В середине XVIII в. русская журналистика обогатилась новым типом издания — частным журналом, т. е. формально независящим от учреждений правительства, который издавал литератор на правах частного предпринимательства.
Первым таким изданием был журнал «Трудолюбивая пчела» А. П. Сумарокова. Журнал издавался ежемесячно тиражом 1200 экземпляров и был преимущественно литературным. В нём соблюдалась строгая последовательность расположения материалов: Первая полоса – сочинения в прозе (серьезное, познавательное, научное содержание); Вторая полоса (два раздела): художественные произведения; стихи, публицистика, эссе и сатира.
Журнал «Трудолюбивая пчела» был наполнен очерками, эпиграммами, притчами. Издание частных журналов было важным событием в развитии русской журналистики. Издаваемые частными лицами, они, в отличие от официальных журналов, часто носили оппозиционный по отношению к правительству характер. Сумароков намеревался издавать журнал «помесячно для услуги народной».
Первый номер вышел в конце января 1759 г. Журнал ориентировался на дворянскую аудиторию и симпатизировал не царствующей Елизавете, а великой княжне Екатерине Алексеевне, ставшей вскоре императрицей Екатериной II. Отсюда критическое отношение к придворной знати времен Елизаветы, критика казнокрадства, взяточничества, лишней роскоши.
В журнале сотрудничали И. Дмитриевский, Г. Козицкий, А. Аблесимов, А. Ржевский, А. Нартов, В. Тредиаковский и другие авторы. Но в основном в журнале печатались материалы самого Сумарокова. Если в первые полгода издания в журнале встречаются статьи по философии, филологии, истории (например: «О первоначалии и созидании Москвы», «О истреблении чужих слов из русского языка», «Об остроумном слове» и др.) то в дальнейшем в журнале усиливаются обличительные тенденции.
В своих литературно-критических статьях Сумароков полемизировал с Тредиаковским, Ломоносовым, заботясь о судьбах русской литературы. В полемике он исходил из своих представлений о средствах, с помощью которых можно было создать истинно национальную культуру. Сумароков верит в силу слова, обращенную к разуму. Он отстаивает ясность мысли и простоту чувств, считая, что «великолепие», пышность, т. е. блестящий, торжественно-напряженный стиль поэзии Ломоносова, лишены естественности, строгой логичности.
Рассматривая содержание «Трудолюбивой пчелы», нельзя не выделить и те статьи, которые, с известной условностью, можно назвать филологическими. Как известно, Пушкин, едва ли не из полемических соображений, высказывал взгляд, что Сумароков знал русский язык лучше, нежели Ломоносов. Несомненно, живой разговорный язык различных слоев дворянства своей эпохи Сумароков знал лучше других писателей, но его филологические статьи, несмотря на наличие отдельных здравых мыслей, никак не могут быть поставлены вровень с аналогичными работами Ломоносова и даже Тредиаковского.
Статья «О истреблении чужих слов из русского языка» начинается верным утверждением, что «восприятие чужих слов, а особливо без необходимости, есть не обогащение, а порча языка». Однако пуристическая точка зрения, заставляющая его стремиться к осуществлению заглавия своей статьи, к «истреблению чужих слов из русского языка», приводит его к положениям, отвергнутым историей развития нашей литературной речи. Он восстает против слов: фрукты (предлагая: плоды), сервиз (прибор), веер (опахало), суп (похлебка) и т. д.
Кроме того, Сумароков боролся с романами, количество которых, по его мнению, неоправданно возрастало. Сумароков на страницах «Трудолюбивой пчелы» «восставал» против романов, считая, что «чтением оного больше употребится времени на бесполезное, чем на полезное».
В майском номере журнала Сумароков напечатал весьма острые «Разговоры мёртвых», в которых участвуют Слуга и Господин, оказавшиеся в загробном мире. Слуга сообщает, что в «здешней жизни» он может выговорить всё, что накипело, потому что «маскарадов здесь нет, все в своих лицах».
Не ставя перед собой далеко идущих художественных задач, как он делал это в поэзии и драматургии, Сумароков развивает жанр сатирического очерка и фельетона, обнаруживая оригинальность мысли и тонкую наблюдательность.
Сумароков был убежденным монархистом, осуждал только зло употребления властью, считал крепостное право явлением естественным. Однако он яростно протестовал против рабства крестьян, отданных в бесконтрольное владение неразумным помещикам. Сумароков предъявлял большие требования к дворянству, стремясь очистить этот класс от присущих ему пороков, приблизить к идеалу. Он не жалел сатирической соли, высмеивая недостатки дворянства и отдельных его представителей, боролся с рабовладением, но так как рабовладельцами были почти все дворяне, удары Сумарокова обращались на крепостническую систему в целом. Только личные достоинства дворянина могут дать ему право занимать видные должности в государстве. «Порода», происхождение, знатность семьи не могут играть никакой роли. Эту мысль он повторял и в своих стихах.
В письме «О достоинстве» (1759, май) Сумароков утверждает, что чины, богатство и знатность не составляют еще достоинств человека: «Справедливо ли говорится вместо «человек, имеющий вели кий чин» и вместо «человек знатного рода» — честный человек? Из сего следует, что все крестьяне бесчестные люди, а это неправда; земледелие не воровство, не грабительство, но почтенное упражнение».
Свою положительную программу, весьма неясную и сбивчивую, Сумароков излагает в утопии «Сон. Счастливое общество», помещенной в декабрьской книжке «Трудолюбивой пчелы». Автор говорит о том, что он был «в мечтательной стране», которой правит «великий государь», являющийся в то же время «великим человеком». Свои милости он дарует только достойным людям и сурово преследует нарушителей закона. Далее Сумароков рисует положение духовного и военного сословия, подробно описывает судебный и чиновничий аппарат, лишенный всех обычных для него в России недостатков.
Утопические мечтания писателя об идеальном дворянском государстве подчеркивали его критическое отношение к окружающей действительности. Сложившиеся у него представления о том, каким должно быть дворянство, непритворное осуждение зла крепостного права и эксплуатации крестьян, обличение чиновников и откупщиков делали Сумарокова неприемлемым для правительства литератором, несмотря на его желание служить монархии так, как он это понимал. На двенадцатой книжке 1759 г. журнал «Трудолюбивая пчела» закрылся по причинам отчасти материального, а главным образом общественного порядка; слишком резкий тон приняли нападки Сумарокова на правящий класс.
Завершался выпуск стихотворением Сумарокова «Расставание с музами». На последней странице стояла краткая информация: «Трудолюбивой пчеле конец», что означало отказ от издательской деятельности.
Список литературы:
Есин Б.И. История русской журналистики (1703-1917): Учебное пособие, хрестоматия, темы курсовых работ: учеб.-метод. комплект. - 4-е изд. - М.: Флинта, 2009. - 463 с.
