Рекомендую автора. Работа сделана качественно и раньше срока. Спасибо.
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение
Актуальность темы обоснована важностью изучения проблемы безопасности Балкан, которые занимают важное место во внешней политике мировых держав.
На протяжении не одного столетия Балканы являются своего рода тектоническим разломом на геополитической карте мира. Основание «глобальной дуги нестабильности», прочерченной З. Бжезинским от Балкан до Центральной Азии, периодически испытывает на себе новые потрясения. Не единожды взрывавшийся «пороховой погреб» с каждой очередной искрой грозит все более устрашающими разрушениями, способными как уничтожить хрупкое подобие мира на Балканах, так и серьезно дестабилизировать состояние современной геополитической расстановки сил вокруг Балканского полуострова.
О стратегическом значении Балкан как в региональном, так и в глобальном измерении неоднократно писали отечественные и зарубежные исследователи. В пользу неоспоримой важности Балканского полуострова как геополитического участка говорят его географическое положение и многие другие факторы, которые веками формировались в этом сложном и многогранном регионе Юго-Восточной Европы. Выход к двум морям – Черному и Средиземному – предоставляет большие преимущества для развития как транспортной, так и военной инфраструктуры. Нахождение Балкан в центре условного треугольника Европа – Ближний Восток – Северная Африка делает полуостров своего рода «Хартлендом» Юго-Востока Европы, контроль над которым позволит не только управлять «треугольником», но и «командовать миром» .
По словам югославского исследователя Й. Юста, данные факторы позволяют Балканскому полуострову при необходимости стать плацдармом для ведения возможных боевых операций по всем трем направлениям . В силу своей геополитической значимости Балканы долгое время являются линией столкновения интересов и, как следствие, борьбы великих держав, стремящихся укрепить свое влияние в Юго-Восточной Европе и на мировой арене в целом.
Среди аспектов, обусловливающих конфликтогенность Балкан, можно выделить два основных. Первый из них – полиэтничность региона, которая помимо богатого культурного и исторического наследия, несет под собой плодородную почву для возникновения и эскалации разного рода локальных конфликтов. Эти конфликты, как уже не раз доказывала история, без должного и своевременного урегулирования могут перерастать в ужасающие по своим масштабам войны, закручивающие в свои жернова не только отдельные этносы, но целые народы и союзы государств. Вторым фактором является продолжительная конфронтация интересов ведущих игроков международной арены на Балканах. Как верно отмечает Е.Г. Пономарева, среди упомянутых игроков в настоящее время активно выступают не столько отдельные государства, сколько наднациональные структуры, такие как ЕС, НАТО, МВФ, а также ведущие транснациональные компании. Участие данных акторов в геополитической борьбе говорит о роли глобализации в развитии конфликтогенного потенциала Европы, и в частности Балкан. По мнению известного словенского историка А. Беблера, это обусловлено в том числе эффектом массовой информации, а в долгосрочной перспективе – также неизбежным процессом индивидуального и коллективного освобождения, которое изнутри дестабилизировало установленные авторитарные политические порядки .
Таким образом, цель данной работы – рассмотреть современные политические процессы в странах бывшей Югославии.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Провести исследование причин разделения Югославии;
2. Охарактеризовать особенности политических процессов в странах бывшей Югославии на современном этапе.
Работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованной литературы.
