Рекомендую автора. Работа сделана качественно и раньше срока. Спасибо.
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение
В первые годы существования Советской России ее внешняя политика в основном оценивалась на идее «мировой революции». Сразу после победы в октябре 1917 года большевиков, перед Советским государством встал вопрос о проведении внешней политики и установлении международных отношений. Перед новым руководством страны встал вопрос о выходе из мировой войны и необходимости заключения международных договоров. До середины 1919 года Советское правительство находилось, можно сказать, в полной дипломатической изоляции.
Изменению внешнеполитического курса страны способствовал приход к руководству внешней политикой Г. В. Чичерина, который несомненно являлся высококвалифицированным специалистом в этой области и благодаря его опыту, знанию международного права и связям с зарубежными внешнеполитическими ведомствами дипломатические отношения Советской России с зарубежными странами начали налаживаться.
Правительство СССР во всем очень активно поддерживало в финансовом и политическом плане коммунистические, антиимпериалистические и освободительные движения по всему миру. Осуществлялось руководство деятельностью революционных организаций из Москвы под руководством Зиновьева Г. Е., который находился во главе III Коммунистического Интернационала . Однако надежды на переустройство мира и мировую революцию не оправдались, так как в западных странах деятельность этих организаций пресекали, ее рас-сматривали как противозаконную и террористическую. Всеобщая забастовка в Гамбурге 1923 года не принесла победы ее организаторам, и идея мировой революции утратила свою актуальность. Во внешней политике Советского государства теперь встала задача нормализации отношений со странами Запада и укрепление позиций на мировой арене.
В начале 20-х годов были предприняты первые и довольно успешные шаги по установлению дипломатических отношений между СССР и странами Запада. Нормализации отношений способствовало заключение торговых соглашений. С 1920-ого по 1924-й год были подписаны торговые соглашения с Англией, Германией, Норвегией, Австрией, Италией, Данией и Чехословакией. Налаживание торговых и экономических отношений способствовало тому, что постепенно Москва налаживала и дипломатические связи, стали появляться дипломатические представительства государств, признавших Советское правительство, страны Антанты отменили экономическую блокаду РСФСР, стали устанавливаться торговые контакты.
Актуальность темы. Российская Федерация в современном мире пере-живает достаточно сложный период, связанный с переосмыслением каждого из этапов ее истории. Изучение периода становления Советского государства в 1920-е годы продиктовано потребностью систематизировать накопленный исторический материал в соответствии с современными научными воззрениями, выявить виды, формы, способы, мотивы проведения международных переговоров и заключения договоров и позволяет получить наиболее объективную и полную картину исторического события, а также использовать накопленный опыт при определении основных тенденций развития современной внешней политики, которая отвечала бы ее национально-государственным интересам. Происходящие сегодня существенные изменения в структуре международных отношений повлияли на расстановку сил в мире, в новых условиях возрастает и значение Российской Федерации как территории, обладающей выгодным гео-графическим положением, значительными естественными ресурсами, мощным экономическим и политическим потенциалом. Постановка проблемы взаимодействия на международной арене стран, принадлежащих к разным мировым и локальным цивилизациям, вытекает из проблем исторической науки, т.к. без этого невозможно представить объективную картину истории международных отношений и тенденции их развития.
Очень важное значение в установлении политических и дипломатических отношений между Советским государством и странами Запада имело то, что дипломатические представители РСФСР активно участвовали в работе различных международных конференций. Деятельность Советского правительства, участие в конференциях, внешнеполитические переговоры, все это привело к тому, что дипломатическая блокада была прорвана. Необходимо сказать, что удалось это представителям достаточно непросто. Западные державы долго не признавали большевистское правительство и взаимоотношения с капиталистическим миром долго оставались достаточно сложными. Но к началу 20-х годов в урегулировании международных отношений были заинтересованы все страны. Нарушение международных отношений, нарушение нормальных экономических связей сказалось на развитии многих стран. В историю международных отношений 1924-1925 гг. вошли как годы дипломатического признания СССР. Были установлены дипломатические связи со многими странами Запада, а также с Китаем, Японией, Мексикой и другими. Успешно развивались дипломатические отношения Советской России со странами Азии, у которых была цель избавиться от зависимости от развитых европейских держав. В 1921 году были заключены договоры между Советской Россией и Ираном, с Афганистаном, Монголией. Стали укрепляться отношения с Китаем.
Степень научной разработанности проблемы. В данной работе использованы исследования отечественных ученых советского периода и современных историографов, а также участников и современников рассматриваемых событий, которые изучали развитие и трансформацию взаимоотношений Советской России с мировыми державами, уделяя особое внимание именно проведенным в данный период развития международным переговорам. Особого внимания заслуживают работы и исследования современников и участников описываемых событий, среди которых можно выделить дипломатов С.И. Аралова, Н.И. Любимова, И.М. Майского и Ф.Н. Петрова, и монографии видных политических деятелей данного периода В.И. Ленина и Л. Троцкого. Среди современных ученых-историографов необходимо выделить Ю. Фельштинского, С.З. Случ, А.Н. Сахарова, В.В. Похлебкина, Л.Н. Николаева, В.Н. Горохова, А.Н. Бадак.
В целом, оценивая степень разработанности проблемы признания Советского государства посредством проведения переговорной политики, можно утверждать, что накоплена значительная база знаний и исследований в данной области, т. е. в теоретическом плане тема разработана достаточно детально.
Объектом исследования является внешняя политика Советской России в 1920-х гг. XX века.
Предмет исследования – особенности и основные направления внешней политики Советского государства и заключение международных договоров в рассматриваемый период, а также преодоление дипломатической изоляции СССР в рамках становления определенных позиций в международных отношениях в этот период.
Целью данной работы является рассмотрение международных отноше-ний в мире в 1920-х годах, положение Советского государства на международной арене и особенности его внешнеполитического курса, а также изучение процесса заключения международных договоров 1918-1922 гг.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи: понять причины неучастия или особенности участия РСФСР в различных международных конференциях, которые имели важнейшее значение в становлении дальнейшего мирового порядка, учитывая неоднозначное отношение в мире к вновь созданному Советскому государству под руководством большевистской партии. Особое внимание следует уделить Генуэзской конференции 1922 года, следствием которой стало заключение Рапалльского договора 16 апреля 1922 г., значение которого трудно переоценить. Также достижение цели невозможно без подробного изучения этапов установления дипломатических отношений со странами Запада и Востока в рассматриваемом периоде, уделяя особое внимание сложности построение международных и дипломатических отношений Советской России с разными странами.
