Благодарю за работу!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
1. Социология как наука: понятие, объект, предмет социологии, уровни социологического знания и функции социологии.
Впервые в научный оборот понятие социологии было введено французским мыслителем Огюстом Контом в 1839 г.
Социология - наука о закономерностях становления, функционирования и развития общества, социальных отношений и социальных общностей.
Объектом социологического знания является общество. Объектом социологической науки выступает социальная реальность. О.Конт считает, что социология − это позитивная наука об обществе, способствующая рациональной организации общественной жизни. Другой основоположник социологии − австрийский ученый М.Вебер писал, что предмет социологии − социальные действия, которые она должна понимать и объяснять.
Общество − объект изучения многих наук, которые имеют каждая свой предмет исследования.
Предмет изучения социологии − это особенные, специфические законы и закономерности.
Предметом социологии является социальное − как специфический аспект всех сфер жизнедеятельности общества.
В широком смысле «социальное» − все, что можно отнести к человеческому обществу, в узком − особая сфера общественных отношений, которая характерна для различных групп людей, как носителей разных видов деятельности.
Социология раскрывает роль отдельных личностей в обществе и в отдельных социальных системах, анализирует процессы функционирования различных структур и систем, определяет роль сознания и сознательной деятельности личности.
Процессы функционирования общества подчинены многочисленным социальным законам, на которые деятельность людей может повлиять непосредственно или опосредовано.
Структура социологического знания
Социологическое значение неоднородно и имеет свою достаточно сложную, многоуровневую структуру, обусловленную, прежде всего различием ресурсов и уровней изучения социальных явлений и процессов. Это, в частности, дает объективное основание для подразделения социологической науки на такие составные части:
а) общетеоретическая социология как макросоциологическое исследование, направленное на выяснение общи закономерностей функционирования и развития социума как целого;
б) социология среднего уровня как исследования меньшей степени общности, направленные на изучение закономерностей и взаимодействия отдельных структурных частей социальной системы, т.е. частные, специальные социологические теории, включая отраслевые социологии;
в) микросоциология, изучающая социальные явления и процессы сквозь призму действия и взаимодействия людей, их поведения. В такой структуре социологического знания находит свое выражение соотношение общего, особенного и единичного.
В структуре социологического знания особое место занимает метасоциология, объектом изучения которой является не социальная реальность как таковая и не способ получения социологического знания, а наука социология, т.е. само социологическое знание.
Основными уровнями социологического знания является макро- и микросоциологический, теоретический и эмпирический, фундаментальный и прикладной. Они различаются, как минимум, по трем основаниям: широте охвата изучаемых явлений, ориентаций социологии, степени обобщения изучаемого материала. Существуют три уровня социологического знания: широкие социологические теории, теории среднего ранга, малые рабочие гипотезы, возникающие в повседневных исследованиях. Теории "среднего ранга" выполняют роль связующего звена, мостика между первым и третьим уровнями. Степени социологического познания включают в себя: знания об обществе в целом, о сферах, о социальных общностях, институтах и организациях, о личности.
В зависимости от уровня получаемых знаний в социологии также выделяются:
1) теоретическая социология, дающая глубокое обобщение фактического материала, путем построения теории, раскрывающих универсальные закономерности функционирования общества (социальной системы и ее структур).
2) прикладная (эмпирическая) социология − изучает практические стороны социальной жизни общества на базе общесоциологических теорий и фактических материалов.
3) социальная инженерия − уровень практического внедрения полученных знаний с целью моделирования путей разрешения конкретных социальных проблем. Кроме того, социология имеет и внутреотраслевое и отраслевое деление (социология труда, экономическая социология, социология досуга, семьи, образования, религии, малых групп, молодежи, пола, поселений и т.д.)
