Доволен работой! Спасибо!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Во внешнем облике речи, в ее строе очень многое зависит от той задачи, которую ставит перед собой говорящий, от назначения речи. Действительно, одно дело описать что-либо, например осень, лес, горы, речку, другое — рассказать о событии, приключении, третье — объяснить, растолковать причины каких-либо явлений — природных или общественных. Разумеется, в каждом из этих случаев строй речи будет существенно меняться. Столетия (если не тысячелетия) развития языка, мышления, речи выработали наиболее экспрессивные, экономные и точные способы, схемы, словесные структуры для соответствующих литературных задач. Поэтому уже издавна выделяют такие важные, существенные компоненты речи, как описание, повествование, рассуждение, которые в лингвистике принято называть функционально-смысловыми типами речи, что подчеркивает их зависимость от назначения речи и ее смысла.
В рамках нашего исследования рассмотрим ключевое понятие исследуемой нами проблемы – текст.
Текст стал предметом активного внимания и изучения сравнительно недавно - последние три-четыре десятилетия XX века. Область языкознания, исследующая содержательную и структурную стороны текста, получила название лингвистики текста.
Стремительное развитие как за рубежом, так и в нашей стране этой новой лингвистической дисциплины связано с расширением области лингвистических исследований. В течение довольно длительного периода языкознание было сосредоточено на изучении одной из двух взаимосвязанных сторон языка - языковой системы, но начиная с 60-х годов центр внимания лингвистов переносится на вторую сторону этого единства -речевую деятельность и ее продукт - связный текст.
Понятие «текст» существовало в лингвистике и раньше, но воспринималось лингвистами иначе - как материал для наблюдений над формой и употреблением различных языковых единиц. Теперь же к тексту подошли как к объекту изучения, как к целому, и задачу изучения стали видеть в выявлении общих закономерностей построения текста.
В современной литературе нет единого, устоявшегося определения понятия «текст».
Для раскрытия темы исследования нам, прежде всего, необходимо рассмотреть определения понятия «текст».
В «Лингвистическом энциклопедическом словаре» под редакцией В.Н. Ярцевой понятие «текст» трактуется так: «Текст - объединенная смысловой связью последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются связность и цельность. В семиотике под текстом понимается осмысленная последовательность любых знаков, любая форма коммуникации, в том числе обряд, танец, ритуал и т.п.; в языкознании текст - последовательность вербальных (словесных) знаков. Правильность построения вербального текста, который может быть устным и письменным, связана с соответствием требований «текстуальности» - внешней связности, внутренней осмысленности, возможности своевременного восприятия, осуществления необходимых условий коммуникации и т.д. Для обоих видов текста - письменного и устного - существенным является вопрос о его идентичности, о так называемой каноничной форме, исследуемый особой отраслью филологии - текстологией» [5. C. 507].
В словаре-справочнике «Педагогическое речеведение» Т.А.Ладыженская рассматривает определение понятия «текст» следующим образом: «Текст (от лат. textus - ткань, сплетение) - результат речемыслительного процесса, реализованного автором в виде конкретного письменного (или устного) произведения в соответствии с мотивами, целями, избранной темой, замыслом и идеей и характеризующегося определенной структурой, композиционным, логическим и стилистическим единством» [31. C. 71]. Из многочисленных определений текста, имеющихся в литературе и основывающихся на различных подходах к исследованию текста, в речеведении чаще других используется дефиниция И.Р. Гальперина: «Текст - это произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа, произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц, объединенных разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определенную целенаправленность и прагматическую установку» [12.C. 239].
Цель исследования является анализ методик литературного произведения в школе.
Задачи исследования
- Изучить особенности анализа литературного произведения;
- Исследовать практическое использование анализа литературного произведения.
Объект исследования является литературные произведения.
