6+
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Актуальность исследования. Россия занимает 13% от суммарной площади территорий всех стран мира, 41% природных ресурсов Земли, 22% лесов земного шара, 23% запасов пресной воды и т.д. Она является самым крупным государством в мире, однако ее внешнеэкономическое положение не соответствует ее географическим параметрам. В настоящее время Правительство Российской Федерации поставило перед собой цель поставить страну в число крупнейших и сильнейших экономически и политически государств мирового сообщества. Для этого поставлены задачи по развитию национальной экономики и ее внешнеэкономической составляющей.
Динамика внешней торговли на протяжении последних практически двадцати лет изменялась неоднократно, что имело различные причины - начиная от реакции на политику Правительства Российской Федерации и заканчивая влиянием мировых экономических кризисов. В 90-е годы ХХ века довлеющее значение имело содержание рыночных реформ, которые были инициированы еще в самом конце 1980- годов. В 2000-2010-е годы эти тенденции все еще имели место.
Во внешнеэкономической сфере для России очень важно стать конкурентспособным участником международного рынка. Однако первые этапы рыночных реформ в России не позволили руководству страны добиться поставленной цели, они столкнулись с целым комплексом проблем, которые были обусловлены как историческим прошлым монополистического руководства экономикой со стороны государства, так и результатами проведенных преобразований.
Сегодня на внешнюю торговлю России влияет кризис отношений со странами Запада, который связан с присоединением к России Крыма и эскалацией ситуации на Украине. Западные государства ввели в 2014 году целый ряд санкций, которые повлияли на экономику РФ в целом и на ее внешнюю торговлю в частности. Россия также в ответ ввела экономические санкции, свеянные с ограничением товаров импорта из некоторых стран Запада. Все санкции продолжают действовать в сегодняшние дни и дестабилизировать участие РФ в международной торговле.
Однако нынешний экономический кризис не только создает серьезные сложности, но и формирует новые условия, открывает дополнительные возможности для реализации стратегии российского руководства достижения уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как одной из ведущих мировых держав XXI века, но для этого должны быть не просто сформированы новые программы развития национальной экономики, а приняты серьезные меры по их реализации на практике.
С точки зрения структуры в российском экспорте основное место принадлежит топливно-энергетической группе товаров, которая составляет практически 70% всего экспорта (речь идет, прежде всего, о сырье). В импорте лидирующие позиции сохраняются за машинами и транспортными средствами, что связано с низким уровнем развития отечественной промышленности.
В настоящее время приоритетом российских властей в сфере внешнеэкономической и внешнеторговой политики является активизация усилий по интеграции России в мировую экономику. В 2012 году наконец были завершены все процедуры вступления в ВТО. Сегодня эксперты выделяют помимо положительных сторон от членства в ВТО, также и негативные последствия. Прежде всего, нужно отметить большую проблему для российской промышленности конкурировать с иностранными предприятиями.
Целью исследования является определение особенностей государственного регулирования внешней торговли в России.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
• охарактеризовать значение внешней торговли для Российской Федерации;
• показать таможенно-тарифные методы регулирования внешней торговли;
• рассмотреть нетарифные методы регулирования внешней торговли;
• определить современные проблемы внешней торговли Российской Федерации;
• выявить перспективы развития внешней торговли Российской Федерации в будущем.
В качестве методов анализа использованы общенаучные методы, такие как индукция и дедукция, системный анализ, методы прогнозирования. Также использованы методы сравнительного анализа, способствующие более глубокому раскрытию исследования.
Учитывая такое разнообразие работ по особенностям внешнеторговой политики Российской Федерации, можно сделать вывод, что на сегодняшний момент данная тематика вызывает большой интерес не только в рамках научного сообщества, но и руководства России и ее партнеров.
В качестве информационной базы были статистические материалы, материалы научно-исследовательской литературы и периодической печати, а также материалы сети Интернет.
Введение 3
Глава 1. Особенности государственного регулирования внешней торговли России 6
1.1. Значение внешней торговли для Российской Федерации 6
1.2. Таможенно-тарифные методы регулирования внешней торговли 13
1.3. Нетарифные методы регулирования внешней торговли 16
Глава 2. Внешнеторговая политика России 18
2.1. Современные проблемы внешней торговли Российской Федерации 18
2.2. Перспективы развития внешней торговли Российской Федерации в будущем 26
Заключение 30
Список источников и литературы 32
На основе проведенного анализа можно сформулировать следующие выводы.
Во внешнеторговой сфере для России очень важно стать конкурентспособным участником международного рынка. Однако первые этапы рыночных реформ в России не позволили руководству страны добиться поставленной цели, они столкнулись с целым комплексом проблем, которые были обусловлены как историческим прошлым монополистического руководства экономикой со стороны государства, так и результатами проведенных преобразований.