Функции социологии
Функции Направления
1. Познавательная 1. Теоретический и эмпирический анализ социального факта в качестве исходного момента практики социального преобразования действительности
2. Познание процесса преобразовательной деятельности
3. Разработка теории и методов социологического исследования,методики
2. Прогностическая 1. Создание условий сознательной выработки и осуществления научно
обоснованной перспективы развития личности, общности, социальной
группы, общества
3. Социального проектирования и конструирования 1.Разработка моделей конкретной организации с оптимальными параметрами ее функционирования
2.Определение путей проектирования социального процесса
4. Организационно-техно-логическая 1.Разработка комплекса организационных мер по обеспечению внедрения и реализации предусмотренных технологией процессов
2.Выработка организационных мер по осуществлению социологической технологии
5. Управленческая 1.Принятие управленческого решения
2.Социальное планирование и разработка социальных показателей
3.Определение основных направлений повышения эффективности деятельности
6. Инструментальная 1.Определение методов изучения социальной реальности
2.Определение методов сбора, обработки и анализа первичной социологической информации.
Реализовать все эти и другие функции социология может в тесной связи с другими науками, причем не только техническими, но и естественными, гуманитарными, общественными.
27. Россия и мировое сообщество, проблемы глобализации.
На пороге XXI в. проблема будущего России и ее места в мировом сообществе приобрела особую актуальность. Отчасти это связано с современным состоянием российского общества, отчасти – с тенденциями трансформации мирового сообщества на пути глобализации.
Ряд специалистов справедливо отмечает, что современная Россия – это одновременно и единая, и фрагментарная социальная общность, охваченная разноплановыми конфликтами. За последние пятнадцать лет катастрофически выросла смертность населения, произошло снижение жизненного уровня и продолжительности самой жизни. До недопустимо высокого, с точки зрения обеспечения социального спокойствия общества, выросло социальное расслоение. Даже по официальным данным децильный коэффициент, характеризующий социальное неравенство, достигает 24–28 (см. вопрос «Неравенство и социальная стратификация»). В цивилизованных странах превышение этим показателем границы в 8 пунктов считается угрожающим для сохранения социального мира.
При этом Россия является потенциально самодостаточной, богатейшей страной мира, обладающей 10 % территории Земли при 2,4 % населения планеты. В нашей стране сосредоточено более 20 % мировых запасов сырьевых ресурсов, в том числе – 45 % природного газа. Геополитическое и географическое положение России уникально. Оно позволяет кратчайшими путями связать Запад и Восток, Европу как представителя благополучного Севера и Юг.
Вместе с тем за годы реформ разрыв между реальным потенциалом России и уровнем жизни российского населения продолжает существовать и углубляться. Понятно, что проблемы России проистекают не из недостатка ресурсов, а из-за недостатка умения «комбинировать» эти ресурсы, т. е. удручающего уровня управления. Если вспомнить историю модернизации ныне высокоразвитых индустриальных стран, следует учесть, что она, в значительной степени, была достигнута интенсивным развитием социологии, обеспечивавшим научное осмысление настоящего и будущего модернизируемых обществ на социетальном уровне. Помимо этого, общепринятым в настоящее время является мнение, что достижения высокоэффективного западного современного менеджмента были обеспечены широким практическим приложением социологических знаний в экономике.
Можно сказать, что сейчас для России снова стал актуальным классический контовский рецепт: «…чтобы вылечить больное общество, надо создать точную науку об обществе и открытые ею законы преподавать в школах и университетах, чтобы люди научились правильно и разумно строить свои взаимоотношения». Вместо этого в последние годы происходит снижение статуса социологии в высших учебных заведениях – перевод ее из обязательных дисциплин в факультативные, уменьшение количества часов на лекционные и практические занятия. Возможно, это происходит потому, что российские чиновники разных уровней социологию сами не изучали.
Ситуация с мировым сообществом также складывается непросто. Во-первых, оно принципиально неоднородно. И. Уоллерстайн, разработавший теорию мировой системы (мир-системы), выделил три группы стран глобального экономического и политического сообщества: «центр», «периферию» и «полупериферию». Первая группа, состоящая из стран-лидеров, доминирует в мировой экономике и эксплуатирует периферию и полупериферию. Периферия снабжает центр сырьем и ресурсами. Страны полупериферии занимают промежуточное положение.
Сторонники теории глобализации утверждают, что не только периферия никогда не сможет достигнуть уровня развития стран центра, но и полупериферия также не имеет особых шансов на это. И с течением времени отставание будет только увеличиваться. К числу главных следствий относится появление так называемых конченых стран, утрачивающих не только свои интеллектуальные ресурсы через их эмиграцию в страны-лидеры, но и саму способность их воспроизводить.
