Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

НГПУ, Константинова, самостоятельная работа по устному народному творчеству

  • 33 страниц
  • 2015 год
  • 199 просмотров
  • 1 покупка
Автор работы

TanyaRaito

Студентка филологического факультета

400 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Сравнительная характеристика свадебных и похоронных причитаний



1. Определите принадлежность данного текста к обрядовой поэзии. Укажите жанровые особенности текста. Укажите своеобразие образной системы, охарактеризуйте структуру, специфику языковых формул. Выявите связь с обрядом.


Отвалилась стена каменна
От моего тепла гнездышка!
Отпало право крылышко
От меня, горькой сироточки!
Полетел ты, друг милый,
По дороженьки по широкой
Не по-старому, не по-прежнему,
Не на своих-то резвых ножках!
Понесли-то друга милого,
Понесли на белых рученьках!
Наглядися, друг мой милый,
На все четыре стороны,
Наглядитесь, очи ясные,
На моего друга милого!







2. На основе анализа данного текста сделайте вывод о специфике жанра семейной обрядовой поэзии. Подберите из хрестоматии по фольклору пример текста такого же жанра, который бы сопровождал другой обряд. Сопоставьте данные тексты. Укажите черты сходства и отличия.



3. Укажите причины сходства свадебного обряда и похоронного. Определите мифологическую основу произведений.
Фольклор для детей и основные формы детского творчества

1. Проанализируйте произведения для детей. Укажите жанровые признаки, определите своеобразие художественного языка, формы, выделите средства художественной выразительности, обозначьте функцию данного текста в системе детского фольклора. Какие, на ваш взгляд, педагогические задачи можно решать с помощью данного текста?

1. Идет коза рогатая, 6. Баю-бай, баю-бай,
Идет коза бодатая, Рыбка-семга приплывай,
Ножками топ-топ! Рыбка-семга приплывай
Глазками хлоп-хлоп! Алексейку поджидай,
Алексейка подрастет -
Кто кашки не ест, С папой на море пойдет,
Кто молока не пьет, Станет рыбку он ловить,
Того забодает, забодает! Станет маму он кормить.

2. Солнышко-ведрышко,
Выгляни в окошечко:
Твои детки плачут,
Пить есть хотят.

3. Прялочка пришла,
Никого не нашла,
Кого первого найдет,
Тот за палочкой пойдет.

4. Щиплю, щиплю травку,
Зелену муравку,
Бабке на рукавчик,
Дедке на кафтанчик,
Серому волку грязи
На лопату.


5. Коля, Коля, Николай
Кинул шапку на сарай.
Шапка вертится,
Коля сердится.

2. На основе анализа произведений сделайте вывод о специфике произведений для детей, укажите, какие задачи решала народная педагогика.

3. Приведите примеры произведений, созданных детьми. Укажите специфику данных текстов. Определите черты сходства и отличия произведений для детей и собственно детских текстов. Укажите, какие возрастные проблемы отражаются в детских произведениях, какие жанры они более всего любят и почему.


Самостоятельная работа №4

Исторические корни народных сказок


На основе анализа монографии В.Я. Проппа «Исторические корни волшебной сказки» определите историческую основу произведений других типов народной сказки: о животных, бытовой, кумулятивной. В качестве примеров используйте тексты народных сказок из сборника А.Н. Афанасьева.


Для достижения поставленной цели выполните следующие исследовательские задания:

- традиционно лисичка-сестричка обманывает серого волка, деда, бабу, зайца и т.д. (приведите примеры народных сказок, в которых лисица выполняет другую функцию, сделайте вывод об исторической основе данного образа и сюжетной ситуации);
Традиционная лиса:
«Лисичка-сестричка и волк (вариант сказки 3)

Вот в одной деревне на задворье стояли зимой стога сена, и на один из них взобралась лисица; она промыслила где-то рыбки и кушала себе. Тут же случилось проходить ночью волку. Он увидал лису и сказал ей: «Здорово, кумушка!» — «Здравствуй, куманек», — отвечала она. «Что ты ешь?» — «Рыбку». — «Да где ты взяла?» — «Наловила в пруде». — «Каким бы то способом?» — «Коли хочешь, научу». — «Спасибо скажу». — «Ну, пойдем».

И повела кума к проруби: «Вот садись и хвост опусти в воду, а рыбка и всползет на него греться». Кум сел и хвост опустил в прорубь, а кума ворчит: «Ясни, ясни на небе! Мерзни, мерзни, волчий хвост!» — «Да что ты, кума, говоришь?» — «И, батько, скликаю рыбку-то тебе». — «Ну, спасибо!»

Когда лиса увидела, что прорубь замерзла, она сказала: «Побегу в деревню за медом». Побежала, и след ее простыл. А обманутого волка с примерзлым хвостом увидали на пруде мужики и убили его. Я там был, мед пил, по усам текло, да в рот не кануло.»

Нетрадиционная:
«Кот и лиса (вариант сказки 1)

Жил-был мужик; у него был кот, только такой шкодливый, что беда! Надоел он мужику. Вот мужик думал-думал, взял кота, посадил в мешок, завязал и понес в лес. Принес и бросил его в лесу: пускай пропадает! Кот ходил-ходил и набрел на избушку, в которой лесник жил; залез на чердак и полеживает себе, а захочет есть — пойдет по лесу птичек да мышей ловить, наестся досыта и опять на чердак, и горя ему мало!

