Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФСКИХ ШКОЛ КОНФУЦИАНСТВА И ЛЕГИЗМА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ ДРЕВНЕГО КИТАЯ (ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ДИНСТИЙ СЯ, ШАН-ИНЬ, Ч

  • 68 страниц
  • 2021 год
  • 0 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

Conen99

1800 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Актуальность темы исследования. История идеологии Древнего Китая представляет особый интерес резким противостоянием двух философских школ - конфуцианства и легизма. Особенно актуально исследование общественно-политической жизни Китая сейчас, когда мы наблюдаем бурное развитие экономики этой страны. Важность таких сфер, как право, общественные отношения и аппарат управления государством очевидны. Именно поэтому важно именно всестороннее изучение проблемы. Так как конфуцианство и легизм были ведущими идеологиями в Древнем Китае, необходимо рассматривать эти сферы жизни общества именно через призму влияния данных философских школ. Так как многие идеи философских школ (в трансформированном или адаптированном виде) до сих пор влияют на мировоззрение китайцев, их уклад жизни. Результаты деятельности Конфуция, его последователей и представителей школы легизма до сих пор оказывают влияние на китайский менталитет, общественно-политической жизнь, современную правовую систему. Поэтому изучение выбранной для ВКР темы является актуальным.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что материалы и выводы ВКР могут быть использованы для дальнейшего изучения проблем права, общественных отношений и бюрократической системы Китая. Результаты исследования также могут найти и практическое применение при подготовке учебных пособий, семинаров и курсов по политологии, истории, истории философии, социальной философии.
Объект исследования: развитие философских школ конфуцианства и легизма.
Предмет исследования: влияние философских школ на социальную жизнь, правовую и политическую системы древнекитайского общества.
Целью работы является выявление специфики влияния конфуцианства и легизма на право, бюрократию, систему управления государством и личность императора, общественные отношения в Древнем Китае.
Для достижения поставленной цели выполняются следующие исследовательские задачи:
1. Проанализировать проследить генезис становление и развитие философских школ конфуцианства и легизма в указанный период.
2. Рассмотреть влияние идеологии на правовую систему.
3. Определить взгляды конфуцианства и легизма на социальную жизнь общества.
4. Определить взгляды конфуцианства и легизма на систему управления и личность императора.
5. Выявить влияние философских школ на формирование ментальности бюрократии и системы экзаменов.
Хронологические рамки исследования включают в себя период существования империй Ся, Шан-Инь, Чжоу, Цинь и Хань, то есть 2070 г. до н.э. – 220 г. н.э.
Источниковая база исследования представлена следующими работами: «Гуаньцзы», «Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах» (том 2), «Книга правителя области Шан (Шан цзюнь шу)» и «Конфуций. Лунь юй» в пер. Переломова Л. С. М., «Мэн-цзы» в пер. Колоколова В. С., Сыма Цянь «Ши цзи (Исторические записки)», Фань Е «Хоу хань шу (История поздней династии Хань)», Хиншун Я. «Древнекитайская философия. Эпоха Хань», «Шу цзин», Лянь Юань-дун «История общественных отношений в Китае».
«Гуаньцзы» представляет из себя сборник философских идей и воззрений, принадлежащих различным древнекитайским деятелям в основном IV–III вв. до н.э . Назван трактат в честь Гуань Чжуна, реформатора царства Ци и одного из идейных основателей школы легизма. Гуаньцзы помогает изучить не только философскую мысль в Древнем Китае, но и ряд других важнейших исторических проблем в политике, экономике и социально-этической сфере.
Сборник «Древнекитайская философия» включает в себя такие древнейшие тексты, как «Цзо чжуань», «Гуаньцзы», «Ли цзи», «Сюнь-цзи», «Шан цзюнь шу», «Хань Фей-цзы», «Люй-ши чунь цю», «Ши цзи». Все эти памятники написаны в разные временные периоды, абсолютно разными по своим идеям и воззрениям авторами. Однако, данные тесты необходимы для изучения истории, идеологии, общественной, права мысли в Древнем Китае. Собрание текстов «Древнекитайская философия» дает характеристику разных философских школ.
Для изучения основополагающих идей философской школы легизма была использована «Книга правителя области Шан», в переводе Переломова . Традиционно авторство этого текста приписывается Шан Яну, который провел свои знаменитые реформы в царстве Цинь. Этот трактат полезен для изучения идеологии легистов, их взглядов на управление государства и законы. Переломов в своей монографии, помимо перевода, дает обширный комментарий к содержанию текста, а также о жизни и деятельности самого Шан Яна, влиянии его учения. «Книга правителя области Шан» является важнейшим памятником общественно-политической мысли в Древнем Китае. В целом, идеи школы легистов оказали колоссальное влияние на дальнейшее развитие правовой мысли и законодательства Китая.
Несомненно, важным источником в данной работе является «Лунь Юй» Конфуция. По сути, сам Конфуций не является автором «Лунь Юя». Эта работа представляет из себя записи диалогов Конфуция со своими учениками, а также фиксирует его мудрые изречения. Сделаны эти записи последователями Конфуция уже после его смерти. Перевод «Лунь Юя» Л.С. Переломовым основан на анализе предшествующих переводов на европейские языки . Помимо прочего, он делает анализ самого древнего текста и дает личные комментарии. «Лунь Юй» - значимый источник для данной работы, так как без него сложно оценить в полной мере идеологию конфуцианства и взгляд на мир приверженцев этой философской школы.
Книга «Мэн-цзы» (в переводе Колоколова В. С.) – один из самых значимых памятников конфуцианской мысли. Точное авторство работы не установлено. Большинство синологов придерживаются мнения, что работа написана последователями великого конфуцианского философа Мэн-цзы, жившего в IV-III вв. до н.э. Основная суть работы, подобно «Лунь Юю», — это мысли и рассуждения Мэн-цзы о различных сферах жизни древнекитайского общества: политике, морали, образовании, философии.
Одним из самых известнейших историографов Древнего Китая является Сыма Цянь. Его девятитомная работа «Исторические записки» получила свое современное название лишь после смерти автора. Оригинальное название «Книга Придворного историографа» . В данной работе в качестве источника для изучения самого раннего периода истории Китая использовался только второй том, в котором автор дает подробное описание событий при династиях Цинь и Хань, а также процесс формирования империй. Сыма Цянь в своей работе лишь описывает основные события, не делая их анализ. Автор подробно фиксирует смену правителей в каждой династии, упоминает родственные связи, браки, описывает события смены династий, борьбы княжеств между собой, любые внешние угрозы. Эти данные позволяют сделать вывод и социальной структуре того времени, что необходимо в данной работе. Труд Сымы Цяня – богатейший источник по истории Древнего Китая, поэтому автора недаром назвали «Отцом китайской историографии».
