Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Последствия сближения Финляндии и НАТО на развитие сотрудничества России и Финляндии

  • 30 страниц
  • 2016 год
  • 137 просмотров
  • 1 покупка
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

660 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Актуальность выбранной темы курсовой работы определяется несколько факторами. Усиление влияния и расширение на такой важной территории, как Север Европы (шире - антарктическом регионе) НАТО, давнего соперника России, не может не нарушить основы складывающегося многополярного мира и систему международных отношений. Финляндия является непосредственным соседом России, имеющим довольно протяженную сухопутную границу; изменение формального военно-политического статуса этой страны приведет к серьезным изменениям во внешнеполитическом сотрудничестве и возможным корректировкам в стратегии национальной безопасности. Все эти указанные факторы осложняются и усиливают свое значение в связи с включением в состав России Крыма, которое руководство Североатлантического союза открыто оценивает как акт агрессии, направленный против мирового порядка в целом и безопасности Европе в частности.
Степень разработанности темы. Злободневность темы, ее прямая связь с государственными интересами ведущих мировых держав определили широкий общественный интерес. Каждое российское и западное общественно-политическое издание, имеющее международный отдел своей редакции, затрагивает вопрос расширения НАТО, порождаемые им дискуссии. Научные журналы международно-правовой направленности стремятся иметь в своем портфеле несколько статей по указанной теме в год, привлекать специалистов в этой теме для специальных тематических номеров. Ведущие научно-исследовательские институты, как в официальной системе Российской академии наук, университетах по всему миру, так и независимые учреждения (в Америке их принято называть think-tanks) имеют в своем числе специальные отделы, занимающиеся указанной проблематикой.
Все это порождает лавинообразное образование научных статей, докладов, книг, заметок, материалов круглых столов и панельных дискуссий по теме места НАТО в системе международных отношений, в том числе судьбе стран Скандинавского полуострова. Указанная проблематика в научном и экспертном сообществе России и западных стран изучается по нескольким направлениям. Одно из них связано с историческим контекстом формирования современной международной конфигурации, отношениям в рамках блоковой системы, а затем и переходу к многополярному миру; применительно к теме нашего исследования изучаются такие вопросы, как периодизация отношений НАТО с Финляндией, историческому опыт сотрудничества России и Финляндии .
Другим крупным направлением в историографии является изучение текущей ситуации во взаимоотношениях треугольника Финляндия - Россия - НАТО. Поднимаются такие вопросы как основные направления сотрудничества НАТО и Финляндии, России и Финляндии, взаимоотношения НАТО и России, оценка интересов этих сторон в данном регионе и применяемые ими средства для достижения поставленных целей . Третьим крупным приложением сил научного и экспертного сообщества по вопросу сближения Финляндии и НАТО является изучение будущего этих отношений в среднесрочной и долгосрочной перспективах. Исследования посвящены прогнозированию последствий на развитие сотрудничества России и Финляндии, оценкой рисков и последствий возможного вступления Финляндии в НАТО для российско-финляндских отношений, перспектив вступления Финляндии в Североатлантический союз, возможных сценариев развития российско-финляндских отношений после ассоциации Финляндии с НАТО .
Опираясь на проведенный анализ степени разработанности темы нашей курсовой работы, мы поставили целью своей работы выявление последствий сближения Финляндии и НАТО на развитие сотрудничества России и Финляндии. Для решения этой цели, в свою очередь, были сформулированы такие задачи, как: 1) разработать периодизацию отношений Североатлантического союза и Финляндии на всем протяжении исторического развития; 2) определить основные направления сотрудничества НАТО и Финляндии в их связи с интересами России; 3) показать перспективы вступления Финляндии в НАТО в оценке ведущих российских и зарубежных экспертов; 4) обозначить возможные сценарии развития российско-финляндских отношений после ассоциации Финляндии со структурами Североатлантического союза.
В связи с таким видением цели и задач исследования объектом изучения стали официальные структуры и органы управления, формирующие организацию НАТО, государства Финляндии и России. Предмет исследования - деятельность этих структур в деле сотрудничества Финляндии, НАТО и России.
Источниками для изучения выбранной темы стал широкий ряд опубликованных документов, а также видеозаписей выступлений лидеров внешнеполитических ведомств, глав государств и организаций. Во-первых, это доктринальные документы, составленные, подписанные и опубликованные официальными органами управления НАТО, Финляндии и России, включая стратегии национальной безопасности (в том числе Евросоюза), меморандумы и пр. Во-вторых, это межправительственные соглашения, посвященные сотрудничеству между исследуемыми государствами и НАТО. В-третьих, это постановления ООН, непосредственно касающиеся международного сотрудничества в Скандинавии. В-четвертых, это выступления официальных лиц Финляндии, России и НАТО, опубликованных в сборниках документов, прессе, официальных сайтах, а также видеоэфиры с этими выступлениями. Источниковой базой для параграфа, посвященного перспективам вступления Финляндии в НАТО, явились опубликованные выступления экспертов в этой теме, результаты прогнозов, интервью в прессе, материалы конференций, круглых столов.