Предметом исследования является особенности анализа литературных произведений в школе.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Введение ……………………………………………………………………3
1. Теоретические особенности анализа литературного произведения. 5
1.1 Психологические особенности анализа …………………………….5
1.2 Психолого-педагогические особенности анализа …………………8
1.3 Составление методики анализа литературного произведения…. 13
2. Практическое использование анализа литературного произведения…………………………………………………………………… 17
2.1 Констатирующий эксперимент ……………………………………. 17
2.2 Обучающий эксперимент ……………………………………………21
2.3 Контрольный эксперимент …………………………………………29
Заключение………………………………………………………………. 32
Список использованной литературы …………………………………..33
Введение ……………………………………………………………………3
1. Теоретические особенности анализа литературного произведения. 5
1.1 Психологические особенности анализа …………………………….5
1.2 Психолого-педагогические особенности анализа …………………8
1.3 Составление методики анализа литературного произведения…. 13
2. Практическое использование анализа литературного произведения…………………………………………………………………… 17
2.1 Констатирующий эксперимент ……………………………………. 17
2.2 Обучающий эксперимент ……………………………………………21
2.3 Контрольный эксперимент …………………………………………29
Заключение………………………………………………………………. 32
Список использованной литературы …………………………………..33
1. Аммосова, В.В. Интегрированный урок. Пособие для учителей / В.В. Аммосова. – М., 2011. – 123 с.
2. Андреев, С.А. Разработка методологических и организационных путей совершенствования мультимедиа технологий / С.А. Андреев. – М.: Педагогика, 2012. – С. 90
3. Аристова, Т. А. Использование фонематического принципа при обучении грамотному письму / Т.А. Аристова // Русский язык в средней школе. - 2013. - №1. - С. 64.
4. Бакулина, Г. А. Творческий подход в обучении русскому языку / Г.А. Бакулина // Русский язык в средней школе. - 2012. - № 11. - С. 39, 54.
5. Баскаков, В.Ю. Некоторые проблемы использования компьютера в обучении русскому языку / В.Ю. Баскаков // Русский язык в школе. - 1988. - №2. - С.7-12.
6. Блонский, П.П. Избранные психологические произведения / П.П. Блонский. — М.: Знание, 2012. - 695 с.
7. Богоявлянская, Д.Б. Психология усвоения знаний / Д.Б. Богоявлянская. М. 2013. - 275 с
8. Богун, Т. А. Графическая наглядность на уроках русского языка / Т.А. Богун // Русский язык в средней школе. - 2011. - № 7. - С. 48.
9. Бондаренко, А. А. Учим русскому языку по-новому! / А.А. Бондаренко Русский язык в средней школе. - 2011. - № 11. - С. 44.
3. 1.Алиева Т.И. Развитие восприятия литературных текстов детьми /Т.И.Алиева // Тезисы IX Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. "Языковое сознание" - М., 1988. - C. 10.
4. .Асташов Н.А. Текстовая иллюстрация как средство формирования у младших школьников типа правильной читательской деятельности /Н.А. Асташов // Начальная школа. 1991.-№7. - С.13
5. .Большая советская энциклопедия. В 30-ти т. Т.23. - М.: Советская энциклопедия, 1975. - С 327.
6. .Воюшина М.П. Формирование системы читательских умений в процессе анализа художественного произведения /М.П. Воюшина // Начальная школа.- 2004.- №3. - С.39-41.
7. .Гранник Г.Г. Когда книга учит / Г.Г. Гранник, Л.А. Концева, С.М. Бондаренко.- М.: Педагогика, 1999. - С.36.
8. .Козырева А.С. Виды работы над тестом на уроках чтения /А.С.Козырева //Начальная школа. - 1990 - №3. - С.67-68.
9. .Кубасова О.В. Прием драматизации на уроках чтения /О.В. Кубасова //Начальная школа. - 1985. - №12. - С. 30-34.
10. .Кудина Г.Н., Новлянская З.Н., Мелик-Пашаев А.А. Как развивать художественное восприятие у школьников. - М.: Просвещение, 1988. - С. 79.
11. .Левинтова Е. Н. О трех возможных подходах к языку в его соотнесенности со временем // Соотношение синхронии и диахронии в языковой эволюции: Тез. докл. Всесоюзн. науч. конф. - М.; Ужгород, 1991. - С. 12-13.
12. .Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М.: Академия, 2000. - С.368.