Вот однажды пошел кот гулять, а навстречу ему лиса, увидала кота и дивится: «Сколько лет живу в лесу, а такого зверя не видывала». Поклонилась коту и спрашивает: «Скажись, добрый молодец, кто ты таков, каким случаем сюда зашел и как тебя по имени величать?» А кот вскинул шерсть свою и говорит: «Я из сибирских лесов прислан к вам бурмистром, а зовут меня Котофей Иванович». — «Ах, Котофей Иванович, — говорит лиса, — не знала про тебя, не ведала; ну, пойдем же ко мне в гости». Кот пошел к лисице; она привела его в свою нору и стала потчевать разной дичинкою, а сама выспрашивает: «Что, Котофей Иванович, женат ты али холост?» — «Холост», — говорит кот. «И я, лисица, — девица, возьми меня замуж». Кот согласился, и начался у них пир да веселье.

На другой день отправилась лиса добывать припасов, чтоб было чем с молодым мужем жить; а кот остался дома. Бежит лиса, а навстречу ей попадается волк и начал с нею заигрывать: «Где ты, кума, пропадала? Мы все норы обыскали, а тебя не видали». — «Пусти, дурак! Что заигрываешь? Я прежде была лисица-девица, а теперь замужня жена». — «За кого же ты вышла, Лизавета Ивановна?» — «Разве ты не слыхал, что к нам из сибирских лесов прислан бурмистр Котофей Иванович? Я теперь бурмистрова жена». — «Нет, не слыхал, Лизавета Ивановна. Как бы на него посмотреть?» — «У! Котофей Иванович у меня такой сердитый: коли кто не по нем, сейчас съест! Ты смотри, приготовь барана да принеси ему на поклон; барана-то положи, а сам схоронись, чтоб он тебя не увидел, а то, брат, туго придется!» Волк побежал за бараном.

Идет лиса, а навстречу ей медведь и стал с нею заигрывать. «Что ты, дурак, косолапый Мишка, трогаешь меня? Я прежде была лисица-девица, а теперь замужня жена». — «За кого же ты, Лизавета Ивановна, вышла?» — «А который прислан к нам из сибирских лесов бурмистром, зовут Котофей Иванович, — за него и вышла». — «Нельзя ли посмотреть его, Лизавета Ивановна?» — «У! Котофей Иванович у меня такой сердитый: коли кто не по нем, сейчас съест! Ты ступай, приготовь быка да принеси ему на поклон; волк барана хочет принесть. Да смотри, быка-то положи, а сам схоронись, чтоб Котофей Иванович тебя не увидел, а то, брат, туго придется!» Медведь потащился за быком.

Принес волк барана, ободрал шкуру и стоит в раздумье: смотрит — и медведь лезет с быком. «Здравствуй, брат Михайло Иваныч!» — «Здравствуй, брат Левон! Что, не видал лисицы с мужем?» — «Нет, брат, давно дожидаю». — «Ступай, зови». — «Нет, не пойду, Михайло Иваныч! Сам иди, ты посмелей меня». — «Нет, брат Левон, и я не пойду». Вдруг откуда не взялся — бежит заяц. Медведь как крикнет на него: «Поди-ка сюда, косой черт!» Заяц испугался, прибежал. «Ну что, косой пострел, знаешь, где живет лисица?» — «Знаю, Михайло Иванович!» — «Ступай же скорее да скажи ей, что Михайло Иванович с братом Левоном Иванычем давно уж готовы, ждут тебя-де с мужем, хотят поклониться бараном да быком».

Заяц пустился к лисе во всю свою прыть. А медведь и волк стали думать, где бы спрятаться. Медведь говорит: «Я полезу на сосну». — «А мне что же делать? Я куда денусь? — спрашивает волк. — Ведь я на дерево ни за что не взберусь! Михайло Иванович! Схорони, пожалуйста, куда-нибудь, помоги горю». Медведь положил его в кусты и завалил сухим листьем, а сам влез на сосну, на самую-таки макушку, и поглядывает: не идет ли Котофей с лисою? Заяц меж тем прибежал к лисицыной норе, постучался и говорит лисе: «Михайло Иванович с братом Левоном Иванычем прислали сказать, что они давно готовы, ждут тебя с мужем, хотят поклониться вам быком да бараном». — «Ступай, косой! Сейчас будем».

Вот идет кот с лисою. Медведь увидал их и говорит волку: «Ну, брат Левон Иваныч, идет лиса с мужем; какой же он маленький!» Пришел кот и сейчас же бросился на быка, шерсть на нем взъерошилась, и начал он рвать мясо и зубами и лапами, а сам мурчит, будто сердится: «Мало, мало!» А медведь говорит: «Невелик, да прожорист! Нам четверым не съесть, а ему одному мало; пожалуй, и до нас доберется!» Захотелось волку посмотреть на Котофея Ивановича, да сквозь листья не видать! И начал он прокапывать над глазами листья, а кот услыхал, что лист шевелится, подумал, что это — мышь, да как кинется и прямо волку в морду вцепился когтями.

Волк вскочил, да давай бог ноги, и был таков. А кот сам испугался и бросился прямо на дерево, где медведь сидел. «Ну, — думает медведь, — увидал меня!» Слезать-то некогда, вот он положился на божью волю да как шмякнется с дерева оземь, все печенки отбил; вскочил — да бежать! А лисица вслед кричит: «Вот он вам задаст! Погодите!» С той поры все звери стали кота бояться; а кот с лисой запаслись на целую зиму мясом и стали себе жить да поживать, и теперь живут, хлеб жуют.»

Традиционная лиса:
«Лисичка-сестричка и волк (вариант сказки 3)

Вот в одной деревне на задворье стояли зимой стога сена, и на один из них взобралась лисица; она промыслила где-то рыбки и кушала себе. Тут же случилось проходить ночью волку. Он увидал лису и сказал ей: «Здорово, кумушка!» — «Здравствуй, куманек», — отвечала она. «Что ты ешь?» — «Рыбку». — «Да где ты взяла?» — «Наловила в пруде». — «Каким бы то способом?» — «Коли хочешь, научу». — «Спасибо скажу». — «Ну, пойдем».

