Предпринимательство–это инициативная, самостоятельно осуществляемая деятельность юридических и физических лиц, с целью получения дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров (услуг), осуществляемые от своего имени, под свою имущественную ответственность.
...
Под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников финансирования потребности РФ, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий РФ или полномочий субъектов РФ
...
«Исследование предпринимательской деятельности в сфере услуг»
Вступление
Сфера услуг в силу действия объективных и субъективных факторов является весьма привлекательной для предпринимательской деятельности вообще, и деятельности малого бизнеса, в частности, что позволяет говорить о появлении нового экономического агента – сервисный предприниматель.
Реализация общеэкономической функции в сфере услуг связана с особенностью субъектов, осуществляющих свою деятельность в этой сфере. Так, для некоторых видов услуг могут устанавливаться специальные правила осуществления предпринимательской деятельности. Например, в российском законе о лицензировании отдельных видов деятельности в круг лицензируемой включена деятельность по оказанию международных туристских услуг, аудиторских услуг, медицинская деятельность и ее техническое обслуживание, протезно-ортопедическая помощь, различные виды ремонта.
1 слайд
Предпринимательская деятельность — это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке (ст.2 ГК РФ).
Предпринимательскую деятельность могут осуществлять юридические лица и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. В засимости от цели осуществления деятельности юридические лица делятся на:
• коммерческие организации
• некоммерческие организации
2 слайд
Основные условия и требования предпринимательства:
Во-первых, предприниматель берет на себя инициативу соединения ресурсов: земли, капитала и труда в единый процесс производства товаров и услуг. Выполняя роль катализатора, предприниматель является движущей силой производства, которое должно быть прибыльным.
Во-вторых, предприниматель берет на себя трудную задачу принятия основных решений в процессе ведения бизнеса.
В-третьих, предприниматель ¾ это новатор, стремящийся вводить новые продукты, новые производственные технологии и новые формы организации бизнеса.
В-четвертых, предприниматель ¾ это человек, идущий на риск. Он рискует не только своим временем, трудом, деловой репутацией, но и вложенными средствами, ¾ своими собственными и своих компаньонов или акционеров.
3 слайд
Характерные черты современного предпринимательства
Основные черты Характеристика
Социально-экономическая направленность предпринимательства, особое место и роль предпринимателей и функционирование социально-политической системы Свобода предпринимательской деятельности выступает основой формирования человека новой постиндустриальной эпохи. Каждый человек выбирает себе свободу, общество предоставляет минимальные социальные гарантии.
Изменение предпринимательской деятельности в рамках определенной системы С укреплением капиталистических предприятий, имеющий акционерную форму, все большее значение приобретают менеджеры, которые управляют этими предприятиями и руководят их хозяйственной деятельностью, тогда как собственники акций все более отступают на задний план.
Наличие социокультурного аспекта предпринимательства Предпринимательства воспринимается в современном обществе не только как хозяйственная деятельность, но и принятие ответственности за текущее состояние и перспективы развития социальной среды, понимаемой как в макро, так и в микроплане.
Предпринимательство рассматривается как структурный элемент рыночной экономики Система социально-рыночного хозяйства имеет четкие принципы построения, среди которых выделяется тот, что лучшей формой организации рыночных отношений и гарантий от возможного произвола частной собственности в экономических и социальных сферах является немонополистический характер конкуренции.
В основе предпринимательства лежит рисковая деятельность Идея наилучшего развития предпринимательства.
Основной принцип- возможность использования в качестве классифицирующего признака любой экономической деятельности не самого риска, а его уровня.
Предпринимательство –эффективный управленческий процесс Именно с эффективным управлением П. Друкер связывает «надежду сделать общество экономически продуктивным и социально жизнестойким».
