Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Полноценное овладение письменной речью на начальном этапе школьного обучения является необходимым условием для успешного усвоения школьной программы, формирования личности ребенка и его социальной адаптации, вооружает новыми средствами речевой коммуникации в письменной форме. Начало изучения нарушений письма и чтения у детей приходится на вторую половину XIX ст. В 30-х годах 20-го столетия в работах многих педагогов-дефектологов и психологов отмечается определенная зависимость между дефектами произношения, дислексиями и дисграфиями у детей (М.Е. Хватцев, Р.Е. Левина и др.)
Введение в странах Западной Европы государственного школьного образования позволило выявить особую категорию детей, которые не могли овладеть грамотой, несмотря на нормальное развитие. С позиции психофизиологического подхода, направленного на изучение психофизиологических механизмов процесса письма и чтения, дисграфию рассматривают как следствие нарушенной аналитико-синтетической деятельности рече-слухового, рече-двигательного, зрительного и двигательного анализаторов.
В последующих работах Р.Е. Левиной, Л.Ф. Спировой и в других работах сотрудников сектора логопедии института дефектологии АПН РСФСР нашел отражение новый системный подход в понимании дислексии и дисграфии у детей. Современное понимание письма как вида речевой деятельности требует значительно более широкого подхода к изучению дисграфии, не ограничиваясь клиническим и психофизиологическим (анализаторным) аспектами, недостаточно учитывающими сложную психологическую структуру письменной речи. Психолингвистический аспект изучения этих нарушений рассматривает механизмы дисграфии как расстройство операций порождения речевого высказывания.
Наиболее современными аспектами изучения дисграфии, которые получили распространение благодаря однозначной связи между недостатком письма и его коррекцией, являются психолого-логопедический и психолингвистический аспекты. Итак, с точки зрения психолого-логопедического и лингвистического подходов дисграфию следует понимать, прежде всего, как специфическое речевое нарушение, требующее специальных психолого-педагогических методов коррекции. В настоящее время существуют разные взгляды на происхождение дисграфии, что свидетельствует о сложнейшей проблеме механизмов нарушения письменной речи.
Объект – нарушения письменной речи младших школьников.
Предмет – преодоление нарушений акустической дисграфии у второклассников на школьном логопункте.
Цель – теоретически обосновать и практически исследовать особенности коррекции акустической дисграфии у второклассников на школьном логопункте.
Задачи:
1. Проанализировать проблему нарушения письменной речи в трудах отечественных педагогов.
2. Рассмотреть особенности проявления акустической дисграфии у второклассников.
3. Раскрыть содержание логопедической работы при коррекции акустической дисграфии у второклассников на школьном логопункте.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по коррекции акустической дисграфии у второклассников на школьном логопункте.
Гипотеза – коррекция акустической дисграфии у второклассников на школьном логопункте будет осуществляться более эффективно при применении специально разработанного комплекса упражнений.
Теоретико-методологическая основа: мы опирались на теорию А.Р. Лурия «О психофизиологической основе письма», на классификацию дисграфии, Методические разработки и научные исследования принадлежат таким, ученым как: Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, Г.М., Сумченко, Ю.Г. Демьянов, С.Б. Яковлев, Г.А. Волкова, Е.А. Логинова, Р.Е. Левина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин. Р.Л. Креймер, М.Р. Львов.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, анализ и обобщение опыта специалистов, логопедическая диагностика, количественный и качественный анализ данных.
Практическая значимость исследования: результаты работы, в частности, разработанный комплекс упражнений может быть использован на практике специалистами при коррекции акустической дисграфии у второклассников на школьном логопункте.
База: Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Волгоградская школа-интернат № 5».
