6+
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение
Актуальность темы обусловлена тем, что в современных условиях проведение эффективной политики по развития, как национального хозяйства, так и территориального развития на региональном уровне является необходимым условием достижения эффективного функционирования социально-экономической системы как страны в целом, так и ее регионов.
Перенос центра тяжести на региональным уровень предопределяет необходимость поиска новых, более эффективных подходов к процессам разработки политики развития территории. Кроме того, актуальность дан-ной проблемы возрастает в связи с конкуренцией регионов в области привлечения инвестиций, посредством создания им более благоприятного климата, предоставления льгот и гарантии инвесторам.
Формирование эффективной политики на региональном уровне предусматривает определение целей и приоритетов, разработку стратегии и программ, а также мероприятий по инфраструктурному развитию.
Реализация такой политики происходит путем целенаправленного воздействия на структуры регионального управления и на всех участ-ников данного процесса в интересах достижения намеченных целей социально-экономического развития.
Средства, которыми пользуются органы власти для устранения региональных различий, весьма разнообразны, и выбор их обусловлен рядом факторов: социально-экономическим положением станы, типом государственного устройства, внутренними проблемами и др.
В системе мер по развитию экономики региона особую значимость приобретает наращивание объемов, обеспечение сбалансированности и качества инвестиций. Реализация этих направлений предопределяет устойчивость и долгосрочность экономического роста региона. При этом важно, чтобы инвестиции носили стратегический характер, и в первую очередь это касается реальных инвестиций.
Одним из эффективных инструментов данного процесса является экономическое зонирование на основе организации ОЭЗ.
Объектом исследования является: деятельность ОЭЗ
Предметом исследования является: организация и функционирование ОЭЗ в РФ.
Целью исследования является анализ механизма функционирования ОЭЗ и их роли в развитии экономики России.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Выявить понятие, цели организации и виды ОЭЗ.
2. Рассмотреть особенности организации ОЭЗ в РФ.
3. Проанализировать основные макроэкономические показатели экономики России.
4. Проанализировать нормативно-правовое регулирование функционирования ОЭЗ в России.
5. Оценить эффективность функционирования ОЭЗ в России.
6. Выявить основные направления повышения эффективности функционирования ОЭЗ в России.
7. Выявить проблемные области функционирования ОЭЗ в России.
8. Разработать рекомендации в области повышения эффективности функционирования ОЭЗ в России.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили исследования ученых, специалистов в области экономической теории, регионального анализа, управления конкурентной способностью регионов, а также исследования в области государственно-частного партнерства и создания и развития особых (особых) экономических зон.
Методологической базой исследования являются общенаучные методы познания, включающие методы системного структурно-функционального и статистического анализа, приемов группировки и обобщения, а при решении конкретных вопросов использовались методы сравнительного анализа.
Информационное обеспечение работы составили: материалы Росстата; официальные статистические данные и оперативная информация Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами; нормативные и правовые акты Российской Федерации; научные публикации по изучаемой проблеме, ресурсы Интернета и другие источники.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы особых экономических зон (ОЭЗ) 6
1.1. Экономическая сущность ОЭЗ 6
1.2. Методы оценки эффективности функционирования ОЭЗ 11
1.3. Факторы, влияющие на эффективность функционирования ОЭЗ 12
Глава 2. Оценка эффективности функционирования ОЭЗ в России 15
2.1. Анализ основных макроэкономических показателей экономики России 15
2.2. Анализ нормативно-правового регулирования функционирования ОЭЗ в России 17
2.3. Оценка эффективности функционирования ОЭЗ в России 19
Глава 3. Основные направления повышения эффективности функционирования ОЭЗ в России 34
3.1. Выявление проблемных областей функционирования ОЭЗ в России 34
3.2. Разработка рекомендаций в области повышения эффективности функционирования ОЭЗ в России 35
Заключение 37
Список использованной литературы 40
Приложение. Карта расположения особых экономических зон в России 42
Заключение
Проведенное исследование позволяет констатировать, что:
Особые экономические зоны, зоны предпринимательства, особые экономические зоны, специальные экономические зоны представляют собой особые типы организации экономической жизни на определенной, обособленной, территории. При этом в отличие от проблемных (депрессивных) регионов, эти зоны, как правило, возникают на компактных, пространственно четко ограниченных территориях.
