Спасибо огромное! всё сделано грамотно, в срок! очень довольна!!!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Билет 1.
1. Образование государства в Месопотамии. Выдвижение Вавилона. Государственный строй.
Здесь рано складывается шумерская цивилизация с высоким уровнем земледелия. Здесь рано сложились догосударственные формы, которые привели к развитию городов, ремесла и земледелия. Каждый город стремился занять верховное положение. Население постоянно росло, сложились условия для социального неравенства. Очень рано возникают особо сильные города, Вавилон, который объединил и захватил регион Шумера и Акада. К 18 столетию до н.э. Вавилон становится главной силой объединения городов Междуречья. Расцвет Вавилона при царе Хаммурапи. Вавилон во время его правления становится империей, в состав которой вошли города Междуречья (реки Тигра и Евфрата). К 7 - 6 векам до н.э. возникает Ново-вавилонское царство и в 3 веке до н.э. прекращает своё существование.
Социальная структура: светская и церковная знать. Чиновничество, профессиональное воинство, сельские общинники, ремесленники, купцы и торговцы, рабы.
Разделение свободных людей на две категории: авилум (сыны человека - свободное, полноправное состояние) и мушкенум (либо отпущенные на волю рабы, либо подданные). Когда речь идет о частном хозяйстве, рабовладении, они равны, но когда о наказаниях за обиду - авилумы занимают более привилегированное положение.
Положение крестьянина-общинника было тяжелым: они закладывают свои земельные участки ростовщикам, жену и детей (если нет другого имущества); арендуют чужую землю.
Рабов имели все состоятельные элементы общества. Основную массу рабов составляли иноплеменники, захваченные на войне. Закон разрешал рабу дворца и рабу-мушкентум иметь семью, дом и имущество, но убийство чужого раба влекло лишь простое возмещение его стоимости. Особую группу рабов составляли - неоплатные должники - граждане Вавилона, которые, взяв долг, не смогли вернуть его - отдавались кредитору для работы в его хозяйстве на срок не больше 3 лет.
Основное место в обществе занимали жрицы-женщины. Существовало три категории: надитум - верховные жрицы; энкрум - среднее звено (божья сестра), и те и другие, жили всё время в храме; зитум - храмовая блудница (проститутка), таким образом, зарабатывали деньги для храма.
Также существовали жрецы-мужчины, ораторы, но они не упоминаются в законнике Хаммурапи, поскольку их все признавали и подчинялись, поэтому закрепление их статуса в законнике просто не потребовалось.
Сформировалось особое сословие писцов - особая категория бюрократов. Обучение в школах велось жрецами.
2. Реформы парламента в Англии 1911,1949, 1999. Реформы избирательного права 1918, 1928, 1948 и 1969 гг.
Верховенство Палаты Общин было чётко установлено в начале XX века. В ХХ веке либералы перестали быть одной из основных партий страны,уступив это место лейбористам. В Англии сохраняется двухпартийная система.сущность которой заключается в господстве на выборах двух основных партий.
Общим правилом было положение: финансы есть компетенция нижней палаты.
1911 год Акт о парламенте:
• всякий билль, который спикер палаты общин найдет «финансовым», идет на подпись королю, минуя палату лордов;
• всякий иной билль (публичный закон), если он отклонен палатой лордов, возвращается в палату общин для нового голосования. Будучи подтвержденным и вновь отклоненным трижды (в течение двух лет), этот билль направляется на подпись королю, минуя палату лордов.
• всякое свидетельство (о качестве билля), выданное Спикером палаты общин окончательно во всех отношениях и не может быть оспариваемо ни перед каким судом.
16 декабря 1949 года Закон об изменении Акта о парламенте:
• изменение срока рассмотрения и отклонения публичного закона Палатой лордов с двух лет до 1 года; с 3 сессий до 2;
• данный закон именовался «Закон о Парламенте» и рассматривался с Актом о парламенте 1911 г. как один закон.
Акт о палате лордов 1999 года отменил автоматическое право наследственных пэров на место в высшей палате, за исключением 92 пэров.
1918 год - Акт о народном представительстве:
- Избирателем может быть совершеннолетний мужчина, не ограниченный в правах и имеющий требуемую оседлость или деловые помещения (за которое платят не менее 10 фунтов стерлингов в год, используют в деловых и профессиональных целях) в округе; проживающий весь квалификационный период (6 месяцев, конец 15.01 или 15.07) в округе.
- Избирателем может быть женщина: достигшая 30 лет; не ограниченная в правах; занимающая в округе помещение для деловых занятий (приносящее не менее 5 фунтов стерлингов годового дохода).
Выборы 1921 года: консерваторы - 344 места, либералы - 118, лейбористы - 142, коммунисты - 2. Внеочередные выборы 1923 года: консерваторы - 258 мест, лейбористы - 191, либералы - 159. Консерваторы потеряли 86 мандатов и потому должны были перейти в оппозицию. Либералы оставались третьей партией. Согласно английским парламентским традициям правительственная власть переходила в руки лейбористов. Первое в истории Англии однопартийное "социалистическое" правительство. Лейбористы показали себя не худшими колонизаторами, чем их противники. Широкие массы избирателей не скрывали разочарования. На выборах 1924 года консерваторы вернули себе власть. 1926 год - крупнейшая в истории Англии (и Европы) всеобщая забастовка рабочих. Началось с конфликта в угольной промышленности: шахтовладельцы требовали сокращения зарплаты на 10%, добивались увеличения рабочего времени; горняки и поддерживавшие их железнодорожники вынесли решение о всеобщей стачке. Всеобщая английская стачка из экономической перерастала в политическую акцию, направленную против существующего общественного строя. Законом 1927 года всеобщая стачка была запрещена на будущее под угрозой уголовного преследования. Точно так же запрещались забастовки солидарности и массовое пикетирование.
1928 год - Акт о народном представительстве:
- женское избирательное право перестало отличаться от мужского (Статья 1 начинается так: «Всякое лицо имеет быть право внесенным в список»). Предоставляя избирательное право женщинам, консерваторы рассчитывали на их голоса. Рассуждали так: женщина набожна, она послушается священника, священник, по традиции, - тори. Расчет не оправдался. Большая часть новых голосов была подана за лейбористов;
- единственный избирательный ценз - ценз оседлости (три месяца).
