Благодарю за работу!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
нет
1)Социология и ее предмет.
Социология – это наука об особенностях, тенденциях и закономерностях становления, развития и взаимодействия различных социальных систем; о механизмах и формах проявления этих закономерностей в действиях личностей, социальных групп и общества в целом в совокупности определённых социальных отношений и в определённых исторических условиях. Таким образом, социология – наука об обществе и социальном мире человека.
Предметом социологии является исследование взаимодействия личностей и социальных групп в их структурных взаимозависимостях в определённых условиях их существования и в процессах их изменения и развития в обществе.
2)Микро- и макросоциология. Определение. Основные теории.
Макросоциология исследует крупномасштабные социальные процессы и явления, происходящие в течение длительного времени в обществе. Особое внимание уделяется моделям поведения, представляющих различные социальные институты. Люди, вовлеченные в действия социальных институтов, испытывают на себе их глубокое влияние.
Основные макросоциологические теории:
1.Структурный функционализм. Основатели теории: Спенсер, Дюркгейм. Общество рассматривается как система взаимозависимых частей, каждая из которых оказывает влияние на функции целого. В результате нормального функционирования различных частей образуется устойчивое единое общество.
2. Теория социального конфликта. Основу составляет положение К. Маркса о том, что люди разделены на классы в соответствии с их местом в экономической системе. И что конфликт между этими классами неизбежен.
Некоторые современные сторонники теории конфликтов предают основное значение системе распределения власти, а не экономическим различиям.
Микросоциология изучает поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии, уделяя главное внимание поведению индивидов, и поступкам, мотивам, определяющим взаимодействие, которое оказывают влияние на стабильность общества или происходящие в нем перемены.
На макросоциологическом уровне одной из основных теорий является Теория символического взаимодействия. Ее основатели - Мид и Блумер. Сущность данной теории в том, что люди придают определенное значение (символы), воздействиям внешнего мира и реагируют в большей степени на эти символы. Прошлый опыт и разделяемое всеми участниками понимание символов облегчает процесс взаимодействия.
3)История развития социологической мысли в России
Становление социологической мысли в России проходило в обстановке острой конфронтации немарксистской и марксистской социологии. Она охватывала как идейные, теоретические, так и политические проблемы, поскольку большинство русских социологов активно занимались политической деятельностью или были с ней связаны (народники П. Л. Лавров и Н. К. Михайловский, «легальный марксист» П. Б. Струве, эсер П. А. Сорокин и др.). Видными учеными и политиками была представлена марксистская социология. Среди них назовем Г. В. Плеханова (1856—1918 гг.), В. И. Ленина (1870—1924 гг.) А. А. Богданова (1873— 1928гг.).
С начала XX в. в России интенсивно осуществлялась институционализация социологии. В 1901 г. в Париже М. М. Ковалевским была основана русская Высшая школа социальных наук, в 1908 г. в Психоневрологическом институте была создана первая кафедра по социологии, где работали М. М. Ковалевский, Е. В. Де Роберти, П.А. Сорокин, К. М. Тахтарев, в 1912 г. в Петербургском университете при Историческом обществе — секция по социологии. После Февральской революции в России вводятся ученые степени по социологии, в университетах создаются кафедры, секции, ассоциации, появляются первые учебники по социологии.
После Октябрьской революции в развитии отечественной социологической школы еще некоторое время действовала инерция мощного подъема, характерного для предшествующего периода. Однако к концу 20-х годов доминирование в обществознании марксизма вылилось в его узаконение в качестве единственно верной теории, что наряду с тотальными гонениями социологов сделало окончательно невозможным существование социологии в России как официально изучаемой и разрабатываемой науки. Последнее обстоятельство, разумеется, не могло привести к полному прекращению развития социологической мысли, однако существенно исказило процесс изучения социальных теорий. Официальный статус не утратила лишь статистика, но и она попала под жесточайший административный контроль.