И повела кума к проруби: «Вот садись и хвост опусти в воду, а рыбка и всползет на него греться». Кум сел и хвост опустил в прорубь, а кума ворчит: «Ясни, ясни на небе! Мерзни, мерзни, волчий хвост!» — «Да что ты, кума, говоришь?» — «И, батько, скликаю рыбку-то тебе». — «Ну, спасибо!»

Когда лиса увидела, что прорубь замерзла, она сказала: «Побегу в деревню за медом». Побежала, и след ее простыл. А обманутого волка с примерзлым хвостом увидали на пруде мужики и убили его. Я там был, мед пил, по усам текло, да в рот не кануло.»

Нетрадиционная:
«Кот и лиса (вариант сказки 1)

Жил-был мужик; у него был кот, только такой шкодливый, что беда! Надоел он мужику. Вот мужик думал-думал, взял кота, посадил в мешок, завязал и понес в лес. Принес и бросил его в лесу: пускай пропадает! Кот ходил-ходил и набрел на избушку, в которой лесник жил; залез на чердак и полеживает себе, а захочет есть — пойдет по лесу птичек да мышей ловить, наестся досыта и опять на чердак, и горя ему мало!

Вот однажды пошел кот гулять, а навстречу ему лиса, увидала кота и дивится: «Сколько лет живу в лесу, а такого зверя не видывала». Поклонилась коту и спрашивает: «Скажись, добрый молодец, кто ты таков, каким случаем сюда зашел и как тебя по имени величать?» А кот вскинул шерсть свою и говорит: «Я из сибирских лесов прислан к вам бурмистром, а зовут меня Котофей Иванович». — «Ах, Котофей Иванович, — говорит лиса, — не знала про тебя, не ведала; ну, пойдем же ко мне в гости». Кот пошел к лисице; она привела его в свою нору и стала потчевать разной дичинкою, а сама выспрашивает: «Что, Котофей Иванович, женат ты али холост?» — «Холост», — говорит кот. «И я, лисица, — девица, возьми меня замуж». Кот согласился, и начался у них пир да веселье.

На другой день отправилась лиса добывать припасов, чтоб было чем с молодым мужем жить; а кот остался дома. Бежит лиса, а навстречу ей попадается волк и начал с нею заигрывать: «Где ты, кума, пропадала? Мы все норы обыскали, а тебя не видали». — «Пусти, дурак! Что заигрываешь? Я прежде была лисица-девица, а теперь замужня жена». — «За кого же ты вышла, Лизавета Ивановна?» — «Разве ты не слыхал, что к нам из сибирских лесов прислан бурмистр Котофей Иванович? Я теперь бурмистрова жена». — «Нет, не слыхал, Лизавета Ивановна. Как бы на него посмотреть?» — «У! Котофей Иванович у меня такой сердитый: коли кто не по нем, сейчас съест! Ты смотри, приготовь барана да принеси ему на поклон; барана-то положи, а сам схоронись, чтоб он тебя не увидел, а то, брат, туго придется!» Волк побежал за бараном.

Идет лиса, а навстречу ей медведь и стал с нею заигрывать. «Что ты, дурак, косолапый Мишка, трогаешь меня? Я прежде была лисица-девица, а теперь замужня жена». — «За кого же ты, Лизавета Ивановна, вышла?» — «А который прислан к нам из сибирских лесов бурмистром, зовут Котофей Иванович, — за него и вышла». — «Нельзя ли посмотреть его, Лизавета Ивановна?» — «У! Котофей Иванович у меня такой сердитый: коли кто не по нем, сейчас съест! Ты ступай, приготовь быка да принеси ему на поклон; волк барана хочет принесть. Да смотри, быка-то положи, а сам схоронись, чтоб Котофей Иванович тебя не увидел, а то, брат, туго придется!» Медведь потащился за быком.

Принес волк барана, ободрал шкуру и стоит в раздумье: смотрит — и медведь лезет с быком. «Здравствуй, брат Михайло Иваныч!» — «Здравствуй, брат Левон! Что, не видал лисицы с мужем?» — «Нет, брат, давно дожидаю». — «Ступай, зови». — «Нет, не пойду, Михайло Иваныч! Сам иди, ты посмелей меня». — «Нет, брат Левон, и я не пойду». Вдруг откуда не взялся — бежит заяц. Медведь как крикнет на него: «Поди-ка сюда, косой черт!» Заяц испугался, прибежал. «Ну что, косой пострел, знаешь, где живет лисица?» — «Знаю, Михайло Иванович!» — «Ступай же скорее да скажи ей, что Михайло Иванович с братом Левоном Иванычем давно уж готовы, ждут тебя-де с мужем, хотят поклониться бараном да быком».

Заяц пустился к лисе во всю свою прыть. А медведь и волк стали думать, где бы спрятаться. Медведь говорит: «Я полезу на сосну». — «А мне что же делать? Я куда денусь? — спрашивает волк. — Ведь я на дерево ни за что не взберусь! Михайло Иванович! Схорони, пожалуйста, куда-нибудь, помоги горю». Медведь положил его в кусты и завалил сухим листьем, а сам влез на сосну, на самую-таки макушку, и поглядывает: не идет ли Котофей с лисою? Заяц меж тем прибежал к лисицыной норе, постучался и говорит лисе: «Михайло Иванович с братом Левоном Иванычем прислали сказать, что они давно готовы, ждут тебя с мужем, хотят поклониться вам быком да бараном». — «Ступай, косой! Сейчас будем».