- избирательное право стало всеобщим.
Благодаря судьям английская полиция приобрела новые полномочия для расправы с демократическим движением: судебное решение 1933 года, расширившее право полиции на производство обысков, и два решения 1935 года: одним из них полиция наделялась правом разгонять любой политической митинг, другим - вторгаться в частные жилища под предлогом предотвращения "беспорядков" и пр.
1948 год - Акт о народном представительстве:
- для выборов в парламент в графствах и местечках создаются избирательные округа, в каждом избирают 1 члена Парламента;
- право голоса при выборах в парламент - совершеннолетние лица, которые проживают в округе, являются британскими подданными и неограниченны в правах;
- никто не может голосовать более чем в одном округе.
1969 год - Акт о народном представительстве:
- для реализации целей Акта о народном представительстве лицо считается достигшим требуемого для участия в выборах возраста, если ему исполнилось 18 и более лет.
Билет 2.
1. Образование государства Древней Индии. Империя Маурьев. Законы Ману. Варны и каста.
У вторгшихся во втором тысячелетии в Индостан ариев, разрушивших существовавшую на севере полуострова Хараппскую цивилизацию, еще существовал родовой строй, основной ячейкой которого был родовой союз - гана. Со временем на смену общине, основанной на кровном родстве, пришла сельская (соседская) община, в которую вошло ассимилированное местное население. Сельская община оказала большое влияние на общественный и государственный строй Древней Индии.
Своеобразие общественного строя Древней Индии определялось системой варн и первоначально относительно неразвитой формой рабовладения. Сельская община распалась на четыре группы: первые две состояли из лиц, не занятых в процессе производства (жрецы-брахманы и кшатрий, воины и управители), а в другие две входили свободные общинники, земледельцы и скотоводы, купеческое сословие (вайшьи) и зависимые представители покоренных племен (шудры). В наиболее бесправном положении находились лица, не входившие ни в одну из варн (неприкасаемые).
Основным источником права Древней Индии являлись законы Ману, состоявшие из 12 глав, 2685 статей, написанных в форме двустиший.
В древнеиндийском праве получил развитие институт частной собственности. Были установлены семь законных способов приобретения имущества: наследование, получение в качестве дара, находки или приношений, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы.
Договор мог быть заключен дееспособным членом общества, основываться исключительно на добровольном согласии сторон.
Древнеиндийская семья характеризовалась исключительной патриархальностью. Главе семьи принадлежало все ее имущество, он обладал правом наказывать членов семьи. Женщина занимала явно приниженное положение. Смешанные браки (браки представителей различных варн) запрещались или ограничивались.
За деяния, направленные против царя или государственной власти, применялась смертная казнь. Сурово карались различные посягательства на частную собственность (уже дифференцировались такие виды хищений, как грабеж и кража). Выделялись преступления против отдельных лиц: убийство, нанесение телесных повреждений, оскорбление. Тяжесть наказания была связана с варновой принадлежностью потерпевшего и преступника. Помимо смертной казни применялись такие жестокие наказания, как отсечение ног, языка, пальцев, клеймение, обращение в рабство.
В древнеиндийском судопроизводстве не было различий между гражданским и уголовным процессами. Практиковалось обращение к «ордалии» (божьему суду).
2. Славная революция в Англии 1688 г. Билль о правах 1689
«Славная революция» – принятое в исторической литературе название государственного переворота 1688–1689 гг. в Англии (смещение с престола Якова II Стюарта и провозглашение королем Вильгельма III Оранского), в результате которой были ограничены права короны.
В конце 1670–х гг. парламентская оппозиция в Англии оформилась в партию вигов, а сторонники короля получили название тори. Первые опирались на дворянство и буржуазию, тогда как вторые – на старое феодальное дворянство, королевский двор, чиновников.
При Якове II (1685–1688) феодально—абсолютистская реакция на оппозицию приняла наиболее свирепый характер. Всеобщий страх за свою безопасность побудил отшатнуться от короля даже значительную часть тори. Лидеры оппозиции подготовили заговор с целью изгнания Якова и приглашения на английский престол штатгальтера Голландии Вильгельма Оранского. Организаторы переворота рассчитывали на то, что Вильгельм Оранский не будет претендовать на верховенство над парламентом, а кроме того, его приглашение на престол обеспечит Англии унию и союз с Голландией против Франции.
В ноябре 1688 г. Вильгельм Оранский высадился с войском в Англии. Яков II бежал под защиту Людовика XIV. В начале 1689 г. парламент возвел Вильгельма Оранского на престол, а осенью того же года принял Билль о правах,
• лишавший короля права отменять или приостанавливать изданные парламентом законы,
• вводить налоги и собирать войско без согласия парламента.
• Билль о правах окончательно закрепил в Англии верховенство парламента над королевской властью и режим ограниченной конституционной монархии.
• Этот документ юридически оформил свершившийся государственный переворот и заложил правовые основы конституционной монархии, т. е. буржуазной государственности, которая начала оформляться в Англии в результате революции середины XVII в.
• Переворот 1688 г. и Билль о правах были выражением компромисса между дворянством и буржуазией и содействовали дальнейшему капиталистическому развитию страны.
Билет 3.
1. Возникновение Афинского государства. Путь Афин от аристократии к демократии: реформы Солона и Клисфена.
По данным современной науки, первые государственные образования на территории Балканского полуострова были известны уже в середине 3-го тыс. до н. э. Раньше классовое общество и государственная организация сложились на острове Крит и в Микенах. Поэтому период создания первых государств в Греции называют крито-микенской цивилизацией. Порядок управления на Крите и в Микенах напоминал восточные государства: теократия, дворцовая система управления. Конец крито-микенской цивилизации был положен приходом на юг Греции с севера племен дорийцев. В результате на всей территории Греции вновь устанавливаются первобытнообщинные отношения, после разложения которых в истории Греции начинается новый этап: формирование и расцвет полисов, рабовладельческих отношений классического типа.
Полисный этап истории Древней Греции делится на три периода:
1. Гомеровский период (XI—IX вв. до н. э.), характеризующийся господством родоплеменных отношений, которые начинают распадаться к концу этого периода.