К концу 20-х годов XX в. заканчивается классический этап в развитии социологии. Социальная жизнь обретает новые черты, определяемые в западном мире развитием «общества массового потребления» как способа не допускать разрушительных экономических кризисов. (Пережив последний, самый ошеломляющий кризис 1929 г. — великую экономическую депрессию, Запад и принял новую модель.) На Востоке же, прежде всего в СССР, 1929—1930 годы также стали переломными — годами утверждения культа личности, что исключало возможность ведения официальных научных разработок в области социологии.
В советский период официально развивалась лишь марксистская социологическая традиция. В 20-е годы С. Г. Струмилиным (1877—1974 гг.) был проведен ряд новаторских эмпирических исследований, посвященных изучению внерабочего времени, влияния культуры и образования на производительность труда.
В дальнейшем на фоне сворачивания социологических исследований, официального запрещения социологии как «буржуазной науки» продолжалась индивидуальная, преодолевающая государственное противодействие разработка отечественными учеными закономерностей социального развития.
Всемирную известность и прежде всего зарубежное признание получили теоретические работы Н. Д. Кондратьева (1892—1938 гг.), в которых выявлена волновая природа экономического и всего социального развития в целом; А. В. Чаянова (1888—1939 гг.) по проблемам кооперации, ее экономической и социальной эффективности, принципов ее оптимизации. Эти блестящие ученые были репрессированы и посмертно реабилитированы.
Одним из наиболее ярких, своеобразных, увлекательных общественно-научных построений XX в. является созданная выдающимся русским ученым Л. Н. Гумилевым теория этногенеза. Теоретические возможности, вскрытые в концепции Гумилева, лишь начинают использоваться. Это же можно сказать и о развитии социологии культуры и социологии языка в трудах М. М. Бахтина (1895—1975 гг.), разработавшего концепцию диалогового общения.
В 60-е годы в результате «оттепели» в СССР возрождаются социологические исследования. В 1968 г. был создан Институт конкретных социальных исследований (ныне - Институт социологии). Разработка социологических проблем советскими социологами В. А. Ядовым, Г. В. Осиновым, Т. И. Заславской и другими осуществлялась параллельно с переводом, изучением социологических теорий западных ученых. Однако на состоянии социологии сказалась общая обстановка застоя. В последние годы стали складываться благоприятные условия для развития социологии в России. Серьезные успехи достигнуты в сфере институционализации науки, в преподавании ее в вузах.
Итак, завершаем краткий анализ длительного исторического пути, по которому шло становление и развитие науки об обществе. Из множества идей и концепций, выдвинутых выдающимися мыслителями различных эпох, постепенно формировалась эта наука как ответ на объективные потребности социального развития. Социология — не застывшая наука. На каждом новом этапе социальных преобразований она черпает из реальности новые социальные факты, научно обобщает их и дает возможность представить перспективу общественного развития.
4)Принципы организации и проведения социологического исследования.
1.Принцип объективности – это научный принцип, который ориентирует исследователя на понимание определенной субъективности информации, с которой ему нужно работать. В любом исследовании социолог должен стремиться к объективности, преодолению любых субъективных мнений, которые могут повлиять на достоверность результатов социологического исследования. Данный принцип настраивает исследователя на осознанное понимание того, что нужно отбросить устоявшиеся устаревшие взгляды, свои симпатии или антипатии, стереотипы.
2.Принцип системности. Данный принцип позволяет раскрыть целостность объекта социологического исследования, учитывая все его характеристики. Мало сформулировать объект исследования, но ещё нужно правильно разбить его на логические элементы и свести данные элементы в общую целостную систему. Чем сложнее объект исследования, тем больше он имеет элементов.
3.Принцип конкретности заключается в том, что исследователь может изучать социальные процессы в их конкретном проявлении (национальном, возрастном, региональном). Любой социологический процесс должен рассматриваться с учётом неповторимости его содержания, места и времени его развития.
4.Принцип критичности – это научный принцип, который даёт понимание того, что в науке нет и быть не может окончательных истин. Любое социологическое исследование должно поддаваться проверке. Если во время повторных исследований обнаруживается несоответствие реальной информации, выводы, которые были ранее, могут пересматриваться.
1)Социология и ее предмет.
2)Микро- и макросоциология. Определение. Основные теории.
