Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение
Семейные отношения представляют собой сложную сеть социальных функций, влияющих на людей. Состояние семейной системы зависит от большого количества факторов, конкретных стандартов и государственной поддержки. Однако конструктивные изменения в семейной жизни могут произойти только в контексте кардинальных изменений в социально-экономической сфере, которые тесно связаны с изучением и развитием семейных проблем и формулированием государственных стратегий в области семейной политики.
Актуальность дипломной работы обусловлена закономерностью значимости семьи – важнейшей социальной организации, а также острой потребностью в помощи и поддержке многодетных семей, столкнувшихся с проблемами. Существует множество способов реализации социального обеспечения и поддержки, поскольку семьи, особенно многодетные, быстро и чутко реагируют на изменения в социальной среде, оценивая медицинские и деструктивные процессы, влияющие на их выживание.
В Иркутской области 3391 семья и более 7000 несовершеннолетних находятся в состоянии социальной незащищенности. Впоследствии для предотвращения опасности и спасения жизни детей была организована межведомственная профилактическая акция «Спасите жизни детей». За период реализации акции с 25 декабря 2022 года по 10 января 2023 года было проведено более 25 тысяч инцидентов и рейдов по оказанию социальной и медицинской помощи.
Охват нуждающихся семей составил 98,2%. Итоги разбирательства были доложены на заседании областного совета под председательством заместителя председателя правительства Иркутской области Валентины Вобликовой. 29 января 2023 года местные власти выразили удовлетворение полученными данными. Полиция посетила более 4000 домов, зарегистрированных в правоохранительных органах, причем половину из них посещали более одного раза. Кроме того, в Иркутской области проведено 924 внеплановые проверки соблюдения режима комендантского часа с целью выявления несовершеннолетних без сопровождения взрослых в запретных зонах, особенно в ночное время. Было опрошено более 700 человек, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях.
Еще 78 родителей были обвинены своими детьми в нарушении комендантского часа. 74 ребенка помещены на государственные службы, 56 несовершеннолетних помещены в медицинские учреждения. Кроме того, по решению комитета 17 семей зарегистрированы в Иркутском областном банке данных. В ходе акции также был организован мониторинг случаев насилия и жестокого обращения с детьми, а также ежедневный мониторинг младенческой и детской смертности.
В настоящее время поддержке семей, находящихся в сложной жизненной ситуации, придается большое значение. В послании Федеральному собранию в начале января 2024 года президент В. В. Путин объявил 2024 год годом семьи, соответствующий указ размещен на официальном интернет-портале, что подразумевает ведения программ помощи семьям, которые будут реализованы в ближайшее время.
Социальная поддержка – неотъемлемая часть успешного функционирования любой социальной группы, особенно семей, которые в настоящее время находятся в трудной жизненной ситуации. Именно поэтому организация профессиональной поддержки таких семей является ключевой составляющей социальной поддержки. Эта помощь включает в себя мобилизацию собственных ресурсов семьи, а также других лиц (как правило, родственников, близких и людей, которые уже столкнулись с подобными трудностями), квалифицированных экспертов по социальной работе, а также муниципальных и неправительственных организаций, которые оказывают помощь населению.
Важность такого подхода к оказанию социальных услуг заключается в том, чтобы не повторять то, что происходит сегодня, когда социальные работники способны удовлетворить только базовые потребности семей и снизить остроту семейных проблем.
Целью исследования является выявление эффективных способов, с помощью которых государственные органы могут оказывать социальную помощь семьям, которые находятся в сложной жизненной ситуации.
Объектом научно-исследовательской и социальной работы является семья.
Предмет исследование социальная поддержка семей в трудной жизненной ситуации в Иркутской области.
В соответствии с целью, темой исследования были определены следующие задачи:
- изучение теоретических аспектов социальной работы с семьями:
а) изучение понятий «семья» и «тяжелая жизненная ситуация»;
б) рассмотреть нормативно - правовые основы работы с семьей в России.
- изучение социальной поддержки семей, попавших в трудную жизненную ситуацию на примере Иркутской области:
а) рассмотрение специфики социальной поддержки семей, попавших в трудную жизненную ситуацию в Иркутской области;
б) описание социальной поддержки семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, в условиях Комплексного центра социального обслуживания населения в Иркутской области.
Степень разработанности проблемы семья, в силу своей актуальности волновала исследователей разных времен. Социология семьи начала формироваться еще в середине XIX века. М. Вебер.Э. Дюркгейм., Ф. Энгельс., и другие классики трактовали семью как главный и важнейший компонент, которая составляет социальную основу общества.