2. Архаический период (VIII—VI вв. до н. э.), в рамках которого происходит образование классового общества и государства в форме полисов.
3. Классический период (V—IV вв. до н. э.) ознаменован расцветом древнегреческого рабовладельческого государства, полисного строя.
Реформы Солона.
1.отмена долгового рабства-сисахфия(«стряхивание бремени»).
Суть- ростовщики давали ссуды бедным гражданам под залог земли. На долговых камнях вырезалось имя знатного ч-ка, имя должника , сумма и срок возврата долга.крестьяне-шестидольники должны были отдавать 5\6 урожая.
Итог-крестьяне получили назад свои заложенные участки земли, за долги рабства больше не грозило, рабы-должники были выкуплены на деньги афинской казны и только гос-во имело право продавать рабов
Недостаток- не произвел передел земли.
В дополнение к сисахфии Солон издал закон, ограничивающий землевладение (был установлен максимальный размер земельных участков). В то же время провозглашалась свобода завещаний. Это способствовало развитию частной собственности на землю и fнеизбежно приводило к дальнейшему обезземеливанию бедноты.
2. ПЕРВОЕ ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ. Центральное место среди преобразований Солона занимают политические реформы, которые нанесли еще один удар родовому строю. Важнейшей из них является тимократическая, или цензовая, реформа. Все афинские граждане независимо от происхож-, дения были разделены по имущественному положению на четыре разряда. В качестве единицы доходов была принята мера емкости, применявшаяся для зерна,— медимн (52,5 кг).
Всякий, кто со своей земли получал 500 медимнов в совокупности сухих и жидких продуктов, был отнесен к первому разряду (пятисотников)(9архотов,ареопаг); получающие 300медимнов годового дохода или способные содержать боевого коня, относились к всадникам. К разряду зевгитов принадлежали те, кто получал 200медимнов годового дохода. Зевгиты (крестьяне) были самой многочисленной группой.(500+300+200-совет четырехсот(текущее управление-исполнит власть) Все остальные были отнесены к фетам. (гелиэя(суд присяжных,6000,судебн власть)
Деление населения на разряды по имущественному признаку имело политическое значение, поскольку каждому разряду предоставлялся определенный уровень политических прав. В наиболее полном объеме политические права имели представители первого разряда: они могли занимать любую должность. Всадники и зевгиты не могли избираться в архонты. Феты обладали только правом избирать должностных лиц в Народном собрании, но сами не могли быть избраны. Пропорционально правам распределялись и обязанности. Был установлен налог с годового дохода. Чем выше был класс, тем более высокий налог уплачивался в государственную казну. Феты от налога были освобождены.
Деятельность Народного собрания активизируется; оно обсуждало все важные государственные дела, принимало законы. В его работе могли принимать участие все взрослые афинские граждане. Солон сохранил ареопаг — оплот родовой аристократии, который имел право надзора за соблюдением законов и контроля за деятельностью Народного собрания.
Большое значение имело создание Солоном поистине демократического органа — гелиэи. Первоначально это был суд присяжных, членами которого могли быть граждане всех четырех разрядов. Со временем полномочия гелиэи будут расширены, и она станет самым массовым и важным политическим органом.
Реформы Клисфена.
С этого времени начинается победное шествие афинской демократии.Родовая организация объединяла лиц, разных по своему социальному положению и имеющих совершенно разные интересы. Клисфен поставил задачу разрушить эти связи, избавить демос от какого-либо влияния со стороны аристократов. Кроме того, он имел в виду разрушение и старых политических группировок. Эти задачи были решены введением нового административного деления.
Суть: всю территорию разделил на 10 территориальных фил,вместо 4-х родовых фил., каждая фила разделена на 30 триттий, каждая триттия состояла из трех частей
-город(демос-купцы,ремесленники)
-пригород(аристократы,там земля)
-прибрежная(демос-моряки,рыбаки,торговцы)
Каждая триттияиела один голос, он складывался из 1\3 голосов аистократов,2\3 демоса – республика стала демократической
Клисфеном был создан новый орган — коллегия стратегов, в которую входило по одному представителю от каждой филы.
2. Акт об устроение 1701 года.
Акт об устроении (Акт о будущем ограничении Короны и о лучшем обеспечении прав и свобод подданных) от 26 мая 1701 г. регулировал условия и порядок престолонаследия и в этом отноше¬нии развивал ряд положений, уже сформулированных в Билле прав 1689 г. Потребность в таком урегулировании возникла в свя¬зи с тем, что Вильгельм III Оранский и Мария II не оставили по¬томства и что сестра Марии датская принцесса Анна еще не имела потомства. Актом предусматривалось, что всякий обладатель ко¬роны Англии должен присоединиться к англиканской церкви. Это правило действует и поныне: наследники трона, принадлежащие к католической церкви, не могут претендовать на занятие престо¬ла. Здесь же устанавливался запрет монарху покидать страну без согласия парламента. Закон лишал короля права помилования в от¬ношении лиц, привлеченных к ответственности в порядке импич¬мента.Вместе с этими принципиальными требованиями были вне¬сены новые требования к отдельным должностным лицам — чле¬нам Тайного совета, судьям и др. Все решения, относящиеся к ведению Тайного совета по законам и обычаям королевства, отныне должны будут подписываться тем из членов Совета, который "давал совет и согласие" на данное решение. Это пра¬вило, именуемое правилом контрасигнатуры (обязательной со¬проводительной подписи), было поначалу отменено (1705 г.), но впоследствии стало незаменимым и непременным элементом процедуры оформления правительственных решений и стадией в оформлении института ответственности правительства и его от¬дельных министров.Вводились некоторые уточнения в права и обязанности чле¬нов парламента и обладателей судейских должностей. Никакое лицо, получающее плату за должность или место, подчиненное королю, или пенсию от короны, не может состоять членом пала¬ты общин (запрет на совмещение чиновной должности с депутат¬ской). Акт об устроении заканчивается подтверждением незыблемо¬сти принципа соблюдения законов всеми королями и королевами, всеми министрами и их подчиненными. Обоснование такой практи¬ки включает следующее положение: "Принимая во внимание, что законы Англии являются прирожденным достоянием ее народа", все короли и королевы должны управлять, со¬образуясь с указанными выше законами, и все их подчиненные министры должны нести обязанности службы, соблюдая те же законы. Законы эти нужны для "защиты нашей религии, прав и вольностей народа".