Вступление 2
Глава 1. Расширение НАТО и Финляндия 5
1.1. Периодизация отношений НАТО и Финляндии 5
1.2. Основные направления сотрудничества НАТО и Финляндии и интересы России 10
Глава 2. Последствия возможного вступления Финляндии в НАТО для российско-финляндских отношений 15
2.1. Перспективы вступления Финляндии в НАТО: оценка экспертов 15
2.2. Сценарии развития российско-финляндских отношений после ассоциации Финляндии с НАТО 18
Заключение 23
Список литературы и источников 26


В рамках проделанной работы мы выявили комплекс последствий сближения Финляндии и НАТО на развитие сотрудничества России и Финляндии. Эта трехсторонняя игра на поле международных отношений, начатая с образованием НАТО в 1949 г., играла весомую роль для судеб региона и мира и сейчас остается значимым фактором для будущего Европы. В ходе исследования были предприняты несколько направлений изучения этой темы и получены значимые результаты.
Во-первых, была разработана периодизация отношений Североатлантического союза и Финляндии на всем протяжении исторического развития. Взаимоотношения с НАТО с Финляндией можно поделить на пять завершенных этапов и начавшуюся на наших глазах трансформацию доктрины и практики НАТО. Первый этап охватывает 1950-1954 гг. и характеризуется попыткой включения Финляндии в число участников доктрины по обычным вооружениям. Второй этап соответствует времени 1954-1967 гг., максимального расцвета военной составляющей блока, когда целью сотрудничества с формально нейтральными странами такими, как Финляндия, было привлечение их к участию в доктрине массированного возмездия, заключавшуюся в размещении ракет среднего радиуса действия с ядерным зарядом. С периодом международной разрядки связан и следующий этап взаимодействия с Финляндией, условно его можно обозначить 1967-1991 гг.; в этот время НАТО полностью отказалось от официальных попыток включения Финляндии в свой состав, а также снизило деятельность своей разведки и тайных переговоров на территории страны. Провозглашенная после распада СССР «Стратегия открытого партнерства и сотрудничества» открыла новый этап истории отношений Финляндии и НАТО (1991-1999 гг.), нацеленный на включение военно-экономического потенциала Финляндии для решения общемировых проблем под эгидой НАТО. Пятый этап условно начинается со времени активной фазы военной операции НАТО на территории бывшей Югославии и возобновлением конфронтационной модели взаимодействия с Россией, когда усилилось соперничество сторон в том числе и за влияние на Финляндию. По всей видимости, сейчас мы являемся современниками нового витка отношений с НАТО, развернутого в результате активизации военно-политической деятельности России на Украине .
Во-вторых, были определены основные направления сотрудничества НАТО и Финляндии в их связи с интересами России. До 1991 г. Финляндия не имела официальных контактов со структурами НАТО. Хотя в секретных программах и стратегиях НАТО до конца 1960-х гг. рассматривался вопрос включения Финляндии в военные структуры. Далее, в 1970-1980-е гг., по всей видимости, такие задачи и контакты были прекращены, чтобы не раздражать Советский Союз и тем самым не дестабилизировать без того напряженную обстановку в Европе. Однако по линии отдельных европейских государств сотрудничество с Финляндией не прекращалось и ее все больше втягивали в общеевропейский рынок. Финляндия была открыта для обмена специалистами со странами Европы-членами НАТО, в том числе по технологиям двойного назначения. Кроме того, Финляндия участвовала в общеевропейских программах обмена студентами. Повышение квалификации проходили не только студенты гражданских специальностей, но и военные курсанты. На территории Финляндии было одно из крупных американских диппредставительств в Европе. Импортно-экспортные операции с Америкой росли с каждым десятилетием. В эпоху поздней перестройки, проходившей в СССР. Прекращение деятельности советского военного блока вывела попытки НАТО склонить к себе Финляндию в плоскость публично проводимой политики. Ключевым концептом при этом стало понятие «безопасность». Используя такое обтекаемое слово, НАТО удалось включить за 1990-2000-е гг. Финляндию в широкую сеть своих подразделений, занимающимися политическими, экономическими, социальными и экологическими сферами сотрудничества. Однако в общем итоге все это сотрудничество быстро переросло обозначенные гуманитарные рамки и вылилось в прямые военные контакты армий стран НАТО и вооруженных сил Финляндии. Поддерживая отношения с НАТО, Финляндия не разрывала довольно тесного сотрудничества с Россией.
В-третьих, были показаны перспективы вступления Финляндии в НАТО в оценке ведущих российских и зарубежных экспертов. Описано, что основные две позиции сформировались в годы холодной войны. Вокруг этих двух полюсов продолжают сосредотачиваться мнения экспертов в настоящее время. Часть из них абсолютно уверена, что Россия никогда не допустит вхождения Финляндии в НАТО, другая часть склонна полагать, что трансформация НАТО как организации в гуманитарную сторону неизбежно привело к тому, что все страны Европы вскоре станут членами Североатлантического союза во имя целей мира в условиях разрушения Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений. Центристы же считают, что хотя в целом вступление европейских стран в НАТО неизбежно, однако оно не произойдет в среднесрочной перспективе, поскольку в России еще сильно эхо советской эпохи и живо поколение политиков, воспитанных на жестком блоковом противостоянии как основе международных отношений.
В-четвертых, были обозначены возможные сценарии развития российско-финляндских отношений после ассоциации Финляндии со структурами Североатлантического союза. Это конфронтационный сценарий, который условно можно разделить на два возможных пути развития: резкое обострение ситуации и градуальное нарастание напряженности. Это стрессовый сценарий, который сводится к тому, что вступление Финляндии в НАТО не приведет к формальной смене внешнеполитических курсов двух стран, однако реально обе стороны начнут усиленно готовиться к противостоянию, в том числе военному. Наконец, это примирительно-компромиссный сценарий, который означает нахождение путей политического урегулирования противоречий в российско-финляндских отношениях. Он является наиболее долгим путем, но и самым перспективным.


1. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ от 9 сентября 2000 г. N Пр-1895) Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/182535/#ixzz3uP8ybB6S
2. Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора (Париж, 27 мая 1997 года). -? OpenDocument
3. Справочник НАТО. Брюссель: Информационное бюро НАТО, 2006. 442 с.
4. Draft Treaty Establishing a Constitution for Europe: CIG 86/04. Title V. Chapter II. Article 40 (7) // European Union: website. URL: http://europa.eu.int/ futurum/constitution/
5. Finland on standby for two EU battle groups in earli 2011 Electronic resource site of the Ministry of foreign affairs http://formin.finland.fi/public/default. aspx?contentld=208568&nodeld=23&contentlan=2&culture=en-US.
6. Finnish Security and Defence Policy 2009 Electronic resource site of the Ministry of Defence of Finland http://www.vnk.fi/julkaisukansio/2009/j 1 1-turvallisuus-j 12-sakerhets-j 13-finnish/pdf/en.pdf
7. Improving the European Unions defence capabilities Electronic resource site of the Ministry of Defence of Finland http://www.defmin.fi/index.phtml?l=en&s=417
8. The European Security Development and Finnish Defense. Report by the Council of State to Parliament on 17.03.1997. Helsinki, 1997.
9. The history of OSCE Electronic resource site of Organization for Security and Co-operation in Europe htt://www.osce.org/who/87.
10. Treaty Establishing a Constitution of Europe: CIG 87/04. Title IV. Chapter II. Article I-41 (7) // Council of European Union: website. Brussels, 2004. August 6. URL: http://ue.eu.int/igcpdf/en/04/cgoo/cg00087.en04.pdf.
11. Литература
12. Артюхов В.Н. Военные блоки Северной Европы: перспективы и проблемы взаимодействия. М.: ИНИОН РАН, 2014. 358 с.
13. Болдырева Е.Л. Стратегия министерства обороны Финляндии «безопасно в будущее» // Международные отношения и диалог культур. 2013. № 1 (2012). С. 27-31.
14. Бочарников И.В. Прибалтийское направление натовской стратегии сдерживания России // Тренды и управление. 2015. № 1. С. 18-22.
15. Бурухина Е.Н. Финляндия: политика неприсоединения к политическим и военным блокам // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 8-3 (58). С. 51-54.
16. Варакина К.А. Финляндия, Швеция и НАТО // Россия на пути в постиндустриальное общество: прогнозы и реальность Материалы студенческой научной конференции. Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов. 2012. С. 240.
17. Вооруженные силы ведущих государств НАТО на рубеже 2020-2025 гг. / В. Н. Богданов, А. С. Воронков, Х. И. Кайтаева и др.; Науч.-исслед. ин-т Воен. акад. Генерального штаба вооруженных сил Рос. Федерации. - М.: Научная библиотека, 2016. - 379 с.
18. Гацко М. Ф. Внешние угрозы военной безопасности России // Обозреватель. 2006. № 10. С. 13-14.
19. Давыдов Ю. Понятие «жёсткой» и «мягкой» силы в теории международных отношений // Международные процессы. – 2004. – Т. 2. – № 1 (4). – С. 69-80.
20. Дерябин Ю. Финляндия и НАТО // Международная жизнь. 2007. № 7-8. С. 110.
21. Егоров И. С., Вхождение постсоветских республик в НАТО и его влияние на национальную безопасность Российской Федерации: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук: специальность 23.00.02 <Политические институты, политические процессы и технологии> / Егоров Игорь Степанович; Моск. гос. обл. ун-т. - М., 2011. - 19 с.
22. Жарский А.П., Коршунов Э.Л. Военная политика государств северной Европы // Защита и безопасность. 2009. № 48. С. 34-36.
23. Извеков Н. Судьба ДОВСЕ // Обозреватель. 2007. № 8. С. 40
24. Ильчинский Г. НАТО и США - кто правит бал? // Европейская безопасность. -№7, 2013. -ИНИОН РАН. С. 5-12.
25. Казанчев Д. В. Трансформация НАТО в контексте формирования системы безопасности в Европе (1991-2013 гг.): автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук: специальность 07.00.15; Рос. ун-т дружбы народов. - М., 2013. - 28 с.
26. Кивинен М. Россия и Финляндия как европейские общества // Мир России: Социология, этнология. 2012. Т. 21. № 2. С. 162-174.
27. Колосов Ю. М. Место постоянного нейтралитета в международных отношениях и в современной Европе (к 50-летию постоянного нейтралитета Австрии)/Ю. М. Колосов // Московский журнал международного права. 2005. № 4. С. 56.
28. Крашенинникова В.Ю. (сост.) Международная научно-практическая конференция. НАТО: Мифы и реальность. Уроки для России и мира. М.: Кучково поле, 2012. — 176 с.
29. Мейнандер Х. История Финляндии. Линии, структуры, переломные моменты / Пер. со швед. З. Линден. М.: Весь Мир, 2008. 248 с.