Гипотезы:
- В большинстве многодетных семьях остро стоит проблема финансового плана.
- Вероятно, что степень поддержки государства является недостаточной на современном этапе.
- Большая часть многодетных семей, скорее всего, проживают в области, чем в городе.
Методы исследования: работа с документами, анкетирование, экспертное интервью. Базой эмпирического исследования являются данные официальной статистики, а также результаты анкетирования многодетных семей.
Методические приемы исследования. Для анализа деятельности системы обеспечения помощи семьям в сложной жизненной ситуации Иркутской области была разработана специальная анкета.
Практическая значимость темы состоит в изучении разработанных программ для семей в сложной жизненной ситуации, программы могут быть использованы в практической деятельности специалистов с семьями.
Для достижения поставленных целей мы использовали следующие методы: анализ и изучение научной литературы, анализ документов.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Введение……………………………………………………………….……3
Глава 1. Теоретические аспекты социальной работы с семьей………....7
1.1 Понятия «семья» и «трудная жизненная ситуация семьи» ………....7
1.2 Нормативно - правовые основы работы с семьей в России………..12
Глава 2. Помощь семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации в Иркутской области…………………………………………………………….19
2.1. Методы работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации в Иркутской области……………………………………………..…..19
2.2. Специфика работы с детьми в ряде трудных жизненных ситуаций (Ситуации насилия; Ситуация утраты)…………………………………….......30
Глава 3. Предложения и рекомендации по совершенствованию социальной помощи семьям оказавшихся в сложной жизненной ситуации...42
3.1 Предложения по совершенствованию социальной защиты семей...42
3.2 Социально-экономическая эффективность предложенных мероприятий……………………………………………………………………..51
Заключение………………………………………………………………..59
Список источников и литературы………………………………………..61
Приложение……………………………………………………………….65
Глава 1. Теоретические аспекты социальной работы с семьей.
1.1 Понятия «семья» и «трудная жизненная ситуация семьи»
Семья – это небольшая группа людей, которые объединяются через брак или помолвку, которые живут вместе и поддерживают друг друга дома. Они разделяют общие обязанности, поддерживают друг друга, связаны общими ценностями и собственным образом жизни. Конечно, семья занимает особое место в жизни каждого человека.
С раннего подросткового возраста ребенок взрослеет и впитывает общепринятые нормы, ценности и отношения, присущие семье с первых лет жизни. Он черпает мудрость и опыт из своей семьи, хорошие и плохие примеры, которые становятся частью его характера и мировоззрения. Когда дети вырастают, они часто повторяют все, что их родители унаследовали в своей семье.
Семья становится главным фактором, который помогает ребенку формировать свое отношение к окружающему миру и достигать высоких нравственных, общепринятых норм и ценностей. Именно в нем он развивает моральные качества и учится следовать определенным общепринятым нормам поведения.
Семья играет двойственную роль в любом обществе. Она кажется социальной организацией, но с другой точки зрения это маленькая группа, имеющая свой стиль функционирования и путь развития. Результатом этого является опора семьи на социальные институты, экономические, общественно-политические и религиозные отношения, но в то же время условная независимость[4].
Л.В. Карцева отмечает, что ранее социология семьи занималась изучением социальной функции семьи, ставя интересы общества на первое место. В настоящее время эгоизм, который берет свое начало в процессе гуманизации общественного сознания, приобрел всемирную известность. Но факт остается фактом: семейно-центрированное государство чрезвычайно важно, поскольку оно позволяет личности найти наиболее применимые теоретические и практические решения проблемы функционирования семьи.
Список используемых источников
1. Артемьева Т.В. Психолого – педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья: Краткий конспект лекций/Т.В. Артемьева.- Казанский (Приволжский) федеральный университет. – Казань, 2013. – 44 С.
2. Беляева М.А. Социальная работа и социокультурная деятельность с семьей ребенка-инвалида: учеб. пособие/М. А. Беляева; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО Уральский гос. пед. ун-т, Ин-т социального образования. - Екатеринбург: Уральский гос. пед. ун-т, 2009. - 247 с.
3. Бердышев И.С. Проблемы здорового развития ребенка и детская психотравма. Материалы Интернет-семинара для специалистов в области социальной работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних / И.С. Бердышев М.Б Казакова., А.Г Малышев., Г.В Соловьева.. - СПб: Изд-во Санкт-Петербургское бюджетное учреждение социальной помощи семье и детям «Региональный центр «Семья», 2012. – 96 с.