Анализ показал, что в 2000-2008 гг. наблюдался стабильный рост показателей товарооборота, экспорта, импорта, сальдо баланса. Но статистика показывает, что в 2009 году произошел резкий упадок из-за кризиса 2008 года. Постепенное выравнивание внешнеторговых показателей началось только в 2010-2012 годах. Сегодня на внешнюю торговлю России влияет нынешняя экономическая рецессия, показатели 2014 года ощутимо ниже прошлых лет. Последний рост внешней торговли отмечался в 2013 году.
С точки зрения структуры в российском экспорте основное место принадлежит топливно-энергетической группе товаров, которая составляет практически 70% всего экспорта (речь идет, прежде всего, о сырье). В импорте лидирующие позиции сохраняются за машинами и транспортными средствами, что связано с низким уровнем развития отечественной промышленности.
Анализ географической структуры внешней торговли России показал, что основными торговыми партнерами выступают государства Европейского Союза (среди них особо выделяются Германия, Нидерланды, Италия и Франция). На втором месте стоят страны АТЭС. Далее следуют государства постсоветского пространства. С ними у России сложились особые отношения, что связано с их историческим прошлым.
В настоящее время приоритетом российских властей в сфере внешнеэкономической и внешнеторговой политики является активизация усилий по интеграции России в мировую экономику. В 2012 году РФ наконец стала членом ВТО. Сегодня эксперты выделяют помимо положительных сторон от членства в ВТО, также и негативные последствия. Прежде всего, нужно отметить большую проблему для российской промышленности конкурировать с иностранными предприятиями, когда границы рынка будут открыты.
Современная внешняя торговля России продолжает страдать от действия экономических санкций стран Запада, особенно они отразились на энергетическом секторе. Также введенные РФ ответные санкции поставили особенно остро вопрос политики импортозамещения. Ее результаты еще только предстоит оценить.
Можно предположить, что Правительству РФ необходимо обратить внимание на точечную поддержку структурных изменений российского экспорта, которая должна быть сконцентрирована на тех секторах экономики, которые обладают реальной или потенциальной конкурентоспособностью, что и позволит не только улучшить внешнеторговые показатели, но будет способствовать росту всей национальной экономики.
1. Внешняя торговля Российской Федерации // Федеральная таможенная служба // URL: http://customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=13858&Itemid=2095
2. Гоялшев А., Буряк Е. Вхождение России в социально-экономический кризис: тенденции 2015 года и сравнительный анализ. Аналитический доклад, Апрель 2015 // URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/5491.pdf
3. Евразийская экономическая комиссия. Справка об актуальных вопросах таможенного законодательства в Таможенном союзе, 2014 г. // URL: http://www.eurasiancommission.org/ru
4. Евросоюз хочет скорейшего вступления стран Таможенного союза в ВТО // URL: http://www.wto.ru/ru/news.asp?msg_id=25602
5. Зевин Л. Эволюция постсоветского экономического пространства // Общество и экономика. 2012. №3-4. С. 197-215.
6. Кулишер И.М. Основные вопросы международной торговой политики. М., Челябинск: Социум, 2011.
7. Оболенский В.П. Внешняя торговля и промышленность России в условиях повышения мировых цен на нефть // Российский внешнеэкономический вестник. 2010. №2 (Февраль). С. 3-4.
8. Пономаренко Л.В. Совершенствование российской экономики как критерий эффективности внешнеторговой деятельности // Научный журнал КубГАУ. 2013. №87(03).
9. Последствия вступления в ВТО для отдельных отраслей // URL: http://www.tpprf.ru/ru/main/wto/otrasli/
10. Программа Правительства РФ «Основные направления социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу» // URL: http://www.rusimpex.ru/index1.htm?varurl=Content/Law/
11. Россия и мир: 2015. Экономика и внешняя политика. Ежегодный прогноз. Рук. проекта – А.А. Дынкин, В.Г. Барановский. М.: ИМЭМО РАН, 2014.
12. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента РФ от 12 мая 2009 года №537 // URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html
13. Стратегия-2020 // URL: http://strategy2020.rian.ru/documents/
14. Таможенный кодекс Таможенного союза // Правовая база «Консультант Плюс».
15. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // Российская газета. 2003.18 декабря. С. 6.
16. Черницина С.Ю. Роль энергетической дипломатии в формировании внешней политики России на современном этапе (2000-2014). Автореферат. М., 2015.
17. Эрвальд И.Э. Условия формирования инновационного потенциала экономики РФ как основа её эффективной интеграции в систему мирохозяйственных связей. Диссертация к.э.н. М., 2010.