13. .Малаховская О.В. Литературное чтение: Тетрадь для самостоятельной работы №1 [Текст]: 2 класс / О.В. Малаховская; под ред. Н.А. Чураковой. - 2-е изд. - М.: Академкнига/Учебник,2012.- 28 с.
14. .Мали Л.Д. Элементы драматизации на уроках чтения /Л.Д.Мали //Начальная школа. - 1981. - №3. - С.27-31.
15. .Мещерякова Н.Я. О формировании читательских умений на уроках литературы / Н.Я. Мещерякова, Л.Я. Гришина //Литература в школе. - 1976. - №3. - С. 37.
16. .Минько Э.В. Методы и техника ускоренного конспектирования и чтения: учебно-методическое пособие/ СПБГУАП. - СПБ, 2001. - 98 с.
17. .Ни Л.Ф. Пути обучения продуктивному пересказу / Л.Ф.Ни //Начальная школа. - 1997. - №5. -С.59-63.
18. .Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников: Методическое пособие для учителя.2-е изд., испр. и доп. - М.:АРКТИ,2001. - 160 с.
19. Маранцман В.Г. Анализ художественного произведения и читательское восприятие школьников. – Л., 1974.
20. Никольский В.А. Преподавание литературы в средней школе: Пособие для учителя. Учпедгиз, М., 1963.
21. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. – М., 1985.
22. Сорокин В.И. Анализ литературного произведения в средней школе. Учпедгиз, 1955
23. Активные формы преподавания литературы: Лекции и семинары на уроках в ст. классах/ Р.И. Альбеткова, С.Г. Герке, Л.П. Гладкая и др. – М.: Просвещение, 1991. – 175 с.
24. Анализ художественного текста. Сборник статей. М., «Педагогике», 1975.
25. Изучение произведений зарубежных писателей на уроках и факультативных занятиях в средней школе./ под ред. Н.П. Михальской и В.В. Трофимовой. – М., 1980.
26. Литература: 9 кл.: Учебная хрестоматия для общеобразовательных учреждений/ авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 447 с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Во внешнем облике речи, в ее строе очень многое зависит от той задачи, которую ставит перед собой говорящий, от назначения речи. Действительно, одно дело описать что-либо, например осень, лес, горы, речку, другое — рассказать о событии, приключении, третье — объяснить, растолковать причины каких-либо явлений — природных или общественных. Разумеется, в каждом из этих случаев строй речи будет существенно меняться. Столетия (если не тысячелетия) развития языка, мышления, речи выработали наиболее экспрессивные, экономные и точные способы, схемы, словесные структуры для соответствующих литературных задач. Поэтому уже издавна выделяют такие важные, существенные компоненты речи, как описание, повествование, рассуждение, которые в лингвистике принято называть функционально-смысловыми типами речи, что подчеркивает их зависимость от назначения речи и ее смысла.
В рамках нашего исследования рассмотрим ключевое понятие исследуемой нами проблемы – текст.
Текст стал предметом активного внимания и изучения сравнительно недавно - последние три-четыре десятилетия XX века. Область языкознания, исследующая содержательную и структурную стороны текста, получила название лингвистики текста.
Стремительное развитие как за рубежом, так и в нашей стране этой новой лингвистической дисциплины связано с расширением области лингвистических исследований. В течение довольно длительного периода языкознание было сосредоточено на изучении одной из двух взаимосвязанных сторон языка - языковой системы, но начиная с 60-х годов центр внимания лингвистов переносится на вторую сторону этого единства -речевую деятельность и ее продукт - связный текст.
Понятие «текст» существовало в лингвистике и раньше, но воспринималось лингвистами иначе - как материал для наблюдений над формой и употреблением различных языковых единиц. Теперь же к тексту подошли как к объекту изучения, как к целому, и задачу изучения стали видеть в выявлении общих закономерностей построения текста.
В современной литературе нет единого, устоявшегося определения понятия «текст».
Для раскрытия темы исследования нам, прежде всего, необходимо рассмотреть определения понятия «текст».