4. Зверева Н. В. Эволюция семьи в современной России: семейные ценности и зарегистрированный брак / Н. В. Зверева // Настоящее и будущее семьи в меняющемся мире / под ред. Н. М. Римашевской, В. Г. Доброхлеб, Е. А. Баллаевой. — М. : Экон-Информ, 2015. — С. 94–108.
5. Белинская А.Б. Конфликтология в социальной работе: пособие для вузов.- М.: Дашков и К: Академцент, 2010. - 222 с.
6. Васягина Н.Н. Обучение как форма психолого-педагогического сопровождения родителей// Педагогическое образование в России, №3, 2011. – С. 126-132.
7. Волкова Е.Н. Оценка распространенности насилия в образовательной среде школы// Психологическая наука и образование №6, 2013. – С. 19.
8. Дерябина В.В. Современные технологии комплексной работы с несовершеннолетними и их семьями, оказавшимся в социально-опасной ситуации./ В.В. Дерябина, А.Н. Михайлов, А.В. Кобелева, К.В. Романовская – М., Центр коррекционных технологий, 2010. – 149 с.
9. «Замещающая семь от «А» до «Я» (для граждан, выразивших желание принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей)» / Л.Ю. Арефьева, Е.А. Некряч. – Сургут, Центр социальной помощи семье и детям «Зазеркалье», 2013 – 53 с.
10. Захарова Ж.А. Насилие в семье: виды, причины, профилактика. – Кострома: ГКУ «ОСРЦН «Добрый дом», 2012. – 59 с.
11. Как преодолеть психотравму и восстановить душевное равновесие. Методическое пособие по психотравмотерапии/Под ред. Л.В. Мищенко. – Пятигорск - Bern: РИА-КМВ, 2012. – 328 с.
12. Кац Г. Метафорические карты: Руководство для психолога./ Г. Кац, Е.Мухаматулина – 2-е изд. - М.: Генезис, 2014. – 160 с. 135
13. Каюда Г.П. Жестокое обращение с несовершеннолетними: Идентификация и оценка психологических последствий./ Г.П. Каюда, З.В. Луковцева, С.Ю. Гаямова, Метод. пособие. – М.: ЭТИПАК, 2011. – 66 с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение
Семейные отношения представляют собой сложную сеть социальных функций, влияющих на людей. Состояние семейной системы зависит от большого количества факторов, конкретных стандартов и государственной поддержки. Однако конструктивные изменения в семейной жизни могут произойти только в контексте кардинальных изменений в социально-экономической сфере, которые тесно связаны с изучением и развитием семейных проблем и формулированием государственных стратегий в области семейной политики.
Актуальность дипломной работы обусловлена закономерностью значимости семьи – важнейшей социальной организации, а также острой потребностью в помощи и поддержке многодетных семей, столкнувшихся с проблемами. Существует множество способов реализации социального обеспечения и поддержки, поскольку семьи, особенно многодетные, быстро и чутко реагируют на изменения в социальной среде, оценивая медицинские и деструктивные процессы, влияющие на их выживание.
В Иркутской области 3391 семья и более 7000 несовершеннолетних находятся в состоянии социальной незащищенности. Впоследствии для предотвращения опасности и спасения жизни детей была организована межведомственная профилактическая акция «Спасите жизни детей». За период реализации акции с 25 декабря 2022 года по 10 января 2023 года было проведено более 25 тысяч инцидентов и рейдов по оказанию социальной и медицинской помощи.
Охват нуждающихся семей составил 98,2%. Итоги разбирательства были доложены на заседании областного совета под председательством заместителя председателя правительства Иркутской области Валентины Вобликовой. 29 января 2023 года местные власти выразили удовлетворение полученными данными. Полиция посетила более 4000 домов, зарегистрированных в правоохранительных органах, причем половину из них посещали более одного раза. Кроме того, в Иркутской области проведено 924 внеплановые проверки соблюдения режима комендантского часа с целью выявления несовершеннолетних без сопровождения взрослых в запретных зонах, особенно в ночное время. Было опрошено более 700 человек, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях.
Еще 78 родителей были обвинены своими детьми в нарушении комендантского часа. 74 ребенка помещены на государственные службы, 56 несовершеннолетних помещены в медицинские учреждения. Кроме того, по решению комитета 17 семей зарегистрированы в Иркутском областном банке данных. В ходе акции также был организован мониторинг случаев насилия и жестокого обращения с детьми, а также ежедневный мониторинг младенческой и детской смертности.