История русской журналистики XVIII—XIX веков / В.Г. Березина, А.Г. Дементьев, Б.И. Есин, А.В. Западов, Н.М. Сикорский / Под ред. А.В. Западова. М., 1963. С. 520.
Рублева, Л. И. История отечественной журналистики XVIII–XIX веков : учебное пособие / Л. И. Рублева. – Южно- Сахалинск : изд-во СахГУ, 2012. – 328 с.
...
Предмет и структура социологии СМИ
Дать сложившееся определение предмету социологии в целом не так просто. Также, предмет данной дисциплины следует определить с учетом некоторых обстоятельств:
1. социология СМИ является одной из предметных областей социологии;
2. социология СМИ входит и в состав дисциплин, отражающих специальные теоретические и прикладные знания в области журналистики;
3. социология СМИ - многоуровневая дисциплина со спецификой каждого из уровней.
Социология - наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей. Из этого определения видно, что социология занимается не всеми социальными сущностями и явлениями, у нее есть свой фокус: это изучение социальной жизни через ее субъектов - личность и социальные общности и через взаимоотношения между ними. Она изучает эти объекты в развитии и 'на основе широкого использования эмпирических данных.
Предмет одной из отраслей социологии - социологии СМИ - складывается на пересечении с общей социологией и теорией журналистики, которая занимается журналистикой как специфическим социальным институтом, видом деятельности, совокупностью профессий и профессионалов, произведений - с учетом ее (журналистики) контрагентов: массовой аудитории и социальных институтов.
Социология же данной отрасли сосредотачивается на изучении социальных аспектов функционирования СМИ, задаваясь следующими вопросами:
1. каково место СМИ в системе социальных коммуникаций, в чем специфика ее функций для различных социальных субъектов; каковы результаты воздействия (и есть ли оно) на становление и развитие социальных общностей;
2. как в обществе распределяются информационные ресурсы и каковы социальные отношения по этому поводу;
Исходя из всего вышесказанного можно сформулировать определение: предметом социологии журналистики является функционирование в обществе СМИ как социальной актуальной оперативной масс-информационной системы во взаимодействии с социальными институтами и аудиторией.
Таким образом, социологическими методами изучаются следующие предметы социологии журналистики.
Субъекты функционирования СМИ в обществе (система, структура, типология и морфология):
• издающих органов, социальных институтов;
• СМИ, журналистов;
• аудитории.
Взаимоотношения с другими участниками информационного процесса:
• властями;
• другими социальными институтами, партиями и общественными движениями, структурами гражданского общества;
• владельцами, учредителями, издателями, распространителями, рекламодателями и спонсорами;
• аудиторией и общественным мнением;
• журналистами.
Структура социологии журналистики
Безусловно, журналистику можно отнести к социологии отраслевого типа. Основанием для этого является тот факт, что социология делится по сфере изучения на множество специальных, или отраслевых, социологий: социология политики, экономики, труда, культуры. Поэтому социология коммуникации оказывается наиболее близкой с социологией журналистики отраслью.
Социология коммуникации, по определению – это специальная отрасль социологии, изучающая функциональные особенности общения представителей различных социальных групп в плане их взаимодействия – передачи и получения смысловой и оценочной информации и в плане воздействия на их отношение к социальным ценностям данного общества и социума в целом. При этом различаются понятия социология коммуникации, где акцент делается на социальном аспекте коммуникации, предполагающем изучение ее в русле социологических исследований, исследование социологическими методами, и социокоммуникация (внимание концентрируется на коммуникации как процессе общения, механизм которого обусловлен многими социальными факторами).
Социология коммуникации изучает социальную коммуникацию, как межличностную, так и массовую. Иногда употребляется термин социология масс-медиа. Слово «медиация» в коммуникативистике, употребляется в значении посреднической миссии медиа как действующих лиц в социальных драмах, а также для выражения преобразующей функции СМИ, которые в процессе сбора, обработки и передачи информации реципиентам способны видоизменять в различных имиджах реальность.
Социология массовой коммуникации наиболее близка к социологии журналистики, хотя не вполне совпадает с нею, потому что, с одной стороны, ее предмет более широк, а с другой стороны, более узок, потому что журналистика, помимо коммуникативной функции, выполняет и многие другие.
Итак, социология журналистики – это отрасль социологии, изучающая
закономерности и особенности функционирования СМИ в обществе во взаимоотношениях их с аудиторией, издающими, руководящими, финансирующими структурами, их строение, деятельность и условия деятельности – на основе методов, принятых в социологии.
1. Почему сложно дать точно определение предмету социологии журналистики?
Многие специалисты отмечают отсутствие, как оформленной единой теории, так и определения ее предмета. Также предмет следует определять, имея в виду многоуровневый состав. Здесь тесно взаимодействуют три уровня исследований: общетеоретический, специально-теоретический и эмпирические исследования.
2. Почему именно социология коммуникации оказывается наиболее близкой с социологией журналистики отраслью?
Журналистика является коммуникативной системой, именно социология коммуникации оказывается наиболее близкой с социологией журналистики отраслью. Хотя она не вполне совпадает с нею, потому что, с одной стороны, ее предмет более широк, а с другой стороны, более узок, потому что журналистика, помимо коммуникативной функции, выполняет и многие другие.
3. Какая деятельность субъектов функционирования СМИ в обществе изучается социологическими методами журналистики?
Субъектами функционирования СМИ в обществе изучается такая деятельность как
предметы социологии журналистики.
Деятельность:
• потребности, интересы;
• функции, цели, мотивы;
• содержание и направления;
• методы, способы;
• результаты, эффекты.
...
Журнал «Библиотека для чтения» возник в 1834 году на средства издателя А. Ф. Смирдина. Его возглавил известный востоковед, профессор Петербургского университета Осип Иванович Сенковский, которому было назначено необычно большое для того времени жалованье в 15 тысяч рублей. Разделение функций между издателем и редактором было новшеством в русской журналистике. Смирдин также впервые в русской печати ввёл твёрдый авторский гонорар - 200 рублей за лист, для знаменитых писателей до 1000 рублей и выше. Первоначально Сенковский редактировал журнал совместно с литератором Николаем Ивановичем Гречем, чья политическая благонадежность предохраняла журнал от конфликтов с цензурой. Но Греч все же оставил свой пост. Вместо него с января по май 1835 года возглавлял баснописец И. А. Крылов.
