Очередной раз благодарю Автора за ТРУД!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИЗ ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ НА БОСПОРЕ 7
1.1. Научные труды и исследования 7
1.2. Археологические свидетельства о христианстве на Боспоре 15
ГЛАВА 2. ВРЕМЯ ПРОНИКНОВЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА НА БОСПОР 20
2.1. Религия на территории Боспорского государства 20
2.2. Памятники христианства на Боспоре в период III-IV веков 21
2.3. Места богослужений первых христиан Боспора 24
2.4. Ритуальная посуда первых христиан 27
ГЛАВА 3. ХРИСТИАНСТВО НА БОСПОРЕ В ПЕРИОД V-VI ВЕКОВ 29
3.1. Склепы с псалмами 29
3.2. Первые культовые постройки Боспора 33
3.3. Первые общины 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 51
1.1. Научные труды и исследования
Научные исследования, которые затрагивают вопрос истории распространения христианства на территории Боспорского царства III – VI веков появились довольно поздно, так как практически отсутствуют письменные источники и имеются незначительное количество археологических находок, которые не всегда удается правильно датировать. В истории изучения Боспора, времен первых веков, необходимым и важным для приобретения материала, а также для формирования первых исторических выводов стали раскопки и печатные издания археологического материала в конце XIX – в начале XX века. Главный и наиболее важный вклад внесли: Ю.А. Кулаковский, В.В. Шкорпил, В.В. Латышев, Н.П. Кондаков, М.И. Ростовцев, А.А. Спицын, Ю.Ю. Марти. А также упоминание христианского Боспора существуют и у некоторых церковных деятелей: митрополитов Кирилла и Макария (Степенная книга), патриарха Фотия I (Константинопольский), Бенедикта XVI (Ратцингер) и в житие святого апостола Андрея Первозванного.
...
1.2. Археологические свидетельства о христианстве на Боспоре
Первыми упоминанием о существовании христианства на территории древнего Боспора является упоминание в списке I Вселенского собора боспорского епископа. Так историк В.Н. Бенешевич пишет, что «в греческой версии этого списка он значится как Кадм, а в так называемой синайской и арабской – как Домн»12.
По сообщениям Гермия Созомена, автора V века, иной боспорский епископ, имя которого не сохранилось, погиб в 344 году в городе Никомедии при сильном землетрясении.
...
2.1. Религия на территории Боспорского государства
Главной особенностью религиозной жизни в Пантикапее и на всем Боспоре было то, что античная религия долгое время оставалась официальной религией государства. Так, например древние греческие культы имели общий характер еще в III веке. Официальный царский культ занимал важное место в политике государства, и в свою очередь власть стремилась поддержать некоторые особо почитаемые святилища.
Во второй половине III века Боспор переживает нашествия варварских племен и это становится причиной определенного упадка государственных институтов, а также бедственного положения городского и сельского слоев населения. «В тоже время складываются предпосылки в идеологической жизни, в первую очередь выразившееся в наличии тенденций к монотеизму, что в конечном итоге и обусловило распространение на Боспоре достаточно универсальной христианской религии»19.
...
2.2. Памятники христианства на Боспоре в период III-IV веков
Одной из важных находок данного времени, материальных свидетельств о пребывании здесь христиан, говорит находка 1993 года, выполненная под управлением В.А. Хршановским. В некрополе города Китея им был раскопан большой каменный склеп. Он был сооружен в эллинистическое время и использовался как погребальный до I-II веков. «Позже он становится местом совершения тризн»21.
Одной из интересных находок является серебряный перстень (Рисунок 2.), второй половины III века. На гемме перстня изображен Т-образный крест, по обеим сторонам которого находятся изображения рыб. В подтверждение данной датировки выступает и найденная в данном раскопе бронзовая монета боспорского царя Рискупорида, отчеканенная в 263 году н.э.. Подобные перстни с христианской символикой были найдены в могильнике близ современной деревни Новоотрадное, а также в районе боспорского города-крепости Илурат.
...
2.3. Места богослужений первых христиан Боспора
В IV веке на Боспоре христианами еще не сооружались специальные постройки (храмы) для справления богослужений, а в основном приспосабливались уже заброшенные погребальные и другие постройки на месте античных некрополей Пантикапея, Илурата, Ките и иных.