Для изучения истории династии Хань была использована работа Фань Е. Хоу хань шу (История поздней династии Хань) . Данная работа посвящена описанию правления императоров империи Хань, описанию некитайских народов, внешней политики и угроз для империи, а также включает в себя трактаты, касающиеся различных аспектов политической, социальной, хозяйственной и культурной жизни.
Работа Яна Хиншуна «Древнекитайская философия. Эпоха Хань» — это антология китайской философии периода правления династии Хань. Она знакомит с важным периодом в развитии историко-философского процесса в Китае. В ней представлены мыслители различных взглядов и мировоззренческой ориентации — создатели оригинальных философских учений, последователи конфуцианства, даосизма, легизма и других направлений.
Книга «Шу Цзин» - ещё один величайший памятник древнекитайской конфуцианской литературы. Среди синологов существует мнение о том, что работу составлял и редактировал сам Конфуций, однако достоверных сведений об этом нет. Текст «Шу Цзин» не дошел до наших дней в первоначальном варианте, работа была уничтожена, а позже восстанавливалась по частям. Книга является сборником различных сказаний, мифов, описаний исторических событий, обращений правителей к подданным, указов, поучений сановникам, диалогов древних правителей с мудрецами.
Книга Лянь Юань-дуна «История общественных отношений в Китае» написана традиционным китайским языком. На данный момент официальный перевод к данной работе ещё не сделан. В книге автор анализирует эволюцию и развитие китайского общества.
Историографию проблемы мы можем разделить на работы по истории Китая, которые позволяют изучить реализацию идеи конфуцианства и легизма на практике, работы по праву Китая, работы по философии Китая, справочную литературу.
Рассмотрим первую группу – общие работы по истории Китая.
Для изучения истории Китая использовалась работа Бокщанина А.А., Непомнина О.Е., Степугиной Т.В. «История Китая» . В данной монографии рассматривается история Китая с древнейших времен до начала XX в. В своей работе авторы основываются на оригинальных исторических и специальных исследованиях российских, китайских и западных ученых. Монография разделена на три части, каждая из которых посвящена рассмотрению древней, средневековой и новой истории Китая.
Монография Переломова Л. С. «Империя Цинь – первое централизованное государство в Китае (221-202 гг. до н. э.)» посвящена созданию в Китае первого централизованного государства – империи Цинь. В работе рассматривается процесс формирования империи, деятельность императоров, изменения и нововведения в различных сферах жизни общества.
Классические работы английского профессора С. П. Фицджеральда: «Китай: Краткая история культуры» и «История Китая» — это монографии, дающие обширный и глубокий очерк истории Китая от неолита до конца XIX века. В данных работах достойное внимание уделено духовной и материальной культуре, искусству и литературе традиционного Китая. Помимо рассмотрения исторических событий интересующего нас периода существования империй Цинь и Хань, автор особое внимание уделяет философии и идеологии первых империй Древнего Китая, а также указывает на их влияние на всех стороны жизни древнекитайского общества.
В работе «Имперское прошлое Китая: введение в китайскую историю и культуру» («China's imperial past: an introduction to Chinese history and culture») Чарльз Хакер рассматривает все ключевые аспекты китайской истории. Книга поделена на три большие части: доисторический период, ранние империи и поздние империи. Все периоды описаны по одной схеме (ключевым компонентам): историческая линия, правительство и общество, мышление, литература и искусство. Для нашей работы наиболее интересны аспекты мышления, где как раз анализируются философские школы конфуцианства и легизма, а также аспекты права, общественных отношений.
Небольшая работы Джозеф Нидэм «Наука и общество в древнем Китае» («Science and society in ancient China») интересна своим описанием влияние конфуцианства и легизма на древнекитайское общество.
Рассмотрим вторую группу – работы по праву Китая.
В монографии Кучеры С. «История, культура и право Древнего Китая» особое место занимает именно рассмотрение правовой системы Древнего Китая. На основании сохранившихся образцов писаного права автор описывает процесс формирования системы наказаний за различные преступления. Делает акцент на существовании принципа коллективной ответственности. Указывает на исключительно важное место законов в культуре и истории Древнего Китая.
Статья Медведева В. Г. «Сущность морально-этической концепции конфуцианства и правовой доктрины легизма и их влияние на развитие права в Древнем Китае» посвящена анализу самых распространённых в Древнем Китае политико-правовых учений конфуцианства и легизма. Данная статья ориентирована не на изучение становления этих школ, а именно на их правовой аспект. По мнению автора, именно эти учения послужили базисом для формирования политико-правовых и морально-этических идей . Также, Медведев указывает на различное влияние конфуцианства и легизма на развитие правовой системы, однако не забывает упомянуть про их синкретизм в период существования империи Хань.
Переломов Л. С. в монографии «Конфуцианство и легизм в политической истории Китая» показывает исторический фон, делая акцент на развитии экономики, производства, торговых связей. В работе особое внимание уделяется становлению, развитию и доктринам философских школ конфуцианства и легизма. На основе «Исторических записок» Сымы Цяня Переломов подробно рассказывает о жизни и деятельности Конфуция. Дает ему крайне положительную оценку, отмечая большой вклад в развитие культуры Китая . Автор также проводит анализ текса «Лунь Юя», приводя мнения и других исследователей. Важное значение он придает рассмотрению взглядов Конфуция на устройство бюрократического аппарата в государстве, его пониманию власти и взглядам на законодательство. Также, Переломов анализирует жизнь и деятельность основателей и первых представителей легизма: Гуань Чжуна, Шан Яна, Цзы Чана . Особое внимание автор уделяет анализу реформ Шан Яна. Помимо этого, Переломов рассматривает развитие идей философских школ в период существования первых империй. Он рассматривает взгляды последователей Конфуция и первых легистов, показывает их влияние на законодательство. В итоге, Переломов приходит к выводу о слиянии идей конфуцианства и легизма в период существования империи Хань. Изучение жизни и деятельности Конфуция и представителей школы легизма дает автору возможность сделать выводы об общественно-политической жизни не только Древнего Китая, но и КНР.
Работа Синхи С.П. «Юриспруденция. Философия права» посвящена исследованию различных взглядов на природу права. Для этого автор анализирует различные теории, которые выдвигались на протяжении развития человеческой мысли. Автор анализирует и теории права Древнего Китая. Он рассматривает основные идеи Конфуция и приверженцев легизма, показывает, как эти идеи повлияли на формирование правовой системы в Китае.