Содержание
Введение 3
1. Исследование причин разделения Югославии 5
1.1. Предпосылки югославского кризиса 5
1.2. Югославский кризис в системе международных отношений 12
2. Особенности политических процессов в странах бывшей Югославии на современном этапе 19
2.1. Взаимоотношения Балканских государств 19
2.2. Влияние НАТО на политические процессы в странах бывшей Югославии 23
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Заключение
Эскалация этнополитического кризиса на Балканском полуострове, и в частности на территории бывшей Югославии, привела к эволюции внешнеполитической линии Российской Федерации в этом регионе Юго-Восточной Европы. В начале развития кризиса русло внешней политики России определялось действиями западных держав, которые всеми способами пытались дестабилизировать геополитическую ситуацию на Балканах, чтобы впоследствии под тем или иным предлогом усилить свое присутствие на полуострове, обеспечив реализацию своих интересов. Будучи заложником внутренних проблем, Россия была вынуждена на время отказаться от прежней позиции, которую она занимала в решении вопросов на Балканском полуострове. Ближе к середине 1990-х гг. Россия пересмотрела свое отношение к сотрудничеству с Западом и в первую очередь с США. Параллельно происходило переосмысление процесса принятия внешнеполитических решений по проблемам Балкан. Посредством своего участия в переговорных органах различного уровня российская дипломатия начала продвигать свои инициативы, нацеленные на мирное урегулирование существующих конфликтов, которые встречали упорное сопротивление со стороны других игроков, ведущих сложную и противоречивую балканскую игру. Кульминацией внешнеполитического прорыва России на данном участке геополитического фронта стало решение по вопросу косовского прецедента, по которому она мгновенно заняла стойкую и однозначную позицию.
Дезинтеграционные процессы на Балканах, нанесшие катастрофический урон народам, населяющим полуостров, тщательно готовились западными державами, которые по их итогам добились того, к чему стремились. Влияние Запада в данном регионе значительно возросло. В то же время упомянутые процессы помогли как России, так и Италии, пусть и немалой ценой, переосмыслить роль полуострова в европейской системе безопасности. Лучшим подтверждением с российской стороны является Концепция внешней политики Российской Федерации, принятая в 2013 г., согласно 66 пункту которой «Россия нацелена на развитие всестороннего прагматичного и равноправного сотрудничества с государствами Юго-Восточной Европы, а Балканский регион имеет для России важное стратегическое значение, в том числе как крупнейший транспортный и инфраструктурный узел».
Урегулирование вооруженного конфликта в Косово со стороны ООН, НАТО и Евросоюза имело продолжительное временное измерение. В 90-е гг. прошлого столетия развитие косовского конфликта, угрожавшее европейской безопасности, требовало выработки центрами международного сообщества особо выверенной и ответственной стратегии. Эту ответственность взяли на себя США, которые в рамках НАТО пытались возложить военно-политическую ответственность и финансовое бремя на правительства европейских стран.
Сегодня, когда европейское военное строительство только начинается, союзники США в Европе хотели бы видеть более внутренне уравновешенный Альянс, который был бы способен на реализацию стратегии европеизации конфликтов. Напряженность в отношениях между США и европейскими участниками Альянса связана в основном с возможными рисками для европейцев оказаться втянутыми в региональные конфликты по американским кризисным сценариям. Именно такая ситуация, в частности, создалась при проведении Альянсом несанкционированной СБ ООН операции «Союзническая сила» против СРЮ. Военные действия Альянса против СРЮ, уже после осмысления аналитиками их разрушительных результатов, привели к новой волне жесткой критики европейцами использования НАТО под давлением США силового инструментария по разрешению косовского конфликта.
Когда лидерские амбиции США в мире заметно ослабли, следует ожидать дальнейшего усиления центробежных тенденций в трансатлантических отношениях. Зависимость системы безопасности Западной Европы от военного «зонтика» США достаточно высока. Такая ситуация обеспечивает Соединенным Штатам постоянное военное присутствие на европейском субконтиненте и допускает Вашингтон находить убедительные аргументы и необходимых инструментарий для консолидации трансатлантических отношений и обеспечивать внутреннее единство Альянса.
Список использованной литературы
1. Резолюция Совета Безопасности ООН от 10 июня 1999 г. N 1244 (1999) // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/2560094/#ixzz4vqHLaxoX
2. Алиев О. Косовары у непрецедентного финиша борьбы // «Зеркало» (Баку). 2014. 16 февр. С. 13–15.