Так при раскопе Царского кургана (Рисуноки 5.), который находится на территории современного поселка (района города Керчь) Аджи-Мушкай, в погребальной камере были обнаружены множественные изображения крестов различной конфигурации. При специальном архитектурном исследовании данного погребального памятника В.Ф. Гайдукевичем были изучены около ста изображений крестов. Данные кресты можно разделить на несколько типов (Рисунки 6,7,8.).
Исследователь А. А. Шалькевич так описывает типы данных крестов.
«Первый тип – кресты с четко и аккуратно прорезанной тонкой неглубокой линией с изогнутым или раздвоенным концом.
...
2.4. Ритуальная посуда первых христиан
Большая часть стеклянных и глиняных сосудов III-IV веков с христианскими символами и надписями была найдена при раскопке некрополей боспорских городов. В первую очередь это стеклянные чаши-патеры с надписями, изготовленные в Сирии в первой половин IV века (Рисунок 7.). Выше приведенная патера была найдена на территории Пантикапея, а также было найдено две патеры в городе Нимфее. Эти приспособления, тарелки, чаши, служили для священнодействия и для раздачи или разноса Святых Даров (причастия) по домам христиан. Таким образом, в первые века христианства причастие раздавалось на руки самим верующим, из чего следует, что такие или подобные сосуды (Рисунок 8.) должны били иметь отдельные лица или даже семейства, сосуды, исключительно предназначенные для получения и хранения Святых Даров.
...
3.1. Склепы с псалмами
Плавно обращаясь из предыдущей главы, мы должны обратить свое внимание на склеп, где были погребены Саваг и его жена. Склеп находился на северном склоне горы Митридат во дворе усадьбы по улице Госпитальная. Он был исследован в 1890 году Ю.А. Кулаковским. Вход в данный склеп был расположен в северной его части и был закрыт большой плитой известняка. На данной плите был высечен рельефный крест, обведенный красной краской, но он был разбит исследователями. Стены данной погребальной камеры были покрыты надписями и изображениями крестов (Рисунок 9.)
Данные надписи были нанесены непосредственно на глину темно-красной краской. Согласно заметкам исследователя «все надписи были нанесены единовременно и покрывали стены всех трех лежанок, а также простенки над ними»29.
...
3.2. Первые культовые постройки Боспора
После вхождения Боспора в состав Византийской империи в начале VI века, где христианство уже было государственной религией, имело место широкое распространение христианства и на его территории. В это время, согласно историческим свидетельства, появляются первые культовые христианские здания. В истории церкви выделено время, которое иногда называют временем катакомбной церкви. Данное название происходит от того, что первые христиане еще не могли молиться открыто, так как христианская религия еще претерпевала гонения и многие ее последователи были узниками, работая на каторжных работах по добычи камня. Данный пример, мы видим в Инкермановском монастыре и на территории древних городов Боспор и Херсонес. «Хорошо сохранилось вырубленное в скале подземное архитектурное сооружение, что находится в нескольких метрах от Главной улицы. Редкий посетитель заповедника не заглянул в прорубленную в толще известняка таинственную «пещеру».
...
3.3. Первые общины
Тесные связи Боспора с государствами Малой Азии, откуда в основном и проникли новые религиозные течения, в том числе и христианство. Христианские общины являлись главной формой общественных связей, чем продолжали линию развития античных языческих коллегий и фиасов Бога Высочайшего. Например, среди многочисленных религиозных общин позднеантичного периода, христианская церковь давала не только духовное окормление верующих, но и помогла в реальной жизни. Конечно, процесс христианизации местного населения не был единовременным, но растянулся на несколько веков, охватив период с III по VI века.
Первое знакомство местного населения с новой религией можно отнести к началу III века н.э. Археологами зафиксированное, в нише водосборной цистерны на акрополе Пантикапея, изображение креста, является одним из наиболее близких изображений к священному прототипу.
