Спасибо автору, сдал на отлично!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Уровень развития региона, в первую очередь, определяется уровнем развития территорий в его составе. Процесс анализа социально-экономических показателей развития региона требует системного подхода, с позиции которого муниципальное образование рассматривается, как объект стратегического планирования. При этом рассматривается совокупность из шести взаимосвязанных систем:
муниципальное хозяйство (включает инфраструктуру, которая обеспечивает жизнедеятельность муниципального образования);
производственная сфера. В нее входят отрасли материального производства;
агропромышленный комплекс. Включает лесное и сельское хозяйство, природные ресурсы в качестве источника муниципального богатства;
социальная сфера. В ее состав входят отрасли воспроизводства, а также духовное развитие населения региона;
финансово-экономическая сфера. Обеспечивает финансовые связи отраслей региона, его макроэкономические пропорции, в виде бюджета;
управленческая сфера. Рассматривается в виде совокупности федеральных, региональных и муниципальных органов власти.
В составе каждой сферы рассматривается 4-8 подсистем, которые выделяются по признаку отраслей народного хозяйства или предмету управления. К первой группе относятся такие отрасли, как транспорт, промышленность, торговля, культура, образование и т.д.. Во второй группе рассматриваются экономика, инвестиции, финансы, рыночные институты, персонал и т.д..
Результаты статистических исследований дают возможность на основе полученных данных выполнить корректировку основных направлений развития региона для повышения или сохранения эффективности экономического развития с целью поддержания региона на конкурентоспособном уровне. Этим обусловлена актуальность статистического исследования основных показателей социально-экономического развития регионов России.
Объект исследования: социально-экономические показатели развития Ленинградской области.
Предмет исследования: методы и средства общей и экономической статистики для исследования социально-экономических показателей развития Ленинградской области.
Цель исследования: на основе эмпирического исследования выявить основные тенденции развития Ленинградской области, проблемы и перспективы.
Для достижения данной цели были сформулированы следующие задачи:
1. На основе теоретического анализа литературы изучить основные методы и принципы статистического анализа социально-экономических показателей.
2. Выполнить анализ основных социально-экономических показателей развития Ленинградской области.
3. На основе анализа социально-экономических показателей выявить тенденции и перспективы развития Ленинградской области.
4. Сформулировать основные пути решения проблем в социально-экономическом развитии Ленинградской области.
Введение 2
1. Теоретико-методологические аспекты статистического анализа социально-экономического развития региона 4
1.1. Информационная и методологическая база статистического изучения естественного движения населения 4
1.2. Методы и средства статистического анализа социально-экономических показателей 6
1.3. Характеристика Ленинградской области как территориального образования 9
2. Анализ и оценка социально-экономических показателей развития Ленинградской области 14
2.1. Анализ демографических показателей Ленинградской области 14
2.2. Анализ социально-демографических показателей Ленинградской области 17
2.3. Оценка экономического развития Ленинградской области 20
2.4. Множественный регрессионный анализ объема ВРП Ленинградской области 26
2.5. Прогнозирование показателей социально-экономического развития Ленинградской области 31
2.6. Анализ проблем и перспективы развития Ленинградской области 37
Заключение 43
Список литературы 46
Проблема оценки уровня социально-экономического развития территорий не имеет однозначного ответа, так как определяется множеством факторов и условий, характерных только для данных территорий. Кроме того, подходы к оценке, выбор методов оценки зависят от целей исследования. В одних случаях оценка производится с целью установления типов территорий для определения направления экономического развития, в других - для использования оценки уровня развития для установления качества и уровня жизни населения.
Однако в современных условиях экономического и социального развития территории решающую роль в оценке уровня развития играет наличие и разнообразие внешних и внутренних факторов, включающих в себя следующие потенциалы: ресурсный, структуру производства территорий, социальной инфраструктуры, определяющие уровень и качество жизни населения.
Исходя из задач исследования, необходимо выявить внешние и внутренние факторы социально-экономического развития.
Внешние факторы и условия носят общеэкономический характер и создают диспропорции развития как государства в целом, так и его отдельных территорий.
К таким факторам относятся прежде всего:
отсутствие стабильных правил игры на рынке из-за его недоразвитости, диспаритета цен на товары и услуги;
отсутствие стимулирования внутреннего спроса на сельскохозяйственную продукцию;
недостаточность активов для вложения и, как следствие, не внедрение инноваций, принятия мер по снижению издержек;
относительно малая доля малых и средних предприятий в объеме валового продукта, что мешает адаптации социальной сферы к условиям рынка, колебания спроса.