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы коррекции акустической дисграфии у второклассников на школьном логопункте 6
1.1. Проблема нарушения письменной речи в трудах отечественных педагогов 6
1.2. Особенности проявления акустической дисграфии у второклассников 9
1.3 Содержание логопедической работы при коррекции акустической дисграфии у второклассников на школьном логопункте 12
Выводы по 1 главе 18
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по коррекции акустической дисграфии у второклассников на школьном логопункте 19
2.1. Диагностика особенностей развития письменной речи у второклассников 19
2.2. Методика коррекции акустической дисграфии у второклассников на школьном логопункте 24
2.3 Динамика уровня развития письменной речи у второклассников 32
Выводы по 2 главе 35
Заключение 37
Список литературы 40
Проблема нарушений письменной речи у учащихся является одной из самых сложных и актуальных для школьного обучения. Данной проблемой занимались В.В. Давыдов, И.А. Зимняя, В.Т. Кудрявцев, С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина, С.В. Покровская и другие ученые.
1. Андрюхова Л.Л. Дидактический материал по развитию и коррекции устной речи (для учащихся 1-4 классов). Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 256 с.
2. Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. - М.: Изд-во ЛКИ, 2012. - 218 с.
3. Бачина О.В., Вилочева М.П. Школьный логопункт: Организация и содержание работы. (Библиотека журнала Логопед). М.: ТЦ Сфера, 2009. — 64 с.
4. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логосказки. - СПб. КАРО, 2002. - 128 с.
5. Визель Т.Г. Нарушение чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста: учебно-методическое пособие / Визель Т. Г. - М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005. -127 с.
6. Волкова Л.С. Нарушения письменной речи: Дислексия. Дисграфия. Логопедия: Методическое наследие. / Под ред. Л. С. Волковой: В 5 кн. Кн. IV: Нарушения письменной речи: Дислексия. Дисграфия. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 304 с.
7. Гаврилушкина О.П. Ребенок отстает в развитии? - М.: Дрофа, 2010. - 207 с.
8. Гайдина Л.И., Обухова Л.А. Логопедические упражнения: Исправление нарушений письменной речи. 1-4 классы. М.: ВАКО, 2007. — 112 с.
9. Гайдина Л.И., Обухова Л.А. Логопедические упражнения: исправление нарушений письменной речи в 1-4 классах. - М.: Вако, 2007.
10. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. - М.: АСТ, Харвест, 2008. - 400 с.
11. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Детство-Пресс, 2007. - 480 с.
12. Гвоздев А.Н. Значение изучения детского языка для языкознания // Как дети дошкольного возраста наблюдают явления языка. - СПб. БИОНТ, 1999. - 64 с.
13. Глухов В.П. О формировании связной описательной речи у старших дошкольников с ОНР // Дефектология. - №6. - 1990. - С.63-70.
14. Гризик Т.И. Пособие для обследования и закрепления грамматического строя речи у детей 5-6 лет. - М.: Просвещение, 2006. – 208 с.
15. Дерюгина А.С. Современные теоретические представления о дисграфии и проблема ее классификации // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №66-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-teoreticheskie-predstavleniya-o-disgrafii-i-problema-ee-klassifikatsii (дата обращения: 21.02.2023).
16. Дроздова Н.В., Зайцева Л.А. и др. Нарушения устной и письменной речи. Мн.: УО «БГПУ», 2003. - 64 с.
17. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2000.
18. Елисеева М.Б. Развитие речи ребенка: взгляд лингвиста [речевой онтогенез] // Логопед. - 2005. - № 4. - С.18-28.
19. Елисеева М.Б. Развитие речи ребенка: взгляд лингвиста [речевой онтогенез] // Логопед. 2005. №4. - С.18-28.
20. Емельянова Е.Н., Соболева А.Е. Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом. СПб. Питер, 2009. — 96 с.
21. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей: методическое пособие. - М.: Просвещение, 1972.
22. Жинкин Н.И. Психолингвистика. - М.: Лабиринт, 2009. - 288 с.
23. Жулина Е.В. Внешняя речь и ее влияние на становление психики ребенка / Е.В. Жулина, А.Н. Шамов // Вестник Мининского университета. 2017. № 2 (19). С. 12.