...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Уже в первые века нашей эры религиозная мысль Боспорского царства претерпевает определенные изменения. Под влиянием иудеев и христиан в представлениях населения стали преобладать частные культы, не связанные с официальной религией государства. Так в первые века особенно большое распространение на Боспоре получил культ безымянного Бога Высочайшего. В это же время появляются и первые последователи христианства. Христианские общины постепенно стали главной формой общественных связей, продолжая линию развития античных языческих коллегий и фиасов. Первое археологическое свидетельство о проникновении христианства на Боспор вероятно можно отнести ко II – началу III века.
...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Артамонов М.И. История хазар. – Л.: Изд-во Гос.Эрмитажа. – 1962. – 522 с.
2. Астерий Амасийский, свт. Похвальное слово в день святого мученика Фоки (22-го сентября) / Пер. и примеч. М. Д. Муретова // Богословский вестник, - 1894, - Т. 4. № 10, - 25 с.
3. Бенешевич В.Н. Синайский список отцов Никейского первого вселенского собора // Известия Академии наук. – СПб, 1908, - Серия №3. – 281-306 с.
4. Бобринский А.А. Херсонес Таврический. Исторический очерк графа Алексея Бобринского. – СПб.: Типография И.Н.Скороходова, 1905. – 204 с.
5. Болгов Н.Н. Закат античного Боспора. Очерки истории Боспорского государства в поздеантичного времени (IV-Vвв.). – Белгород, 1996. – 180 с.
6. Васильев А.А. Готы в Крыму // Известия Российской академии истории материальной культуры. Ч. 1. – Т. I. – М.: 1921. – 265-344 c.
7. Гайдукевич В.Ф. Боспорское царство. – М. – Л.: Изд-во: Академия Наук СССР, 1949. – 622 с.
8. Гайдукевич В.Ф. Памятники раннего средневековья в Тиритаке // Советская археология. – Т.6, 1940. – 121-204 с.
9. Диатроптов П.Д., Емец И.А. Корпус христианских надписей Боспора // Эпиграфический вестник. – М.: 1995. – Вып. 2. – 7-40 с.
10. Дмитрий Ростовский, свт. Жития Святых. Книга 3. – К.: Издание Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. – 1999. – 831 с.
11. Дмитрий Ростовский, свт. Жития Святых. Книга 11. – К.: Издание Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. – 1999. – 781 с.
12. Евсевий Памфил. Жизнь Константина / перев. СПб. Духовной Академии, пересмотрен и исправлен Серповой В.В.; примеч.: Калинин А. – М.: изд. группа Labarum, 1998. – 91 с.
13. Колосовская Ю.К. Паннония в I-III вв. – М.: Наука, 1973. – 254 с.
14. Кондаков Н.П. Византийские церкви и памятники Константинополя. – Одесса: тип. А. Шульце. – 1886. – 229 с.
15. Кругликова И.Т. Боспор в позднеантичное время. – М.: Наука, 1996. – 221 с.
16. Кубланов М.М. Новые погребальные сооружения Илурата // КСИА. – М.: 1979. – Вып. 159. – 90-98 с.
17. Кубланов М.М. Религиозный синкретизм и появление христианства на Боспоре. // Ежегодник музея истории религии и атеизма. – Л.: 1958. – Вып. 2. – 57-68 с.
18. Кулаковский Ю.А. Керченская христианская катакомба 491г. // МАР. – СПб., 1891. - № 6. – 1-30 с.
19. Кулаковский Ю.А. Две керченские катакомбы с фресками // МАР. – СПб., 1896. - № 19. – 1-67 с.
20. Кулаковский Ю.А. Прошлое Тавриды. – Киев,1914. – 158 с.
21. Латышев В.В. Эпиграфические новости из Южной России. Находки 1901-03 гг. // ИАК. – СПб., 1904. - № 10. – 91-131 с.
22. Лопухин А.П. Православная Богословская Энциклопедия. Том V. – Петроград, 1904. – 1175 с.
23. Макарова Т.И. Археологические раскопки в Керчи около церкви Иоанна Предтечи // МАИЭТ. – Симферополь, 1998. – Вып. VI. –344-394 с.
24. Масленников А.А. Семейные склепы сельского населения позднеантичного Боспора. – М., 1997. – 108 с.