Воздействие на социально-экономическое развитие внутренних факторов четко прослеживается в новых условиях экономического кризиса.
Статистическое исследование социально-экономического развития Ленинградской позволило выявить ряд проблем, основными из которых являются:
несоответствие трудового потенциала как в количественном, так и в качественном потребностям экономики;
наличие дефицита территорий, имеющих инженерную инфраструктуру;
территориальное неравенство (наличие близости к Санкт-Петербургу, неравномерность распределения инвестиционных ресурсов и экономического потенциала);
проблемы состояния жилищно-коммунального хозяйства.
В то же время в качестве перспективных направлений развития можно выделить следующие:
развитие области как крупнейшего транспортного узла России;
наличие хорошей сырьевой базы;
развитие туризма;
рост малого бизнеса.
Источниками информации для проведения анализа явились статистические сводки технико-экономических показателей, содержащихся в специальных бюллетенях. Использование этих материалов позволило детализировать потенциалы развития и их содержание.
Поэтому основной задачей органов государственной власти Ленинградской области в настоящий момент является создание условий для равномерного развития всех муниципальных образований, своего рода «подтягивании» отстающих муниципалитетов как минимум до среднего по области уровня социально-экономического развития.
Подобная политика выравнивания уровней социально-экономического развития муниципальных образований может вестись в нескольких направлениях:
прямое финансирование территории из областного бюджета;
стимулирование инвестиционной активности в районе;
привлечение иностранных инвесторов;
создание наиболее благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса;
разработка и реализация стратегических планов развития муниципального образования, создание на территории района специализированных промышленно-инвестиционных зон и т.д.
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с изм. От 30.12.2008) // Российская газета от 21.01.2009. - № 7.
2. Распоряжение Правительства РФ от 15.06.2009 N 806-р (ред. от 26.12.2014) «Об организации и проведении мониторинга процессов в реальном секторе экономики, финансово-банковской и социальной сферах субъектов Российской Федерации»
Теоретическая литература
3. Балдин, К.В. Общая теория статистики: Учебное пособие / К.В. Балдин, А.В. Рукосуев. - М.: Дашков и К, 2012. - 312 c.
4. Батракова, Л.Г. Теория статистики: Учебное пособие / Л.Г. Батракова. - М.: КноРус, 2013. - 528 c.
5. Громыко, Г.Л. Теория статистики: Практикум / Г.Л. Громыко. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 238 c.
6. Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики: Учебник / Под ред. И.И.Елисеевой. - М.: Финансы и статистика, 2007
7. Костеева Т. В. Методология сравнительного анализа в социальной статистике. - Автореф. на соискание ученой степени канд. дис. -СПб.: СПбУЭФ (Санкт-Петербургский университет экономики и финансов), 1994. Краткий обзор основных итогов микропереписи населения 1994 г. -СПб.: Петербургкомстат, 1995.
8. Курс демографии. /Под ред. А.Я. Боярского./ - М.: Финансы и статистика, 2012.
9. Лушников А.М., Лушникова М.В., Тарусина Н.Н.. Договоры в сфере семьи, труда и социального обеспечения. – М.: Проспект, 2010. – 432 с.
10. Толстова Ю.Н., Анализ социологических данных, М., 2011.
11. Практикум по теории статистики под ред. профессора Р.А. Шмойловой. – М.: Финансы и статистика, 2011.
12. Статистика под ред. К.э.н. В.Г.Ионина, -Новосибирск, изд. НГАЭиУ, 2012.
13. Статистика А.В. Сиденко, Г.Ю. Попов, В.М. Матвеева, - М.: Дело и Сервис, 2010.
14. Статистика населения с основами демографии. /Кильдишев Г.С., Козлова Л.Л., Ананьева С.П. и др./ -М.: Финансы и статистика, 2012.
15. Стеценко С.Г., Козаченко И.В. Демографическая статистика. - Киев: Вища школа, 2011.
16. Сборник задач по общей теории статистики под ред. к.э.н. Л.К. Серга. – М.: Филинъ, 2010.
17. Теория статистики : учебник / под ред. Р. А. Шмойловой. М. : Финансы и статистика, 2007. 656 с.
18. Энциклопедия статистических терминов. В 8 томах / Федеральная служба государственной статистики. М. : Росстат, 2011.
