))
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Оборонно-промышленный комплекс (далее — ОПК) занимает особое место и играет заметную роль в развитии экономики и обеспечении национальной безопасности страны, заключающейся в защите ее независимости, государственной и территориальной целостности.
Главная задача функционирования ОПК определена как создание и производство современных конкурентоспособных вооружений, военной и специальной техники (далее — ВВСТ), обеспечение перевооружения Вооруженных сил, других войск и формирований России и усиление позиций на мировом рынке вооружений.
После довольно продолжительного периода «полуголодных» лет государство все-таки обратило внимание на ОПК. Президент РФ потребовал, чтобы в срок до 2015 года были обновлены 30% вооружений, к 2020 году обновление должно составить 70–80%. Предполагается, что за 10 лет расходы бюджета на приобретение оружия и военной техники для Вооруженных сил России составят около 19 трлн рублей. Гособоронзаказ этого года состоит из 581,5 млрд бюджетных рублей и 168 млрд рублей, полученных по кредитной схеме. При этом в 2010 году гособоронзаказ составлял 43% бюджета Минобороны, в 2011 — около 46%, в планах на 2017 год — увеличение доли до 60%.
Одновременно повышаются требования к качеству продукции ОПК и ее себестоимости. Недавний срыв сроков заключения контрактов с предприятиями ОПК — лишь один из эпизодов, подтверждающий тенденцию к тому, что ценовое давление со стороны Министерства обороны на производителей будет только возрастать. Другим поводом задуматься о поисках путей повышения качества и снижения себестоимости продукции является ужесточающаяся конкуренция на международных рынках.
Особенностью оборонно-промышленного комплекса является его замкнутость с точки зрения допуска иностранных инвесторов, зарубежных технологий. Это в некоторой степени является его недостатком. В то же время, подобная «замкнутость» создала условия, при которых ОПК в России представляет собой одну из важнейших сфер хозяйствования, пронизывающих межотраслевой баланс страны. Предприятия оборонно-промышленного комплекса имеют глубокую «корневую систему» именно внутри страны. Это позволяет говорить о том, что ОПК в настоящее время может явиться «локомотивом» развития экономики страны и способен обеспечить ее устойчивое развитие [2].
В настоящее время российский ОПК - это скорее не комплекс предприятий, а их совокупность плюс научные организации, занятые разработкой, производством и ремонтом продукции военного и гражданского назначения, объединенные по отраслевому признаку [3]. В его составе сосредоточено большинство базовых высокотехнологических и наукоемких отраслей промышленности, составляющих основу научнотехнического потенциала страны и определяющих главные направления научно-технического прогресса (см. рисунок). Ракетно-космическая промышленность (РКП) занимает ключевое место в государственной политике России и является одним из важнейших факторов, определяющих ее статус страны высоких технологий [2].
В 2000 г. Президентом России была утверждена военная доктрина страны, определяющая военнополитические, военно-стратегические и военноэкономические основы обеспечения военной безопасности Российской Федерации [8].
Величина абсолютных затрат на науку в России в 6 раз меньше, чем в Японии и в 16 раз меньше, чем в США [9]. Например, США выделяют на военные НИОКР более 70 млрд долл., что позволяет им сохранять лидерство в области военных технологий. Симптомом технологического отставания является и то, что доля современной техники в российской армии, по оценкам экспертов Минобороны, не превышает 20 % (для сравнения: в армиях развитых стран доля современной техники оценивается в 60-80 %). В России в 2007 г. только 6 % предприятий, включая и ОПК, и гражданский сектор экономики, в той или иной степени реализуют инновационные проекты. Как следствие, позиции нашей страны на рынке наукоемкой продукции остаются слабыми (к примеру, общий ежегодный объем экспорта высокотехнологичной продукции России в 5 раз меньше, чем Таиланда, в 8 раз - Мексики, в 10 раз - КНР, в 14 раз -Южной Кореи) [4].
На сегодняшний день в ОПК происходит рост промышленного производства. Кроме того, в общем объеме производства увеличивается доля продукции гражданского назначения. Предприятия ОПК, в определенной степени, сохранили свой высокий научный потенциал, культуру производства, систему управления качеством, что является главным условием конкурентоспособности [10].
В настоящее время наблюдается устойчивый рост объемов продукции, выпускаемой промышленными предприятиями РКП.
