Рекомендую автора. Работа сделана качественно и раньше срока. Спасибо.
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Политика в отношении стран ближнего зарубежья традиционно провозглашалась важнейшим направлением внешней политики России. Этот тезис тем более актуален, что до сих пор не снята вся острота моральной ответственности России за права почти 17 млн. русских соотечественников (в 1991 г. их было почти 25 млн.), живущих в бывших советских республиках. Кроме того, принятые в последние годы программные документы, как и заявления руководителей государства, подчеркивают необходимость развития процессов евразийской интеграции как необходимого условия подлинного возрождения экономики и укрепления внешнеполитических позиций страны.
В то же время на протяжении примерно полутора десятилетий после распада СССР позиции России в постсоветской Евразии неуклонно ослабевали, а интеграционные инициативы не удавалось перевести в практическую плоскость. Ситуация начала меняться в середине 2000-х гг.; в течение 2009-2013 гг. интеграционные процессы на пространстве постсоветской Евразии получили новый импульс. Соглашения, принятые в рамках Евразийского экономического сообщества, прогресс в работе Таможенного союза (ТС), создание Единого экономического пространства (ЕЭП), начало деятельности Евразийской экономической комиссии как надгосударственного органа являются наглядными результатами имеющихся достижений. Наконец, на минском саммите Высшего Евразийского экономического совета в октябре 2013 г. были подписаны соглашения, положившие начало процессу присоединения Армении к ТС и ЕЭП и открывающие аналогичную перспективу для Киргизии.
Однако по ряду ключевых вопросов, касающихся будущего интеграционных структур, до сих пор нет единства мнений даже между политическими элитами России, Белоруссии и Казахстана; это же касается перспектив дальнейшего расширения числа государств-участников интеграционного процесса. В связи с этим особую значимость приобретает вопрос о том, имеются ли в распоряжении России возможности наращивания своего влияния на государства ближнего зарубежья; в частности, обладает ли РФ как очевидное ядро евразийских структур не задействованными ранее механизмами воздействия на экономические, политические и интеллектуальные элиты государств ближнего зарубежья, способными подвигнуть их к постепенному изменению позиции по поводу участия прежде всего в экономических интеграционных проектах в рамках постсоветской Евразии. Эти проблемы, как и ключевые этапы развития российской политики в отношении стран постсоветской Евразии. Анализируются в статье с использованием методологии современных социальных наук: историософского подхода, основанного на анализе долговременных процессов, и компаративного подхода, позволяющего осуществить сравнительный анализ политических процессов.
Цель работы – изучить роль России на постсоветском пространстве.
1. Основные тенденции развития межгосударственных отношений в постсоветской Евразии и внешняя политика России
В 1991 г. входившие ранее в состав СССР союзные республики приобрели статус независимых государств. 8 декабря 1991 г. Россия, Белоруссия и Украина как государства – учредители СССР в Декларации, ставшей частью т.н. Беловежских соглашений, констатировали, что СССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекратил своё существование. Одновременно лидеры этих республик подписали Соглашение о создании Содружества независимых государств. 21 декабря 1991 г. на Алма-Атинской встрече глав бывших советских республик был подписан Протокол к данному соглашению, на основании которого Азербайджан, Армения, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан не просто присоединялись к СНГ, но получали статус государств – учредителей этой организации. С 1993 по 2009 г. в состав СНГ входила также Грузия.
Нередко высказываются суждения о том, что изначально основным мотивом, побудившим руководителей бывших союзных республик создать СНГ, являлось стремление «окончательно ликвидировать государственное единство, которое скрепляло их народы в рамках СССР, и не допустить его восстановления в будущем в какой бы то ни было форме.[10, с. 11-12]. Действительно, дальнейшее развитие событий показало, что преобладание на постсоветском пространстве в 1990-х гг. получили дезинтеграционные процессы, что дало основание для характеристики СНГ как формы «цивилизованного развода» бывших советских республик; в марте 2005 г. на пресс-конференции в Ереване такую оценку Содружества поддержал и Президент РФ В.Путин, заявивший о том, что СНГ создавалось для того, чтобы процессы распада СССР происходили более цивилизованно, предельно мягко, с наименьшими потерями в сфере экономики и в гуманитарной области, при этом у СНГ никогда не было задач в сфере экономической и иной интеграции [14]. Это заявление дало основание критикам российской власти заявить о порочной концепции политики России в отношении стран ближнего зарубежья, «унаследованной от ельцинских времён, когда СНГ рассматривалось не как площадка для интеграции и объединения, а как прикрытие для того, чтобы ничего для этой интеграции не делать», и продолжаемой в 2000-х гг. [12, с. 59].
