Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
У детей с дизартрией имеющиеся нарушения в устной речи переходят в письменную. В учебнике «Логопедия» Л.С. Волковой дисграфия определяется как «частичное специфическое нарушение процесса письма, проявляющееся в нестойкости оптико-пространственного образа буквы, в смешениях или пропусках букв, в искажениях звукослогового состава слова и структуры предложений». (учебник волковой) У детей, страдающих дисграфией вследствие органического поражения центральной нервной системы, нарушены двигательные механизмы и страдает общая моторика речи, а также нарушается общая артикуляционная моторика. Это приводит к нарушениям речи и, соответственно, к трудностям обучения письму.
У школьников младших классов трудности в освоении навыка письма встречаются достаточно часто. Есть несколько работ, посвященных исправлению нарушений письма у учащихся общеобразовательных школ (И.Н. Садовникова, А.Ф. Спирова, А.В. Ястребова). Анализ некоторых механизмов нарушения письма (О.Б. Иншакова, А.Н. Корнев и Р.Е. Левина) представлен в отдельных исследованиях. Многие теоретические аспекты обучения письму детей младшего школьного возраста до сих пор не изучены.
Педагогическая работа, включающая своевременное обнаружение дисграфии и точное определение ее отличительных признаков, является очень важным звеном системы логопедической работы по коррекции нарушений письма. Таким образом, перечисленные выше факты обусловили выбор темы нашего исследования.
Цель исследования: теоретически и эмпирически изучить особенности письма у детей младшего школьного возраста с дизартрией.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме исследования.
2. Выявить особенности письма у детей младшего школьного возраста с дизартрией.
3. Теоретически изучить основные методики коррекции письма у детей младшего школьного возраста с дизартрией.
В соответствии с целью и задачами работы в ходе данного исследования применялись следующие методы: анализ психолого-педагогической и специальной литературы, изучение психолого- педагогической документации, количественная и качественная обработка полученных результатов.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические вопросы изучения письма у детей младшего школьного возраста 5
1.1 Понятие «письмо» в психолого-педагогической литературе 5
1.2 Закономерности формирования навыка письма в онтогенезе 7
Выводы по 1 главе 11
Глава 2. Теоретические вопросы изучения особенностей письма у детей младшего школьного возраста с дизартрией 13
2.1 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с дизартрией 13
2.2 Специфика овладения письмом детьми младшего школьного возраста с дизартрией 15
2.4 Коррекционная работа по формированию навыков письма у детей младшего школьного возраста с дизартрией 18
Выводы по 2 главе 20
3.1 Методика изучения письма у детей младшего школьного возраста с дизартрией 22
3.2 Состояние письма у детей младшего школьного возраста с дизартрией 25
Выводы по 3 главе 27
Заключение 29
Список использованных источников 31
Письменная речь является одним из самых важных средств общения. Письмо дает возможность человеку выражать свои мысли и передавать информацию в графическом виде, что позволяет сохранять его для существующих и будущих поколений. Научиться писать важно для младших школьников, потому что письмо и чтение превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися.
1. Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. - М.: Изд-во ЛКИ, 2012. - 218 с.
2. Бачина О.В., Вилочева М.П. Школьный логопункт: Организация и содержание работы. (Библиотека журнала Логопед). М.: ТЦ Сфера, 2009. — 64 с.
3. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логосказки. - СПб. КАРО, 2002. - 128 с.
4. Величенкова О.А., Ахутина Т.В., Русецкая М.Н., Гусарова З.В. Проблема нарушений письма и чтения у детей: данные Всероссийского опроса // Специальное образование. 2019. №3 (55). С. 36-49.
5. Визель Т.Г. Нарушение чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста: учебно-методическое пособие / Визель Т. Г. - М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005. -127 с.
6. Волкова Л.С. Нарушения письменной речи: Дислексия. Дисграфия. Логопедия: Методическое наследие. / Под ред. Л. С. Волковой: В 5 кн. Кн. IV: Нарушения письменной речи: Дислексия. Дисграфия. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 304 с.
7. Выготский Л.С. Проблемы развития психики. Собр. Соч-й, Т.3. М.: Педагогика, 1983. 368с.
8. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М.-Л.: Гос. учеб.-пед. изд-во, 1935. 133с.
9. Гаврилушкина О.П. Ребенок отстает в развитии? - М.: Дрофа, 2010. - 207 с.
10. Гайдина Л.И., Обухова Л.А. Логопедические упражнения: Исправление нарушений письменной речи. 1-4 классы. М.: ВАКО, 2007. — 112 с.
11. Гурьянов Е.В. Психология обучения письму. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. 264 с.
12. Дерюгина А.С. Современные теоретические представления о дисграфии и проблема ее классификации // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №66-4. С. 15-19
13. Дроздова Н.В., Зайцева Л.А. и др. Нарушения устной и письменной речи. Мн.: УО «БГПУ», 2003. - 64 с.
14. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2000.
15. Елисеева М.Б. Развитие речи ребенка: взгляд лингвиста [речевой онтогенез] // Логопед. - 2005. - № 4. - С.18-28.
16. Елисеева М.Б. Развитие речи ребенка: взгляд лингвиста [речевой онтогенез] // Логопед. 2005. №4. - С.18-28.
17. Емельянова Е.Н., Соболева А.Е. Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом. СПб. Питер, 2009. — 96 с.
18. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей: методическое пособие. - М.: Просвещение, 1972.
19. Жинкин Н.И. Психолингвистика. - М.: Лабиринт, 2009. - 288 с.
20. Каморина Е.А. Логопедическая работа с младшими школьниками при нарушении чтения и письма, обусловленные смешением букв по кинестетическому сходству// Логопед, 2007. - №2 - с. 35-42.
21. Коваленко О.М. Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы. Учебно-методическое пособие. М.: АСТ: Астрель, 2005. – 72 с.
22. Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н. Вправо - влево, вверх - вниз: Развитие пространственного восприятия у детей 6 - 8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 80 с.
23. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического изучения нарушений устной речи. - М., 2004. - 72 с.
24. Махмудов А.М. Письменная речь как форма речетворческой деятельности // Известия Самарского научного центра РАН. 2012. №2-6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pismennaya-rech-kak-forma-rechetvorcheskoy-deyatelnosti (дата обращения: 13.04.2023).
25. Маховиков Д.В. Гипертекст как предмет психолингвистического анализа: методы исследования // Вопросы гуманитарных наук. 2017. №. 6. С. 72-75.
26. Ощепкова Е.С. Письменная речь в отечественной психолингвистике // Вопросы психолингвистики. 2021. №4 (50). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pismennaya-rech-v-otechestvennoy-psiholingvistike (дата обращения: 13.04.2023).
27. Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи: Учебное пособие для вузов. - М.: Академия, 2003. - 144 с.
28. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи. Наглядно-методическое пособие. - СПб. Детство-Пресс, 2006. - 52 с.
29. Ушакова Т.Н. Речь: истоки и принципы развития. М.: ПЕР СЭ, 2017. 256 с.
30. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2000. 238 с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
У детей с дизартрией имеющиеся нарушения в устной речи переходят в письменную. В учебнике «Логопедия» Л.С. Волковой дисграфия определяется как «частичное специфическое нарушение процесса письма, проявляющееся в нестойкости оптико-пространственного образа буквы, в смешениях или пропусках букв, в искажениях звукослогового состава слова и структуры предложений». (учебник волковой) У детей, страдающих дисграфией вследствие органического поражения центральной нервной системы, нарушены двигательные механизмы и страдает общая моторика речи, а также нарушается общая артикуляционная моторика. Это приводит к нарушениям речи и, соответственно, к трудностям обучения письму.
У школьников младших классов трудности в освоении навыка письма встречаются достаточно часто. Есть несколько работ, посвященных исправлению нарушений письма у учащихся общеобразовательных школ (И.Н. Садовникова, А.Ф. Спирова, А.В. Ястребова). Анализ некоторых механизмов нарушения письма (О.Б. Иншакова, А.Н. Корнев и Р.Е. Левина) представлен в отдельных исследованиях. Многие теоретические аспекты обучения письму детей младшего школьного возраста до сих пор не изучены.
Педагогическая работа, включающая своевременное обнаружение дисграфии и точное определение ее отличительных признаков, является очень важным звеном системы логопедической работы по коррекции нарушений письма. Таким образом, перечисленные выше факты обусловили выбор темы нашего исследования.
Цель исследования: теоретически и эмпирически изучить особенности письма у детей младшего школьного возраста с дизартрией.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме исследования.
2. Выявить особенности письма у детей младшего школьного возраста с дизартрией.
3. Теоретически изучить основные методики коррекции письма у детей младшего школьного возраста с дизартрией.
В соответствии с целью и задачами работы в ходе данного исследования применялись следующие методы: анализ психолого-педагогической и специальной литературы, изучение психолого- педагогической документации, количественная и качественная обработка полученных результатов.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические вопросы изучения письма у детей младшего школьного возраста 5
1.1 Понятие «письмо» в психолого-педагогической литературе 5
1.2 Закономерности формирования навыка письма в онтогенезе 7
Выводы по 1 главе 11
Глава 2. Теоретические вопросы изучения особенностей письма у детей младшего школьного возраста с дизартрией 13
2.1 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с дизартрией 13
2.2 Специфика овладения письмом детьми младшего школьного возраста с дизартрией 15
2.4 Коррекционная работа по формированию навыков письма у детей младшего школьного возраста с дизартрией 18
Выводы по 2 главе 20
3.1 Методика изучения письма у детей младшего школьного возраста с дизартрией 22
3.2 Состояние письма у детей младшего школьного возраста с дизартрией 25
Выводы по 3 главе 27
Заключение 29
Список использованных источников 31
Письменная речь является одним из самых важных средств общения. Письмо дает возможность человеку выражать свои мысли и передавать информацию в графическом виде, что позволяет сохранять его для существующих и будущих поколений. Научиться писать важно для младших школьников, потому что письмо и чтение превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися.
1. Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. - М.: Изд-во ЛКИ, 2012. - 218 с.
2. Бачина О.В., Вилочева М.П. Школьный логопункт: Организация и содержание работы. (Библиотека журнала Логопед). М.: ТЦ Сфера, 2009. — 64 с.
3. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логосказки. - СПб. КАРО, 2002. - 128 с.
4. Величенкова О.А., Ахутина Т.В., Русецкая М.Н., Гусарова З.В. Проблема нарушений письма и чтения у детей: данные Всероссийского опроса // Специальное образование. 2019. №3 (55). С. 36-49.
5. Визель Т.Г. Нарушение чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста: учебно-методическое пособие / Визель Т. Г. - М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005. -127 с.
6. Волкова Л.С. Нарушения письменной речи: Дислексия. Дисграфия. Логопедия: Методическое наследие. / Под ред. Л. С. Волковой: В 5 кн. Кн. IV: Нарушения письменной речи: Дислексия. Дисграфия. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 304 с.
7. Выготский Л.С. Проблемы развития психики. Собр. Соч-й, Т.3. М.: Педагогика, 1983. 368с.
8. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М.-Л.: Гос. учеб.-пед. изд-во, 1935. 133с.
9. Гаврилушкина О.П. Ребенок отстает в развитии? - М.: Дрофа, 2010. - 207 с.
10. Гайдина Л.И., Обухова Л.А. Логопедические упражнения: Исправление нарушений письменной речи. 1-4 классы. М.: ВАКО, 2007. — 112 с.
11. Гурьянов Е.В. Психология обучения письму. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. 264 с.
12. Дерюгина А.С. Современные теоретические представления о дисграфии и проблема ее классификации // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №66-4. С. 15-19
13. Дроздова Н.В., Зайцева Л.А. и др. Нарушения устной и письменной речи. Мн.: УО «БГПУ», 2003. - 64 с.
14. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2000.
15. Елисеева М.Б. Развитие речи ребенка: взгляд лингвиста [речевой онтогенез] // Логопед. - 2005. - № 4. - С.18-28.
16. Елисеева М.Б. Развитие речи ребенка: взгляд лингвиста [речевой онтогенез] // Логопед. 2005. №4. - С.18-28.
17. Емельянова Е.Н., Соболева А.Е. Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом. СПб. Питер, 2009. — 96 с.
18. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей: методическое пособие. - М.: Просвещение, 1972.
19. Жинкин Н.И. Психолингвистика. - М.: Лабиринт, 2009. - 288 с.
20. Каморина Е.А. Логопедическая работа с младшими школьниками при нарушении чтения и письма, обусловленные смешением букв по кинестетическому сходству// Логопед, 2007. - №2 - с. 35-42.
21. Коваленко О.М. Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы. Учебно-методическое пособие. М.: АСТ: Астрель, 2005. – 72 с.
22. Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н. Вправо - влево, вверх - вниз: Развитие пространственного восприятия у детей 6 - 8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 80 с.
23. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического изучения нарушений устной речи. - М., 2004. - 72 с.
24. Махмудов А.М. Письменная речь как форма речетворческой деятельности // Известия Самарского научного центра РАН. 2012. №2-6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pismennaya-rech-kak-forma-rechetvorcheskoy-deyatelnosti (дата обращения: 13.04.2023).
25. Маховиков Д.В. Гипертекст как предмет психолингвистического анализа: методы исследования // Вопросы гуманитарных наук. 2017. №. 6. С. 72-75.
26. Ощепкова Е.С. Письменная речь в отечественной психолингвистике // Вопросы психолингвистики. 2021. №4 (50). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pismennaya-rech-v-otechestvennoy-psiholingvistike (дата обращения: 13.04.2023).
27. Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи: Учебное пособие для вузов. - М.: Академия, 2003. - 144 с.
28. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи. Наглядно-методическое пособие. - СПб. Детство-Пресс, 2006. - 52 с.
29. Ушакова Т.Н. Речь: истоки и принципы развития. М.: ПЕР СЭ, 2017. 256 с.
30. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2000. 238 с.
| Купить эту работу vs Заказать новую | ||
|---|---|---|
| 0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
|
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
| Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
| 350 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 147295 Курсовых работ — поможем найти подходящую