Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Влияние исихазма на русскую иконопись

  • 25 страниц
  • 2016 год
  • 99 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

user320813

Честно и ответственно подхожу к делу! Если вы человек не добросовестный, нам не по пути

350 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Оглавление
Введение 2
1.Исихазм как социо-культурное явление 4
1.1 Исихазм. Содержание, понятие и его границы. 4
1.2 История исихазма 7
2.Исахизм в русской иконописи 9
2.1 Исихазм и иконопись Феофана Грека 9
2.2 Исихазм и иконопись Андрея Рублева 12
2.3 Исихазм и иконопись Дионисия 16
Заключение 20
Библиографический список 22
Приложение 1 “Вознесение” Андрей Рублев 23
Приложение 2 “Спас в силах” Дионисий 24
Приложение 3 “Иоанн Креститель” Феофан Грек 25

1.1 Исихазм. Содержание, понятие и его границы.

Об исихазме написано множество научных работ, книг, статей, книг. С каждым годом количество написанного материала возрастает. Данная тема находит свое проявления в различных сферах научной деятельности: богословы, историки, философы, искусствоведы и литературоведы.
Исихазм (от греч — спокойствие, покой, освобождение, прекращение, тишина, молчание, мир, уединение) возникает в среде монашества как духовно-практическое делание, поэтому прежде всего следует уточнить содержание исихастской практики.
В ее основе принято выделять 6 основных элементов:
1) очищение сердца как средоточия духовной жизни человека,
2) сочетание ума и сердца или "сведение" ума в сердце,
3) непрестанная молитва,
4) безмолвие, трезвение и внимание,
5) призывание имени Божия как реальной преображающей силы,
6) явление нетварного Фаворского света как вступление подвижника в Богообщение и Боговедение.
1.В библии слово сердце употреблено более пятисот раз.
...

1.2 История исихазма

Значительная часть идей исихазма была сформулирована ещё Отцами Церкви в первом тысячелетии.2 Большая их часть представляла собой обоснование монашеских практик, как, скажем, у великого учителя Симеона Нового Богослова, византийского богослова X века, которого в Православии ставят в один ряд с апостолом евангелистом Иоанном Богословом и Григорием Богословом. Многие труды учителей исихазма включены в сборник «Добротолюбие». Но наиболее известным в миру теоретиком исихазма стал св. Григорий Палама, живший в XIV веке. Основным его трудом считаются «Триады в защиту священно-безмолвствующих». В 1341 году учение Паламы было впервые признано официальной доктриной греческих православных церквей, хотя и постепенно смягчалось (возможно, вначале с участием самого достаточно склонного к компромиссам Паламы — так, ещё при его жизни отказались от абсолютно полного разделения сущности и энергий Бога).
...

2.1 Исихазм и иконопись Феофана Грека

Современная идея духовного возрождения России немыслима без осознания всей глубины исторического и культурного наследия русского народа, которое своими корнями уходит в христианскую традицию. Начиная с Х века, отечественная культура испытывает мощное влияние византийского православия, а вскоре и сама становится неотъемлемой частью православной культуры. Ощущая постоянное воздействие византийской богословской, философской, церковно-правовой литературы, иконографии, архитектуры, Русь разделила с остальными Поместными церквями особое уважение к идеалам восточного монашества с его тишиной, глубиной мысли и созерцательностью. Со времен Феодосия и Антония Печерских по настоящее время философия и культура русского православного монашества являются незыблемым фундаментом, на котором возвышаются шедевры отечественного религиозного искусства.
...

2.2 Исихазм и иконопись Андрея Рублева

Другой не менее яркий художник исихатского направления – Андрей Рублев. Исследователи сходятся во мнении, что Рублев «представляет собой полную противоположность великому византийцу (Ф.Греку), хотя духовная почва, на которой они взросли, была практически единой.
Все основные постулаты учения получают совершенно иное толкование и иной зрительный образ (чем у Ф.Грека). Образы А.Рублева «также полны света, но тихий свет ровно заливает пространство иконы. У Феофана свет конценрирует форму, у Рублева свет расширяет пространство. У Феофана свет испепеляет плоть, у Рублева – преображает».7
Возьмем для примера одну из рублевских икон Благовещенского собора Московского Кремля - «Преображение». «Заметим, что цвет звездчатой мандорлы вокруг фигуры Христа, преобразившегося на Фаворе темный. Позже Рублев будет избегать подобных контрастов, используя принцип дополнительных цветов.
...