30. Нестеров А. О. Модернизация НАТО как угроза военной безопасности Российской Федерации: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук: специальность 23.00.02; Московский государственный областной университет. М., 2015. - 27 с.
31. Новикова И.Н. Финляндия и НАТО: «гражданский брак»? // Научные труды Северо-Западного института управления. 2011. Т. 2. № 2. С. 85-94.
32. Погодин С. Н. Образ России как фактор формирования российской политики Финляндии//Россия в глобальном мире. -2013. -№ 2 (25). -С. 319-326.
33. Погодин С.Н. Вступление Финляндии в НАТО и позиция России // Международные отношения и диалог культур. 2014. № 2. С. 58-77.
34. Рогозин Д. О., НАТО и Россия: наш ответ на угрозы Запада / Дмитрий Рогозин. - М.: Алгоритм, 2015. - 254, 1 с.
35. Романцов Ю. Итоги сессии Северного Совета: разногласия на фоне образцового регионального сотрудничества // Компас. -1997. -№ 47. -С. 51-55.
36. Романцов Ю. Северные страны (Финляндия, Норвегия) и НАТО/Ю. Романцов // Компас. -1999. -№ 14. -С. 25-31.
37. Россия - НАТО: 15 лет на пути к партнерству: материалы международной конференции. Москва, 27 сентября 2012 года / под общ. ред. И.А. Сафранчука. - М.: Аспект Пресс, 2013. - 86, 1 с.
38. Северная Европа. Регион нового развития / Под ред. Ю. Дерябина, Н. Антюшиной. М.: Весь Мир, 2008.
39. Сейранян Ф. Г., Россия и НАТО: (конфронтация или сотрудничество?) / Ф. Г. Сейранян, А. И. Панов, Д. Н. Калачев. - М.: Эйдос, 2010. - 280 с.:
40. Солдатова А. Зарубежные страны СНГ в процессах европеизации и интересы России //Вестник Мордовского университета. -2010. -№ 3. -С. 111-115.
41. Уляшкина Е.Г., Малоземов С.И. Взаимоотношения Финляндии и НАТО через призму национальных интересов России // Познание стран мира: история, культура, достижения. 2013. № 1. С. 77-81.
42. Усубов Ф.Д. Проблемы сотрудничества НАТО с нейтральными странами Европы в начале ХХI века // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2010. № 124. С. 374-380.
43. Филюкова О. Е. Планы НАТО по защите Прибалтики в свете "перезагрузки" // Вопросы истории, международных отношений и документоведения. Вып. 7: сборник материалов Российской молодежной научной конференции Томск, 2011 Вып. 7. С. 102-104.
44. Финляндия. Новые вызовы и возможности для экономического сотрудничества с Россией Шлямин В. А., Кузьмин А. Г., Титов И. А. и др. ; Торговое представительство Рос. Федерации в Финляндии. - СПб.:Издательско-полиграфическая ассоциация университетов России, 2015. - 222 с.
45. Финляндия-партнер России в модернизации национальной экономики: информационно-аналитический справочник / М-во экон. развития Рос. Федерации, Торговое представительство Рос. Федерации в Финляндии. - СПб.:Издательско-полиграфическая ассоциация университетов России, 2013. - 172 с.
46. Ширин С. Фактор внешней среды в современной глобальной системе международных отношений // Международные процессы. – 2005. – Т. 3. – № 3 (9). – С. 180-184.
47. Юссила О., Хентиля С., Невакиви Ю. Политическая история Финляндии 1809-2009/пер. с фин. Т. В. Андросовой, Ю. С. Дерябина. М.: Весь Мир, 2010. 471 с.
48. Browning Ch. Constructing Finnish National Identity and Foreign Policy, 1809-2000. Ph.D. Manuscript. University of Wales, Aberystwyth. 2003.
49. Forsberg T., Vaahtoranta T. Inside the EU, outside NATO. Paradoxes of Finland's and Sweden's post-neutrality. Helsinki, 2001. 156 p.
50. Michel L. G. Finland, Sweden, and NATO: From «Virtual» to Formal Allies?: Strategic Forum. National Defence University/Leo G. Michel. 2014. February. № 265. P. 4.
51. Michel L. G. Finland, Sweden and NATO: from "virtual" to formal allies? Washington, D.C.: NDU Press, 2011. 145 p.
52. Nokkala A. Being Interested in a Big Neighbour: Russia and the Finnish Defence Establishment//Russia Forever? Towards Working Pragmatism in Finnish/Russian Relations. Aleksanteri Series. Helsinki, 2008. P. 80-81.
53. Pentilӓ R. E. J. Finland’s Security in a Changing Europe. A Historical Perspective/Risto E. J. Pentilӓ: Finnish Defence Studies: Vol. 7/National Defence College. Helsinki, 1994. P. 59-60.
54. Rahkonen J. Public opinion, journalism and the question of Finland's membership of NATO. Oslo, 2007. 96 p.
55. Väyrynen, R. Finland and prospects for NATO membership. Stockholm: Friedrich-Ebert-Stiftung, 2009. 88 p.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Оставляя свои контактные данные и нажимая «Заказать Курсовую работу», я соглашаюсь пройти процедуру регистрации на Платформе, принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности в целях заключения соглашения.