Вот идет кот с лисою. Медведь увидал их и говорит волку: «Ну, брат Левон Иваныч, идет лиса с мужем; какой же он маленький!» Пришел кот и сейчас же бросился на быка, шерсть на нем взъерошилась, и начал он рвать мясо и зубами и лапами, а сам мурчит, будто сердится: «Мало, мало!» А медведь говорит: «Невелик, да прожорист! Нам четверым не съесть, а ему одному мало; пожалуй, и до нас доберется!» Захотелось волку посмотреть на Котофея Ивановича, да сквозь листья не видать! И начал он прокапывать над глазами листья, а кот услыхал, что лист шевелится, подумал, что это — мышь, да как кинется и прямо волку в морду вцепился когтями.

Волк вскочил, да давай бог ноги, и был таков. А кот сам испугался и бросился прямо на дерево, где медведь сидел. «Ну, — думает медведь, — увидал меня!» Слезать-то некогда, вот он положился на божью волю да как шмякнется с дерева оземь, все печенки отбил; вскочил — да бежать! А лисица вслед кричит: «Вот он вам задаст! Погодите!» С той поры все звери стали кота бояться; а кот с лисой запаслись на целую зиму мясом и стали себе жить да поживать, и теперь живут, хлеб жуют.»

Работа защищена на 5 и по итогу работу экзамен автоматом.


1. Проанализируйте текст заговора: образная система (специфика образа «заговаривающего»), языковые формулы, композиция, пространство (реальное и мифологическое), черты двоеверия, функция, тип заговора.





Встану рано-ранюсенько, умоюсь бело-белюсенько, вытрусь белым полотенцем. Выйду за новые ворота, гляну-погляну в чисто поле. Бежит речка глубокая, на той речке лежит доска, под той доской лежит тоска. Змей-чародей и змея-чародейка у раба Божьего (имя) с лица краску снимали, на сердце сухоту насылали, кровь проливали. Возьму ту тоску раба Божьего (имя) и пойду по зеленому саду. В зеленом саду стоит Господний престол, около Господня престола стоит золотая яблоня, на той яблоне висит золотое яблоко. Змей-чародей и змея-чародейка с яблони яблоко сорвали и мне рабу Божьему (имя) давали, на меня тоску насылали. А я назад яблоко-то яблоко отдаю змее и змею. Там есть слесарня, в той слесарне двенадцать хлопцев-молотобойцев. И каждый свою работу делает, железные гвозди кует, змее и змею в пяты бьет, двенадцать мехов подымая и пепел пепеля. Русский мой дух Господний. Аминь.

- определите особенности построения кумулятивных сказок; выделите черты мифологического мышления в сказках «Курочка-ряба», «Колобок», «Теремок», к каким мифологическим образам восходят образы героев данных сказок, с какими древними обрядами наблюдается связь;
Художественные приемы внеобрядовой лирики. Частушки.



Задание №1: проанализируйте 3 текста необрядовой лирики (по выбору студента). Тексты должны относиться к разным тематическим группам (любовная, молодецкая, семейная) и различным композиционным типам.

Схема анализа:

1. Композиция лирической песни: последовательность лирических ситуаций, каждой из которой соответствует определенная формульная тема. Репертуар композиционных приемов: психологический параллелизм и его структурные типы, «постепенное сужение образов», «количественное противопоставление», «исключение единичного», диалогическая форма, монологическая форма, повторы.
2. Характеристика образного строя песни. Составление тезауруса поэтических приемов песни: метафора, метафорический эпитет, образное сравнение, символ, тропы метонимической группы.
3. Типологическая характеристика формульных тем песни.
4. Выявление семантики лирических формул: очерчивание семантического поля формулы, определение специфики его преломления в процессе лирической рефлексии в данном тексте.
5. Обнаружение связности текста на уровне глубинной семантики формул, реконструкция «потока переживаний» как основного содержания лирической песни.
Любовная необрядовая лирика

«Виновата ли я, виновата ли я,
Виновата ли я, что люблю?
Виновата ли я, что мой голос дрожал,
Когда пела я песню ему?

Целовал-миловал, целовал-миловал,
Говорил, что я буду его,
А я верила все и как роза цвела,
Потому что любила его.

Ой, ты, мама моя, ой, ты, мама моя,
Отпусти ты меня погулять!
Ночью звёзды горят, ночью ласки дарят,
Ночью все о любви говорят.

Виновата сама, виновата во всем,
Ещё хочешь себя оправдать!
Так зачем же, зачем в эту лунную ночь
Позволяла себя целовать!?

Виновата ли я, виновата ли я,
Виновата ли я, что люблю?
Виновата ли я, что мой голос дрожал,
Когда пела я песню ему?»
Народная драма. Сравнительный анализ пьес «Царь Максимилиан» и «Лодка»





1. Провести сравнительный анализ двух пьес, выявить черты сходства и отличия.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Сравнительная характеристика свадебных и похоронных причитаний



1. Определите принадлежность данного текста к обрядовой поэзии. Укажите жанровые особенности текста. Укажите своеобразие образной системы, охарактеризуйте структуру, специфику языковых формул. Выявите связь с обрядом.


Отвалилась стена каменна
От моего тепла гнездышка!
Отпало право крылышко
От меня, горькой сироточки!
Полетел ты, друг милый,
По дороженьки по широкой
Не по-старому, не по-прежнему,
Не на своих-то резвых ножках!
Понесли-то друга милого,
Понесли на белых рученьках!
Наглядися, друг мой милый,
На все четыре стороны,
Наглядитесь, очи ясные,
На моего друга милого!







2. На основе анализа данного текста сделайте вывод о специфике жанра семейной обрядовой поэзии. Подберите из хрестоматии по фольклору пример текста такого же жанра, который бы сопровождал другой обряд. Сопоставьте данные тексты. Укажите черты сходства и отличия.



