Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Одним из наиболее серьезных дефектов речи у детей с сохраненным слухом, артикуляционным аппаратом и нормальным интеллектуальным развитием является дислалия, или алалия. Дислалия - это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохраненной иннервации речевого аппарата [1, с. 69]. Ю.В. Рибцун, М.К. Шеремет писали, что дислалия – это расстройство речи, проявляющееся нарушением произношения звуков при сохранении понимания речи, ее словарного запаса и грамматической структуры. Термин «дислалия» происходит от греческой приставки «дис», означающей отклонение от нормы, дисфункцию, трудности, и от греческого слова «лалия», означающего речь.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОВ [р], [р’] У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ДИСЛАЛИЕЙ……………………………………
1.1. Формирование звукопроизношения в онтогенезе при нормальном речевом развитии………………………………………………………………….
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с дислалией………………………………….
1.3. Нарушения произношения звуков [р], [р’] у старших дошкольников с функциональной дислалией……………………………………………
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ДИСЛАЛИЕЙ………………………………….……………………………….
2.1. Принципы и организация логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста……………………………………………….
2.2. Методика обследования звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с функциональной дислалией…………………
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ [р], [р’] У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ДИСЛАЛИЕЙ………………………………………………….…………….
3.1. Теоретическое обоснование и принципы коррекционной работы по устранению нарушения звукопроизношения у старших дошкольников с функциональной дислалией…………………………………………...
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции произношения звуков [р], [р’] у детей старшего дошкольного возраста с функциональной дислалией……………………………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………
В психолого-педагогической литературе процесс усвоения звуковой структуры русского языка у дошкольников изучен и более подробно описан в работах В. И. Бельтюкова, А. Н. Гвоздева, Е. И. Радиной, М. Е. Хватцева, Д. Б. Эльконина. По мнению А. Н. Гвоздева, слуховая сфера определяет выявление фонетических элементов, определяющих правильность собственного произношения ребенка. Звуковой самоконтроль начинается в первый год жизни, когда ребёнок овладевает речевыми и слуховыми аппаратами [7].
Характерной особенностью образования звуков в начальный период является нестабильность артикуляции при их произношении. Даже для одного слова, произнесенного несколько раз подряд, существует несколько вариантов звука вместо одного звука.
Новые фонетические элементы появляются в группах, и порядок изучения групп согласных зависит от артикуляционных особенностей звуков, составляющих эти группы. Большинство звуков в правильной форме воспроизводятся не сразу, а постепенно, через промежуточные, переходные звуки [10].
1. Ахутина Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике трудностей обучения. В кн.: Проблемы специальной психологии и психодиагностика отклоняющегося развития. М., 1998.
2. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 2001.
3. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. . -- М.: просвещение, 1973
4. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 1996. -414 с.
5. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи / Алексей Николаевич Гвоздев. – М. : АПН РСФСР, 1961. – 471 с.
6. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. – СПб., 2000. – 183 с.
7. Горчакова А.М. Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи // Современные тенденции специальной педагогики и психологии: Научные труды Всероссийской научно-практической конференции «Современные тенденции специальной педагогики и психологии» - Самара, СГПУ, 2003 – с.70-83
8. Гриншпун Б.М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов / Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): учеб. пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1997. – Т. 2. – 560 с.
9. Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М.: АПН РСФСР, 1958. – 378 с.
10. Казанская В.Л., Шматко Н.Д. Дидактические игры и упражнения по развитию слухового восприятия // Дефектология, 2002, №6- с.67
11. Каримова Н.В. Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного возраста // Образование и воспитание. — 2016. — №2. — С. 21-24.
12. Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. М., 1978.
13. Коноваленко В.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе (для детей с дизартрией). – М.: Педагогика, 2001. – 97 с.
14. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс - обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Пособие для логопедов. — М.: "Гном-Пресс", 2000.
15. Краузе Е.Н. Логопедия.- СПб.: Учитель и ученик, Корона принт, 2003-270с.
16. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СПб., 1999
17. Левицкий В. В. Семантика и фонетика : [пособие, подготовленное на материале экспериментальных исследований] / В. В. Левицкий. – Черновцы, 1973. – 103 с.
18. Логопедия / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 2005.
19. Лурия А.Р. Мышление и речь. - М.:Москов. ун-т, 1975.
20. Манерко Е.И Формирование звуко-слоговой структуры слова в онтогенезе // http://www.scienceforum.ru/2015/pdf/12323.pdf
21. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи [Текст] / Р.Е. Левина. - М., 1961. - 310 с.
22. Оскольская Н.А. Типология индивидуальных различий в структуре фонетико-фонематического недоразвития речи // Дефектология, 2001, №2-с.49
23. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – М., 2009. – 365 с.
