Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Фонематический слух является одним из важнейших компонентов грамотности и представляет собой способность распознавать, анализировать и манипулировать звуками в словах. Развитие фонематического слуха у детей среднего дошкольного возраста имеет огромное значение для успешного обучения грамоте. На данном этапе развития ребенка осуществляется переход от ранней дошкольной возрастной ступени к школьной. В это время формируется первичное осознание мира языка, а также устанавливаются основы звуковой системы языка. Важно, чтобы ребенок научился различать звуки, которые составляют слова, узнавать их и анализировать. Именно эти навыки обеспечивают детям возможность быстро и эффективно учиться грамоте в школе.
Существует множество методов и техник, которые могут помочь развить фонематический слух у детей среднего дошкольного возраста. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и ему нужно найти индивидуальный подход. Однако все методы направлены на развитие следующих навыков: различение звуков в словах, способность изолировать звуки в словах и произносить их, способность складывать звуки вместе, чтобы получить слова, способность менять звуки в словах для создания новых слов. Развитие фонематического слуха у детей среднего дошкольного возраста поможет им освоить знания о звуковой структуре языка, что позволит им лучше понимать и использовать грамматические правила и написание слов. Это обеспечит успешное участие в учебном процессе и поможет им добиться успеха в будущем.
Следует отметить, что четкость и точность восприятия фонемы, и представление о ней в изолированном звучании и в слове достигается благодаря формированию этого образа в совокупности его акустических, артикуляционно-кинестетических и артикуляционно-кинетических характеристик. Поскольку фонема – это целостная гармоничная единица речи, то и нарушения фонематических процессов нужно рассматривать целостно с учетом всей системы связей необходимых для ее достаточно глубокого осознания детьми. Анализ научно теоретических источников (Е. Н. Винарская, Е. А. Данилавичюте, М. А. Савченко, Е. Ф. Соботович, В. В. Тищенко и др.) показал, что у детей фонематическое процессы формируются последовательно от простого к сложному: фонематическое восприятие, фонематическое представление, фонематический анализ и синтез.
В развитии каждого фонематического процесса можно выделить три этапа: начальный, основной и заключительный. Продолжительность развития каждого из них различна и зависит от его сложности. Для развития каждого следующего фонематического процесса нужна не столько полная сформированность предыдущего, сколько достаточная, а потому отдельные этапы развития различных по сложности фонематических процессов могут накладываться один на другой.
Объект – процесс развития фонематического слуха у детей среднего дошкольного возраста как компонента готовности к обучению грамоте.
Предмет – психолого-педагогические условия развития фонематического слуха у детей среднего дошкольного возраста как компонента готовности к обучению грамоте.
Цель курсовой работы: проанализировать методические основы развития фонематического слуха у детей среднего дошкольного возраста как компонента готовности к обучению грамоте.
Задачи курсовой работы:
1. Проанализировать содержание работы по подготовке к обучению грамоте детей среднего дошкольного возраста.
2. Провести анализ программ ДОУ и методические рекомендации в аспекте проблемы подготовки детей среднего дошкольного возраста к обучению грамоте.
3. Организовать и провести диагностику сформированности фонематического слуха у детей среднего дошкольного возраста.
4. Разработать комплекс заданий, направленных на развитие фонематического слуха у детей среднего дошкольного возраста.
Методы курсовой работы:
Анализ научной литературы по теме развития фонематического слуха у детей среднего дошкольного возраста. Диагностика фонематического слуха, количественный и качественный анализ данных. Систематизация и обобщение результатов исследований и научной литературы для разработки комплекса заданий по развитию фонематического слуха.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК КОМПОНЕНТА ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ 6
1.1. Содержание работы по подготовке к обучению грамоте детей среднего дошкольного возраста 6
1.2. Анализ программ ДОУ и методических рекомендаций в аспекте проблемы подготовки детей среднего дошкольного возраста к обучению грамоте 9
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК КОМПОНЕНТА ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ 15
2.1. Диагностика сформированности фонематического слуха у детей среднего дошкольного возраста 15
2.2 Комплекс заданий, направленный на развитие фонематического слуха у детей среднего дошкольного возраста 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25
Фонематический слух является одним из важнейших компонентов грамотности и представляет собой способность распознавать, анализировать и манипулировать звуками в словах. Развитие фонематического слуха у детей среднего дошкольного возраста имеет огромное значение для успешного обучения грамоте.