Билет 4.
1. Афинская демократическая республика в 5 в. До н.э. Реформы Эфиальта и Перикла. Система демократической власти и управления. Афинские морские союзы.
Афинское государство в V - IV вв. до н. э К классическому периоду (V - IV вв. до н. э.) относится расцвет древнегреческого рабовладельческого общества, полисного строя. В V в. до н. э. Греция отстаивала свою самостоятельность в греко-персидских войнах (500 - 449 гг. до н. э.). Большой вклад в победу над персами принесло объединение греческих полисов в Делосский союз. Была учреждена единая казна, созданы единые сухопутные силы и флот. Управление делами Союза возлагалось на совет из представителей всех городов - членов Союза. Скоро в этом Союзе обозначилось главенство Афин, поэтому он стал называться Первым Афинским морским союзом и фактически превратился в афинскую морскую державу - архе. В это время Афины вступили в период наибольшего подъема. На базе развитого ремесла, торговли и мореплавания, в обстановке острой внутриполитической борьбы в Афинском государстве утвердился наиболее прогрессивный для того времени государственный строй античной рабовладельческой демократии. Законодательная власть принадлежала Народному собранию, исполнительная - Совету пятисот и магистратам, судопроизводство осуществлялось в суде присяжных (гелиэе), выбираемых из граждан по жребию. За исполнение государственных обязанностей по избранию устанавливалось вознаграждение из государственной казны. Возросшие расходы покрывались за счет налога - фороса, который должны были регулярно выплачивать входившие в архе союзные города. Таким образом, благополучие афинских граждан базировалось не только на эксплуатации рабов, но и на эксплуатации населения союзных городов. В 449 г. до н. э. был заключен победный для греков Каллиев мир, прекративший греко-персидские войны. Первый Афинский морской союз выполнил стоявшую перед ним военную задачу. Второй Афинский морской союз был создан в 378 г. до н. э. с целью противостояния Пелопоннесскому союзу, возглавляемому Спартой. Пелопоннесский союз представлял собой группировку греческих полисов, в которых преобладали олигархические порядки, господствовала аристократия. Потерпев поражение в губительной для всей Греции Пелопоннесской войне, Афины уже навсегда утратили свою ведущую роль в истории страны.
Основные этапы развития Афинской демократии: Господство Афин в морском союзе (Афины становятся центром Афинского морского союза после победоносного завершения греко-персидских войн) послужило основой для их будущего возвышения в греческом мире. Быстро развивались и процессы демократизации государственного строя Афин, закрепленные в середине V в. до н.э. реформами Эфиальта и Перикла. фиальт лишил ареопаг политических функций контроля за деятельностью народного собрания. Эти полномочия перешли к Совету пятисот и гелиэе. Ареопагу оставили лишь некоторые судебные и религиозные функции. Расцвет афинской демократии связан с именем Перикла, последователя и сторонника демократа Эфиальта, лидером афинского демоса, первого стратега в течение почти 15 лет. При Перикле Афины значительно укрепили свою гегемонию в первом Афинском морском союзе, что давало Аттике большие союзнические деньги. Перикл сумел перенести казну Афинского морского союза с острова Делос в Афины и широко использовал эти деньги на государственные нужды Афин (например, построил Парфенон).Перикл ввел оплату государственных должностей, чем открыл дорогу во власть неимущим гражданам. В IV в. до н.э. в период упадка афинской государственности оплачивалось даже посещение народного собрания.
2. Третья Республика во Франции. Конституционные законы 1875 г.
После крушения 2-ой империи восстановлена республиканская форма правления. → 3-ья республика.
Во Франции сильны монархические настроения. Республиканцы и члены монархической династии долго не могли договориться. Республику установили сначала как временный режим.
Рабочие были за республику. Монархическому большинству пришлось отказаться от восстановления монархии.
В 1875 г. принимается Конституция Третьей республики. Ее составляли 3 закона:
Об организации сената (24 февраля 1875 г.);
Об организации государственной власти (25 февраля 1875 г.);
Об отношениях между государственными властями (16 июля 1875 г.).
Эти акты определяли структуру и компетенцию высших органов государства. Устанавливался республиканский строй.
Конституция 1875 г. Франция – президентская республика.
В Конституции не было Декларации или вводной части. Целиком посвящена организации высших г-ых органов. Состояла из 3-х органических законов.
Исп вл: Президент избирался на 7 лет, мог быть переизбран. Избирали не на прямых выборах, а на совместном заседании Палаты депутатов и Сената. Требование к президенту: 1/ французское гражданство или должен быть натурализован (прожил 10 лет на территории Фр.); 2/ > 20 лет.
Компетенция:
• право зак-ой инициативы
• право отлагательного вето
• обнародовал законы и следил за их исполнением
• мог распустить нижнюю палату с согласия верхней
• назначал высшие военные и гражданские должности
Его декреты подлежали контрассигнации у Совета министров. Министры ответственны перед палатой за политику правительства и за их личные действия. Введен принцип парламентаризма.
Зак вл: Сенат → состоял из 75 пожизненных сенаторов и 225 выборных (косвенно: коллегиями выборщиков по департаментам). Избирались на 9 лет. Президент в отставке становился сенатором (если старше 40 лет). Сенат являлся постоянно действующим учреждением. Каждые 3 года он обновлялся на 1/3.
Палата депутатов → избиралась на 4 года всеобщим голосованием.
Палаты работали самостоятельно, вместе образовывали Народное собрание.
Компетенция:
• право законодательной инициативы
• право пересмотра и изменения Конституции
• согласие на объявление войны
Заседания палат проходили одновременно, но каждая из них работала самостоятельно.
В 1884 г. принимаются поправки к Конституции о запрещении пересматривать республиканскую форму правления; изменении порядка комплектования сената.
Палата депутатов могла выдвинуть обвинение против министра → судил Сенат.
В выборах не могли участвовать женщины, военные, жители колоний. Избирательное право с 21 года.
Республика просуществовала до 1940 г. → захват Франции Германией.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Билет 1.