Фрагменты работ

Актуальность выбранной темы курсовой работы определяется несколько факторами. Усиление влияния и расширение на такой важной территории, как Север Европы (шире - антарктическом регионе) НАТО, давнего соперника России, не может не нарушить основы складывающегося многополярного мира и систему международных отношений. Финляндия является непосредственным соседом России, имеющим довольно протяженную сухопутную границу; изменение формального военно-политического статуса этой страны приведет к серьезным изменениям во внешнеполитическом сотрудничестве и возможным корректировкам в стратегии национальной безопасности. Все эти указанные факторы осложняются и усиливают свое значение в связи с включением в состав России Крыма, которое руководство Североатлантического союза открыто оценивает как акт агрессии, направленный против мирового порядка в целом и безопасности Европе в частности.
Степень разработанности темы. Злободневность темы, ее прямая связь с государственными интересами ведущих мировых держав определили широкий общественный интерес. Каждое российское и западное общественно-политическое издание, имеющее международный отдел своей редакции, затрагивает вопрос расширения НАТО, порождаемые им дискуссии. Научные журналы международно-правовой направленности стремятся иметь в своем портфеле несколько статей по указанной теме в год, привлекать специалистов в этой теме для специальных тематических номеров. Ведущие научно-исследовательские институты, как в официальной системе Российской академии наук, университетах по всему миру, так и независимые учреждения (в Америке их принято называть think-tanks) имеют в своем числе специальные отделы, занимающиеся указанной проблематикой.
Все это порождает лавинообразное образование научных статей, докладов, книг, заметок, материалов круглых столов и панельных дискуссий по теме места НАТО в системе международных отношений, в том числе судьбе стран Скандинавского полуострова. Указанная проблематика в научном и экспертном сообществе России и западных стран изучается по нескольким направлениям. Одно из них связано с историческим контекстом формирования современной международной конфигурации, отношениям в рамках блоковой системы, а затем и переходу к многополярному миру; применительно к теме нашего исследования изучаются такие вопросы, как периодизация отношений НАТО с Финляндией, историческому опыт сотрудничества России и Финляндии .
Другим крупным направлением в историографии является изучение текущей ситуации во взаимоотношениях треугольника Финляндия - Россия - НАТО. Поднимаются такие вопросы как основные направления сотрудничества НАТО и Финляндии, России и Финляндии, взаимоотношения НАТО и России, оценка интересов этих сторон в данном регионе и применяемые ими средства для достижения поставленных целей . Третьим крупным приложением сил научного и экспертного сообщества по вопросу сближения Финляндии и НАТО является изучение будущего этих отношений в среднесрочной и долгосрочной перспективах. Исследования посвящены прогнозированию последствий на развитие сотрудничества России и Финляндии, оценкой рисков и последствий возможного вступления Финляндии в НАТО для российско-финляндских отношений, перспектив вступления Финляндии в Североатлантический союз, возможных сценариев развития российско-финляндских отношений после ассоциации Финляндии с НАТО .
Опираясь на проведенный анализ степени разработанности темы нашей курсовой работы, мы поставили целью своей работы выявление последствий сближения Финляндии и НАТО на развитие сотрудничества России и Финляндии. Для решения этой цели, в свою очередь, были сформулированы такие задачи, как: 1) разработать периодизацию отношений Североатлантического союза и Финляндии на всем протяжении исторического развития; 2) определить основные направления сотрудничества НАТО и Финляндии в их связи с интересами России; 3) показать перспективы вступления Финляндии в НАТО в оценке ведущих российских и зарубежных экспертов; 4) обозначить возможные сценарии развития российско-финляндских отношений после ассоциации Финляндии со структурами Североатлантического союза.
В связи с таким видением цели и задач исследования объектом изучения стали официальные структуры и органы управления, формирующие организацию НАТО, государства Финляндии и России. Предмет исследования - деятельность этих структур в деле сотрудничества Финляндии, НАТО и России.
Источниками для изучения выбранной темы стал широкий ряд опубликованных документов, а также видеозаписей выступлений лидеров внешнеполитических ведомств, глав государств и организаций. Во-первых, это доктринальные документы, составленные, подписанные и опубликованные официальными органами управления НАТО, Финляндии и России, включая стратегии национальной безопасности (в том числе Евросоюза), меморандумы и пр. Во-вторых, это межправительственные соглашения, посвященные сотрудничеству между исследуемыми государствами и НАТО. В-третьих, это постановления ООН, непосредственно касающиеся международного сотрудничества в Скандинавии. В-четвертых, это выступления официальных лиц Финляндии, России и НАТО, опубликованных в сборниках документов, прессе, официальных сайтах, а также видеоэфиры с этими выступлениями. Источниковой базой для параграфа, посвященного перспективам вступления Финляндии в НАТО, явились опубликованные выступления экспертов в этой теме, результаты прогнозов, интервью в прессе, материалы конференций, круглых столов.

Вступление 2
Глава 1. Расширение НАТО и Финляндия 5
1.1. Периодизация отношений НАТО и Финляндии 5
1.2. Основные направления сотрудничества НАТО и Финляндии и интересы России 10
Глава 2. Последствия возможного вступления Финляндии в НАТО для российско-финляндских отношений 15
2.1. Перспективы вступления Финляндии в НАТО: оценка экспертов 15
2.2. Сценарии развития российско-финляндских отношений после ассоциации Финляндии с НАТО 18
Заключение 23
Список литературы и источников 26