В статье рассматриваются внутренние и внешние факторы оживления отечественного оборонно-промышленного комплекса. Работа на оценку 5, оригинальность от 60%.
1. Ерыгин Ю. В., Лобков К. Ю. Устойчивое инновационное развитие предприятий ОПК: концепция, принципы и методы планирования : моногр. / Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2014.
2. Ерыгина Л. В. Методология и инструментарий контроллинга инновационного развития предприятий ракетно-космической промышленности : автореф. дис. ... д-ра экон. наук / Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2013.
3. Бажанов В. А., Соколов А. В. Инновационная значимость оборонно-промышленного комплекса России // ЭКО. 2012. № 3.
4. Марк Цициев. От советского ОПК к ОПК новой России // Журнал «Бюджет». 2015. № 5.
5. Рогожин, М. Ю. Справочник кадровика : практ. пособие. М. : ТК Вэлби : Проспект, 2014.
6. Российская Федерация. Постановления. О концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 гг. : постановление Правительства РФ № 832 от 24.07.1998 г. // Собрание законодательства РФ. № 50. Ст. 6294.
7. Об итогах работы Федерального космического агентства по организации космической деятельности в 2014 г. Задачи по выполнению государственного заказа и развитию РКП на 2015 г. : решение коллегии Федерального космич. агентства № 17 от 19.01.2007 г.
8. Российская Федерация. Президент. Указы. Об утверждении военной доктрины РФ : указ № 706 от 21.04.2000 г.
9. Ленчук Е. Б., Власкин Г. А. Финансирование инновационной деятельности в России // ЭКО. 2015. № 12.
10. Беляков Г. П. Оборонно-промышленный комплекс: проблемы реформирования и развития : мо-ногр. / Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2013.
11. Пич Г., Шерм Э. Уточнение содержания контроллинга как функции управления и его поддержки // Проблемы теории и практики управления. 2011. № 3.
12. Григорьев В. В., Федотова М. А. Оценка предприятий: теория и практика. М. : Инфра-М, 2016.
13. Билевская Э. Независимая газета Армейский заказ на инновации. 2014.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Оборонно-промышленный комплекс (далее — ОПК) занимает особое место и играет заметную роль в развитии экономики и обеспечении национальной безопасности страны, заключающейся в защите ее независимости, государственной и территориальной целостности.
Главная задача функционирования ОПК определена как создание и производство современных конкурентоспособных вооружений, военной и специальной техники (далее — ВВСТ), обеспечение перевооружения Вооруженных сил, других войск и формирований России и усиление позиций на мировом рынке вооружений.
После довольно продолжительного периода «полуголодных» лет государство все-таки обратило внимание на ОПК. Президент РФ потребовал, чтобы в срок до 2015 года были обновлены 30% вооружений, к 2020 году обновление должно составить 70–80%. Предполагается, что за 10 лет расходы бюджета на приобретение оружия и военной техники для Вооруженных сил России составят около 19 трлн рублей. Гособоронзаказ этого года состоит из 581,5 млрд бюджетных рублей и 168 млрд рублей, полученных по кредитной схеме. При этом в 2010 году гособоронзаказ составлял 43% бюджета Минобороны, в 2011 — около 46%, в планах на 2017 год — увеличение доли до 60%.
Одновременно повышаются требования к качеству продукции ОПК и ее себестоимости. Недавний срыв сроков заключения контрактов с предприятиями ОПК — лишь один из эпизодов, подтверждающий тенденцию к тому, что ценовое давление со стороны Министерства обороны на производителей будет только возрастать. Другим поводом задуматься о поисках путей повышения качества и снижения себестоимости продукции является ужесточающаяся конкуренция на международных рынках.
Особенностью оборонно-промышленного комплекса является его замкнутость с точки зрения допуска иностранных инвесторов, зарубежных технологий. Это в некоторой степени является его недостатком. В то же время, подобная «замкнутость» создала условия, при которых ОПК в России представляет собой одну из важнейших сфер хозяйствования, пронизывающих межотраслевой баланс страны. Предприятия оборонно-промышленного комплекса имеют глубокую «корневую систему» именно внутри страны. Это позволяет говорить о том, что ОПК в настоящее время может явиться «локомотивом» развития экономики страны и способен обеспечить ее устойчивое развитие [2].