В «Лингвистическом энциклопедическом словаре» под редакцией В.Н. Ярцевой понятие «текст» трактуется так: «Текст - объединенная смысловой связью последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются связность и цельность. В семиотике под текстом понимается осмысленная последовательность любых знаков, любая форма коммуникации, в том числе обряд, танец, ритуал и т.п.; в языкознании текст - последовательность вербальных (словесных) знаков. Правильность построения вербального текста, который может быть устным и письменным, связана с соответствием требований «текстуальности» - внешней связности, внутренней осмысленности, возможности своевременного восприятия, осуществления необходимых условий коммуникации и т.д. Для обоих видов текста - письменного и устного - существенным является вопрос о его идентичности, о так называемой каноничной форме, исследуемый особой отраслью филологии - текстологией» [5. C. 507].
В словаре-справочнике «Педагогическое речеведение» Т.А.Ладыженская рассматривает определение понятия «текст» следующим образом: «Текст (от лат. textus - ткань, сплетение) - результат речемыслительного процесса, реализованного автором в виде конкретного письменного (или устного) произведения в соответствии с мотивами, целями, избранной темой, замыслом и идеей и характеризующегося определенной структурой, композиционным, логическим и стилистическим единством» [31. C. 71]. Из многочисленных определений текста, имеющихся в литературе и основывающихся на различных подходах к исследованию текста, в речеведении чаще других используется дефиниция И.Р. Гальперина: «Текст - это произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа, произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц, объединенных разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определенную целенаправленность и прагматическую установку» [12.C. 239].
Цель исследования является анализ методик литературного произведения в школе.
Задачи исследования
- Изучить особенности анализа литературного произведения;
- Исследовать практическое использование анализа литературного произведения.
Объект исследования является литературные произведения.
Предметом исследования является особенности анализа литературных произведений в школе.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Введение ……………………………………………………………………3
1. Теоретические особенности анализа литературного произведения. 5
1.1 Психологические особенности анализа …………………………….5
1.2 Психолого-педагогические особенности анализа …………………8
1.3 Составление методики анализа литературного произведения…. 13
2. Практическое использование анализа литературного произведения…………………………………………………………………… 17
2.1 Констатирующий эксперимент ……………………………………. 17
2.2 Обучающий эксперимент ……………………………………………21
2.3 Контрольный эксперимент …………………………………………29
Заключение………………………………………………………………. 32
Список использованной литературы …………………………………..33
Введение ……………………………………………………………………3
1. Теоретические особенности анализа литературного произведения. 5
1.1 Психологические особенности анализа …………………………….5
1.2 Психолого-педагогические особенности анализа …………………8
1.3 Составление методики анализа литературного произведения…. 13
2. Практическое использование анализа литературного произведения…………………………………………………………………… 17
2.1 Констатирующий эксперимент ……………………………………. 17
2.2 Обучающий эксперимент ……………………………………………21
2.3 Контрольный эксперимент …………………………………………29
Заключение………………………………………………………………. 32
Список использованной литературы …………………………………..33
1. Аммосова, В.В. Интегрированный урок. Пособие для учителей / В.В. Аммосова. – М., 2011. – 123 с.
2. Андреев, С.А. Разработка методологических и организационных путей совершенствования мультимедиа технологий / С.А. Андреев. – М.: Педагогика, 2012. – С. 90
3. Аристова, Т. А. Использование фонематического принципа при обучении грамотному письму / Т.А. Аристова // Русский язык в средней школе. - 2013. - №1. - С. 64.
4. Бакулина, Г. А. Творческий подход в обучении русскому языку / Г.А. Бакулина // Русский язык в средней школе. - 2012. - № 11. - С. 39, 54.
5. Баскаков, В.Ю. Некоторые проблемы использования компьютера в обучении русскому языку / В.Ю. Баскаков // Русский язык в школе. - 1988. - №2. - С.7-12.
6. Блонский, П.П. Избранные психологические произведения / П.П. Блонский. — М.: Знание, 2012. - 695 с.
7. Богоявлянская, Д.Б. Психология усвоения знаний / Д.Б. Богоявлянская. М. 2013. - 275 с
8. Богун, Т. А. Графическая наглядность на уроках русского языка / Т.А. Богун // Русский язык в средней школе. - 2011. - № 7. - С. 48.