25. Митрополиты Киприан и Макарий. Книга Степенная царского родословия. Ч. 1. / Подг. к изд. и под ред. П. Г. Васенко. – ПСРЛ, Т. 21, Ч. 1-2. – СПб., 1908-1913. – 588 с.
26. Созанов А.В. Боспор в ранневизантийское время // Хозяйство и культура доклассовых и раннеклассовых обществ. – М.: Наука, 1986. – 128-129 с.
27. Феодорит Кирский, еп. Церковная история // Пер. с греч. - М.: Изд-во "Российская политическая энциклопедия"; Православное товарищество "Колокол", 1993. – 1-239 с.
28. Хапаев В.В. Памятники Херсонеса. – Симферополь: Бизнес-Информ, 2005. – 64 с.
29. Хршановский В.А. Некрополи Илурата и Китея. Археологическая экспедиция ГМИР. 1968-1998 // Боспорское царство как историко-культурный феномен. – СПб., 1998. – 102-106 с.
30. Цветаева Г.А. Грунтовый некрополь Пантикапея, его история, этнический и социальный состав // МИА. – М., 1951. -№ 19. – 63-86 с.
31. Шалькевич А.А. Архитектурные исследования Царского кургана // Труды ГЭ. – Л.: Изд-во «Аврора», 1976. – Т. XVII. – 138-166 с.
32. Шестаков С.П. Папа Мартин I в Херсонесе // Труды тринадцатого Археологического съезда в Екатеринославе, 1905. – М.,1908. – 136- 144 с.
33. Шкорпил В.В. Три христианские надгробия, найденные в Керчи в 1898 г. // ЗООИД. – 1900. – Т. XXII, отд. 5. – 59-60 с.
34. Якобсон А.Л. Керамика и керамическое производство средневековой Таврики. – Л.: Наука, 1979. – 164 с.
35. Правила святого вселенского четвертого собора, халкидонского: Библиотека Якова Кротова. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 27.03.2017. URL: http://krotov.info/acts/canons/0451cano.html (дата обращения: 28.03.2017).
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИЗ ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ НА БОСПОРЕ 7
1.1. Научные труды и исследования 7
1.2. Археологические свидетельства о христианстве на Боспоре 15
ГЛАВА 2. ВРЕМЯ ПРОНИКНОВЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА НА БОСПОР 20
2.1. Религия на территории Боспорского государства 20
2.2. Памятники христианства на Боспоре в период III-IV веков 21
2.3. Места богослужений первых христиан Боспора 24
2.4. Ритуальная посуда первых христиан 27
ГЛАВА 3. ХРИСТИАНСТВО НА БОСПОРЕ В ПЕРИОД V-VI ВЕКОВ 29
3.1. Склепы с псалмами 29
3.2. Первые культовые постройки Боспора 33
3.3. Первые общины 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 51
1.1. Научные труды и исследования
Научные исследования, которые затрагивают вопрос истории распространения христианства на территории Боспорского царства III – VI веков появились довольно поздно, так как практически отсутствуют письменные источники и имеются незначительное количество археологических находок, которые не всегда удается правильно датировать. В истории изучения Боспора, времен первых веков, необходимым и важным для приобретения материала, а также для формирования первых исторических выводов стали раскопки и печатные издания археологического материала в конце XIX – в начале XX века. Главный и наиболее важный вклад внесли: Ю.А. Кулаковский, В.В. Шкорпил, В.В. Латышев, Н.П. Кондаков, М.И. Ростовцев, А.А. Спицын, Ю.Ю. Марти. А также упоминание христианского Боспора существуют и у некоторых церковных деятелей: митрополитов Кирилла и Макария (Степенная книга), патриарха Фотия I (Константинопольский), Бенедикта XVI (Ратцингер) и в житие святого апостола Андрея Первозванного.
...
1.2. Археологические свидетельства о христианстве на Боспоре
Первыми упоминанием о существовании христианства на территории древнего Боспора является упоминание в списке I Вселенского собора боспорского епископа. Так историк В.Н. Бенешевич пишет, что «в греческой версии этого списка он значится как Кадм, а в так называемой синайской и арабской – как Домн»12.