Остается надежда, что будущее место России в «мировом сообществе» еще не определено безвозвратно, хотя ряд таких неоднозначно оцениваемых действий властных органов как, например: вступление в ВТО, в Болонский процесс, планы прогрессирующего вывоза невосполняемых сырьевых ресурсов и др. не внушает оптимизма.
Вопросы к зачету
по курсу «Социология» на 2014-2015 учебный год.
1. Социология как наука: понятие, объект, предмет социологии, уровни социологического знания и функции социологии.
2. История социологии: позитивистское направление.
3. История социологии: структурный функционализм.
4. История социологии: теории социального конфликта.
5. История социологии: «понимающая социология» М.Вебера, этнометодология Г.Гарфинкеля и символический интеракционизм Дж.Мида.
6. Интегративные теории: П.Сорокин, П.Бурдье, Э.Гидденс.
7. Российская социологическая мысль.
8. Конкретное социологическое исследование.
9. Методы сбора социологической информации.
10. Понятие, признаки и основные подходы к рассмотрению общества.
11. Основные типологии общественных систем.
12. Понятие, виды и функции социального института. Институциализация.
13. Социальные общности и социальные группы: понятия, признаки, классификации.
14. Социальная организация: понятие, признаки, структура, типология. Формальная и неформальная структура организации.
15. Социальная структура и социальное неравенство: понятие, основные подходы к рассмотрению.
16. Социальная стратификация общества: понятие, основные модели.
17. Основные типы стратификационных систем.
18. Понятие, типы и каналы социальной моюильности.
19. Социальное действие и социальное взаимодействие.
20. Социальные отношения и общественное мнение.
21. Статусно-ролевая концепция личности.
22. Социализация личности: понятие, этапы, агенты. Десоциализация, ресоциализация, маргинальность.
23. Понятие и основные элементы культуры.
24. Понятие и основные компоненты культуры.
25. Понятие, виды и уровни культуры.
26. Социальные изменения и социальные процессы.
27. Россия и мировое сообщество, проблемы глобализации.
Различные источники.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
1. Социология как наука: понятие, объект, предмет социологии, уровни социологического знания и функции социологии.
Впервые в научный оборот понятие социологии было введено французским мыслителем Огюстом Контом в 1839 г.
Социология - наука о закономерностях становления, функционирования и развития общества, социальных отношений и социальных общностей.
Объектом социологического знания является общество. Объектом социологической науки выступает социальная реальность. О.Конт считает, что социология − это позитивная наука об обществе, способствующая рациональной организации общественной жизни. Другой основоположник социологии − австрийский ученый М.Вебер писал, что предмет социологии − социальные действия, которые она должна понимать и объяснять.
Общество − объект изучения многих наук, которые имеют каждая свой предмет исследования.
Предмет изучения социологии − это особенные, специфические законы и закономерности.
Предметом социологии является социальное − как специфический аспект всех сфер жизнедеятельности общества.
В широком смысле «социальное» − все, что можно отнести к человеческому обществу, в узком − особая сфера общественных отношений, которая характерна для различных групп людей, как носителей разных видов деятельности.
Социология раскрывает роль отдельных личностей в обществе и в отдельных социальных системах, анализирует процессы функционирования различных структур и систем, определяет роль сознания и сознательной деятельности личности.
Процессы функционирования общества подчинены многочисленным социальным законам, на которые деятельность людей может повлиять непосредственно или опосредовано.
Структура социологического знания
Социологическое значение неоднородно и имеет свою достаточно сложную, многоуровневую структуру, обусловленную, прежде всего различием ресурсов и уровней изучения социальных явлений и процессов. Это, в частности, дает объективное основание для подразделения социологической науки на такие составные части:
а) общетеоретическая социология как макросоциологическое исследование, направленное на выяснение общи закономерностей функционирования и развития социума как целого;
б) социология среднего уровня как исследования меньшей степени общности, направленные на изучение закономерностей и взаимодействия отдельных структурных частей социальной системы, т.е. частные, специальные социологические теории, включая отраслевые социологии;
в) микросоциология, изучающая социальные явления и процессы сквозь призму действия и взаимодействия людей, их поведения. В такой структуре социологического знания находит свое выражение соотношение общего, особенного и единичного.