24. Правдина О.В. Логопедия Учеб.пособие для студентов дефектолог. фак-товпед. ин-тов. — Изд. 2-е, доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1973. — 272 с.
25. Рау, Ф.Ф. Устная речь глухих [Текст] / Ф.Ф. Рау. – М.: Педагогика, 1973. – 304 с.
26. Рибцун Ю. В. Инновационный подход к организации и проведению артикуляционной гимнастики в логопедической группе / Ю. В. Рибцун // Дошкольное образование. - 2011. - № 3 (33). - С. 31-43
27. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми.- М.: ВЛАДОС, 1994 – 344 с.
28. Смирнова Л. Н. Развитие речи у детей 2—3 лет. Пособие для воспитателей и родителей. — М.: Мозаика-Синтез, 2006. — 104 с.
29. Соботович Е. Ф. Психолингвистическая структура речевой деятельности и механизмы ее формирования / Е. Ф. Соботович. – К. : ИЗМН, 1997. – 44 с
30. Спирова Л.В., Ястребова А.В. Нарушения речи у детей // Хрестоматия по логопедии / Под ред. Волковой Л.С., Селиверстова В.И. В 2-х т.-М.: Владос 1997.
31. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб., 1998.
32. Трубникова Н. М. Структура и содержание речевой карты Учебно-методическое пособие / Урал, гос. пед, ун-т Екатеринбург 1998. 51 с.
33. Ушакова Т.Н. Принципы развития ранней детской речи //Дефектология. 2004. - №5.
34. Филичева Т. Б. Основы логопедии / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г.В. Чиркина. – М. :Просв., 1989. – С. 48–52.
35. Хватцев М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина.- М.: Академия, 1999 – с.331
36. Хватцев М.Е. Логопедия. Пособие для студентов пединститутов и учителей. М. Учпедгиз. 1959г.
37. Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте / Н. Х. Швачкин // Известия АПН РСФСР, отдел психологии. –Вып. 13. – 1948. – С. 101–132.
38. Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина.- М.: Академия, 1999 – с.312
39. Эльконин Д. Б. Детская психология [развитие ребенка от рождения до семи лет] / Даниил Борисович Эльконин. – М. : Гос. учебно-пед. изд-во министерства просвещения РСФСР, 1960. – 328 с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Одним из наиболее серьезных дефектов речи у детей с сохраненным слухом, артикуляционным аппаратом и нормальным интеллектуальным развитием является дислалия, или алалия. Дислалия - это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохраненной иннервации речевого аппарата [1, с. 69]. Ю.В. Рибцун, М.К. Шеремет писали, что дислалия – это расстройство речи, проявляющееся нарушением произношения звуков при сохранении понимания речи, ее словарного запаса и грамматической структуры. Термин «дислалия» происходит от греческой приставки «дис», означающей отклонение от нормы, дисфункцию, трудности, и от греческого слова «лалия», означающего речь.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОВ [р], [р’] У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ДИСЛАЛИЕЙ……………………………………
1.1. Формирование звукопроизношения в онтогенезе при нормальном речевом развитии………………………………………………………………….
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с дислалией………………………………….
1.3. Нарушения произношения звуков [р], [р’] у старших дошкольников с функциональной дислалией……………………………………………
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ДИСЛАЛИЕЙ………………………………….……………………………….
2.1. Принципы и организация логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста……………………………………………….
2.2. Методика обследования звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с функциональной дислалией…………………
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ [р], [р’] У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ДИСЛАЛИЕЙ………………………………………………….…………….
3.1. Теоретическое обоснование и принципы коррекционной работы по устранению нарушения звукопроизношения у старших дошкольников с функциональной дислалией…………………………………………...
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции произношения звуков [р], [р’] у детей старшего дошкольного возраста с функциональной дислалией……………………………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………
В психолого-педагогической литературе процесс усвоения звуковой структуры русского языка у дошкольников изучен и более подробно описан в работах В. И. Бельтюкова, А. Н. Гвоздева, Е. И. Радиной, М. Е. Хватцева, Д. Б. Эльконина. По мнению А. Н. Гвоздева, слуховая сфера определяет выявление фонетических элементов, определяющих правильность собственного произношения ребенка. Звуковой самоконтроль начинается в первый год жизни, когда ребёнок овладевает речевыми и слуховыми аппаратами [7].
Характерной особенностью образования звуков в начальный период является нестабильность артикуляции при их произношении. Даже для одного слова, произнесенного несколько раз подряд, существует несколько вариантов звука вместо одного звука.
Новые фонетические элементы появляются в группах, и порядок изучения групп согласных зависит от артикуляционных особенностей звуков, составляющих эти группы. Большинство звуков в правильной форме воспроизводятся не сразу, а постепенно, через промежуточные, переходные звуки [10].