24. Жулина Е.В. Проблема акустической дисграфии у младших школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №60-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-akusticheskoy-disgrafii-u-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 21.02.2023).
25. Жулина Е.В. Система логопедической работы по коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников / Е.В. Жулина, О.М Аладьина. // Вестник Мининского университета. Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 55-8. С. 188-195.
26. Каморина Е.А. Логопедическая работа с младшими школьниками при нарушении чтения и письма, обусловленные смешением букв по кинестетическому сходству// Логопед, 2007. - №2 - с. 35-42.
27. Коваленко О.М. Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы. Учебно-методическое пособие. М.: АСТ: Астрель, 2005. – 72 с.
28. Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н. Вправо - влево, вверх - вниз: Развитие пространственного восприятия у детей 6 - 8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 80 с.
29. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического изучения нарушений устной речи. - М., 2004. - 72 с.
30. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: методическое пособие. - Сан. - Петербург. Изд-во «Союз», 2003.
31. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. - СПб. Союз, 2001. – 222с.
32. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с ЗПР. - М.: Владос, 2004. - 304 с.
33. Мазанова Е.В. Логопедия Коррекция акустической дисграфии. Конспекты для логопедов. - М.: ООО «Аквариум принт», 2006. 240 с.
34. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей: Из опыта работы: Учебное пособие. Санкт-Петербург, фирма Стройлеспечать, 1995. — 64 с.
35. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб. Питер, 2012. - 713 с.
36. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. Владос, 1997. — 256 с.
37. Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоления у младших школьников [Текст] / И.Н. Садовникова. - М.: «Владос», 1995. - 256 с.
38. Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи: Учебное пособие для вузов. - М.: Академия, 2003. - 144 с.
39. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи. Наглядно-методическое пособие. - СПб. Детство-Пресс, 2006. - 52 с.
40. Чиркина Г.В. (ред.) Методы обследования речи детей Пособие по диагностике речевых нарушений. — 4-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2003. – 240 с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Полноценное овладение письменной речью на начальном этапе школьного обучения является необходимым условием для успешного усвоения школьной программы, формирования личности ребенка и его социальной адаптации, вооружает новыми средствами речевой коммуникации в письменной форме. Начало изучения нарушений письма и чтения у детей приходится на вторую половину XIX ст. В 30-х годах 20-го столетия в работах многих педагогов-дефектологов и психологов отмечается определенная зависимость между дефектами произношения, дислексиями и дисграфиями у детей (М.Е. Хватцев, Р.Е. Левина и др.)
Введение в странах Западной Европы государственного школьного образования позволило выявить особую категорию детей, которые не могли овладеть грамотой, несмотря на нормальное развитие. С позиции психофизиологического подхода, направленного на изучение психофизиологических механизмов процесса письма и чтения, дисграфию рассматривают как следствие нарушенной аналитико-синтетической деятельности рече-слухового, рече-двигательного, зрительного и двигательного анализаторов.
В последующих работах Р.Е. Левиной, Л.Ф. Спировой и в других работах сотрудников сектора логопедии института дефектологии АПН РСФСР нашел отражение новый системный подход в понимании дислексии и дисграфии у детей. Современное понимание письма как вида речевой деятельности требует значительно более широкого подхода к изучению дисграфии, не ограничиваясь клиническим и психофизиологическим (анализаторным) аспектами, недостаточно учитывающими сложную психологическую структуру письменной речи. Психолингвистический аспект изучения этих нарушений рассматривает механизмы дисграфии как расстройство операций порождения речевого высказывания.
Наиболее современными аспектами изучения дисграфии, которые получили распространение благодаря однозначной связи между недостатком письма и его коррекцией, являются психолого-логопедический и психолингвистический аспекты. Итак, с точки зрения психолого-логопедического и лингвистического подходов дисграфию следует понимать, прежде всего, как специфическое речевое нарушение, требующее специальных психолого-педагогических методов коррекции. В настоящее время существуют разные взгляды на происхождение дисграфии, что свидетельствует о сложнейшей проблеме механизмов нарушения письменной речи.