3)История развития социологической мысли в России
4)Принципы организации и проведения социологического исследования.
5)Этические принципы в работе социолога.
6)Методы социологического исследования
7)Неопросные методы социологического исследования
8)Опросные методы социологического исследования
9) Понятие общества и его основные характеристики
10) Типология обществ
11) Социальный институт. Понятие. Виды. Функции.
12) Институционализация. Основные этапы
13) Социальное неравенство и социальная стратификация.
14) Критерии стратификации. Системы стратификации современных обществ
15) Особенности социальной структуры российского общества
16) Социальная мобильность. Определение. Виды
17) Бедность: основные подходы к ее определению и измерению
18) Субкультура бедности
19) Дауншифтинг
20) Проблема постарения населения и особенности функционирования общества.
21) Понятие социальных изменений.
22) Социальные изменения и проблема прогресса.
23) Социальная реформа и социальная революция.
24) Волны технологического развития и социальные изменения.
25) Факторы социальных изменений.
26) Определение понятия культуры. Основные подходы. Функции культуры
27) Компоненты культуры символы, язык, ценности, убеждения, нормы, традиции,
обычаи, социальный контроль.
28) Понятие культурного конфликта (аномия, культурное запаздывание, чуждое
влияние).
29) Разнообразие культурных форм (высокая культура, народная культура, массовая
культура, субкультуры, контркультуры).
30)Понятие и виды социальных общностей.
31) Этнос: содержание понятия. Основные подходы к пониманию этничности
32) Соотношение понятий пол и гендер
33) Гендерная стратификация в обществе
34) Гендерная дискриминация
35) Возраст и его трактовки в социологии
36) Проблема постарения населения
37) Геронтократия
38) Статусы и роли
39) Механизмы социализации. Агенты и институты социализации.
40) Основные концепции социализации.
41) Сущность социальной организации.
42) Генезис понятия «конфликт» в социологической теории.
43) Способы разрешения конфликта.
44) Социальные нормы и девиации.
нет
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
нет
1)Социология и ее предмет.
Социология – это наука об особенностях, тенденциях и закономерностях становления, развития и взаимодействия различных социальных систем; о механизмах и формах проявления этих закономерностей в действиях личностей, социальных групп и общества в целом в совокупности определённых социальных отношений и в определённых исторических условиях. Таким образом, социология – наука об обществе и социальном мире человека.
Предметом социологии является исследование взаимодействия личностей и социальных групп в их структурных взаимозависимостях в определённых условиях их существования и в процессах их изменения и развития в обществе.
2)Микро- и макросоциология. Определение. Основные теории.
Макросоциология исследует крупномасштабные социальные процессы и явления, происходящие в течение длительного времени в обществе. Особое внимание уделяется моделям поведения, представляющих различные социальные институты. Люди, вовлеченные в действия социальных институтов, испытывают на себе их глубокое влияние.
Основные макросоциологические теории:
1.Структурный функционализм. Основатели теории: Спенсер, Дюркгейм. Общество рассматривается как система взаимозависимых частей, каждая из которых оказывает влияние на функции целого. В результате нормального функционирования различных частей образуется устойчивое единое общество.
2. Теория социального конфликта. Основу составляет положение К. Маркса о том, что люди разделены на классы в соответствии с их местом в экономической системе. И что конфликт между этими классами неизбежен.
Некоторые современные сторонники теории конфликтов предают основное значение системе распределения власти, а не экономическим различиям.
Микросоциология изучает поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии, уделяя главное внимание поведению индивидов, и поступкам, мотивам, определяющим взаимодействие, которое оказывают влияние на стабильность общества или происходящие в нем перемены.
На макросоциологическом уровне одной из основных теорий является Теория символического взаимодействия. Ее основатели - Мид и Блумер. Сущность данной теории в том, что люди придают определенное значение (символы), воздействиям внешнего мира и реагируют в большей степени на эти символы. Прошлый опыт и разделяемое всеми участниками понимание символов облегчает процесс взаимодействия.