4 слайд
Предпринимательская деятельность предполагает реализацию этико-социальных требований, к которым относятся:
■ ответственность перед обществом, выражающаяся, например, в том, что компании удаляют вредные производства, загрязняющие природу, от мест проживания людей, принимают меры по консервации источников сырья, его экономному расходованию, повторной переработке с целью сохранения полезных ископаемых для будущих поколений;
■ ответственность перед потребителем, проявляющаяся в защите потребителя от опасных для здоровья человека продуктов, информировании потребителя, ознакомлении его с правилами покупателя и т. п.;
■ ответственность перед наемными работниками, выражающаяся в адекватной системе стимулов.
5 слайд
Сущность предпринимательства проявляется в соответствующих основополагающих функциях, которые укрупненно можно представить в виде следующих положений:
■ общеэкономическая функция;
■ ресурсная функция;
■ инновационная (творческо-поисковая) функция;
■ социальная функция;
■ организационная функция.
Общеэкономическая функция объективно обусловлена ролью предпринимательских организаций и индивидуальных предпринимателей, или субъектов рынка.
Ресурсная функция связана с технико-экономической эффективностью использования ограниченных ресурсов.
Инновационная (творческо-поисковая) функция нацелена на производство и реализацию новых идей, а также на выработку новых средств и факторов, обеспечивающих достижение поставленных целей.
Социальная функция связана с обеспечением занятости, созданием возможностей для получения соответствующих доходов, ролью предпринимательских структур в снижении объективного порога бедности, созданием условий для всесторонней реализации работников как личностей.
Организационная функция проявляется в принятии предпринимателями самостоятельного решения об организации собственного дела, его диверсификации, выявлении наиболее выгодных и перспективных секторов рынка (незанятые ниши), во внедрении внутрифирменного предпринимательства, формировании предпринимательского управления, создании сложных предпринимательских структур и т.
6 слайд
Современное предпринимательство характеризуется сочетанием ряда специфических функций, к числу которых относятся:
■ непрерывный поиск новых видов организационно-экономических ресурсов, благ, услуг, информации, новых организационных решений, уникальных профессиональных способностей, оригинальных идей и пр.;
■ разработка и введение новых экономических ресурсов, методов, технологий, инновационных процессов, продуктов информации, качественно новых организационно-экономических систем управления и т. п.;
■ формирование благоприятной рыночной конъюнктуры путем комбинации имеющихся ресурсов и факторов производства, разработка адекватных организационно-управленческих решений, осуществление коммерческих сделок, насыщение рынка товарами и услугами высокого спроса и др.;
■ постоянный поиск информации с целью выбора более выгодных секторов рынка для реализации инновационных продуктов, наиболее выгодных стратегий ведения предпринимательской деятельности, выявления и использования конкурентных преимуществ;
■ несение риска и экономической неопределенности;
■ защита номинального и реального права собственности на результаты предпринимательской деятельности, связанного в первую очередь с интеллектуальным капиталом;
■ обеспечение выживания предпринимательских структур в экстремальных, трансформационных условиях;
■ деловое общение.
В наибольшей степени специфические функции предпринимательства проявляются в сфере услуг, поскольку данная сфера в ее современном виде стала формироваться, когда изменялись социально-экономические характеристики общества.
7 слайд
Существуют разные организационно-правовые формы и виды предпринимательства. В соответствии с формами собственности на используемые факторы производства выделяют частное, коллективное и государственное предпринимательство.
Частное предпринимательство выступает, как правило, в форме индивидуального предпринимательства как простейшей формы бизнеса. Индивидуальный предприниматель согласно ГК РФ отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
К индивидуальному предпринимательству тесно примыкает семейное, которое формально относится к групповой (коллективной) форме предпринимательства, а в действительности при наличии нормальных отношений в семье представляет собой разновидность частного предпринимательства.
В связи с тем что индивидуальный предприниматель не скован никакими условиями и ограничениями со стороны совладельцев и в небольшой степени отягощен необходимостью документировать свои действия, такой бизнес обладает особой привлекательностью.
Коллективное предпринимательство базируется на слиянии капиталов и образовании общего имущественного комплекса. В таких фирмах собственность на средства производства приобретает групповой, коллективный характер, за исключением хозяйственных обществ, учрежденных одним участником. Коллективное предпринимательство способно сочетаться с частной собственностью на практически все факторы предпринимательской деятельности (примерами такого сочетания являются товарищества, кооперативы, акционерные общества).