Возможности особых экономических зон широки как в мире, так и в России. Создание зон в Российской Федерации будет успешно только в том случае, если удастся создать максимально прозрачную и эффективную экономическую систему с проработанной нормативно-правовой базой, минимальными бюрократическими механизмами и максимальной конкуренцией. Особые экономические зоны в Российской Федерации создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции.
Можно констатировать успешное распространение опыта создания ОЭЗ в РФ. Предоставление преференций с целью привлечения инвесторов составляет сущность особого экономического зонирования. В отечественной практике на сегодняшний день привлечение осуществляется за счет снижение ставок по ряду налогов: налог на прибыль, налог на имущество, налог на землю, налог на транспорт, а также за счет таможенных льгот и льготных условий аренды. Снижение ставок по налогу на прибыль, налогу на землю, налогу на имущество и таможенные льготы являются постоянными составляющими комплекса преференций для резидентов ОЭЗ. Данный подход, оценивается как эффективный по нескольким причинам. Во-первых, присутствует элемент планирования, что положительно влияет на степень доверия инвесторов. А, во-вторых, закладывается механизм выравнивания условий промышленного производства ОЭЗ с внешней средой в долгосрочной перспективе.Немаловажное значение имеют также преференции нефинансового характера: модель администрирования по принципу «одного окна». Снижение административных барьеров не только способствует упрощению процедуры первоначальной регистрации компании в качестве резидента, но и всего дальнейшего обслуживания.
В настоящее время можно говорить о завершении первого подготовительного этапа развития ОЭЗ. В промышленных ОЭЗ созданы все условия для строительства и производства. Инфраструктура технико-внедренческих ОЭЗ позволяет инвесторам разворачивать свои проекты. Однако анализ ситуации, сложившейся в сфере создания и функционирования ОЭЗ, свидетельствует о недостаточно эффективной системе их управления по принципу результативности использования выделенных бюджетных средств, об отсутствии постоянного мониторинга и комплексной системы контроля за расходованием указанных средств. Установленные законодательством налоговые и таможенные льготы для резидентов ОЭЗ не оказывают необходимого стимулирующего воздействия на приток инвестиций в проекты, реализуемые на территориях созданных ОЭЗ.
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сформулировать следующие направления развития организации функционирования и повышения эффективность работы ОЭЗ:
повысить эффективность управления процессом создания и развития ОЭЗ РФ;
обеспечить постоянный контроль за расходованием средств федерального бюджета, выделенных на внесение имущественного взноса Российской Федерации в уставный капитал ОАО «ОЭЗ»;
упростить процедуры административного обслуживания работы ОЭЗ РФ;
развивать систему мониторинга достижения качественных показателей, на основании которых оценивается эффективность бюджетных вложений, направленных на создание ОЭЗ РФ, и достигнутый уровень социально-экономического развития территорий;
улучшить взаимодействие между Минэкономразвития России, ОАО «ОЭЗ», ФНС России и ФТС России в части организации обмена информацией по объему предоставленных налоговых и таможенных льгот и преференций резидентам ОЭЗ.
По нашему мнению, особые экономические зоны будут эффективны, если их создавать в действительно нужных местах (например, игорную зону перенести ближе к мегаполисам, а не на Алтай).
Список использованной литературы
1. Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ (ред. от 04.03.2013) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» // Парламентская газета, № 134, 03.08.2005.
2. Постановление Правительства РФ от 10.06.2013 № 491 «Об утверждении Правил оценки эффективности функционирования особых экономических зон» // Собрание законодательства РФ, 24.06.2013, № 25, ст. 3155.
3. Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации № 7(151), 2011
4. Артемьева О.Н. Совершенствование экономического механизма функцио¬нирования особых экономических зон: Автореф. дисс. канд. экон. наук. М., 2004
5. Сюй Пин. Факторы становления и развития особых экономических зон (ОЭЗ) в Китае и России: Автореф. дисс. канд. экон. наук. М., 2006.
6. Ушаков В.В. Государственное регулирование создания и функционирования особых экономических зон в России: Автореф. дисс. канд. экон. наук. М., 2007
7. Бирюков Ю.М. Исследование устойчивости развития региональных экономических систем // Микроэкономика. - 2011. - N 6. - С.100-109.