В структуре социологического знания особое место занимает метасоциология, объектом изучения которой является не социальная реальность как таковая и не способ получения социологического знания, а наука социология, т.е. само социологическое знание.
Основными уровнями социологического знания является макро- и микросоциологический, теоретический и эмпирический, фундаментальный и прикладной. Они различаются, как минимум, по трем основаниям: широте охвата изучаемых явлений, ориентаций социологии, степени обобщения изучаемого материала. Существуют три уровня социологического знания: широкие социологические теории, теории среднего ранга, малые рабочие гипотезы, возникающие в повседневных исследованиях. Теории "среднего ранга" выполняют роль связующего звена, мостика между первым и третьим уровнями. Степени социологического познания включают в себя: знания об обществе в целом, о сферах, о социальных общностях, институтах и организациях, о личности.
В зависимости от уровня получаемых знаний в социологии также выделяются:
1) теоретическая социология, дающая глубокое обобщение фактического материала, путем построения теории, раскрывающих универсальные закономерности функционирования общества (социальной системы и ее структур).
2) прикладная (эмпирическая) социология − изучает практические стороны социальной жизни общества на базе общесоциологических теорий и фактических материалов.
3) социальная инженерия − уровень практического внедрения полученных знаний с целью моделирования путей разрешения конкретных социальных проблем. Кроме того, социология имеет и внутреотраслевое и отраслевое деление (социология труда, экономическая социология, социология досуга, семьи, образования, религии, малых групп, молодежи, пола, поселений и т.д.)
Функции социологии
Функции Направления
1. Познавательная 1. Теоретический и эмпирический анализ социального факта в качестве исходного момента практики социального преобразования действительности
2. Познание процесса преобразовательной деятельности
3. Разработка теории и методов социологического исследования,методики
2. Прогностическая 1. Создание условий сознательной выработки и осуществления научно
обоснованной перспективы развития личности, общности, социальной
группы, общества
3. Социального проектирования и конструирования 1.Разработка моделей конкретной организации с оптимальными параметрами ее функционирования
2.Определение путей проектирования социального процесса
4. Организационно-техно-логическая 1.Разработка комплекса организационных мер по обеспечению внедрения и реализации предусмотренных технологией процессов
2.Выработка организационных мер по осуществлению социологической технологии
5. Управленческая 1.Принятие управленческого решения
2.Социальное планирование и разработка социальных показателей
3.Определение основных направлений повышения эффективности деятельности
6. Инструментальная 1.Определение методов изучения социальной реальности
2.Определение методов сбора, обработки и анализа первичной социологической информации.
Реализовать все эти и другие функции социология может в тесной связи с другими науками, причем не только техническими, но и естественными, гуманитарными, общественными.
27. Россия и мировое сообщество, проблемы глобализации.
На пороге XXI в. проблема будущего России и ее места в мировом сообществе приобрела особую актуальность. Отчасти это связано с современным состоянием российского общества, отчасти – с тенденциями трансформации мирового сообщества на пути глобализации.
Ряд специалистов справедливо отмечает, что современная Россия – это одновременно и единая, и фрагментарная социальная общность, охваченная разноплановыми конфликтами. За последние пятнадцать лет катастрофически выросла смертность населения, произошло снижение жизненного уровня и продолжительности самой жизни. До недопустимо высокого, с точки зрения обеспечения социального спокойствия общества, выросло социальное расслоение. Даже по официальным данным децильный коэффициент, характеризующий социальное неравенство, достигает 24–28 (см. вопрос «Неравенство и социальная стратификация»). В цивилизованных странах превышение этим показателем границы в 8 пунктов считается угрожающим для сохранения социального мира.
При этом Россия является потенциально самодостаточной, богатейшей страной мира, обладающей 10 % территории Земли при 2,4 % населения планеты. В нашей стране сосредоточено более 20 % мировых запасов сырьевых ресурсов, в том числе – 45 % природного газа. Геополитическое и географическое положение России уникально. Оно позволяет кратчайшими путями связать Запад и Восток, Европу как представителя благополучного Севера и Юг.