Журнал очень быстро приобрел популярность. В нем печатались самые известные на тот момент в России авторы, за что получали крупные гонорары. На титульном листе «Библиотеки для чтения» можно было прочитать: «Библиотека для чтения, журнал словесности, наук, художеств, промышленности, новостей и мод, составленный из литературных и ученых трудов». Далее следовали фамилии примерно шестидесяти известных литераторов, журналистов, критиков, ученых того времени. «Библиотека для чтения» выходила с исключительной точностью 1 числа каждого месяца. Каждая книжка была объёмом 25–30 печатных листов. Во второй год издания у журнала насчитывалось пять тысяч подписчиков, два года спустя их число выросло до семи тысяч человек. Большой тираж позволял удерживать сравнительно невысокую подписную плату - 50 рублей за год. «Библиотека для чтения» стала первым многотиражным журналом в России. Она ориентировалась на средний класс населения — чиновничество, мелкопоместное дворянство, городское мещанство. Ставка делалась на семейное чтение, отсюда внимание к разнообразию материалов, занимательности изложения, учет вкусов и повседневных интересов широких кругов читателей.
«Библиотека для чтения» имела традиционные для того времени семь отделов:
1. Русская словесность. Стихотворения. Проза.
2. Иностранная словесность.
3. Науки и художества.
4. Промышленность и сельское хозяйство.
5. Критика.
6. Литературная летопись.
7. Смесь.
Отдел «Русская словесность» был представлен именами Одоевского, Давыдова, Даля, Марлинского, Кукольника, Загоскина, Тимофеева, Бенедиктова. В журнале печатались стихи и проза Пушкина («Пиковая дама», отрывки из «Медного всадника», «Песни западных славян», сказки). В отделе «Иностранная словесность» помещались произведения Бальзака. Среди жанров беллетристики главенствующее место занимала повесть. В этом жанре выступали сам редактор («Иван и Роза»), Булгарин («Петербургская чухонская кухарка»), Ушаков («Пиюша»). Художественные произведения отечественных и зарубежных авторов О. И. Сенковский перерабатывал, приспосабливая к цензурным требованиям и вкусам обывательской аудитории.
В отделе «Науки и художества» приоритет отдавался естественнонаучным, экономическим статьям иностранных авторов, в которых популяризировались технические достижения. При этом редактор стремился придать им занимательную форму, исключая из них теоретические рассуждения и оставляя любопытные факты, полезные сведения.
В отделе «Промышленность и сельское хозяйство» содержались разного рода советы: по уходу за скотом, использованию новых орудий сельского труда, изготовлению продуктов питания.
Критический отдел журнала отличался фельетонным стилем, который исключал необходимость глубокого анализа содержания и художественных достоинств произведений. Взяв на себя эту функцию, Сенковский стремился позабавить читателя веселыми остротами.
В «Литературной летописи» Сенковский в полной мере использовал изобретенную им литературную маску барона Брамбеуса, от лица которого он смешил и дурачил публику, развлекая ее анекдотами из жизни литераторов, мистификациями и пародиями на произведения современных авторов.
Отдел «Смесь» стал средоточием разнообразных сведений и любопытных фактов на любой вкус, возраст, образование. От руководства, по разгадыванию снов и рецептов чудодейственных лекарств до сенсационных эпизодов из жизни королей, полководцев.
Все отделы «Библиотеки для чтения» обретали содержательное и стилистическое единство благодаря деятельному участию самого редактора. Избегая политических и острых социальных проблем и в то же время, не скрывая неприязни к революционным идеям, О. И. Сенковский развлекал и одновременно просвещал публику. Журнал демонстративно выступил против теоретических и научных обобщений, особенно против передовых философских и политических теорий, видя в них источники вольнодумства и неповиновения властям.
Издания А. Ф. Смирдина сначала шли ходко, но затем дела его пошатнулись. Главной причиной этого была необычная щедрость: Пушкину он платил за каждую строку стихов по «червонцу», а за стихотворение «Гусар» уплатил 1200 рублей. Бескорыстие Смирдина и доверчивость его при отпуске книжного товара довели его в конце концов до полнейшего разорения.
Смирдин пытался устроить лотерею для разыгрывания книг. Так он хотел увеличить количество читателей путем дешевого распространения книги. Но ко дню розыгрыша остались непроданными более 1000 билетов.
В 1848 г. Смирдин, не желавший терпеть убытки, передал издание «Библиотеки» книгопродавцу В.П. Печаткину; руководство редакцией принял А.В. Старчевский. Новый редактор принялся за составление номера, который и появился в декабре 1848 г. Таким образом журнал возобновился. Журналы за 1848 год были скоро доданы, так что издательство "Библиотеки для чтения" вернулось в норму.
Однако журнал продолжил терять свою популярность в 1849 году. В 1864 года В. П. Печаткин уговорил П. Д. Бобрыкина, русского писателя, драматурга, журналиста, приобрести журнал. В течение двух лет он потерял на нем около 50 тысяч.
П. Д. Бобрыкину пришлось заложить свои земли, чтобы расплатиться с долгами, но они продолжали расти. В начале 1865 года становится окончательно понятно, что журнал необходимо закрыть и предложить подписчикам что-нибудь другое. В апреле 1865 года "Библиотека для чтения" прекратила свое существование.
Издатели «Библиотеки для чтения» первыми среди коллег поняли, что журналистика не может оставаться в стороне от становления капиталистических отношений, а труд журналиста, равно как и писателя, должен хорошо оплачиваться. Они отдавали должное роли материального стимула в творческом процессе, что во многом и предопределило успех журнала, его долголетие.
Какие известные русские писатели, помимо Пушкина, публиковались в этом журнале?
в журнале появились «Хаджи-Абрек» М.Ю.Лермонтова, 50-60-е годы в журнале эпизодически участвовали Л.Н.Толстой (рассказ «Три смерти»), А.Н.Островский (пьеса «Воспитанница»), И.А.Гончаров, А.Н.Майков, А.А.Фет
Как относились к журналу современники?
князь П. А. Вяземский: Самое заглавие -- нелепость. «Библиотека для чтения»! Да для чего же и может служить библиотека? «После этого можно сказать -- карета для езды».
Гоголь, как и вся почти литературная группа, примкнувшая в последствии к «Современнику», относившийся резко враждебно к «Библиотеке»: он так толст, что за пересылку его больше нужно заплатить, нежели он сам стоит; притом же очень глуп. Все порядочные люди и великие писатели от него отказываются; в высшем кругу его никто не читает. Только в провинции находятся люди, которые его читают еще и восхищаются дрянью».
Шевырев: «Она -- огромный пульс нашей словесности, двадцать раз в году толстым томом ударяющий по вниманию читателей,
Позже успех «Библиотеки» был признан как ее сторонниками, так и противниками. И. Панаев пишет: «Толстый журнал, имел колоссальный по тому времени успех. Пять тысяч подписчиков -- какая приятная цифра.
«редакция «Пчелы», -- возбудил в некоторых литераторах и книгопродавцах опасения насчет упадка других литературных журналов.
и сторонники, и противники «Библиотеки…» прекрасно понимали, что новое издание, в противовес прежним журналам, имевшим хождение главным образом в столичном масштабе, переключилась на нового читателя, расширило круг, взяв курс на провинцию и тем самым сыграло важную роль в развитии культуры, в утверждении идей просвещения в России.