Хронологические рамки данной работы охватывают период с начала образования Советского государства и окончания I мировой войны, до признания мировыми державами СССР, которое произошло благодаря проведению грамотной дипломатии и политики к середине 1920-х годов XX века.
Теорико-методологической основой исследования являются общеме-тодологические принципы научного познания, т. е. принципы исторического исследования и объективного анализа, реализация которых стала возможна посредством исследовательских методов. В рамках использования системного подхода к исследуемой проблеме в данной работе использовались, наряду с общенаучными, такими как анализ, описание и объяснение, такие методы исследования, как моделирование, обобщение, сравнение, и системный анализ.
Методы исследования: системный анализ научной литературы, методы моделирования, обобщения и конкретизации изученного материала, а также методы экспертных оценок и теоретического анализа.
Научная новизна исследования связана, прежде всего, с используемым в данной работе комплексным подходом к исследованию поставленной проблематики, привлечением архивных источников, как основных инструментов исследования, а также с экспертным анализом современных исследователей.
Источники исследования. Основными источниками, используемыми для исследования темы международных переговоров Советской России в данных хронологических рамках, являются, в первую очередь, тексты документов внешней политики СССР, документы и материалы конференций, воспоминания и мемуары советских дипломатов и политиков, таких как И.М. Майский, С.И. Аралов, Л. Троцкий, В.И. Ленин, Ф.Н. Петров, Н.Н. Любимов.
В качестве литературных источников в работе используются книги и монографии историков середины прошлого столетия Н.Ф. Кузьмина, Е.И. Поповой, В.В. Похлебкина, а также исследования современных ученых-историков, таких как В.Н. Горохова, А.Ю. Бахтуриной, И.С. Иванова, Ю.И. Казанцева, Д.О. Чуракова, Л.Н. Николаева, А.И. Степанова, А.Д. Богатурова, А.Н. Бадак и др.
Структура работы определяется целями и задачами исследования и в соответствии с этим состоит из введения, в котором рассматриваются актуальность темы, цели, задачи и структура работы; основной части, которая состоит из трех глав, а также из заключения, списка используемых источников и приложения.
В первой главе рассматриваются особенности становления внешней по-литики Советской России после заключения Брестского мирного договора и основные направления советской политики в 1920-е годы; во второй главе изучаются особенности отношений со странами Запада и Востока, детально рассматриваются многочисленные конференции, проведенные в данный период при участии, либо без советских представителей. В третьей главе проведен анализ этапов преодоления дипломатической изоляции Советского государства, которые положили начало полосе признаний СССР мировыми державами.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Внешняя политика Советской России в 1918 г. Брестский мирный договор и его последствия. 9
1.1 Брестский мирный договор и его последствия 9
1.2 Основные направления советской политики в 1918-1920гг. 12
Глава 2. Особенности и основные направления Советской политики в отношении стран Запада и Востока 18
2.1 Международная обстановка в 20-х годах. Мирные конференции 18
2.2 Основные направления внешней политики Советской России на Востоке 26
Глава 3. Преодоление дипломатической изоляции. Генуэзская конференция 1922 г. Рапалльский мирный договор 32
3.1 Генуэзская конференция. Рапалльский договор 33
3.2 Внешнеполитические успехи советской России. 40
Заключение 43
Список используемой литературы и источников 47
Приложение 1 52
Заключение
В заключении следует сказать, что весь период 1920-х годов считается периодом становления дипломатических отношений между Советской Россией, а затем Советским Союзом и другими странами. В исторических и научных источниках он получил название “полосы признания” СССР мировым сообществом. Уже к 1925 г. более двадцати государств в мире восстановили или вновь установили дипломатические отношения с Советской Россией. Из всех великих держав только США долгое время отказывались заключать соглашения с режимом партии большевиков. США отказывались заключать с Россией какие-либо соглашения до тех пор, пока в СССР не будет восстановлено право частной собственности и “демократические свободы”, защитниками которых США провозглашали себя. Но, тем не менее, в рамках экономического сотрудничества страны активно работали, на неофициальном уровне с советским правительством сотрудничали десятки американских предпринимателей, в том числе таких крупных, как А. Хаммер и Г. Форд.
В то же время в самом руководстве Советского государства далеко не все одобряли экономическое и политическое сближение со странами Запада. Официально направление политического и дипломатического курса страны находилось под постоянным контролем большевиков. Позиция многих из них была такова, что нормализация отношений с капиталистическими странами представлялась нарушением основных позиций политики партии и являлась предательством идей мировой революции. Основным инструментом, который использовался для проведения классовой политики левых за пределами СССР в эти годы становится деятельность Коминтерна. По сути, как показывают новейшие исторические исследования, в 1920-е гг. Коминтерн стремился если и не оттеснить государственные органы от выработки внешнеполитической линии СССР, то, по крайней мере, стать вторым, наряду с Наркоматом иностранных дел, внешнеполитическим ведомством, принимающим важнейшие решения .
В результате сложившейся после Первой Мировой войны обстановки, процесс развития международных отношений стал принимать принципиально новые черты. Для молодой Советской республики этот период стал временем сначала временной политической и дипломатической изоляции, а затем последовало ее признание большинством стран мирового сообщества.
В качестве основной задачи в партийной политике стоял вопрос о возможности построения социализма в СССР при сохранении позиций в условиях капиталистического окружении. Сталина настаивал на возможности осуществления этой цели. Таким образом, построение социализма в СССР вне зависимости от хода мировой революции окончательно стало главенствующим в иерархии партийно-государственных приоритетов.
Начало проведения новой экономической политики в Советской России несомненно отвечало интересам выбранного пути развития внешней политики. Как правило, с более развитыми в экономическом отношении странами подписывались договоры о размещении на территории Советского Союза предприятий на условиях предоставления кредита, торговым сотрудничеством, поставкой оборудования и продовольствия, отправкой специалистов.