1. Ахутина Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике трудностей обучения. В кн.: Проблемы специальной психологии и психодиагностика отклоняющегося развития. М., 1998.
2. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 2001.
3. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. . -- М.: просвещение, 1973
4. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 1996. -414 с.
5. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи / Алексей Николаевич Гвоздев. – М. : АПН РСФСР, 1961. – 471 с.
6. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. – СПб., 2000. – 183 с.
7. Горчакова А.М. Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи // Современные тенденции специальной педагогики и психологии: Научные труды Всероссийской научно-практической конференции «Современные тенденции специальной педагогики и психологии» - Самара, СГПУ, 2003 – с.70-83
8. Гриншпун Б.М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов / Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): учеб. пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1997. – Т. 2. – 560 с.
9. Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М.: АПН РСФСР, 1958. – 378 с.
10. Казанская В.Л., Шматко Н.Д. Дидактические игры и упражнения по развитию слухового восприятия // Дефектология, 2002, №6- с.67
11. Каримова Н.В. Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного возраста // Образование и воспитание. — 2016. — №2. — С. 21-24.
12. Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. М., 1978.
13. Коноваленко В.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе (для детей с дизартрией). – М.: Педагогика, 2001. – 97 с.
14. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс - обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Пособие для логопедов. — М.: "Гном-Пресс", 2000.
15. Краузе Е.Н. Логопедия.- СПб.: Учитель и ученик, Корона принт, 2003-270с.
16. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СПб., 1999
17. Левицкий В. В. Семантика и фонетика : [пособие, подготовленное на материале экспериментальных исследований] / В. В. Левицкий. – Черновцы, 1973. – 103 с.
18. Логопедия / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 2005.
19. Лурия А.Р. Мышление и речь. - М.:Москов. ун-т, 1975.
20. Манерко Е.И Формирование звуко-слоговой структуры слова в онтогенезе // http://www.scienceforum.ru/2015/pdf/12323.pdf
21. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи [Текст] / Р.Е. Левина. - М., 1961. - 310 с.
22. Оскольская Н.А. Типология индивидуальных различий в структуре фонетико-фонематического недоразвития речи // Дефектология, 2001, №2-с.49
23. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – М., 2009. – 365 с.
24. Правдина О.В. Логопедия Учеб.пособие для студентов дефектолог. фак-товпед. ин-тов. — Изд. 2-е, доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1973. — 272 с.
25. Рау, Ф.Ф. Устная речь глухих [Текст] / Ф.Ф. Рау. – М.: Педагогика, 1973. – 304 с.
26. Рибцун Ю. В. Инновационный подход к организации и проведению артикуляционной гимнастики в логопедической группе / Ю. В. Рибцун // Дошкольное образование. - 2011. - № 3 (33). - С. 31-43
27. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми.- М.: ВЛАДОС, 1994 – 344 с.
28. Смирнова Л. Н. Развитие речи у детей 2—3 лет. Пособие для воспитателей и родителей. — М.: Мозаика-Синтез, 2006. — 104 с.
29. Соботович Е. Ф. Психолингвистическая структура речевой деятельности и механизмы ее формирования / Е. Ф. Соботович. – К. : ИЗМН, 1997. – 44 с
30. Спирова Л.В., Ястребова А.В. Нарушения речи у детей // Хрестоматия по логопедии / Под ред. Волковой Л.С., Селиверстова В.И. В 2-х т.-М.: Владос 1997.
31. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб., 1998.
32. Трубникова Н. М. Структура и содержание речевой карты Учебно-методическое пособие / Урал, гос. пед, ун-т Екатеринбург 1998. 51 с.
33. Ушакова Т.Н. Принципы развития ранней детской речи //Дефектология. 2004. - №5.
34. Филичева Т. Б. Основы логопедии / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г.В. Чиркина. – М. :Просв., 1989. – С. 48–52.
35. Хватцев М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина.- М.: Академия, 1999 – с.331
36. Хватцев М.Е. Логопедия. Пособие для студентов пединститутов и учителей. М. Учпедгиз. 1959г.
37. Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте / Н. Х. Швачкин // Известия АПН РСФСР, отдел психологии. –Вып. 13. – 1948. – С. 101–132.
38. Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина.- М.: Академия, 1999 – с.312
39. Эльконин Д. Б. Детская психология [развитие ребенка от рождения до семи лет] / Даниил Борисович Эльконин. – М. : Гос. учебно-пед. изд-во министерства просвещения РСФСР, 1960. – 328 с.
| Купить эту работу vs Заказать новую | ||
|---|---|---|
| 0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
|
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
| Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
| 350 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 147295 Курсовых работ — поможем найти подходящую