В рамках проделанной работы мы выявили комплекс последствий сближения Финляндии и НАТО на развитие сотрудничества России и Финляндии. Эта трехсторонняя игра на поле международных отношений, начатая с образованием НАТО в 1949 г., играла весомую роль для судеб региона и мира и сейчас остается значимым фактором для будущего Европы. В ходе исследования были предприняты несколько направлений изучения этой темы и получены значимые результаты.
Во-первых, была разработана периодизация отношений Североатлантического союза и Финляндии на всем протяжении исторического развития. Взаимоотношения с НАТО с Финляндией можно поделить на пять завершенных этапов и начавшуюся на наших глазах трансформацию доктрины и практики НАТО. Первый этап охватывает 1950-1954 гг. и характеризуется попыткой включения Финляндии в число участников доктрины по обычным вооружениям. Второй этап соответствует времени 1954-1967 гг., максимального расцвета военной составляющей блока, когда целью сотрудничества с формально нейтральными странами такими, как Финляндия, было привлечение их к участию в доктрине массированного возмездия, заключавшуюся в размещении ракет среднего радиуса действия с ядерным зарядом. С периодом международной разрядки связан и следующий этап взаимодействия с Финляндией, условно его можно обозначить 1967-1991 гг.; в этот время НАТО полностью отказалось от официальных попыток включения Финляндии в свой состав, а также снизило деятельность своей разведки и тайных переговоров на территории страны. Провозглашенная после распада СССР «Стратегия открытого партнерства и сотрудничества» открыла новый этап истории отношений Финляндии и НАТО (1991-1999 гг.), нацеленный на включение военно-экономического потенциала Финляндии для решения общемировых проблем под эгидой НАТО. Пятый этап условно начинается со времени активной фазы военной операции НАТО на территории бывшей Югославии и возобновлением конфронтационной модели взаимодействия с Россией, когда усилилось соперничество сторон в том числе и за влияние на Финляндию. По всей видимости, сейчас мы являемся современниками нового витка отношений с НАТО, развернутого в результате активизации военно-политической деятельности России на Украине .
Во-вторых, были определены основные направления сотрудничества НАТО и Финляндии в их связи с интересами России. До 1991 г. Финляндия не имела официальных контактов со структурами НАТО. Хотя в секретных программах и стратегиях НАТО до конца 1960-х гг. рассматривался вопрос включения Финляндии в военные структуры. Далее, в 1970-1980-е гг., по всей видимости, такие задачи и контакты были прекращены, чтобы не раздражать Советский Союз и тем самым не дестабилизировать без того напряженную обстановку в Европе. Однако по линии отдельных европейских государств сотрудничество с Финляндией не прекращалось и ее все больше втягивали в общеевропейский рынок. Финляндия была открыта для обмена специалистами со странами Европы-членами НАТО, в том числе по технологиям двойного назначения. Кроме того, Финляндия участвовала в общеевропейских программах обмена студентами. Повышение квалификации проходили не только студенты гражданских специальностей, но и военные курсанты. На территории Финляндии было одно из крупных американских диппредставительств в Европе. Импортно-экспортные операции с Америкой росли с каждым десятилетием. В эпоху поздней перестройки, проходившей в СССР. Прекращение деятельности советского военного блока вывела попытки НАТО склонить к себе Финляндию в плоскость публично проводимой политики. Ключевым концептом при этом стало понятие «безопасность». Используя такое обтекаемое слово, НАТО удалось включить за 1990-2000-е гг. Финляндию в широкую сеть своих подразделений, занимающимися политическими, экономическими, социальными и экологическими сферами сотрудничества. Однако в общем итоге все это сотрудничество быстро переросло обозначенные гуманитарные рамки и вылилось в прямые военные контакты армий стран НАТО и вооруженных сил Финляндии. Поддерживая отношения с НАТО, Финляндия не разрывала довольно тесного сотрудничества с Россией.
В-третьих, были показаны перспективы вступления Финляндии в НАТО в оценке ведущих российских и зарубежных экспертов. Описано, что основные две позиции сформировались в годы холодной войны. Вокруг этих двух полюсов продолжают сосредотачиваться мнения экспертов в настоящее время. Часть из них абсолютно уверена, что Россия никогда не допустит вхождения Финляндии в НАТО, другая часть склонна полагать, что трансформация НАТО как организации в гуманитарную сторону неизбежно привело к тому, что все страны Европы вскоре станут членами Североатлантического союза во имя целей мира в условиях разрушения Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений. Центристы же считают, что хотя в целом вступление европейских стран в НАТО неизбежно, однако оно не произойдет в среднесрочной перспективе, поскольку в России еще сильно эхо советской эпохи и живо поколение политиков, воспитанных на жестком блоковом противостоянии как основе международных отношений.
В-четвертых, были обозначены возможные сценарии развития российско-финляндских отношений после ассоциации Финляндии со структурами Североатлантического союза. Это конфронтационный сценарий, который условно можно разделить на два возможных пути развития: резкое обострение ситуации и градуальное нарастание напряженности. Это стрессовый сценарий, который сводится к тому, что вступление Финляндии в НАТО не приведет к формальной смене внешнеполитических курсов двух стран, однако реально обе стороны начнут усиленно готовиться к противостоянию, в том числе военному. Наконец, это примирительно-компромиссный сценарий, который означает нахождение путей политического урегулирования противоречий в российско-финляндских отношениях. Он является наиболее долгим путем, но и самым перспективным.


1. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ от 9 сентября 2000 г. N Пр-1895) Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/182535/#ixzz3uP8ybB6S
2. Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора (Париж, 27 мая 1997 года). -? OpenDocument
3. Справочник НАТО. Брюссель: Информационное бюро НАТО, 2006. 442 с.
4. Draft Treaty Establishing a Constitution for Europe: CIG 86/04. Title V. Chapter II. Article 40 (7) // European Union: website. URL: http://europa.eu.int/ futurum/constitution/
5. Finland on standby for two EU battle groups in earli 2011 Electronic resource site of the Ministry of foreign affairs http://formin.finland.fi/public/default. aspx?contentld=208568&nodeld=23&contentlan=2&culture=en-US.
6. Finnish Security and Defence Policy 2009 Electronic resource site of the Ministry of Defence of Finland http://www.vnk.fi/julkaisukansio/2009/j 1 1-turvallisuus-j 12-sakerhets-j 13-finnish/pdf/en.pdf
7. Improving the European Unions defence capabilities Electronic resource site of the Ministry of Defence of Finland http://www.defmin.fi/index.phtml?l=en&s=417
8. The European Security Development and Finnish Defense. Report by the Council of State to Parliament on 17.03.1997. Helsinki, 1997.
9. The history of OSCE Electronic resource site of Organization for Security and Co-operation in Europe htt://www.osce.org/who/87.
10. Treaty Establishing a Constitution of Europe: CIG 87/04. Title IV. Chapter II. Article I-41 (7) // Council of European Union: website. Brussels, 2004. August 6. URL: http://ue.eu.int/igcpdf/en/04/cgoo/cg00087.en04.pdf.
11. Литература
12. Артюхов В.Н. Военные блоки Северной Европы: перспективы и проблемы взаимодействия. М.: ИНИОН РАН, 2014. 358 с.
13. Болдырева Е.Л. Стратегия министерства обороны Финляндии «безопасно в будущее» // Международные отношения и диалог культур. 2013. № 1 (2012). С. 27-31.
14. Бочарников И.В. Прибалтийское направление натовской стратегии сдерживания России // Тренды и управление. 2015. № 1. С. 18-22.
15. Бурухина Е.Н. Финляндия: политика неприсоединения к политическим и военным блокам // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 8-3 (58). С. 51-54.
16. Варакина К.А. Финляндия, Швеция и НАТО // Россия на пути в постиндустриальное общество: прогнозы и реальность Материалы студенческой научной конференции. Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов. 2012. С. 240.
17. Вооруженные силы ведущих государств НАТО на рубеже 2020-2025 гг. / В. Н. Богданов, А. С. Воронков, Х. И. Кайтаева и др.; Науч.-исслед. ин-т Воен. акад. Генерального штаба вооруженных сил Рос. Федерации. - М.: Научная библиотека, 2016. - 379 с.
18. Гацко М. Ф. Внешние угрозы военной безопасности России // Обозреватель. 2006. № 10. С. 13-14.
19. Давыдов Ю. Понятие «жёсткой» и «мягкой» силы в теории международных отношений // Международные процессы. – 2004. – Т. 2. – № 1 (4). – С. 69-80.
20. Дерябин Ю. Финляндия и НАТО // Международная жизнь. 2007. № 7-8. С. 110.
21. Егоров И. С., Вхождение постсоветских республик в НАТО и его влияние на национальную безопасность Российской Федерации: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук: специальность 23.00.02 <Политические институты, политические процессы и технологии> / Егоров Игорь Степанович; Моск. гос. обл. ун-т. - М., 2011. - 19 с.
22. Жарский А.П., Коршунов Э.Л. Военная политика государств северной Европы // Защита и безопасность. 2009. № 48. С. 34-36.
23. Извеков Н. Судьба ДОВСЕ // Обозреватель. 2007. № 8. С. 40
24. Ильчинский Г. НАТО и США - кто правит бал? // Европейская безопасность. -№7, 2013. -ИНИОН РАН. С. 5-12.
25. Казанчев Д. В. Трансформация НАТО в контексте формирования системы безопасности в Европе (1991-2013 гг.): автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук: специальность 07.00.15; Рос. ун-т дружбы народов. - М., 2013. - 28 с.
26. Кивинен М. Россия и Финляндия как европейские общества // Мир России: Социология, этнология. 2012. Т. 21. № 2. С. 162-174.
27. Колосов Ю. М. Место постоянного нейтралитета в международных отношениях и в современной Европе (к 50-летию постоянного нейтралитета Австрии)/Ю. М. Колосов // Московский журнал международного права. 2005. № 4. С. 56.
28. Крашенинникова В.Ю. (сост.) Международная научно-практическая конференция. НАТО: Мифы и реальность. Уроки для России и мира. М.: Кучково поле, 2012. — 176 с.
29. Мейнандер Х. История Финляндии. Линии, структуры, переломные моменты / Пер. со швед. З. Линден. М.: Весь Мир, 2008. 248 с.
30. Нестеров А. О. Модернизация НАТО как угроза военной безопасности Российской Федерации: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук: специальность 23.00.02; Московский государственный областной университет. М., 2015. - 27 с.
31. Новикова И.Н. Финляндия и НАТО: «гражданский брак»? // Научные труды Северо-Западного института управления. 2011. Т. 2. № 2. С. 85-94.
32. Погодин С. Н. Образ России как фактор формирования российской политики Финляндии//Россия в глобальном мире. -2013. -№ 2 (25). -С. 319-326.
33. Погодин С.Н. Вступление Финляндии в НАТО и позиция России // Международные отношения и диалог культур. 2014. № 2. С. 58-77.
34. Рогозин Д. О., НАТО и Россия: наш ответ на угрозы Запада / Дмитрий Рогозин. - М.: Алгоритм, 2015. - 254, 1 с.
35. Романцов Ю. Итоги сессии Северного Совета: разногласия на фоне образцового регионального сотрудничества // Компас. -1997. -№ 47. -С. 51-55.
36. Романцов Ю. Северные страны (Финляндия, Норвегия) и НАТО/Ю. Романцов // Компас. -1999. -№ 14. -С. 25-31.
37. Россия - НАТО: 15 лет на пути к партнерству: материалы международной конференции. Москва, 27 сентября 2012 года / под общ. ред. И.А. Сафранчука. - М.: Аспект Пресс, 2013. - 86, 1 с.
38. Северная Европа. Регион нового развития / Под ред. Ю. Дерябина, Н. Антюшиной. М.: Весь Мир, 2008.
39. Сейранян Ф. Г., Россия и НАТО: (конфронтация или сотрудничество?) / Ф. Г. Сейранян, А. И. Панов, Д. Н. Калачев. - М.: Эйдос, 2010. - 280 с.:
40. Солдатова А. Зарубежные страны СНГ в процессах европеизации и интересы России //Вестник Мордовского университета. -2010. -№ 3. -С. 111-115.
41. Уляшкина Е.Г., Малоземов С.И. Взаимоотношения Финляндии и НАТО через призму национальных интересов России // Познание стран мира: история, культура, достижения. 2013. № 1. С. 77-81.
42. Усубов Ф.Д. Проблемы сотрудничества НАТО с нейтральными странами Европы в начале ХХI века // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2010. № 124. С. 374-380.
43. Филюкова О. Е. Планы НАТО по защите Прибалтики в свете "перезагрузки" // Вопросы истории, международных отношений и документоведения. Вып. 7: сборник материалов Российской молодежной научной конференции Томск, 2011 Вып. 7. С. 102-104.
44. Финляндия. Новые вызовы и возможности для экономического сотрудничества с Россией Шлямин В. А., Кузьмин А. Г., Титов И. А. и др. ; Торговое представительство Рос. Федерации в Финляндии. - СПб.:Издательско-полиграфическая ассоциация университетов России, 2015. - 222 с.
45. Финляндия-партнер России в модернизации национальной экономики: информационно-аналитический справочник / М-во экон. развития Рос. Федерации, Торговое представительство Рос. Федерации в Финляндии. - СПб.:Издательско-полиграфическая ассоциация университетов России, 2013. - 172 с.
46. Ширин С. Фактор внешней среды в современной глобальной системе международных отношений // Международные процессы. – 2005. – Т. 3. – № 3 (9). – С. 180-184.
47. Юссила О., Хентиля С., Невакиви Ю. Политическая история Финляндии 1809-2009/пер. с фин. Т. В. Андросовой, Ю. С. Дерябина. М.: Весь Мир, 2010. 471 с.
48. Browning Ch. Constructing Finnish National Identity and Foreign Policy, 1809-2000. Ph.D. Manuscript. University of Wales, Aberystwyth. 2003.
49. Forsberg T., Vaahtoranta T. Inside the EU, outside NATO. Paradoxes of Finland's and Sweden's post-neutrality. Helsinki, 2001. 156 p.
50. Michel L. G. Finland, Sweden, and NATO: From «Virtual» to Formal Allies?: Strategic Forum. National Defence University/Leo G. Michel. 2014. February. № 265. P. 4.
51. Michel L. G. Finland, Sweden and NATO: from "virtual" to formal allies? Washington, D.C.: NDU Press, 2011. 145 p.
52. Nokkala A. Being Interested in a Big Neighbour: Russia and the Finnish Defence Establishment//Russia Forever? Towards Working Pragmatism in Finnish/Russian Relations. Aleksanteri Series. Helsinki, 2008. P. 80-81.
53. Pentilӓ R. E. J. Finland’s Security in a Changing Europe. A Historical Perspective/Risto E. J. Pentilӓ: Finnish Defence Studies: Vol. 7/National Defence College. Helsinki, 1994. P. 59-60.
54. Rahkonen J. Public opinion, journalism and the question of Finland's membership of NATO. Oslo, 2007. 96 p.
55. Väyrynen, R. Finland and prospects for NATO membership. Stockholm: Friedrich-Ebert-Stiftung, 2009. 88 p.