3)История развития социологической мысли в России
Становление социологической мысли в России проходило в обстановке острой конфронтации немарксистской и марксистской социологии. Она охватывала как идейные, теоретические, так и политические проблемы, поскольку большинство русских социологов активно занимались политической деятельностью или были с ней связаны (народники П. Л. Лавров и Н. К. Михайловский, «легальный марксист» П. Б. Струве, эсер П. А. Сорокин и др.). Видными учеными и политиками была представлена марксистская социология. Среди них назовем Г. В. Плеханова (1856—1918 гг.), В. И. Ленина (1870—1924 гг.) А. А. Богданова (1873— 1928гг.).
С начала XX в. в России интенсивно осуществлялась институционализация социологии. В 1901 г. в Париже М. М. Ковалевским была основана русская Высшая школа социальных наук, в 1908 г. в Психоневрологическом институте была создана первая кафедра по социологии, где работали М. М. Ковалевский, Е. В. Де Роберти, П.А. Сорокин, К. М. Тахтарев, в 1912 г. в Петербургском университете при Историческом обществе — секция по социологии. После Февральской революции в России вводятся ученые степени по социологии, в университетах создаются кафедры, секции, ассоциации, появляются первые учебники по социологии.
После Октябрьской революции в развитии отечественной социологической школы еще некоторое время действовала инерция мощного подъема, характерного для предшествующего периода. Однако к концу 20-х годов доминирование в обществознании марксизма вылилось в его узаконение в качестве единственно верной теории, что наряду с тотальными гонениями социологов сделало окончательно невозможным существование социологии в России как официально изучаемой и разрабатываемой науки. Последнее обстоятельство, разумеется, не могло привести к полному прекращению развития социологической мысли, однако существенно исказило процесс изучения социальных теорий. Официальный статус не утратила лишь статистика, но и она попала под жесточайший административный контроль.
К концу 20-х годов XX в. заканчивается классический этап в развитии социологии. Социальная жизнь обретает новые черты, определяемые в западном мире развитием «общества массового потребления» как способа не допускать разрушительных экономических кризисов. (Пережив последний, самый ошеломляющий кризис 1929 г. — великую экономическую депрессию, Запад и принял новую модель.) На Востоке же, прежде всего в СССР, 1929—1930 годы также стали переломными — годами утверждения культа личности, что исключало возможность ведения официальных научных разработок в области социологии.
В советский период официально развивалась лишь марксистская социологическая традиция. В 20-е годы С. Г. Струмилиным (1877—1974 гг.) был проведен ряд новаторских эмпирических исследований, посвященных изучению внерабочего времени, влияния культуры и образования на производительность труда.
В дальнейшем на фоне сворачивания социологических исследований, официального запрещения социологии как «буржуазной науки» продолжалась индивидуальная, преодолевающая государственное противодействие разработка отечественными учеными закономерностей социального развития.
Всемирную известность и прежде всего зарубежное признание получили теоретические работы Н. Д. Кондратьева (1892—1938 гг.), в которых выявлена волновая природа экономического и всего социального развития в целом; А. В. Чаянова (1888—1939 гг.) по проблемам кооперации, ее экономической и социальной эффективности, принципов ее оптимизации. Эти блестящие ученые были репрессированы и посмертно реабилитированы.
Одним из наиболее ярких, своеобразных, увлекательных общественно-научных построений XX в. является созданная выдающимся русским ученым Л. Н. Гумилевым теория этногенеза. Теоретические возможности, вскрытые в концепции Гумилева, лишь начинают использоваться. Это же можно сказать и о развитии социологии культуры и социологии языка в трудах М. М. Бахтина (1895—1975 гг.), разработавшего концепцию диалогового общения.
В 60-е годы в результате «оттепели» в СССР возрождаются социологические исследования. В 1968 г. был создан Институт конкретных социальных исследований (ныне - Институт социологии). Разработка социологических проблем советскими социологами В. А. Ядовым, Г. В. Осиновым, Т. И. Заславской и другими осуществлялась параллельно с переводом, изучением социологических теорий западных ученых. Однако на состоянии социологии сказалась общая обстановка застоя. В последние годы стали складываться благоприятные условия для развития социологии в России. Серьезные успехи достигнуты в сфере институционализации науки, в преподавании ее в вузах.