Самое активное сотрудничество в области экономических отношений было у Советского Союза в 20-е годы с Германией. В начале 1920-х гг. оба государства были практически полностью разрушены Первой Мировой войной, Германия – репарациями, а Россия – гражданской войной и интервенцией. Благодаря двустороннему отказу от претензий в отношении друг друга и установлению благоприятного фона для развития экономик обеих стран, особенно для немецких частных компаний, Россия и Германия смогли с успехом использовать полученные преимущества. С одной стороны, в 20-е годы это был первый шаг, ведущий к интеграции Советской России в Европу, с другой – это было восстановление позиций германских компаний на российских рынках.
Другим активным партнером во внешней политике России была Япония. Именно ее войска продолжали самое продолжительное время находиться на территории Советской России, а правительство Японии достаточно поздно решило вступить в официальные дипломатические переговоры. Однако благоприятная обстановка, которая сложилась между государствами к середине 20-х годов позволила обеим сторонам прийти к компромиссу в решении по ряду вопросов: Япония, как и западные страны, стала осуществлять создание концессий на территории СССР, признала за советской стороной Северного Сахалина, японским рыбакам разрешено осуществлять рыбную ловлю в промышленных масштабах в советских водах и другие. наиболее эффективным методом урегулирования спорных вопросов являются переговоры.
Значение переговоров определяется тем, что они в той или иной степени имеют место и при использовании всех других мирных методов разрешения международных споров. Одним словом, переговоры — это необходимый и важнейший элемент мирного урегулирования спорных вопросов.
Мирные переговоры, которые проводились государствами в 1920-х годах имели огромное значение для установления нормальной политической и дипломатической обстановки на мировой арене. Необходимость и значимость международно-правовой разработки проблемы мирного разрешения международных споров, как в целом, так и отдельных ее аспектов определяется тем, что мирное урегулирование международных споров отвечает интересам всех народов, поскольку сосуществование государств, принадлежащих к различным общественным системам, настоятельно диктует необходимость мирного разрешения споров между ними.
Приоритетным направлением развития СССР в двадцатые годы было признание его как государства, налаживание дипломатических отношений с остальными странами, занятие определенных позиций в мире. В 1920–1921 гг. удалось установить дипломатические отношения со странами Прибалтики: Эстонией, Латвией и Литвой, с Финляндией и Польшей. Советская Россия окончательно признала самостоятельность этих бывших частей Российской империи.
Вскоре были установлены дипломатические отношения и со странами, имеющими общие границы с Россией на юге. 1921 год ознаменовался подписанием договоров о дружбе и сотрудничестве с несколькими странами этого региона, такими как Иран, Афганистан, Турция и Монголия.
В марте того же года было заключено торговое соглашение с Великобританией. В 1921–1922 гг. подобные соглашения были подписаны с Германией, Норвегией, Австрией, Италией и Чехословакией. Это означало фактическое признание страны на международной арене. Тем не менее крупные державы пока воздерживались от установления дипломатических отношений с РСФСР, по крайней мере, до окончательного урегулирования всех спорных вопросов.
На Генуэзской конференции советская делегация добилась серьезного дипломатического успеха. 16 апреля 1922 г. между РСФСР и Германией был заключен Рапалльский договор. Страны отказались от взаимных финансовых претензий, установили дипломатические отношения и предоставили друг другу статус наибольшего благоприятствования в торговле. Таким образом, Германия стала первой крупной державой, признавшей РСФСР.
В историю международных отношений 1924–1925 гг. вошли как годы дипломатического признания СССР: были установлены дипломатические отношения с Великобританией, Италией, Австрией, Норвегией, Швецией, Китаем, Данией, Мексикой, Францией, Японией и другими странами.
Список используемой литературы и источников
Список источников:
1. Аралов С.И. Воспоминания советского дипломата 1922-1923гг.мИзд-во Института международных отношений. М, 1960. 224 с.
2. Архив внешней политики СССР. Фонд Лиги наций и Международной организации интеллектуального сотрудничества. Сборник документов по международной политике и международному праву. М, Выпуски 1-11.
3. Генуэзская конференция 1922 г. Стенографический отчет. Материалы и документы. - М., 1922. 100 с.
4. Дальневосточная республика: Становление: Борьба с интервенцией (февр. 1920 — нояб. 1922 г.): документы и материалы. Владивосток: Дальнаука, 1993. Ч. 1.
5. Действия Японии в Приамурском крае. Сб. официальных документов, относящихся к интервенции держав в пределах Приморья. Владивосток: Изд-во товарищества «Свободная Россия», 1921. 142 с.
6. Документы внешней политики СССР. Т. 3. Политиздат, Международные отношения. М., 1959-2000.
7. Ленин В. И. Империализм как высшая стадия капитализма. Поли. собр. соч., Т. 27. 303 с.
8. Любимов Н.Н., Эрлих А.Н. Генуэзская конференция. Воспоминания участников. М., 1963. 156 с.
9. Майский И. М. Воспоминания советского дипломата. 1925-1945гг. Изд-во Наука, М.-1971. 716 с.
10. Материалы Генуэзской конференции (Подготовка, отчеты заседаний, работы комиссий, дипломатическая переписка и пр.), М.-1922.
11. Материалы С.П. 7 (экстренный) съезд РКП(б). Стенографический отчет –ВКП(б), РКП(б), РСДРП, КПСС Материалы съездов Изд-во Госполитиздат, М.-1962
12. Международные отношения и внешняя политика СССР. (Сб. документов) (1871-1957 гг.) М.-1957. 430 с.
13. Петров Ф. Н., 65 лет в рядах ленинской партии. Воспоминания, М., 1962. 160 с.
14. Пуанкаре Р. На службе Франции: Воспоминания за девять лет. в 2-х т. - М., 1936
15. Сборник документов по истории формирования русско-японской и советско-японской границы. В.К. Зиланов, А.А. Кошкин, И.А. Латышев, А.Ю Плотников, И.А. Сенченко Изд-во Алгоритм М.-2002
16. Советско-германские отношения от переговоров в Брест-Литовске до подписания Раппальского договора. Сборник документов министерства ино-странных дел СССР и министерства иностранных дел ГДР. 1917-1918. Изд-во Политиздат М.,1968.