Ты говорила о том, что Смирдин, пытаясь удержать журнал на плаву организовал лотерею. Делал ли он что-либо ещё, чтобы исправить положение?
Смирдин решил издавать русских классиков в возможной полноте, в небольшом формате и по неслыханно дешевой для того времени цене. Издание это имело некоторый успех, но его не хватало для того, чтобы покрыть долг, достигавший 500 тысяч рублей ассигнациями.
...
Дать сложившееся определение предмету социологии в целом не так просто. Также, предмет данной дисциплины следует определить с учетом некоторых обстоятельств:
1. социология СМИ является одной из предметных областей социологии;
2. социология СМИ входит и в состав дисциплин, отражающих специальные теоретические и прикладные знания в области журналистики;
3. социология СМИ - многоуровневая дисциплина со спецификой каждого из уровней.
Социология - наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей. Из этого определения видно, что социология занимается не всеми социальными сущностями и явлениями, у нее есть свой фокус: это изучение социальной жизни через ее субъектов - личность и социальные общности и через взаимоотношения между ними. Она изучает эти объекты в развитии и 'на основе широкого использования эмпирических данных.
Предмет одной из отраслей социологии - социологии СМИ - складывается на пересечении с общей социологией и теорией журналистики, которая занимается журналистикой как специфическим социальным институтом, видом деятельности, совокупностью профессий и профессионалов, произведений - с учетом ее (журналистики) контрагентов: массовой аудитории и социальных институтов.
Социология же данной отрасли сосредотачивается на изучении социальных аспектов функционирования СМИ, задаваясь следующими вопросами:
1. каково место СМИ в системе социальных коммуникаций, в чем специфика ее функций для различных социальных субъектов; каковы результаты воздействия (и есть ли оно) на становление и развитие социальных общностей;
2. как в обществе распределяются информационные ресурсы и каковы социальные отношения по этому поводу;
Исходя из всего вышесказанного можно сформулировать определение: предметом социологии журналистики является функционирование в обществе СМИ как социальной актуальной оперативной масс-информационной системы во взаимодействии с социальными институтами и аудиторией.
Таким образом, социологическими методами изучаются следующие предметы социологии журналистики.
Субъекты функционирования СМИ в обществе (система, структура, типология и морфология):
• издающих органов, социальных институтов;
• СМИ, журналистов;
• аудитории.
Взаимоотношения с другими участниками информационного процесса:
• властями;
• другими социальными институтами, партиями и общественными движениями, структурами гражданского общества;
• владельцами, учредителями, издателями, распространителями, рекламодателями и спонсорами;
• аудиторией и общественным мнением;
• журналистами.
Структура социологии журналистики
Безусловно, журналистику можно отнести к социологии отраслевого типа. Основанием для этого является тот факт, что социология делится по сфере изучения на множество специальных, или отраслевых, социологий: социология политики, экономики, труда, культуры. Поэтому социология коммуникации оказывается наиболее близкой с социологией журналистики отраслью.
Социология коммуникации, по определению – это специальная отрасль социологии, изучающая функциональные особенности общения представителей различных социальных групп в плане их взаимодействия – передачи и получения смысловой и оценочной информации и в плане воздействия на их отношение к социальным ценностям данного общества и социума в целом. При этом различаются понятия социология коммуникации, где акцент делается на социальном аспекте коммуникации, предполагающем изучение ее в русле социологических исследований, исследование социологическими методами, и социокоммуникация (внимание концентрируется на коммуникации как процессе общения, механизм которого обусловлен многими социальными факторами).
Социология коммуникации изучает социальную коммуникацию, как межличностную, так и массовую. Иногда употребляется термин социология масс-медиа. Слово «медиация» в коммуникативистике, употребляется в значении посреднической миссии медиа как действующих лиц в социальных драмах, а также для выражения преобразующей функции СМИ, которые в процессе сбора, обработки и передачи информации реципиентам способны видоизменять в различных имиджах реальность.
Социология массовой коммуникации наиболее близка к социологии журналистики, хотя не вполне совпадает с нею, потому что, с одной стороны, ее предмет более широк, а с другой стороны, более узок, потому что журналистика, помимо коммуникативной функции, выполняет и многие другие.
Итак, социология журналистики – это отрасль социологии, изучающая
закономерности и особенности функционирования СМИ в обществе во взаимоотношениях их с аудиторией, издающими, руководящими, финансирующими структурами, их строение, деятельность и условия деятельности – на основе методов, принятых в социологии.
...
Тэтчеризм: влияние М. Тэтчер на британские СМИ.
Великобритания, бесспорно, относится к числу стран, которые демонстрируют пример устойчивой эволюции в условиях нынешней глобальной трансформации. Представляется, что одной из причин сохранения стабильности в этой стране является консервативность общественной жизни, которая обеспечивает преемственность основных политических и экономических идей. Уместно вспомнить, что только за последние 130 лет консерваторы находились у власти восемь десятилетий. Более того, этот период знаменовал собой не просто развитие, а качественно новое упрочение консервативных политических идей и духовных ценностей, состоявшееся по инициативе тогдашнего премьер-министра страны от консервативной партии, М. Тэтчер.
Премьер-министра называли «железной леди», провозгласившей в период кризисного состояния британской экономики курс на ограничение государственной поддержки в любых сферах, свертывание социальных программ. Была проведена коммерциализация социальных сфер образования и здравоохранения, что, по мнению М. Тэтчер, было необходимым для снижения текущих расходов государства. Тогдашний правительственный кабинет сделал все, чтобы сократить прямое государственное вмешательство в экономику, поощрив при этом конкуренцию и свободу рынка. По сути, Великобритания стала первой страной, где нашла поддержку теория монетаризма американского экономиста нобелевского лауреата М. Фридмана. «Чем меньше правительство вмешивается в экономику, тем меньше оно тратит денег, а, следовательно, тем меньше оно печатает, и денежная масса сокращается», — утверждал М. Фридман. И правительство М. Тэтчер свято руководствовалось в своей политике этим принципом.
Жесткий внутриполитический курс, проводимый М. Тэтчер, повлек за со- бой общественные недовольства и даже открытые протесты. Однако он продемонстрировал и ответственность «железной леди» за поступательное развитие страны и развитие частной инициативы, которая на протяжении ряда столетий была прерогативой консервативной идеологии.
Размышляя сегодня над феноменом реализации и практических успехов политики консерваторов, нельзя не учитывать роль британских средств массовой информации (СМИ), обеспечивших духовную поддержку, М. Тэтчер в этот непростой для страны период времени.