В сборнике одиннадцатой научной конференции «Общество и государство в Китае» представлены несколько работ, подходящих для изучения нашей темы. Статья Илюшечкина В. П. «О классовой и сословной стратификации древнего и средневекового китайского общества» показывает взаимоотношения в социальной сфере и деление людей на классы. Статья Васильева Л. С. «Власть – собственность политического лидера в Древнем Китае» посвящена непосредственно личности императора, становлению его авторитета и могущества. В статье «Правовые воззрения ханьских конфуцианцев» Король Ю. Л. показывает, как конфуцианцы в эпоху Хань смотрели на право. Эти были уже не те первоначальные, отрицающие законы, взгляды. Необходимость права и управления на основе всеобщих законов со временем стала ясна и конфуцианцам.
В книге «Государство в истории общества (к проблеме критериев государства)» собраны работы, посвященные рассмотрению различных аспектов государственности в Китае, а также, места и роли традиционных социальных коллективов. Для нашей работы особенно актуальны и полезны две работы Бокщанина А.А. - «Зарождение административно-управленческого аппарата в Древнем Китае», «Сложение государственно-административных институтов в Китае (эпоха Шан-Инь, XVI – середина XI вв. до н.э.».
Статья Попова П. С. «Краткий исторический очерк уголовного законодательства Китая с древнейших времен до второй половины X века по Р. Х.» предназначена для знакомства с уголовным правом Китая начиная с древних времен. Для анализа аспектов права автор использует древнекитайские источники.
Далее рассмотрим работы по философии и идеологии Древнего Китая.
В работе «История социума и демократии» Буйчик А. Г. освещает вопросы философского и политического развития общества, значение власти и ее роли в государстве. Автор дает характеристику политических институтов, взглядов мыслителей на проблему личностно-государственных отношений, в том числе, и в Древнем Китае.
Монография Васильева Л. С. «Проблема генезиса китайской мысли (формирование основ мировоззрения и менталитета)» посвящена рассмотрению процесса формирования китайской философской мысли. Особое внимание уделяется социальной, политической, этической философии. Автор анализирует специфику философской мысли и систему мышления в Древнем Китае. Отдельные главы отведены изучению идей Конфуция. Васильев Л. С. рассматривает и воззрения легистов, в особенности Шан Яна. Во второй монографии Васильева «Проблемы генезиса китайского государства» рассматривается сажный и неоднозначный процесс становления китайской государственности начиная с протогосударственных форм до складывания великой империи. Автор рассматривает такие аспекты, как власть, общественные отношения, право, бюрократический аппарат, армия.
Работа известного китайского ученого и историка философии Го Мо-Жо «Философы Древнего Китая» дает глубокий анализ идеологии Древнего Китая. Автор подвергает критической оценке традиционные представления о философии Древнего Китая и о древнекитайской идеологии, показывает свой взгляд некоторых важных проблем. Го Мо-Жо анализирует философские учения Древнего Китая такие как конфуцианство, моизм, даосизм, легизм. Помимо прочего, он идеологическую борьбу как сторонников разных учений, так и приверженцев одной и той же философской школы.
Монография Малявина В. В. «Империя ученых» посвящена изучению империи Хань, в частности, последним десятилетиям царствования Ханьского дома. В работе отражены основные политические события того времени, показано государственное устройство позднеханьской империи.
Работа Переломова Л. С. - «Конфуций: жизнь, учение, судьба» посвящена более подробному анализу учения Конфуция. Рассматривается воздействие личности Конфуция и его учения на духовную жизнь и политическую культуру Китая.
В монографию Рубина В. А. «Личность и власть в Древнем Китае» вошли собрания статей и записи из дневников, посвященные различным аспектам древнекитайской культуры и ее связям с современностью, включены также переводы китайских текстов, в том числе канонического конфуцианского трактата «Записки о музыке» («Юэ-цзи»). В своей работе Рубин не просто анализирует философские школы Древнего Китая, но и рассматривает историческую обстановку, в которой они складывались и развивались.
В работе Фэн Ю-Ланя «Краткая история китайской философии» исследуется генезис китайской мысли от самых истоков вплоть до наших дней. Автор отмечает, что в китайской цивилизации философия играла роль, сравнимую с ролью религии в других культурах. Каждый образованный человек в Древнем Китае интересовался философией. Сам Фэн Ю-Лань является представителем современной конфуцианской философии, поэтому больший акцент в работе сделан именно на изучение философской школы Конфуция. Конечно, автор рассматривает и легизм, моизм, даосизм.
Работа Ян Юн-Го «История Древнекитайской идеологии» — это исследование истории философских школ Древнего Китая с позиции марксизма-ленинизма. Автор раскрывает связь проблематики древнекитайской философии с запросами социальной борьбы в обществе, борьбы материализма с идеализмом. В книге анализируются древнейшие источники китайской письменности.
В монографии Чжу Юнсинь «История просветительской мысли в Древнем Китае» рассматриваются идеи, методики преподавания различных древнекитайских философских школ. По большей части, работа посвящена сфере образования.
Работа Джулии Чинг «Китайские религии» («Chinese religions») посвящена рассмотрению религии в Китае. Особое внимание уделено именно конфуцианским идеям начиная с момента становления до настоящего времени. Отдельно рассматриваются буддизм, даосизм и ислам.
Бенджамин Шварц «Мир мысли в Древнем Китае» («The world of thought in ancient China») – работа по философии Древнего Китая. Автор рассматривает становление философских школ конфуцианства, легизма и даосизма, их основные взгляды и развитие идей.
Джудит Шклар «Легизм» («Legalism») - книга о теории права, об отношениях права, политики и морали в Древнем Китае. Автор показывает недостатки и достоинства легистского мировоззрения.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3-17
ГЛАВА I. ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ ИДЕОЛОГИЮ (В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ДИНАСТИЙ СЯ, ШАН-ИНЬ, ЧЖОУ, ЦИНЬ, ХАНЬ…………………………………………………………………………….18-29
1.1. КОНФУЦИАНСТВО………………………………………………………18-23
1.2. ЛЕГИЗМ…………………………………………………………………….23-29
ГЛАВА II. ВЛИЯНИЕ ИДЕОЛОГИИ НА ПРАВОВУЮ СИСТЕМУ………30-41
2.1. ПРАВОВАЯ СИСТЕМА ДРЕВНЕГО КИТАЯ…………………………..30-36
2.2. ЛЕГИЗМ КАК ОСНОВА ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ В ИМПЕРИИ ЦИНЬ…………………………………………………………………………….36-39
2.3. СИНКРЕТИЗМ КОНФУЦИАНСТВА И ЛЕГИЗМА В ИМПЕРИИ ХАНЬ.....................................................................................................................39-41
ГЛАВА III. ВЛИЯНИЕ ИДЕОЛОГИИ НА СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ…………………………………………………………………………42-60
3.1. СОЦИАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА…………………………………...42-47
3.2. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВОМ И ЛИЧНОСТЬ ИМПЕРАТОРА………………………………………………………………….47-54
3.3. БЮРОКРАТИЧЕСКИЙ АППАРАТ………………………………………54-60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………61-64
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...65-68