1. Образование государства в Месопотамии. Выдвижение Вавилона. Государственный строй.
Здесь рано складывается шумерская цивилизация с высоким уровнем земледелия. Здесь рано сложились догосударственные формы, которые привели к развитию городов, ремесла и земледелия. Каждый город стремился занять верховное положение. Население постоянно росло, сложились условия для социального неравенства. Очень рано возникают особо сильные города, Вавилон, который объединил и захватил регион Шумера и Акада. К 18 столетию до н.э. Вавилон становится главной силой объединения городов Междуречья. Расцвет Вавилона при царе Хаммурапи. Вавилон во время его правления становится империей, в состав которой вошли города Междуречья (реки Тигра и Евфрата). К 7 - 6 векам до н.э. возникает Ново-вавилонское царство и в 3 веке до н.э. прекращает своё существование.
Социальная структура: светская и церковная знать. Чиновничество, профессиональное воинство, сельские общинники, ремесленники, купцы и торговцы, рабы.
Разделение свободных людей на две категории: авилум (сыны человека - свободное, полноправное состояние) и мушкенум (либо отпущенные на волю рабы, либо подданные). Когда речь идет о частном хозяйстве, рабовладении, они равны, но когда о наказаниях за обиду - авилумы занимают более привилегированное положение.
Положение крестьянина-общинника было тяжелым: они закладывают свои земельные участки ростовщикам, жену и детей (если нет другого имущества); арендуют чужую землю.
Рабов имели все состоятельные элементы общества. Основную массу рабов составляли иноплеменники, захваченные на войне. Закон разрешал рабу дворца и рабу-мушкентум иметь семью, дом и имущество, но убийство чужого раба влекло лишь простое возмещение его стоимости. Особую группу рабов составляли - неоплатные должники - граждане Вавилона, которые, взяв долг, не смогли вернуть его - отдавались кредитору для работы в его хозяйстве на срок не больше 3 лет.
Основное место в обществе занимали жрицы-женщины. Существовало три категории: надитум - верховные жрицы; энкрум - среднее звено (божья сестра), и те и другие, жили всё время в храме; зитум - храмовая блудница (проститутка), таким образом, зарабатывали деньги для храма.
Также существовали жрецы-мужчины, ораторы, но они не упоминаются в законнике Хаммурапи, поскольку их все признавали и подчинялись, поэтому закрепление их статуса в законнике просто не потребовалось.
Сформировалось особое сословие писцов - особая категория бюрократов. Обучение в школах велось жрецами.
2. Реформы парламента в Англии 1911,1949, 1999. Реформы избирательного права 1918, 1928, 1948 и 1969 гг.
Верховенство Палаты Общин было чётко установлено в начале XX века. В ХХ веке либералы перестали быть одной из основных партий страны,уступив это место лейбористам. В Англии сохраняется двухпартийная система.сущность которой заключается в господстве на выборах двух основных партий.
Общим правилом было положение: финансы есть компетенция нижней палаты.
1911 год Акт о парламенте:
• всякий билль, который спикер палаты общин найдет «финансовым», идет на подпись королю, минуя палату лордов;
• всякий иной билль (публичный закон), если он отклонен палатой лордов, возвращается в палату общин для нового голосования. Будучи подтвержденным и вновь отклоненным трижды (в течение двух лет), этот билль направляется на подпись королю, минуя палату лордов.
• всякое свидетельство (о качестве билля), выданное Спикером палаты общин окончательно во всех отношениях и не может быть оспариваемо ни перед каким судом.
16 декабря 1949 года Закон об изменении Акта о парламенте:
• изменение срока рассмотрения и отклонения публичного закона Палатой лордов с двух лет до 1 года; с 3 сессий до 2;
• данный закон именовался «Закон о Парламенте» и рассматривался с Актом о парламенте 1911 г. как один закон.
Акт о палате лордов 1999 года отменил автоматическое право наследственных пэров на место в высшей палате, за исключением 92 пэров.
1918 год - Акт о народном представительстве:
- Избирателем может быть совершеннолетний мужчина, не ограниченный в правах и имеющий требуемую оседлость или деловые помещения (за которое платят не менее 10 фунтов стерлингов в год, используют в деловых и профессиональных целях) в округе; проживающий весь квалификационный период (6 месяцев, конец 15.01 или 15.07) в округе.
- Избирателем может быть женщина: достигшая 30 лет; не ограниченная в правах; занимающая в округе помещение для деловых занятий (приносящее не менее 5 фунтов стерлингов годового дохода).
Выборы 1921 года: консерваторы - 344 места, либералы - 118, лейбористы - 142, коммунисты - 2. Внеочередные выборы 1923 года: консерваторы - 258 мест, лейбористы - 191, либералы - 159. Консерваторы потеряли 86 мандатов и потому должны были перейти в оппозицию. Либералы оставались третьей партией. Согласно английским парламентским традициям правительственная власть переходила в руки лейбористов. Первое в истории Англии однопартийное "социалистическое" правительство. Лейбористы показали себя не худшими колонизаторами, чем их противники. Широкие массы избирателей не скрывали разочарования. На выборах 1924 года консерваторы вернули себе власть. 1926 год - крупнейшая в истории Англии (и Европы) всеобщая забастовка рабочих. Началось с конфликта в угольной промышленности: шахтовладельцы требовали сокращения зарплаты на 10%, добивались увеличения рабочего времени; горняки и поддерживавшие их железнодорожники вынесли решение о всеобщей стачке. Всеобщая английская стачка из экономической перерастала в политическую акцию, направленную против существующего общественного строя. Законом 1927 года всеобщая стачка была запрещена на будущее под угрозой уголовного преследования. Точно так же запрещались забастовки солидарности и массовое пикетирование.
1928 год - Акт о народном представительстве:
- женское избирательное право перестало отличаться от мужского (Статья 1 начинается так: «Всякое лицо имеет быть право внесенным в список»). Предоставляя избирательное право женщинам, консерваторы рассчитывали на их голоса. Рассуждали так: женщина набожна, она послушается священника, священник, по традиции, - тори. Расчет не оправдался. Большая часть новых голосов была подана за лейбористов;
- единственный избирательный ценз - ценз оседлости (три месяца).
