все хорошо
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
В настоящее время особую актуальность приобретает проблема развития мышления у детей дошкольного возраста. С возрастом существенно изменяется содержание мышления дошкольников, усложняются их отношения с окружающими людьми, развивается игровая деятельность, возникают различные формы продуктивной деятельности, осуществление которых требует познания новых сторон и свойств предметов. Такое изменение содержания мышления требует и более совершенных его форм, обеспечивающих возможность преобразовывать ситуацию не только в плане внешней материальной деятельности, но и в плане представляемой.
В ряде исследований (Б.Г. Ананьев, О.И. Галкина, Л.Л. Гурова, А.А. Люблинская, И.С. Якиманская и др.) убедительно показана важная роль мышления при выполнении разного рода деятельности, решении как практических, так и познавательных задач. Были выделены различные типы образов и исследована их функция в осуществлении мыслительных процессов.
Необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала. Решение этой задачи во многом зависит от построения образовательного процесса. Большинство существующих образовательных программ ориентированно на передачу обучаемым общественно необходимой суммы знаний, на их количественный прирост, на отработку того, что ребёнок уже умеет делать. Однако умение использовать информацию определяется развитостью приёмов мышления и, в ещё большей мере, степенью их оформленности в систему. Потребность в целенаправленном формировании приёмов мышления в процессе изучения конкретных образовательных дисциплин уже осознаётся психологами и педагогами. Сегодня остается открытым вопрос о приемлемых и действенных формах обучения дошкольников, позволяющих решать проблему развития мышления. В связи с этим, возникает противоречие между необходимостью структурного развития мышления и отсутствием эффективного средства, позволяющего осуществить это на практике. Как показывают современные исследования, на протяжении дошкольного детства у ребенка интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности - игра, общение со сверстниками и взрослыми, простейшие трудовые действия, и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей. К проблеме мышления в отечественной психологии обращались многие ученые (А. Н. Леонтьевым, Ю. Т. Матасовым, С. Л. Рубинштейном, Е. А. Стребелевой), на первое место, ставя активность субъекта, понимание мышления как активной деятельности, включающей в значительной степени использование прошлого опыта человечества. В старшем дошкольном возрасте уделяется большое внимание для работы с детьми по развитию у них мыслительных операций. Вот почему вопросы развития мыслительных операций являются основными в подготовке детей к школе. В дошкольном возрасте уделяется большое внимание обращено к решению данного вопроса, так как этот психический процесс, на основе которого отчасти происходит подготовка детей к школе.
1.1 Феномен мышления в современной психолого –
педагогической литературе
Дошкольный возраст – важный этап в развитии ребенка. В этом возрасте ребенок начинает активно осваивать окружающий мир и развиваться. Обеспечение полноценного проживания ребенка дошкольного периода детства неразрывно связано с развитием мышления. Благодаря побуждениям к мыслительной деятельности, ребенок начинает познавать сущность вещей и явлений, узнавать закономерные связи и логические отношения между ними.(1,536)
Мышление - психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека; высший познавательный процесс, представляющий собой порождение нового знания и преобразование человека в действительности.(2)
В психологии мышление делится –
• по форме: наглядно – действенное, наглядно – образное и словесно – логическое;
• по характеру решаемых задач: теоретическое и практическое;
• по степени развернутости: дискурсивное, интуитивное;
• по степени новизны и оригинальности: репродуктивное (воспроизводящее) и продуктивное (творческое).
К проблеме мышления в отечественной психологии обращались многие ученые (А.Н. Леонтьев, Ю.Т. Матасов, С.Л. Рубинштейн, Е.А. Стребелева), на первое место, ставя активность субъекта, понимание мышления как активной деятельности, включающей в значительной степени использование прошлого опыта человечества. «В вопросе о движущих силах развития мышления советская специальная психология, отстаивая положение о социально-исторической обусловленности всего психического развития, признает, в том числе социальную обусловленность развития мышления. При этом подчеркивается ведущая роль активного взаимодействия индивида с социальной средой. Это взаимодействие осуществляется в человеческой деятельности».(3)
Огромный вклад внес Л.С. Выготский, который выдвинул социокультурную концепцию развития мышления, в которой делении происходит на доречевое мышление и мышление в момент, когда речь сформирована. Он отождествлял развитие мышления с развитием языка и речи и выдвигал гипотезу о производности внутренних мыслительных процессов от предметной внешней деятельности, при этом отмечая, что у ребенка до двух лет мышление и речь существуют независимо друг от друга.(4,783)
Позже, основываясь на теории Л.С. Выготского, появилась теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина), которая отражала переход внешнего действия во внутренний план. Согласно теории формирования умственных действий мышление – это процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, в процессе формирования которого происходит формирование самой личности в целом. Деятельность процесса мышления осуществляется на уровне умений и навыков. Говоря о мышление как о виде деятельности необходимо сказать, что онo имеет ряд операций, которые начинают формироваться у ребенка еще в дошкольном возрасте - сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение. Рассмотрим более подробно каждую из мыслительных операций. Рассмотрим краткую характеристику каждого из них.