17. Троцкий Л. Советская республика и капиталистический мир. Часть I. Первоначальный период организации сил. (Сочинения. Том 17, часть 1. Москва-Ленинград. 1926)
Список литературы:
1. «Российско-германские отношения – вчера, сегодня, завтра. К 80-летию Раппальского договора», Современная Европа. – 2002 - №3.
2. Бадак А.Н. Всемирная история. Мир в период создания СССР/ А.Н. Ба-дак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек. - М.: АСТ, 2002. 415 с.
3. Бахтурина А. Ю. История России XX – начало XXI века/- М.: АСТ Астрель, 2010. - 526с
4. Белоусов Р. «Экономическая история России: век ХХ». Кн.2, М.-2000. 424 с.
5. Богатурова А.Д. Системная история международных отношений в 4 т. (1918-1991гг.) под редакцией А.Д. Богатурова. М., 2000
6. Большая историческая энциклопедия / Новиков С.В. и др. Филол. о-во «СЛОВО»: ОЛМА-ПРЕСС Образование, М.-2004. 943 с.
7. Бутаков А. Н. Брестский мир. Ловушка Ленина для кайзеровской Германии. М.: Вече, 2012. — 448 с.
8. Головин, Н.; Бубнов, А. Тихоокеанская проблема в XX столетии. Гл.XII: Вашингтонская конференция — М.: АСТ, Астрель, 2004. — 368 с.
9. Горохов В. Н. История международных отношений. 1918—1939. — М.: 2004. 288 с.
10. Гусева А. Ю. К 75-летию подписания пакта Бриана-Келлога// Дипломатический вестник. 2003. № 8
11. Дайниченко П. Г. Наше Отечество/П. Г. Дайниченко.- М.: Олма Медиа Групп, 2010.- 320с
12. Дипломатический словарь. — М.: Государственное издательство политической литературы. А. Я. Вышинский, С. А. Лозовский. 1948.
13. Емец В. А. Дайренская конференция 1921−22 // Большая советская эн-циклопедия. 3-е изд.
14. Иванов И.С. Очерки истории Министерства иностранных дел России. 1802—2002. — М.: Olma Media Group, 2002. — Т. 2. — 617 с.
15. История дипломатии. Изд. 2-е. Т. 3. Политиздат М., 1965. 834 с.
16. Казанцев Ю.И. «Международные отношения и внешняя политика Рос-сии», Новосибирск, 2000 г. 351 с.
17. Киган Д. Первая мировая война. — Москва, 2004. 121 с.
18. Кузьмин Н.Ф. Крушение последнего похода Антанты «Госполитиздат» М.-1958. 344 с.
19. Кутаков Л.Н. К истории дипломатических отношений между СССР и Японией//Вопросы истории. – 1985 - №12
20. Марьясова Н.В. Организация концессионной политики и практики в ус-ловиях ДВР Из истории Дальневосточной республики: сб. науч. тр. Владиво-сток, 1992.
21. Мерников А. Г., Спектор А. А. Всемирная история войн. — Минск, 2005. 155 с.
22. Николаев Л.Н. «Угроза войны против СССР (конец 20-начало 30-х гг.): Реальность или миф? Советская внешняя политика 1917-1945 гг. Поиски новых подходов». М. 1992. 347 с.
23. Пеганов А. О. Обсуждение ревизии чехословацко-венгерской границы на страницах венгерской межвоенной публицистики (1918–1939) // Кавказ-Карпаты-Балканы: геополитические, этноконфессиональные и локальные компоненты национального менталитета в XVIII – XX вв. Ставрополь: СКФУ, 2015.
24. Политическая наука: Словарь-справочник сост. проф пол наук Санжаревский И.И. М.-2010
25. Попова Е.И. Политика США на Дальнем Востоке (1918—1922). М., 1967. 343 с.
26. Похлебкин В.В. «СССР-Финляндия. 260 лет отношений». М.-1975. 407 с.
27. Похлебкин В.В. Внешняя политика Руси, России и СССР за 1000 лет в именах, датах, фактах: Вып. II. - Войны и мирные договоры. - Кн.3: Европа в первой половине XX века: Справочник. - М.: Международные отношения, 1999. - 672 с.
28. Протопопов А.С., Козьменко В.М., Шпаковская М.А., «История международных отношений и внешней политики России», Аспект-пресс. Москва-2012. 386 с.
29. Сахаров А.Н., Рахматуллин Л.Е. и др. История России: В 2 т.; Под редакцией А.Н. Сахарова. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак»: ООО «Издательство Астрель», 2007. – 943 с.
30. Сидоров А.Ю., Клейменова Н.Е. История международных отношений. 1918-1939 гг. – М., 2008. 640 с.
31. Случ С.З. «Германо-советские отношения в 1918-1941 годах. Мотивы и последствия внешнеполитических решений», Славяноведение. – 1995 - №6.
32. Соколов В.В. Становление советско-японских отношений в 20-е годы ХХ века//Новая и новейшая история. – 2008 - №5.
33. Степанов А.И. Россия в первой мировой войне: геополитический статус и революционная смена власти / А.И. Степанов. - М.: Пробел, 2000. - 220с.
34. Тихомиров А. В. Проблемы определения восточной границы Польши в 1920 — 1921 г. // Журнал международного права и международных отношений. — 2004. — № 2
35. Фельштинский Ю. Крушение мировой революции. Брестский мир. Ок-тябрь 1917 – ноябрь 1918. М. 1992. 60 с.
36. Хронология российской истории: Энциклопедический справочник / Под рук. Ф. Конта, пер. с фр. Я. Богданова. — М.: «Международные отношения», 1994.
37. Чураков Д.О. «Новейшая история отечества» Курс лекций, Прометей, М.-2013, 192 с.