Идеология Древнего Китая в доимперский период и времена существования империй Цинь и Хань развивалась на основе идей двух школ: конфуцианства и легизма. Хотя оба они оказали глубокое влияние на государственное строительство Китая, а также на его моральные и правовые традиции, вначале эти две философии были категорически против друг друга, поскольку основывались на совершенно разных принципах. Наибольшее распространение они получили в VI-III вв. до н.э . Со временем интересы двух философских школ стали пересекаться, а во времена империи Хань даже сложился некий синкретизм конфуцианства и легизма. В данной главе будут рассмотрены и проанализированы основные положения конфуцианства и легизма, а также особенности философских школ с момента их формирования до III в. н.э.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Источники
1. Гуаньцзы. URL: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/I/Drvnkit_fil/frametext9.htm (26.10.2021)
2. Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. Т. 2. М.: Мысль, 1973. 384 с.
3. Книга правителя области Шан (Шан цзюнь шу) / Пер. Переломов Л. С. М.: Ладомир, 1993. 392 с.
4. Конфуций. Лунь юй / Пер. Переломов Л. С. М.: Восточная литература, 2001. URL: https://vk.com/doc358527_325883517?hash=d5d85b1a917974e1e1&dl=9bd3c9a29beff4e4bd (26.10.2021)
5. Лянь Юань-дун. История общественных отношений в Китае. Шанхай, 1954.
6. Мэн-цзы / Пер. Колоколов В. С. СПб.: Петербургское Востоковедение, 1999. 272 с.
7. Сыма Цянь. Ши цзи (Исторические записки) / Пер. Вяткин Р. В. Т.2. М.: Восточная литература, 2003. 567 с. URL: https://vk.com/doc-47544854_152921425?hash=b8cb783a1af3ef56f1&dl=d184d16bbe4631a5eb (26.10.2021)
8. Фань Е. Хоу хань шу (История поздней династии Хань). URL: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/III/Fan_E/frametext4.htm (26.10.2021)
9. Хиншун Я. Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М.: Наука, 1990. 523 с.
10. Шу цзин. URL: https://www.abirus.ru/content/564/623/626/14338/15109/15110/15113.html (03.03.2022)
Литература
11. Бокщанин А. А., Непомнин О. Е., Степугина Т. В. История Китая. М.: Восточная литература, 2010. 599 с.
12. Буйчик А. Г. История социума и демократии. М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. 140 с.
13. Васильев Л. С. Проблемы генезиса китайского государства. М.: Наука, 1983. 326 с.
14. Васильев Л. С. Проблема генезиса китайской мысли (формирование основ мировоззрения и менталитета). М.: Наука, 1989. 309 с.
15. Го Мо-Жо. Философы Древнего Китая. М.: Издательство иностранной литературы, 1961. 741 с.
16. Государство в истории общества (к проблеме критериев государства). М.: Биоинформсервис, 1998. 296 с.
17. Кучера С. История, культура и право Древнего Китая. М.: Наталис, 2012. 416 с.
18. Малявин В. В. Империя ученых. М.: Европа, 2007. 384 с.
19. Медведев В. Г. Сущность морально-этической концепции конфуцианства и правовой доктрины легизма и их влияние на развитие права в Древнем Китае. // Правоведение. СПб., 2012, № 6. С. 190-198.
20. Одиннадцатая научная конференция «Общество и государство в Китае». Тезисы и доклады. Часть 1. М.: Наука, 1980. 240 с.
21. Переломов Л. С. Империя Цинь – первое централизованное государство в Китае (221-202 гг. до н. э.). М.: Восточная литература, 1962. 243 с.
22. Переломов Л. С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. М.: Наука, 1981. 340 с.
23. Переломов Л. С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. М.: Наука, 1993. 440 с. URL: https://vk.com/doc358527_462383251?hash=5a95256efe6bdc675a&dl=4c3718beac6e14bb37 (26.10.2021)
24. Попов П. С. Краткий исторический очерк уголовного законодательства Китая с древнейших времен до второй половины X века по Р. Х. СПб., 1880.
25. Рубин В. А. Личность и власть в Древнем Китае. М.: Восточная литература, 1999. 384 с.
26. Синха С. П. Юриспруденция. Философия права. М.: Издательский центр "Академия", 1996. 304 с. URL: https://vk.com/doc17719570_528618470?hash=2780a36f49e13da437&dl=88a0067c9c20148a4d (26.10.2021)
27. Фицджеральд С. П. История Китая / Пер. Калашниковой Л. А. М.: Центрполиграф, 2008. 458 с.
28. Фицджеральд С. П. Китай: Краткая история культуры / Пер. Котенко Р. В. СПб.: Евразия, 1998. 455 с.
29. Фэн Ю-Лань. Краткая история китайской философии. СПб.: Евразия, 1998. 376 с.
30. Чжу Юнсинь. История просветительской мысли в Древнем Китае / Пер. с кит. Кочминой С. М.: ООО Международная издательская компания «Шанс», 2021. 423 с.
31. Ян Юн-Го. История Древнекитайской идеологии. М.: Издательство иностранной литературы, 1957. 424 с.
32. Ching J. Chinese religions. New York: Orbis Books, 1993. 275 p.
33. Hucker C. O. China's imperial past: an introduction to Chinese history and culture. Stanford, California: Stanford University Press, 1975. 446 p.
34. Needham J. Science and society in ancient China. London: Watts, 1947. 20 p.
35. Schwartz B.I. The world of thought in ancient China. Cambridge: Belknap Press of Harvard University Press, 1985. 490 p.
36. Shklar J.N. Legalism. Cambridge: Harvard University Press, 1964. 246 p.
Справочная литература
37. Графский В. Г. Всеобщая история права и государства. М.: Норма, 2007. 752 с.
38. Духовная культура Китая: энциклопедия в пяти томах. Т. 1 (Философия). М.: Восточная литература, 2006. 727 с.
39. Духовная культура Китая: энциклопедия в пяти томах. Т. 2 (Мифология. Религия). М: Восточная литература., 2006. 869 с.
40. Духовная культура Китая: энциклопедия в пяти томах. Т. 4 (Историческая мысль. Политическая и правовая культура). М.: Восточная литература, 2009. 935 с.
41. История государства и права зарубежных стран / Под ред. Жидкова О. А., Крашенинниковой Н. А. М.: Норма, 1998. 624 с.
42. История Китая / Под ред. Меликсетова А. В. М., 2002. URL: https://esystem.rudn.ru/pluginfile.php/730374/mod_resource/content/1/354140-www.libfox.ru.pdf (26.10.2021)
43. Нерсесянц В. С. История политических и правовых учений. М.: Норма, 2004. 944 с.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Актуальность темы исследования. История идеологии Древнего Китая представляет особый интерес резким противостоянием двух философских школ - конфуцианства и легизма. Особенно актуально исследование общественно-политической жизни Китая сейчас, когда мы наблюдаем бурное развитие экономики этой страны. Важность таких сфер, как право, общественные отношения и аппарат управления государством очевидны. Именно поэтому важно именно всестороннее изучение проблемы. Так как конфуцианство и легизм были ведущими идеологиями в Древнем Китае, необходимо рассматривать эти сферы жизни общества именно через призму влияния данных философских школ. Так как многие идеи философских школ (в трансформированном или адаптированном виде) до сих пор влияют на мировоззрение китайцев, их уклад жизни. Результаты деятельности Конфуция, его последователей и представителей школы легизма до сих пор оказывают влияние на китайский менталитет, общественно-политической жизнь, современную правовую систему. Поэтому изучение выбранной для ВКР темы является актуальным.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что материалы и выводы ВКР могут быть использованы для дальнейшего изучения проблем права, общественных отношений и бюрократической системы Китая. Результаты исследования также могут найти и практическое применение при подготовке учебных пособий, семинаров и курсов по политологии, истории, истории философии, социальной философии.
Объект исследования: развитие философских школ конфуцианства и легизма.
Предмет исследования: влияние философских школ на социальную жизнь, правовую и политическую системы древнекитайского общества.
Целью работы является выявление специфики влияния конфуцианства и легизма на право, бюрократию, систему управления государством и личность императора, общественные отношения в Древнем Китае.
Для достижения поставленной цели выполняются следующие исследовательские задачи:
1. Проанализировать проследить генезис становление и развитие философских школ конфуцианства и легизма в указанный период.
2. Рассмотреть влияние идеологии на правовую систему.
3. Определить взгляды конфуцианства и легизма на социальную жизнь общества.
4. Определить взгляды конфуцианства и легизма на систему управления и личность императора.
5. Выявить влияние философских школ на формирование ментальности бюрократии и системы экзаменов.
Хронологические рамки исследования включают в себя период существования империй Ся, Шан-Инь, Чжоу, Цинь и Хань, то есть 2070 г. до н.э. – 220 г. н.э.
Источниковая база исследования представлена следующими работами: «Гуаньцзы», «Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах» (том 2), «Книга правителя области Шан (Шан цзюнь шу)» и «Конфуций. Лунь юй» в пер. Переломова Л. С. М., «Мэн-цзы» в пер. Колоколова В. С., Сыма Цянь «Ши цзи (Исторические записки)», Фань Е «Хоу хань шу (История поздней династии Хань)», Хиншун Я. «Древнекитайская философия. Эпоха Хань», «Шу цзин», Лянь Юань-дун «История общественных отношений в Китае».