18. Blockmans S., Kostanyan H., Vorobiov I. Towards a Eurasian Economic Union: the challenge of integration and unity // CEPS special report. 2012. December.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Актуальность исследования. Россия занимает 13% от суммарной площади территорий всех стран мира, 41% природных ресурсов Земли, 22% лесов земного шара, 23% запасов пресной воды и т.д. Она является самым крупным государством в мире, однако ее внешнеэкономическое положение не соответствует ее географическим параметрам. В настоящее время Правительство Российской Федерации поставило перед собой цель поставить страну в число крупнейших и сильнейших экономически и политически государств мирового сообщества. Для этого поставлены задачи по развитию национальной экономики и ее внешнеэкономической составляющей.
Динамика внешней торговли на протяжении последних практически двадцати лет изменялась неоднократно, что имело различные причины - начиная от реакции на политику Правительства Российской Федерации и заканчивая влиянием мировых экономических кризисов. В 90-е годы ХХ века довлеющее значение имело содержание рыночных реформ, которые были инициированы еще в самом конце 1980- годов. В 2000-2010-е годы эти тенденции все еще имели место.
Во внешнеэкономической сфере для России очень важно стать конкурентспособным участником международного рынка. Однако первые этапы рыночных реформ в России не позволили руководству страны добиться поставленной цели, они столкнулись с целым комплексом проблем, которые были обусловлены как историческим прошлым монополистического руководства экономикой со стороны государства, так и результатами проведенных преобразований.
Сегодня на внешнюю торговлю России влияет кризис отношений со странами Запада, который связан с присоединением к России Крыма и эскалацией ситуации на Украине. Западные государства ввели в 2014 году целый ряд санкций, которые повлияли на экономику РФ в целом и на ее внешнюю торговлю в частности. Россия также в ответ ввела экономические санкции, свеянные с ограничением товаров импорта из некоторых стран Запада. Все санкции продолжают действовать в сегодняшние дни и дестабилизировать участие РФ в международной торговле.
Однако нынешний экономический кризис не только создает серьезные сложности, но и формирует новые условия, открывает дополнительные возможности для реализации стратегии российского руководства достижения уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как одной из ведущих мировых держав XXI века, но для этого должны быть не просто сформированы новые программы развития национальной экономики, а приняты серьезные меры по их реализации на практике.
С точки зрения структуры в российском экспорте основное место принадлежит топливно-энергетической группе товаров, которая составляет практически 70% всего экспорта (речь идет, прежде всего, о сырье). В импорте лидирующие позиции сохраняются за машинами и транспортными средствами, что связано с низким уровнем развития отечественной промышленности.
В настоящее время приоритетом российских властей в сфере внешнеэкономической и внешнеторговой политики является активизация усилий по интеграции России в мировую экономику. В 2012 году наконец были завершены все процедуры вступления в ВТО. Сегодня эксперты выделяют помимо положительных сторон от членства в ВТО, также и негативные последствия. Прежде всего, нужно отметить большую проблему для российской промышленности конкурировать с иностранными предприятиями.
Целью исследования является определение особенностей государственного регулирования внешней торговли в России.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
• охарактеризовать значение внешней торговли для Российской Федерации;
• показать таможенно-тарифные методы регулирования внешней торговли;
• рассмотреть нетарифные методы регулирования внешней торговли;
• определить современные проблемы внешней торговли Российской Федерации;
• выявить перспективы развития внешней торговли Российской Федерации в будущем.
В качестве методов анализа использованы общенаучные методы, такие как индукция и дедукция, системный анализ, методы прогнозирования. Также использованы методы сравнительного анализа, способствующие более глубокому раскрытию исследования.
Учитывая такое разнообразие работ по особенностям внешнеторговой политики Российской Федерации, можно сделать вывод, что на сегодняшний момент данная тематика вызывает большой интерес не только в рамках научного сообщества, но и руководства России и ее партнеров.
В качестве информационной базы были статистические материалы, материалы научно-исследовательской литературы и периодической печати, а также материалы сети Интернет.
Введение 3
Глава 1. Особенности государственного регулирования внешней торговли России 6
1.1. Значение внешней торговли для Российской Федерации 6
1.2. Таможенно-тарифные методы регулирования внешней торговли 13
1.3. Нетарифные методы регулирования внешней торговли 16
Глава 2. Внешнеторговая политика России 18
2.1. Современные проблемы внешней торговли Российской Федерации 18
2.2. Перспективы развития внешней торговли Российской Федерации в будущем 26
Заключение 30
Список источников и литературы 32
На основе проведенного анализа можно сформулировать следующие выводы.
Во внешнеторговой сфере для России очень важно стать конкурентспособным участником международного рынка. Однако первые этапы рыночных реформ в России не позволили руководству страны добиться поставленной цели, они столкнулись с целым комплексом проблем, которые были обусловлены как историческим прошлым монополистического руководства экономикой со стороны государства, так и результатами проведенных преобразований.