Купить эту работу

Последствия сближения Финляндии и НАТО на развитие сотрудничества России и Финляндии

660 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 500 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

8 августа 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.4
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
1 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
660 ₽ Цена от 500 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв CoolSense об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-09-25
Курсовая работа

Рекомендую автора. Работа сделана качественно и раньше срока. Спасибо.

Общая оценка 5
Отзыв Виолетта об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-06-03
Курсовая работа

Ну что я могу сказать,работаю с автором уже год, а то и больше, и автор не перестает удивлять своим трудом. первая курсовая далась не легко)) но ЭТА.......,в этот раз автору пришлось полностью переделать курсовую и поменять все все с начала и до конца.Но автор смог,за что ему большое спасибо! Выполнил работу большой сложности. Очень рада.

Общая оценка 5
Отзыв Biburat об авторе EkaterinaKonstantinovna 2017-06-03
Курсовая работа

Работа выполнена чётко и в срок, по содержанию претензий не имею.

Общая оценка 5
Отзыв Мариам Акопян об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-01-26
Курсовая работа

Спасибо автору) все вовремя и работа не плохая)

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Проблемы глобальной безопасности в российско-американских отношениях (2000-2010 гг.)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТЬЮ В ЮЖНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

ВЛИЯНИЕ ПРОЕКТА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЯСА ШЕЛКОВОГО ПУТИ НА ПОЛИТИКУ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1000 ₽
Готовая работа

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИИ И КИТАЯ В РАМКАХ АТЭС

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽
Готовая работа

Внешнеэкономический договор купли-продажи

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1000 ₽
Готовая работа

Роль банковского сектора в формировании внешнеэкономической стратегии Саудовской Аравии

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Публичная цифровая дипломатия как инструмент

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Эволюция подхода Ирландской республики к проблеме Северной Ирландии.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Проблемы Тибета в американо-китайских отношениях (начальная дата – н/в)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ КИТАЙСКОГО ОПЫТА СПЕЦИАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РОССИЙСКУЮ ЭКОНОМИКУ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
15000 ₽
Готовая работа

Современное состояние и перспективы сотрудничества Российской Федерации с Республикой Корея в сфере разработки и внедрения высоких технологий.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Юрисдикционный иммунитет

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
8000 ₽