- избирательное право стало всеобщим.
Благодаря судьям английская полиция приобрела новые полномочия для расправы с демократическим движением: судебное решение 1933 года, расширившее право полиции на производство обысков, и два решения 1935 года: одним из них полиция наделялась правом разгонять любой политической митинг, другим - вторгаться в частные жилища под предлогом предотвращения "беспорядков" и пр.
1948 год - Акт о народном представительстве:
- для выборов в парламент в графствах и местечках создаются избирательные округа, в каждом избирают 1 члена Парламента;
- право голоса при выборах в парламент - совершеннолетние лица, которые проживают в округе, являются британскими подданными и неограниченны в правах;
- никто не может голосовать более чем в одном округе.
1969 год - Акт о народном представительстве:
- для реализации целей Акта о народном представительстве лицо считается достигшим требуемого для участия в выборах возраста, если ему исполнилось 18 и более лет.
Билет 2.
1. Образование государства Древней Индии. Империя Маурьев. Законы Ману. Варны и каста.
У вторгшихся во втором тысячелетии в Индостан ариев, разрушивших существовавшую на севере полуострова Хараппскую цивилизацию, еще существовал родовой строй, основной ячейкой которого был родовой союз - гана. Со временем на смену общине, основанной на кровном родстве, пришла сельская (соседская) община, в которую вошло ассимилированное местное население. Сельская община оказала большое влияние на общественный и государственный строй Древней Индии.
Своеобразие общественного строя Древней Индии определялось системой варн и первоначально относительно неразвитой формой рабовладения. Сельская община распалась на четыре группы: первые две состояли из лиц, не занятых в процессе производства (жрецы-брахманы и кшатрий, воины и управители), а в другие две входили свободные общинники, земледельцы и скотоводы, купеческое сословие (вайшьи) и зависимые представители покоренных племен (шудры). В наиболее бесправном положении находились лица, не входившие ни в одну из варн (неприкасаемые).
Основным источником права Древней Индии являлись законы Ману, состоявшие из 12 глав, 2685 статей, написанных в форме двустиший.
В древнеиндийском праве получил развитие институт частной собственности. Были установлены семь законных способов приобретения имущества: наследование, получение в качестве дара, находки или приношений, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы.
Договор мог быть заключен дееспособным членом общества, основываться исключительно на добровольном согласии сторон.
Древнеиндийская семья характеризовалась исключительной патриархальностью. Главе семьи принадлежало все ее имущество, он обладал правом наказывать членов семьи. Женщина занимала явно приниженное положение. Смешанные браки (браки представителей различных варн) запрещались или ограничивались.
За деяния, направленные против царя или государственной власти, применялась смертная казнь. Сурово карались различные посягательства на частную собственность (уже дифференцировались такие виды хищений, как грабеж и кража). Выделялись преступления против отдельных лиц: убийство, нанесение телесных повреждений, оскорбление. Тяжесть наказания была связана с варновой принадлежностью потерпевшего и преступника. Помимо смертной казни применялись такие жестокие наказания, как отсечение ног, языка, пальцев, клеймение, обращение в рабство.
В древнеиндийском судопроизводстве не было различий между гражданским и уголовным процессами. Практиковалось обращение к «ордалии» (божьему суду).
2. Славная революция в Англии 1688 г. Билль о правах 1689
«Славная революция» – принятое в исторической литературе название государственного переворота 1688–1689 гг. в Англии (смещение с престола Якова II Стюарта и провозглашение королем Вильгельма III Оранского), в результате которой были ограничены права короны.
В конце 1670–х гг. парламентская оппозиция в Англии оформилась в партию вигов, а сторонники короля получили название тори. Первые опирались на дворянство и буржуазию, тогда как вторые – на старое феодальное дворянство, королевский двор, чиновников.
При Якове II (1685–1688) феодально—абсолютистская реакция на оппозицию приняла наиболее свирепый характер. Всеобщий страх за свою безопасность побудил отшатнуться от короля даже значительную часть тори. Лидеры оппозиции подготовили заговор с целью изгнания Якова и приглашения на английский престол штатгальтера Голландии Вильгельма Оранского. Организаторы переворота рассчитывали на то, что Вильгельм Оранский не будет претендовать на верховенство над парламентом, а кроме того, его приглашение на престол обеспечит Англии унию и союз с Голландией против Франции.
В ноябре 1688 г. Вильгельм Оранский высадился с войском в Англии. Яков II бежал под защиту Людовика XIV. В начале 1689 г. парламент возвел Вильгельма Оранского на престол, а осенью того же года принял Билль о правах,
• лишавший короля права отменять или приостанавливать изданные парламентом законы,
• вводить налоги и собирать войско без согласия парламента.
• Билль о правах окончательно закрепил в Англии верховенство парламента над королевской властью и режим ограниченной конституционной монархии.
• Этот документ юридически оформил свершившийся государственный переворот и заложил правовые основы конституционной монархии, т. е. буржуазной государственности, которая начала оформляться в Англии в результате революции середины XVII в.
• Переворот 1688 г. и Билль о правах были выражением компромисса между дворянством и буржуазией и содействовали дальнейшему капиталистическому развитию страны.
Билет 3.
1. Возникновение Афинского государства. Путь Афин от аристократии к демократии: реформы Солона и Клисфена.
По данным современной науки, первые государственные образования на территории Балканского полуострова были известны уже в середине 3-го тыс. до н. э. Раньше классовое общество и государственная организация сложились на острове Крит и в Микенах. Поэтому период создания первых государств в Греции называют крито-микенской цивилизацией. Порядок управления на Крите и в Микенах напоминал восточные государства: теократия, дворцовая система управления. Конец крито-микенской цивилизации был положен приходом на юг Греции с севера племен дорийцев. В результате на всей территории Греции вновь устанавливаются первобытнообщинные отношения, после разложения которых в истории Греции начинается новый этап: формирование и расцвет полисов, рабовладельческих отношений классического типа.
Полисный этап истории Древней Греции делится на три периода:
1. Гомеровский период (XI—IX вв. до н. э.), характеризующийся господством родоплеменных отношений, которые начинают распадаться к концу этого периода.
2. Архаический период (VIII—VI вв. до н. э.), в рамках которого происходит образование классового общества и государства в форме полисов.