Интернет-ресурсы
19. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/
20. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://petrostat.gks.ru/
21. Министерство здравоохранения Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rosminzdrav.ru/
22. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Уровень развития региона, в первую очередь, определяется уровнем развития территорий в его составе. Процесс анализа социально-экономических показателей развития региона требует системного подхода, с позиции которого муниципальное образование рассматривается, как объект стратегического планирования. При этом рассматривается совокупность из шести взаимосвязанных систем:
муниципальное хозяйство (включает инфраструктуру, которая обеспечивает жизнедеятельность муниципального образования);
производственная сфера. В нее входят отрасли материального производства;
агропромышленный комплекс. Включает лесное и сельское хозяйство, природные ресурсы в качестве источника муниципального богатства;
социальная сфера. В ее состав входят отрасли воспроизводства, а также духовное развитие населения региона;
финансово-экономическая сфера. Обеспечивает финансовые связи отраслей региона, его макроэкономические пропорции, в виде бюджета;
управленческая сфера. Рассматривается в виде совокупности федеральных, региональных и муниципальных органов власти.
В составе каждой сферы рассматривается 4-8 подсистем, которые выделяются по признаку отраслей народного хозяйства или предмету управления. К первой группе относятся такие отрасли, как транспорт, промышленность, торговля, культура, образование и т.д.. Во второй группе рассматриваются экономика, инвестиции, финансы, рыночные институты, персонал и т.д..
Результаты статистических исследований дают возможность на основе полученных данных выполнить корректировку основных направлений развития региона для повышения или сохранения эффективности экономического развития с целью поддержания региона на конкурентоспособном уровне. Этим обусловлена актуальность статистического исследования основных показателей социально-экономического развития регионов России.
Объект исследования: социально-экономические показатели развития Ленинградской области.
Предмет исследования: методы и средства общей и экономической статистики для исследования социально-экономических показателей развития Ленинградской области.
Цель исследования: на основе эмпирического исследования выявить основные тенденции развития Ленинградской области, проблемы и перспективы.
Для достижения данной цели были сформулированы следующие задачи:
1. На основе теоретического анализа литературы изучить основные методы и принципы статистического анализа социально-экономических показателей.
2. Выполнить анализ основных социально-экономических показателей развития Ленинградской области.
3. На основе анализа социально-экономических показателей выявить тенденции и перспективы развития Ленинградской области.
4. Сформулировать основные пути решения проблем в социально-экономическом развитии Ленинградской области.
Введение 2
1. Теоретико-методологические аспекты статистического анализа социально-экономического развития региона 4
1.1. Информационная и методологическая база статистического изучения естественного движения населения 4
1.2. Методы и средства статистического анализа социально-экономических показателей 6
1.3. Характеристика Ленинградской области как территориального образования 9
2. Анализ и оценка социально-экономических показателей развития Ленинградской области 14
2.1. Анализ демографических показателей Ленинградской области 14
2.2. Анализ социально-демографических показателей Ленинградской области 17
2.3. Оценка экономического развития Ленинградской области 20
2.4. Множественный регрессионный анализ объема ВРП Ленинградской области 26
2.5. Прогнозирование показателей социально-экономического развития Ленинградской области 31
2.6. Анализ проблем и перспективы развития Ленинградской области 37
Заключение 43
Список литературы 46
Проблема оценки уровня социально-экономического развития территорий не имеет однозначного ответа, так как определяется множеством факторов и условий, характерных только для данных территорий. Кроме того, подходы к оценке, выбор методов оценки зависят от целей исследования. В одних случаях оценка производится с целью установления типов территорий для определения направления экономического развития, в других - для использования оценки уровня развития для установления качества и уровня жизни населения.
Однако в современных условиях экономического и социального развития территории решающую роль в оценке уровня развития играет наличие и разнообразие внешних и внутренних факторов, включающих в себя следующие потенциалы: ресурсный, структуру производства территорий, социальной инфраструктуры, определяющие уровень и качество жизни населения.
Исходя из задач исследования, необходимо выявить внешние и внутренние факторы социально-экономического развития.
Внешние факторы и условия носят общеэкономический характер и создают диспропорции развития как государства в целом, так и его отдельных территорий.
К таким факторам относятся прежде всего:
отсутствие стабильных правил игры на рынке из-за его недоразвитости, диспаритета цен на товары и услуги;
отсутствие стимулирования внутреннего спроса на сельскохозяйственную продукцию;
недостаточность активов для вложения и, как следствие, не внедрение инноваций, принятия мер по снижению издержек;
относительно малая доля малых и средних предприятий в объеме валового продукта, что мешает адаптации социальной сферы к условиям рынка, колебания спроса.