Начать с того, что Великобритания является уникальной страной применительно к развитию СМИ. Первая газета «Куранты» («The Courant») появилась здесь еще в первой четверти XVII в. — раньше, чем во многих других европейских странах. Во многом благодаря тому, что газетный бизнес традиционно инициировался в этой стране обеспеченными людьми, а большинство из них, в свою очередь, были приверженцами ценностей «доброй старой Англии», периодические издания, так или иначе, отстаивали консервативные идеи. В отличие от Франции, Германии и ряда других европейских стран, где на страницах печати сталкивались различные мировоззренческие позиции, Англия исторически демонстрировала иной пример. Лондонская пресса, конечно, не избегала политических тем, а в XVIII в. даже приводила на своих страницах полные отчеты заседаний британского парламента, где сталкивались различные партийные интересы, тем не менее ее общий содержательный настрой был, конечно, проконсервативным. Эта традиция сохранилась на протяжении всей эволюции британских печатных СМИ.
Пребывание у власти М. Тэтчер было отмечено не только продолжающейся традицией поддержки консерваторов со стороны национальной прессы. Ею самой было сделано немало для того, чтобы посредством печатного слова консервативные ценности получили одобрение широкого большинства британского населения.
Находясь у власти, М. Тэтчер способствовала усилению процесса концентрации и монополизации прессы. Вся пресса Великобритании в период ее правления была сосредоточена в руках семи корпораций. Крупнейшим из этих концернов является «Ньюс Интернешнл»), принадлежащий Руперту Мердоку. Газета «Таймс» входит в его состав.
За многие годы своего существования «Таймс» претерпела множество перемен. Последняя – очень явственная, случилась, когда в 1981 году ее приобрел австралийский медиамагнат Руперт Мердок. Его медиаимперии «Ньюс Корпорейшн» принадлежат СМИ по всему миру. Маргарет Тэтчер требовалась поддержка своего курса усилиями СМИ. Отсюда – продажа «Таймс» Мердоку, гражданину другой страны. Но, если в 1966 году, когда газету покупал выходец из Канады Рой Томсон, была созвана антимонопольная комиссия, то спустя 15 лет Тэтчер ничего не сделала, чтобы сделка стала предметом рассмотрения все той же комиссии. Тем самым премьер-министр создала благоприятную почву для процесса концентрации и монополизации СМИ в британском обществе.
Р. Мердок в свою очередь опирался на политику, проводимую Тэтчер против профсоюзов, когда он организовал и осуществил свой знаменитый прорыв при Уоппинге. Медиамагнат к концу 1985 года выстроил новый редакционно-полиграфический комплекс в пригороде Лондона. Целью Мердока была прибыль, ее увеличение, отказ от старой типографской печати, переход на офсет. Эта процедура неминуемо влекла за собой увольнение 6000 рабочих и специалистов традиционной типографии. Но он пошел на это, несмотря на жестокое сопротивление профсоюзов.
С 2004 года газета стала выходить в так называемом компактном варианте, то есть в таблоидном формате А3, что было сделано для удобства ее чтения в метро, поездах, автобусах. Эту успешную форму «Таймс» позаимствовала у газеты «Индепендент», когда благодаря формату тиражи последней увеличились. Еще одной целью введения данного формата было стремление руководства «Таймс» привлечь новых читателей. Появление газеты «Таймс» форматом А3 также было обусловлено идеями Тэтчер сделать политику консерваторов уделом не только традиционных слоев общества, но и массовой аудитории. Это было нововведением Мердока, но встретило понимание консерваторов, которым была необходима масс-медийная поддержка. Все эти перемены породили толки о таблоидизации газеты «Таймс».
Так оказались взаимосвязаны консервативная политика, консервативная психология общества и пресса в Британии. Это подтверждает зависимость СМИ от этих двух факторов, потому что СМИ тесно связаны в своем развитии с политической реальностью.
Тесные связи между Р. Мердоком и М. Тэтчер привели к изменению модели «Таймс». А через это – влияние на сознание аудитории, произошла революция в сознании, основанная на консервативных ценностях.
Сегодня эти ценности живы, несмотря на присутствие у власти лейбористов, они вынуждены считаться с психологией общества. Все это свидетельствует, что понимание политики СМИ невозможно представить вне политического и духовного ландшафта, в котором они действуют. И в этом воздействие Тэтчер безусловно.
...
Протожурналистика римлян начала складываться еще во времена Римской республики. Латинская азбука ведет свою родословную от этрусского письма, в основе которого – греческий алфавит.
В период консульства Юлия Цезаря (100 – 44 гг. до н. э.) появились первые рукописные газеты. Их предшественницами были так называемые афиши, или надписи. Они высекались на меди, мраморе, камне. Мог использоваться и более дешевый материал. На деревянных дощечках или выбеленной мелом стене выводили различные объявления.
Афиши не исчезли до конца империи и служили орудием гласности. По утверждению французского историка античности Г. Буасье, с их помощью начальство уведомляло о своих постановлениях, граждане свидетельствовали о своем почтении к богам, преданности государям, посредством афиш должностные лица распространяли в публике все, что желали довести до ее сведения. Это могли быть также и объявления о сдаче в наем квартиры, о предстоящем спектакле или это была избирательная реклама. Афиши, объявления Древнего Рима – это предшественники современных заметок. Они могли содержать в себе элементы анонса (объявление о спектакле), блиц - портрета (например, кандидата в Сенат), фактологической заметки (нормативная информация в виде указа императора.
Римляне знали еще один способ получения новостей. На стену дома, где жил главный жрец, в начале года прибивалась выбеленная доска. Она называлась album и открывалась списком консулов и судий, избранных на год. Ниже шли краткие извещения о тех или иных событиях, происходящих в стране. В конце декабря album снимался, вывешивалась новая доска. Из этих «газет-ежегодников» позднее были составлены знаменитые «Annales maximi» ( «Великие летописи»).
История создания древнеримской рукописной газеты «Acta Senatus» ( «Дела Сената») дошла до нас в рассказе римского историка и писателя Светония ( 69 – 140 гг.). Цезарь, провозглашенный консулом в 59 г. до н. э., издал постановление о ежедневном обнародовании протоколов сенатских и народных собраний. Эти акты вывешивались в таком месте, где с ними мог ознакомиться каждый. Они представляли собой информативные издания об основных политических событиях, государственных церемониях, сенатских совещаниях. Ранее информация об этом была закрытой для широкой публики.
Стремление Цезаря обезоружить своих политических противников, «сняв тайну» с сенатских дел, казалось, было реализовано. Но по прошествии времени стал обнаруживаться неожиданный эффект издания. Огромная империя требовала порой присутствия римлян в самых отдаленных ее уголках, например, в Египте, куда газета не доставлялась. Поэтому вошло в привычку обращаться к тем людям, которые специально занимались собиранием известий для сообщения. Это были предки нынешних репортеров. А сборщиков новостей в Древнем Риме называли диурнариями (diurna – поденный, ежедневный).