В настоящее время поддержке семей, находящихся в сложной жизненной ситуации, придается большое значение. В послании Федеральному собранию в начале января 2024 года президент В. В. Путин объявил 2024 год годом семьи, соответствующий указ размещен на официальном интернет-портале, что подразумевает ведения программ помощи семьям, которые будут реализованы в ближайшее время.
Социальная поддержка – неотъемлемая часть успешного функционирования любой социальной группы, особенно семей, которые в настоящее время находятся в трудной жизненной ситуации. Именно поэтому организация профессиональной поддержки таких семей является ключевой составляющей социальной поддержки. Эта помощь включает в себя мобилизацию собственных ресурсов семьи, а также других лиц (как правило, родственников, близких и людей, которые уже столкнулись с подобными трудностями), квалифицированных экспертов по социальной работе, а также муниципальных и неправительственных организаций, которые оказывают помощь населению.
Важность такого подхода к оказанию социальных услуг заключается в том, чтобы не повторять то, что происходит сегодня, когда социальные работники способны удовлетворить только базовые потребности семей и снизить остроту семейных проблем.
Целью исследования является выявление эффективных способов, с помощью которых государственные органы могут оказывать социальную помощь семьям, которые находятся в сложной жизненной ситуации.
Объектом научно-исследовательской и социальной работы является семья.
Предмет исследование социальная поддержка семей в трудной жизненной ситуации в Иркутской области.
В соответствии с целью, темой исследования были определены следующие задачи:
- изучение теоретических аспектов социальной работы с семьями:
а) изучение понятий «семья» и «тяжелая жизненная ситуация»;
б) рассмотреть нормативно - правовые основы работы с семьей в России.
- изучение социальной поддержки семей, попавших в трудную жизненную ситуацию на примере Иркутской области:
а) рассмотрение специфики социальной поддержки семей, попавших в трудную жизненную ситуацию в Иркутской области;
б) описание социальной поддержки семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, в условиях Комплексного центра социального обслуживания населения в Иркутской области.
Степень разработанности проблемы семья, в силу своей актуальности волновала исследователей разных времен. Социология семьи начала формироваться еще в середине XIX века. М. Вебер.Э. Дюркгейм., Ф. Энгельс., и другие классики трактовали семью как главный и важнейший компонент, которая составляет социальную основу общества.
Гипотезы:
- В большинстве многодетных семьях остро стоит проблема финансового плана.
- Вероятно, что степень поддержки государства является недостаточной на современном этапе.
- Большая часть многодетных семей, скорее всего, проживают в области, чем в городе.
Методы исследования: работа с документами, анкетирование, экспертное интервью. Базой эмпирического исследования являются данные официальной статистики, а также результаты анкетирования многодетных семей.
Методические приемы исследования. Для анализа деятельности системы обеспечения помощи семьям в сложной жизненной ситуации Иркутской области была разработана специальная анкета.
Практическая значимость темы состоит в изучении разработанных программ для семей в сложной жизненной ситуации, программы могут быть использованы в практической деятельности специалистов с семьями.
Для достижения поставленных целей мы использовали следующие методы: анализ и изучение научной литературы, анализ документов.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Введение……………………………………………………………….……3
Глава 1. Теоретические аспекты социальной работы с семьей………....7
1.1 Понятия «семья» и «трудная жизненная ситуация семьи» ………....7
1.2 Нормативно - правовые основы работы с семьей в России………..12
Глава 2. Помощь семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации в Иркутской области…………………………………………………………….19
2.1. Методы работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации в Иркутской области……………………………………………..…..19
2.2. Специфика работы с детьми в ряде трудных жизненных ситуаций (Ситуации насилия; Ситуация утраты)…………………………………….......30
Глава 3. Предложения и рекомендации по совершенствованию социальной помощи семьям оказавшихся в сложной жизненной ситуации...42
3.1 Предложения по совершенствованию социальной защиты семей...42
3.2 Социально-экономическая эффективность предложенных мероприятий……………………………………………………………………..51
Заключение………………………………………………………………..59
Список источников и литературы………………………………………..61
Приложение……………………………………………………………….65
Глава 1. Теоретические аспекты социальной работы с семьей.
1.1 Понятия «семья» и «трудная жизненная ситуация семьи»
Семья – это небольшая группа людей, которые объединяются через брак или помолвку, которые живут вместе и поддерживают друг друга дома. Они разделяют общие обязанности, поддерживают друг друга, связаны общими ценностями и собственным образом жизни. Конечно, семья занимает особое место в жизни каждого человека.