Гипотеза состоит в предположении, что мышление детей с РАС имеет свои специфические особенности, обусловленные наличием искаженного развития и соотношением первичного и вторичного отклонений в сложной структуре дефекта. Работа на оценку 5, оригинальность от 60%.
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Дывыдова.-М.: Педагогика Пресс, 1999. - 536 с.
2. Морозов С.А. Детский аутизм и основы его коррекции (материалы к спецкурсу).-М.: Сигналъ, 2002.
3. Детская практическая психология/ под ред. Т.Д.Марцинковской - М., 2001.
4. Беттельхейм Б. Пустая крепость: Детский аутизм и рождение Я. М.: Академический Проект: Традиция, 2004.783 с.
5. Шкуренко Д.А. Общая и медицинская психология. - Р.-на-Д.: Феникс, 2002. - 352 с.
6. Холодная М.А. Общие вопросы психологии. - СПб.: Питер, 2002. - 272 с.
7. Смирнов А.А. Психология. - М.: Учпедгиз, 1962. - 556 с.
8. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. – М., 2000
9. https://revolution.allbest.ru/
10. Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 3-е изд. - М.: Изд-во УРАО, 1997. – 176с.
11. Люблинская А. А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. М.: Просвещение, 1971. – 415 с. С. 243
12. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов.-7-е издание, стереотип.-М.:Издательский центр «Академия», 2003.-с.193.
13. http://diplomba.ru/work/109343
14. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М., "Теревинф", 1997
15. Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов / А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин М.: Просвещение, 1964. - с. 116-158.
16. Евстеефа В.И., Филиппова Н.В. Особенности развития познавательной сферы у детей дошкольного и младшего школьного возраста, страдающих ранним детским аутизмом //Бюллетень медицинских Интернет‐конференций (ISSN 2224‐6150) 2014. Том 4. № 5 – С. 642-643
17. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. М., 2003
18. Белопольская Л.Н. Исключение предметов М., Когито-Центр, 2006. – 30 с.
19. Психологический практикум «Мышление и речь»: учебно- методическое пособие / сост.: А.А. Маленов, А.Ю. Маленова. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. – 108 с.
20. Херсонский Б. Г. Метод пиктограмм в психодиагностике психических заболеваний.-,К.:Здоровья, 1988.-104 с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
В настоящее время особую актуальность приобретает проблема развития мышления у детей дошкольного возраста. С возрастом существенно изменяется содержание мышления дошкольников, усложняются их отношения с окружающими людьми, развивается игровая деятельность, возникают различные формы продуктивной деятельности, осуществление которых требует познания новых сторон и свойств предметов. Такое изменение содержания мышления требует и более совершенных его форм, обеспечивающих возможность преобразовывать ситуацию не только в плане внешней материальной деятельности, но и в плане представляемой.
В ряде исследований (Б.Г. Ананьев, О.И. Галкина, Л.Л. Гурова, А.А. Люблинская, И.С. Якиманская и др.) убедительно показана важная роль мышления при выполнении разного рода деятельности, решении как практических, так и познавательных задач. Были выделены различные типы образов и исследована их функция в осуществлении мыслительных процессов.
Необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала. Решение этой задачи во многом зависит от построения образовательного процесса. Большинство существующих образовательных программ ориентированно на передачу обучаемым общественно необходимой суммы знаний, на их количественный прирост, на отработку того, что ребёнок уже умеет делать. Однако умение использовать информацию определяется развитостью приёмов мышления и, в ещё большей мере, степенью их оформленности в систему. Потребность в целенаправленном формировании приёмов мышления в процессе изучения конкретных образовательных дисциплин уже осознаётся психологами и педагогами. Сегодня остается открытым вопрос о приемлемых и действенных формах обучения дошкольников, позволяющих решать проблему развития мышления. В связи с этим, возникает противоречие между необходимостью структурного развития мышления и отсутствием эффективного средства, позволяющего осуществить это на практике. Как показывают современные исследования, на протяжении дошкольного детства у ребенка интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности - игра, общение со сверстниками и взрослыми, простейшие трудовые действия, и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей. К проблеме мышления в отечественной психологии обращались многие ученые (А. Н. Леонтьевым, Ю. Т. Матасовым, С. Л. Рубинштейном, Е. А. Стребелевой), на первое место, ставя активность субъекта, понимание мышления как активной деятельности, включающей в значительной степени использование прошлого опыта человечества. В старшем дошкольном возрасте уделяется большое внимание для работы с детьми по развитию у них мыслительных операций. Вот почему вопросы развития мыслительных операций являются основными в подготовке детей к школе. В дошкольном возрасте уделяется большое внимание обращено к решению данного вопроса, так как этот психический процесс, на основе которого отчасти происходит подготовка детей к школе.