«Гуаньцзы» представляет из себя сборник философских идей и воззрений, принадлежащих различным древнекитайским деятелям в основном IV–III вв. до н.э . Назван трактат в честь Гуань Чжуна, реформатора царства Ци и одного из идейных основателей школы легизма. Гуаньцзы помогает изучить не только философскую мысль в Древнем Китае, но и ряд других важнейших исторических проблем в политике, экономике и социально-этической сфере.
Сборник «Древнекитайская философия» включает в себя такие древнейшие тексты, как «Цзо чжуань», «Гуаньцзы», «Ли цзи», «Сюнь-цзи», «Шан цзюнь шу», «Хань Фей-цзы», «Люй-ши чунь цю», «Ши цзи». Все эти памятники написаны в разные временные периоды, абсолютно разными по своим идеям и воззрениям авторами. Однако, данные тесты необходимы для изучения истории, идеологии, общественной, права мысли в Древнем Китае. Собрание текстов «Древнекитайская философия» дает характеристику разных философских школ.
Для изучения основополагающих идей философской школы легизма была использована «Книга правителя области Шан», в переводе Переломова . Традиционно авторство этого текста приписывается Шан Яну, который провел свои знаменитые реформы в царстве Цинь. Этот трактат полезен для изучения идеологии легистов, их взглядов на управление государства и законы. Переломов в своей монографии, помимо перевода, дает обширный комментарий к содержанию текста, а также о жизни и деятельности самого Шан Яна, влиянии его учения. «Книга правителя области Шан» является важнейшим памятником общественно-политической мысли в Древнем Китае. В целом, идеи школы легистов оказали колоссальное влияние на дальнейшее развитие правовой мысли и законодательства Китая.
Несомненно, важным источником в данной работе является «Лунь Юй» Конфуция. По сути, сам Конфуций не является автором «Лунь Юя». Эта работа представляет из себя записи диалогов Конфуция со своими учениками, а также фиксирует его мудрые изречения. Сделаны эти записи последователями Конфуция уже после его смерти. Перевод «Лунь Юя» Л.С. Переломовым основан на анализе предшествующих переводов на европейские языки . Помимо прочего, он делает анализ самого древнего текста и дает личные комментарии. «Лунь Юй» - значимый источник для данной работы, так как без него сложно оценить в полной мере идеологию конфуцианства и взгляд на мир приверженцев этой философской школы.
Книга «Мэн-цзы» (в переводе Колоколова В. С.) – один из самых значимых памятников конфуцианской мысли. Точное авторство работы не установлено. Большинство синологов придерживаются мнения, что работа написана последователями великого конфуцианского философа Мэн-цзы, жившего в IV-III вв. до н.э. Основная суть работы, подобно «Лунь Юю», — это мысли и рассуждения Мэн-цзы о различных сферах жизни древнекитайского общества: политике, морали, образовании, философии.
Одним из самых известнейших историографов Древнего Китая является Сыма Цянь. Его девятитомная работа «Исторические записки» получила свое современное название лишь после смерти автора. Оригинальное название «Книга Придворного историографа» . В данной работе в качестве источника для изучения самого раннего периода истории Китая использовался только второй том, в котором автор дает подробное описание событий при династиях Цинь и Хань, а также процесс формирования империй. Сыма Цянь в своей работе лишь описывает основные события, не делая их анализ. Автор подробно фиксирует смену правителей в каждой династии, упоминает родственные связи, браки, описывает события смены династий, борьбы княжеств между собой, любые внешние угрозы. Эти данные позволяют сделать вывод и социальной структуре того времени, что необходимо в данной работе. Труд Сымы Цяня – богатейший источник по истории Древнего Китая, поэтому автора недаром назвали «Отцом китайской историографии».
Для изучения истории династии Хань была использована работа Фань Е. Хоу хань шу (История поздней династии Хань) . Данная работа посвящена описанию правления императоров империи Хань, описанию некитайских народов, внешней политики и угроз для империи, а также включает в себя трактаты, касающиеся различных аспектов политической, социальной, хозяйственной и культурной жизни.
Работа Яна Хиншуна «Древнекитайская философия. Эпоха Хань» — это антология китайской философии периода правления династии Хань. Она знакомит с важным периодом в развитии историко-философского процесса в Китае. В ней представлены мыслители различных взглядов и мировоззренческой ориентации — создатели оригинальных философских учений, последователи конфуцианства, даосизма, легизма и других направлений.
Книга «Шу Цзин» - ещё один величайший памятник древнекитайской конфуцианской литературы. Среди синологов существует мнение о том, что работу составлял и редактировал сам Конфуций, однако достоверных сведений об этом нет. Текст «Шу Цзин» не дошел до наших дней в первоначальном варианте, работа была уничтожена, а позже восстанавливалась по частям. Книга является сборником различных сказаний, мифов, описаний исторических событий, обращений правителей к подданным, указов, поучений сановникам, диалогов древних правителей с мудрецами.
Книга Лянь Юань-дуна «История общественных отношений в Китае» написана традиционным китайским языком. На данный момент официальный перевод к данной работе ещё не сделан. В книге автор анализирует эволюцию и развитие китайского общества.
Историографию проблемы мы можем разделить на работы по истории Китая, которые позволяют изучить реализацию идеи конфуцианства и легизма на практике, работы по праву Китая, работы по философии Китая, справочную литературу.
Рассмотрим первую группу – общие работы по истории Китая.
Для изучения истории Китая использовалась работа Бокщанина А.А., Непомнина О.Е., Степугиной Т.В. «История Китая» . В данной монографии рассматривается история Китая с древнейших времен до начала XX в. В своей работе авторы основываются на оригинальных исторических и специальных исследованиях российских, китайских и западных ученых. Монография разделена на три части, каждая из которых посвящена рассмотрению древней, средневековой и новой истории Китая.
Монография Переломова Л. С. «Империя Цинь – первое централизованное государство в Китае (221-202 гг. до н. э.)» посвящена созданию в Китае первого централизованного государства – империи Цинь. В работе рассматривается процесс формирования империи, деятельность императоров, изменения и нововведения в различных сферах жизни общества.
Классические работы английского профессора С. П. Фицджеральда: «Китай: Краткая история культуры» и «История Китая» — это монографии, дающие обширный и глубокий очерк истории Китая от неолита до конца XIX века. В данных работах достойное внимание уделено духовной и материальной культуре, искусству и литературе традиционного Китая. Помимо рассмотрения исторических событий интересующего нас периода существования империй Цинь и Хань, автор особое внимание уделяет философии и идеологии первых империй Древнего Китая, а также указывает на их влияние на всех стороны жизни древнекитайского общества.
В работе «Имперское прошлое Китая: введение в китайскую историю и культуру» («China's imperial past: an introduction to Chinese history and culture») Чарльз Хакер рассматривает все ключевые аспекты китайской истории. Книга поделена на три большие части: доисторический период, ранние империи и поздние империи. Все периоды описаны по одной схеме (ключевым компонентам): историческая линия, правительство и общество, мышление, литература и искусство. Для нашей работы наиболее интересны аспекты мышления, где как раз анализируются философские школы конфуцианства и легизма, а также аспекты права, общественных отношений.
Небольшая работы Джозеф Нидэм «Наука и общество в древнем Китае» («Science and society in ancient China») интересна своим описанием влияние конфуцианства и легизма на древнекитайское общество.
Рассмотрим вторую группу – работы по праву Китая.
В монографии Кучеры С. «История, культура и право Древнего Китая» особое место занимает именно рассмотрение правовой системы Древнего Китая. На основании сохранившихся образцов писаного права автор описывает процесс формирования системы наказаний за различные преступления. Делает акцент на существовании принципа коллективной ответственности. Указывает на исключительно важное место законов в культуре и истории Древнего Китая.
Статья Медведева В. Г. «Сущность морально-этической концепции конфуцианства и правовой доктрины легизма и их влияние на развитие права в Древнем Китае» посвящена анализу самых распространённых в Древнем Китае политико-правовых учений конфуцианства и легизма. Данная статья ориентирована не на изучение становления этих школ, а именно на их правовой аспект. По мнению автора, именно эти учения послужили базисом для формирования политико-правовых и морально-этических идей . Также, Медведев указывает на различное влияние конфуцианства и легизма на развитие правовой системы, однако не забывает упомянуть про их синкретизм в период существования империи Хань.