С раннего подросткового возраста ребенок взрослеет и впитывает общепринятые нормы, ценности и отношения, присущие семье с первых лет жизни. Он черпает мудрость и опыт из своей семьи, хорошие и плохие примеры, которые становятся частью его характера и мировоззрения. Когда дети вырастают, они часто повторяют все, что их родители унаследовали в своей семье.
Семья становится главным фактором, который помогает ребенку формировать свое отношение к окружающему миру и достигать высоких нравственных, общепринятых норм и ценностей. Именно в нем он развивает моральные качества и учится следовать определенным общепринятым нормам поведения.
Семья играет двойственную роль в любом обществе. Она кажется социальной организацией, но с другой точки зрения это маленькая группа, имеющая свой стиль функционирования и путь развития. Результатом этого является опора семьи на социальные институты, экономические, общественно-политические и религиозные отношения, но в то же время условная независимость[4].
Л.В. Карцева отмечает, что ранее социология семьи занималась изучением социальной функции семьи, ставя интересы общества на первое место. В настоящее время эгоизм, который берет свое начало в процессе гуманизации общественного сознания, приобрел всемирную известность. Но факт остается фактом: семейно-центрированное государство чрезвычайно важно, поскольку оно позволяет личности найти наиболее применимые теоретические и практические решения проблемы функционирования семьи.
Список используемых источников
1. Артемьева Т.В. Психолого – педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья: Краткий конспект лекций/Т.В. Артемьева.- Казанский (Приволжский) федеральный университет. – Казань, 2013. – 44 С.
2. Беляева М.А. Социальная работа и социокультурная деятельность с семьей ребенка-инвалида: учеб. пособие/М. А. Беляева; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО Уральский гос. пед. ун-т, Ин-т социального образования. - Екатеринбург: Уральский гос. пед. ун-т, 2009. - 247 с.
3. Бердышев И.С. Проблемы здорового развития ребенка и детская психотравма. Материалы Интернет-семинара для специалистов в области социальной работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних / И.С. Бердышев М.Б Казакова., А.Г Малышев., Г.В Соловьева.. - СПб: Изд-во Санкт-Петербургское бюджетное учреждение социальной помощи семье и детям «Региональный центр «Семья», 2012. – 96 с.
4. Зверева Н. В. Эволюция семьи в современной России: семейные ценности и зарегистрированный брак / Н. В. Зверева // Настоящее и будущее семьи в меняющемся мире / под ред. Н. М. Римашевской, В. Г. Доброхлеб, Е. А. Баллаевой. — М. : Экон-Информ, 2015. — С. 94–108.
5. Белинская А.Б. Конфликтология в социальной работе: пособие для вузов.- М.: Дашков и К: Академцент, 2010. - 222 с.
6. Васягина Н.Н. Обучение как форма психолого-педагогического сопровождения родителей// Педагогическое образование в России, №3, 2011. – С. 126-132.
7. Волкова Е.Н. Оценка распространенности насилия в образовательной среде школы// Психологическая наука и образование №6, 2013. – С. 19.
8. Дерябина В.В. Современные технологии комплексной работы с несовершеннолетними и их семьями, оказавшимся в социально-опасной ситуации./ В.В. Дерябина, А.Н. Михайлов, А.В. Кобелева, К.В. Романовская – М., Центр коррекционных технологий, 2010. – 149 с.
9. «Замещающая семь от «А» до «Я» (для граждан, выразивших желание принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей)» / Л.Ю. Арефьева, Е.А. Некряч. – Сургут, Центр социальной помощи семье и детям «Зазеркалье», 2013 – 53 с.
10. Захарова Ж.А. Насилие в семье: виды, причины, профилактика. – Кострома: ГКУ «ОСРЦН «Добрый дом», 2012. – 59 с.
11. Как преодолеть психотравму и восстановить душевное равновесие. Методическое пособие по психотравмотерапии/Под ред. Л.В. Мищенко. – Пятигорск - Bern: РИА-КМВ, 2012. – 328 с.
12. Кац Г. Метафорические карты: Руководство для психолога./ Г. Кац, Е.Мухаматулина – 2-е изд. - М.: Генезис, 2014. – 160 с. 135
13. Каюда Г.П. Жестокое обращение с несовершеннолетними: Идентификация и оценка психологических последствий./ Г.П. Каюда, З.В. Луковцева, С.Ю. Гаямова, Метод. пособие. – М.: ЭТИПАК, 2011. – 66 с.
| Купить эту работу vs Заказать новую | ||
|---|---|---|
| 0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
|
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
| Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
| 2000 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 7184 Выпускной квалификационной работы — поможем найти подходящую