3. Классический период (V—IV вв. до н. э.) ознаменован расцветом древнегреческого рабовладельческого государства, полисного строя.
Реформы Солона.
1.отмена долгового рабства-сисахфия(«стряхивание бремени»).
Суть- ростовщики давали ссуды бедным гражданам под залог земли. На долговых камнях вырезалось имя знатного ч-ка, имя должника , сумма и срок возврата долга.крестьяне-шестидольники должны были отдавать 5\6 урожая.
Итог-крестьяне получили назад свои заложенные участки земли, за долги рабства больше не грозило, рабы-должники были выкуплены на деньги афинской казны и только гос-во имело право продавать рабов
Недостаток- не произвел передел земли.
В дополнение к сисахфии Солон издал закон, ограничивающий землевладение (был установлен максимальный размер земельных участков). В то же время провозглашалась свобода завещаний. Это способствовало развитию частной собственности на землю и fнеизбежно приводило к дальнейшему обезземеливанию бедноты.
2. ПЕРВОЕ ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ. Центральное место среди преобразований Солона занимают политические реформы, которые нанесли еще один удар родовому строю. Важнейшей из них является тимократическая, или цензовая, реформа. Все афинские граждане независимо от происхож-, дения были разделены по имущественному положению на четыре разряда. В качестве единицы доходов была принята мера емкости, применявшаяся для зерна,— медимн (52,5 кг).
Всякий, кто со своей земли получал 500 медимнов в совокупности сухих и жидких продуктов, был отнесен к первому разряду (пятисотников)(9архотов,ареопаг); получающие 300медимнов годового дохода или способные содержать боевого коня, относились к всадникам. К разряду зевгитов принадлежали те, кто получал 200медимнов годового дохода. Зевгиты (крестьяне) были самой многочисленной группой.(500+300+200-совет четырехсот(текущее управление-исполнит власть) Все остальные были отнесены к фетам. (гелиэя(суд присяжных,6000,судебн власть)
Деление населения на разряды по имущественному признаку имело политическое значение, поскольку каждому разряду предоставлялся определенный уровень политических прав. В наиболее полном объеме политические права имели представители первого разряда: они могли занимать любую должность. Всадники и зевгиты не могли избираться в архонты. Феты обладали только правом избирать должностных лиц в Народном собрании, но сами не могли быть избраны. Пропорционально правам распределялись и обязанности. Был установлен налог с годового дохода. Чем выше был класс, тем более высокий налог уплачивался в государственную казну. Феты от налога были освобождены.
Деятельность Народного собрания активизируется; оно обсуждало все важные государственные дела, принимало законы. В его работе могли принимать участие все взрослые афинские граждане. Солон сохранил ареопаг — оплот родовой аристократии, который имел право надзора за соблюдением законов и контроля за деятельностью Народного собрания.
Большое значение имело создание Солоном поистине демократического органа — гелиэи. Первоначально это был суд присяжных, членами которого могли быть граждане всех четырех разрядов. Со временем полномочия гелиэи будут расширены, и она станет самым массовым и важным политическим органом.
Реформы Клисфена.
С этого времени начинается победное шествие афинской демократии.Родовая организация объединяла лиц, разных по своему социальному положению и имеющих совершенно разные интересы. Клисфен поставил задачу разрушить эти связи, избавить демос от какого-либо влияния со стороны аристократов. Кроме того, он имел в виду разрушение и старых политических группировок. Эти задачи были решены введением нового административного деления.
Суть: всю территорию разделил на 10 территориальных фил,вместо 4-х родовых фил., каждая фила разделена на 30 триттий, каждая триттия состояла из трех частей
-город(демос-купцы,ремесленники)
-пригород(аристократы,там земля)
-прибрежная(демос-моряки,рыбаки,торговцы)
Каждая триттияиела один голос, он складывался из 1\3 голосов аистократов,2\3 демоса – республика стала демократической
Клисфеном был создан новый орган — коллегия стратегов, в которую входило по одному представителю от каждой филы.
2. Акт об устроение 1701 года.
Акт об устроении (Акт о будущем ограничении Короны и о лучшем обеспечении прав и свобод подданных) от 26 мая 1701 г. регулировал условия и порядок престолонаследия и в этом отноше¬нии развивал ряд положений, уже сформулированных в Билле прав 1689 г. Потребность в таком урегулировании возникла в свя¬зи с тем, что Вильгельм III Оранский и Мария II не оставили по¬томства и что сестра Марии датская принцесса Анна еще не имела потомства. Актом предусматривалось, что всякий обладатель ко¬роны Англии должен присоединиться к англиканской церкви. Это правило действует и поныне: наследники трона, принадлежащие к католической церкви, не могут претендовать на занятие престо¬ла. Здесь же устанавливался запрет монарху покидать страну без согласия парламента. Закон лишал короля права помилования в от¬ношении лиц, привлеченных к ответственности в порядке импич¬мента.Вместе с этими принципиальными требованиями были вне¬сены новые требования к отдельным должностным лицам — чле¬нам Тайного совета, судьям и др. Все решения, относящиеся к ведению Тайного совета по законам и обычаям королевства, отныне должны будут подписываться тем из членов Совета, который "давал совет и согласие" на данное решение. Это пра¬вило, именуемое правилом контрасигнатуры (обязательной со¬проводительной подписи), было поначалу отменено (1705 г.), но впоследствии стало незаменимым и непременным элементом процедуры оформления правительственных решений и стадией в оформлении института ответственности правительства и его от¬дельных министров.Вводились некоторые уточнения в права и обязанности чле¬нов парламента и обладателей судейских должностей. Никакое лицо, получающее плату за должность или место, подчиненное королю, или пенсию от короны, не может состоять членом пала¬ты общин (запрет на совмещение чиновной должности с депутат¬ской). Акт об устроении заканчивается подтверждением незыблемо¬сти принципа соблюдения законов всеми королями и королевами, всеми министрами и их подчиненными. Обоснование такой практи¬ки включает следующее положение: "Принимая во внимание, что законы Англии являются прирожденным достоянием ее народа", все короли и королевы должны управлять, со¬образуясь с указанными выше законами, и все их подчиненные министры должны нести обязанности службы, соблюдая те же законы. Законы эти нужны для "защиты нашей религии, прав и вольностей народа".