8 слайд
В зависимости от характера деятельности и вида используемых факторов предпринимательства различают следующие виды предпринимательской деятельности:
■ производственное предпринимательство;
■ коммерческое (торговое) предпринимательство;
■ финансовое предпринимательство;
■ посредничество;
■ страховое предпринимательство.
9 слайд
В современной экономике сфера услуг характеризуется не только своими масштабами, но и неоднородностью, степень которой возрастает, поскольку появляются и развиваются новые виды услуг. Постоянно увеличивается численность разнообразных хозяйствующих субъектов сферы услуг, представленных всеми известными организационно-правовыми формами:
■ индивидуальные частные предприятия, распространенные прежде всего в сфере здравоохранения, торговли, бытового обслуживания, общественного питания, предоставления юридических услуг;
■ кооперативные предприятия бытового обслуживания, строительства, розничной торговли;
■ общества с ограниченной ответственностью, в том числе акционерные общества закрытого типа, распространенные в сфере культуры и искусства, спорта и физической культуры, отдыха и образования, здравоохранения, а также в сфере розничной торговли;
■ акционерные общества открытого типа, функционирующие в сфере туризма и гостиничного обслуживания, строительства, санаторно-курортного обслуживания; в секторе предоставления услуг связи и информации;
■ некоммерческие организации ¾ союзы, ассоциации, фонды и клубы;
■ государственные организации и учреждения образования и культуры.
10 слайд
11 слайд
Специфика реализации общеэкономической функции в сфере услуг связана с особой ролью потребителя. Именно на потребителя ориентировано все производство услуг сервисным предпринимателем, так как эффективность работы сервисных предприятий (в отличие от товарного производства) определяется прежде всего критериями внешней эффективности ¾ требованиями удовлетворения конкретного потребителя в соответствующем месте, в соответствующее время и в необходимом объеме и наборе услуг на должном качественном уровне.
Заметная потребительская рыночная ориентация предпринимательской деятельности в сфере услуг обусловлена наличием специфических черт экономической природы услуги, связанных в первую очередь с такими ее свойствами, как индивидуальность потребления услуги и участие самого потребителя в процессе производства услуги.
Рядом отличительных особенностей обладает характер общественных отношений сервисных предпринимателей с потребителями-гражданами.
Прежде всего это выражается в том, что для большей части предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере услуг, договоры с участием потребителей-граждан носят публичный характер, т. е. являются обязательными для заключения со стороны услугодателей.
12 слайд
Ресурсная функция предпринимательства в сфере услуг отличается следующими специфическими чертами.
Во-первых, по сравнению с материальным производством в целом сфера услуг меньше зависит от сырья и основных материалов. Только отдельные ее отрасли, для работы которых необходимы огромные производственные фонды: связь, жилищно-коммунальное хозяйство; туризм и санаторно-курортное лечение, ориентированы на широкое рекреационное природопользование и т. д.
Во-вторых, разные виды услуг неодинаково восприимчивы к научно-техническому прогрессу и соответственно имеют разные темпы роста производительности труда. Например, услуги парикмахера, официанта, массажиста наименее восприимчивы к техническому прогрессу и остаются неизменными.
В-третьих, специфический характер услуги, обусловливающий личный, довольно часто непосредственный, контакт производителя и потребителя, предопределяет необходимость высокого качества трудовых ресурсов ¾ собственно исполнителей трудового процесса. Во многих отраслях, оказывающих услуги, высокий образовательный и профессиональный, квалификационный уровень работников определяется творческим, интеллектуальным содержанием труда.
В-четвертых, к особому ресурсному потенциалу в сфере услуг относятся сами потребители, которые зачастую выступают непосредственными участниками процесса производства услуги. Так, при получении медицинской услуги потребитель должен предоставить нужную информацию, сформулировать проблему, в ряде случаев совместно со специалистами обсудить возможные варианты решений, наконец, обеспечить собственно внедрение и получить результат.