3. Укажите причины сходства свадебного обряда и похоронного. Определите мифологическую основу произведений.
Фольклор для детей и основные формы детского творчества

1. Проанализируйте произведения для детей. Укажите жанровые признаки, определите своеобразие художественного языка, формы, выделите средства художественной выразительности, обозначьте функцию данного текста в системе детского фольклора. Какие, на ваш взгляд, педагогические задачи можно решать с помощью данного текста?

1. Идет коза рогатая, 6. Баю-бай, баю-бай,
Идет коза бодатая, Рыбка-семга приплывай,
Ножками топ-топ! Рыбка-семга приплывай
Глазками хлоп-хлоп! Алексейку поджидай,
Алексейка подрастет -
Кто кашки не ест, С папой на море пойдет,
Кто молока не пьет, Станет рыбку он ловить,
Того забодает, забодает! Станет маму он кормить.

2. Солнышко-ведрышко,
Выгляни в окошечко:
Твои детки плачут,
Пить есть хотят.

3. Прялочка пришла,
Никого не нашла,
Кого первого найдет,
Тот за палочкой пойдет.

4. Щиплю, щиплю травку,
Зелену муравку,
Бабке на рукавчик,
Дедке на кафтанчик,
Серому волку грязи
На лопату.


5. Коля, Коля, Николай
Кинул шапку на сарай.
Шапка вертится,
Коля сердится.

2. На основе анализа произведений сделайте вывод о специфике произведений для детей, укажите, какие задачи решала народная педагогика.

3. Приведите примеры произведений, созданных детьми. Укажите специфику данных текстов. Определите черты сходства и отличия произведений для детей и собственно детских текстов. Укажите, какие возрастные проблемы отражаются в детских произведениях, какие жанры они более всего любят и почему.


Самостоятельная работа №4

Исторические корни народных сказок


На основе анализа монографии В.Я. Проппа «Исторические корни волшебной сказки» определите историческую основу произведений других типов народной сказки: о животных, бытовой, кумулятивной. В качестве примеров используйте тексты народных сказок из сборника А.Н. Афанасьева.


Для достижения поставленной цели выполните следующие исследовательские задания:

- традиционно лисичка-сестричка обманывает серого волка, деда, бабу, зайца и т.д. (приведите примеры народных сказок, в которых лисица выполняет другую функцию, сделайте вывод об исторической основе данного образа и сюжетной ситуации);
Традиционная лиса:
«Лисичка-сестричка и волк (вариант сказки 3)

Вот в одной деревне на задворье стояли зимой стога сена, и на один из них взобралась лисица; она промыслила где-то рыбки и кушала себе. Тут же случилось проходить ночью волку. Он увидал лису и сказал ей: «Здорово, кумушка!» — «Здравствуй, куманек», — отвечала она. «Что ты ешь?» — «Рыбку». — «Да где ты взяла?» — «Наловила в пруде». — «Каким бы то способом?» — «Коли хочешь, научу». — «Спасибо скажу». — «Ну, пойдем».

И повела кума к проруби: «Вот садись и хвост опусти в воду, а рыбка и всползет на него греться». Кум сел и хвост опустил в прорубь, а кума ворчит: «Ясни, ясни на небе! Мерзни, мерзни, волчий хвост!» — «Да что ты, кума, говоришь?» — «И, батько, скликаю рыбку-то тебе». — «Ну, спасибо!»

Когда лиса увидела, что прорубь замерзла, она сказала: «Побегу в деревню за медом». Побежала, и след ее простыл. А обманутого волка с примерзлым хвостом увидали на пруде мужики и убили его. Я там был, мед пил, по усам текло, да в рот не кануло.»

Нетрадиционная:
«Кот и лиса (вариант сказки 1)

Жил-был мужик; у него был кот, только такой шкодливый, что беда! Надоел он мужику. Вот мужик думал-думал, взял кота, посадил в мешок, завязал и понес в лес. Принес и бросил его в лесу: пускай пропадает! Кот ходил-ходил и набрел на избушку, в которой лесник жил; залез на чердак и полеживает себе, а захочет есть — пойдет по лесу птичек да мышей ловить, наестся досыта и опять на чердак, и горя ему мало!

Вот однажды пошел кот гулять, а навстречу ему лиса, увидала кота и дивится: «Сколько лет живу в лесу, а такого зверя не видывала». Поклонилась коту и спрашивает: «Скажись, добрый молодец, кто ты таков, каким случаем сюда зашел и как тебя по имени величать?» А кот вскинул шерсть свою и говорит: «Я из сибирских лесов прислан к вам бурмистром, а зовут меня Котофей Иванович». — «Ах, Котофей Иванович, — говорит лиса, — не знала про тебя, не ведала; ну, пойдем же ко мне в гости». Кот пошел к лисице; она привела его в свою нору и стала потчевать разной дичинкою, а сама выспрашивает: «Что, Котофей Иванович, женат ты али холост?» — «Холост», — говорит кот. «И я, лисица, — девица, возьми меня замуж». Кот согласился, и начался у них пир да веселье.

На другой день отправилась лиса добывать припасов, чтоб было чем с молодым мужем жить; а кот остался дома. Бежит лиса, а навстречу ей попадается волк и начал с нею заигрывать: «Где ты, кума, пропадала? Мы все норы обыскали, а тебя не видали». — «Пусти, дурак! Что заигрываешь? Я прежде была лисица-девица, а теперь замужня жена». — «За кого же ты вышла, Лизавета Ивановна?» — «Разве ты не слыхал, что к нам из сибирских лесов прислан бурмистр Котофей Иванович? Я теперь бурмистрова жена». — «Нет, не слыхал, Лизавета Ивановна. Как бы на него посмотреть?» — «У! Котофей Иванович у меня такой сердитый: коли кто не по нем, сейчас съест! Ты смотри, приготовь барана да принеси ему на поклон; барана-то положи, а сам схоронись, чтоб он тебя не увидел, а то, брат, туго придется!» Волк побежал за бараном.