2.3 Исихазм и иконопись Дионисия

Дионисий – последний художник исихазма, завершающий плеяду мастеров «золотого века» русской иконы. Он – «один из ярчайших представителей своего замечательного времени, века национального пробуждения Руси, торопившейся нагнать Европу после долгой ночи татарщины, иссушавшей, по слову Пушкина, и самую душу народа».8
Дионисий не похож ни на Феофана Грека, ни на Андрея Рублева, хотя в устремленности к гармонии он ближе последнему. Возможно, в этом сказалась их общая славянская природа, не заряженная той средиземноморской энергией, которая бурлила в душе и мощном интеллекте великого византийца.
Если рублевская эстетика проистекает из гармонии безмолвного предстояния и созерцания света, то гармония Дионисия основана на музыке линии и цвета, которые начинают приобретать самостоятельную эстетическую ценность.
...

Заключение

История изучения исихазма в классической и современной литературе рассматривается как процесс познания интеллектуального и духовного опыта подвижников. Исихазм предстает перед нами в как многогранный культурный феномен.
Русская культура являет собой один из наиболее значительных типов средневековой культуры, и немаловажным фактором является то, что она зарождается на византийской традиции. На материале святоотеческой литературы нами была сделана попытка выявить степень влияния исихастского мировоззрения на развитие русской.
В данной работе мной были изучены суть, содержание и традиции исихазма. А так отражена его роль в развитие русской иконописи, на примере трех великих мастеров.
...

Библиографический список

1.Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – М.: Издание Московской Патриархии, 1990.
2.Алпатов М.В. Андрей Рублев. М., 1959- 69 с.
3.Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. М., 1974.- 332 с.
4.Вздорнов Г.И. Фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображения в Новгороде. М., 1976.- 102 с.
5.Григорий Палама, св. Ко всечестной во инокинях Ксении, о страстях и добродетелях и о плодах умного делания. // Добротолюбие в русском переводе, дополн. Т.5. Нзд.2-е, М, 1900.- 200 с.
6.Евагрий. Об осьми помыслах. Добротолюбие., изд. 2-е, М., 1900.-584 с.
7.Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М., 1996.- 110 с.
8.Лепахин В.В. Икона и иконичность. — СПб.: Успенское подворье Оптиной Пустыни, 2002. —340 с
9.Митрополит Каллист (Уэр)). Иисусова молитва в учении св. Григория Синаита 1972 г.-139 с.
10.Недошивин Г. Дионисий. М: Искусство, 1947. – 32 с.
11.Тахьяоса М.А "Влияние исихазма на жизнь русской церкви в 1328-1406 гг."- 250 с.
Электронные ресурсы
1.Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pstgu.ru/library/data/none/none/n one/%D3/none/0/.
2.Языкова И.К. Богословие иконы. Живопись исихазма. Учение о Фаворском свете и иконография. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://otechnik.narod.ru/biblio/books/ja zyk1/Main.htm/




Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Оставляя свои контактные данные и нажимая «Заказать Курсовую работу», я соглашаюсь пройти процедуру регистрации на Платформе, принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности в целях заключения соглашения.

Фрагменты работ

Оглавление
Введение 2
1.Исихазм как социо-культурное явление 4
1.1 Исихазм. Содержание, понятие и его границы. 4
1.2 История исихазма 7
2.Исахизм в русской иконописи 9
2.1 Исихазм и иконопись Феофана Грека 9
2.2 Исихазм и иконопись Андрея Рублева 12
2.3 Исихазм и иконопись Дионисия 16
Заключение 20
Библиографический список 22
Приложение 1 “Вознесение” Андрей Рублев 23
Приложение 2 “Спас в силах” Дионисий 24
Приложение 3 “Иоанн Креститель” Феофан Грек 25

1.1 Исихазм. Содержание, понятие и его границы.