Переломов Л. С. в монографии «Конфуцианство и легизм в политической истории Китая» показывает исторический фон, делая акцент на развитии экономики, производства, торговых связей. В работе особое внимание уделяется становлению, развитию и доктринам философских школ конфуцианства и легизма. На основе «Исторических записок» Сымы Цяня Переломов подробно рассказывает о жизни и деятельности Конфуция. Дает ему крайне положительную оценку, отмечая большой вклад в развитие культуры Китая . Автор также проводит анализ текса «Лунь Юя», приводя мнения и других исследователей. Важное значение он придает рассмотрению взглядов Конфуция на устройство бюрократического аппарата в государстве, его пониманию власти и взглядам на законодательство. Также, Переломов анализирует жизнь и деятельность основателей и первых представителей легизма: Гуань Чжуна, Шан Яна, Цзы Чана . Особое внимание автор уделяет анализу реформ Шан Яна. Помимо этого, Переломов рассматривает развитие идей философских школ в период существования первых империй. Он рассматривает взгляды последователей Конфуция и первых легистов, показывает их влияние на законодательство. В итоге, Переломов приходит к выводу о слиянии идей конфуцианства и легизма в период существования империи Хань. Изучение жизни и деятельности Конфуция и представителей школы легизма дает автору возможность сделать выводы об общественно-политической жизни не только Древнего Китая, но и КНР.
Работа Синхи С.П. «Юриспруденция. Философия права» посвящена исследованию различных взглядов на природу права. Для этого автор анализирует различные теории, которые выдвигались на протяжении развития человеческой мысли. Автор анализирует и теории права Древнего Китая. Он рассматривает основные идеи Конфуция и приверженцев легизма, показывает, как эти идеи повлияли на формирование правовой системы в Китае.
В сборнике одиннадцатой научной конференции «Общество и государство в Китае» представлены несколько работ, подходящих для изучения нашей темы. Статья Илюшечкина В. П. «О классовой и сословной стратификации древнего и средневекового китайского общества» показывает взаимоотношения в социальной сфере и деление людей на классы. Статья Васильева Л. С. «Власть – собственность политического лидера в Древнем Китае» посвящена непосредственно личности императора, становлению его авторитета и могущества. В статье «Правовые воззрения ханьских конфуцианцев» Король Ю. Л. показывает, как конфуцианцы в эпоху Хань смотрели на право. Эти были уже не те первоначальные, отрицающие законы, взгляды. Необходимость права и управления на основе всеобщих законов со временем стала ясна и конфуцианцам.
В книге «Государство в истории общества (к проблеме критериев государства)» собраны работы, посвященные рассмотрению различных аспектов государственности в Китае, а также, места и роли традиционных социальных коллективов. Для нашей работы особенно актуальны и полезны две работы Бокщанина А.А. - «Зарождение административно-управленческого аппарата в Древнем Китае», «Сложение государственно-административных институтов в Китае (эпоха Шан-Инь, XVI – середина XI вв. до н.э.».
Статья Попова П. С. «Краткий исторический очерк уголовного законодательства Китая с древнейших времен до второй половины X века по Р. Х.» предназначена для знакомства с уголовным правом Китая начиная с древних времен. Для анализа аспектов права автор использует древнекитайские источники.
Далее рассмотрим работы по философии и идеологии Древнего Китая.
В работе «История социума и демократии» Буйчик А. Г. освещает вопросы философского и политического развития общества, значение власти и ее роли в государстве. Автор дает характеристику политических институтов, взглядов мыслителей на проблему личностно-государственных отношений, в том числе, и в Древнем Китае.
Монография Васильева Л. С. «Проблема генезиса китайской мысли (формирование основ мировоззрения и менталитета)» посвящена рассмотрению процесса формирования китайской философской мысли. Особое внимание уделяется социальной, политической, этической философии. Автор анализирует специфику философской мысли и систему мышления в Древнем Китае. Отдельные главы отведены изучению идей Конфуция. Васильев Л. С. рассматривает и воззрения легистов, в особенности Шан Яна. Во второй монографии Васильева «Проблемы генезиса китайского государства» рассматривается сажный и неоднозначный процесс становления китайской государственности начиная с протогосударственных форм до складывания великой империи. Автор рассматривает такие аспекты, как власть, общественные отношения, право, бюрократический аппарат, армия.
Работа известного китайского ученого и историка философии Го Мо-Жо «Философы Древнего Китая» дает глубокий анализ идеологии Древнего Китая. Автор подвергает критической оценке традиционные представления о философии Древнего Китая и о древнекитайской идеологии, показывает свой взгляд некоторых важных проблем. Го Мо-Жо анализирует философские учения Древнего Китая такие как конфуцианство, моизм, даосизм, легизм. Помимо прочего, он идеологическую борьбу как сторонников разных учений, так и приверженцев одной и той же философской школы.
Монография Малявина В. В. «Империя ученых» посвящена изучению империи Хань, в частности, последним десятилетиям царствования Ханьского дома. В работе отражены основные политические события того времени, показано государственное устройство позднеханьской империи.
Работа Переломова Л. С. - «Конфуций: жизнь, учение, судьба» посвящена более подробному анализу учения Конфуция. Рассматривается воздействие личности Конфуция и его учения на духовную жизнь и политическую культуру Китая.
В монографию Рубина В. А. «Личность и власть в Древнем Китае» вошли собрания статей и записи из дневников, посвященные различным аспектам древнекитайской культуры и ее связям с современностью, включены также переводы китайских текстов, в том числе канонического конфуцианского трактата «Записки о музыке» («Юэ-цзи»). В своей работе Рубин не просто анализирует философские школы Древнего Китая, но и рассматривает историческую обстановку, в которой они складывались и развивались.
В работе Фэн Ю-Ланя «Краткая история китайской философии» исследуется генезис китайской мысли от самых истоков вплоть до наших дней. Автор отмечает, что в китайской цивилизации философия играла роль, сравнимую с ролью религии в других культурах. Каждый образованный человек в Древнем Китае интересовался философией. Сам Фэн Ю-Лань является представителем современной конфуцианской философии, поэтому больший акцент в работе сделан именно на изучение философской школы Конфуция. Конечно, автор рассматривает и легизм, моизм, даосизм.
Работа Ян Юн-Го «История Древнекитайской идеологии» — это исследование истории философских школ Древнего Китая с позиции марксизма-ленинизма. Автор раскрывает связь проблематики древнекитайской философии с запросами социальной борьбы в обществе, борьбы материализма с идеализмом. В книге анализируются древнейшие источники китайской письменности.
В монографии Чжу Юнсинь «История просветительской мысли в Древнем Китае» рассматриваются идеи, методики преподавания различных древнекитайских философских школ. По большей части, работа посвящена сфере образования.
Работа Джулии Чинг «Китайские религии» («Chinese religions») посвящена рассмотрению религии в Китае. Особое внимание уделено именно конфуцианским идеям начиная с момента становления до настоящего времени. Отдельно рассматриваются буддизм, даосизм и ислам.
Бенджамин Шварц «Мир мысли в Древнем Китае» («The world of thought in ancient China») – работа по философии Древнего Китая. Автор рассматривает становление философских школ конфуцианства, легизма и даосизма, их основные взгляды и развитие идей.
Джудит Шклар «Легизм» («Legalism») - книга о теории права, об отношениях права, политики и морали в Древнем Китае. Автор показывает недостатки и достоинства легистского мировоззрения.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3-17
ГЛАВА I. ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ ИДЕОЛОГИЮ (В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ДИНАСТИЙ СЯ, ШАН-ИНЬ, ЧЖОУ, ЦИНЬ, ХАНЬ…………………………………………………………………………….18-29
1.1. КОНФУЦИАНСТВО………………………………………………………18-23
1.2. ЛЕГИЗМ…………………………………………………………………….23-29
ГЛАВА II. ВЛИЯНИЕ ИДЕОЛОГИИ НА ПРАВОВУЮ СИСТЕМУ………30-41
2.1. ПРАВОВАЯ СИСТЕМА ДРЕВНЕГО КИТАЯ…………………………..30-36
2.2. ЛЕГИЗМ КАК ОСНОВА ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ В ИМПЕРИИ ЦИНЬ…………………………………………………………………………….36-39
2.3. СИНКРЕТИЗМ КОНФУЦИАНСТВА И ЛЕГИЗМА В ИМПЕРИИ ХАНЬ.....................................................................................................................39-41
ГЛАВА III. ВЛИЯНИЕ ИДЕОЛОГИИ НА СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ…………………………………………………………………………42-60
3.1. СОЦИАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА…………………………………...42-47
3.2. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВОМ И ЛИЧНОСТЬ ИМПЕРАТОРА………………………………………………………………….47-54
3.3. БЮРОКРАТИЧЕСКИЙ АППАРАТ………………………………………54-60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………61-64
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...65-68