В то же время первый Президент РФ говорил о мотивах российских властей при создании СНГ совершенно иначе: «Беловежское соглашение, как мне тогда казалось, было нужно прежде всего для того, чтобы резко усилить центростремительную тенденцию в развалившемся Союзе, стимулировать договорный процесс… Подчеркиваю: СНГ являлось единственной на тот момент возможностью сохранения единого геополитического пространства» [7]. И, судя по всему, Б.Н.Ельцин был в данном случае вполне искренен.
В работе изучается роль России на постсоветском пространстве. Работа на оценку 5, оригинальность от 60%.
1. Барсенков А.С. Эволюция политики России в отношении СНГ в контексте условий возникновения Содружества // 20 лет СНГ: состояние и перспективы. М.: Институт стран СНГ, 2012. С. 217-258.
2. Интеграционные процессы на постсоветском пространстве: проблемы и тенденции их развития [Отв. Ред. Е.Д.Фурман]. М.: ИЭ РАН, 2009. 346 c.
3. Мигранян А.А. Критерии эффективности экономической интеграции: достижения и провалы в рамках СНГ // 20 лет СНГ: состояние и перспективы. М.: Институт стран СНГ, 2012. С. 305-337.
4. Основы правового регулирования интеграционных процессов на постсоветском пространстве [П/ред. Кашкина С.Ю.]. М.: Норма; ИНФРА-М, 2013. 224 с.
5. Очерки истории Министерства иностранных дел России. Т. II. 1917 – 2002. М.: ОЛМА-Медиа, 2002. 617 с.
6. Плотников А.Ю. Интеграционные тенденции на постсоветском пространстве и типология государственного развития бывших союзных республик (СНГ: основа будущего союза или «цивилизованный развод»?) // Постсоветское пространство: реалии и перспективы. М.: ИЭ РАН, 2009. С. 57-63.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Политика в отношении стран ближнего зарубежья традиционно провозглашалась важнейшим направлением внешней политики России. Этот тезис тем более актуален, что до сих пор не снята вся острота моральной ответственности России за права почти 17 млн. русских соотечественников (в 1991 г. их было почти 25 млн.), живущих в бывших советских республиках. Кроме того, принятые в последние годы программные документы, как и заявления руководителей государства, подчеркивают необходимость развития процессов евразийской интеграции как необходимого условия подлинного возрождения экономики и укрепления внешнеполитических позиций страны.
В то же время на протяжении примерно полутора десятилетий после распада СССР позиции России в постсоветской Евразии неуклонно ослабевали, а интеграционные инициативы не удавалось перевести в практическую плоскость. Ситуация начала меняться в середине 2000-х гг.; в течение 2009-2013 гг. интеграционные процессы на пространстве постсоветской Евразии получили новый импульс. Соглашения, принятые в рамках Евразийского экономического сообщества, прогресс в работе Таможенного союза (ТС), создание Единого экономического пространства (ЕЭП), начало деятельности Евразийской экономической комиссии как надгосударственного органа являются наглядными результатами имеющихся достижений. Наконец, на минском саммите Высшего Евразийского экономического совета в октябре 2013 г. были подписаны соглашения, положившие начало процессу присоединения Армении к ТС и ЕЭП и открывающие аналогичную перспективу для Киргизии.
Однако по ряду ключевых вопросов, касающихся будущего интеграционных структур, до сих пор нет единства мнений даже между политическими элитами России, Белоруссии и Казахстана; это же касается перспектив дальнейшего расширения числа государств-участников интеграционного процесса. В связи с этим особую значимость приобретает вопрос о том, имеются ли в распоряжении России возможности наращивания своего влияния на государства ближнего зарубежья; в частности, обладает ли РФ как очевидное ядро евразийских структур не задействованными ранее механизмами воздействия на экономические, политические и интеллектуальные элиты государств ближнего зарубежья, способными подвигнуть их к постепенному изменению позиции по поводу участия прежде всего в экономических интеграционных проектах в рамках постсоветской Евразии. Эти проблемы, как и ключевые этапы развития российской политики в отношении стран постсоветской Евразии. Анализируются в статье с использованием методологии современных социальных наук: историософского подхода, основанного на анализе долговременных процессов, и компаративного подхода, позволяющего осуществить сравнительный анализ политических процессов.