8. Бураев Ф.В. Влияние государственной политики на социально-экономическое развитие региона // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2012. - N 40. - С.29-33.
9. Вопросы межмуниципального хозяйственного сотрудничества / В.С. Тимченко.- М.: Издание Государственной Думы, 2011. - 154 с.
10. Гальперин М.А. Инвестиционные стратегии на дивидендных акциях российского фондового рынка: "собаки Доу" и портфеля с фильтрами по фундаментальным показателям / М.А.Гальперин, Т.В.Теплов // Экон. журнал ВШЭ. - 2013. - Т.16, N 2. - С.205-242.
11. Голиченко О. Модели развития, основанного на диффузии технологий // Вопросы экономики. - 2013. - N 4. - С. 117-131.
12. Гудков Ф.А. Инвестиции в инновации - или "русская инвестиционная рулетка" // ЭКО. - 2013. - N 5. - С.34-43.
13. Гусев А. Ослабленная экономическая интеграция регионов России - угроза территориальной целостности страны // Общество и экономика. - 2012. - N 10. - С.50-66.
14. Дмитриев В. Время стратегических инвестиций // Эксперт. - 2013. - N 8. - С.50-53.
15. Зигерн-Корн Н.В. Отечественный опыт исследования потенциалов регионального развития // Известия Русского географического обществава. - 2012. - Т.143, вып.5. - С.59-64.
16. Кобзарь-Фролова М.Н. Налогово-правовые проблемы привлечения в российскую экономику иностранных инвестиций // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2011. - N 22. - С.34-39.
17. Коваль И.Ю. Прямые иностранные инвестиции как фактор модернизации российской экономики: логистический аспект // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2012. - N 36. - С.46-49.
18. Колесников М. Инвестиционные проекты: определение, жизненный цикл, оценка эффективности // Пробл. теории и практики управл. - 2013. - N 2. - С.67-75.
19. Официальный Интернет-сайт Минэкономразвития России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/sez/main/index.
20. Официальный Интернет-сайт ОАО «ОЭЗ» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.oao-oez.ru.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение
Актуальность темы обусловлена тем, что в современных условиях проведение эффективной политики по развития, как национального хозяйства, так и территориального развития на региональном уровне является необходимым условием достижения эффективного функционирования социально-экономической системы как страны в целом, так и ее регионов.
Перенос центра тяжести на региональным уровень предопределяет необходимость поиска новых, более эффективных подходов к процессам разработки политики развития территории. Кроме того, актуальность дан-ной проблемы возрастает в связи с конкуренцией регионов в области привлечения инвестиций, посредством создания им более благоприятного климата, предоставления льгот и гарантии инвесторам.
Формирование эффективной политики на региональном уровне предусматривает определение целей и приоритетов, разработку стратегии и программ, а также мероприятий по инфраструктурному развитию.
Реализация такой политики происходит путем целенаправленного воздействия на структуры регионального управления и на всех участ-ников данного процесса в интересах достижения намеченных целей социально-экономического развития.
Средства, которыми пользуются органы власти для устранения региональных различий, весьма разнообразны, и выбор их обусловлен рядом факторов: социально-экономическим положением станы, типом государственного устройства, внутренними проблемами и др.
В системе мер по развитию экономики региона особую значимость приобретает наращивание объемов, обеспечение сбалансированности и качества инвестиций. Реализация этих направлений предопределяет устойчивость и долгосрочность экономического роста региона. При этом важно, чтобы инвестиции носили стратегический характер, и в первую очередь это касается реальных инвестиций.
Одним из эффективных инструментов данного процесса является экономическое зонирование на основе организации ОЭЗ.
Объектом исследования является: деятельность ОЭЗ
Предметом исследования является: организация и функционирование ОЭЗ в РФ.
Целью исследования является анализ механизма функционирования ОЭЗ и их роли в развитии экономики России.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Выявить понятие, цели организации и виды ОЭЗ.
2. Рассмотреть особенности организации ОЭЗ в РФ.
3. Проанализировать основные макроэкономические показатели экономики России.
4. Проанализировать нормативно-правовое регулирование функционирования ОЭЗ в России.
5. Оценить эффективность функционирования ОЭЗ в России.