3. Беблер А. Южная Европа и европейская безопасность // Вестник Европы. 2013. № 13. С. 60.
4. Ивашов Л.Г. Косовский кризис 1999 года. Бросок на Приштину // Новая и новейшая история. 2014. № 5.
5. Лещиловская И.И. Исторические корни Югославского конфликта // Вопросы истории. 2014. № 5. С. 52.
6. Никитин А.И. Участие России в международном миротворчестве в конфликтных регионах и перспективы его реформирования // Политика. Государство. Управление: Сб. статей. М., 2014. С. 305.
7. Юсубова Н.Р. Влияние косовского кризиса на контекст трансатлантических отношений // Tarix və onun problemləri (Bakı). 2015. № 2. С. 262–269
8. Bozo F. Where does the Atlantic Alliance Stand? Th e Imposable Partnership // IFRI. 2014. № 6 (September). P. 21–35.
9. Богатуров А.Д. Три поколения внешнеполитических доктрин России // URL:http://www.intertrends.ru/thirteen/005.htm
10. Гуськова Е.Ю. Балканский кризис и позиция России // URL: http://observer.materik.ru/observer/N13_95/13_06.htm
11. Заявление МИД России по Косово // URL: http://archive.mid.ru//Brp_4.nsf/arh/69E1940601A4968BC32573F20053D7F7?OpenDocument
12. Иванов И.С. Интервью испанской газете «Ла Гардиа» // URL: http://archive.mid.ru//bdomp/dip_vest.nsf/99b2ddc4f717c733c32567370042ee43/fbffc14b2f433ca8c3256887004154a3!OpenDocument
13. Искендеров П.А. Балканский регион в системе европейской энергобезопасности // URL:http://www.perspektivy.info/history/balkanskij_region_v_sisteme_jevropejskoj_energobezopasnosti_2011-03-09.htm
14. Конузин А.В. Европейская безопасность: Балканский вектор // URL:http://www.stoletie.ru/slavyanskoe_pole/balkanskij_uzel_334.htm
15. Пономарева Е.Г. Балканы – реперная точка мировой политики. Взгляд из России // URL:http://www.viaevrasia.com/ru/балканы-реперная-точка-мировой-политики-взгляд-из-россии-текст-лекции-проф-дполит-н-елена-пономарева-6-июня-2013.html
16. Тягуненко Л.В. Союзная Республика Югославия на рубеже XXI века. Природа югославского кризиса // URL:http://vivovoco.astronet.ru/VV/PAPERS/HISTORY/YUGOSLAV.HTM
17. Фененко А.В. Балканский кризис и российские внешнеполитические приоритеты // URL: http://ru-90.ru/content/а-фененко-балканский-кризис-и-российские-внешнеполитические-приоритеты
18. Юст. Й. Россия и конфликты на территории бывшей Югославии // URL:http://www.srpska.ru/article.php?nid=11241
19. Ямбаев М.Л. Вооруженный конфликт 2001 г. в Македонии и развитие политической ситуации в стране // URL: http://www.guskova.ru
20. Morrison D. How NATO’S “humanitarian intervention” in Kosovo led to a humanitarian catastrophe [Электронный ресурс] // David Morrison. URL: http://www.David-Morrison.org.uk/Kosovo/Kosovo-Humanitarian-catastrophe.htm
21. URL: http://otherreferats.ru/history/00059818_0.html
22. URL: http://ria.ru/politics/20111201/503588302.html.
23. URL: http://russianamerica.com/common/arc/story.php/710658
24. URL: http://starovoitova.ru/rus/texts/06/books/etnich/09.html
25. URL: http://www.b92.net/biz/vesti/region.php?yyyy=2015&mm=06&dd=17&nav_id=100518
26. URL: http://www.kommersant.ru/doc/1544251
27. URL: http://www.ntv.ru/novosti/245206
28. URL: http://www.svoboda.org/content/transcript/24547054.html
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение
Актуальность темы обоснована важностью изучения проблемы безопасности Балкан, которые занимают важное место во внешней политике мировых держав.