По сообщениям Гермия Созомена, автора V века, иной боспорский епископ, имя которого не сохранилось, погиб в 344 году в городе Никомедии при сильном землетрясении.
...
2.1. Религия на территории Боспорского государства
Главной особенностью религиозной жизни в Пантикапее и на всем Боспоре было то, что античная религия долгое время оставалась официальной религией государства. Так, например древние греческие культы имели общий характер еще в III веке. Официальный царский культ занимал важное место в политике государства, и в свою очередь власть стремилась поддержать некоторые особо почитаемые святилища.
Во второй половине III века Боспор переживает нашествия варварских племен и это становится причиной определенного упадка государственных институтов, а также бедственного положения городского и сельского слоев населения. «В тоже время складываются предпосылки в идеологической жизни, в первую очередь выразившееся в наличии тенденций к монотеизму, что в конечном итоге и обусловило распространение на Боспоре достаточно универсальной христианской религии»19.
...
2.2. Памятники христианства на Боспоре в период III-IV веков
Одной из важных находок данного времени, материальных свидетельств о пребывании здесь христиан, говорит находка 1993 года, выполненная под управлением В.А. Хршановским. В некрополе города Китея им был раскопан большой каменный склеп. Он был сооружен в эллинистическое время и использовался как погребальный до I-II веков. «Позже он становится местом совершения тризн»21.
Одной из интересных находок является серебряный перстень (Рисунок 2.), второй половины III века. На гемме перстня изображен Т-образный крест, по обеим сторонам которого находятся изображения рыб. В подтверждение данной датировки выступает и найденная в данном раскопе бронзовая монета боспорского царя Рискупорида, отчеканенная в 263 году н.э.. Подобные перстни с христианской символикой были найдены в могильнике близ современной деревни Новоотрадное, а также в районе боспорского города-крепости Илурат.
...
2.3. Места богослужений первых христиан Боспора
В IV веке на Боспоре христианами еще не сооружались специальные постройки (храмы) для справления богослужений, а в основном приспосабливались уже заброшенные погребальные и другие постройки на месте античных некрополей Пантикапея, Илурата, Ките и иных.
Так при раскопе Царского кургана (Рисуноки 5.), который находится на территории современного поселка (района города Керчь) Аджи-Мушкай, в погребальной камере были обнаружены множественные изображения крестов различной конфигурации. При специальном архитектурном исследовании данного погребального памятника В.Ф. Гайдукевичем были изучены около ста изображений крестов. Данные кресты можно разделить на несколько типов (Рисунки 6,7,8.).
Исследователь А. А. Шалькевич так описывает типы данных крестов.
«Первый тип – кресты с четко и аккуратно прорезанной тонкой неглубокой линией с изогнутым или раздвоенным концом.
...
2.4. Ритуальная посуда первых христиан
Большая часть стеклянных и глиняных сосудов III-IV веков с христианскими символами и надписями была найдена при раскопке некрополей боспорских городов. В первую очередь это стеклянные чаши-патеры с надписями, изготовленные в Сирии в первой половин IV века (Рисунок 7.). Выше приведенная патера была найдена на территории Пантикапея, а также было найдено две патеры в городе Нимфее. Эти приспособления, тарелки, чаши, служили для священнодействия и для раздачи или разноса Святых Даров (причастия) по домам христиан. Таким образом, в первые века христианства причастие раздавалось на руки самим верующим, из чего следует, что такие или подобные сосуды (Рисунок 8.) должны били иметь отдельные лица или даже семейства, сосуды, исключительно предназначенные для получения и хранения Святых Даров.
...
3.1. Склепы с псалмами
Плавно обращаясь из предыдущей главы, мы должны обратить свое внимание на склеп, где были погребены Саваг и его жена. Склеп находился на северном склоне горы Митридат во дворе усадьбы по улице Госпитальная. Он был исследован в 1890 году Ю.А. Кулаковским. Вход в данный склеп был расположен в северной его части и был закрыт большой плитой известняка. На данной плите был высечен рельефный крест, обведенный красной краской, но он был разбит исследователями. Стены данной погребальной камеры были покрыты надписями и изображениями крестов (Рисунок 9.)
