Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству, которому свойственны цивилизованные черты. Дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым бизнесом. Для экономики в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.
Малый бизнес в большинстве стран пользуется поддержкой государства. Так например, в нашей стране действует закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», который определяет меры по стимулированию развития малого предпринимательства. Вышесказанное подтверждает актуальность данной проблемы, и обосновывает выбор данной темы для курсовой работы.
Цель работы: на основе изучения теоретических источников, а также фактического материала выяснить экономическую сущность малых предприятий, оценить их влияние на экономику страны.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
- изучить и описать отличительные черты малых предприятий;
- выяснить степень и характер воздействия малых предприятий на развитие экономики страны;
- выполнить сравнительный анализ доли участия малых предприятий в экономике России и зарубежных стран;
- изучить и описать влияние малых предприятий на социально-экономическое положение в стране.
Перечень ключевых слов: малое предприятие, малый бизнес, предпринимательство, государственная поддержка, кредитование, развитие экономики.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Малый бизнес в современной рыночной экономике……………….5
1.1 Понятие малого бизнеса…………………………………………………...
1.2 Значение и задачи малого предприятия………………………………….. 9
Глава 2 Особенности малого бизнеса……………………………………….. 12
2.1 зарубежный опыт развития малого бизнеса……………………………. 12
2.2 Малый бизнес в РФ..................................................................................... 16
2.3 Государственная политика в сфере малого предпринимательства…… 19
Глава 3 Стимулирование развития малого предпринимательства. 23
Заключение…………………………………………………………………. 27
Список использованных источников………………………28
Приложения…………………………………………………………………………29
В данной работе дается характеристика сущности малого предпринимательства, отмечены положительные аспекты их деятельности. Рассмотрены причины, которые мешают развитию малых предприятий. Приведены фактические данные, характеризующие влияние малого предпринимательства на экономическое и социальное развитие государства. Целью работы - анализ состояния малого бизнеса в России и зарубежных странах, оценка влияния данной части экономики на общее социально-экономическое положение страны, определение перспектив развития, выявление проблем и поиск путей их решения.
Экономический интерес, энергия и изобретательность предприимчивых людей активно способствовали прогрессу во всех областях человеческой жизнедеятельности. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет их деятельность и особенно, в создании новых, разнообразных по специализации и направлениям малых предприятий.
Опыт развитых стран показывает, что малое и среднее предпринимательство играет исключительно важную роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.
1. О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации: федер. закон: принят 12 мая 1995 г.// Сборник законов Российской Федерации. М.: Эксмо, 2004. С.513-517.
2. Бородина, В.В. Малые предприятия. М.: Книжный мир, 2001. 367 с.
3. Булатова, А. С. Экономика. М.: Экономист. 2003. 417 с.
4. Бухвальд, Е.М. О роли малого предпринимательства в развитии экономики России / Е.М. Бухвальд, А.В. Виленский // Вестник РГНФ. 2003. №1.
5. Виленский, А. Финансовая поддержка малых предприятий // Экономист. 1999. №9.
6. Власова, В.М. Основы предпринимательской деятельности. / В.М. Власова – М.: Финансы и статистика, 1995. – 212 c.
7. Грязнова, А.Г. Микроэкономика / А.Г. Грязнова, А. Ю. Юрданова. М.: КноРус. 2001. 478 с.
8. Заславская, О. Новые программы сделают кредит доступным для малого бизнеса // Финансовые Известия. 2006. №12.
9. Лапуста, М.Г., Старостин Ю.Л., Малое предпринимательство / М.Г. Лапуста, Ю.Л. Старостин. М.: ИНФРА – М, 1997. 257 с.
10. Лебедева, С.Ю. Регулирование и поддержка малого и среднего предпринимательства в ЕС и России // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. №1. 78 с.
11. Малое предпринимательство //Налоговый вестник, №2, 2002, стр.3
12. Орлов, А. Перспективы Развития малого предпринимательства в России // Вопросы статистики. 2002. №7.
13. Разумнова И. Мелкие предприятия в промышленности США// Проблемы теории и практики управления, 1993, стр. 18.
14. Тихомирова А Инвестиционный климат в России: региональные рейтинги и риски. М.: ФФПМП, 1997
15. Ходов, Л. О структуре малого бизнеса и особенностях его мотивации // Вопросы статистики. 2002. №7.
16. Шулус, А.. Субъекты малого предпринимательства и система его государственной поддержки // Российский экономический журнал. 1997. №5-6.