9. Бондаренко, А. А. Учим русскому языку по-новому! / А.А. Бондаренко Русский язык в средней школе. - 2011. - № 11. - С. 44.
3. 1.Алиева Т.И. Развитие восприятия литературных текстов детьми /Т.И.Алиева // Тезисы IX Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. "Языковое сознание" - М., 1988. - C. 10.
4. .Асташов Н.А. Текстовая иллюстрация как средство формирования у младших школьников типа правильной читательской деятельности /Н.А. Асташов // Начальная школа. 1991.-№7. - С.13
5. .Большая советская энциклопедия. В 30-ти т. Т.23. - М.: Советская энциклопедия, 1975. - С 327.
6. .Воюшина М.П. Формирование системы читательских умений в процессе анализа художественного произведения /М.П. Воюшина // Начальная школа.- 2004.- №3. - С.39-41.
7. .Гранник Г.Г. Когда книга учит / Г.Г. Гранник, Л.А. Концева, С.М. Бондаренко.- М.: Педагогика, 1999. - С.36.
8. .Козырева А.С. Виды работы над тестом на уроках чтения /А.С.Козырева //Начальная школа. - 1990 - №3. - С.67-68.
9. .Кубасова О.В. Прием драматизации на уроках чтения /О.В. Кубасова //Начальная школа. - 1985. - №12. - С. 30-34.
10. .Кудина Г.Н., Новлянская З.Н., Мелик-Пашаев А.А. Как развивать художественное восприятие у школьников. - М.: Просвещение, 1988. - С. 79.
11. .Левинтова Е. Н. О трех возможных подходах к языку в его соотнесенности со временем // Соотношение синхронии и диахронии в языковой эволюции: Тез. докл. Всесоюзн. науч. конф. - М.; Ужгород, 1991. - С. 12-13.
12. .Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М.: Академия, 2000. - С.368.
13. .Малаховская О.В. Литературное чтение: Тетрадь для самостоятельной работы №1 [Текст]: 2 класс / О.В. Малаховская; под ред. Н.А. Чураковой. - 2-е изд. - М.: Академкнига/Учебник,2012.- 28 с.
14. .Мали Л.Д. Элементы драматизации на уроках чтения /Л.Д.Мали //Начальная школа. - 1981. - №3. - С.27-31.
15. .Мещерякова Н.Я. О формировании читательских умений на уроках литературы / Н.Я. Мещерякова, Л.Я. Гришина //Литература в школе. - 1976. - №3. - С. 37.
16. .Минько Э.В. Методы и техника ускоренного конспектирования и чтения: учебно-методическое пособие/ СПБГУАП. - СПБ, 2001. - 98 с.
17. .Ни Л.Ф. Пути обучения продуктивному пересказу / Л.Ф.Ни //Начальная школа. - 1997. - №5. -С.59-63.
18. .Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников: Методическое пособие для учителя.2-е изд., испр. и доп. - М.:АРКТИ,2001. - 160 с.
19. Маранцман В.Г. Анализ художественного произведения и читательское восприятие школьников. – Л., 1974.
20. Никольский В.А. Преподавание литературы в средней школе: Пособие для учителя. Учпедгиз, М., 1963.
21. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. – М., 1985.
22. Сорокин В.И. Анализ литературного произведения в средней школе. Учпедгиз, 1955
23. Активные формы преподавания литературы: Лекции и семинары на уроках в ст. классах/ Р.И. Альбеткова, С.Г. Герке, Л.П. Гладкая и др. – М.: Просвещение, 1991. – 175 с.
24. Анализ художественного текста. Сборник статей. М., «Педагогике», 1975.
25. Изучение произведений зарубежных писателей на уроках и факультативных занятиях в средней школе./ под ред. Н.П. Михальской и В.В. Трофимовой. – М., 1980.
26. Литература: 9 кл.: Учебная хрестоматия для общеобразовательных учреждений/ авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 447 с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
500 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149282 Курсовой работы — поможем найти подходящую