – Волгоград, 2012.
13. Лазутина Т.В. Духовная основа социального творчества личности: автореф. дисс. канд. филос. наук. – Красноярск, 2010.
14. Леонова Т.Г. Русская литературная сказка XIX века в ее отношении к народной сказке (Поэтическая система жанра в историческом развитии). – Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1982. – 197 с.
15. Липовецкий М. Н. Поэтика литературной сказки (На материале русской литературы 1920 – 1980-х годов). – Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1992. – 184 с.
16. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. - Л.: Худож. Лит, 1971.- 414 с.
17. Лупанова И.П. Русская народная сказка в творчестве писателей первой половины XIX века. – Петрозаводск: Изд-во Карел. АССР, 1959. – 504 с.
18. Овчинникова Л.В. Русская литературная сказка XX века: История, классификация, поэтика: Дис. … д-ра филол. наук. – М., 2001. 387 с.
19. Пелевина Н.Ф. Стилистический анализ художественного текста. – М., 1980.
20. Пищухина О.Н. Влияние волшебной сказки на словесное творчество детей седьмого года жизни: дисс. Канд. Педаг. Наук. – М., 2000.
21. Пропп В.Я. Морфология сказки. - Л., 1969.
22. Рошияну Н. Традиционные формулы сказки. - М.: Наука, 1974. - 216 с.
23. Смирнов И.П. Порождение интертекста: элементы интертекстуального анализа с примерами из творчества Б.Л. Пастернака – М., 1985.
24. Соловьева О.И. Русские народные сказки в воспитании детей дошкольного возраста.//В сб. Труды Всероссийской науч. конф. по дошкольному воспитанию. - М, 1949. - С. 247-256.
25. Трыгуб И.С. Лингвометодический потенциал народных сказок в обучении русскому языку как иностранному младших школьников: автореф. дисс. канд. педагогических наук. – М., 2006.
26. Тынянов Ю.Н. Достоевский и Гоголь (к теории пародии) // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. - М., 1977.
27. Удович Е.В. Роль волшебных сказок для развития речевого творчества детей.// http://ext.spb.ru/index.php/2011-03-29-09-03-14/91-grades/2548-2013-03-22-17-20-15.html
28. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. - М., 1961. - 334 с.
29. Шляпникова Е.А. Образная система народной и литературной сказки. – М., 2008.
30. Ямпольский М.Б. Память. Тиресия. Интертекстуальность и кинематограф.- М.: РИК «Культура», 1993.- 464с.
31. Labov W. Transformation of Experience in Narrative Syntax. -
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149282 Курсовой работы — поможем найти подходящую