Итак, завершаем краткий анализ длительного исторического пути, по которому шло становление и развитие науки об обществе. Из множества идей и концепций, выдвинутых выдающимися мыслителями различных эпох, постепенно формировалась эта наука как ответ на объективные потребности социального развития. Социология — не застывшая наука. На каждом новом этапе социальных преобразований она черпает из реальности новые социальные факты, научно обобщает их и дает возможность представить перспективу общественного развития.
4)Принципы организации и проведения социологического исследования.
1.Принцип объективности – это научный принцип, который ориентирует исследователя на понимание определенной субъективности информации, с которой ему нужно работать. В любом исследовании социолог должен стремиться к объективности, преодолению любых субъективных мнений, которые могут повлиять на достоверность результатов социологического исследования. Данный принцип настраивает исследователя на осознанное понимание того, что нужно отбросить устоявшиеся устаревшие взгляды, свои симпатии или антипатии, стереотипы.
2.Принцип системности. Данный принцип позволяет раскрыть целостность объекта социологического исследования, учитывая все его характеристики. Мало сформулировать объект исследования, но ещё нужно правильно разбить его на логические элементы и свести данные элементы в общую целостную систему. Чем сложнее объект исследования, тем больше он имеет элементов.
3.Принцип конкретности заключается в том, что исследователь может изучать социальные процессы в их конкретном проявлении (национальном, возрастном, региональном). Любой социологический процесс должен рассматриваться с учётом неповторимости его содержания, места и времени его развития.
4.Принцип критичности – это научный принцип, который даёт понимание того, что в науке нет и быть не может окончательных истин. Любое социологическое исследование должно поддаваться проверке. Если во время повторных исследований обнаруживается несоответствие реальной информации, выводы, которые были ранее, могут пересматриваться.
1)Социология и ее предмет.
2)Микро- и макросоциология. Определение. Основные теории.
3)История развития социологической мысли в России
4)Принципы организации и проведения социологического исследования.
5)Этические принципы в работе социолога.
6)Методы социологического исследования
7)Неопросные методы социологического исследования
8)Опросные методы социологического исследования
9) Понятие общества и его основные характеристики
10) Типология обществ
11) Социальный институт. Понятие. Виды. Функции.
12) Институционализация. Основные этапы
13) Социальное неравенство и социальная стратификация.
14) Критерии стратификации. Системы стратификации современных обществ
15) Особенности социальной структуры российского общества
16) Социальная мобильность. Определение. Виды
17) Бедность: основные подходы к ее определению и измерению
18) Субкультура бедности
19) Дауншифтинг
20) Проблема постарения населения и особенности функционирования общества.
21) Понятие социальных изменений.
22) Социальные изменения и проблема прогресса.
23) Социальная реформа и социальная революция.
24) Волны технологического развития и социальные изменения.
25) Факторы социальных изменений.
26) Определение понятия культуры. Основные подходы. Функции культуры
27) Компоненты культуры символы, язык, ценности, убеждения, нормы, традиции,
обычаи, социальный контроль.
28) Понятие культурного конфликта (аномия, культурное запаздывание, чуждое
влияние).
29) Разнообразие культурных форм (высокая культура, народная культура, массовая
культура, субкультуры, контркультуры).
30)Понятие и виды социальных общностей.
31) Этнос: содержание понятия. Основные подходы к пониманию этничности
32) Соотношение понятий пол и гендер
33) Гендерная стратификация в обществе
34) Гендерная дискриминация
35) Возраст и его трактовки в социологии
36) Проблема постарения населения
37) Геронтократия
38) Статусы и роли
39) Механизмы социализации. Агенты и институты социализации.
40) Основные концепции социализации.
41) Сущность социальной организации.
42) Генезис понятия «конфликт» в социологической теории.
43) Способы разрешения конфликта.
44) Социальные нормы и девиации.
нет
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—4 дня |
350 ₽ | Цена | от 200 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 9514 Ответов на вопросы — поможем найти подходящую