1. Галкина И.И. Фонетический анализ и развитие речи у детей младшего школьного возраста. - М.: Просвещение, 2019.
2. Глазкова Ю.В. Фонетический анализ речи как средство развития фонематического слуха детей дошкольного возраста // Вопросы образования. 2018. № 4. С. 107-117.
3. Говорова Е.В. Опыт работы с детьми по развитию фонематического слуха // Начальная школа. 2019. №5. С. 36-39.
4. Головина И. В. Формирование фонематического слуха детей старшего дошкольного возраста с нарушением звукопроизношения: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Москва, 2015.
5. Гусева Е. Л. Фонематический слух в системе языковой подготовки детей дошкольного возраста. Москва: Просвещение, 2017.
6. Козлова Н.А. Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста: диагностика и коррекция. - М.: Юрайт, 2015.
7. Комарова Е. Н. Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО. Санкт-Петербург: Издательство Речь, 2015.
8. Короткова Е.В. Пути развития фонематического слуха дошкольников // Наука и школа. 2019. №1. С. 67-72.
9. Кузнецова Е.М. Формирование фонематического слуха у детей дошкольного возраста // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Педагогика и психология образования. 2015. № 2. С. 48-53.
10. Курдюмова Л.В. Фонематический слух и развитие речи у детей. - М.: Академия, 2017.
11. Лебедева О. В. Развитие фонематического слуха дошкольников в процессе занятий музыкой // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2014. № 11 (149). С. 148-153.
12. Леонтьева Ю. А. Методика формирования фонематического слуха у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Ростов-на-Дону, 2016.
13. Лопатина Е.А. Развитие фонематического слуха детей дошкольного возраста в условиях логопедической деятельности // Международный научно-исследовательский журнал. 2018. № 8 (72). С. 57-60.
14. Никитина Е.И. Особенности развития фонематического слуха детей с ОВЗ // Дефектология. 2015. № 4. С. 44-50.
15. Программа «Истоки» https://xn----9sbkccoerl8d0e6a.xn--p1ai/wp-content/uploads/2021/10/paramonova_programma_istoki.pdf
16. Программа «Радуга» https://doshkolniki.org/images/obrazovanie/programma-raduga.pdf
17. Программа «Детство» https://doshkolniki.org/images/obrazovanie/programma-detstvo-po-fgos.pdf
18. Рыбакова Л. И. Формирование фонематического слуха у детей дошкольного возраста. Москва: Владос, 2019.
19. Скрипник Е.В. Формирование фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста в условиях образовательного учреждения // Современные проблемы науки и образования. 2016. №3. С. 23-26.
20. Солодовникова Е. В. Фонематический слух и его развитие у детей дошкольного возраста. Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2016.
21. Старостина О. А. Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста в процессе обучения грамоте: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Москва, 2013.
22. Тарасова И.В. Развитие фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста // Воспитание и обучение детей в современном мире. 2018. № 3 (29). С. 33-36.
23. Тимофеева О. А. Фонематический слух детей дошкольного возраста: монография. Москва: Просвещение, 2014.
24. Тиунова Е. С. Организация развивающей образовательной среды дошкольной образовательной организации для формирования фонематического слуха у детей дошкольного возраста: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Казань, 2018.
25. Федина О.В. Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста на занятиях логопеда // Педагогическое образование и наука. 2018. №2. С. 63-66.
26. Чистова Т.А. Фонематический слух в дошкольном детстве // Дошкольное образование. 2015. № 5. С. 7-11.