В настоящее время российский ОПК - это скорее не комплекс предприятий, а их совокупность плюс научные организации, занятые разработкой, производством и ремонтом продукции военного и гражданского назначения, объединенные по отраслевому признаку [3]. В его составе сосредоточено большинство базовых высокотехнологических и наукоемких отраслей промышленности, составляющих основу научнотехнического потенциала страны и определяющих главные направления научно-технического прогресса (см. рисунок). Ракетно-космическая промышленность (РКП) занимает ключевое место в государственной политике России и является одним из важнейших факторов, определяющих ее статус страны высоких технологий [2].
В 2000 г. Президентом России была утверждена военная доктрина страны, определяющая военнополитические, военно-стратегические и военноэкономические основы обеспечения военной безопасности Российской Федерации [8].
Величина абсолютных затрат на науку в России в 6 раз меньше, чем в Японии и в 16 раз меньше, чем в США [9]. Например, США выделяют на военные НИОКР более 70 млрд долл., что позволяет им сохранять лидерство в области военных технологий. Симптомом технологического отставания является и то, что доля современной техники в российской армии, по оценкам экспертов Минобороны, не превышает 20 % (для сравнения: в армиях развитых стран доля современной техники оценивается в 60-80 %). В России в 2007 г. только 6 % предприятий, включая и ОПК, и гражданский сектор экономики, в той или иной степени реализуют инновационные проекты. Как следствие, позиции нашей страны на рынке наукоемкой продукции остаются слабыми (к примеру, общий ежегодный объем экспорта высокотехнологичной продукции России в 5 раз меньше, чем Таиланда, в 8 раз - Мексики, в 10 раз - КНР, в 14 раз -Южной Кореи) [4].
На сегодняшний день в ОПК происходит рост промышленного производства. Кроме того, в общем объеме производства увеличивается доля продукции гражданского назначения. Предприятия ОПК, в определенной степени, сохранили свой высокий научный потенциал, культуру производства, систему управления качеством, что является главным условием конкурентоспособности [10].
В настоящее время наблюдается устойчивый рост объемов продукции, выпускаемой промышленными предприятиями РКП.
В статье рассматриваются внутренние и внешние факторы оживления отечественного оборонно-промышленного комплекса. Работа на оценку 5, оригинальность от 60%.
1. Ерыгин Ю. В., Лобков К. Ю. Устойчивое инновационное развитие предприятий ОПК: концепция, принципы и методы планирования : моногр. / Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2014.
2. Ерыгина Л. В. Методология и инструментарий контроллинга инновационного развития предприятий ракетно-космической промышленности : автореф. дис. ... д-ра экон. наук / Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2013.
3. Бажанов В. А., Соколов А. В. Инновационная значимость оборонно-промышленного комплекса России // ЭКО. 2012. № 3.
4. Марк Цициев. От советского ОПК к ОПК новой России // Журнал «Бюджет». 2015. № 5.
5. Рогожин, М. Ю. Справочник кадровика : практ. пособие. М. : ТК Вэлби : Проспект, 2014.
6. Российская Федерация. Постановления. О концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 гг. : постановление Правительства РФ № 832 от 24.07.1998 г. // Собрание законодательства РФ. № 50. Ст. 6294.
7. Об итогах работы Федерального космического агентства по организации космической деятельности в 2014 г. Задачи по выполнению государственного заказа и развитию РКП на 2015 г. : решение коллегии Федерального космич. агентства № 17 от 19.01.2007 г.
8. Российская Федерация. Президент. Указы. Об утверждении военной доктрины РФ : указ № 706 от 21.04.2000 г.
9. Ленчук Е. Б., Власкин Г. А. Финансирование инновационной деятельности в России // ЭКО. 2015. № 12.
10. Беляков Г. П. Оборонно-промышленный комплекс: проблемы реформирования и развития : мо-ногр. / Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2013.
11. Пич Г., Шерм Э. Уточнение содержания контроллинга как функции управления и его поддержки // Проблемы теории и практики управления. 2011. № 3.
12. Григорьев В. В., Федотова М. А. Оценка предприятий: теория и практика. М. : Инфра-М, 2016.
13. Билевская Э. Независимая газета Армейский заказ на инновации. 2014.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—5 дней |
580 ₽ | Цена | от 200 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 4208 Статей — поможем найти подходящую