Об исихазме написано множество научных работ, книг, статей, книг. С каждым годом количество написанного материала возрастает. Данная тема находит свое проявления в различных сферах научной деятельности: богословы, историки, философы, искусствоведы и литературоведы.
Исихазм (от греч — спокойствие, покой, освобождение, прекращение, тишина, молчание, мир, уединение) возникает в среде монашества как духовно-практическое делание, поэтому прежде всего следует уточнить содержание исихастской практики.
В ее основе принято выделять 6 основных элементов:
1) очищение сердца как средоточия духовной жизни человека,
2) сочетание ума и сердца или "сведение" ума в сердце,
3) непрестанная молитва,
4) безмолвие, трезвение и внимание,
5) призывание имени Божия как реальной преображающей силы,
6) явление нетварного Фаворского света как вступление подвижника в Богообщение и Боговедение.
1.В библии слово сердце употреблено более пятисот раз.
...

1.2 История исихазма

Значительная часть идей исихазма была сформулирована ещё Отцами Церкви в первом тысячелетии.2 Большая их часть представляла собой обоснование монашеских практик, как, скажем, у великого учителя Симеона Нового Богослова, византийского богослова X века, которого в Православии ставят в один ряд с апостолом евангелистом Иоанном Богословом и Григорием Богословом. Многие труды учителей исихазма включены в сборник «Добротолюбие». Но наиболее известным в миру теоретиком исихазма стал св. Григорий Палама, живший в XIV веке. Основным его трудом считаются «Триады в защиту священно-безмолвствующих». В 1341 году учение Паламы было впервые признано официальной доктриной греческих православных церквей, хотя и постепенно смягчалось (возможно, вначале с участием самого достаточно склонного к компромиссам Паламы — так, ещё при его жизни отказались от абсолютно полного разделения сущности и энергий Бога).
...

2.1 Исихазм и иконопись Феофана Грека

Современная идея духовного возрождения России немыслима без осознания всей глубины исторического и культурного наследия русского народа, которое своими корнями уходит в христианскую традицию. Начиная с Х века, отечественная культура испытывает мощное влияние византийского православия, а вскоре и сама становится неотъемлемой частью православной культуры. Ощущая постоянное воздействие византийской богословской, философской, церковно-правовой литературы, иконографии, архитектуры, Русь разделила с остальными Поместными церквями особое уважение к идеалам восточного монашества с его тишиной, глубиной мысли и созерцательностью. Со времен Феодосия и Антония Печерских по настоящее время философия и культура русского православного монашества являются незыблемым фундаментом, на котором возвышаются шедевры отечественного религиозного искусства.
...

2.2 Исихазм и иконопись Андрея Рублева

Другой не менее яркий художник исихатского направления – Андрей Рублев. Исследователи сходятся во мнении, что Рублев «представляет собой полную противоположность великому византийцу (Ф.Греку), хотя духовная почва, на которой они взросли, была практически единой.
Все основные постулаты учения получают совершенно иное толкование и иной зрительный образ (чем у Ф.Грека). Образы А.Рублева «также полны света, но тихий свет ровно заливает пространство иконы. У Феофана свет конценрирует форму, у Рублева свет расширяет пространство. У Феофана свет испепеляет плоть, у Рублева – преображает».7
Возьмем для примера одну из рублевских икон Благовещенского собора Московского Кремля - «Преображение». «Заметим, что цвет звездчатой мандорлы вокруг фигуры Христа, преобразившегося на Фаворе темный. Позже Рублев будет избегать подобных контрастов, используя принцип дополнительных цветов.
...

2.3 Исихазм и иконопись Дионисия

Дионисий – последний художник исихазма, завершающий плеяду мастеров «золотого века» русской иконы. Он – «один из ярчайших представителей своего замечательного времени, века национального пробуждения Руси, торопившейся нагнать Европу после долгой ночи татарщины, иссушавшей, по слову Пушкина, и самую душу народа».8
Дионисий не похож ни на Феофана Грека, ни на Андрея Рублева, хотя в устремленности к гармонии он ближе последнему. Возможно, в этом сказалась их общая славянская природа, не заряженная той средиземноморской энергией, которая бурлила в душе и мощном интеллекте великого византийца.
Если рублевская эстетика проистекает из гармонии безмолвного предстояния и созерцания света, то гармония Дионисия основана на музыке линии и цвета, которые начинают приобретать самостоятельную эстетическую ценность.
...

Заключение

История изучения исихазма в классической и современной литературе рассматривается как процесс познания интеллектуального и духовного опыта подвижников. Исихазм предстает перед нами в как многогранный культурный феномен.
Русская культура являет собой один из наиболее значительных типов средневековой культуры, и немаловажным фактором является то, что она зарождается на византийской традиции. На материале святоотеческой литературы нами была сделана попытка выявить степень влияния исихастского мировоззрения на развитие русской.
В данной работе мной были изучены суть, содержание и традиции исихазма. А так отражена его роль в развитие русской иконописи, на примере трех великих мастеров.
...