Данные надписи были нанесены непосредственно на глину темно-красной краской. Согласно заметкам исследователя «все надписи были нанесены единовременно и покрывали стены всех трех лежанок, а также простенки над ними»29.
...
3.2. Первые культовые постройки Боспора
После вхождения Боспора в состав Византийской империи в начале VI века, где христианство уже было государственной религией, имело место широкое распространение христианства и на его территории. В это время, согласно историческим свидетельства, появляются первые культовые христианские здания. В истории церкви выделено время, которое иногда называют временем катакомбной церкви. Данное название происходит от того, что первые христиане еще не могли молиться открыто, так как христианская религия еще претерпевала гонения и многие ее последователи были узниками, работая на каторжных работах по добычи камня. Данный пример, мы видим в Инкермановском монастыре и на территории древних городов Боспор и Херсонес. «Хорошо сохранилось вырубленное в скале подземное архитектурное сооружение, что находится в нескольких метрах от Главной улицы. Редкий посетитель заповедника не заглянул в прорубленную в толще известняка таинственную «пещеру».
...
3.3. Первые общины
Тесные связи Боспора с государствами Малой Азии, откуда в основном и проникли новые религиозные течения, в том числе и христианство. Христианские общины являлись главной формой общественных связей, чем продолжали линию развития античных языческих коллегий и фиасов Бога Высочайшего. Например, среди многочисленных религиозных общин позднеантичного периода, христианская церковь давала не только духовное окормление верующих, но и помогла в реальной жизни. Конечно, процесс христианизации местного населения не был единовременным, но растянулся на несколько веков, охватив период с III по VI века.
Первое знакомство местного населения с новой религией можно отнести к началу III века н.э. Археологами зафиксированное, в нише водосборной цистерны на акрополе Пантикапея, изображение креста, является одним из наиболее близких изображений к священному прототипу.
...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Уже в первые века нашей эры религиозная мысль Боспорского царства претерпевает определенные изменения. Под влиянием иудеев и христиан в представлениях населения стали преобладать частные культы, не связанные с официальной религией государства. Так в первые века особенно большое распространение на Боспоре получил культ безымянного Бога Высочайшего. В это же время появляются и первые последователи христианства. Христианские общины постепенно стали главной формой общественных связей, продолжая линию развития античных языческих коллегий и фиасов. Первое археологическое свидетельство о проникновении христианства на Боспор вероятно можно отнести ко II – началу III века.
...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Артамонов М.И. История хазар. – Л.: Изд-во Гос.Эрмитажа. – 1962. – 522 с.
2. Астерий Амасийский, свт. Похвальное слово в день святого мученика Фоки (22-го сентября) / Пер. и примеч. М. Д. Муретова // Богословский вестник, - 1894, - Т. 4. № 10, - 25 с.
3. Бенешевич В.Н. Синайский список отцов Никейского первого вселенского собора // Известия Академии наук. – СПб, 1908, - Серия №3. – 281-306 с.
4. Бобринский А.А. Херсонес Таврический. Исторический очерк графа Алексея Бобринского. – СПб.: Типография И.Н.Скороходова, 1905. – 204 с.
5. Болгов Н.Н. Закат античного Боспора. Очерки истории Боспорского государства в поздеантичного времени (IV-Vвв.). – Белгород, 1996. – 180 с.
6. Васильев А.А. Готы в Крыму // Известия Российской академии истории материальной культуры. Ч. 1. – Т. I. – М.: 1921. – 265-344 c.
7. Гайдукевич В.Ф. Боспорское царство. – М. – Л.: Изд-во: Академия Наук СССР, 1949. – 622 с.
8. Гайдукевич В.Ф. Памятники раннего средневековья в Тиритаке // Советская археология. – Т.6, 1940. – 121-204 с.
9. Диатроптов П.Д., Емец И.А. Корпус христианских надписей Боспора // Эпиграфический вестник. – М.: 1995. – Вып. 2. – 7-40 с.
10. Дмитрий Ростовский, свт. Жития Святых. Книга 3. – К.: Издание Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. – 1999. – 831 с.