Идет лиса, а навстречу ей медведь и стал с нею заигрывать. «Что ты, дурак, косолапый Мишка, трогаешь меня? Я прежде была лисица-девица, а теперь замужня жена». — «За кого же ты, Лизавета Ивановна, вышла?» — «А который прислан к нам из сибирских лесов бурмистром, зовут Котофей Иванович, — за него и вышла». — «Нельзя ли посмотреть его, Лизавета Ивановна?» — «У! Котофей Иванович у меня такой сердитый: коли кто не по нем, сейчас съест! Ты ступай, приготовь быка да принеси ему на поклон; волк барана хочет принесть. Да смотри, быка-то положи, а сам схоронись, чтоб Котофей Иванович тебя не увидел, а то, брат, туго придется!» Медведь потащился за быком.

Принес волк барана, ободрал шкуру и стоит в раздумье: смотрит — и медведь лезет с быком. «Здравствуй, брат Михайло Иваныч!» — «Здравствуй, брат Левон! Что, не видал лисицы с мужем?» — «Нет, брат, давно дожидаю». — «Ступай, зови». — «Нет, не пойду, Михайло Иваныч! Сам иди, ты посмелей меня». — «Нет, брат Левон, и я не пойду». Вдруг откуда не взялся — бежит заяц. Медведь как крикнет на него: «Поди-ка сюда, косой черт!» Заяц испугался, прибежал. «Ну что, косой пострел, знаешь, где живет лисица?» — «Знаю, Михайло Иванович!» — «Ступай же скорее да скажи ей, что Михайло Иванович с братом Левоном Иванычем давно уж готовы, ждут тебя-де с мужем, хотят поклониться бараном да быком».

Заяц пустился к лисе во всю свою прыть. А медведь и волк стали думать, где бы спрятаться. Медведь говорит: «Я полезу на сосну». — «А мне что же делать? Я куда денусь? — спрашивает волк. — Ведь я на дерево ни за что не взберусь! Михайло Иванович! Схорони, пожалуйста, куда-нибудь, помоги горю». Медведь положил его в кусты и завалил сухим листьем, а сам влез на сосну, на самую-таки макушку, и поглядывает: не идет ли Котофей с лисою? Заяц меж тем прибежал к лисицыной норе, постучался и говорит лисе: «Михайло Иванович с братом Левоном Иванычем прислали сказать, что они давно готовы, ждут тебя с мужем, хотят поклониться вам быком да бараном». — «Ступай, косой! Сейчас будем».

Вот идет кот с лисою. Медведь увидал их и говорит волку: «Ну, брат Левон Иваныч, идет лиса с мужем; какой же он маленький!» Пришел кот и сейчас же бросился на быка, шерсть на нем взъерошилась, и начал он рвать мясо и зубами и лапами, а сам мурчит, будто сердится: «Мало, мало!» А медведь говорит: «Невелик, да прожорист! Нам четверым не съесть, а ему одному мало; пожалуй, и до нас доберется!» Захотелось волку посмотреть на Котофея Ивановича, да сквозь листья не видать! И начал он прокапывать над глазами листья, а кот услыхал, что лист шевелится, подумал, что это — мышь, да как кинется и прямо волку в морду вцепился когтями.

Волк вскочил, да давай бог ноги, и был таков. А кот сам испугался и бросился прямо на дерево, где медведь сидел. «Ну, — думает медведь, — увидал меня!» Слезать-то некогда, вот он положился на божью волю да как шмякнется с дерева оземь, все печенки отбил; вскочил — да бежать! А лисица вслед кричит: «Вот он вам задаст! Погодите!» С той поры все звери стали кота бояться; а кот с лисой запаслись на целую зиму мясом и стали себе жить да поживать, и теперь живут, хлеб жуют.»

Традиционная лиса:
«Лисичка-сестричка и волк (вариант сказки 3)

Вот в одной деревне на задворье стояли зимой стога сена, и на один из них взобралась лисица; она промыслила где-то рыбки и кушала себе. Тут же случилось проходить ночью волку. Он увидал лису и сказал ей: «Здорово, кумушка!» — «Здравствуй, куманек», — отвечала она. «Что ты ешь?» — «Рыбку». — «Да где ты взяла?» — «Наловила в пруде». — «Каким бы то способом?» — «Коли хочешь, научу». — «Спасибо скажу». — «Ну, пойдем».

И повела кума к проруби: «Вот садись и хвост опусти в воду, а рыбка и всползет на него греться». Кум сел и хвост опустил в прорубь, а кума ворчит: «Ясни, ясни на небе! Мерзни, мерзни, волчий хвост!» — «Да что ты, кума, говоришь?» — «И, батько, скликаю рыбку-то тебе». — «Ну, спасибо!»

Когда лиса увидела, что прорубь замерзла, она сказала: «Побегу в деревню за медом». Побежала, и след ее простыл. А обманутого волка с примерзлым хвостом увидали на пруде мужики и убили его. Я там был, мед пил, по усам текло, да в рот не кануло.»

Нетрадиционная:
«Кот и лиса (вариант сказки 1)

Жил-был мужик; у него был кот, только такой шкодливый, что беда! Надоел он мужику. Вот мужик думал-думал, взял кота, посадил в мешок, завязал и понес в лес. Принес и бросил его в лесу: пускай пропадает! Кот ходил-ходил и набрел на избушку, в которой лесник жил; залез на чердак и полеживает себе, а захочет есть — пойдет по лесу птичек да мышей ловить, наестся досыта и опять на чердак, и горя ему мало!