27. Шабля А. А. Изучение влияния дидактической игры на развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2014. №35-2. С. 18-26
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Фонематический слух является одним из важнейших компонентов грамотности и представляет собой способность распознавать, анализировать и манипулировать звуками в словах. Развитие фонематического слуха у детей среднего дошкольного возраста имеет огромное значение для успешного обучения грамоте. На данном этапе развития ребенка осуществляется переход от ранней дошкольной возрастной ступени к школьной. В это время формируется первичное осознание мира языка, а также устанавливаются основы звуковой системы языка. Важно, чтобы ребенок научился различать звуки, которые составляют слова, узнавать их и анализировать. Именно эти навыки обеспечивают детям возможность быстро и эффективно учиться грамоте в школе.
Существует множество методов и техник, которые могут помочь развить фонематический слух у детей среднего дошкольного возраста. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и ему нужно найти индивидуальный подход. Однако все методы направлены на развитие следующих навыков: различение звуков в словах, способность изолировать звуки в словах и произносить их, способность складывать звуки вместе, чтобы получить слова, способность менять звуки в словах для создания новых слов. Развитие фонематического слуха у детей среднего дошкольного возраста поможет им освоить знания о звуковой структуре языка, что позволит им лучше понимать и использовать грамматические правила и написание слов. Это обеспечит успешное участие в учебном процессе и поможет им добиться успеха в будущем.
Следует отметить, что четкость и точность восприятия фонемы, и представление о ней в изолированном звучании и в слове достигается благодаря формированию этого образа в совокупности его акустических, артикуляционно-кинестетических и артикуляционно-кинетических характеристик. Поскольку фонема – это целостная гармоничная единица речи, то и нарушения фонематических процессов нужно рассматривать целостно с учетом всей системы связей необходимых для ее достаточно глубокого осознания детьми. Анализ научно теоретических источников (Е. Н. Винарская, Е. А. Данилавичюте, М. А. Савченко, Е. Ф. Соботович, В. В. Тищенко и др.) показал, что у детей фонематическое процессы формируются последовательно от простого к сложному: фонематическое восприятие, фонематическое представление, фонематический анализ и синтез.
В развитии каждого фонематического процесса можно выделить три этапа: начальный, основной и заключительный. Продолжительность развития каждого из них различна и зависит от его сложности. Для развития каждого следующего фонематического процесса нужна не столько полная сформированность предыдущего, сколько достаточная, а потому отдельные этапы развития различных по сложности фонематических процессов могут накладываться один на другой.
Объект – процесс развития фонематического слуха у детей среднего дошкольного возраста как компонента готовности к обучению грамоте.
Предмет – психолого-педагогические условия развития фонематического слуха у детей среднего дошкольного возраста как компонента готовности к обучению грамоте.
Цель курсовой работы: проанализировать методические основы развития фонематического слуха у детей среднего дошкольного возраста как компонента готовности к обучению грамоте.
Задачи курсовой работы:
1. Проанализировать содержание работы по подготовке к обучению грамоте детей среднего дошкольного возраста.
2. Провести анализ программ ДОУ и методические рекомендации в аспекте проблемы подготовки детей среднего дошкольного возраста к обучению грамоте.
3. Организовать и провести диагностику сформированности фонематического слуха у детей среднего дошкольного возраста.
4. Разработать комплекс заданий, направленных на развитие фонематического слуха у детей среднего дошкольного возраста.
Методы курсовой работы:
Анализ научной литературы по теме развития фонематического слуха у детей среднего дошкольного возраста. Диагностика фонематического слуха, количественный и качественный анализ данных. Систематизация и обобщение результатов исследований и научной литературы для разработки комплекса заданий по развитию фонематического слуха.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК КОМПОНЕНТА ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ 6
1.1. Содержание работы по подготовке к обучению грамоте детей среднего дошкольного возраста 6
1.2. Анализ программ ДОУ и методических рекомендаций в аспекте проблемы подготовки детей среднего дошкольного возраста к обучению грамоте 9
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК КОМПОНЕНТА ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ 15
2.1. Диагностика сформированности фонематического слуха у детей среднего дошкольного возраста 15
2.2 Комплекс заданий, направленный на развитие фонематического слуха у детей среднего дошкольного возраста 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25
Фонематический слух является одним из важнейших компонентов грамотности и представляет собой способность распознавать, анализировать и манипулировать звуками в словах. Развитие фонематического слуха у детей среднего дошкольного возраста имеет огромное значение для успешного обучения грамоте.