Слушая выступления на форуме, получая сведения из «Acta Senatus», сборщики новостей составляли из них собрание известий, которое римляне презрительно называли compilatio ( букв. ограбление). В этих ремесленных газетах серьезные сообщения могли соседствовать с бытовой информацией.
Так постепенно шло становление рукописной деловой газеты Древнего Рима «Acta publica» ( «Дела общественные»). Она возникла также в I в.до н. э.
Газета скоро стала ежедневной, а затем была переименована в «Ежедневные дела римского народа» ( «Acta diurna populi romani»). Газета просуществовала до V в., оставаясь сугубо официальной. Ее получали в метрополии и провинциях. Но уже с начала правления императора Тиберия высшая власть стремилась к закрытости, оставляя на долю Сената только относительно незначительные дела, а для общественного мнения – только цензурованные новости в городской газете.
Римская газета являлась своего рода официозом, но римлянами ценилась невысоко. Известно суждение о ней Тацита: «… достоинство римского народа требует, чтобы в истории его сообщалось только о блестящих событиях, а… мелкие подробности оставались бы для газет».
Ораторское искусство как средство коммуникации в Древнем Риме развивалось, но было поставлено на практические рельсы. Одним из выдающихся преподавателей риторики был испанец Марк Фабий Квинтилиан (приблизительно 35 – 100 гг.). Он впервые описал принцип «перевернутой пирамиды», широко используемый в современных журналистских текстах, а также в практике специалистов по связям с общественностью при составлении пресс-релизов.
Квинтилиан, постигая тайны ораторского искусства, ввел своеобразную формулу, которая включала семь вопросов и позволяла судить о событии: кто; что сделал; где; какими средствами; зачем; каким образом?
Итак, в Древнем Риме встречаемся с первыми опытами рукописных газет. Они имели свою информационную политику, содержали различные виды информации, сообщали не об одном, а о целом ряде событий, произошедших за день или за неделю.
...
Отличительной особенностью производства в сфере массовой информации является то, что оно предполагает со здание и артикуляцию сообщений в пределах специфических знаковых систем. Сообщения массовой коммуникации формируются и интерпретируются в соответствии с определенными правилами или кодами. То есть, информация о событии по телевидению это не «живое» событие, а сообщение о нём.
Традиционным методом выявления смысла сообщений массовой коммуникации, является контент-анализ. Контент-анализ формирует определенные категории, с по¬мощью которых исследуется содержание сообщений. В ходе последующих исследований концептуализация проблемы понимания сообщений массовой коммуникации получила новое раз¬витие. Основу семиологических подходов соста¬вляют лингвистические представления. Здесь сообщения рассматривается как структурированное целое. То есть, нет оснований полагать, что наи¬более часто встречающаяся тема является самой важной. В тексте как структурно целом бо¬лее важным является то место, которое занимают его составляющие. Контент анализ часто используется в этой связи как инструмент исследований.
Семиология, в отличии от контент анализа, является некоторой совокупностью исследовательских подходов в искусстве, литературе, антропологии, массовой коммуни¬кации, которые базировались на использовании лингвистической теории. Семиология выделяется из-за ее нацеленности на изучение знака. Это предполагает исходное разделе¬ние означающего как объекта исследования от означаемого. Другой характерной чертой семиологического анализа является фокус внимания на внутреннем структурировании текста или сообще¬ния. В структурном анализе акцент делается на «технике стимулирующей восприятие в слу¬чае, когда перед ним оказывается масса внешне однородных данных неразличимых для разума и глаза. Это представляет собой декодирующее или дешифрующее устройство, или альтернативную технику изучения языка»6.
Акцент семиологии на анализе внутренних связей текста сопряжен с определенными проблемами. Многие исследования русских фор¬малистов, были ориентированы на изучение внутренней структуры литературных произведений. В исследовании «Морфология сказки» В. Проппом пытался выявить нарративную структу¬ру русской народной сказки. По мнению Проппа, в сказке особенности характеров и ландшафта, равно как и природа препятствий и трудностей является менее важной, неже¬ли чем их функция. Пропп выделяет 31 нарративную функцию, с помощью которых возможна классификация сказок.Основная проблема данного подхода состоит в том, что здесь теряется специфика контекста сообщения, посредством которого фор¬мируется значение этого сообщения. В этой сфере семиология оказывается глубоко связанной с идеологией. Главным концептуальным средством соссюровской лингвистики был знак, а также представление о знаке и его отличиях от других элементов речевого процесса. В современной классической формулировке это выглядит так: Означающее — Знак — Означаемое.
Показанные здесь отношения характеризуют связи не между миром и реальным миром, а между означающим и означаемым. Семиология исключает из своего рассмотрения «реальный мир». Кроме того, в семиологических исследованиях наблюдается тределенное противоречие между анализом знаковых систем и одновременным поиском структур, лежащих в основе предмета анализа. Теоретики пытаются выявить эти структуры в самых различных областях — от «литературности» до универсальных качеств сознания человека. Теоретический альянс семиологии и марксизма в сфере изучения массовой коммуникации привел к появлению аргументов, обосновывающих, что подобной основополагающей структурой является «миф» или «идеология».
...
Известный специалист в области коммуникаций Джорж Гербнер утверждает, что с установлением господствующего класса правления, первичной функцией культурных средств становит¬ся легитимация и поддержание властей. Драма¬тические истории способствуют укреплению установленного порядка. Их содержание утверждает идею: нарушение правил повлечет за собой наказание.
Таким средством яв¬ляется телевидение. Телевизионное развлечение играет роль обучающих историй, на¬правленных на поддержание политической системы.
В ранних исследова¬ниях приводилась идея о всесилии средств массо¬вой коммуникации и утверждалась их способность се¬рьезно влиять на ценности, мнения и поведение. Однако после эмпирической проверки выяснилось обратное. Минимальные эффекты массовой ком¬муникации определялись тем, что люди не обращали внимание на сообщения, которые не совпадали с их базовыми убеждениями.
Наилучшее объяснение эффектов массовой коммуникации предложено в "культивационном анализе. Маловероятно, что единичное сообщение смогло повлиять на мнения. Но если определенный тип сообщений будет по¬стоянно направляться на подкрепление какой-либо точки зре¬ния, то это может дать значительный эффект.
Эффекты сообщений массовой коммуникации проявляются в области восприятия социальной реальности. Исследования показали, что если телевизионный мир серьезно отличается от реальности, то ак¬тивно потребляющие телевидение индивиды высказывают оценки, в большей мере совпадающие с показанным.
В ТВ программах о преступности встречаются много материалов, касающихся особенностей сообщества, политического ре¬жима. Это необходимо для поддержки право¬вых органов. Телевизионная реальность в связи с показом преступности и правосудия существенно отли¬чается от реальности "реальной".