38. Энгельбрехт У. Уроки русско-немецкого//Российская Федерация сегодня. – 2000 - №24, с.38
39. Язьков Е.Ф. История стран Европы и Америки в новейшее время (1918-1945), М.-1998. 352 с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение
В первые годы существования Советской России ее внешняя политика в основном оценивалась на идее «мировой революции». Сразу после победы в октябре 1917 года большевиков, перед Советским государством встал вопрос о проведении внешней политики и установлении международных отношений. Перед новым руководством страны встал вопрос о выходе из мировой войны и необходимости заключения международных договоров. До середины 1919 года Советское правительство находилось, можно сказать, в полной дипломатической изоляции.
Изменению внешнеполитического курса страны способствовал приход к руководству внешней политикой Г. В. Чичерина, который несомненно являлся высококвалифицированным специалистом в этой области и благодаря его опыту, знанию международного права и связям с зарубежными внешнеполитическими ведомствами дипломатические отношения Советской России с зарубежными странами начали налаживаться.
Правительство СССР во всем очень активно поддерживало в финансовом и политическом плане коммунистические, антиимпериалистические и освободительные движения по всему миру. Осуществлялось руководство деятельностью революционных организаций из Москвы под руководством Зиновьева Г. Е., который находился во главе III Коммунистического Интернационала . Однако надежды на переустройство мира и мировую революцию не оправдались, так как в западных странах деятельность этих организаций пресекали, ее рас-сматривали как противозаконную и террористическую. Всеобщая забастовка в Гамбурге 1923 года не принесла победы ее организаторам, и идея мировой революции утратила свою актуальность. Во внешней политике Советского государства теперь встала задача нормализации отношений со странами Запада и укрепление позиций на мировой арене.
В начале 20-х годов были предприняты первые и довольно успешные шаги по установлению дипломатических отношений между СССР и странами Запада. Нормализации отношений способствовало заключение торговых соглашений. С 1920-ого по 1924-й год были подписаны торговые соглашения с Англией, Германией, Норвегией, Австрией, Италией, Данией и Чехословакией. Налаживание торговых и экономических отношений способствовало тому, что постепенно Москва налаживала и дипломатические связи, стали появляться дипломатические представительства государств, признавших Советское правительство, страны Антанты отменили экономическую блокаду РСФСР, стали устанавливаться торговые контакты.
Актуальность темы. Российская Федерация в современном мире пере-живает достаточно сложный период, связанный с переосмыслением каждого из этапов ее истории. Изучение периода становления Советского государства в 1920-е годы продиктовано потребностью систематизировать накопленный исторический материал в соответствии с современными научными воззрениями, выявить виды, формы, способы, мотивы проведения международных переговоров и заключения договоров и позволяет получить наиболее объективную и полную картину исторического события, а также использовать накопленный опыт при определении основных тенденций развития современной внешней политики, которая отвечала бы ее национально-государственным интересам. Происходящие сегодня существенные изменения в структуре международных отношений повлияли на расстановку сил в мире, в новых условиях возрастает и значение Российской Федерации как территории, обладающей выгодным гео-графическим положением, значительными естественными ресурсами, мощным экономическим и политическим потенциалом. Постановка проблемы взаимодействия на международной арене стран, принадлежащих к разным мировым и локальным цивилизациям, вытекает из проблем исторической науки, т.к. без этого невозможно представить объективную картину истории международных отношений и тенденции их развития.
Очень важное значение в установлении политических и дипломатических отношений между Советским государством и странами Запада имело то, что дипломатические представители РСФСР активно участвовали в работе различных международных конференций. Деятельность Советского правительства, участие в конференциях, внешнеполитические переговоры, все это привело к тому, что дипломатическая блокада была прорвана. Необходимо сказать, что удалось это представителям достаточно непросто. Западные державы долго не признавали большевистское правительство и взаимоотношения с капиталистическим миром долго оставались достаточно сложными. Но к началу 20-х годов в урегулировании международных отношений были заинтересованы все страны. Нарушение международных отношений, нарушение нормальных экономических связей сказалось на развитии многих стран. В историю международных отношений 1924-1925 гг. вошли как годы дипломатического признания СССР. Были установлены дипломатические связи со многими странами Запада, а также с Китаем, Японией, Мексикой и другими. Успешно развивались дипломатические отношения Советской России со странами Азии, у которых была цель избавиться от зависимости от развитых европейских держав. В 1921 году были заключены договоры между Советской Россией и Ираном, с Афганистаном, Монголией. Стали укрепляться отношения с Китаем.
Степень научной разработанности проблемы. В данной работе использованы исследования отечественных ученых советского периода и современных историографов, а также участников и современников рассматриваемых событий, которые изучали развитие и трансформацию взаимоотношений Советской России с мировыми державами, уделяя особое внимание именно проведенным в данный период развития международным переговорам. Особого внимания заслуживают работы и исследования современников и участников описываемых событий, среди которых можно выделить дипломатов С.И. Аралова, Н.И. Любимова, И.М. Майского и Ф.Н. Петрова, и монографии видных политических деятелей данного периода В.И. Ленина и Л. Троцкого. Среди современных ученых-историографов необходимо выделить Ю. Фельштинского, С.З. Случ, А.Н. Сахарова, В.В. Похлебкина, Л.Н. Николаева, В.Н. Горохова, А.Н. Бадак.
В целом, оценивая степень разработанности проблемы признания Советского государства посредством проведения переговорной политики, можно утверждать, что накоплена значительная база знаний и исследований в данной области, т. е. в теоретическом плане тема разработана достаточно детально.
Объектом исследования является внешняя политика Советской России в 1920-х гг. XX века.
Предмет исследования – особенности и основные направления внешней политики Советского государства и заключение международных договоров в рассматриваемый период, а также преодоление дипломатической изоляции СССР в рамках становления определенных позиций в международных отношениях в этот период.
Целью данной работы является рассмотрение международных отноше-ний в мире в 1920-х годах, положение Советского государства на международной арене и особенности его внешнеполитического курса, а также изучение процесса заключения международных договоров 1918-1922 гг.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи: понять причины неучастия или особенности участия РСФСР в различных международных конференциях, которые имели важнейшее значение в становлении дальнейшего мирового порядка, учитывая неоднозначное отношение в мире к вновь созданному Советскому государству под руководством большевистской партии. Особое внимание следует уделить Генуэзской конференции 1922 года, следствием которой стало заключение Рапалльского договора 16 апреля 1922 г., значение которого трудно переоценить. Также достижение цели невозможно без подробного изучения этапов установления дипломатических отношений со странами Запада и Востока в рассматриваемом периоде, уделяя особое внимание сложности построение международных и дипломатических отношений Советской России с разными странами.