Идеология Древнего Китая в доимперский период и времена существования империй Цинь и Хань развивалась на основе идей двух школ: конфуцианства и легизма. Хотя оба они оказали глубокое влияние на государственное строительство Китая, а также на его моральные и правовые традиции, вначале эти две философии были категорически против друг друга, поскольку основывались на совершенно разных принципах. Наибольшее распространение они получили в VI-III вв. до н.э . Со временем интересы двух философских школ стали пересекаться, а во времена империи Хань даже сложился некий синкретизм конфуцианства и легизма. В данной главе будут рассмотрены и проанализированы основные положения конфуцианства и легизма, а также особенности философских школ с момента их формирования до III в. н.э.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Источники
1. Гуаньцзы. URL: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/I/Drvnkit_fil/frametext9.htm (26.10.2021)
2. Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. Т. 2. М.: Мысль, 1973. 384 с.
3. Книга правителя области Шан (Шан цзюнь шу) / Пер. Переломов Л. С. М.: Ладомир, 1993. 392 с.
4. Конфуций. Лунь юй / Пер. Переломов Л. С. М.: Восточная литература, 2001. URL: https://vk.com/doc358527_325883517?hash=d5d85b1a917974e1e1&dl=9bd3c9a29beff4e4bd (26.10.2021)
5. Лянь Юань-дун. История общественных отношений в Китае. Шанхай, 1954.
6. Мэн-цзы / Пер. Колоколов В. С. СПб.: Петербургское Востоковедение, 1999. 272 с.
7. Сыма Цянь. Ши цзи (Исторические записки) / Пер. Вяткин Р. В. Т.2. М.: Восточная литература, 2003. 567 с. URL: https://vk.com/doc-47544854_152921425?hash=b8cb783a1af3ef56f1&dl=d184d16bbe4631a5eb (26.10.2021)
8. Фань Е. Хоу хань шу (История поздней династии Хань). URL: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/III/Fan_E/frametext4.htm (26.10.2021)
9. Хиншун Я. Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М.: Наука, 1990. 523 с.
10. Шу цзин. URL: https://www.abirus.ru/content/564/623/626/14338/15109/15110/15113.html (03.03.2022)
Литература
11. Бокщанин А. А., Непомнин О. Е., Степугина Т. В. История Китая. М.: Восточная литература, 2010. 599 с.
12. Буйчик А. Г. История социума и демократии. М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. 140 с.
13. Васильев Л. С. Проблемы генезиса китайского государства. М.: Наука, 1983. 326 с.
14. Васильев Л. С. Проблема генезиса китайской мысли (формирование основ мировоззрения и менталитета). М.: Наука, 1989. 309 с.
15. Го Мо-Жо. Философы Древнего Китая. М.: Издательство иностранной литературы, 1961. 741 с.
16. Государство в истории общества (к проблеме критериев государства). М.: Биоинформсервис, 1998. 296 с.
17. Кучера С. История, культура и право Древнего Китая. М.: Наталис, 2012. 416 с.
18. Малявин В. В. Империя ученых. М.: Европа, 2007. 384 с.
19. Медведев В. Г. Сущность морально-этической концепции конфуцианства и правовой доктрины легизма и их влияние на развитие права в Древнем Китае. // Правоведение. СПб., 2012, № 6. С. 190-198.
20. Одиннадцатая научная конференция «Общество и государство в Китае». Тезисы и доклады. Часть 1. М.: Наука, 1980. 240 с.
21. Переломов Л. С. Империя Цинь – первое централизованное государство в Китае (221-202 гг. до н. э.). М.: Восточная литература, 1962. 243 с.
22. Переломов Л. С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. М.: Наука, 1981. 340 с.
23. Переломов Л. С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. М.: Наука, 1993. 440 с. URL: https://vk.com/doc358527_462383251?hash=5a95256efe6bdc675a&dl=4c3718beac6e14bb37 (26.10.2021)
24. Попов П. С. Краткий исторический очерк уголовного законодательства Китая с древнейших времен до второй половины X века по Р. Х. СПб., 1880.
25. Рубин В. А. Личность и власть в Древнем Китае. М.: Восточная литература, 1999. 384 с.
26. Синха С. П. Юриспруденция. Философия права. М.: Издательский центр "Академия", 1996. 304 с. URL: https://vk.com/doc17719570_528618470?hash=2780a36f49e13da437&dl=88a0067c9c20148a4d (26.10.2021)
27. Фицджеральд С. П. История Китая / Пер. Калашниковой Л. А. М.: Центрполиграф, 2008. 458 с.
28. Фицджеральд С. П. Китай: Краткая история культуры / Пер. Котенко Р. В. СПб.: Евразия, 1998. 455 с.
29. Фэн Ю-Лань. Краткая история китайской философии. СПб.: Евразия, 1998. 376 с.
30. Чжу Юнсинь. История просветительской мысли в Древнем Китае / Пер. с кит. Кочминой С. М.: ООО Международная издательская компания «Шанс», 2021. 423 с.
31. Ян Юн-Го. История Древнекитайской идеологии. М.: Издательство иностранной литературы, 1957. 424 с.
32. Ching J. Chinese religions. New York: Orbis Books, 1993. 275 p.
33. Hucker C. O. China's imperial past: an introduction to Chinese history and culture. Stanford, California: Stanford University Press, 1975. 446 p.
34. Needham J. Science and society in ancient China. London: Watts, 1947. 20 p.
35. Schwartz B.I. The world of thought in ancient China. Cambridge: Belknap Press of Harvard University Press, 1985. 490 p.
36. Shklar J.N. Legalism. Cambridge: Harvard University Press, 1964. 246 p.
Справочная литература
37. Графский В. Г. Всеобщая история права и государства. М.: Норма, 2007. 752 с.
38. Духовная культура Китая: энциклопедия в пяти томах. Т. 1 (Философия). М.: Восточная литература, 2006. 727 с.
39. Духовная культура Китая: энциклопедия в пяти томах. Т. 2 (Мифология. Религия). М: Восточная литература., 2006. 869 с.
40. Духовная культура Китая: энциклопедия в пяти томах. Т. 4 (Историческая мысль. Политическая и правовая культура). М.: Восточная литература, 2009. 935 с.
41. История государства и права зарубежных стран / Под ред. Жидкова О. А., Крашенинниковой Н. А. М.: Норма, 1998. 624 с.
42. История Китая / Под ред. Меликсетова А. В. М., 2002. URL: https://esystem.rudn.ru/pluginfile.php/730374/mod_resource/content/1/354140-www.libfox.ru.pdf (26.10.2021)
43. Нерсесянц В. С. История политических и правовых учений. М.: Норма, 2004. 944 с.