Вот однажды пошел кот гулять, а навстречу ему лиса, увидала кота и дивится: «Сколько лет живу в лесу, а такого зверя не видывала». Поклонилась коту и спрашивает: «Скажись, добрый молодец, кто ты таков, каким случаем сюда зашел и как тебя по имени величать?» А кот вскинул шерсть свою и говорит: «Я из сибирских лесов прислан к вам бурмистром, а зовут меня Котофей Иванович». — «Ах, Котофей Иванович, — говорит лиса, — не знала про тебя, не ведала; ну, пойдем же ко мне в гости». Кот пошел к лисице; она привела его в свою нору и стала потчевать разной дичинкою, а сама выспрашивает: «Что, Котофей Иванович, женат ты али холост?» — «Холост», — говорит кот. «И я, лисица, — девица, возьми меня замуж». Кот согласился, и начался у них пир да веселье.

На другой день отправилась лиса добывать припасов, чтоб было чем с молодым мужем жить; а кот остался дома. Бежит лиса, а навстречу ей попадается волк и начал с нею заигрывать: «Где ты, кума, пропадала? Мы все норы обыскали, а тебя не видали». — «Пусти, дурак! Что заигрываешь? Я прежде была лисица-девица, а теперь замужня жена». — «За кого же ты вышла, Лизавета Ивановна?» — «Разве ты не слыхал, что к нам из сибирских лесов прислан бурмистр Котофей Иванович? Я теперь бурмистрова жена». — «Нет, не слыхал, Лизавета Ивановна. Как бы на него посмотреть?» — «У! Котофей Иванович у меня такой сердитый: коли кто не по нем, сейчас съест! Ты смотри, приготовь барана да принеси ему на поклон; барана-то положи, а сам схоронись, чтоб он тебя не увидел, а то, брат, туго придется!» Волк побежал за бараном.

Идет лиса, а навстречу ей медведь и стал с нею заигрывать. «Что ты, дурак, косолапый Мишка, трогаешь меня? Я прежде была лисица-девица, а теперь замужня жена». — «За кого же ты, Лизавета Ивановна, вышла?» — «А который прислан к нам из сибирских лесов бурмистром, зовут Котофей Иванович, — за него и вышла». — «Нельзя ли посмотреть его, Лизавета Ивановна?» — «У! Котофей Иванович у меня такой сердитый: коли кто не по нем, сейчас съест! Ты ступай, приготовь быка да принеси ему на поклон; волк барана хочет принесть. Да смотри, быка-то положи, а сам схоронись, чтоб Котофей Иванович тебя не увидел, а то, брат, туго придется!» Медведь потащился за быком.

Принес волк барана, ободрал шкуру и стоит в раздумье: смотрит — и медведь лезет с быком. «Здравствуй, брат Михайло Иваныч!» — «Здравствуй, брат Левон! Что, не видал лисицы с мужем?» — «Нет, брат, давно дожидаю». — «Ступай, зови». — «Нет, не пойду, Михайло Иваныч! Сам иди, ты посмелей меня». — «Нет, брат Левон, и я не пойду». Вдруг откуда не взялся — бежит заяц. Медведь как крикнет на него: «Поди-ка сюда, косой черт!» Заяц испугался, прибежал. «Ну что, косой пострел, знаешь, где живет лисица?» — «Знаю, Михайло Иванович!» — «Ступай же скорее да скажи ей, что Михайло Иванович с братом Левоном Иванычем давно уж готовы, ждут тебя-де с мужем, хотят поклониться бараном да быком».

Заяц пустился к лисе во всю свою прыть. А медведь и волк стали думать, где бы спрятаться. Медведь говорит: «Я полезу на сосну». — «А мне что же делать? Я куда денусь? — спрашивает волк. — Ведь я на дерево ни за что не взберусь! Михайло Иванович! Схорони, пожалуйста, куда-нибудь, помоги горю». Медведь положил его в кусты и завалил сухим листьем, а сам влез на сосну, на самую-таки макушку, и поглядывает: не идет ли Котофей с лисою? Заяц меж тем прибежал к лисицыной норе, постучался и говорит лисе: «Михайло Иванович с братом Левоном Иванычем прислали сказать, что они давно готовы, ждут тебя с мужем, хотят поклониться вам быком да бараном». — «Ступай, косой! Сейчас будем».

Вот идет кот с лисою. Медведь увидал их и говорит волку: «Ну, брат Левон Иваныч, идет лиса с мужем; какой же он маленький!» Пришел кот и сейчас же бросился на быка, шерсть на нем взъерошилась, и начал он рвать мясо и зубами и лапами, а сам мурчит, будто сердится: «Мало, мало!» А медведь говорит: «Невелик, да прожорист! Нам четверым не съесть, а ему одному мало; пожалуй, и до нас доберется!» Захотелось волку посмотреть на Котофея Ивановича, да сквозь листья не видать! И начал он прокапывать над глазами листья, а кот услыхал, что лист шевелится, подумал, что это — мышь, да как кинется и прямо волку в морду вцепился когтями.

Волк вскочил, да давай бог ноги, и был таков. А кот сам испугался и бросился прямо на дерево, где медведь сидел. «Ну, — думает медведь, — увидал меня!» Слезать-то некогда, вот он положился на божью волю да как шмякнется с дерева оземь, все печенки отбил; вскочил — да бежать! А лисица вслед кричит: «Вот он вам задаст! Погодите!» С той поры все звери стали кота бояться; а кот с лисой запаслись на целую зиму мясом и стали себе жить да поживать, и теперь живут, хлеб жуют.»

Работа защищена на 5 и по итогу работу экзамен автоматом.


1. Проанализируйте текст заговора: образная система (специфика образа «заговаривающего»), языковые формулы, композиция, пространство (реальное и мифологическое), черты двоеверия, функция, тип заговора.