1. Галкина И.И. Фонетический анализ и развитие речи у детей младшего школьного возраста. - М.: Просвещение, 2019.
2. Глазкова Ю.В. Фонетический анализ речи как средство развития фонематического слуха детей дошкольного возраста // Вопросы образования. 2018. № 4. С. 107-117.
3. Говорова Е.В. Опыт работы с детьми по развитию фонематического слуха // Начальная школа. 2019. №5. С. 36-39.
4. Головина И. В. Формирование фонематического слуха детей старшего дошкольного возраста с нарушением звукопроизношения: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Москва, 2015.
5. Гусева Е. Л. Фонематический слух в системе языковой подготовки детей дошкольного возраста. Москва: Просвещение, 2017.
6. Козлова Н.А. Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста: диагностика и коррекция. - М.: Юрайт, 2015.
7. Комарова Е. Н. Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО. Санкт-Петербург: Издательство Речь, 2015.
8. Короткова Е.В. Пути развития фонематического слуха дошкольников // Наука и школа. 2019. №1. С. 67-72.
9. Кузнецова Е.М. Формирование фонематического слуха у детей дошкольного возраста // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Педагогика и психология образования. 2015. № 2. С. 48-53.
10. Курдюмова Л.В. Фонематический слух и развитие речи у детей. - М.: Академия, 2017.
11. Лебедева О. В. Развитие фонематического слуха дошкольников в процессе занятий музыкой // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2014. № 11 (149). С. 148-153.
12. Леонтьева Ю. А. Методика формирования фонематического слуха у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Ростов-на-Дону, 2016.
13. Лопатина Е.А. Развитие фонематического слуха детей дошкольного возраста в условиях логопедической деятельности // Международный научно-исследовательский журнал. 2018. № 8 (72). С. 57-60.
14. Никитина Е.И. Особенности развития фонематического слуха детей с ОВЗ // Дефектология. 2015. № 4. С. 44-50.
15. Программа «Истоки» https://xn----9sbkccoerl8d0e6a.xn--p1ai/wp-content/uploads/2021/10/paramonova_programma_istoki.pdf
16. Программа «Радуга» https://doshkolniki.org/images/obrazovanie/programma-raduga.pdf
17. Программа «Детство» https://doshkolniki.org/images/obrazovanie/programma-detstvo-po-fgos.pdf
18. Рыбакова Л. И. Формирование фонематического слуха у детей дошкольного возраста. Москва: Владос, 2019.
19. Скрипник Е.В. Формирование фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста в условиях образовательного учреждения // Современные проблемы науки и образования. 2016. №3. С. 23-26.
20. Солодовникова Е. В. Фонематический слух и его развитие у детей дошкольного возраста. Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2016.
21. Старостина О. А. Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста в процессе обучения грамоте: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Москва, 2013.
22. Тарасова И.В. Развитие фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста // Воспитание и обучение детей в современном мире. 2018. № 3 (29). С. 33-36.
23. Тимофеева О. А. Фонематический слух детей дошкольного возраста: монография. Москва: Просвещение, 2014.
24. Тиунова Е. С. Организация развивающей образовательной среды дошкольной образовательной организации для формирования фонематического слуха у детей дошкольного возраста: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Казань, 2018.
25. Федина О.В. Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста на занятиях логопеда // Педагогическое образование и наука. 2018. №2. С. 63-66.
26. Чистова Т.А. Фонематический слух в дошкольном детстве // Дошкольное образование. 2015. № 5. С. 7-11.
27. Шабля А. А. Изучение влияния дидактической игры на развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2014. №35-2. С. 18-26
| Купить эту работу vs Заказать новую | ||
|---|---|---|
| 0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
|
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
| Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
| 350 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 147295 Курсовых работ — поможем найти подходящую