Библиографический список

1.Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – М.: Издание Московской Патриархии, 1990.
2.Алпатов М.В. Андрей Рублев. М., 1959- 69 с.
3.Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. М., 1974.- 332 с.
4.Вздорнов Г.И. Фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображения в Новгороде. М., 1976.- 102 с.
5.Григорий Палама, св. Ко всечестной во инокинях Ксении, о страстях и добродетелях и о плодах умного делания. // Добротолюбие в русском переводе, дополн. Т.5. Нзд.2-е, М, 1900.- 200 с.
6.Евагрий. Об осьми помыслах. Добротолюбие., изд. 2-е, М., 1900.-584 с.
7.Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М., 1996.- 110 с.
8.Лепахин В.В. Икона и иконичность. — СПб.: Успенское подворье Оптиной Пустыни, 2002. —340 с
9.Митрополит Каллист (Уэр)). Иисусова молитва в учении св. Григория Синаита 1972 г.-139 с.
10.Недошивин Г. Дионисий. М: Искусство, 1947. – 32 с.
11.Тахьяоса М.А "Влияние исихазма на жизнь русской церкви в 1328-1406 гг."- 250 с.
Электронные ресурсы
1.Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pstgu.ru/library/data/none/none/n one/%D3/none/0/.
2.Языкова И.К. Богословие иконы. Живопись исихазма. Учение о Фаворском свете и иконография. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://otechnik.narod.ru/biblio/books/ja zyk1/Main.htm/




Купить эту работу

Влияние исихазма на русскую иконопись

350 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 500 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

19 апреля 2018 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
user320813
4
Честно и ответственно подхожу к делу! Если вы человек не добросовестный, нам не по пути
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
350 ₽ Цена от 500 ₽

5 Похожих работ

Курсовая работа

Поминально-погребальная обрядность у кавказских народов

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
550 ₽
Курсовая работа

Коран как основание учения о государственной власти и праве. Шиизм и суннизм

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
450 ₽
Курсовая работа

Социально-культурная деятельность монастырей

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
400 ₽
Курсовая работа

Христианство на Руси.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
400 ₽
Курсовая работа

Библейские сказания в кругу семейного чтения

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
500 ₽

Отзывы студентов

Отзыв Илья Светлов об авторе user320813 2018-04-20
Курсовая работа

Очередной раз благодарю Автора за ТРУД!

Общая оценка 5
Отзыв zar66 об авторе user320813 2019-04-15
Курсовая работа

Постоянно работаю с этим автором. Все просто замечательно !!!

Общая оценка 5
Отзыв 04.06.1995 об авторе user320813 2015-01-22
Курсовая работа

Молодец

Общая оценка 5
Отзыв Дмитрий Акельев об авторе user320813 2014-10-21
Курсовая работа

Спасибо, очень доволен работой))))

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

диплом Анализ канона праздника Рождества Христова с докладом на защиту

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3000 ₽
Готовая работа

Православные праздники в народном мировосприятии

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1800 ₽
Готовая работа

Роль ислама в общественной жизни Нижнего Поволжьяв XVIII-XXвв.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
700 ₽
Готовая работа

ИДЕЙНЫЕ ИСТОКИ И ОСОБЕННОСТИ БОГОМИЛЬСКОГО ВЕРОУЧЕНИЯ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

диплом Литургические сочинения в творчестве русских композиторов XVIII века

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Религиоведческий анализ мифа и ритуала в славянском неоязычестве

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Семейные отношения по шариату

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1890 ₽
Готовая работа

ВЕРОУЧЕНИЕ И КУЛЬТ «ДУХОВНЫХ ХРИСТИАН» (XIX-НАЧАЛО ХХ ВЕКА)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Исагогико-экзегетический анализ книги пророка Даниила

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Диплом Совесть в системе этики и добротолюбия

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

диплом Библейские сюжеты в живописи. диплом Библейские сюжеты в изобразительном искусстве.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Сравнительный анализ образа падшего человека в трудах святителей Феофана Затворника и Игнатия Брянчанинова.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1200 ₽