11. Дмитрий Ростовский, свт. Жития Святых. Книга 11. – К.: Издание Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. – 1999. – 781 с.
12. Евсевий Памфил. Жизнь Константина / перев. СПб. Духовной Академии, пересмотрен и исправлен Серповой В.В.; примеч.: Калинин А. – М.: изд. группа Labarum, 1998. – 91 с.
13. Колосовская Ю.К. Паннония в I-III вв. – М.: Наука, 1973. – 254 с.
14. Кондаков Н.П. Византийские церкви и памятники Константинополя. – Одесса: тип. А. Шульце. – 1886. – 229 с.
15. Кругликова И.Т. Боспор в позднеантичное время. – М.: Наука, 1996. – 221 с.
16. Кубланов М.М. Новые погребальные сооружения Илурата // КСИА. – М.: 1979. – Вып. 159. – 90-98 с.
17. Кубланов М.М. Религиозный синкретизм и появление христианства на Боспоре. // Ежегодник музея истории религии и атеизма. – Л.: 1958. – Вып. 2. – 57-68 с.
18. Кулаковский Ю.А. Керченская христианская катакомба 491г. // МАР. – СПб., 1891. - № 6. – 1-30 с.
19. Кулаковский Ю.А. Две керченские катакомбы с фресками // МАР. – СПб., 1896. - № 19. – 1-67 с.
20. Кулаковский Ю.А. Прошлое Тавриды. – Киев,1914. – 158 с.
21. Латышев В.В. Эпиграфические новости из Южной России. Находки 1901-03 гг. // ИАК. – СПб., 1904. - № 10. – 91-131 с.
22. Лопухин А.П. Православная Богословская Энциклопедия. Том V. – Петроград, 1904. – 1175 с.
23. Макарова Т.И. Археологические раскопки в Керчи около церкви Иоанна Предтечи // МАИЭТ. – Симферополь, 1998. – Вып. VI. –344-394 с.
24. Масленников А.А. Семейные склепы сельского населения позднеантичного Боспора. – М., 1997. – 108 с.
25. Митрополиты Киприан и Макарий. Книга Степенная царского родословия. Ч. 1. / Подг. к изд. и под ред. П. Г. Васенко. – ПСРЛ, Т. 21, Ч. 1-2. – СПб., 1908-1913. – 588 с.
26. Созанов А.В. Боспор в ранневизантийское время // Хозяйство и культура доклассовых и раннеклассовых обществ. – М.: Наука, 1986. – 128-129 с.
27. Феодорит Кирский, еп. Церковная история // Пер. с греч. - М.: Изд-во "Российская политическая энциклопедия"; Православное товарищество "Колокол", 1993. – 1-239 с.
28. Хапаев В.В. Памятники Херсонеса. – Симферополь: Бизнес-Информ, 2005. – 64 с.
29. Хршановский В.А. Некрополи Илурата и Китея. Археологическая экспедиция ГМИР. 1968-1998 // Боспорское царство как историко-культурный феномен. – СПб., 1998. – 102-106 с.
30. Цветаева Г.А. Грунтовый некрополь Пантикапея, его история, этнический и социальный состав // МИА. – М., 1951. -№ 19. – 63-86 с.
31. Шалькевич А.А. Архитектурные исследования Царского кургана // Труды ГЭ. – Л.: Изд-во «Аврора», 1976. – Т. XVII. – 138-166 с.
32. Шестаков С.П. Папа Мартин I в Херсонесе // Труды тринадцатого Археологического съезда в Екатеринославе, 1905. – М.,1908. – 136- 144 с.
33. Шкорпил В.В. Три христианские надгробия, найденные в Керчи в 1898 г. // ЗООИД. – 1900. – Т. XXII, отд. 5. – 59-60 с.
34. Якобсон А.Л. Керамика и керамическое производство средневековой Таврики. – Л.: Наука, 1979. – 164 с.
35. Правила святого вселенского четвертого собора, халкидонского: Библиотека Якова Кротова. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 27.03.2017. URL: http://krotov.info/acts/canons/0451cano.html (дата обращения: 28.03.2017).
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
450 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149278 Курсовых работ — поможем найти подходящую