Хронологические рамки данной работы охватывают период с начала образования Советского государства и окончания I мировой войны, до признания мировыми державами СССР, которое произошло благодаря проведению грамотной дипломатии и политики к середине 1920-х годов XX века.
Теорико-методологической основой исследования являются общеме-тодологические принципы научного познания, т. е. принципы исторического исследования и объективного анализа, реализация которых стала возможна посредством исследовательских методов. В рамках использования системного подхода к исследуемой проблеме в данной работе использовались, наряду с общенаучными, такими как анализ, описание и объяснение, такие методы исследования, как моделирование, обобщение, сравнение, и системный анализ.
Методы исследования: системный анализ научной литературы, методы моделирования, обобщения и конкретизации изученного материала, а также методы экспертных оценок и теоретического анализа.
Научная новизна исследования связана, прежде всего, с используемым в данной работе комплексным подходом к исследованию поставленной проблематики, привлечением архивных источников, как основных инструментов исследования, а также с экспертным анализом современных исследователей.
Источники исследования. Основными источниками, используемыми для исследования темы международных переговоров Советской России в данных хронологических рамках, являются, в первую очередь, тексты документов внешней политики СССР, документы и материалы конференций, воспоминания и мемуары советских дипломатов и политиков, таких как И.М. Майский, С.И. Аралов, Л. Троцкий, В.И. Ленин, Ф.Н. Петров, Н.Н. Любимов.
В качестве литературных источников в работе используются книги и монографии историков середины прошлого столетия Н.Ф. Кузьмина, Е.И. Поповой, В.В. Похлебкина, а также исследования современных ученых-историков, таких как В.Н. Горохова, А.Ю. Бахтуриной, И.С. Иванова, Ю.И. Казанцева, Д.О. Чуракова, Л.Н. Николаева, А.И. Степанова, А.Д. Богатурова, А.Н. Бадак и др.
Структура работы определяется целями и задачами исследования и в соответствии с этим состоит из введения, в котором рассматриваются актуальность темы, цели, задачи и структура работы; основной части, которая состоит из трех глав, а также из заключения, списка используемых источников и приложения.
В первой главе рассматриваются особенности становления внешней по-литики Советской России после заключения Брестского мирного договора и основные направления советской политики в 1920-е годы; во второй главе изучаются особенности отношений со странами Запада и Востока, детально рассматриваются многочисленные конференции, проведенные в данный период при участии, либо без советских представителей. В третьей главе проведен анализ этапов преодоления дипломатической изоляции Советского государства, которые положили начало полосе признаний СССР мировыми державами.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Внешняя политика Советской России в 1918 г. Брестский мирный договор и его последствия. 9
1.1 Брестский мирный договор и его последствия 9
1.2 Основные направления советской политики в 1918-1920гг. 12
Глава 2. Особенности и основные направления Советской политики в отношении стран Запада и Востока 18
2.1 Международная обстановка в 20-х годах. Мирные конференции 18
2.2 Основные направления внешней политики Советской России на Востоке 26
Глава 3. Преодоление дипломатической изоляции. Генуэзская конференция 1922 г. Рапалльский мирный договор 32
3.1 Генуэзская конференция. Рапалльский договор 33
3.2 Внешнеполитические успехи советской России. 40
Заключение 43
Список используемой литературы и источников 47
Приложение 1 52
Заключение
В заключении следует сказать, что весь период 1920-х годов считается периодом становления дипломатических отношений между Советской Россией, а затем Советским Союзом и другими странами. В исторических и научных источниках он получил название “полосы признания” СССР мировым сообществом. Уже к 1925 г. более двадцати государств в мире восстановили или вновь установили дипломатические отношения с Советской Россией. Из всех великих держав только США долгое время отказывались заключать соглашения с режимом партии большевиков. США отказывались заключать с Россией какие-либо соглашения до тех пор, пока в СССР не будет восстановлено право частной собственности и “демократические свободы”, защитниками которых США провозглашали себя. Но, тем не менее, в рамках экономического сотрудничества страны активно работали, на неофициальном уровне с советским правительством сотрудничали десятки американских предпринимателей, в том числе таких крупных, как А. Хаммер и Г. Форд.
В то же время в самом руководстве Советского государства далеко не все одобряли экономическое и политическое сближение со странами Запада. Официально направление политического и дипломатического курса страны находилось под постоянным контролем большевиков. Позиция многих из них была такова, что нормализация отношений с капиталистическими странами представлялась нарушением основных позиций политики партии и являлась предательством идей мировой революции. Основным инструментом, который использовался для проведения классовой политики левых за пределами СССР в эти годы становится деятельность Коминтерна. По сути, как показывают новейшие исторические исследования, в 1920-е гг. Коминтерн стремился если и не оттеснить государственные органы от выработки внешнеполитической линии СССР, то, по крайней мере, стать вторым, наряду с Наркоматом иностранных дел, внешнеполитическим ведомством, принимающим важнейшие решения .
В результате сложившейся после Первой Мировой войны обстановки, процесс развития международных отношений стал принимать принципиально новые черты. Для молодой Советской республики этот период стал временем сначала временной политической и дипломатической изоляции, а затем последовало ее признание большинством стран мирового сообщества.
В качестве основной задачи в партийной политике стоял вопрос о возможности построения социализма в СССР при сохранении позиций в условиях капиталистического окружении. Сталина настаивал на возможности осуществления этой цели. Таким образом, построение социализма в СССР вне зависимости от хода мировой революции окончательно стало главенствующим в иерархии партийно-государственных приоритетов.
Начало проведения новой экономической политики в Советской России несомненно отвечало интересам выбранного пути развития внешней политики. Как правило, с более развитыми в экономическом отношении странами подписывались договоры о размещении на территории Советского Союза предприятий на условиях предоставления кредита, торговым сотрудничеством, поставкой оборудования и продовольствия, отправкой специалистов.