Воздействие на социально-экономическое развитие внутренних факторов четко прослеживается в новых условиях экономического кризиса.
Статистическое исследование социально-экономического развития Ленинградской позволило выявить ряд проблем, основными из которых являются:
несоответствие трудового потенциала как в количественном, так и в качественном потребностям экономики;
наличие дефицита территорий, имеющих инженерную инфраструктуру;
территориальное неравенство (наличие близости к Санкт-Петербургу, неравномерность распределения инвестиционных ресурсов и экономического потенциала);
проблемы состояния жилищно-коммунального хозяйства.
В то же время в качестве перспективных направлений развития можно выделить следующие:
развитие области как крупнейшего транспортного узла России;
наличие хорошей сырьевой базы;
развитие туризма;
рост малого бизнеса.
Источниками информации для проведения анализа явились статистические сводки технико-экономических показателей, содержащихся в специальных бюллетенях. Использование этих материалов позволило детализировать потенциалы развития и их содержание.
Поэтому основной задачей органов государственной власти Ленинградской области в настоящий момент является создание условий для равномерного развития всех муниципальных образований, своего рода «подтягивании» отстающих муниципалитетов как минимум до среднего по области уровня социально-экономического развития.
Подобная политика выравнивания уровней социально-экономического развития муниципальных образований может вестись в нескольких направлениях:
прямое финансирование территории из областного бюджета;
стимулирование инвестиционной активности в районе;
привлечение иностранных инвесторов;
создание наиболее благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса;
разработка и реализация стратегических планов развития муниципального образования, создание на территории района специализированных промышленно-инвестиционных зон и т.д.
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с изм. От 30.12.2008) // Российская газета от 21.01.2009. - № 7.
2. Распоряжение Правительства РФ от 15.06.2009 N 806-р (ред. от 26.12.2014) «Об организации и проведении мониторинга процессов в реальном секторе экономики, финансово-банковской и социальной сферах субъектов Российской Федерации»
Теоретическая литература
3. Балдин, К.В. Общая теория статистики: Учебное пособие / К.В. Балдин, А.В. Рукосуев. - М.: Дашков и К, 2012. - 312 c.
4. Батракова, Л.Г. Теория статистики: Учебное пособие / Л.Г. Батракова. - М.: КноРус, 2013. - 528 c.
5. Громыко, Г.Л. Теория статистики: Практикум / Г.Л. Громыко. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 238 c.
6. Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики: Учебник / Под ред. И.И.Елисеевой. - М.: Финансы и статистика, 2007
7. Костеева Т. В. Методология сравнительного анализа в социальной статистике. - Автореф. на соискание ученой степени канд. дис. -СПб.: СПбУЭФ (Санкт-Петербургский университет экономики и финансов), 1994. Краткий обзор основных итогов микропереписи населения 1994 г. -СПб.: Петербургкомстат, 1995.
8. Курс демографии. /Под ред. А.Я. Боярского./ - М.: Финансы и статистика, 2012.
9. Лушников А.М., Лушникова М.В., Тарусина Н.Н.. Договоры в сфере семьи, труда и социального обеспечения. – М.: Проспект, 2010. – 432 с.
10. Толстова Ю.Н., Анализ социологических данных, М., 2011.
11. Практикум по теории статистики под ред. профессора Р.А. Шмойловой. – М.: Финансы и статистика, 2011.
12. Статистика под ред. К.э.н. В.Г.Ионина, -Новосибирск, изд. НГАЭиУ, 2012.
13. Статистика А.В. Сиденко, Г.Ю. Попов, В.М. Матвеева, - М.: Дело и Сервис, 2010.
14. Статистика населения с основами демографии. /Кильдишев Г.С., Козлова Л.Л., Ананьева С.П. и др./ -М.: Финансы и статистика, 2012.
15. Стеценко С.Г., Козаченко И.В. Демографическая статистика. - Киев: Вища школа, 2011.
16. Сборник задач по общей теории статистики под ред. к.э.н. Л.К. Серга. – М.: Филинъ, 2010.
17. Теория статистики : учебник / под ред. Р. А. Шмойловой. М. : Финансы и статистика, 2007. 656 с.
18. Энциклопедия статистических терминов. В 8 томах / Федеральная служба государственной статистики. М. : Росстат, 2011.
Интернет-ресурсы
19. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/
20. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://petrostat.gks.ru/
21. Министерство здравоохранения Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rosminzdrav.ru/
22. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149284 Курсовой работы — поможем найти подходящую