На протяжении не одного столетия Балканы являются своего рода тектоническим разломом на геополитической карте мира. Основание «глобальной дуги нестабильности», прочерченной З. Бжезинским от Балкан до Центральной Азии, периодически испытывает на себе новые потрясения. Не единожды взрывавшийся «пороховой погреб» с каждой очередной искрой грозит все более устрашающими разрушениями, способными как уничтожить хрупкое подобие мира на Балканах, так и серьезно дестабилизировать состояние современной геополитической расстановки сил вокруг Балканского полуострова.
О стратегическом значении Балкан как в региональном, так и в глобальном измерении неоднократно писали отечественные и зарубежные исследователи. В пользу неоспоримой важности Балканского полуострова как геополитического участка говорят его географическое положение и многие другие факторы, которые веками формировались в этом сложном и многогранном регионе Юго-Восточной Европы. Выход к двум морям – Черному и Средиземному – предоставляет большие преимущества для развития как транспортной, так и военной инфраструктуры. Нахождение Балкан в центре условного треугольника Европа – Ближний Восток – Северная Африка делает полуостров своего рода «Хартлендом» Юго-Востока Европы, контроль над которым позволит не только управлять «треугольником», но и «командовать миром» .
По словам югославского исследователя Й. Юста, данные факторы позволяют Балканскому полуострову при необходимости стать плацдармом для ведения возможных боевых операций по всем трем направлениям . В силу своей геополитической значимости Балканы долгое время являются линией столкновения интересов и, как следствие, борьбы великих держав, стремящихся укрепить свое влияние в Юго-Восточной Европе и на мировой арене в целом.
Среди аспектов, обусловливающих конфликтогенность Балкан, можно выделить два основных. Первый из них – полиэтничность региона, которая помимо богатого культурного и исторического наследия, несет под собой плодородную почву для возникновения и эскалации разного рода локальных конфликтов. Эти конфликты, как уже не раз доказывала история, без должного и своевременного урегулирования могут перерастать в ужасающие по своим масштабам войны, закручивающие в свои жернова не только отдельные этносы, но целые народы и союзы государств. Вторым фактором является продолжительная конфронтация интересов ведущих игроков международной арены на Балканах. Как верно отмечает Е.Г. Пономарева, среди упомянутых игроков в настоящее время активно выступают не столько отдельные государства, сколько наднациональные структуры, такие как ЕС, НАТО, МВФ, а также ведущие транснациональные компании. Участие данных акторов в геополитической борьбе говорит о роли глобализации в развитии конфликтогенного потенциала Европы, и в частности Балкан. По мнению известного словенского историка А. Беблера, это обусловлено в том числе эффектом массовой информации, а в долгосрочной перспективе – также неизбежным процессом индивидуального и коллективного освобождения, которое изнутри дестабилизировало установленные авторитарные политические порядки .
Таким образом, цель данной работы – рассмотреть современные политические процессы в странах бывшей Югославии.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Провести исследование причин разделения Югославии;
2. Охарактеризовать особенности политических процессов в странах бывшей Югославии на современном этапе.
Работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованной литературы.