Самое активное сотрудничество в области экономических отношений было у Советского Союза в 20-е годы с Германией. В начале 1920-х гг. оба государства были практически полностью разрушены Первой Мировой войной, Германия – репарациями, а Россия – гражданской войной и интервенцией. Благодаря двустороннему отказу от претензий в отношении друг друга и установлению благоприятного фона для развития экономик обеих стран, особенно для немецких частных компаний, Россия и Германия смогли с успехом использовать полученные преимущества. С одной стороны, в 20-е годы это был первый шаг, ведущий к интеграции Советской России в Европу, с другой – это было восстановление позиций германских компаний на российских рынках.
Другим активным партнером во внешней политике России была Япония. Именно ее войска продолжали самое продолжительное время находиться на территории Советской России, а правительство Японии достаточно поздно решило вступить в официальные дипломатические переговоры. Однако благоприятная обстановка, которая сложилась между государствами к середине 20-х годов позволила обеим сторонам прийти к компромиссу в решении по ряду вопросов: Япония, как и западные страны, стала осуществлять создание концессий на территории СССР, признала за советской стороной Северного Сахалина, японским рыбакам разрешено осуществлять рыбную ловлю в промышленных масштабах в советских водах и другие. наиболее эффективным методом урегулирования спорных вопросов являются переговоры.
Значение переговоров определяется тем, что они в той или иной степени имеют место и при использовании всех других мирных методов разрешения международных споров. Одним словом, переговоры — это необходимый и важнейший элемент мирного урегулирования спорных вопросов.
Мирные переговоры, которые проводились государствами в 1920-х годах имели огромное значение для установления нормальной политической и дипломатической обстановки на мировой арене. Необходимость и значимость международно-правовой разработки проблемы мирного разрешения международных споров, как в целом, так и отдельных ее аспектов определяется тем, что мирное урегулирование международных споров отвечает интересам всех народов, поскольку сосуществование государств, принадлежащих к различным общественным системам, настоятельно диктует необходимость мирного разрешения споров между ними.
Приоритетным направлением развития СССР в двадцатые годы было признание его как государства, налаживание дипломатических отношений с остальными странами, занятие определенных позиций в мире. В 1920–1921 гг. удалось установить дипломатические отношения со странами Прибалтики: Эстонией, Латвией и Литвой, с Финляндией и Польшей. Советская Россия окончательно признала самостоятельность этих бывших частей Российской империи.
Вскоре были установлены дипломатические отношения и со странами, имеющими общие границы с Россией на юге. 1921 год ознаменовался подписанием договоров о дружбе и сотрудничестве с несколькими странами этого региона, такими как Иран, Афганистан, Турция и Монголия.
В марте того же года было заключено торговое соглашение с Великобританией. В 1921–1922 гг. подобные соглашения были подписаны с Германией, Норвегией, Австрией, Италией и Чехословакией. Это означало фактическое признание страны на международной арене. Тем не менее крупные державы пока воздерживались от установления дипломатических отношений с РСФСР, по крайней мере, до окончательного урегулирования всех спорных вопросов.
На Генуэзской конференции советская делегация добилась серьезного дипломатического успеха. 16 апреля 1922 г. между РСФСР и Германией был заключен Рапалльский договор. Страны отказались от взаимных финансовых претензий, установили дипломатические отношения и предоставили друг другу статус наибольшего благоприятствования в торговле. Таким образом, Германия стала первой крупной державой, признавшей РСФСР.
В историю международных отношений 1924–1925 гг. вошли как годы дипломатического признания СССР: были установлены дипломатические отношения с Великобританией, Италией, Австрией, Норвегией, Швецией, Китаем, Данией, Мексикой, Францией, Японией и другими странами.
Список используемой литературы и источников
Список источников:
1. Аралов С.И. Воспоминания советского дипломата 1922-1923гг.мИзд-во Института международных отношений. М, 1960. 224 с.
2. Архив внешней политики СССР. Фонд Лиги наций и Международной организации интеллектуального сотрудничества. Сборник документов по международной политике и международному праву. М, Выпуски 1-11.
3. Генуэзская конференция 1922 г. Стенографический отчет. Материалы и документы. - М., 1922. 100 с.
4. Дальневосточная республика: Становление: Борьба с интервенцией (февр. 1920 — нояб. 1922 г.): документы и материалы. Владивосток: Дальнаука, 1993. Ч. 1.
5. Действия Японии в Приамурском крае. Сб. официальных документов, относящихся к интервенции держав в пределах Приморья. Владивосток: Изд-во товарищества «Свободная Россия», 1921. 142 с.
6. Документы внешней политики СССР. Т. 3. Политиздат, Международные отношения. М., 1959-2000.
7. Ленин В. И. Империализм как высшая стадия капитализма. Поли. собр. соч., Т. 27. 303 с.
8. Любимов Н.Н., Эрлих А.Н. Генуэзская конференция. Воспоминания участников. М., 1963. 156 с.
9. Майский И. М. Воспоминания советского дипломата. 1925-1945гг. Изд-во Наука, М.-1971. 716 с.
10. Материалы Генуэзской конференции (Подготовка, отчеты заседаний, работы комиссий, дипломатическая переписка и пр.), М.-1922.
11. Материалы С.П. 7 (экстренный) съезд РКП(б). Стенографический отчет –ВКП(б), РКП(б), РСДРП, КПСС Материалы съездов Изд-во Госполитиздат, М.-1962
12. Международные отношения и внешняя политика СССР. (Сб. документов) (1871-1957 гг.) М.-1957. 430 с.
13. Петров Ф. Н., 65 лет в рядах ленинской партии. Воспоминания, М., 1962. 160 с.
14. Пуанкаре Р. На службе Франции: Воспоминания за девять лет. в 2-х т. - М., 1936
15. Сборник документов по истории формирования русско-японской и советско-японской границы. В.К. Зиланов, А.А. Кошкин, И.А. Латышев, А.Ю Плотников, И.А. Сенченко Изд-во Алгоритм М.-2002
16. Советско-германские отношения от переговоров в Брест-Литовске до подписания Раппальского договора. Сборник документов министерства ино-странных дел СССР и министерства иностранных дел ГДР. 1917-1918. Изд-во Политиздат М.,1968.