Объект – нарушения письменной речи младших школьников.
Предмет – преодоление нарушений акустической дисграфии у второклассников на школьном логопункте.
Цель – теоретически обосновать и практически исследовать особенности коррекции акустической дисграфии у второклассников на школьном логопункте.
Задачи:
1. Проанализировать проблему нарушения письменной речи в трудах отечественных педагогов.
2. Рассмотреть особенности проявления акустической дисграфии у второклассников.
3. Раскрыть содержание логопедической работы при коррекции акустической дисграфии у второклассников на школьном логопункте.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по коррекции акустической дисграфии у второклассников на школьном логопункте.
Гипотеза – коррекция акустической дисграфии у второклассников на школьном логопункте будет осуществляться более эффективно при применении специально разработанного комплекса упражнений.
Теоретико-методологическая основа: мы опирались на теорию А.Р. Лурия «О психофизиологической основе письма», на классификацию дисграфии, Методические разработки и научные исследования принадлежат таким, ученым как: Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, Г.М., Сумченко, Ю.Г. Демьянов, С.Б. Яковлев, Г.А. Волкова, Е.А. Логинова, Р.Е. Левина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин. Р.Л. Креймер, М.Р. Львов.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, анализ и обобщение опыта специалистов, логопедическая диагностика, количественный и качественный анализ данных.
Практическая значимость исследования: результаты работы, в частности, разработанный комплекс упражнений может быть использован на практике специалистами при коррекции акустической дисграфии у второклассников на школьном логопункте.
База: Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Волгоградская школа-интернат № 5».
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы коррекции акустической дисграфии у второклассников на школьном логопункте 6
1.1. Проблема нарушения письменной речи в трудах отечественных педагогов 6
1.2. Особенности проявления акустической дисграфии у второклассников 9
1.3 Содержание логопедической работы при коррекции акустической дисграфии у второклассников на школьном логопункте 12
Выводы по 1 главе 18
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по коррекции акустической дисграфии у второклассников на школьном логопункте 19
2.1. Диагностика особенностей развития письменной речи у второклассников 19
2.2. Методика коррекции акустической дисграфии у второклассников на школьном логопункте 24
2.3 Динамика уровня развития письменной речи у второклассников 32
Выводы по 2 главе 35
Заключение 37
Список литературы 40
Проблема нарушений письменной речи у учащихся является одной из самых сложных и актуальных для школьного обучения. Данной проблемой занимались В.В. Давыдов, И.А. Зимняя, В.Т. Кудрявцев, С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина, С.В. Покровская и другие ученые.
1. Андрюхова Л.Л. Дидактический материал по развитию и коррекции устной речи (для учащихся 1-4 классов). Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 256 с.
2. Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. - М.: Изд-во ЛКИ, 2012. - 218 с.
3. Бачина О.В., Вилочева М.П. Школьный логопункт: Организация и содержание работы. (Библиотека журнала Логопед). М.: ТЦ Сфера, 2009. — 64 с.
4. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логосказки. - СПб. КАРО, 2002. - 128 с.
5. Визель Т.Г. Нарушение чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста: учебно-методическое пособие / Визель Т. Г. - М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005. -127 с.
6. Волкова Л.С. Нарушения письменной речи: Дислексия. Дисграфия. Логопедия: Методическое наследие. / Под ред. Л. С. Волковой: В 5 кн. Кн. IV: Нарушения письменной речи: Дислексия. Дисграфия. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 304 с.
7. Гаврилушкина О.П. Ребенок отстает в развитии? - М.: Дрофа, 2010. - 207 с.
8. Гайдина Л.И., Обухова Л.А. Логопедические упражнения: Исправление нарушений письменной речи. 1-4 классы. М.: ВАКО, 2007. — 112 с.
9. Гайдина Л.И., Обухова Л.А. Логопедические упражнения: исправление нарушений письменной речи в 1-4 классах. - М.: Вако, 2007.
10. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. - М.: АСТ, Харвест, 2008. - 400 с.
11. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Детство-Пресс, 2007. - 480 с.
12. Гвоздев А.Н. Значение изучения детского языка для языкознания // Как дети дошкольного возраста наблюдают явления языка. - СПб. БИОНТ, 1999. - 64 с.
13. Глухов В.П. О формировании связной описательной речи у старших дошкольников с ОНР // Дефектология. - №6. - 1990. - С.63-70.
14. Гризик Т.И. Пособие для обследования и закрепления грамматического строя речи у детей 5-6 лет. - М.: Просвещение, 2006. – 208 с.
15. Дерюгина А.С. Современные теоретические представления о дисграфии и проблема ее классификации // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №66-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-teoreticheskie-predstavleniya-o-disgrafii-i-problema-ee-klassifikatsii (дата обращения: 21.02.2023).
16. Дроздова Н.В., Зайцева Л.А. и др. Нарушения устной и письменной речи. Мн.: УО «БГПУ», 2003. - 64 с.
17. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2000.
18. Елисеева М.Б. Развитие речи ребенка: взгляд лингвиста [речевой онтогенез] // Логопед. - 2005. - № 4. - С.18-28.
19. Елисеева М.Б. Развитие речи ребенка: взгляд лингвиста [речевой онтогенез] // Логопед. 2005. №4. - С.18-28.
20. Емельянова Е.Н., Соболева А.Е. Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом. СПб. Питер, 2009. — 96 с.
21. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей: методическое пособие. - М.: Просвещение, 1972.
22. Жинкин Н.И. Психолингвистика. - М.: Лабиринт, 2009. - 288 с.
23. Жулина Е.В. Внешняя речь и ее влияние на становление психики ребенка / Е.В. Жулина, А.Н. Шамов // Вестник Мининского университета. 2017. № 2 (19). С. 12.
24. Жулина Е.В. Проблема акустической дисграфии у младших школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №60-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-akusticheskoy-disgrafii-u-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 21.02.2023).
25. Жулина Е.В. Система логопедической работы по коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников / Е.В. Жулина, О.М Аладьина. // Вестник Мининского университета. Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 55-8. С. 188-195.
26. Каморина Е.А. Логопедическая работа с младшими школьниками при нарушении чтения и письма, обусловленные смешением букв по кинестетическому сходству// Логопед, 2007. - №2 - с. 35-42.
27. Коваленко О.М. Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы. Учебно-методическое пособие. М.: АСТ: Астрель, 2005. – 72 с.
28. Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н. Вправо - влево, вверх - вниз: Развитие пространственного восприятия у детей 6 - 8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 80 с.
29. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического изучения нарушений устной речи. - М., 2004. - 72 с.
30. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: методическое пособие. - Сан. - Петербург. Изд-во «Союз», 2003.
31. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. - СПб. Союз, 2001. – 222с.
32. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с ЗПР. - М.: Владос, 2004. - 304 с.
33. Мазанова Е.В. Логопедия Коррекция акустической дисграфии. Конспекты для логопедов. - М.: ООО «Аквариум принт», 2006. 240 с.
34. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей: Из опыта работы: Учебное пособие. Санкт-Петербург, фирма Стройлеспечать, 1995. — 64 с.
35. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб. Питер, 2012. - 713 с.
36. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. Владос, 1997. — 256 с.
37. Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоления у младших школьников [Текст] / И.Н. Садовникова. - М.: «Владос», 1995. - 256 с.
38. Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи: Учебное пособие для вузов. - М.: Академия, 2003. - 144 с.
39. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи. Наглядно-методическое пособие. - СПб. Детство-Пресс, 2006. - 52 с.
40. Чиркина Г.В. (ред.) Методы обследования речи детей Пособие по диагностике речевых нарушений. — 4-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2003. – 240 с.
| Купить эту работу vs Заказать новую | ||
|---|---|---|
| 0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
|
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
| Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
| 350 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 147295 Курсовых работ — поможем найти подходящую