Содержание
Введение 3
1. Исследование причин разделения Югославии 5
1.1. Предпосылки югославского кризиса 5
1.2. Югославский кризис в системе международных отношений 12
2. Особенности политических процессов в странах бывшей Югославии на современном этапе 19
2.1. Взаимоотношения Балканских государств 19
2.2. Влияние НАТО на политические процессы в странах бывшей Югославии 23
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Заключение
Эскалация этнополитического кризиса на Балканском полуострове, и в частности на территории бывшей Югославии, привела к эволюции внешнеполитической линии Российской Федерации в этом регионе Юго-Восточной Европы. В начале развития кризиса русло внешней политики России определялось действиями западных держав, которые всеми способами пытались дестабилизировать геополитическую ситуацию на Балканах, чтобы впоследствии под тем или иным предлогом усилить свое присутствие на полуострове, обеспечив реализацию своих интересов. Будучи заложником внутренних проблем, Россия была вынуждена на время отказаться от прежней позиции, которую она занимала в решении вопросов на Балканском полуострове. Ближе к середине 1990-х гг. Россия пересмотрела свое отношение к сотрудничеству с Западом и в первую очередь с США. Параллельно происходило переосмысление процесса принятия внешнеполитических решений по проблемам Балкан. Посредством своего участия в переговорных органах различного уровня российская дипломатия начала продвигать свои инициативы, нацеленные на мирное урегулирование существующих конфликтов, которые встречали упорное сопротивление со стороны других игроков, ведущих сложную и противоречивую балканскую игру. Кульминацией внешнеполитического прорыва России на данном участке геополитического фронта стало решение по вопросу косовского прецедента, по которому она мгновенно заняла стойкую и однозначную позицию.
Дезинтеграционные процессы на Балканах, нанесшие катастрофический урон народам, населяющим полуостров, тщательно готовились западными державами, которые по их итогам добились того, к чему стремились. Влияние Запада в данном регионе значительно возросло. В то же время упомянутые процессы помогли как России, так и Италии, пусть и немалой ценой, переосмыслить роль полуострова в европейской системе безопасности. Лучшим подтверждением с российской стороны является Концепция внешней политики Российской Федерации, принятая в 2013 г., согласно 66 пункту которой «Россия нацелена на развитие всестороннего прагматичного и равноправного сотрудничества с государствами Юго-Восточной Европы, а Балканский регион имеет для России важное стратегическое значение, в том числе как крупнейший транспортный и инфраструктурный узел».
Урегулирование вооруженного конфликта в Косово со стороны ООН, НАТО и Евросоюза имело продолжительное временное измерение. В 90-е гг. прошлого столетия развитие косовского конфликта, угрожавшее европейской безопасности, требовало выработки центрами международного сообщества особо выверенной и ответственной стратегии. Эту ответственность взяли на себя США, которые в рамках НАТО пытались возложить военно-политическую ответственность и финансовое бремя на правительства европейских стран.
Сегодня, когда европейское военное строительство только начинается, союзники США в Европе хотели бы видеть более внутренне уравновешенный Альянс, который был бы способен на реализацию стратегии европеизации конфликтов. Напряженность в отношениях между США и европейскими участниками Альянса связана в основном с возможными рисками для европейцев оказаться втянутыми в региональные конфликты по американским кризисным сценариям. Именно такая ситуация, в частности, создалась при проведении Альянсом несанкционированной СБ ООН операции «Союзническая сила» против СРЮ. Военные действия Альянса против СРЮ, уже после осмысления аналитиками их разрушительных результатов, привели к новой волне жесткой критики европейцами использования НАТО под давлением США силового инструментария по разрешению косовского конфликта.
Когда лидерские амбиции США в мире заметно ослабли, следует ожидать дальнейшего усиления центробежных тенденций в трансатлантических отношениях. Зависимость системы безопасности Западной Европы от военного «зонтика» США достаточно высока. Такая ситуация обеспечивает Соединенным Штатам постоянное военное присутствие на европейском субконтиненте и допускает Вашингтон находить убедительные аргументы и необходимых инструментарий для консолидации трансатлантических отношений и обеспечивать внутреннее единство Альянса.
Список использованной литературы
1. Резолюция Совета Безопасности ООН от 10 июня 1999 г. N 1244 (1999) // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/2560094/#ixzz4vqHLaxoX
2. Алиев О. Косовары у непрецедентного финиша борьбы // «Зеркало» (Баку). 2014. 16 февр. С. 13–15.
3. Беблер А. Южная Европа и европейская безопасность // Вестник Европы. 2013. № 13. С. 60.