Встану рано-ранюсенько, умоюсь бело-белюсенько, вытрусь белым полотенцем. Выйду за новые ворота, гляну-погляну в чисто поле. Бежит речка глубокая, на той речке лежит доска, под той доской лежит тоска. Змей-чародей и змея-чародейка у раба Божьего (имя) с лица краску снимали, на сердце сухоту насылали, кровь проливали. Возьму ту тоску раба Божьего (имя) и пойду по зеленому саду. В зеленом саду стоит Господний престол, около Господня престола стоит золотая яблоня, на той яблоне висит золотое яблоко. Змей-чародей и змея-чародейка с яблони яблоко сорвали и мне рабу Божьему (имя) давали, на меня тоску насылали. А я назад яблоко-то яблоко отдаю змее и змею. Там есть слесарня, в той слесарне двенадцать хлопцев-молотобойцев. И каждый свою работу делает, железные гвозди кует, змее и змею в пяты бьет, двенадцать мехов подымая и пепел пепеля. Русский мой дух Господний. Аминь.

- определите особенности построения кумулятивных сказок; выделите черты мифологического мышления в сказках «Курочка-ряба», «Колобок», «Теремок», к каким мифологическим образам восходят образы героев данных сказок, с какими древними обрядами наблюдается связь;
Художественные приемы внеобрядовой лирики. Частушки.



Задание №1: проанализируйте 3 текста необрядовой лирики (по выбору студента). Тексты должны относиться к разным тематическим группам (любовная, молодецкая, семейная) и различным композиционным типам.

Схема анализа:

1. Композиция лирической песни: последовательность лирических ситуаций, каждой из которой соответствует определенная формульная тема. Репертуар композиционных приемов: психологический параллелизм и его структурные типы, «постепенное сужение образов», «количественное противопоставление», «исключение единичного», диалогическая форма, монологическая форма, повторы.
2. Характеристика образного строя песни. Составление тезауруса поэтических приемов песни: метафора, метафорический эпитет, образное сравнение, символ, тропы метонимической группы.
3. Типологическая характеристика формульных тем песни.
4. Выявление семантики лирических формул: очерчивание семантического поля формулы, определение специфики его преломления в процессе лирической рефлексии в данном тексте.
5. Обнаружение связности текста на уровне глубинной семантики формул, реконструкция «потока переживаний» как основного содержания лирической песни.
Любовная необрядовая лирика

«Виновата ли я, виновата ли я,
Виновата ли я, что люблю?
Виновата ли я, что мой голос дрожал,
Когда пела я песню ему?

Целовал-миловал, целовал-миловал,
Говорил, что я буду его,
А я верила все и как роза цвела,
Потому что любила его.

Ой, ты, мама моя, ой, ты, мама моя,
Отпусти ты меня погулять!
Ночью звёзды горят, ночью ласки дарят,
Ночью все о любви говорят.

Виновата сама, виновата во всем,
Ещё хочешь себя оправдать!
Так зачем же, зачем в эту лунную ночь
Позволяла себя целовать!?

Виновата ли я, виновата ли я,
Виновата ли я, что люблю?
Виновата ли я, что мой голос дрожал,
Когда пела я песню ему?»
Народная драма. Сравнительный анализ пьес «Царь Максимилиан» и «Лодка»





1. Провести сравнительный анализ двух пьес, выявить черты сходства и отличия.

Купить эту работу

НГПУ, Константинова, самостоятельная работа по устному народному творчеству

400 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 200 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

17 сентября 2018 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
TanyaRaito
4.8
Студентка филологического факультета
Купить эту работу vs Заказать новую
1 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—4 дня
400 ₽ Цена от 200 ₽

5 Похожих работ

Ответы на вопросы

Ответы на тест Литература (1) Синергия МОИ МТИ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
250 ₽
Ответы на вопросы

Ответы на 14 вопросов

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
280 ₽
Ответы на вопросы

Ответы на билеты по зарубежной литературе

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
280 ₽
Ответы на вопросы

Почему Берлиоз и барон Майгель не обрели покой?

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Ответы на вопросы

Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Тоска по родине!»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽

Отзывы студентов

Отзыв Елен169 об авторе TanyaRaito 2016-03-28
Ответы на вопросы

Огромное спасибо Автору! Работа сделана быстро, качественно ,просто безупречно!!! Желаем сайту побольше таких Авторов!!!

Общая оценка 5
Отзыв Ирина Мамаева об авторе TanyaRaito 2014-11-20
Ответы на вопросы

Спасибо большое автору! Молодец! Быстро все делает!И качественно!

Общая оценка 5
Отзыв kristyusha об авторе TanyaRaito 2016-01-31
Ответы на вопросы

спасибо Вам!

Общая оценка 5
Отзыв Каспер об авторе TanyaRaito 2015-06-18
Ответы на вопросы

спасибо большое за помощь замечательному автору!

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Женский образ/женщины в произведениях Тургенева.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
50 ₽
Готовая работа

Творчество Шекспира и шекспировский вопрос

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Тема поэта и поэзии в творчестве В. Маяковского 1918 года

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Поэзия романтизма

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
63 ₽
Готовая работа

Нарратологический анализ рассказа А.П. Чехова «У знакомых»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Целостный анализ притчи Э.Хэмингуэя

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
800 ₽
Готовая работа

Творчество Фаулза как образец английского постмодернизма XX века.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
280 ₽
Готовая работа

Анализ рассказа Шукшина "Крепкий мужик"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
100 ₽
Готовая работа

Творчество Гофмана и персонажи романа "Эликсиры сатаны"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
800 ₽
Готовая работа

Театральные журналы на рубеже веков (XX-XXI вв)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
280 ₽
Готовая работа

Художественное творчество А.И. Солженицына. Стилистика и проблематика повести «Один день Ивана Денисовича»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Анализ романа "Анна Каренина"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
160 ₽