Анализ показал, что в 2000-2008 гг. наблюдался стабильный рост показателей товарооборота, экспорта, импорта, сальдо баланса. Но статистика показывает, что в 2009 году произошел резкий упадок из-за кризиса 2008 года. Постепенное выравнивание внешнеторговых показателей началось только в 2010-2012 годах. Сегодня на внешнюю торговлю России влияет нынешняя экономическая рецессия, показатели 2014 года ощутимо ниже прошлых лет. Последний рост внешней торговли отмечался в 2013 году.
С точки зрения структуры в российском экспорте основное место принадлежит топливно-энергетической группе товаров, которая составляет практически 70% всего экспорта (речь идет, прежде всего, о сырье). В импорте лидирующие позиции сохраняются за машинами и транспортными средствами, что связано с низким уровнем развития отечественной промышленности.
Анализ географической структуры внешней торговли России показал, что основными торговыми партнерами выступают государства Европейского Союза (среди них особо выделяются Германия, Нидерланды, Италия и Франция). На втором месте стоят страны АТЭС. Далее следуют государства постсоветского пространства. С ними у России сложились особые отношения, что связано с их историческим прошлым.
В настоящее время приоритетом российских властей в сфере внешнеэкономической и внешнеторговой политики является активизация усилий по интеграции России в мировую экономику. В 2012 году РФ наконец стала членом ВТО. Сегодня эксперты выделяют помимо положительных сторон от членства в ВТО, также и негативные последствия. Прежде всего, нужно отметить большую проблему для российской промышленности конкурировать с иностранными предприятиями, когда границы рынка будут открыты.
Современная внешняя торговля России продолжает страдать от действия экономических санкций стран Запада, особенно они отразились на энергетическом секторе. Также введенные РФ ответные санкции поставили особенно остро вопрос политики импортозамещения. Ее результаты еще только предстоит оценить.
Можно предположить, что Правительству РФ необходимо обратить внимание на точечную поддержку структурных изменений российского экспорта, которая должна быть сконцентрирована на тех секторах экономики, которые обладают реальной или потенциальной конкурентоспособностью, что и позволит не только улучшить внешнеторговые показатели, но будет способствовать росту всей национальной экономики.
1. Внешняя торговля Российской Федерации // Федеральная таможенная служба // URL: http://customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=13858&Itemid=2095
2. Гоялшев А., Буряк Е. Вхождение России в социально-экономический кризис: тенденции 2015 года и сравнительный анализ. Аналитический доклад, Апрель 2015 // URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/5491.pdf
3. Евразийская экономическая комиссия. Справка об актуальных вопросах таможенного законодательства в Таможенном союзе, 2014 г. // URL: http://www.eurasiancommission.org/ru
4. Евросоюз хочет скорейшего вступления стран Таможенного союза в ВТО // URL: http://www.wto.ru/ru/news.asp?msg_id=25602
5. Зевин Л. Эволюция постсоветского экономического пространства // Общество и экономика. 2012. №3-4. С. 197-215.
6. Кулишер И.М. Основные вопросы международной торговой политики. М., Челябинск: Социум, 2011.
7. Оболенский В.П. Внешняя торговля и промышленность России в условиях повышения мировых цен на нефть // Российский внешнеэкономический вестник. 2010. №2 (Февраль). С. 3-4.
8. Пономаренко Л.В. Совершенствование российской экономики как критерий эффективности внешнеторговой деятельности // Научный журнал КубГАУ. 2013. №87(03).
9. Последствия вступления в ВТО для отдельных отраслей // URL: http://www.tpprf.ru/ru/main/wto/otrasli/
10. Программа Правительства РФ «Основные направления социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу» // URL: http://www.rusimpex.ru/index1.htm?varurl=Content/Law/
11. Россия и мир: 2015. Экономика и внешняя политика. Ежегодный прогноз. Рук. проекта – А.А. Дынкин, В.Г. Барановский. М.: ИМЭМО РАН, 2014.
12. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента РФ от 12 мая 2009 года №537 // URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html
13. Стратегия-2020 // URL: http://strategy2020.rian.ru/documents/
14. Таможенный кодекс Таможенного союза // Правовая база «Консультант Плюс».
15. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // Российская газета. 2003.18 декабря. С. 6.
16. Черницина С.Ю. Роль энергетической дипломатии в формировании внешней политики России на современном этапе (2000-2014). Автореферат. М., 2015.
17. Эрвальд И.Э. Условия формирования инновационного потенциала экономики РФ как основа её эффективной интеграции в систему мирохозяйственных связей. Диссертация к.э.н. М., 2010.
18. Blockmans S., Kostanyan H., Vorobiov I. Towards a Eurasian Economic Union: the challenge of integration and unity // CEPS special report. 2012. December.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
1 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 150252 Курсовой работы — поможем найти подходящую