Серьезное беспокоит и "чрезмерный" показ насилия. Содержание трансляций со сценами насилия несут два важных моментах. Во-первых, то, что окружающий мир является чрезвычайно опасным, где каждый может стать жертвой. Во-вторых показ насилия играет ключевую роль при отражении телевидением социального порядка. Это простой способ демонстрации того, по каким пра¬вилам "играется игра" жизни. Вместе с тем подобные трансляции отражают ролевые отношения агрессора и жертвы. Причем зрители могут научиться обоим ролям.
Таким образом, трансляции телевизионного насилия могут способствовать укреплению конформизма в отношении соци¬альных норм, а не формированию девиантного поведения.
...
Понятие профессии как рода трудовой деятельности
Профессия – род трудовой деятельности человека, предмет его постоянных занятий, а также свидетельство наличия у него знаний и опыта, позволяющих квалифицированно выполнять определенный вид работ.
Что такое журналистика и кто такой журналист? Тенденции общественного развития и процессы глобализации постоянно меняют смысл и содержание этих понятий. Глобальные изменения в общественных процессах повлияли на сущность журналистской профессии и определили ее новые роли.
СЛАЙД 2 Еще лет 20 – 30 назад, в советское время, профессию относили к разряду творческих, а журналист считался, в первую очередь, литературным работником. Деятельность современного журналиста становится более технологизированной. Суть журналистской профессии в значительной мере определяется влиянием социокультурного, политического, экономического и технологического факторов. СЛАЙД 3 Постоянно меняются требования к профессионалам, пересматриваются критерии профессионализма, функции и суть журналистской профессии, появляются новые модели практического воплощения журналистики. В современном понимании термином «журналистика» обозначают:
– профессиональную деятельность по сбору, переработке и периодическому распространению актуальной социальной информации;
– всю многообразную продукцию этой деятельности – газетные, журнальные, телевизионные и радиоматериалы;
– все каналы распространения журналистской информации – газеты, журналы, телевидение, радио, информационные агентства, Интернет;
– всю совокупность профессий в ее рамках – творческих, технических;
– соответствующий предмет изучения и преподавания в учебных заведениях.
СЛАЙД 4 Журнализм – журналистская профессия, род занятий, литературно-публицистическая работа. Слово «журнализм» соотносится со спецификой профессиональной информационной деятельности в этой сфере, а понятие «журналистика» – со СМИ. В XIX веке понятие «журнализм» соотносилось с качеством изданий, а также профессиональной организацией работы – персональный журнализм, массовый журнализм.
Журналисты – штатные и внештатные работники редакций (от корреспондента и работника отдела писем до руководителя корреспондентской сети и главного редактора), которые по редакционному уставу определяют направление и характер изданий или программ, ведут авторскую, редакторскую, организационную работы по сбору, обработке, компоновке массовой информации в номере газет и журналов, программ радио и телевидения.
СЛАЙД 5 Профессиональная деятельность журналиста— объект системного типа, поскольку состоит из взаимосвязанных разнопорядковых элементов, объединенных в несколько структур, и обладает целостностью — способностью проявлять свою сущность только через взаимодействие этих элементов.
СЛАЙД 6 Журналистика как профессиональная деятельность включена в качестве средства и в отношения между сознанием и поведением людей, и в отношения институтов власти и народа. Журналистика информирует о властных решениях, способствует их распространению и разъяснению, сообщает о реакции масс на них, оглашает требования народа к власти, —действует как одно из звеньев механизма управления общественными процессами. А будучи включенной непосредственно в отношения общественного сознания и общественного бытия, она выступает как автономное, самостоятельное звено в механизмах саморегуляции общества. И эта ее роль возлагает на нее особые обязанности:
— давать членам общества оперативное знание о действительности, обо всех ее существенных изменениях, причем как на очевидном уровне, так и на неочевидном.
— обеспечивать гражданам арену свободного обмена мнениями, создавая возможность для самоопределения общественного мнения.
— насыщать направляемые обществу массовые информационные потоки материалами, несущими в себе еще не освоенные аудиторией знания, нормы и ценности, обеспечивая возможность их конкуренции и побуждая тем самым людей к нравственным, духовным исканиям.
При определении профессиональной деятельности встает вопрос о том, что делает журналистика, как именно она выполняет свои общественные обязанности. Может показаться, что он подталкивает к абанальным ответам. Однако это не так. Исследования показывают, что отношения средств массовой информации с аудиторией — нечто иное, как взаимодействие субъектов, которое становится отчетливо видимым, если подойти к журналистике как деятельности продуктивной. Производство информационного продукта, предназначенного потребителю, который отнюдь не является объектом воздействия, поскольку он — субъект волеизъявления.
СЛАЙД 7 Именно профессиональная деятельность оказывается той силой, которая проявляет себя как «участок сборки» общего продукта. В обязанности журналистов в этом случае входит:
— планировать массовые информационные потоки, привлекая к участию в них представителей самых разных областей жизни;
— редактировать полученные тексты, доводя их до принятых в обществе норм цивилизованного текстового общения;
— конструировать из этих текстов некоторое единство, именуемое номером газеты или журнала, программой радиовещания или телевидения;
— с определенной периодичностью выпускать в свет.
...
1 сл. Само понятие graffiti возникает в исторической науке еще до осознания уличного искусства как самостоятельного культурного феномена и относится к
любым текстовым или графическим изображениям.
2 сл. На самом деле, первыми граффити можно назвать наскальные рисунки первобытного человека. Ведь это слово в переводе с итальянского языка (от graffiare) означает - нацарапанное. А именно таким методом создавались первые изображения, созданные пещерным человеком.
3 сл. «Граффити» в субкультурном понимании термина – это написание своего псевдонима или названия команды определенным образом. Такие надписи называют тэгами.
4 сл. В конце 1960-х годов граффити появляется во Флориде, но там оно не приобрело таких масштабов, которых достигло в Нью-Йорке. Именно образы Нью-Йорка, такие как статуя Свободы, скай-лайн Манхеттена, мосты и поезда метро, были заимствованы художниками Лондона, Сиднея и других городов. Эти образы «стали иконами, символизирующими неистощимый источник граффити».
5 сл. В Нью-Йорке граффити стало частью субкультуры хип-хопа и отсюда начало свое шествие по миру. Оно превратилось в визуальное выражение хип-хопа, так же как брейк-данс стал его выражением в движении, а рэп — выражением этой субкультуры в слове.
6 сл. В начале 1970-х годов райтеры начали расписывать вагоны метро, курсирующие из одного района Нью-Йорка в другой. Одни из первых исследователей граффити Г. Чалфент и Д. Пригофф отмечали: «Граффити как искусство начинает расцветать тогда, когда райтеры, захотевшие стать известными, спустились в подземку...».