6. Выявить основные направления повышения эффективности функционирования ОЭЗ в России.
7. Выявить проблемные области функционирования ОЭЗ в России.
8. Разработать рекомендации в области повышения эффективности функционирования ОЭЗ в России.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили исследования ученых, специалистов в области экономической теории, регионального анализа, управления конкурентной способностью регионов, а также исследования в области государственно-частного партнерства и создания и развития особых (особых) экономических зон.
Методологической базой исследования являются общенаучные методы познания, включающие методы системного структурно-функционального и статистического анализа, приемов группировки и обобщения, а при решении конкретных вопросов использовались методы сравнительного анализа.
Информационное обеспечение работы составили: материалы Росстата; официальные статистические данные и оперативная информация Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами; нормативные и правовые акты Российской Федерации; научные публикации по изучаемой проблеме, ресурсы Интернета и другие источники.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы особых экономических зон (ОЭЗ) 6
1.1. Экономическая сущность ОЭЗ 6
1.2. Методы оценки эффективности функционирования ОЭЗ 11
1.3. Факторы, влияющие на эффективность функционирования ОЭЗ 12
Глава 2. Оценка эффективности функционирования ОЭЗ в России 15
2.1. Анализ основных макроэкономических показателей экономики России 15
2.2. Анализ нормативно-правового регулирования функционирования ОЭЗ в России 17
2.3. Оценка эффективности функционирования ОЭЗ в России 19
Глава 3. Основные направления повышения эффективности функционирования ОЭЗ в России 34
3.1. Выявление проблемных областей функционирования ОЭЗ в России 34
3.2. Разработка рекомендаций в области повышения эффективности функционирования ОЭЗ в России 35
Заключение 37
Список использованной литературы 40
Приложение. Карта расположения особых экономических зон в России 42
Заключение
Проведенное исследование позволяет констатировать, что:
Особые экономические зоны, зоны предпринимательства, особые экономические зоны, специальные экономические зоны представляют собой особые типы организации экономической жизни на определенной, обособленной, территории. При этом в отличие от проблемных (депрессивных) регионов, эти зоны, как правило, возникают на компактных, пространственно четко ограниченных территориях.
Возможности особых экономических зон широки как в мире, так и в России. Создание зон в Российской Федерации будет успешно только в том случае, если удастся создать максимально прозрачную и эффективную экономическую систему с проработанной нормативно-правовой базой, минимальными бюрократическими механизмами и максимальной конкуренцией. Особые экономические зоны в Российской Федерации создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции.
Можно констатировать успешное распространение опыта создания ОЭЗ в РФ. Предоставление преференций с целью привлечения инвесторов составляет сущность особого экономического зонирования. В отечественной практике на сегодняшний день привлечение осуществляется за счет снижение ставок по ряду налогов: налог на прибыль, налог на имущество, налог на землю, налог на транспорт, а также за счет таможенных льгот и льготных условий аренды. Снижение ставок по налогу на прибыль, налогу на землю, налогу на имущество и таможенные льготы являются постоянными составляющими комплекса преференций для резидентов ОЭЗ. Данный подход, оценивается как эффективный по нескольким причинам. Во-первых, присутствует элемент планирования, что положительно влияет на степень доверия инвесторов. А, во-вторых, закладывается механизм выравнивания условий промышленного производства ОЭЗ с внешней средой в долгосрочной перспективе.Немаловажное значение имеют также преференции нефинансового характера: модель администрирования по принципу «одного окна». Снижение административных барьеров не только способствует упрощению процедуры первоначальной регистрации компании в качестве резидента, но и всего дальнейшего обслуживания.
В настоящее время можно говорить о завершении первого подготовительного этапа развития ОЭЗ. В промышленных ОЭЗ созданы все условия для строительства и производства. Инфраструктура технико-внедренческих ОЭЗ позволяет инвесторам разворачивать свои проекты. Однако анализ ситуации, сложившейся в сфере создания и функционирования ОЭЗ, свидетельствует о недостаточно эффективной системе их управления по принципу результативности использования выделенных бюджетных средств, об отсутствии постоянного мониторинга и комплексной системы контроля за расходованием указанных средств. Установленные законодательством налоговые и таможенные льготы для резидентов ОЭЗ не оказывают необходимого стимулирующего воздействия на приток инвестиций в проекты, реализуемые на территориях созданных ОЭЗ.