17. Троцкий Л. Советская республика и капиталистический мир. Часть I. Первоначальный период организации сил. (Сочинения. Том 17, часть 1. Москва-Ленинград. 1926)
Список литературы:
1. «Российско-германские отношения – вчера, сегодня, завтра. К 80-летию Раппальского договора», Современная Европа. – 2002 - №3.
2. Бадак А.Н. Всемирная история. Мир в период создания СССР/ А.Н. Ба-дак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек. - М.: АСТ, 2002. 415 с.
3. Бахтурина А. Ю. История России XX – начало XXI века/- М.: АСТ Астрель, 2010. - 526с
4. Белоусов Р. «Экономическая история России: век ХХ». Кн.2, М.-2000. 424 с.
5. Богатурова А.Д. Системная история международных отношений в 4 т. (1918-1991гг.) под редакцией А.Д. Богатурова. М., 2000
6. Большая историческая энциклопедия / Новиков С.В. и др. Филол. о-во «СЛОВО»: ОЛМА-ПРЕСС Образование, М.-2004. 943 с.
7. Бутаков А. Н. Брестский мир. Ловушка Ленина для кайзеровской Германии. М.: Вече, 2012. — 448 с.
8. Головин, Н.; Бубнов, А. Тихоокеанская проблема в XX столетии. Гл.XII: Вашингтонская конференция — М.: АСТ, Астрель, 2004. — 368 с.
9. Горохов В. Н. История международных отношений. 1918—1939. — М.: 2004. 288 с.
10. Гусева А. Ю. К 75-летию подписания пакта Бриана-Келлога// Дипломатический вестник. 2003. № 8
11. Дайниченко П. Г. Наше Отечество/П. Г. Дайниченко.- М.: Олма Медиа Групп, 2010.- 320с
12. Дипломатический словарь. — М.: Государственное издательство политической литературы. А. Я. Вышинский, С. А. Лозовский. 1948.
13. Емец В. А. Дайренская конференция 1921−22 // Большая советская эн-циклопедия. 3-е изд.
14. Иванов И.С. Очерки истории Министерства иностранных дел России. 1802—2002. — М.: Olma Media Group, 2002. — Т. 2. — 617 с.
15. История дипломатии. Изд. 2-е. Т. 3. Политиздат М., 1965. 834 с.
16. Казанцев Ю.И. «Международные отношения и внешняя политика Рос-сии», Новосибирск, 2000 г. 351 с.
17. Киган Д. Первая мировая война. — Москва, 2004. 121 с.
18. Кузьмин Н.Ф. Крушение последнего похода Антанты «Госполитиздат» М.-1958. 344 с.
19. Кутаков Л.Н. К истории дипломатических отношений между СССР и Японией//Вопросы истории. – 1985 - №12
20. Марьясова Н.В. Организация концессионной политики и практики в ус-ловиях ДВР Из истории Дальневосточной республики: сб. науч. тр. Владиво-сток, 1992.
21. Мерников А. Г., Спектор А. А. Всемирная история войн. — Минск, 2005. 155 с.
22. Николаев Л.Н. «Угроза войны против СССР (конец 20-начало 30-х гг.): Реальность или миф? Советская внешняя политика 1917-1945 гг. Поиски новых подходов». М. 1992. 347 с.
23. Пеганов А. О. Обсуждение ревизии чехословацко-венгерской границы на страницах венгерской межвоенной публицистики (1918–1939) // Кавказ-Карпаты-Балканы: геополитические, этноконфессиональные и локальные компоненты национального менталитета в XVIII – XX вв. Ставрополь: СКФУ, 2015.
24. Политическая наука: Словарь-справочник сост. проф пол наук Санжаревский И.И. М.-2010
25. Попова Е.И. Политика США на Дальнем Востоке (1918—1922). М., 1967. 343 с.
26. Похлебкин В.В. «СССР-Финляндия. 260 лет отношений». М.-1975. 407 с.
27. Похлебкин В.В. Внешняя политика Руси, России и СССР за 1000 лет в именах, датах, фактах: Вып. II. - Войны и мирные договоры. - Кн.3: Европа в первой половине XX века: Справочник. - М.: Международные отношения, 1999. - 672 с.
28. Протопопов А.С., Козьменко В.М., Шпаковская М.А., «История международных отношений и внешней политики России», Аспект-пресс. Москва-2012. 386 с.
29. Сахаров А.Н., Рахматуллин Л.Е. и др. История России: В 2 т.; Под редакцией А.Н. Сахарова. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак»: ООО «Издательство Астрель», 2007. – 943 с.
30. Сидоров А.Ю., Клейменова Н.Е. История международных отношений. 1918-1939 гг. – М., 2008. 640 с.
31. Случ С.З. «Германо-советские отношения в 1918-1941 годах. Мотивы и последствия внешнеполитических решений», Славяноведение. – 1995 - №6.
32. Соколов В.В. Становление советско-японских отношений в 20-е годы ХХ века//Новая и новейшая история. – 2008 - №5.
33. Степанов А.И. Россия в первой мировой войне: геополитический статус и революционная смена власти / А.И. Степанов. - М.: Пробел, 2000. - 220с.
34. Тихомиров А. В. Проблемы определения восточной границы Польши в 1920 — 1921 г. // Журнал международного права и международных отношений. — 2004. — № 2
35. Фельштинский Ю. Крушение мировой революции. Брестский мир. Ок-тябрь 1917 – ноябрь 1918. М. 1992. 60 с.
36. Хронология российской истории: Энциклопедический справочник / Под рук. Ф. Конта, пер. с фр. Я. Богданова. — М.: «Международные отношения», 1994.
37. Чураков Д.О. «Новейшая история отечества» Курс лекций, Прометей, М.-2013, 192 с.
38. Энгельбрехт У. Уроки русско-немецкого//Российская Федерация сегодня. – 2000 - №24, с.38
39. Язьков Е.Ф. История стран Европы и Америки в новейшее время (1918-1945), М.-1998. 352 с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149294 Курсовой работы — поможем найти подходящую