7. Обилие и размер этих надписей поражали воображение: их было много, они целиком покрывали двери, окна, спинки сидений, металлические части вагонов, отвергая функциональное назначение этих элементов, как если бы речь шла только о поверхностях, созданных для письма.
Какую же функцию выполняли поезда в данной ситуации?
8 сл. Поезда метро давали возможность резко увеличить количество просмотров, получить огромную потенциальную аудиторию. Поезда были ареной, на которой райтеры могли заявить о себе, так как расписанные поезда привлекали внимание каждого человека.
9 сл. Рисунок на поезде был своего рода посланием райтерам из другого района, которое заключалось в предложении посостязаться в мастерстве написания шрифтов. Соревновательный характер граффити привел к так называемой войне стилей, способствующей возрастанию художественного мастерства райтеров
10 сл. Вследствие этого стали появляться стили: Topcat 126 (топкат) создал Blockbaster (блокбастер), Phase 2(фейз ту) — Bubble letters (бабл летез), Dondy (донди) был одним из тех, кто способствовал появлению Wild Style.
11 сл. История российского граффити, ознаменованная началом перестройки, началась в 1985 году – одновременно с модой на брейк-данс, танцевальную диковинку непознанного Запада.
В России развитие «граффити» начиналось с такого персонажа как «Злой баллон», в то время информации было не так много и те крупицы, которые доставались молодым людям с волной популярности хип – хопа проявлялись чаще всего такими копиями персонажей и популярности самого инструмента – аэрозольный баллончик.
12. В конце 90-х ведущей комплектующей единицей в сфере граффити в Москве становится хип-хоп-организация "Стадия 21", обеспечивающая художников необходимыми аксессуарами. Открываются "школы граффити". Средствами художников издаются журналы ("Flix", "Sprayit") содержащие информацию об истоках культуры и фиксирующие ее состояние в России и за рубежом. Систематически проводятся фестивали, акцентирующиеся непосредственно на граффити: экстрим'97, "Чистая энергия", "Граффити-2000", и др
14 сл. Единственным объединением, целенаправленно продвигающим русскоязычное граффити (кириллицу) на мировую сцену, является команда "Зачем". Интересно творчество художников из "Sicksystems"(сиксистем), переносящих цифровую эстетику векторной графики на плоскость стены. Истинными звездами питерского граффити можно по праву считать "DS crew" (ди эс крив), разработавшую свою уникальную манеру исполнения стиля "3-D". Так же можно отметить заслуги объединения "310 Squad" (310 отряд), экспериментирующего с внедрением в традиционные практики уличного искусства стилистических и эстетических приемов из мира высокого искусства и дизайна.
15 сл. Обычные люди не всегда могут прочитать тег, расшифровать что там написано и для многих не очевидно, что граффити райтеры пишут свои псевдонимы. Очень часто текст, который написан нечитаемый для обычного человека.
Все что делают граффити райтери направленно именно на людей своей субкультуры.
16.. Выделяются следующие техники:
Writing (райтинг)– процесс нанесения граффити без привязки к стилю. Включает в себя абсолютно все разновидности;
Bombing (бомбинг) – быстрое нанесение рисунка при экстремальных условиях;
Tagging (тагинг) – подпись художника, его никнейм.
17. Помимо техники нанесения, различают и виды граффити, которые отличаются по стилю:
Bubble-letter – графика с использованием больших букв и объемных форм, похожих на пузыри;
Throw-up(трой ап) – Нью-Йоркский стиль, подразумевающий использование двух цветов и простых форм;
Character (Характер)– изображение персонажей в стиле автора-граффитиста;
Wild style – один из самых распространённых видов, подразумевающих нанесение сложных рисунков. Требует высокого уровня мастерства;
3D-style – изображение в стиле 3D, а также оптические иллюзии.
18 сл. По мере распространения граффити-культуры по всему миру, с каждым новым художником, вступавшим в "эзотерическое братство" уличного искусства, возникала все большая потребность в изобретении новых стилистических форм и технических приемов с целью выделения своего "я" среди других.
На рубеже 2000х годов некоторое европейские райтеры устали от тиражирования своего псевдонима и начали вместо букв использовать какие-то логотипы, персонажей, знаки, а для работы стали использовать не только аэрозольную краску, а также трафареты, наклейки и плакаты.
19. Так под влиянием граффити зарождается стрит-арт,
как одно из направлений современного молодежного движения.
20. Уличное искусство в России начинает активно развиваться последние 15 - 20 лет. Статус стрит – арта начал меняться в 2010-е – тогда пошли первые фестивали и выставки. Некоторые художники начали получать официальные заказы. Стрит – арт (не весь) стал легальным. художники начали получать официальные заказы.
21. Стрит - арт своей основной целью считает приспособление art-объектов под городскую среду. Художник создает поле для осмысления городского пространства, моделирует различные сюжетные программы, пытается адаптировать изображаемые образы для публики
22. Самый очевидный вариант создания стрит - арта: рисунок от руки баллончиком или кистью, обычно по эскизу. В этом способе больше всего свободы и места для авторского стиля, но и очень высокие требования к технике исполнения.
23. Трафареты и постеры
Многие жители городов часто видят на улицах города постеры и трафареты. Они не такие масштабные и яркие, как граффити, мурали и панно. Многие даже считают — этот стиль стрит-арта придает городу некое очарование.
Трафареты часто содержат протестные девизы, призывы к обществу. Но социальный контекст присутствует не всегда.
24. Стикеры — популярный сегодня инструмент уличных художников. Потребуется время на их изготовление, но зато потом наносить рисунки можно быстро, оставляя свои метки на улицах города.
Стикеры часто используются в коммерческих целях — фонарные столбы, дорожные знаки, входные двери оклеивают рекламой кафе, табачных магазинчиков, пабов, концертов местных музыкальных групп.
25. Мурал — такая техника в уличном искусстве, которая охватывает достаточно обширные пространства.
Крупные панно, покрывающие целые здания, большие участки промзон требуют времени на реализацию, большого количества расходных материалов, подъемной техники и прочих приспособлений.
26. Так же, как и в граффити, художник создает свой уникальный знак, стилизованный логотип – "лого для эго" – и маркирует им определенный участок городского ландшафта. Но при этом он не просто присваивает территорию, но и диктует ее прочтение зрителю, вовлекает его в диалог, моделируя различные сюжетные программы.
27 сл. Граффитисты, как правило, не пытаются донести до обывателя глубокий посыл, чего не скажешь о стрит-райтерах. Работы, выполненные в стиле стрит-арт, почти всегда являются визуальной метафорой актуальных проблем современного общества.
28. Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод: Граффити - это тэг художника, который говорит о том, что «Я - есть», а художник стрит - арта говорит: «Я так думаю»
Стрит - арт - больше чем граффити, оно имеет культурно-историческую ценность, оно переосмысляет пространство.
...