Билет 4.
1. Афинская демократическая республика в 5 в. До н.э. Реформы Эфиальта и Перикла. Система демократической власти и управления. Афинские морские союзы.
Афинское государство в V - IV вв. до н. э К классическому периоду (V - IV вв. до н. э.) относится расцвет древнегреческого рабовладельческого общества, полисного строя. В V в. до н. э. Греция отстаивала свою самостоятельность в греко-персидских войнах (500 - 449 гг. до н. э.). Большой вклад в победу над персами принесло объединение греческих полисов в Делосский союз. Была учреждена единая казна, созданы единые сухопутные силы и флот. Управление делами Союза возлагалось на совет из представителей всех городов - членов Союза. Скоро в этом Союзе обозначилось главенство Афин, поэтому он стал называться Первым Афинским морским союзом и фактически превратился в афинскую морскую державу - архе. В это время Афины вступили в период наибольшего подъема. На базе развитого ремесла, торговли и мореплавания, в обстановке острой внутриполитической борьбы в Афинском государстве утвердился наиболее прогрессивный для того времени государственный строй античной рабовладельческой демократии. Законодательная власть принадлежала Народному собранию, исполнительная - Совету пятисот и магистратам, судопроизводство осуществлялось в суде присяжных (гелиэе), выбираемых из граждан по жребию. За исполнение государственных обязанностей по избранию устанавливалось вознаграждение из государственной казны. Возросшие расходы покрывались за счет налога - фороса, который должны были регулярно выплачивать входившие в архе союзные города. Таким образом, благополучие афинских граждан базировалось не только на эксплуатации рабов, но и на эксплуатации населения союзных городов. В 449 г. до н. э. был заключен победный для греков Каллиев мир, прекративший греко-персидские войны. Первый Афинский морской союз выполнил стоявшую перед ним военную задачу. Второй Афинский морской союз был создан в 378 г. до н. э. с целью противостояния Пелопоннесскому союзу, возглавляемому Спартой. Пелопоннесский союз представлял собой группировку греческих полисов, в которых преобладали олигархические порядки, господствовала аристократия. Потерпев поражение в губительной для всей Греции Пелопоннесской войне, Афины уже навсегда утратили свою ведущую роль в истории страны.
Основные этапы развития Афинской демократии: Господство Афин в морском союзе (Афины становятся центром Афинского морского союза после победоносного завершения греко-персидских войн) послужило основой для их будущего возвышения в греческом мире. Быстро развивались и процессы демократизации государственного строя Афин, закрепленные в середине V в. до н.э. реформами Эфиальта и Перикла. фиальт лишил ареопаг политических функций контроля за деятельностью народного собрания. Эти полномочия перешли к Совету пятисот и гелиэе. Ареопагу оставили лишь некоторые судебные и религиозные функции. Расцвет афинской демократии связан с именем Перикла, последователя и сторонника демократа Эфиальта, лидером афинского демоса, первого стратега в течение почти 15 лет. При Перикле Афины значительно укрепили свою гегемонию в первом Афинском морском союзе, что давало Аттике большие союзнические деньги. Перикл сумел перенести казну Афинского морского союза с острова Делос в Афины и широко использовал эти деньги на государственные нужды Афин (например, построил Парфенон).Перикл ввел оплату государственных должностей, чем открыл дорогу во власть неимущим гражданам. В IV в. до н.э. в период упадка афинской государственности оплачивалось даже посещение народного собрания.
2. Третья Республика во Франции. Конституционные законы 1875 г.
После крушения 2-ой империи восстановлена республиканская форма правления. → 3-ья республика.
Во Франции сильны монархические настроения. Республиканцы и члены монархической династии долго не могли договориться. Республику установили сначала как временный режим.
Рабочие были за республику. Монархическому большинству пришлось отказаться от восстановления монархии.
В 1875 г. принимается Конституция Третьей республики. Ее составляли 3 закона:
Об организации сената (24 февраля 1875 г.);
Об организации государственной власти (25 февраля 1875 г.);
Об отношениях между государственными властями (16 июля 1875 г.).
Эти акты определяли структуру и компетенцию высших органов государства. Устанавливался республиканский строй.
Конституция 1875 г. Франция – президентская республика.
В Конституции не было Декларации или вводной части. Целиком посвящена организации высших г-ых органов. Состояла из 3-х органических законов.
Исп вл: Президент избирался на 7 лет, мог быть переизбран. Избирали не на прямых выборах, а на совместном заседании Палаты депутатов и Сената. Требование к президенту: 1/ французское гражданство или должен быть натурализован (прожил 10 лет на территории Фр.); 2/ > 20 лет.
Компетенция:
• право зак-ой инициативы
• право отлагательного вето
• обнародовал законы и следил за их исполнением
• мог распустить нижнюю палату с согласия верхней
• назначал высшие военные и гражданские должности
Его декреты подлежали контрассигнации у Совета министров. Министры ответственны перед палатой за политику правительства и за их личные действия. Введен принцип парламентаризма.
Зак вл: Сенат → состоял из 75 пожизненных сенаторов и 225 выборных (косвенно: коллегиями выборщиков по департаментам). Избирались на 9 лет. Президент в отставке становился сенатором (если старше 40 лет). Сенат являлся постоянно действующим учреждением. Каждые 3 года он обновлялся на 1/3.
Палата депутатов → избиралась на 4 года всеобщим голосованием.
Палаты работали самостоятельно, вместе образовывали Народное собрание.
Компетенция:
• право законодательной инициативы
• право пересмотра и изменения Конституции
• согласие на объявление войны
Заседания палат проходили одновременно, но каждая из них работала самостоятельно.
В 1884 г. принимаются поправки к Конституции о запрещении пересматривать республиканскую форму правления; изменении порядка комплектования сената.
Палата депутатов могла выдвинуть обвинение против министра → судил Сенат.
В выборах не могли участвовать женщины, военные, жители колоний. Избирательное право с 21 года.
Республика просуществовала до 1940 г. → захват Франции Германией.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—4 дня |
500 ₽ | Цена | от 200 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 9514 Ответов на вопросы — поможем найти подходящую