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сформулировать следующие направления развития организации функционирования и повышения эффективность работы ОЭЗ:
повысить эффективность управления процессом создания и развития ОЭЗ РФ;
обеспечить постоянный контроль за расходованием средств федерального бюджета, выделенных на внесение имущественного взноса Российской Федерации в уставный капитал ОАО «ОЭЗ»;
упростить процедуры административного обслуживания работы ОЭЗ РФ;
развивать систему мониторинга достижения качественных показателей, на основании которых оценивается эффективность бюджетных вложений, направленных на создание ОЭЗ РФ, и достигнутый уровень социально-экономического развития территорий;
улучшить взаимодействие между Минэкономразвития России, ОАО «ОЭЗ», ФНС России и ФТС России в части организации обмена информацией по объему предоставленных налоговых и таможенных льгот и преференций резидентам ОЭЗ.
По нашему мнению, особые экономические зоны будут эффективны, если их создавать в действительно нужных местах (например, игорную зону перенести ближе к мегаполисам, а не на Алтай).
Список использованной литературы
1. Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ (ред. от 04.03.2013) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» // Парламентская газета, № 134, 03.08.2005.
2. Постановление Правительства РФ от 10.06.2013 № 491 «Об утверждении Правил оценки эффективности функционирования особых экономических зон» // Собрание законодательства РФ, 24.06.2013, № 25, ст. 3155.
3. Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации № 7(151), 2011
4. Артемьева О.Н. Совершенствование экономического механизма функцио¬нирования особых экономических зон: Автореф. дисс. канд. экон. наук. М., 2004
5. Сюй Пин. Факторы становления и развития особых экономических зон (ОЭЗ) в Китае и России: Автореф. дисс. канд. экон. наук. М., 2006.
6. Ушаков В.В. Государственное регулирование создания и функционирования особых экономических зон в России: Автореф. дисс. канд. экон. наук. М., 2007
7. Бирюков Ю.М. Исследование устойчивости развития региональных экономических систем // Микроэкономика. - 2011. - N 6. - С.100-109.
8. Бураев Ф.В. Влияние государственной политики на социально-экономическое развитие региона // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2012. - N 40. - С.29-33.
9. Вопросы межмуниципального хозяйственного сотрудничества / В.С. Тимченко.- М.: Издание Государственной Думы, 2011. - 154 с.
10. Гальперин М.А. Инвестиционные стратегии на дивидендных акциях российского фондового рынка: "собаки Доу" и портфеля с фильтрами по фундаментальным показателям / М.А.Гальперин, Т.В.Теплов // Экон. журнал ВШЭ. - 2013. - Т.16, N 2. - С.205-242.
11. Голиченко О. Модели развития, основанного на диффузии технологий // Вопросы экономики. - 2013. - N 4. - С. 117-131.
12. Гудков Ф.А. Инвестиции в инновации - или "русская инвестиционная рулетка" // ЭКО. - 2013. - N 5. - С.34-43.
13. Гусев А. Ослабленная экономическая интеграция регионов России - угроза территориальной целостности страны // Общество и экономика. - 2012. - N 10. - С.50-66.
14. Дмитриев В. Время стратегических инвестиций // Эксперт. - 2013. - N 8. - С.50-53.
15. Зигерн-Корн Н.В. Отечественный опыт исследования потенциалов регионального развития // Известия Русского географического обществава. - 2012. - Т.143, вып.5. - С.59-64.
16. Кобзарь-Фролова М.Н. Налогово-правовые проблемы привлечения в российскую экономику иностранных инвестиций // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2011. - N 22. - С.34-39.
17. Коваль И.Ю. Прямые иностранные инвестиции как фактор модернизации российской экономики: логистический аспект // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2012. - N 36. - С.46-49.
18. Колесников М. Инвестиционные проекты: определение, жизненный цикл, оценка эффективности // Пробл. теории и практики управл. - 2013. - N 2. - С.67-75.
19. Официальный Интернет-сайт Минэкономразвития России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/sez/main/index.
20. Официальный Интернет-сайт ОАО «ОЭЗ» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.oao-oez.ru.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 150252 Курсовой работы — поможем найти подходящую