Вместе с тем за годы реформ разрыв между реальным потенциалом России и уровнем жизни российского населения продолжает существовать и углубляться. Понятно, что проблемы России проистекают не из недостатка ресурсов, а из-за недостатка умения «комбинировать» эти ресурсы, т. е. удручающего уровня управления. Если вспомнить историю модернизации ныне высокоразвитых индустриальных стран, следует учесть, что она, в значительной степени, была достигнута интенсивным развитием социологии, обеспечивавшим научное осмысление настоящего и будущего модернизируемых обществ на социетальном уровне. Помимо этого, общепринятым в настоящее время является мнение, что достижения высокоэффективного западного современного менеджмента были обеспечены широким практическим приложением социологических знаний в экономике.
Можно сказать, что сейчас для России снова стал актуальным классический контовский рецепт: «…чтобы вылечить больное общество, надо создать точную науку об обществе и открытые ею законы преподавать в школах и университетах, чтобы люди научились правильно и разумно строить свои взаимоотношения». Вместо этого в последние годы происходит снижение статуса социологии в высших учебных заведениях – перевод ее из обязательных дисциплин в факультативные, уменьшение количества часов на лекционные и практические занятия. Возможно, это происходит потому, что российские чиновники разных уровней социологию сами не изучали.
Ситуация с мировым сообществом также складывается непросто. Во-первых, оно принципиально неоднородно. И. Уоллерстайн, разработавший теорию мировой системы (мир-системы), выделил три группы стран глобального экономического и политического сообщества: «центр», «периферию» и «полупериферию». Первая группа, состоящая из стран-лидеров, доминирует в мировой экономике и эксплуатирует периферию и полупериферию. Периферия снабжает центр сырьем и ресурсами. Страны полупериферии занимают промежуточное положение.
Сторонники теории глобализации утверждают, что не только периферия никогда не сможет достигнуть уровня развития стран центра, но и полупериферия также не имеет особых шансов на это. И с течением времени отставание будет только увеличиваться. К числу главных следствий относится появление так называемых конченых стран, утрачивающих не только свои интеллектуальные ресурсы через их эмиграцию в страны-лидеры, но и саму способность их воспроизводить.
Остается надежда, что будущее место России в «мировом сообществе» еще не определено безвозвратно, хотя ряд таких неоднозначно оцениваемых действий властных органов как, например: вступление в ВТО, в Болонский процесс, планы прогрессирующего вывоза невосполняемых сырьевых ресурсов и др. не внушает оптимизма.
Вопросы к зачету
по курсу «Социология» на 2014-2015 учебный год.
1. Социология как наука: понятие, объект, предмет социологии, уровни социологического знания и функции социологии.
2. История социологии: позитивистское направление.
3. История социологии: структурный функционализм.
4. История социологии: теории социального конфликта.
5. История социологии: «понимающая социология» М.Вебера, этнометодология Г.Гарфинкеля и символический интеракционизм Дж.Мида.
6. Интегративные теории: П.Сорокин, П.Бурдье, Э.Гидденс.
7. Российская социологическая мысль.
8. Конкретное социологическое исследование.
9. Методы сбора социологической информации.
10. Понятие, признаки и основные подходы к рассмотрению общества.
11. Основные типологии общественных систем.
12. Понятие, виды и функции социального института. Институциализация.
13. Социальные общности и социальные группы: понятия, признаки, классификации.
14. Социальная организация: понятие, признаки, структура, типология. Формальная и неформальная структура организации.
15. Социальная структура и социальное неравенство: понятие, основные подходы к рассмотрению.
16. Социальная стратификация общества: понятие, основные модели.
17. Основные типы стратификационных систем.
18. Понятие, типы и каналы социальной моюильности.
19. Социальное действие и социальное взаимодействие.
20. Социальные отношения и общественное мнение.
21. Статусно-ролевая концепция личности.
22. Социализация личности: понятие, этапы, агенты. Десоциализация, ресоциализация, маргинальность.
23. Понятие и основные элементы культуры.
24. Понятие и основные компоненты культуры.
25. Понятие, виды и уровни культуры.
26. Социальные изменения и социальные процессы.
27. Россия и мировое сообщество, проблемы глобализации.
Различные источники.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—4 дня |
270 ₽ | Цена | от 200 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 9514 Ответов на вопросы — поможем найти подходящую