Цель работы – изучить роль России на постсоветском пространстве.
1. Основные тенденции развития межгосударственных отношений в постсоветской Евразии и внешняя политика России
В 1991 г. входившие ранее в состав СССР союзные республики приобрели статус независимых государств. 8 декабря 1991 г. Россия, Белоруссия и Украина как государства – учредители СССР в Декларации, ставшей частью т.н. Беловежских соглашений, констатировали, что СССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекратил своё существование. Одновременно лидеры этих республик подписали Соглашение о создании Содружества независимых государств. 21 декабря 1991 г. на Алма-Атинской встрече глав бывших советских республик был подписан Протокол к данному соглашению, на основании которого Азербайджан, Армения, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан не просто присоединялись к СНГ, но получали статус государств – учредителей этой организации. С 1993 по 2009 г. в состав СНГ входила также Грузия.
Нередко высказываются суждения о том, что изначально основным мотивом, побудившим руководителей бывших союзных республик создать СНГ, являлось стремление «окончательно ликвидировать государственное единство, которое скрепляло их народы в рамках СССР, и не допустить его восстановления в будущем в какой бы то ни было форме.[10, с. 11-12]. Действительно, дальнейшее развитие событий показало, что преобладание на постсоветском пространстве в 1990-х гг. получили дезинтеграционные процессы, что дало основание для характеристики СНГ как формы «цивилизованного развода» бывших советских республик; в марте 2005 г. на пресс-конференции в Ереване такую оценку Содружества поддержал и Президент РФ В.Путин, заявивший о том, что СНГ создавалось для того, чтобы процессы распада СССР происходили более цивилизованно, предельно мягко, с наименьшими потерями в сфере экономики и в гуманитарной области, при этом у СНГ никогда не было задач в сфере экономической и иной интеграции [14]. Это заявление дало основание критикам российской власти заявить о порочной концепции политики России в отношении стран ближнего зарубежья, «унаследованной от ельцинских времён, когда СНГ рассматривалось не как площадка для интеграции и объединения, а как прикрытие для того, чтобы ничего для этой интеграции не делать», и продолжаемой в 2000-х гг. [12, с. 59].
В то же время первый Президент РФ говорил о мотивах российских властей при создании СНГ совершенно иначе: «Беловежское соглашение, как мне тогда казалось, было нужно прежде всего для того, чтобы резко усилить центростремительную тенденцию в развалившемся Союзе, стимулировать договорный процесс… Подчеркиваю: СНГ являлось единственной на тот момент возможностью сохранения единого геополитического пространства» [7]. И, судя по всему, Б.Н.Ельцин был в данном случае вполне искренен.
В работе изучается роль России на постсоветском пространстве. Работа на оценку 5, оригинальность от 60%.
1. Барсенков А.С. Эволюция политики России в отношении СНГ в контексте условий возникновения Содружества // 20 лет СНГ: состояние и перспективы. М.: Институт стран СНГ, 2012. С. 217-258.
2. Интеграционные процессы на постсоветском пространстве: проблемы и тенденции их развития [Отв. Ред. Е.Д.Фурман]. М.: ИЭ РАН, 2009. 346 c.
3. Мигранян А.А. Критерии эффективности экономической интеграции: достижения и провалы в рамках СНГ // 20 лет СНГ: состояние и перспективы. М.: Институт стран СНГ, 2012. С. 305-337.
4. Основы правового регулирования интеграционных процессов на постсоветском пространстве [П/ред. Кашкина С.Ю.]. М.: Норма; ИНФРА-М, 2013. 224 с.
5. Очерки истории Министерства иностранных дел России. Т. II. 1917 – 2002. М.: ОЛМА-Медиа, 2002. 617 с.
6. Плотников А.Ю. Интеграционные тенденции на постсоветском пространстве и типология государственного развития бывших союзных республик (СНГ: основа будущего союза или «цивилизованный развод»?) // Постсоветское пространство: реалии и перспективы. М.: ИЭ РАН, 2009. С. 57-63.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
730 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149284 Курсовой работы — поможем найти подходящую