Купить эту работу

РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФСКИХ ШКОЛ КОНФУЦИАНСТВА И ЛЕГИЗМА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ ДРЕВНЕГО КИТАЯ (ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ДИНСТИЙ СЯ, ШАН-ИНЬ, Ч

1800 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

5 апреля 2023 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
Conen99
4.5
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
1800 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Выпускная квалификационная работа

История происхождения города Красноводск и дальнейшее переименование его в Туркменбаши

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1800 ₽
Выпускная квалификационная работа

Возникновение и развитие государств Древнего мира, историко-сравнительный анализ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
700 ₽
Выпускная квалификационная работа

МОСКВА И ВОСТОЧНЫЙ БЕРЛИН: ПОЛИТИКИ И ПРАКТИКИ КУЛЬТУРНОЙ ДИПЛОМАТИИ МЕЖДУ ГОРОДАМИ-ПОБРАТИМАМИ (1956 – КОНЕЦ 1970-Х ГГ.)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Выпускная квалификационная работа

Зонирование территорий ООПТ Подушкинского лесопарк

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Выпускная квалификационная работа

Проблема восприятия современниками внутриполитической деятельности Александра II

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Алексей Литвин Красный и белый террор в России РЕЦЕНЗИЯ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Рецензия на книгу А.В. Шубин «Золотая осень, или период застоя. СССР в 1975-1985 гг.»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
100 ₽
Готовая работа

Конспект книги И.Д. Ковальченко

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
199 ₽
Готовая работа

Рецензия на ВКР. Нужно вставить только тему своей работы

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Утченко С. Л. Политические учения Древнего Рима. М., 1978.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
500 ₽
Готовая работа

Юрий Гаврилович Мизун - Ханы и князья. Золотая Орда и русские княжества. Рецензия

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
250 ₽
Готовая работа

Экстремизм в глобальном обществе риска (М., 2016)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Рецензия на: Сафронов В. А. Индоевропейские прародины. Горький, 1989.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
100 ₽
Готовая работа

Рецензия на книгу Л. Ляшенко «Александр II, или история трех одиночеств».

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
400 ₽
Готовая работа

Дональд Кин, «Японцы открывают Европу».

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
320 ₽
Готовая работа

АВДАТ – ПАМЯТЬ ОБ ИСЧЕЗНУВШЕЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
30 ₽
Готовая работа

Рецензия на статью Б.А.Рыбакова «Слово о полку Игореве»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
30 ₽