4. Ивашов Л.Г. Косовский кризис 1999 года. Бросок на Приштину // Новая и новейшая история. 2014. № 5.
5. Лещиловская И.И. Исторические корни Югославского конфликта // Вопросы истории. 2014. № 5. С. 52.
6. Никитин А.И. Участие России в международном миротворчестве в конфликтных регионах и перспективы его реформирования // Политика. Государство. Управление: Сб. статей. М., 2014. С. 305.
7. Юсубова Н.Р. Влияние косовского кризиса на контекст трансатлантических отношений // Tarix və onun problemləri (Bakı). 2015. № 2. С. 262–269
8. Bozo F. Where does the Atlantic Alliance Stand? Th e Imposable Partnership // IFRI. 2014. № 6 (September). P. 21–35.
9. Богатуров А.Д. Три поколения внешнеполитических доктрин России // URL:http://www.intertrends.ru/thirteen/005.htm
10. Гуськова Е.Ю. Балканский кризис и позиция России // URL: http://observer.materik.ru/observer/N13_95/13_06.htm
11. Заявление МИД России по Косово // URL: http://archive.mid.ru//Brp_4.nsf/arh/69E1940601A4968BC32573F20053D7F7?OpenDocument
12. Иванов И.С. Интервью испанской газете «Ла Гардиа» // URL: http://archive.mid.ru//bdomp/dip_vest.nsf/99b2ddc4f717c733c32567370042ee43/fbffc14b2f433ca8c3256887004154a3!OpenDocument
13. Искендеров П.А. Балканский регион в системе европейской энергобезопасности // URL:http://www.perspektivy.info/history/balkanskij_region_v_sisteme_jevropejskoj_energobezopasnosti_2011-03-09.htm
14. Конузин А.В. Европейская безопасность: Балканский вектор // URL:http://www.stoletie.ru/slavyanskoe_pole/balkanskij_uzel_334.htm
15. Пономарева Е.Г. Балканы – реперная точка мировой политики. Взгляд из России // URL:http://www.viaevrasia.com/ru/балканы-реперная-точка-мировой-политики-взгляд-из-россии-текст-лекции-проф-дполит-н-елена-пономарева-6-июня-2013.html
16. Тягуненко Л.В. Союзная Республика Югославия на рубеже XXI века. Природа югославского кризиса // URL:http://vivovoco.astronet.ru/VV/PAPERS/HISTORY/YUGOSLAV.HTM
17. Фененко А.В. Балканский кризис и российские внешнеполитические приоритеты // URL: http://ru-90.ru/content/а-фененко-балканский-кризис-и-российские-внешнеполитические-приоритеты
18. Юст. Й. Россия и конфликты на территории бывшей Югославии // URL:http://www.srpska.ru/article.php?nid=11241
19. Ямбаев М.Л. Вооруженный конфликт 2001 г. в Македонии и развитие политической ситуации в стране // URL: http://www.guskova.ru
20. Morrison D. How NATO’S “humanitarian intervention” in Kosovo led to a humanitarian catastrophe [Электронный ресурс] // David Morrison. URL: http://www.David-Morrison.org.uk/Kosovo/Kosovo-Humanitarian-catastrophe.htm
21. URL: http://otherreferats.ru/history/00059818_0.html
22. URL: http://ria.ru/politics/20111201/503588302.html.
23. URL: http://russianamerica.com/common/arc/story.php/710658
24. URL: http://starovoitova.ru/rus/texts/06/books/etnich/09.html
25. URL: http://www.b92.net/biz/vesti/region.php?yyyy=2015&mm=06&dd=17&nav_id=100518
26. URL: http://www.kommersant.ru/doc/1544251
27. URL: http://www.ntv.ru/novosti/245206
28. URL: http://www.svoboda.org/content/transcript/24547054.html
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
1 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149294 Курсовой работы — поможем найти подходящую