Кроме того, управление ресурсным потенциалом сервисной организации с целью воздействия на предложение услуг и приспособления к изменяющемуся спросу для обеспечения качественного обслуживания предусматривает роль самих потребителей как дополнительного ресурса сервисного предприятия (введение самообслуживания).
В-пятых, отличительной особенностью ресурсной функции в сфере услуг является высокая скорость оборота предпринимательского капитала.
Как правило, скорость оборота капитала в сфере услуг вследствие более короткого производственного цикла, динамичного характера спроса на услуги, гибкости самого рынка услуг существенно выше, чем в сфере традиционного материального производства, и выступает как одно из основных преимуществ предпринимательской деятельности в сфере услуг.
13 слайд
Инновационная (творческо-поисковая) функция предпринимательства в сфере услуг отличается повышенной необходимостью новой управленческой и организационной логики предпринимательства.
По своей природе предприятия сферы услуг относятся к категории повышенного риска. В связи с этим одной из основных мер организационно-экономического характера, снижающей риск деятельности предпринимателей в сфере услуг, является маркетинг услуг, в рамках которого предусматриваются специальные меры, позволяющие ослабить отрицательное воздействие особенностей услуг. Причем функции маркетинга расширяются, т. е. наряду с функциями исследования, стимулирования сбыта и распределения услуги, появляется функция взаимодействия с покупателем.
Особое значение в сфере услуг имеет бенчмаркинг. Именно покупатель, роль которого в сфере услуг очень высока, является основным источником сведений о рынке и конкурентах. Благодаря полученной таким образом информации, услуговое предприятие приобретает дополнительную возможность повышения своей конкурентоспособности. Данный процесс получил название бенчмаркинга.
Специфика инновационной функции предпринимательства в сфере услуг в числе прочего определяется переходом от предоставления единичной услуги к предоставлению комплекса, или пакета услуг. Пакетирование услуг связано с более жесткой, чем в сфере промышленного производства, конкуренцией между предпринимательскими структурами внутри сферы услуг. Помимо этого, важное значение приобретает конкуренция между продавцами товаров (которые дополняют их сопутствующими сервисными услугами) и между продавцами услуг, что усиливает гибкость творческо-поисковой функции предпринимательства.
14 слайд
Социальная функция предпринимательства в сфере услуг связана с темпами создания рабочих мест. Эти темпы в целом все еще выше, чем в традиционных отраслях материального производства. Гибкие режимы занятости, высокая мобильность работников, углубленная диверсификация повышают устойчивость сферы услуг в условиях экономического спада и позволяют сохранить занятость. Многие предприятия сферы услуг предоставляют возможности трудоустройства для наиболее социально незащищенных слоев населения. Частичная занятость, получившая наибольшее распространение в торговле (особенно сетевой), общественном питании, здравоохранении, культуре, искусстве, образовании, а также преимущественно малый размер предприятий, задействованных в данной сфере, в процессе осуществления предпринимательской деятельности способствуют привлечению дополнительных трудовых ресурсов, практически не используемых другими группами работодателей. К таким ресурсам относятся граждане, чей трудовой потенциал ограничен объективными факторами: пенсионеры, несовершеннолетние, инвалиды, многодетные матери и др.
Сфера услуг отличается большими возможностями для открытия собственного дела. Социальная функция проявляется в формировании нового слоя общества ¾ предприимчивых людей, тяготеющих к самостоятельной хозяйственно-экономической деятельности, способных преодолевать сопротивление среды и добиваться поставленной цели.
15 слайд
Организационная функция предпринимательства в сфере услуг особенно четко проявляется в возможностях быстрого развития малого предпринимательства.
Современное предпринимательство становится массовым, что обусловлено прежде всего развитием сферы услуг, возможностями, предоставляемыми для малого бизнеса в данной сфере.