1.1 Феномен мышления в современной психолого –
педагогической литературе
Дошкольный возраст – важный этап в развитии ребенка. В этом возрасте ребенок начинает активно осваивать окружающий мир и развиваться. Обеспечение полноценного проживания ребенка дошкольного периода детства неразрывно связано с развитием мышления. Благодаря побуждениям к мыслительной деятельности, ребенок начинает познавать сущность вещей и явлений, узнавать закономерные связи и логические отношения между ними.(1,536)
Мышление - психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека; высший познавательный процесс, представляющий собой порождение нового знания и преобразование человека в действительности.(2)
В психологии мышление делится –
• по форме: наглядно – действенное, наглядно – образное и словесно – логическое;
• по характеру решаемых задач: теоретическое и практическое;
• по степени развернутости: дискурсивное, интуитивное;
• по степени новизны и оригинальности: репродуктивное (воспроизводящее) и продуктивное (творческое).
К проблеме мышления в отечественной психологии обращались многие ученые (А.Н. Леонтьев, Ю.Т. Матасов, С.Л. Рубинштейн, Е.А. Стребелева), на первое место, ставя активность субъекта, понимание мышления как активной деятельности, включающей в значительной степени использование прошлого опыта человечества. «В вопросе о движущих силах развития мышления советская специальная психология, отстаивая положение о социально-исторической обусловленности всего психического развития, признает, в том числе социальную обусловленность развития мышления. При этом подчеркивается ведущая роль активного взаимодействия индивида с социальной средой. Это взаимодействие осуществляется в человеческой деятельности».(3)
Огромный вклад внес Л.С. Выготский, который выдвинул социокультурную концепцию развития мышления, в которой делении происходит на доречевое мышление и мышление в момент, когда речь сформирована. Он отождествлял развитие мышления с развитием языка и речи и выдвигал гипотезу о производности внутренних мыслительных процессов от предметной внешней деятельности, при этом отмечая, что у ребенка до двух лет мышление и речь существуют независимо друг от друга.(4,783)
Позже, основываясь на теории Л.С. Выготского, появилась теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина), которая отражала переход внешнего действия во внутренний план. Согласно теории формирования умственных действий мышление – это процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, в процессе формирования которого происходит формирование самой личности в целом. Деятельность процесса мышления осуществляется на уровне умений и навыков. Говоря о мышление как о виде деятельности необходимо сказать, что онo имеет ряд операций, которые начинают формироваться у ребенка еще в дошкольном возрасте - сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение. Рассмотрим более подробно каждую из мыслительных операций. Рассмотрим краткую характеристику каждого из них.
Гипотеза состоит в предположении, что мышление детей с РАС имеет свои специфические особенности, обусловленные наличием искаженного развития и соотношением первичного и вторичного отклонений в сложной структуре дефекта. Работа на оценку 5, оригинальность от 60%.
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Дывыдова.-М.: Педагогика Пресс, 1999. - 536 с.
2. Морозов С.А. Детский аутизм и основы его коррекции (материалы к спецкурсу).-М.: Сигналъ, 2002.
3. Детская практическая психология/ под ред. Т.Д.Марцинковской - М., 2001.
4. Беттельхейм Б. Пустая крепость: Детский аутизм и рождение Я. М.: Академический Проект: Традиция, 2004.783 с.
5. Шкуренко Д.А. Общая и медицинская психология. - Р.-на-Д.: Феникс, 2002. - 352 с.
6. Холодная М.А. Общие вопросы психологии. - СПб.: Питер, 2002. - 272 с.
7. Смирнов А.А. Психология. - М.: Учпедгиз, 1962. - 556 с.
8. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. – М., 2000
9. https://revolution.allbest.ru/
10. Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 3-е изд. - М.: Изд-во УРАО, 1997. – 176с.
11. Люблинская А. А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. М.: Просвещение, 1971. – 415 с. С. 243
12. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов.-7-е издание, стереотип.-М.:Издательский центр «Академия», 2003.-с.193.
13. http://diplomba.ru/work/109343
14. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М., "Теревинф", 1997
15. Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов / А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин М.: Просвещение, 1964. - с. 116-158.
16. Евстеефа В.И., Филиппова Н.В. Особенности развития познавательной сферы у детей дошкольного и младшего школьного возраста, страдающих ранним детским аутизмом //Бюллетень медицинских Интернет‐конференций (ISSN 2224‐6150) 2014. Том 4. № 5 – С. 642-643
17. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. М., 2003
18. Белопольская Л.Н. Исключение предметов М., Когито-Центр, 2006. – 30 с.
19. Психологический практикум «Мышление и речь»: учебно- методическое пособие / сост.: А.А. Маленов, А.Ю. Маленова. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. – 108 с.
20. Херсонский Б. Г. Метод пиктограмм в психодиагностике психических заболеваний.-,К.:Здоровья, 1988.-104 с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
730 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149284 Курсовой работы — поможем найти подходящую