16 слайд
Роль малого предпринимательства в мировой экономике заметно возросла в 80-90-е годы ХХ в. По данным ООН, в целом на малых и средних предприятиях в мире в эти годы было занято почти 50% трудоспособного населения и производилось 30-60% национального продукта.
С точки зрения роста и развития выделяют два типа малых предприятий:
1) предприятия, имеющие ограниченные возможности для роста. Они оцениваются как жизнеобеспечивающие, поскольку способны обеспечивать своему владельцу приемлемый уровень жизни. Как правило, эти предприятия являются семейными;
2) быстрорастущие предприятия, которые рассматриваются как малые потому, что они новые. Цель быстрорастущих предприятий ¾ как можно скорее выйти за рамки малого бизнеса. Такими предприятиями, как правило, управляет группа лиц, которая, получив доступ к источникам крупных инвестиций, пытается внедрить новые товары или услуги на широком рынке.
Заметна роль малых предприятий в обеспечении занятости в так называемых спальных районах, в которых большинство жителей не работают по месту жительства. Для малого предпринимательства в таких районах характерна специализация на деятельности в сфере услуг, которые ранее выполнялись внутри семьи.
Особое влияние на развитие малых предприятий оказало состояние сферы промышленных услуг. Вместе с тем сама эта сфера стала местом деятельности для большого числа малых предприятий, о чем, в частности, свидетельствует опыт Италии. Традиционной сферой деятельности малого предпринимательства являются личные услуги: образование, здравоохранение, бытовые услуги. Особенно развит малый бизнес в сфере бытовых услуг.
Сравнительно новой сферой малого бизнеса выступают разнообразные деловые услуги: счетно-бухгалтерские, помощь в составлении финансовой отчетности, в организации производства и сбыта, подбор кадров, обучение кадров, расчет налогов, реклама, юридические консультации, копировально-печатные услуги и др. К деловым услугам прибегает в развитых странах все большее число компаний.
Крупные компании, заинтересованные в экономии административных издержек, сокращая управленческий и инженерно-технический персонал, расширяют спрос на деловые услуги. Малые и средние предприятия предъявляют спрос на деловые услуги, поскольку им невыгодно иметь в своем штате квалифицированных специалистов разнообразных профессий. Экономичнее прибегать к услугам сторонних специалистов по мере возникновения надобности. Поэтому малые предприятия, специализирующиеся на предоставлении определенных деловых услуг, имеют стимул для развития.
Постоянно расширяется сфера производственных услуг, которые предоставляются малыми предприятиями, что обусловлено возникновением новых видов услуг и выделением из традиционного производства операций, ранее выполнявшихся непосредственно на предприятии.
Сфера услуг порождает самые разнообразные малые предприятия, которые могут быть недолговечными, но весьма гибкими и оперативно реагирующими на спрос.
17 слайд
Особое значение для развития малого предпринимательства имеет обслуживание клиентов. Наличие или потеря каждого клиента для малого предприятия влечет за собой далеко идущие последствия. Залог получения прибыли ¾ превращение привлеченных клиентов в постоянных, поэтому каждый клиент должен быть «номером первым». Практика показала, что для этого необходимо:
■ производить на клиента положительное впечатление при первой встрече;
■ прислушиваться к своим клиентам;
■ интересоваться у клиентов, чего они ждут от предприятия сервиса;
■ хорошо знать услугу, которая предоставляется клиенту;
■ выполнять обещанное клиентам;
■ быть всегда готовыми к жалобе, иногда жалоба дает повторную возможность оказать неудовлетворенному клиенту услугу.
Цель обслуживания клиента в сфере малого бизнеса ¾ сделать это обслуживание успешным с первого же раза, поэтому главная установка в обслуживании клиентов малым предприятием заключается в том, чтобы убедить клиента в целесообразности приобретения услуги именно у данного предприятия.
...
Актуальность исследования
Целью написания данной работы является рассмотрение вопросов организации предпринимательской деятельности и проблем ее реализации на современном этапе
Предпринимательство
Виды предпринимательства
Организационная структура ООО «Автомир»
Основные проблем реализации предпринимательства на современном этапе
...